КАТЕГОРИИ: Главная Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) | ⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒ Сравнительный метод МЕТОДЫ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Лекция 2. (Классификация методов научно-психологического исследования по Б.Г.Ананьеву.) Содержание 1. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный). 2. Эмпирические методы. 3. Приемы обработки данных. 4. Интерпретационные методы.
Возрастная психология использует всю ту систему методов, которая разработана в современной психологии, в ее различных отраслях, и представляет собой общую совокупность научно-исследовательских средств психологии. Наиболее полную классификацию научно-исследовательских методов современной психологии предложил выдающийся отечественный психолог, академик Б.Г. Ананьев, опираясь на которую, мы и рассмотрим основные методы исследования психического развития и возрастных особенностей психики человека.
1. К первой группе Комплексный метод К наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методам относится сравнительный метод, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах. Суть сравнительного метода: сравнение психологических особенностей вычлененных по различным критериям “выборок”, т. В возрастной психологии сравнительный метод выступил как специальный метод возрастных, или “поперечных”, срезов. Подавляющая часть исследований в возрастной психологии, хотя и отличается по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям, выполнена подобным способом. Сравнительные возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления). Таковы капитальные исследования Ж.Пиаже и Инельдер в области генезиса мышления. Другую модификацию сравнительно возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. К числу наиболее интересных и поучительных исследований такого рода относится цикл исследований А.А.Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти: сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников, взрослых людей. Сравнительный метод в возрастной психологии до середины 60-х годов был главным и наиболее распространенным для организации всего исследовательского цикла. Параллельно с ним в возрастной или генетической психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдинальный метод Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет; на короткие дистанции применение его неэффективно. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т.д.) — все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдинального метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Результаты лонгитюдинальных исследований позволяют достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, — дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Комплексный метод направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение концепции целостности изучаемых феноменов. Комплексный метод предполагает использование в исследовании конкретного феномена методов различных научных дисциплин. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т.
2. Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. В свою очередь эта группа методов может быть разделена на две большие подгруппы, в зависимости от особенностей получаемых фактов. Основные методы — это методы позволяющие получать еще неизвестные науке данные о психической реальности, они позволяют раскрывать общие законы и закономерности, механизмы и особенности психических явлений. Вспомогательные методы — это методы, которые позволяют выявить проявление общих законов, закономерностей и механизмов в индивидуальной психике конкретного человека, определить индивидуальные особенности его психики.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |
6. Методы психологического исследования
ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ МЕТОД?
На основании глубокого анализа состояния психологической науки Б.Г. Ананьевым разработана классификация методов, соответствующая этапам научного исследования:
Первую группу составляют организационные методы, которые действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию:
А. сравнительный (метод поперечных срезов) – метод разового исследования объектов, людей или групп людей и их сравнение,
Б. лонгитюдинальный (лонгитюдный) (метод продольных срезов) – метод исследования объектов, людей на протяжении длительного времени.
В. комплексный – исследование объектов, людей, групп разными специалистами.
Вторая, самая многочисленная, группа включает в себя эмпирические методы. Это наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий, или психолого-педагогический, эксперимент), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и прожективные; анкеты, социометрия, интервью и беседы), приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание), оценка изделий и выполненных работ (праксиметрические методы), моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ дат, фактов и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т. д.).
Третью группу методов составляют приемы обработки данных:
А. количественный (математико-статистический) анализ,
Б. качественный анализ (характеристика, описание).
В четвертую группу – интерпретационных методов (интерпретация данных) входят классификация, типологизация и др.
В.Н. Дружинин предлагает объединить все разнообразие методов психологического исследования в три класса:
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояние объекта;
2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования). В результате применения теоретических методов формируются знания о предмете в языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме;
3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами). В результате интерпретации и описания рождаются научные факты и эмпирические зависимости. Интерпретационные методы играют важнейшую роль в целостном психологическом исследовании – именно от них зависит успех всей научной программы.
Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов.
К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные.
Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями.
С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.
