Лонгитюдное наблюдение – 7.2. Лонгитюдный метод

7.2. Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод (лат. long– длинный) –длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями.

Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла «является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако, построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченная небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных срезов» [10, с. 301]. Поэтому целесообразно сочетать, когда это возможно, лонгитюд и сравнительный метод.

Й. Шванцара и В. Смекал предлагают следующую классификацию видов лонгитюдного исследования [111, с. 29]:

A. В зависимости от продолжительности исследования:

  1. Кратковременное наблюдение.

  2. Долговременное наблюдение.

  3. Ускоренное наблюдение.

Б. В зависимости от направления хода исследования:

  1. Ретроспективное наблюдение.

  2. Перспективное (проспективное) наблюдение.

  3. Сочетанное наблюдение.

B. В зависимости от применяемых способов:

  1. Истинное лонгитюдное наблюдение.

  2. Смешанное наблюдение.

  3. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве–юношестве и т. п. Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуетсядолговременный лон-гитюд.Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один-два года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза.

Перспективный, илипроспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста.Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом.Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопоставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно получить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенетической психологии» [111, с. 31].

studfile.net

лонгитюдное исследование — это… Что такое лонгитюдное исследование?


лонгитюдное исследование
({{}}от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития (см. развитие психики) и установления генетических связей между его фазами.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

лонгитюдное исследование

   ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (с. 379) (от англ. longitude — долгота, протяженность) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Как метод «продольных срезов» сложилось в возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития («поперечных срезов»). Предполагает одновременное использование наблюдения, тестирования и др.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

  • Ломов Борис Федорович
  • Лоренц Конрад

Смотреть что такое «лонгитюдное исследование» в других словарях:

  • Лонгитюдное исследование — (англ. Longitudinal study от longitude  долговременный)  научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии  людей) в течение времени, за которое эти объекты… …   Википедия

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — см. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени (см. исследование пролонгированное) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (от англ, longitudinal продольный) исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека (русский перевод термина «метод… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Лонгитюдное исследование — [англ. longitude долгота] длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — (LONGITUDINAL STUDY) См.: Панельное исследование …   Социологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (longitudinal study) исследование, в котором одни и те же испытуемые наблюдаются в течение длительного периода времени …   Общая психология: глоссарий

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. longitude долгота)     длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно воспитательного процесса одних и тех же педагогических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы …   Педагогический терминологический словарь

  • Лонгитюдное исследование — (отангл. longitude долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод продольных срезов… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Лонгитюдное исследование — (от англ. Longitudinal продольный) вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисляемый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего,… …   Исследовательская деятельность. Словарь


psychology.academic.ru

Лонгитюдный метод

Под лонгитюдным методом подразумеваются неоднократные наблюдения за явлением во времени с целью выявления постоянных аспектов и изменений и их объяснения.

Можно заметить, что лонгитюдный метод является особым типом наблюдения. Его целью является установление причин внутренних индивидуальных изменений у одного индивидуума, различных индивидуумов и в различных группах. Многие считают, что этот метод является идеальным для возрастной психологии, которая может быть определена как наука, предметом которой являются изменения, происходящие в человеческом поведении в зависимости от возраста.

В начале развития возрастной психологии широко использовался лонгитюдный метод. Действительно, имеется много дневников и биографий, в которых описывается поведение детей в ходе их развития. Тем не менее до 20-х годов этот метод не использовался широко по причине отсутствия методов анализа текстов. И только с развитием тестологии, используемой Терманом (Terman) с 1916 года, лонгитюдный метод вновь начал широко применяться. Однако после первых исследований в 30-х–40-х годах начинается блокада этого метода по экономическим причинам, а также вследствие практической сложности проведений лонгитюдных исследований и по причине распространения бихевиоризма, согласно которому идеальным методом является экспериментальный. Как говорилось выше, применение метода наблюдений оказалось приостановленным.

В последние 30 лет ученые снова открыли лонгитюдный метод. Этому способствовали:

  1. Упадок бихевиоризма и утверждение других психологических течений, таких, как когнитивизм.

  2. Открытия Ж. Пиаже.

  3. Распространение исследований лайф–спэн (life–span), в которых большое внимание уделяется непрерывности развития человека с детства до взрослости. Основное предположение состоит в том, что развитие – это процесс, длящийся всю жизнь.

Для получения данных при лонгитюдном методе можно использовать тесты, анкеты или метод наблюдения. Некоторые исследования подразумевают также измерение непсихологических данных (например, физических характеристик испытуемых или данных, относящихся к их среде обитания). Временная дистанция между измерениями при лонгитюдном исследовании зависит от рассматриваемого периода жизни. Например, для взрослого неделя – это очень короткий промежуток времени, в то время как для новорожденного – это очень значительный промежуток времени. Однако, несмотря на это, лучше всего проводить наблюдения с постоянными интервалами.

Преимущества лонгитюдного метода.

  1. Лонгитюдный метод объясняет изменение, которое происходит с возрастом. Лонгитюдный метод предусматривает наблюдение или измерение на одних и тех же испытуемых, наблюдение за ними ведется в течение определенного времени. Следовательно, внимание уделяется изменению внутри самого индивидуума, а не изменению между индивидуумами.

  2. Данный метод позволяет сравнение с другими испытуемыми.

  3. Данный метод позволяет сравнивать изменения, которые происходят при различных внешних условиях.

Недостатки лонгитюдного метода.

  1. Время. Требуется много времени, чтобы завершить исследование.

  2. Отсев. Может случиться так, что некоторые испытуемые выйдут из исследования или их по различным причинам нельзя будет найти.

