ВЗГЛЯД / Человек потерял ценность в новом мире :: Автор Дмитрий Ольшанский
Индустриальный мир эпохи модерна, мир двадцатого века, мир прошлого – имел свои темные стороны, с ним было много проблем, но в одном ему не откажешь: ему нужны были люди. Он жил, исходя из идеи, что всякому человеку можно найти какое-нибудь рациональное занятие, и всякую территорию или страну нужно развивать, и везде что-нибудь делать, производить что-то вещественное, полезное.
И в любой Сирии, Ливии, Ираке, какой-нибудь Венесуэле, не говоря уж о более серьезных странах, ну буквально повсюду тогда приходили к власти молодые майоры и полковники, президенты и отцы нации – и строили фабрики, строили дороги, подтягивали провинцию до больших городов, учили людей на инженеров и врачей, создавали танковые бригады, пытались дотянуться до американского, немецкого, да хоть бы и советского стандарта.
Словом, везде возникала норма. Везде возникала равномерность. Везде возникал здравый смысл. Пусть с перебором и пересолом, и где-то жестоко, и где-то неудачно, но – это было.
А потом что-то неуловимо, постепенно, трагически переломилось. Скорее всего, роковым моментом были восьмидесятые годы, когда впервые оказалось, что развлекать выгоднее, чем производить, спекулировать цифрами выгоднее, чем торговать товарами, а управлять хаосом выгоднее, чем управлять коллективами. И на том старый мир – неважно, капиталистический или социалистический, диктаторский, демократический, во имя нации, во имя класса, во имя чего захочешь – поехал с ярмарки.
А на его место уселось какое-то новое, и очень неприятное существо, которое с тех пор только раздувается на своем троне и только крепчает. Этому существу нужны только клиенты, но не работники, только подростки, но не взрослые, только финансовые инструменты, но не вещи, только корпорации, но не государства, только кочевники, но не местные жители, только наемники, но не регулярные армии, только мегаполисы, но не страны, только гендеры, но не семьи, только меньшинства, но не большинство, только экзотика, но не норма.
И мы теперь на каждом шагу видим печальные отходы его, этого скверного существа, жизнедеятельности. К примеру, мигранты, стоящие где-нибудь палаточным лагерем или плывущие на лодочке навстречу цивилизации – в чем с ними беда?
А в том беда, что мигранты значимы для новой цивилизации ровно в той степени, в какой они мигрируют, не сеют, не пашут, только мигрируют, и в идеале они должны мигрировать вечно, производя поводы поговорить о мультикультурализме, ксенофобии, человечности, проклятом имперском наследии, идентичностях и тому подобной официозной макулатуре.
Но если бы любой из них остался у себя дома – в условном Ираке, Таджикистане, неважно – и спросил бы робко у современного мира:
– Может, я лучше тут на фабрике за углом буду работать?
– Может, я учителем стану, а мне квартиру дадут?
– Может, я служить пойду, до комполка дослужусь?
– Может, мы электростанцию построим, автомобили будем делать, диссертации защищать?
Современный мир расхохотался бы в лицо дурачку.
Твоя фабрика неэффективна, мы все фабрики в мире запихнем в один Бангладеш. Учителей сократим, если надо – у нас есть онлайн-курсы психологии и дизайна. Армия – это насилие, а насилие – зло. Случится что – пришлем дроны, разбомбим у вас пару сараев и скажем, что победила свобода. Электростанции твои вредят природе, автомобили – тем более, можем подарить тебе самокат, а что касается диссертаций – поступим так.
Нарядись в тряпки, какие есть пострашнее, прыгай в лодочку, плыви к нам, садись посреди улицы на землю, бормочи что-нибудь непонятное – желательно заклинания на случай человеческих жертвоприношений, как это нету таких? Какой еще Шекспир? Давай придумывай заклинания! И рассказывай, как тебя все обидели, как ты страдаешь, а мы выпишем тебе пособие, чтобы ты и дальше сидел на земле посреди улицы.
И заодно диссертацию защитим – о трансгрессивных аспектах небинарного дискурса постколониальных идентичностей. Усвоил? Иди ищи рваные тряпки!