ЗАДАНИЕ — К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3 ПОДГОТОВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ (определение, виды, особенности организации):
Наблюдение,
Тестирование,
Интервью,
Анкетирование.
Продольные исследования: значение и преимущества
Как узнать, изменилось ли что-то с течением времени ?
Давайте рассмотрим простой пример вашего роста. Если вы начнете отмечать свой рост на стене каждый год в свой день рождения, когда вам будет пять лет, то к тому времени, когда вам исполнится 18, вы сможете точно увидеть, как ваш рост изменился. Это показывает, что существует связь между увеличением возраста и увеличением роста.
Это может показаться очевидным, но отслеживание изменений с течением времени через равные промежутки времени — очень полезный способ сбора данных по сложным вопросам и темам во многих областях исследований. Этот метод известен как проведение лонгитюдных исследований .
- Мы определим лонгитюдные исследования.
- Мы коснемся различий между продольными и перекрестными исследованиями.
- Далее будут рассмотрены ретроспективные и проспективные лонгитюдные исследования.
- После этого мы приведем несколько известных примеров лонгитюдных исследований.
- Наконец, мы взвесим преимущества и недостатки продольных исследований.
Начнем!
Лонгитюдные исследования: значение
Лонгитюдное исследование — метод исследования, обычно используемый социологами. Исследование, которое принимает форму лонгитюдного исследования, также можно назвать лонгитюдным планом исследования.
Лонгитюдные исследования – это форма исследования, в котором ряд данных собирается через регулярных интервала за длительный период времени. Целью лонгитюдного исследования является отслеживание и измерение изменений за определенный период времени (ознакомьтесь с источниками данных для получения дополнительной информации по этому вопросу).
Не существует установленного периода времени, в течение которого исследование может называться лонгитюдным исследованием, если за его участниками постоянно наблюдают. Однако обычно исследования длятся месяцы или даже несколько лет.
Рис. 1. Лонгитюдные исследования в поисках изменений с течением времени
Различия между лонгитюдными и поперечными исследованиями
Чтобы полностью понять, как работают лонгитюдные исследования, может быть полезно рассмотреть различия между лонгитюдными исследованиями и поперечными исследованиями .
Как упоминалось выше, лонгитюдные исследования отслеживают изменения в течение определенного периода времени. Поперечные исследования противоположны; они делают «моментальный снимок» того, как определенная популяция (или группа внутри этой популяции) выглядит в конкретный момент .
Поперечные исследования также являются полезными инструментами и могут использоваться вместе с лонгитюдными исследованиями, поскольку они предлагают различные преимущества:
Они выполняются быстро, просто и дешевле.
Они могут помочь выявить корреляции между двумя переменными, которые затем могут быть изучены лонгитюдно. Например, не стоит проводить лонгитюдное исследование взаимосвязи между уровнем образования и счастьем, если кросс-секционное исследование не показало никакой корреляции между ними.
Они сообщают нам, как поживает население или определенная группа общества в любой конкретный момент.
Вам не нужно вдаваться в подробности поперечных исследований, когда речь идет о лонгитюдных исследованиях, но краткое сравнение между ними может помочь показать исследователю, что вы понимаете, как работают лонгитюдные исследования.
Проведение лонгитюдного исследования
Как исследователь, перед проведением лонгитюдного исследования вы должны рассмотреть , откуда будут поступать данные. При желании вы можете использовать данные, которые уже были собраны кем-то другим — вторичные данные. Вы можете сделать это, если источники заслуживают доверия, например, статистика, подготовленная правительством.
Однако, если вы решите собирать свои собственные данные, это будут первичные данные, которые вы получите в результате собственных исследований. Вы можете провести ретроспективное или проспективное лонгитюдное исследование.
Рис. 2. Существует несколько примеров давно известных лонгитюдных исследований
Ретроспективные лонгитюдные исследования
Этот тип исследований собирает данные об уже произошедших событиях. Например, вы можете проанализировать уровень образования девочек в период с 1980 по 2000 год.
