Логотерапия франкла основные принципы: Логотерапия Франкла — основные принципы, техники, цель, методы

Содержание

Логотерапия Франкла — основные принципы, техники, цель, методы

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация,  проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл.

Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной мотивацией человека.

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение фрустрации, если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные шизофренией, которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия психология приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в психоанализе к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Фобиям и тревожным неврозам характерна предупреждающая тревога, которая порождает те обстоятельства, ситуации, явления, которых боится пациент. Появление таких обстоятельств активизирует антиципаторную тревогу, тем самым, создает порочный круг, который существует до тех пор, пока человек не начнет избегать ситуаций, которые, по его мнению, способны вызвать его страх. Такое избегание называется «ложной пассивностью».

Человек, у которого обсессивно-компульсивный невроз как раз таки занимается этой «ложной пассивностью», когда делает попытки в противодействии навязчивым действиям и мыслям. Такая «ложная деятельность» присуща и пациентам с неврозами интимного характера, проявляясь тем, что человек, стремясь добиться половой компетентности, неадекватно реагирует на ситуацию.

Желаемое действие остается невыполнимым через действие «чрезмерной интенции», «чрезмерного внимания» и навязчивого самонаблюдения. В таких случаях эффективной является логотерапевтическая техника парадоксальной интенции.

Парадоксальная интенция логотерапии заключается в том, чтобы вызвать страх у пациента тем, что он делает то, чего боится. Следовательно, пациент с обсессивно-компульсивным расстройством прекращает оказывать сопротивление навязчивым действиям и мыслям, а пациент с фобическим неврозом больше не борется со своими страхами, прекращая антиципаторный круг тревоги. В таком состоянии пациент полностью изменяет свое отношение к ситуации.

Техника парадоксальной интенции логотерапии является эффективной и применяемой, независимо от происхождения симптома, то есть это абсолютно неспецифический метод. Симптоматической терапией его также не назовешь, потому что, используя метод парадоксальной интенции, логотерапевт работает не с симптомами, а с отношением самого пациента к его неврозу и симптоматическим проявлениям.

Иногда этот метод логотерапии помогает даже в самых тяжелых и затянувшихся случаях.

Такой метод однозначно оказывает влияние на глубинные уровни психики, хотя он и отошел в своей теории от глубинного психоанализа, но поверхностным его также не назовешь. Сам Виктор Франкл утверждал, что парадоксальная интенция – это «экзистенциальная переориентация», сложный процесс переучивания человека, а не просто внесение изменений в поведенческие стереотипы.

Вторая техника логотерапии – дерефлексия, ее воздействию поддается самонаблюдение, интенция, чрезмерное внимание. Этот метод особенно является эффективным в применении его в лечении мужской импотенции и невозможности женщины достигать оргазма.

Дерефлексия действует таким образом, что она отвлекает внимание пациента от собственной персоны, в первую очередь, и от выполняемого действия, переключаясь полностью на партнера, что в свою очередь, убирает требования к выполнению определенных действий.

Техники логотерапии (парадоксальной интенции, дерефлексии, логоанализа) очень эффективны в применении, с их помощью устраняется основная проблема, которая не дает покоя, мешает жить и вместе с ней стирается смысл существования. Разрешив мучительную ситуацию, человек может открыть глаза пошире и увидеть, сколько есть всего, чем он может заняться.

Методы логотерапии разработаны с целью – помочь человеку в разрешении его проблем. Поскольку он в них принимает участие, то и результат в большей части зависит от него, его стараний и желания изменить ситуацию.

Логоанализ («логос» – «смысл», «дух») разработан с целью изучения жизни и ценностей пациента.

Цель логотерапии в логоанализе выражается в способности к расширению поля сознания человека, стимулировании его творческого воображения, с целью найти ответы на возникшие вопросы внутри себя самого. В процессе логоанализа пациент должен произвести оценивание отдельных этапов своей жизни, сделав это, обсудить их вместе с психотерапевтом. Благодаря методу логоанализа в логотерапии, человек способен достигать духовного инсайта и переоткрывать для себя заново, существенные значимые составляющие жизни. С помощью использования логотерапии человек способен проникнуть в глубинный смысл переживаний, любви, познать смысл страданий, и найти для себя ответ на вопрос о том, в чем состоит его смысл жизни.