Потому что человек больше не имеет никакой ценности у себя дома, у себя на работе, одной и той же десятилетиями, на своей земле, в своей стране, среди всего стабильного, регулярного и равномерного.
Он, человек, должен бежать в какое-то одно место, какое теперь ему назначено для новой жизни, и там ему либо повезет – и он займется онлайн-курсами психологии и дизайна, то есть станет производить пустоту, либо не повезет – и тогда он может рассчитывать на пособие, сидя на земле в рваных тряпках. Ну, есть еще клининг-сервис, если на земле слишком холодно.
Вечная тебе память, товарищ полковник, он же и господин. Вечная тебе память, фабрика, она же и электростанция, дорога, школа, автомобиль, и даже танковая бригада. Вечная вам память, норма и здравый смысл.
Источник: Блог Дмитрия Ольшанского
Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни
49 822
Познать себяАнтистресс
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
В 1946 году в Австрии впервые издается книга «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере». Ее автор, психолог и философ еврейского происхождения Виктор Франкл, три года провел в нацистских концлагерях и потерял там родителей и жену. Еще до войны Франкл создал собственное направление психотерапии — логотерапию, или терапию смыслом. И жизнь дала ему возможность этот подход проверить. Логотерапия и сам Франкл проверку выдержали.
Что позволило Франклу, несмотря на все утраты, продолжить жить, заниматься исследованиями, ходить в горы, создать новую семью? Вероятно, его представление о том, что такое смысл жизни.
Три вида смыслаВ своем учении Франкл выделил три вида смысла:
сверхсмысл,
смысл жизни,
смысл в жизни.
И из этих трех смыслов человеку доступен только один. Угадаете, какой?
Сверхсмысл
Это глобальный смысл всего мироздания. Ответ на вопрос «для чего все это?». Он непостижим для человека так же, как для листа непостижим смысл дерева. Он, безусловно, есть, но человеческому сознанию недоступен. Можно размышлять о нем из любопытства и в рамках философии, но надеяться его постичь не стоит.
Смысл жизни
Это то, что мы чаще всего ищем. Нам кажется, что смыслом нашей жизни может быть семья или работа. Утрата именно этого смысла погружает нас в состояние фрустрации.
Однако Франкл считает, что на самом деле и этот смысл нам недоступен.
Можно ли узнать смысл книги, не дочитав ее до конца? Можно ли узнать смысл жизни, не прожив ее? Вы можете думать, что смысл вашей жизни — снимать авторское кино, но потом рождается ребенок, и он тяжело болен. И оказывается, что смысл вашей жизни — это спасти и вырастить этого ребенка.
Вы можете считать своим смыслом семью. Но вот дети выросли и уехали, и этот смысл оказывается утерян. Жизнь потеряла смысл? Или вы найдете его в путешествиях, творчестве, волонтерстве или в чем-то еще? И станет ли это новым смыслом вашей жизни?
В сущности, смысла жизни не существует. Как со смертью у Эпикура: пока мы живы, ее нет, а когда она пришла — уже нет нас. Жизнь динамична, смыслы постоянно меняются, и как понять, какой из них — тот самый?
Смысл в жизни
И, наконец, третий, единственный постижимый для нас, вид смысла — смысл в жизни, или смысл ситуации. Это конкретный смысл конкретной, частной ситуации. Правильный ход не для всей партии, а для определенной расстановки на шахматной доске.
Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда подъезжает поезд метро, сначала выходят те, кому нужно выйти на этой станции, и только потом заходят те, кому ехать дальше? Почему не наоборот? В чем смысл?
Если на вашем столе лежит корзина с фруктами и часть из них спелые, а другой части еще нужно дозреть, какие фрукты вы съедите первыми? В чем будет больше смысла?
Или более серьезный пример: в детстве человек пережил физическое насилие. Какой в этом был для него смысл? Возможно, это должно было научить его прощению или, напротив, стойкости и способности защитить себя. А может быть, это сделает его особенно любящим и нежным родителем для своих детей.