Проспективные лонгитюдные исследования
Эти исследования собирают данные о выбранной группе и отслеживают их в режиме реального времени, чтобы отслеживать происходящие события или переменные. в срок. Например, вы можете проследить за небольшой этнической общиной и ежегодно изучать ее развитие в течение следующих пяти лет.
Пример лонгитюдного исследования
Давайте посмотрим, как можно провести лонгитюдное исследование взаимосвязи между здоровьем и социально-экономическим статусом.
Как исследователь, вы решаете изучить взаимосвязь между здоровьем и социально-экономическим положением детей. Однако вы не знаете, как проводить это исследование.
Сначала вы начинаете с кросс-секционного исследования, чтобы выяснить, существует ли связь между здоровьем и социально-экономическим положением ( переменных ) в первую очередь. Вы посмотрите на 50 детей из рабочего класса и 50 детей из среднего класса, всем по пять лет. Вы обнаруживаете, что физическое и психическое здоровье детей из рабочего класса слабее, чем у их сверстников из среднего класса.
Теперь, когда вы обнаружили взаимосвязь между переменными, вы выбираете лонгитюдный план исследования, отслеживая физическое и психическое здоровье обеих групп детей в возрасте 5, 10 и 15 лет. В конце исследования у вас есть обширные данные о здоровье 100 детей, которые изучались в течение 10 лет. Теперь вы можете сделать выводы о любых связях между здоровьем и социально-экономическим статусом.
Известные лонгитюдные исследования
Давайте рассмотрим три известных лонгитюдных исследования.
Гарвардское исследование развития взрослых
Гарвардское исследование развития взрослых является одним из самых продолжительных известных лонгитюдных исследований, в котором собраны данные за более чем 80 лет . Исследователи, также известные как Grant Study, начали следить за группой из 268 студентов Гарварда мужского пола в 1939 году и отслеживали их здоровье и счастье на протяжении всей их жизни. Хотя очень немногие из первоначальных участников все еще живы, позже исследование расширилось, включив в него их потомков.
В 1970-х годах исследователи снова расширили исследование, включив в него контрольную группу из 456 участников (жителей центральной части города, все мужчины), получившую название Glueck Study . Проект направлен на выявление предикторов здорового старения.
Когортное исследование тысячелетия
Хорошо известное и недавнее лонгитюдное исследование — это Когортное исследование тысячелетия, , в котором отслеживалась жизнь примерно 19 000 человек, родившихся в Великобритании в 2000–2002 годах. Он работал с 2000 по 2011 год и отслеживал детей, пока им не исполнилось около 11 лет.
В исследовании изучалось влияние ранней социализации на здоровье и развитие образования.
Британское когортное исследование 1970 года
Британское когортное исследование 1970 года было лонгитюдным исследованием жизни 17 000 человек, родившихся за одну неделю в Англии, Шотландии и Уэльсе в 1970 году. Сначала сбор данных был сосредоточен на медицинском здоровье; однако затем он расширился, чтобы исследовать:
- общее состояние здоровья
- физическое, социальное и образовательное развитие
- экономические факторы
Это исследование было проведено UK Центром продольных исследований (CLS), и данные находятся в свободном доступе для общественности.
Преимущества лонгитюдных исследований
Есть несколько причин, по которым исследователи предпочитают использовать лонгитюдные исследования в своих исследованиях.
Они позволяют исследователям анализировать, как переменные изменяются с течением времени . Например, улучшается ли социальная мобильность благодаря поколениям одной и той же семьи?
Исследователи могут собирать количественные данные, которые затем могут помочь выявить тенденции и закономерности с помощью анкет и структурированных интервью.
Продольные исследования могут использовать триангуляцию, которая представляет собой комбинацию двух или более методов исследования. Это может повысить достоверность собранных данных.
Недостатки лонгитюдных исследований
Не все исследования имеют смысл или достигают своих результатов при использовании лонгитюдных исследований. В таблице ниже рассмотрены преимущества и недостатки этого метода.
Трудно сохранить выборку неизменной с течением времени, если участники не заинтересованы в проекте и решили выйти из проекта — это называется коэффициентом отсева (отсева) .