  3. Повторение проб. Может случиться нечто, что снизит валидность исследования, например, испытуемые выучат правильные ответы или со временем догадаются о целях экспериментатора и начнут играть роль “хорошего” испытуемого.

  4. Устаревание теоретико-методологического аппарата, который использовался в начале исследования.

  5. Эквивалентность используемых тестов, если они повторяются несколько раз.

Гипотеза, которая лежит в основе лонгитюдного метода, состоит в том, что развитие человека определяется его возрастом, биологическими причинами, индивидуальными и историческими событиями и условиями окружающей среды.

Согласно лайф–спэн (life–span), возрастные изменения происходят в зависимости от возраста и когорты. Под когортой подразумевается совокупность индивидов, принадлежащих к определенному слою населения, которые прожили одинаковые исторические события в один и тот же промежуток времени. Можно исследовать различное поведение в рамках одной и той же когорты, разницу между различными группами одной и той же когорты или разницу между различными когортами. Для лонгитюдного метода важно выделить факторы, которые могут влиять на исследование. Если данные факторы определены до начала исследования, то можно включить их в исследование и учитывать их влияние. Если же они определены после исследования, то, как правило, это факторы, которые возникли во время исследования, например, изменение здоровья некоторых испытуемых.

Существуют различные типы лонгитюдных методов.

  1. При использовании метода первого типа внимание уделяется спонтанным изменениям, которые происходят у испытуемых относительно определенных переменных или поведения.

  2. При втором типе лонгитюдных методов исследуются отношения между двумя или более переменными.

  3. Третий тип приближается к экспериментальному методу в том смысле, что между моментами наблюдения вводятся воздействия. Однако, данный тип метода не подразумевает использование контрольных групп и отличается от экспериментального метода, так как не позволяет точно выявить причинно–следственные связи.

studfile.net

Лонгитюдный метод. Психология развития [Методы исследования]

Лонгитюдный метод

В лонгитюдном исследовании одна выборка обследуется, по меньшей мере, дважды за определенный период времени. Хотя четких правил того, когда исследование с повторным обследованием становится «лонгитюдным», нет, при использовании этого термина учитывают, по крайней мере, два приблизительных критерия. Во-первых, речь обычно идет об изучении естественных, не вызванных экспериментальным путем изменениях. Поэтому применение отсроченного тестирования после экспериментального вмешательства или обучения обычно не расценивается как лонгитюдное, даже если одни и те же дети проходят обследование несколько раз. Во-вторых, данный термин, как правило, употребляется в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Поэтому обследование одних испытуемых несколько раз в течение одной недели не должно претендовать на то, чтобы называться «лонгитюдным». Заметьте, однако, — то, что является «довольно длительным временным интервалом», зависит от уровня развития испытуемых. Недельную серию обследований можно было бы рассматривать как лонгитюдную, если на момент первого обследования испытуемым всего несколько дней от роду.

Как явствует из табл. 1.3, в обзоре журнальных статей велся учет количества лонгитюдных исследований и исследований методом поперечных срезов. Как и ожидалось, при изучении возрастных различий наиболее употребительным был метод поперечных срезов, который использовался в 57 % случаев; лонгитюдный же метод использовался в 38% исследований, а 5% составляли смешанные планы. Интересно отметить, что за последние годы этот диспаритет сократился. Контент-анализ тех же журналов за 1983 год дал следующие результаты: 81 % для метода поперечных срезов и только 14 % для лонгитюдного метода.

Нетрудно понять, почему лонгитюдные исследования относительно редки. На них уходит больше времени, денег и усилий. Рассмотрим в качестве примера два исследования из главы 2. На осуществление эксперимента Дюфресна и Кобасигавы потребовалось, вероятно, несколько недель. Если бы их выбор пал на лонгитюдный план, у них ушло бы минимум 6 лет. Разница даже более заметна для исследования Черри и Парка. Если бы они решились на лонгитюдный план, то им пришлось бы ждать 40-50 лет, прежде чем их молодые испытуемые превратились в пожилых.

Сами по себе широкие временные рамки лонгитюдного исследования, являются лишь практическим неудобством, конечно, досадным, но не угрожающим валидности. Со значительной продолжительностью исследования, однако, связаны другие трудности, негативно отражающиеся на валидности. Одна из них — возможность устаревания используемых методик и оборудования. Поскольку сутью лонгитюдного плана является сравнение результатов, полученных ранее, с результатами, полученными позже, исследователь вынужден продолжать использовать те способы измерения, которые выбрал в самом начале осуществления проекта. Однако зачастую, в ходе длительного исследования тест устаревает или теряет свою теоретическую актуальность; почти всегда появляются новые тесты и новые вопросы. Поэтому то, что интересно узнать в 1990 году, может отличаться от того, что было интересно узнать в 1960 году. Проблема устаревания методик особенно велика в долгосрочных исследованиях, таких как начавшиеся в 1920-х годах исследования, рассчитанные на наблюдение в течение всего срока жизни испытуемых (Kagan, 1964). Это не обязательно проблематично в относительно краткосрочных лонтитюдных планах.