Цель логотерапии состоит в том, чтобы исследовав свои внутренние потребности, человек осознал ответственность за свою жизнь.

Логотерапия – смысло-центрированная терапия, поэтому в ней заложена идея о «стремлении к смыслу». Количество людей жалующихся на бессмысленность существования все время растет, виной этому есть неудачный опыт раннего поиска смысла, а это, в свою очередь, приводит к депрессии, аддикциям и агрессии.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Основные принципы логотерапии Франкла — Блог Викиум

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Логотерапия – это специальный термин, который подразумевает лечение заболевания или же дезадаптацию человека. Данная теория была разработана Виктором Э.Франклом. В ее основе лежит вера в то, что в человеке изначально закладывается мотивация для поиска определенной цели в жизни и непосредственно ее смысла. На теорию Франкла очень сильно повлиял и его опыт, который он пережил во время нахождения в концлагерях.

Содержание:

  • 1 Что такое логотерапия?
  • 2 Основные элементы логотерапии
  • 3 Техники логотерапии
  • 4 Дерефлексия
  • 5 Парадоксальное намерение
  • 6 Сократический диалог

Что такое логотерапия?

Логотерапия является в некоторой степени психотерапией. Ее концепция заключается в том, что человек – это духовное существо, которое в любой ситуации будет пытаться понять смысл жизни. В тех случаях, когда этого не получается сделать, наступает состояние экзистенциального разочарования. Это очень опасная среда, которая может спровоцировать развитие многочисленных расстройств психического характера. Очень часто люди, которые не могут обнаружить смысл жизни, страдают неврозами, депрессивным состоянием, какими-то зависимостями или же начинаются заниматься преступными делами.

Основные элементы логотерапии

Логотерапия в своей основе содержит три основных принципа:

  1. Каждый человек имеет свой внутренний стержень.
  2. Больше всего внимания нужно уделять тому, чтобы человек определил, какими именно внутренними ресурсами он располагает, и начал их применять в своей жизни. Также важно предоставить человеку все необходимые инструменты для их эффективного применения.
  3. Жизнь всем предлагает какой-то смысл и цель.

Для того чтобы полноценно раскрыть смысл жизни, Франкл предложил использовать три разных способа. Для этого нужно выполнять какую-то определенную работу или же ставить перед собой задачи и стремиться как можно быстрее и качественнее с ними справиться. Также можно переживать за кого-то или любить. Неотъемлемой частью жизни каждого человека, по мнению Франкла, также являются страдания. Именно они выступают в качестве высшего уровня свободы человека. Он учится выбирать, как нужно реагировать на ту или иную ситуацию, выбирает определенный путь, даже если он будет слишком болезненным.

Техники логотерапии

Франкл во время разработки своей теории дополнительно выделял еще и техники, которые являются важной частью логотерапии. Каждая из них имеет свои особенности.

Дерефлексия

Дерефлексия применяется в тех ситуациях, когда человек максимально поглощен достижением определенной цели или какой-то проблемой. Таким образом он перенаправляет от себя внимание и отвлекает интерес других людей от своей личной жизни. За счет этого человек может стать целостным и начать думать об окружающих, а не только о себе.

Парадоксальное намерение

Парадоксальное намерение способно включить в себя просьбы о том, чего человек боится в своей жизни больше всего. Страх очень часто является препятствием к действиям и становится причиной возникновения постоянной тревоги или даже развития неких фобий. Но если в жизнь добавить, к примеру, юмор, то это поможет устранить страх и тревожные симптомы, возникающие под его влиянием.

Сократический диалог

Сократический диалог представляет собой специальную технику. Логотерапевт, применяя ее, может использовать то, что говорит человек, и таким образом помогает ему достичь самопознания. Если внимательно слушать своего собеседника, то можно таким способом указать на те или иные шаблоны слов, словесные решения. Достаточно часто именно в них скрывается решение проблемы, которое человек раньше просто не замечал. Процесс такого типа направлен на то, чтобы дать собеседнику понять, что ответ скрывается на поверхности и его необходимо только заметить.

Развивая такое качество, как осознанность, можно постепенно понять, в чем состоит смысл жизни. Курс Викиум «Эмоциональный интеллект» способствует развитию осознанности.

Теория смысла Виктора Франкла

Когда солнце спускается за далекие горы, оно создает красивое сочетание оранжевого, персикового и розового цветов.