Это может быть чрезвычайно дорого — исследователям необходимо обеспечить долгосрочное финансирование.
Участники могут вести себя по-другому, если они знают, что их изучают — демонстрируя характеристики спроса .
Обработка качественных данных (например, из неструктурированных интервью и наблюдений) может быть затруднена из-за часто больших размеров выборки.
Хотя данные лонгитюдных исследований часто являются количественными (из-за размера выборки), есть также примеры качественных лонгитюдных исследований . Одним из таких исследований является проект Timescapes Project , в ходе которого отслеживались социальные изменения, мысли и чувства примерно 400 человек в Великобритании. Он действовал пять лет, начиная с 2007 г.
Лонгитюдные исследования – основные выводы
- Лонгитюдное исследование – это форма исследования, в ходе которого через равные промежутки времени собирается ряд данных в течение длительного периода времени. Цель состоит в том, чтобы отслеживать и измерять изменения за определенный период.
- Продольные исследования отслеживают изменения в течение определенного периода времени, в то время как перекрестные исследования делают «моментальный снимок» того, как определенное население или группа выглядит в определенный момент.
- Вы должны решить, откуда будут поступать данные, прежде чем начинать лонгитюдное исследование; это будут первичные или вторичные данные?
- Гарвардское исследование развития взрослых, когортное исследование тысячелетия и британское когортное исследование 1970 года являются примерами лонгитюдных исследований.
- Продольные исследования имеют много преимуществ. Однако есть и практические недостатки, в том числе склонность к дороговизне, учитывая их долгосрочный характер.
11 Преимущества и недостатки продольных исследований
Лонгитюдные исследования — это тип исследований или опросов, в которых в основном используется метод наблюдения, а это означает, что они не предполагают какого-либо вмешательства в деятельность субъектов. Эти исследования также уникальны тем, что они следуют определенной временной шкале, которая полностью зависит от респондентов, а это означает, что сбор данных может занять годы в зависимости от точного графика. В большинстве случаев они используются психологами, которые хотят измерить или определить влияние терапии с течением времени, включая длительные временные рамки и огромные объемы данных.
В настоящее время, как и любой другой метод проведения исследований, лонгитюдные исследования также имеют определенные недостатки, но при этом имеют очевидные преимущества. Вот важные моменты, на которые следует обратить внимание при планировании использования этой методологии:
Список преимуществ лонгитюдных исследований
1. Они эффективны при определении изменяющихся моделей во времени.
Поскольку эти исследования предполагают использование и сбор данных в течение длительных периодов времени, они могут эффективно определять закономерности. Используя их, исследователи смогут больше узнать о причинно-следственных связях и более четко установить связи. Помимо этого, помните, что больше данных за более длительные периоды времени позволит получить более точные и лучшие результаты. Эти исследования считаются очень достоверными для определения долгосрочных изменений и уникальны сами по себе, когда речь идет о возможности предоставить полезные данные об этих индивидуальных изменениях.
2. Они могут обеспечить четкую направленность и достоверность.
С четкой направленностью лонгитюдные исследования позволили бы нам наблюдать, как возникает определенный набор обстоятельств или конечное состояние. И хотя для людей естественно не помнить прошлые события, эту проблему можно решить с помощью фактической записи, которая обеспечивает высокий уровень достоверности.
3. Они очень эффективно проводят исследования тенденций развития.
Как упоминалось выше, эти исследования часто используются в психологии для изучения тенденций развития на протяжении всей жизни. Они используются в социологии для изучения жизненных событий на протяжении всей жизни или поколения. Это связано с тем, что, в отличие от перекрестных исследований, в которых сравниваются разные люди со схожими характеристиками, лонгитюдные исследования будут отслеживать одних и тех же людей, а это означает, что различия, наблюдаемые в группе, с меньшей вероятностью будут результатом изменения или различия. в культуре из поколения в поколение.
4. Они более эффективны, чем перекрестные исследования.