Другие проблемы связаны с характером выборки. Участие в любом долгосрочном исследовании требует от испытуемых (а в случае с детской выборкой еще и от родителей испытуемых) затрат времени и усилий. Поэтому отбор, по крайней мере, частично, должен основываться на таких факторах, как вера испытуемых в ценность исследования или высокая вероятность того, что они не переедут в другую местность. Но в этом случае выборка может оказаться нерепрезентативной в отношении популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. Более того, испытуемые из лонгитюдной выборки — это ровесники и составляют одно поколение или когорту, поэтому любые результаты в некоторой степени специфичны для данного конкретного поколения. Нас, к примеру, интересует, как изменяются люди в течение первых 30 лет жизни. Однако если все наши испытуемые родились в 1940 году, тогда с определенной долей уверенности мы сможем сказать, как изменялись люди, рожденные в 1940 году, сталкиваясь с изменениями, происходящими в мире в 1940-х, 1950-х и 1960-х. Если бы наши испытуемые появились на свет раньше или позже, мы получили бы несколько иные результаты.

Хотя лонгитюдные выборки по многим параметрам не соответствуют критерию репрезентативности, они дают возможность избежать систематической ошибки при отборе (Campbell & Stanley, 1966) — то есть отбора для сравнения изначально неэквивалентных групп. Если каждый испытуемый сравнивается сам с собой, никакой систематической ошибки отбора быть не может. Однако есть вероятность избирательного отсева (или выбывания), которое и имеет место на практике. Люди могут выходить из лонгитюдной выборки по ряду причин — в связи с переездом, нежеланием продолжать участие или (особенно в выборке пожилых людей) смертью. Если бы такие выпадения были случайными, тогда единственной неприятностью было бы сокращение размеров выборки и напрасные усилия по сбору данных, которые не будут дополнены. Однако зачастую выпадение не случайно, избирательно, то есть выбывшие из исследования испытуемые закономерно отличаются от тех, кто остался. Например, при лонгитюдном изучении интеллекта у выбывших обычно более низкий IQ при первых тестированиях (например, Siegler & Botwinick, 19/9). Поскольку выпадения в связи с низким уровнем компетентности влияют на общие результаты более молодых испытуемых, следствием является «позитивное искажение» в пользу старших возрастных групп. Конечно, можно ограничить сравнение результатами людей, оставшихся в группе, и таким образом влияющими на итоговые показатели во всех возрастных категориях. Однако в этом случае изначально нерепрезентативная выборка становится еще более нерепрезентативной.

Есть и еще один признак, по которому участники лонгитюдного исследования отличаются от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. Он очевиден: в ходе лонгитюдного исследования его участники в отличие от популяции регулярно проходят психологическое тестирование. Поэтому потенциальное значений имеют две причины искажения валидности (Campbell & Stanley, 1966). Первая — тестирование: влияние на результаты тестирования выполнения такого же или подобного теста прежде. Например, кажется правдоподобным, что регулярное и довольно частое выполнение теста IQ в конечном счете начнет отражаться на ответах испытуемого, и результат исследований действительно подтверждает это предположение (например, Nesselroade & Baltes, 1974). Вторая проблема — более общего характера — проблема реактивности. Осознание человеком того, что его изучают, может повлиять и на его поведение, что особенно выражено у участников долгосрочных лонтитюдных исследований с частым проведением измерений. Поэтому ответы этих испытуемых не всегда отражают типичный процесс развития.

Обратите внимание, что описанные выше проблемы не обязательно характерны для всех лонтитюдных исследований. Они наиболее выражены в тех из них, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста. С другой стороны, исследователю, изучающему развитие в младенчестве методом наблюдения, нет необходимости слишком волноваться о факторе тестирования или реактивности.

Последний пункт уточняет сделанное ранее замечание о том, что лонгитюдную выборку составляют люди одного поколения. В лонгитюдном исследовании неизбежно присутствует смешение возраста и исторического времени тестирования. Это смешение является следствием проведения внутрисубъектного сравнения; если нам нужны разные возрастные группы, мы должны тестировать в разное время. Предположим, мы хотим изучить изменения, происходящие в период с 15 до 20 лет. Мы отбираем 15-летних испытуемых 1975 года рождения и обследуем их вновь в 20-летнем возрасте. Если результаты повторного тестирования отличаются от результатов первого, мы можем объяснить это двояко: тем фактом, что испытуемые повзрослели на 5 лет, или тем, что первое тестирование происходило в 1990, а второе — в 1995 году. В лонгитюдном исследовании возраст практически неотделим от времени обследования.

Насколько вероятно, что возможная проблема действительно станет проблемой? Одной из детерминант, несомненно, является характер изучаемого феномена. За примером обратимся к старшей возрастной группе. Допустим, вас интересуют изменения остроты зрения в старости. Вы тестируете выборку 60-летних лиц в 1970 году, и затем их же в возрасте 70 лет в 1980 году. Хотя историческое время логически одно из возможных объяснений любых обнаруженных изменений, в случае, когда в качестве зависимой переменной выступает острота зрения, оно не слишком правдоподобно. Что более вероятно, если вы все-таки нашли различия, это то, что в период между 60 и 70 годами зрительная система претерпевает ряд

естественных изменений. Однако представьте, что вы исследовали бы не остроту зрения, а отношение к политическим лидерам. Вы обнаруживаете, что 70-летние люди относятся к ним более негативно, чем 60-летние. Очевидный случай политического отчуждения с возрастом? Вряд ли, учитывая политические события начала 70-х. На этот раз более правдоподобным кажется историко-культуральное объяснение. Однако в любом варианте стандартный лонгитюдный план допускает выводы, в лучшем случае правдоподобные, но никак не бесспорные. Смешения возраста и исторического периода никогда не избежать.

Если учесть всю массу неприятностей, обрушивающуюся на исследователя, выбравшего лонгитюдный план, встает вопрос о том, зачем кому-то, кроме ярко выраженного мазохиста, вообще пытаться провести лонгитюдное исследование. Ответ, как и можно было ожидать, состоит в том, что лонгитюдный подход имеет ряд достоинств (Bullock, 1995; McCall, 1977). Именно к позитивной стороне мы сейчас и обратимся.