Смысл всегда уникален — для ситуации и для человека. В одной и той же ситуации для каждого ее участника смысл будет своим, неповторимым. Но он определенно всегда есть
Итак, нет универсального смысла, подходящего для всей жизни или для всех людей — как нет лучшего хода для шахматной партии. Есть лишь отдельные ходы в отдельных ситуациях, специфика момента.
Можно сказать, что смысл жизни — это матрешка из всех смыслов отдельных событий, которые в ней происходят. Поэтому его невозможно утратить, но можно не увидеть.
Но сама жизнь не лишена смысла ни при каких обстоятельствах. Пока мы живы и с нами что-то происходит, мы способны видеть в этом смысл. Другое дело, захотим ли мы его увидеть и понравится ли он нам.
Как увидеть и реализовать смыслФранкл был убежден, что человек способен найти и реализовать смысл, даже если его свобода ограничена внешними обстоятельствами. Для этого у него есть свобода воли и способность занять позицию, сформировать отношение к чему угодно.
Находясь в концлагере, Франкл мог отнестись к этому очень по-разному. Он мог решить, что его жизнь закончена, ведь он действительно утратил все: родителей, работу, дом, любимую женщину. Все, что составляло для него смысл. Скорее всего, такое отношение не позволило бы ему выжить, и мы вряд ли когда-нибудь узнали бы о Франкле и логотерапии.
Мог он и озлобиться, возненавидеть своих мучителей и весь несправедливый мир. У него были на это все основания: пока он страдал от голода и лишений в концлагере, кто-то продолжал свою привычную комфортную жизнь. И каждый день он видел непосредственных виновников своих страданий — надзирателей, которые часто обходились с ним жестоко. Возможно, злость и ненависть придали бы ему сил и позволили выжить, но кем бы он после этого стал?
Франкл выбрал другой путь и остался верен своей работе доктора и исследователя. Он помогал другим заключенным, когда они заболевали, и спас так не одну жизнь. Он вел заметки о психологии заключенных, где анализировал поведение — свое и других. Делать это было запрещено, заметки приходилось прятать и каждый раз рисковать быть пойманным за этим и наказанным. Помощь другим и исследование стали для Франклом смыслом его нахождения в лагере.
Но был и больший смысл: он решил, что, если выживет, пережитое им позволит ему помогать другим людям, оказавшимся в тяжелой ситуации
Это стало его смыслом, тем, что позволило ему выжить и остаться человеком. И этот смысл ему удалось реализовать: он и его логотерапия спасли от отчаяния и самоубийства не одного человека.
Занять ту или иную позицию, отнестись как-то к любому событию — это выбор. И этот выбор есть у нас всегда, вне зависимости от обстоятельств. Можно сказать, это последний выбор — то, что остается у человека, когда все другие пути перекрыты. Выбрать свое отношение — последняя свобода, которой никто не может нас лишить.
Последняя, но не единственная. К счастью, большинство из нас не находится в условиях, когда отношение — единственное, что нам остается. Поэтому нам доступны и два других пути реализации смысла: творчество и переживание.
1. Деятельность
Творчество, или деятельность — самый очевидный путь обретения смысла. Это может быть работа или любая другая осмысленная деятельность: хобби, волонтерство, спорт… Важно, что через эту деятельность мы делаем вклад в общество и чувствуем это. Деятельность как путь к смыслу — это не просто качественное выполнение должностных инструкций, но то, что преступает границы профессии, отношение к работе как к призванию.
2. Переживание
Часто случается так, что человек лишен возможности заниматься активной деятельностью, или то, чем он занимается, не приносит ему чувства осмысленности. Разорение бизнеса, увольнение или просто потеря интереса к прежнему занятию создает ощущение утраты смысла. И тогда можно пойти вторым путем обретения смысла: переживание.
Переживание — это наша восприимчивость к миру, сильные и важные чувства, которые мы испытываем. Любовь, боль, благодарность, разочарование — все имеет смысл. Если мы способны чувствовать, переживать — смысл не потерян. Только важно уметь осмыслять эти переживания, видеть смысл и за болью, и за радостью.