Когда мы греемся в лучах заката и размышляем о творении или наслаждаемся объятиями любимого человека, это придает смысл.

Взаимодействуя с нашим сообществом, участвуя в творческих начинаниях и поддерживая дело большее, чем мы сами, мы познаем ценность жизни.

Что же тогда придает смысл жизни? Что делает эти трудные моменты, темные ночи и бесконечную борьбу достойной борьбы?

Поиск ответа на вопрос «в чем смысл жизни?» существует с начала времен. Поиск смысла жизни можно рассматривать как основную мотивацию каждого человека, и концепция логотерапии основана на этом утверждении.

В следующей статье мы глубоко погрузимся в создание логотерапии, исследований, техник и рабочих листов.

Перед тем, как вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Логотерапия: определение
  • Кем был Виктор Франкл?
  • Теория Виктора Франкла
  • Исследования и эмпирические результаты
  • 3 техники логотерапии
  • 4 Задания и рабочие листы
  • 6 известных цитат о жизни и их значении
  • 5 книг по теме
  • Наш мастер-класс по смыслу и ценности жизни
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Логотерапия: определение

Логотерапию часто называют « третьей венской школой психотерапии », и она возникла в 1930-х годах как ответ как на психоанализ Фрейда, так и на акцент Адлера на власти в обществе. Это больше, чем просто «терапия». Это философия для духовно потерянных и образование для тех, кто сбит с толку. Он предлагает поддержку перед лицом страданий и исцеление больных (Guttmann, 2008).

Логотерапия исследует физические, психологические и духовные (ноологические) аспекты человеческого существа, и это можно увидеть через выражение функционирования человека. Его часто считают гуманистически-экзистенциальной школой мысли, но его также можно использовать в сочетании с современными методами терапии (McMullin, 2000).

В отличие от фрейдовской « воли к удовольствию » и Адлеровской « воли к власти », логотерапия основана на идее, что нами движет « воля к смыслу » или внутреннее желание найти цель и смысл жизни (Amelis & Dattilio, 2013).

Как люди, мы часто реагируем на ситуации в первых двух измерениях функционирования (физическом/психологическом) условными и автоматическими реакциями. Примеры таких реакций включают отрицательный разговор с самим собой, иррациональные действия, вспышки и отрицательные эмоции.

Животные также реагируют в первых двух измерениях. Это третье измерение функционирования, которое отделяет людей от других видов. В этом уникальная красота логотерапии.

В то время как люди могут выживать так же, как и животные, живущие в первых двух измерениях (удовлетворение физических потребностей и мышление), логотерапия предлагает более глубокую связь с душой и возможность исследовать то, что делает нас уникальными людьми.

Духовное измерение — это измерение смысла. Основные принципы логотерапии заключаются в том, что

  • человеческая жизнь имеет смысл,
  • человек жаждут испытать собственное ощущение смысла жизни, а
  • человек способны ощущать смысл при любых обстоятельствах (Шуленберг, 2003).

Кем был Виктор Франкл?

Виктор Э. Франкл был профессором неврологии и психиатрии в Медицинской школе Венского университета.

Австрийский психиатр и невролог родился 26 марта 1905 года и наиболее известен своими психологическими мемуарами Man’s Search for Meaning (2006) и как отец логотерапии.

Он опубликовал 40 книг, переведенных на 50 языков, демонстрируя, что любовь, свобода, смысл и ответственность не зависят от расы, культуры, религии и континентов.

Его самые известные мемуары начинаются с описания личного опыта пребывания в ужасных концентрационных лагерях Освенцим. Три года, проведенные им в концентрационных лагерях, стали для него больше, чем просто историей выживания. Франкл воплощает современное определение устойчивости.

Он размышляет о поисках смысла, трансцендентной силе любви, поиске юмора и мужестве перед лицом трудностей. В самых худших обстоятельствах, которые только можно вообразить, Франкл придерживался убеждения, что наиболее важной свободой является способность человека выбирать свое отношение.

Теория Виктора Франкла

Франкл рассматривал логотерапию как способ улучшить существующие методы лечения, подчеркнув «смысловое измерение» или духовное измерение человека. Три философско-психологических понятия составляют логотерапию Франкла: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. ).