Я уже провел границу между возрастным изменением и возрастным различием. Если изучаются разные выборки разных возрастов, единственное, что можно измерить непосредственно, это возрастные различия, и лишь подразумевается, что обнаруженные различия отражают возрастные изменения. В лонтитюдных же исследованиях возрастные изменения непосредственно измеряются, а не просто подразумеваются. Как мы увидели, можно по-разному судить о причинах возрастных изменений и о том, насколько они присущи всей популяции. Но, по крайней мере, в центре всегда остается основной вопрос психологии развития — вопрос внутриличностного развития во времени.

Сосредоточение на внутриличностном развитии делает лонгитюдный подход единственно правильным для оценки индивидуальной стабильности или нестабильности. Предположим, вы хотите узнать, остается неизменным IQ ребенка в ходе его развития, повышается или снижается. Совершенно ясно, вы не можете ответить на этот вопрос, тестируя разных детей разного возраста; вы должны наблюдать одного ребенка в процессе его развития. Вопрос «стабильности IQ» фактически является предметом множества лонтитюдных исследований, давних (например, Thorndike, 1933) и недавних (например, Siegel, 1992). Всегда, когда в центре внимания находится индивидуальная стабильность или изменчивость, лонгитюдный подход не просто тонкость; это совершенная необходимость.

Достоинства лонгитюдного исследования не ограничиваются возможностью отслеживать развитие одной черты или одной формы поведения. Его возможности гораздо шире, поскольку оно позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений, если только удается измерить необходимые параметры. В одних случаях в центре внимания связь между одним аспектом развития ребенка в раннем возрасте и каким-то другим аспектом в дальнейшей жизни. К примеру, мы можем попытаться определить, связана ли скорость роста костей скелета в первые 2 года жизни с возрастом начала пубертата. В других случаях исследование направлено на выявление связи между некоторым аспектом среды, окружающей ребенка в раннем возрасте, и некоторым аспектом развития в дальнейшей жизни. Мы можем, к примеру, попытаться определить, связаны ли особенности воспитания в первые 2 года жизни с некими особенностями личности в среднем детстве или в

подростковом периоде. Всегда, когда предметом исследования выступает связь между чем-то, что имело место раньше, и чем-то, что имело место позже, лонгитюдный подход совершенно необходим.

Кроме того, лонгитюдное исследование особенно эффективно для отслеживания непрерывных, постепенных трансформаций, происходящих с поведенческими системами общего характера в процессе развития ребенка. Для прояснения этой довольно туманной фразы требуются примеры, и два примера сразу придут в голову любому, кто знаком с исследованиями в области психологии развития. Один из них — проводившиеся Пиаже исследования развития интеллекта в младенчестве (Piaget, 1952). Пиаже лонгитюдно изучал троих своих детей, с рождения и до двух лет, аккуратно фиксируя этапы развития в разных сферах интеллекта и связи между ними. Результатом явилась концепция интеллекта в младенчестве, которая по широте и глубине понимания превзошла все разработанные ранее концепции и послужила моделью для множества исследований, проводившихся в дальнейшем. Возможно, что по крайней мере некоторые из тех же открытий могли бы быть сделаны и с продуманным использованием метода поперечных срезов на выборке малышей разных возрастов; однако сомнительно, чтобы без тщательного, практически ежедневного изучения изменений, происходящих с одним ребенком, удалось бы составить полное представление об интеллекте в период младенчества.

То же можно сказать и об исследованиях раннего речевого развития (например, Brown, 1973). Так же как и Пиаже, исследователи использовали лонгитюдный подход для изучения постепенных изменений, происходящих в первые годы освоения речи. Что, к примеру, представляет из себя самая ранняя форма отрицания, и как эта форма в конечном счете превращается в сложную систему правил, которые применяют старшие дети и взрослые? Вновь тщательное лонгитюдное изучение, при котором регистрируются изменения, происходящие у одного ребенка, позволяет получить представление о речи в раннем возрасте и о ее развитии, представление, которое, по всей видимости, не удалось бы получить, используя только метод поперечных срезов.

Ясно, что лонгитюдное исследование такого рода подразумевает нечто большее, чем просто повторное тестирование одного и того же ребенка; это скорее жизнеописание. В каких случаях тщательное лонгитюдное изучение приносит наибольшие плоды? Замечу, во-первых, что оно наиболее подходит для младших детей, которые не склонны изменять свое поведение, находясь под наблюдением. Если отбросить этот практический момент, несомненно, главным доводом в пользу лонгитюдного метода описанного выше типа является возможность его применения при проведении новаторских исследований, в которых еще только предстоит открыть множество существенных феноменов. Слово «новаторство» как нельзя лучше подходит для описания исследований Пиаже, направленных на изучение младенческого интеллекта. Как только появляется некое представление об общем направлении развития и о поворотных пунктах этого развития, с пользой может применяться более прицельное изучение методом поперечных срезов, кроме того, лонгитюдное исследование особенно подходит для отслеживания процесса постепенного формирования новых способностей, медленного прохождения разнообразных промежуточных этапов на пути к зрелости. Как (если дополнить пример с отрицанием, проблематикой, которую изучал Пиаже) элементарный хватательный рефлекс становился целенаправленным, зрительно координируемым актом хватания?. Наконец, тщательное, долгосрочное изучение одних и тех же детей может оказаться незаменимым в интерпретации поведения, то есть в попытках перейти от внешних границ поведения к представлению о том, что лежит в его основе (когнитивная структура, правило языка, личная реакция или что-то еще). В большинстве случаев исследователь видит испытуемых первый и единственный раз, когда они приходят для тестирования, и его способность понять смысл их поведения зависит от этого непродолжительного периода взаимодействия. Пиаже, напротив, изучал детей буквально с рождения, а его полная осведомленность о жизни и особенностях каждого ребенка создавала прочную основу для интерпретации любой формы поведения[ 3 ].