3. Установка
И, наконец, третий путь, о котором мы говорили выше — путь нашей установки, позиции, отношения. То, как мы относимся к происходящему с нами. В первую очередь, это наша позиция по отношению к неизбежному страданию.
Ради чего мы страдаем? Чему эта боль учит нас?
Итак, в большинстве ситуаций у нас есть как минимум три пути увидеть и реализовать смысл: творчество, переживание и позиция. И абсолютно в каждой ситуации есть путь через позицию. Важно помнить, что это будет не смысл всей нашей жизни, а смысл той конкретной ситуации, в которой мы находимся. А из множества этих отдельных ситуаций и их конкретных смыслов складывается наша жизнь.
Философ-практик
Личный сайт
Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RU
Новое на сайте
Как перестать довольствоваться малым: 5 способов начать получать удовольствие от жизни
«Мы вместе уже год, но мужчина не знакомит меня с родителями и друзьями»
«Дочь оставляет маленькую внучку одну дома, меня это беспокоит. Как на нее повлиять?»
Как определить, что партнер вам изменяет: 6 признаков
Полезное расставание: как превратить неудачу в успех — мнение психолога
Первые признаки диабета и рекомендации по профилактике от врача-эндокринолога
Что делать, если бросила девушка: 9 советов мужчинам
Если человек по природе добр: как характер влияет на здоровье
Психология потери – Спенсер Гринберг
Мы переоцениваем то, что у нас есть, чрезмерно реагируем, когда больше не можем иметь что-то, и сопротивляемся переменам. Другими словами, мы ненавидим потери. Но поскольку потери часты и неизбежны, наша ненависть к ним гарантирует, что мы страдаем.
Давайте посмотрим на психологические механизмы, которые заставляют нас так поступать.
Эффект владения
Предположим, что Натан и Мэй учатся в одной школе. Случайным образом определяется, что Мэй дадут школьную кружку, которую она сможет оставить себе. Затем Мэй записывает наименьшую сумму, которую ей придется заплатить, чтобы она согласилась продать кружку. Натан точно так же записывает максимальную сумму, которую он готов заплатить за кружку. Что, по вашему прогнозу, произойдет?
Можно было бы подумать, что если бы человеческий мозг был рациональным, то простое получение кружки не сразу заставило бы нас ценить кружку гораздо выше. Тем не менее, когда этот эксперимент проводится, студенту, получившему кружку (Мэй), нужно заплатить в среднем гораздо больше, чтобы расстаться с ней, чем студент, не получивший кружку (Натан), был бы готов потратить, чтобы купить ее. .
Этот эффект владения, как его называют, означает, что мы склонны более высоко ценить вещи только потому, что они у нас есть.
Вы знаете ту крошечную статуэтку собаки, которую вы где-то приобрели (возможно, вы даже не помните, где)? Вы можете не захотеть расстаться с ним, даже если бы вы никогда не купили его сейчас, если бы у вас была такая возможность. Мы ненавидим терять то, что имеем (в конце концов, это ВАШЕ).
Эффект знакомства
Мы склонны любить вещи больше, чем ближе мы с ними знакомимся. Это относится к еде (многие из которых нам нравятся тем больше, чем больше мы их едим), комнатам (мы начинаем чувствовать себя более комфортно в пространстве, к которому привыкли) и людям (со временем мы перестаем классифицировать людей как «чужих», даже если наши взаимодействия всегда были поверхностными). Это относится даже к предметам (мой офисный стул мне хорошо знаком). Возможно, эта психологическая склонность коренится в эволюционной потребности в безопасности: вещи, с которыми мы знакомы, с меньшей вероятностью содержат скрытую опасность. Если вы были рядом с этим парнем много раз, и он никогда не пытался вас убить, он, вероятно, не собирается пытаться сегодня.