Свобода воли утверждает, что люди свободны в принятии решений и могут относиться как к внутренним, так и к внешним условиям. Свобода в этом контексте определяется как пространство для формирования собственной жизни в рамках определенных возможностей. Это дает клиенту возможность автономии перед лицом соматического или психологического заболевания. По сути, мы свободны выбирать наши ответы независимо от наших обстоятельств.

Воля к смыслу утверждает, что люди свободны в достижении целей и задач в жизни. Разочарование, агрессия, зависимость, депрессия и суицидальные наклонности возникают, когда люди не могут реализовать свою «волю к смыслу». Нашим основным мотивом, как людей, является поиск смысла или цели в нашей жизни. Мы способны превзойти удовольствие и поддержать боль по значимой причине.

Смысл жизни основан на идее, что смысл — это объективная реальность, а не просто иллюзия или личное восприятие. У людей есть как свобода, так и ответственность проявить себя с лучшей стороны, осознавая значение момента в каждой ситуации.

Можем ли мы найти смысл при любых обстоятельствах, даже в неизбежных страданиях? Мы можем найти смысл жизни с помощью творческих подсказок, эмпирических ценностей и ценностей отношения (Lewis, 2011).

Виктор Франкл: Логотерапия и поиск человеком смысла

Исследования и эмпирические результаты

Логотерапия имеет важное применение во всех измерениях человека (трехмерная онтология). С психологической точки зрения логотерапия использует особые техники парадоксального намерения и дерефлексии для решения проблем тревоги, компульсивных расстройств, навязчивых идей и фобий. Они будут обсуждаться более подробно в следующем разделе.

С физиологической точки зрения логотерапия представляет собой эффективный способ справиться со страданием, физической болью или потерей. В духовном плане логотерапия демонстрирует, что жизнь имеет смысл или цель, когда люди страдают от «экзистенциального вакуума», который мы переживаем как скуку, апатию, пустоту и депрессию (Frankl, 2006).

1. Посттравматическое стрессовое расстройство и острый стресс

Одним из самых эффективных свойств логотерапии является ее способность расширять возможности людей, позволяя им избавиться от своих симптомов и повышая их способность действовать активно.

Поскольку логотерапия была основана на предположении о страдании, это естественная терапия для лечения травматических переживаний. Логотерапия полезна для людей с острым стрессовым расстройством или посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

В многочисленных тематических исследованиях клиентов с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с боевыми действиями, логотерапевтические упражнения, которые подчеркивают конструкцию значения, приводили к значительному уменьшению симптомов стресса, тревоги и депрессии (Schiraldi, 2000). Исследования эффективности логотерапии для лечения посттравматического стрессового расстройства в основном проводились посредством качественных исследований и тематических исследований.

2. Лечение алкоголизма и наркомании

Существуют очевидные параллели между духовными элементами Анонимных Алкоголиков и концепциями раскрытия личного смысла, встречающимися в логотерапии.

Франкл (2006) обсудил «массовую невротическую триаду» агрессии, депрессии и зависимости, которая возникает, когда люди испытывают экзистенциальный вакуум. Этот вакуум приводит к нарушениям социальных норм, симптомам стресса и зависимости.

Лечение этого экзистенциального вакуума, конечно же, заключается в том, чтобы направить клиента к открытию свободы выбора, воли к поиску смысла и ответственности за целеустремленную жизнь (Хатцелл, 19 лет).90).

Логотерапия эффективно снижает тягу к употреблению алкоголя и участие в нем у алкоголиков. Кроме того, группы логотерапии успешно улучшили смысл жизни и психическое здоровье жен алкоголиков (Cho, 2008).

Франкл утверждал бы, что когда люди могут воспользоваться своей свободой, ответственностью и жизненной целью, у них больше нет потребности или желания принимать вещества, изменяющие сознание, такие как алкоголь или наркотики.

3. Тревога и депрессия

Логотерапия успешно используется для лечения депрессии и беспокойства. В одном исследовании особое внимание уделялось депрессии и стрессу у больных раком шейки матки (Soetrisno & Moewardi, 2017).

Исследователи измерили уровни кортизола (гормона стресса) и баллы по шкале депрессии Бека (BDI) среди двух групп по 15 пациентов. Одна группа получала лечение логотерапией в общей сложности шесть недель (45-минутные сеансы один раз в неделю), а контрольная группа получала стандартное лечение рака.