Последний аргумент в пользу лонгитюдного подхода носит негативный характер. Главной альтернативой лонгитюдного метода является метод поперечных срезов, который также имеет ряд недостатков. Проблемы, которые могут возникнуть в исследованиях методом поперечных срезов, являются темой следующего раздела.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

лонгитюдный метод — это… Что такое лонгитюдный метод?



исследование одних и тех же людей в течение длительного времени (в отличие от метода возрастных срезов)

(Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов)

  • копулятивный
  • морфологический

Смотреть что такое «лонгитюдный метод» в других словарях:

  • Лонгитюдный метод — Метод Лонгитюдный (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие,… …   Википедия

  • Лонгитюдный метод — Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет). Популяризация лонгитюдных исследований на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7+7», «от 21 и старше»). когда группы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лонгитюдный метод — ( лат. longus длинный, долгий) исследование посредством наблюдения за индивидом или группой индивидов в течение длительного периода времени, в некоторых исследованиях, например, начиная с детского возраста и до возраста зрелости. Труднодоступный… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД — Исследование, проводимое посредством наблюдения за рядом субъектов в течение длительного периода времени. Ср. с методом поперечного среза …   Толковый словарь по психологии

  • Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых …   Психология человека: словарь терминов

  • Лонгитюдный метод — (longitudinal design). Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода времени …   Психология развития. Словарь по книге

  • метод лонгитюдный — (метод длинника) относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей или с одним человеком, регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени отслеживается развитие, производится… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод организационный — сюда относятся: 1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай; 2) метод лонгитюдный; 3) метод комплексный; 4) метод субъективный и метод объективный. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод срезов — (метод поперечных срезов) относится к методам организационным. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой… …   Большая психологическая энциклопедия

  • метод сравнительный — широко применяется во всех областях психологии. Фактически универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении… …   Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

Лонгитюдное исследование это (в психологии)

Среди множества различных приемов, используемых для сбора эмпирических сведений, особого внимания заслуживает лонгитюдный метод. Такое привилегированное положение он занимает в первую очередь потому, что проверяемые им гипотезы предполагают выявление тенденций развития.

А кроме того, люнгитюдная схема — это наиболее яркий пример устоявшейся модели квазиэкспериментального анализа. Что же такое метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования, в чем он заключается и как применяется на практике?

Определение и преимущества метода

Изначально уместным будет отметить, что лонгитюдное исследование относится к методам возрастной психологии и, в частности, к приемам организации психологических исследований об особенностях индивидов, входящих в разные возрастные категории.

Такой способ сбора данных представляет собой прямонаправленное исследование, цель которого состоит в выявлении изменений интраиндивидуального характера, то есть изменений физиологического либо другого типа, которые возникают у конкретного индивида с течением времени. Термин «лонг метод» появился в психологии в начале XX века в рамках первых исследований, стремившихся объяснить природу изменений человека на протяжении длительного промежутка времени.

В ходе лонгитюдного исследования целью изучения может быть один или несколько субъектов, наблюдение за которыми может продолжаться в течение долгого времени. Примером такого эксперимента считается беспрецедентный опыт Арнольда Геззела, в котором участвовало 165 детей, деятельность и развитие которых исследовались целых 12 лет.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Аналогом этого эксперимента можно считать примеры дневниковых записей родителей, которые ежедневно фиксируют процесс взросления и изменения ребенка. В то же время дневники с историческими заметками, художественная литература, мемуары и прочие произведения позволяют более глубоко познать взаимоотношения между родителями и детьми в рамках целой эпохи.

Рекомендуем: Монтессори: методика раннего развития

Психологическое исследование изменений личности лонгитюдом может не только рассматривать развитие человека как личности, но и проводить изучение отдельных свойств конкретного испытуемого. При этом чем длиннее будет период исследования, тем содержательнее окажутся полученные в ходе него результаты, при условии что принципы ограничения временного промежутка будут максимально аргументированными. Например, в рамках эксперимента лонгитюдом будет охвачен определенный возрастной период либо же его отдельный промежуток.

Такой метод исследования изменений личности на различных этапах развития имеет следующие преимущества:

1. Дает возможность практически со 100% вероятностью определить тенденции и перспективы эволюции психического здоровья человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Позволяет выявить связь между фазами развития субъекта на генетическом уровне.

Рекомендуем: Что такое когнитивное развитие?

Однако использование такого приема содержит и определенные трудности, которые заключаются в следующем:

  • Отсутствие возможности изучать комплексно все стороны и качества личности.
  • Отсутствие должного материального обеспечения и четкого организационного плана (на практике данный прием используют разные специалисты, которые реализуют разные приемы изучения, в результате чего полученные результаты являются противоречивыми либо несопоставимыми).
  • Малая выборка различий между индивидуумами, которая не обеспечивает полноценного основания для исследований, что приводит к их гипертрофии.

Основные принципы и критерии экспериментов

Метод исследования лонгитюдом традиционно применялся в качестве противопоставления для приема «поперечных срезов». Однако в последнее время он стал практиковаться в рамках концепции выявления отсроченных эффектов тестирования.