Эффект знакомости, при котором мы предпочитаем то, что нам знакомо, усложняет потерю. Нам может быть трудно отказываться от людей в нашей жизни, даже если они нам не очень нравятся или они плохо к нам относятся. Поэтому мы продолжаем проводить время с друзьями, которые нам не нравятся, вместо того, чтобы искать неизвестных незнакомцев (которые, конечно же, в конечном итоге станут друзьями). И если мы теряем то, с чем уже знакомы, нам приходится пройти через неприятный процесс знакомства с незнакомыми вещами (как неудобно!).
Ассоциация
Когда две вещи постоянно соединяются, наша эмоциональная реакция на одну начинает перетекать в эмоциональную реакцию на другую. Это происходит с помощью процесса, известного как классическое кондиционирование.
Однако это означает, что мы начинаем ценить несущественные черты ценных вещей, даже если эти черты не имеют ничего общего с самой ценностью. Например, у нас очень положительные чувства к нашему романтическому партнеру, у которого есть определенные причуды личности (или физические черты), поэтому мы развиваем очень положительные чувства по отношению к этим причудам, придя к выводу, что нам было бы трудно быть с кем-то, у кого их нет. их. Или это может означать, что мы начинаем предпочитать продукты, произведенные определенной маркой, потому что у нас возникает положительная ассоциация с самой маркой. На самом деле, многие бренды бомбардируют нас рекламой, пытаясь заставить нас связать позитивные вещи (например, привлекательность, богатство, желаемый образ жизни, умиротворяющие пейзажи природы) с их логотипом. Они применяют классическую тренировку к нам так же, как Павлов применял ее к своим собакам. Просто посмотрите на рекламу пива и воды в бутылках, которая ассоциирует определенный бренд с определенным образом жизни.
Это означает, что мы будем переоценивать то, что у нас есть, отчасти потому, что мы связываем ценность с нерелевантными функциями, которые сами по себе ценности не создают. Нам не хочется выбрасывать рубашку с модным брендом, потому что этот логотип говорит о ценности. Кого волнует, что рубашка плохо на нас смотрится. И не забывайте, как грустно, что вы никогда больше не найдете романтического партнера с причудливыми чертами X, Y и Z, которые теперь вы находите такими очаровательными и милыми после того, как они были у вашего предыдущего партнера.
Ожидания
Если бы вы выиграли 100 долларов в казино, а через пять минут сделали ужасную ставку и проиграли эти деньги, скорее всего, вы бы не чувствовали себя так плохо, как если бы однажды у вас украли 100 долларов из вашего карман. Почему? Потому что в первом случае у вас не было времени приспособиться к миру, где у вас были лишние 100 долларов. Таким образом, ваш мозг, скорее всего, воспримет первый сценарий как безубыточный (хотя, вероятно, с некоторым, хотя и не слишком большим, сожалением). Вам повезло, а затем вам не повезло, и вы вернулись к тому, с чего начали. Так что в сети вы ни выиграли, ни проиграли. С другой стороны, во втором сценарии это похоже на чистый убыток (у вас в кармане 100 долларов по сравнению с тем, к чему вы привыкли).
Иными словами: когда вы снимаете 100 долларов со своего банковского счета и кладете их в карман, ваш мозг не чувствует, что вы заработали 100 долларов, поскольку вы уже привыкли к миру, где эти деньги принадлежат вам. . В то время как случайный выигрыш 100 долларов в казино кажется бонусом, это сверх того, что у нас уже есть, поэтому потеря этих денег (до того, как вы привыкли к ним) в значительной степени возвращает вас к тому, с чего вы начали (с психологической точки зрения).
Речь идет об ожиданиях. Если вы ожидаете потерять 100 долларов, вы можете чувствовать себя хорошо, потеряв только 50 долларов, тогда как, если вы рассчитываете получить 100 долларов, вы можете расстроиться из-за того, что заработали только 50 долларов. Наши эмоциональные реакции на изменения фильтруются нашими ожиданиями . Эта идея точки отсчета, относительно которой измеряются прибыли и убытки, элегантно закодирована в теории перспектив, которая представляет собой мощное описание того, как люди думают о риске и неопределенности.