Через шесть недель наблюдалось значительное снижение показателей BDI и уровней кортизола в группе лечения, в то время как в контрольной группе изменений не было (Soetrisno & Moewardi, 2017). Вполне логично, что улучшение смысла жизни больных раком снизило уровень стресса и депрессии.

Логотерапия также успешно снизила измеримый уровень страданий и повысила смысл жизни в группе подростков, больных раком, по сравнению с контрольной группой (Kang et al., 2009).).

Точно так же двухчасовые сеансы логотерапии в группе из 22 больных раком молочной железы значительно снизили баллы BDI (Hagighi, Khodaei, and Sharifzadeh, 2012). Это исследование показало, что логотерапия может быть полезным лечением для людей, борющихся с раком или другими серьезными заболеваниями.

4. Групповая логотерапия

Также проводятся значительные исследования в поддержку использования логотерапии в групповых условиях. Инструктирование как отдельных лиц, так и групп по вопросам ответственности, свободы и ценностей может помочь уменьшить страдания и повысить различные показатели психологического благополучия.

При сравнении эффективности гештальт- и логотерапии в группе разведенных женщин логотерапия обеспечила более существенное снижение депрессии, тревоги и агрессии (Yousefi, 2006).

Групповая логотерапия также привела к повышению психологического благополучия, позитивных отношений, автономии, личностному росту и мастерству у матерей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями (Faramarzi & Bavali, 2017).

3 Техники логотерапии

Усилия Франкл по гуманизации психотерапии включали практические техники для использования с клиентами с депрессией, страданиями, хроническими болями/состояниями здоровья, тревогой, фобиями, навязчивыми идеями и значительными изменениями в жизни.

Есть сходство между терапевтическими методами логотерапии и когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) и терапией принятия и приверженности (ACT).

1. Дерефлексия

Первая техника – это дерефлексия, которая направлена ​​на то, чтобы помочь клиентам переключить внимание с проблем и жалоб на что-то положительное. Он основан на концепции самодистанцирования и самопревосхождения.

На практике это включает в себя задавание таких вопросов, как « Какой была бы ваша жизнь без проблемы Х? »; “ Если бы в твоей жизни все шло идеально, как бы это выглядело? »; и « Есть ли что-то в вашей жизни, за что вы бы умерли? »

2.

Парадоксальное намерение

Парадоксальное намерение — эффективная техника для использования при фобиях, страхе и тревоге.

В основе этой техники лежит то, что юмор и насмешки могут быть полезны, когда страх парализует. Страх исчезает, когда действие/намерение фокусируется на том, чего боятся больше всего. Например, если человек борется со страхом быть отвергнутым, он намеренно ставит себя в положение, в котором его отвергнут или скажут «нет».

Подходящая иллюстрация — книга «Гарри Поттер и узник Азкабана » (Роулинг, 1999), где юным ученикам пришлось столкнуться со своими худшими страхами. Чтобы победить свой страх, им приходилось превращать ужасающую мысль в нечто смехотворное, например, в большого паука на роликовых коньках, тем самым высмеивая и преодолевая парализующий страх.

3. Сократический диалог

Сократический диалог — это инструмент логотерапии, который проводит клиента через процесс самопознания своими словами.

Отличается от сократовского опроса, который часто используется в когнитивно-поведенческой терапии. Сократовский опрос разрушает тревожные или негативные мысли, а сократический диалог используется для поиска смысла в разговоре. Это позволяет клиенту понять, что у него уже есть ответы на свои цели, смысл и свободу.

4 Упражнения и рабочие листы

Наш Инструментарий по позитивной психологии© содержит более 400 инструментов, упражнений и опросников для помощи терапевтам, коучам и преподавателям, и это лишь некоторые из них. Некоторые из этих рабочих листов описаны ниже.

1. Ценная жизнь в трудные времена

Идеально подходящий для логотерапии Франкла рабочий лист «Ценная жизнь в трудные времена » заставляет клиентов задуматься о сложных обстоятельствах и восстановить связь с личными ценностями. Благодаря этому процессу клиенты могут найти смысл в своих страданиях и стать более устойчивыми и терпимыми к стрессу.