Получивший в психологии название метода «продольных срезов» и заключающийся в выявлении изменений, которых не обнаруживают другие техники изучения, лонгитюдный эксперимент не предусматривает четких критериев проводимых обследований. Однако данный метод предполагает применение двух приблизительных правил, следование которым в ходе испытаний позволяет получить вполне приемлемые результаты:

1. Исследование лонгитюдом проводится в контексте изучения изменений, имеющих естественное происхождение. В связи с этим использование отсроченного эксперимента после проведения тестирования либо обучения не считается лонгитюдным, даже если в испытаниях участвуют одни и те же субъекты.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Применение термина допустимо лишь в случаях, когда речь идет об обследованиях субъектов, которые продолжаются на протяжении длительного периода времени и носят регулярный характер. Именно поэтому эксперименты, которые проводятся неоднократно в течение одной недели, не могут считаться лонгитюдными.

В то же время проведение исследований в периоде, ограниченном строгими временными рамками, зависит напрямую от того, каков уровень развития у испытуемых индивидов. Таким образом, недельный эксперимент по изучению изменений у субъекта можно было бы назвать лонгитюдным, если на момент проведения первого обследования представителям экспериментальной группы, являющимся целями исследования, было бы по нескольку дней с момента появления на свет.

Статистика проведения лонгитюдных исследований, опубликованных в психологических журналах, стала подтверждением актуальности метода «поперечных срезов» в плане изучения возрастных изменений у индивидов. В связи с этим постепенно стала уменьшаться востребованность экспериментов лонгитюдом, что привело к снижению популярности данного метода. На сегодняшний день такие исследования крайне редко применяются. Это объясняется сразу несколькими факторами.

Рекомендуем: Методы детской психологии

В первую очередь такая методика сбора данных требует значительных финансовых вложений и отнимает довольно много времени (несколько лет). Кроме того, использование такого варианта исследования предусматривает обширные трудозатраты. Именно поэтому при изучении возрастных изменений человека специалисты отдают предпочтение более выгодному во всех отношениях методу «поперечных срезов», позволяющему реализовать план обследований всего за несколько недель. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

70. Схема лонгитюдных исследований в 

Лонгитюдная схема сбора эмпирических данных в  исследованиях занимает особое место:

  1. из-за специфики проверяемых гипотез : это гипотезы, предполагающие выявление процессов развития

  2. она представляет пример наиболее устоявшихся квазиэкспериментальной схемы: аналог ЗП в ней – измеряемые различия между группами, а НП – такое различие как фактор времени. За фактор времени полагают изменения в базисных процессах, просматриваемых в виде «кривых развития» относящихся к одной и той же группе исптуемых.

Лонгитюдный метод – это метод прямонаправленный на установление изменений интраиндивидуальнго типа, т.е , физиологических или иных изменений, происходящих с течением времени у отдельного конкретного субъекта.

Начало таких исследований и появление термина «лонг метод» относится к 20-30 годам 20 века.

Лонгитюдный метод = метод продольных срезов, противопоставляется классическому методу поперечных срезов. Этот метод предполагает, что сведения о типичных возрастных особенностях получают путем сравнения показателей, одновременно фиксируемых у разных испытуемых, принадлежащих к изучаемым возрастным категориям, что соотв межгрупповой схеме получения данных. В лонгитюдном методе устраняется фактор межгрупповой вариативности. В 60-70 года развитие методологии привело к тому, что речь должна идти не о лонгитюдных исследованиях, т.к в действительности имеется в виду не какой-нить один конкретный метод, а различные методы, объединенные общим названием на основе особой организации исследования. Отличительным признаком такой организации явл систематическое измерение изучаемойособенности, или базисной переменной у одних и тех же испытуемых на протяжении определенного промежутка времени.

В принципе период времени может быть любым, хотя обычно имеется в виду достаточно продолжительный интервал времени, измеряемый годами.

Главная цель применения лонгитюдного подхода состоит в исследовании феноменов с точки зрения изменения во времени, т.е такое исследование направлено на :

  • установление интраиндивидуальных изменений

  • установление межиндивидуальных различий с точки зрения характера происходящих с течением времени интраиндивидуальных изменений

Для объяснений процессов изменения как проявлений развития требуются специальные процедуры, направленные на каузальный анализ:

  1. взаимосвязей в характеристиках установленных изменений

  2. факторов, обусл интраиндивидуальные изменения

  3. факторов, обусл межиндивидуальные различия в происходящих с течением времени интраиндивидуальных изменениях

С содержательной точки зрения понятие интраиндивидуальных изменений распространяется на зменение 2х типов:

  • изменение (или константность) уровня или степени проявления исследуемой характеристики поведения

  • интраиндивидуальное изменение может относится к изменению самой формы поведения или базисного процесса

Лонгитюдный метод предполагает сравнение характера процессов изменений, происходящих у разных индивидов, т.е исследуются степени сходства интраиндивидуальных изменений у индивидов из изучаемой выборки.

Межиндивидуальные различия анализируются после получения данных об интраиндивидуальных изменениях путем сравнений траекторий (индивид кривых), отражающих динамику хода изменений у разных индивидов (хар-ки темпа, формы, временных сроков).

С точки зрения планирования исследования лонгитюдный подход первоначально характеризовался как такое исследование, в кот в качестве НП выступает хронологический возраст испытуемых, а изменения значения ЗП (напр. умственного развития) фиксируется в ходе систематически повторяющихся измерений выбранных показателей.

Главная трудность, на кот наталкивается лонгитюдный метод связана с наличием смешения (систематического и сопутствующего) 3х переменных: возраста, специф особенностей выборки и времени измерения.