Дело в том, что у нас есть все виды ожиданий, которые мы уже приняли в отношении будущего, большинство из которых предполагают, что все будет так же хорошо или даже лучше, чем текущее состояние. Мы можем предположить, например, что в следующем году у нас будет возможность остаться на той же работе, что и сейчас. Это означает, что если нас уволят, мы можем воспринять это как огромную потерю, даже если нам действительно не нравится наша работа и у нас есть хорошие шансы найти работу, которая нам понравится больше. Потеря работы по-прежнему нарушает наши ожидания относительно того, что у нас есть. Если бы, с другой стороны, мы предполагали, что нас, скорее всего, уволят (например, из-за объявления о крупных сокращениях), было бы легче смириться с ударом потери работы.
Наши ожидания относительно будущего помогают укрепить нашу эмоциональную реакцию на потерю. Если исчезают возможности, которые, как мы предполагали, у нас будут (например, остаться в квартире, в которой мы сейчас находимся, остаться с партнером, который у нас есть в настоящее время, или остаться в городе, в котором мы сейчас живем), мы воспринимаем это как большую потерю, потому что это нарушает то, что мы делаем. мы уже приняли как должное, даже если окажется, что некоторые из этих вещей не представляют для нас большой ценности.
Заключение
Мы переоцениваем то, что уже имеем. Нам становится комфортно с тем, к чему мы привыкли, и испытываем дискомфорт от незнакомых вещей. Мы начинаем ценить лишь случайные черты вещей, которые нам нравятся. Наши ожидания относительно будущего, как правило, предполагают, что наши нынешние возможности сохранятся или, возможно, даже улучшатся.
Эти психологические механизмы заставляют нас чувствовать, что потеря намного хуже, чем она есть на самом деле. Мы боимся потерять то, что имеем, переигрываем с потерями, когда они случаются, и зацикливаемся на потерях, которые произошли в прошлом. Тем не менее, в большинстве случаев мы восстанавливаемся после потери быстрее, чем могли бы предсказать. Месяцы спустя наша повседневная жизнь обычно меняется в меньшей степени из-за потери, чем мы предполагали. В краткосрочной перспективе мы больше остро реагируем на потерю, чем признаем. В долгосрочной перспективе потери причиняют нам меньше вреда, чем мы предполагаем.
20 вещей в жизни, которые того не стоят | Джошуа Пресс | Стартап
20 вещей в жизни, которые того не стоят | Джошуа Пресс | Стартап | MediumУроки плохих решений.
Опубликовано в
·
Чтение: 10 мин
·
12 декабря 2019 г.
Фото Ноа Силлимана на UnsplashЭта статья появилась после случайного просмотра вопросов на Quora. Я был новичком на платформе, и мне захотелось ответить на несколько вопросов, чтобы почувствовать ее.
Наткнулся на вопрос « какие 20 вещей того не стоят? », и я ощутил легкую горечь от неудовлетворительного опыта, и я… и нелицензированный терапевт
Еще от Joshua Press и The Startup
Joshua Press
в
Темная ночь души: понимание среди отсутствия смысла
901 08 Вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими в бессмысленной вселенной, не в силах
·Чтение на 8 мин·19 октября 2018 г.
Зули Рейн
в
Два) Платформы социальных сетей
В октябре 2022 года, во время всего фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
·8 min read·Apr 19
Nitin Sharma
in
Могу поспорить, что 99% читателей не знакомы ни с одним из этих инструментов.
·чтение за 6 минут·5 апреля
Джошуа Пресс
Познание себя: 6 взглядов на секс
«Чтобы познать себя, вам нужно понять, что для вас важнее всего и почему».
·12 минут чтения·26 августа 2019 г.
Просмотреть все от Joshua Press
Рекомендовано Medium
Aleid ter Weel
in
10 Чем заняться вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022
Дариус Фору
3 привычки, которые саботируют вашу жизнь
Эти привычки разрушают вашу самодисциплину
· 6 минут чтения · 4 января
Списки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·40 сохранений
Продуктивность 101
20 историй·43 сохранения
Самосовершенствование 101
20 историй·50 сохранений
Руководство по выбору, планированию и достижению личных целей
13 рассказов·33 сохранения
Неподобающее