2. Групповое занятие «Пассажиры в автобусе»

Метафора «пассажиры в автобусе», проверенная эмпирическим путем, эффективно использовалась в программах АСТ. Пассажиры в автобусе Групповое занятие использует ролевую игру и разбор полетов, чтобы помочь клиентам научиться реагировать на стрессовые ситуации в соответствии со своими ценностями, а не избегать болезненных ситуаций или действовать в соответствии со своими эмоциями.

3. Татуировка ценности

В то время как логотерапия использует диалог Сократа, чтобы найти смысл, рабочий лист Татуировка ценности полезен для клиентов, которые могут найти вопросы трудными или противоречащими. Вместо того, чтобы спрашивать: « Что самое главное в жизни? ” клиенту предлагается проявить творческий подход и представить себе татуировку, которая будет для него значимой.

4. Рабочий лист «Найди свое предназначение»

В этом рабочем листе «Найди свое предназначение» содержится ряд основных вопросов, предназначенных для выявления даров, талантов, навыков и способностей, которые в конечном итоге могут отражать поиск цели в жизни. Найдя свое предназначение и используя свои сильные стороны в позитивном ключе, вы можете оказать длительное влияние на мир вокруг вас и в конечном итоге обрести смысл жизни.

6 Известные цитаты о жизни и ее смысле

Хотя поиск смысла жизни кажется главной задачей логотерапии, Франкл утверждал, что вместо того, чтобы задавать этот вопрос, человек должен понимать, что именно он задается вопросом.

Он заявил: « На самом деле важно не то, что мы ожидали от жизни, а то, что жизнь ожидала от нас » (Франкл, 1986).

Другие известные цитаты из книги Франкла « Человек в поисках смысла » (2006) включают:

Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы должны изменить себя.

Страдание – неотъемлемая часть жизни, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной.

За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу большему, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человека другому человеку, кроме него самого.

Связанные известные цитаты включают:

Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как.

Ницше

 

5 Книги по теме

  • «Человек в поисках смысла»
  • «Человек в поисках смысла» — лучшее введение в логотерапию Виктора Франкла (2006). (Амазонка)
  • Воля к смыслу (Frankl, 2014) немного глубже погружается в применение логотерапии (Amazon)
  • Книга Франкла «: Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии » (1986) — первая книга, опубликованная после его освобождения из нацистских концлагерей. Он обсуждает, что основным человеческим влечением является не секс (точка зрения Фрейда) или потребность в одобрении (точка зрения Адлера), а стремление к осмысленной жизни. (Амазонка)
  • В книге «Логотерапия Виктора Франкла » автор Энн Грабер (2019) фокусируется на практическом применении логотерапии и эффективности использования духовного измерения в экзистенциальной терапии для поиска исцеления. (Амазонка)
  • Джозеф Фабри собирает работу по логотерапии в тексте Finding Meaning in Life: Logotherapy (1995) , , который может конкретно помочь клиентам с проблемами, связанными с наркотиками, алкоголем или приспособлением к жизни. (Амазонка)

Чтобы узнать больше, посетите наш пост со списком 7 лучших книг, которые помогут вам найти смысл жизни.

Мастер-класс «Наш смысл и ценная жизнь»

Очевидные параллели между позитивной психологией и логотерапией Виктора Франкла бесконечны.

Хотя есть и заметные различия, нельзя отрицать, что поиск ценности и смысла в этом жизненном путешествии приводит к целому ряду положительных результатов.

Мастер-класс «Смысл и ценность жизни» дает прекрасную основу для позитивной психологии. Он основан на метафоре парусника, подчеркивая типы и парадокс значения. Внедряя практические упражнения для поиска смысла и ценностей, профессионалы могут сразу же применять методы для решения широкого круга вопросов.

Одна из лучших особенностей позитивной психологии и практичности этого мастер-класса заключается в том, что он может улучшить жизнь и благополучие тех, кто борется, тех, кто страдает, и тех, кто стремится к процветанию.

Сообщение на вынос

Возможно, вопрос: « в чем смысл жизни? » — это не правильный вопрос для нас.

Задать этот вопрос — значит обратиться к симптому, а не к реальной проблеме.

Если бы мы работали над поиском источников смысла в нашей жизни, используя как хороший, так и плохой опыт, мы могли бы избавиться от экзистенциальных проблем и повысить нашу устойчивость и благополучие.