Поскольку они используют метод наблюдения без манипулирования состоянием мира, лонгитюдные исследования имеют меньшую силу с точки зрения выявления причинно-следственных связей по сравнению с экспериментами. Однако известно, что они обладают большей силой, чем перекрестные исследования, когда речь идет об исключении инвариантов во времени и ненаблюдаемых индивидуальных различий, а также когда речь идет о наблюдении за временным порядком определенного события, поскольку они используют повторные наблюдения на отдельных уровнях.
5. Очень гибкие.
Часто проводят продольные исследования, чтобы обеспечить гибкость. Это означает, что фокус, который они используют, может быть смещен, пока исследователи собирают данные.
6. Могут обеспечить высокую точность при наблюдении за изменениями.
Будучи идеальным методом для проведения исследований тенденций развития, эти исследования могут сделать наблюдения за изменениями более точными, что делает их обычным вариантом в различных областях. Например, в медицине лонгитюдные исследования используются для выявления предикторов или индикаторов определенных заболеваний, а в рекламе — для определения изменений, внесенных кампанией в поведение потребителей, принадлежащих к ее целевой аудитории и увидевших рекламу. .
Список недостатков лонгитюдных исследований
1. Они требуют огромного количества времени.
Время, безусловно, является огромным недостатком любого лонгитюдного исследования, поскольку обычно требуется значительное количество времени для сбора всех необходимых данных. Кроме того, для сбора результатов требуется столько же времени, прежде чем шаблоны можно будет начать создавать.
2. Они рискуют собрать данные, которые не являются надежными на 100%.
Хотя в этом методе проведения исследования данные собираются в нескольких точках, вы не можете заранее определить и учесть периоды наблюдения независимо от того, что происходит между этими точками. Помимо этого, респонденты со временем неосознанно изменят свои качественные ответы, чтобы лучше соответствовать тому, что они считают целью наблюдателя. Как правило, процесс, связанный с лонгитюдными исследованиями, меняет то, как респонденты и субъекты используют используемые вопросы.
3. Они рискуют столкнуться с истощением панели.
Одним из самых больших недостатков проведения лонгитюдных исследований является истирание панелей. Это означает, что если исследователи полагаются только на одну и ту же группу испытуемых для исследования, которое проводится в определенные моменты времени в годах, то существует вероятность того, что некоторые из испытуемых больше не смогут участвовать по разным причинам. , такие как изменение контактных данных, отказ, недееспособность и даже смерть, что сокращает количество данных, которые можно использовать для формулирования заключения.
4. Они требуют большого размера выборки.
Еще один недостаток, из-за которого лонгитюдные исследования не являются идеальным вариантом для проведения исследований, заключается в том, что они обычно требуют больших размеров выборки. Таким образом, у вас должно быть большое количество сотрудничающих субъектов для вашего исследования, иначе оно не будет реализовано или не будет действительным.
5. Они могут быть более дорогими по сравнению с перекрестными исследованиями.
Известно, что кросс-секционные исследования являются более доступными по сравнению с лонгитюдными исследованиями и гораздо быстрее позволяют сделать наблюдательный вывод, поскольку в них используется меньше точек соприкосновения. Учитывая, что они используют тщательно подобранный размер выборки, а не подмножества, первый также может помочь в представлении всего населения. Наблюдается, что первое очень полезно, когда речь идет об изменении политики, в отличие от второго.
Многие исследователи поощряют и приветствуют использование лонгитюдных наборов данных, где они могут применять и получать доступ к данным через соответствующие пути, установленные группами, которые владеют такой информацией. Однако лонгитюдные исследования также имеют некоторые ограничения. Основываясь на преимуществах и недостатках, перечисленных в этой статье, считаете ли вы, что эти методы более полезны для общества, чем нет?
Биография автора
Кит Миллер имеет более чем 25-летний опыт работы в качестве генерального директора и серийного предпринимателя. Как предприниматель он основал несколько многомиллионных компаний. Работа Кита как писателя упоминалась в журналах CIO Magazine, Workable, BizTech и The Charlotte Observer.