В реальности 3 осн переменные лонгитюдного исследования – возраст, время измерения и специф особенности выборки + поколения – переплетены и тесно взаимодействуют, что и обуславливает основную сложность задачи установления каждой из 3х названных переменных в отдельности.

Современная модель лонгитюда:

Наибольшую известность получила схема исследования, предложенная Шайи. Суть этой схемы: в сочетании лонгитюдной стратегии с др методами получения и анализа данных – традиционным сравнительно-возрастным методом и методом временного запаздывания.

Диагональ (объединенная) показывает схему сравнительно-возрастного метода, когда исследованию подвергаются испытуемые разного возраста, принадлежащие разным когортам, причем измерение изучаемого параметра проводится у всех возрастных групп одновременно.

Горизонтальная строка – лонгитюд – одна когорта испытуемых в течение некоторого времни проходит тестирование в разные возраста.

Вертикальный столбец – иллюстрирует план исследования методом временного запаздывания, когда по достижению опр возраста исследованию подвергаются представители разных кагорт населения.

Для разделения источников вариативности Шайи предложила попарное сочетание вышеназванных методов для одновременного анализа 2х или более поведенческих последовательностей.

Это основано на сравнении результатов (ЗП), полученных при лонгитюде 2х или более когорт. Это позволяет отделить возрастные изменения от различий в поколениях идет сравнение 2х или более последовательностей результатов, получ при измерении испытуемых всех возрастных групп изучаемого диапазона.

Так можно разделить влияние переменных возраста, когорты и времени измерения и установить связи их с изуч характеристикой.

Практические аспекты:

    1. проблемы формирования и сохранения выборки испытуемых (миграция)

    2. отсеивание части испыт есть всегда уменьшение выборкиугроза внещней валидности

    3. фактор повторного измерения ЗП

Бурменская. Лонгитюдный метод.

Специфика гипотез: направлены на выявление процессов развития. Аналог ЗП — измеряемые различия между группами, ЦП — фактор времени (в данном случае времени измерения НП). Фактор времени — изменения в базисных процессах, прослеживаемые в виде кривых развития. Лонгитюд — единственный метод, прямо направленный на установление изменении интраиндивидуального типа. Лонгитюд (продолжительное и систематическое изучение одного свойства у одних и тех же испытуемых) противопоставляется методу срезов (изучение разных испытуемых — межгрупповая схема получения данных). Лонгитюд устраняет фактор межгрупповои вариативности. Отличительный признак лонгитюда — систематическое измерение изучаемои психологической особенности, или базисной переменной, у одних и тех же испытуемых на прогяжении определенного периода времени. Длительность и методы получения эмпирических данных могут сильно различаться в отдельных случаях. Главная цель лонгитюда — исследование феноменов с точки зрения их изменения во времени. Лонгитюд направлен на:

1. установление интраиндивидуальных изменении

2. установление межиндивидуальных различий с точки зрения интраиндивидуальных изменении с течением времени.

Лонгитюд может применяться для объяснения причинно-следственных связей, но для этого нужны специальные процедуры, направленные на каузальный анализ:

1. взаимосвязей в хар-ках установленных изменении

2. факторов интраинд изменений.

3. Факторов межинд различии в происходящих с течением времени интраиндивидуальных изменений.

Интраинд изменения бывают:

1. изменение уровня или степени проявления исследуемой хар-ки поведения.

2. Изменение формы поведения или базисного процесса (т. е. Психол. Хар-к)

Лонгитюд исследует степень сходства интраиндивидуальных изменении у индивидов из изучаемой выборки.

Межннд различия анализируют сравнением пнд данных. Трудность лонгитюда — систсматич и сопутствующее смещение переменных:

1. Возраста (связан с условием жизненного опыта данной когорты (поколения))

2. специфич особенностей выборки

3. времени измерения

Когорта — люди определенною поколения, со сходных жизненным путем. Когорта — специфнч. Популяция — это

переменная, которую надо контролировать, г. к. она может вызывать вариативность результатов. Результаты измерения изучаемой характеристики (ЗП) тесно зависят от особенностей ситуации измерения.

Время измерения совокупность переменных, которые относятся к ситуации измерения. В реальности

возраст, время измерения, специфические особенности поколения переплетены, тесно связаны — сложность

установления влияния каждой переменной и отдельностн.

Современная модель .юнги I юдного мпод;!:

Схема К. Шайн: сочетание лонгитюдной стратегии с другими методами: сравнительно-возрастным методом и методом временного запаздывания.

Традиционные схемы получения данных — см. рис. 1

Лонгитюд: тадиционная схема получения данных

Диагональ — схема сравнительно-возрастного метола (исследуют всех испытуемых разного возраста разных когорт одновременно) — смешение переменных возраста и когорты Горизонталь — схема сбора эмпирических данных по классич схеме лонгитюда — одна когорта изучается ряд лет.

Нейтрализуется фактор когорты, но нельзя разделить вчнянпе различий из-за меняющегося возраста испытуемых и различий из-за времени измерения. Верчикаль — метод временного запаздывания — по достижении опр возраста изучают представителей всех когорт.

Получаются валидные только для одного конкр возраста данные. Проблема побочного влияния различий из-за времени получения результатов (фактор времени измерения).

Для разделения источников вариативности Шайи предложила попарное сочетание вышеназванных методов для одновременного анализа двух или более поведенческих последовательностей. Рис 2:

Последовательные стратегии анализа данных

Это основано па сравнении результатов (ЗП). полученных при лонппюде двух и более когорт. Это позволяет отделить возрастные изменения от различии в поколениях Т. о Идет сравнение дв\х и более последовательностей результатов, полученных при измерении испытуемых всех возрастных групп и ;\’и;\и)| о диапазона.