Как только мы найдем эти потенциальные источники смысла и сопоставим их с нашими личными ценностями и сильными сторонами, это в конечном итоге приведет к самому глубокому чувству радости и смысла.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

  • Амелис, М. , и Даттилио, Ф. М. (2013). Усиление когнитивно-поведенческой терапии с помощью логотерапии: методы клинической практики. Психотерапия , 50 (3), 387–391.
  • Баттяни, А. (2019). Что такое логотерапия/экзистенциальный анализ? Логотерапия и экзистенциальный анализ. Институт Виктора Франкла . Получено с https://www.viktorfrankl.org/logotherapy.html
  • Чо, С. (2008). Влияние лого-автобиографической программы на смысл жизни и психическое здоровье жен алкоголиков. Journal of Asian Nursing Research , 2 (2), 129–139.
  • Фабри, Дж. Б. (1995). Обретение смысла жизни: Логотерапия . Джейсон Аронсон.
  • Фарамарци, С., и Бавали, Ф. (2017). Эффективность групповой логотерапии для улучшения психологического самочувствия матерей с умственно отсталыми детьми. Международный журнал нарушений развития , 63 (1), 45–51.
  • Франкл, В. Е. (1986). Врач и душа. Случайный дом пингвинов.
  • Франкл, В. Е. (2006). Человек в поисках смысла. Маяк Пресс.
  • Франкл, В. Е. (2014). Воля к смыслу: основы и применение логотерапии  (расширенная ред.). шлейф.
  • Грабер, А. В. (2019). Логотерапия Виктора Франкла: метод выбора в экуменической пастырской психологии (2-е изд.).   Wyndham Hall Press.
  • Гуттманн, Д. (2008). Обретение смысла жизни в среднем возрасте и старше: мудрость и дух логотерапии. Praege Inc.
  • Хагиги, Ф., Ходаи, С., и Шарифзаде, Г. Р. (2012). Влияние группового консультирования по логотерапии на депрессию у больных раком молочной железы. Modern Care Journal , 9 (3), 165–172.
  • Hutzell, RR (1990). Введение в логотерапию. В PA Keller & SR Heyman (Eds.) Innovations in Clinical Practice: Справочник. Обмен профессиональными ресурсами.
  • Канг, К.А., Им, Дж.И., Ким, Х.С., Ким, С.Дж., Сонг, М.К., и Сонгён, С. (2009). Влияние логотерапии на страдания, поиск смысла и духовное благополучие подростков с неизлечимой формой рака. Журнал Корейской академии ухода за детьми , 15 (2), 136–144.
  • Льюис, Массачусетс (2011). Непокорная сила: обзор логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла. Получено 19 июня 2020 г. с сайта www.defiantpower.com.
  • Макмаллин, Р. Э. (2000). Новый справочник по методам когнитивной терапии. Нортон Пресс.
  • Роулинг, Дж. К. (1999). Гарри Поттер и узник Азкабана. Издательство Блумсбери.
  • Шуленберг, SE (2003). Эмпирические исследования и логотерапия. Психологические отчеты , 93 , 307–319.
  • Ширальди, Г. Р. (2000). Справочник по посттравматическому стрессовому расстройству: руководство по исцелению, выздоровлению и росту. Дом Лоуэлла.
  • Соэтрисно С. и Муварди. (2017). Влияние логотерапии на экспрессию кортизола, HSP70, индекс депрессии Бека (BDI) и шкалу боли у пациентов с распространенным раком шейки матки. Health Care for Women International , 38( 2), 91–99.
  • Юсефи, Н. (2006). Сравнение эффективности двух консультационных подходов гештальт-терапии и логотерапии на снижение симптомов депрессии, тревоги и агрессии у женщин, подающих на развод. Межстрановой конгресс семейной патологии , 10 (3), 658–663.

Логотерапия Виктора Франкла: 3 основных принципа

6 минут

Последнее обновление: 09 мая 2018 г.

Логотерапия также известна как «третья венская школа психотерапии». Первой психологической школой был Зигмунд Фрейд, второй – Адлер, а третьей – школа, основанная Виктором Франклом. Именно на этом мы и сосредоточимся сейчас.

Фрейд говорил, что человек ориентирован на «удовольствие». Затем Адлер сказал, что он ориентирован на «власть». Однако Франкл видел человека как направленного к «смыслу».

Историки психологии сходятся во мнении, что изучение психоанализа — это также в некоторой степени изучение жизни Фрейда, его основателя. Точно так же мы могли бы сказать, что к  изучая логотерапию, мы приближаемся к пониманию жизни Франкла.  Вряд ли можно понять развитие третьей психологической школы, не поняв истории жизни человека, ее начавшего.

Я нашел смысл своей жизни, помогая другим найти смысл в их жизни.

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, включая Освенцим. С ранних лет проявлял интерес к изучению медицины и естественных наук. У него также был очень критический дух по отношению к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственные поиски смысла начались задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой « Человек в поисках смысла».

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сводить жизнь и человеческую природу к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим взглядом на жизнь.

Человек может сохранять остатки духовной свободы, ментальной независимости даже в ужасных обстоятельствах психологического и физического напряжения.

В 19 лет он уже развил две свои фундаментальные идеи.

  • Первое:  мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы ответственны за свое существование.
  • Второе: окончательный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что людей способны находить смысл. Значение любых обстоятельств жизни , даже самых нелепых и болезненных.

Человек в поисках смысла

В своей работе Человек в поисках смысла Франкл описывает свой опыт пребывания в концентрационных лагерях (Турхейн, Кауферинг, Терезиенстад и Освенцим). В нем описываются издевательства, которым подвергались заключенные, а также обсуждается красота человеческого духа. Короче говоря, книга о том, как преодолеть ужас и найти смысл даже в самых ужасных обстоятельствах.

Виктор Франкл умер 2 сентября 1997 года в возрасте 92 лет, оставив после себя большое наследие. Своей жизнью и работой он напоминает нам, что мы все можем создать смысл, который спасет нас в трудные моменты и никогда не исчезнет сейчас, независимо от того, что мы делаем или насколько неопределенной может быть жизнь.

Человека можно отнять от всего, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбора личного отношения к стечению обстоятельств — способности самому определять свой путь.

Логотерапия

Как мы уже говорили, логотерапия признана третьей венской школой психотерапии. Мировой дебют состоялся в 40-х годах. Логотерапия — метод преодоления человеческих конфликтов, вызывающих страдания.

Позволяет найти смысл в трудных, болезненных ситуациях. Вместо этого они становятся возможностями для роста. Этот метод позволяет найти смысл во всех событиях жизни, давая возможность жить полноценной жизнью.

В логотерапии логос относится к «смыслу», к чему всегда стремятся люди. Таким образом, логотерапия означает терапию через «смысл».

Три основных принципа логотерапии

Три основных принципа или столпа логотерапии:

  • Свобода воли
  • Воля смысла
  • Смысл жизни

Свобода воли

Свобода воли раскрывается благодаря специфически человеческой способности, известной как «самодистанцирование». возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, дает нам свободу от трех источников влияния:

  • Инстинктов
  • Наследие
  • Окружающая среда

Человек обладает всеми тремя этими вещами, но они не определяют нас. Мы не предопределены и не завершены. Мы свободны от этих трех аспектов. Всякий раз, когда люди освобождаются от чего-то, это происходит по какой-то причине. В этом заключается понятие ответственности. Человек свободен нести ответственность и несет ответственность, потому что он свободен.

Исходя из этого экзистенциального анализа, человек отвечает за реализацию смысла и ценностей. Человек призван осознать смысл своей жизни и ценности, которые придают ей смысл. Только человек несет ответственность за этот призыв.

Воля смысла

Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, к смыслу, который он должен сначала открыть и полноту которого он должен достичь. Воля к удовольствию (Фрейд) и воля к власти (Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противоречат самопревосхождению и мешают нашему существованию.

С точки зрения логотерапии удовольствие и сила являются следствием достижения цели, но не самой целью. Вот почему люди, которые гонятся только за удовольствиями или властью, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет власти или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Основное внимание уделяется поиску аргумента — причины — быть счастливым.

Смысл жизни

Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом стоять перед жизненными обстоятельствами с полной свободой, основываясь на значении, которое их передает. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Этот смысл уникален для каждого из нас. Таким образом, наша обязанность как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть собственную версию этого значения.

Смерть может вызвать только страх у тех, кто не знает, чем заполнить отведенное им время.

Мы делаем это через три основных канала, которые относятся к трем категориям ценностей.

  • Иногда он направляет нас к реализации творческих ценностей.
  • В других случаях это повлияет на нас опытом.

Добавить комментарий