Так можно разделить влияние переменных возраста. когоргы и времени измерения и остановись связи их с

изучаемой хар-кой. Главная цель лонгитюда – опред возрастных изменений.

Практические аспекты организации лонппюдов:

1. проблемы формирования и сохранения выборки испытуемых.

2. Отсеивание части испытуемых есть всегда — уменьшение выборки — угроза для внешней валидности.

3. Фактор повторного измерения ЗП (эффект тестирования) — надо организовать контроль влияния этою фактора.

Общая характеристика ККИ – их сравнительная природа.

Культура понимается как «характерный образ жизни. разделяемый группой людей».

Есть 6 культурных зон: Африка, Азия. Австралия, Европа и Средиземноморский басе. Сев Америка и Южная

Америка.

Вопрос: выделение параметров культуры в качестве воздействующий фактор (НП), кот предположительно оказывают влияние на ЗП.

Цель ККИ — изучение и объяснение кросскультурных сходен и различи.

В ККИ принципиальная трудность исследования — исключение всех возможных вариантов альтернативных интерпретаций результатов. 2 проблемы:

1. культура с содержательной точки зрения сама по себе не есть осмысленная переменная, а это иучок переменных.

2. различие в результатах по тесту, измеряющему ЗП. может быть связано с артефактами измерения. Этальный контроль в ККИ осуществить нельзя, т. к. сравниваются уже сложившиеся группы. Отличие обычного Эта и ККИ — контроль за НП. Культура -переменная, которая не контролируется. Культурные факторы, отвечающие за различия — это составляющие культуры, которые наз. «контекстными переменными», или культурными измерениями.

Типы ККИ

Ф. Ван де ВиПвер. К. Леунг: типология ККИ по критериям:

1. Является ли исследование эксплораторным (еще нет гипотезы) или направлено на проверку положений, заранее сформулированных в гипотезе.

2. Включенность контекстных переменных для объяснения наблюдаемых культурных сходств и различии.

Есть 4 типа ККИ:

Таблица:

Тип

ориентация

Рассмотр

Выбор культурных

Основные

Основные

исследован и

ение

групп

достоинства

недостатки

я

контекстн

ых

перемени

ых

1.

Проверка

Нет

Исходя из

Установление

Не включены

обобщающие

гипотез

соображении

сопоставимосги

контексгные

удобства

(эквивалетности)

переменные

данных

(проблемы

интерпретации КК

различии)

2

Проверка

Обычно

Систематический

Печение

Недосгаток

базирующие

гипотез

да

(после, ю вательныи.

вэапуюочношении

внимания к

ся на георпи

обоснованны!’!;.

между(

К1К10р.1М11

альтернагинным

направленный па

КУЛЬТУ?!,! И

ингерирешццям

максимизацию

психологическим

кои 1 рас 1 а но Ш 1

и переменными

3

Поисковый

Нет

Сисгсматическип

Открытость.

Проблемы с

Психоло!нче

характер

11.111 ИСХОДЯ И;

непредубежденно

интерпретацией

скпх

соображения

С11> 1? 01 ношении

ио-1\ ченпых

различии

удобсгва

КК различии

рез\;1ыагов

4. внешней

Поисковый

да

Систематический

Акцент на

Выбор КОИТСКС1НЫХ

валидности

характер

интерпроашш

переменных может

КК различии

быть случайным.

неосмысленным

1. Обобщающие иссл — напр на проверку возможности переноса или обобщения результатов, подученных в одной культурной группе, на другие культурные группы. Не интересуют особенности культур (контекстные переменные), сравнение идет по основном) параметру, входящему в интерпретационную часть гипотезы и являющемуся предметом Эта. Вопрос: работают ли закономерности, установленные в одной культуре, в другой.

2. исследования, базирующиеся на сформулированной теории. В содержание теории входят специфические особенности культуры. Проверяются заранее сфорУ1улированные гипотезы. Проверки должны вестись на выборке различных культур, варьирующих по исследуемым параметрам.

3. исследования псих различий. Схема предполагает изменение по крайней мере в 2 разных культурах. Цель – находение кросс-культурных различий, но нет теории, на основании кот можно предсказать их природу. Контекстные переменные обычно не вкл в схему экспер объяснения обнаруженных резличий выдвигается после экспер. Плюсы: открытость, непредвзятость экспер в отн обнаружения возможных культурных различий. Минусы: нет контроля погрешности, что может вести к ложному отвержению Но. Нет контекстных переменных – затрудняет интерпретацию результатов. Толко констатируется наличие различий, не указывая на их происхождение.

4. исследование внешнен валидности. Изучают содержание и причины кросскультурных различии с использованием контекстных переменных. Эксплоративный характер исследования, не выдвигается предвари гельных гипотез о природе ожидаемых различии. Плюсы: ставится задача интерпретации кросскультрных различии. Минусы: выбор переменных и уровень анализа данных может быть плохо осмысленным с психологической точки зрения.

Типы контроля побочных переменных в ККЭ.

Прямой контроль за воздействием (НП) в ККИ недоступен. Наиболее важный способ Этального контроля в КК11 — предварительный и преднамеренный отбор культурных популяции (выборок).

Выбор популяции для ККИ

Основная проблема контроля состава выборки — сопоставимость и доступносчь. Сопоставимост. выборок — они должны быть одинаковы по многим факторам и различны по какому-нибудь одному. Доступность — надо найти и оговорить люден, что сложнее в КК11, чем в обычном Это.

studfile.net

Добавить комментарий