Макрофакторы социализации это: Факторы социализации личности

страна, этнос, общество, государство . Социально-педагогические проблемы социализации

В повседневной жизни понятия «страна» и «государство» обычно употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями «государство» и «общество». Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека. Естественно, что особую роль в социализации играют те этнокультурные условия, в которых происходит становление человека.

Страна – феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредствованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Как полагал М. Монтень, люди в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.

Это суждение не беспочвенно, хотя не следует преувеличивать влияние климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова имеют практически одинаковую площадь – Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.

Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья людей в стране, распространение некоторых болезней и т. д. Геофизические условия принуждают человека к преодолению объективно существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.

В качестве иллюстрации обратимся к характеристике природно-климатических условий России и их роли в становлении особенностей ее жителей, данной В.О. Ключевским:

«Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии… отличается заметными физическими особенностями… обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях. Эти особенности и положили глубокий отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса…

Великороссия XIII–XV в.в. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Эго приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба… ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями».

Таким образом, природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия – это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Этнос – исторически сложившаяся в стране устойчивая совокупность людей, обладающих общими ментальностью, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этническая принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой, она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенному этносу и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к нему. То есть этнос – явление историко-социально-культурное.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие, социализация и воспитание личности § Развитие личности как педагогическая проблема

Байланысты:
8.Развитие, социализация и воспитание личности (копия)
крылатые выражения (1) (копия)


©emirsaba.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

Глава 8. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ  И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ


§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из  сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее  развития  в  специально организованных  условиях.  Она  имеет различные аспекты,  поэтому рассматривается разными науками:  возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления:  биологическое,  социологическое и биосоциальное.


Представители биологического  направления,  считая  личность сугубо природным  существом,  все  поведение  человека  объясняют действием присущих ему от рождения потребностей,  влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим  собой,  он  «надевает маску»  или  неудовлетворение  естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое,  однако в  процессе своей  жизни  он  постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп,  с которыми он общается.  Чем ниже  по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты,  прежде всего инстинкты обладания,  разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления  считают,  что  психические  процессы (ощущение,  восприятие,  мышление и др. ) имеют биологическую природу,  а направленность,  интересы,  способности личности  формируются как явления социальные.  Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая  наука рассматривает личность как единое целое,  в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности,  но и на образе жизни.  Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни,  которые,  определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития  человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании).  Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям,  хотя об этом никто,  кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности  качества.  Чрезмерная  вежливость, например,  может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований,  безразличия, а непоседливость  — свидетельствовать о живости интереса,  быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского,  это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека,  чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного  опыта  и  включение человека  в систему общественных отношений.  Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и  в  отношениях  с  другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный  облик человека,  всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия  и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления,  как  простое  повторение,  увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи  диалектического  материализма при  изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему,  как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком  подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс,  в котором происходят не только  количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.  Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества,  группы  взрослых  и  наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия  конкретизируются,  приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к  восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала»  (А. С. Макаренко).  В  педагогическом процессе  проявляются также противоречия,  связанные с условиями развития общества,  и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.



жүктеу/скачать 32.62 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

73706_Learning_Report

%PDF-1.5 % 1 0 объект > /StructTreeRoot 4 0 R /Метаданные 5 0 R /МаркИнфо > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать Adobe:docid:indd:f665f45e-8c4c-11d7-a026-9588219e656dadobe:docid:indd:f665f45e-8c4c-11d7-a026-9588219e656d1default

  • 73706_Learning_Report
  • конечный поток эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > /А1 > /Па1 > /Па0 > /А1+1 > /Па0+1 > >> эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > /стр 290 Р /S /Рисунок /Pg 50 0 R >> эндообъект 32 0 объект > /П 29 0 Р /S /Рисунок /Pg 50 0 R >> эндообъект 33 0 объект > /П 29 0 Р /S /Рисунок /Pg 50 0 R >> эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 39 0 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] /ExtGState > /XОбъект > >> /StructParents 0 /Анноты [153 0 R] >> эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 590 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 69 0 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 79 0 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 890 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект > эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 109 0 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] /ExtGState > >> /StructParents 1 >> эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 119XFjm,9d) ő_qR*. ;60%RLh)3X,u·eiҔQ*(>,)c iN’e4I))-x9K$4)d2j]bK!ʥPv*Xf!a,#5ӄ/*. ~4fw~ M1`oO[sR6̒erLpT>k1_>ʪ`OH)cNZl=RJk_p»\G&_/ J!\dwkF\O>D  &·Vts.p[I0+`[xs?)_kt_?)FZ)&wW4 06pPO8)MYhqqtBv!hYsmQ4ixvT5nq쒮sV ± >i8a ‘nLsPwYz׉’/ JᰫTcqKOCM*zspokeMR@࿮-JpKjtc7us]\$6 млрд. 1″aj%t1-D)pU͡QD)dtLtMTc,8QTNsTaZ2bt(%-İb1h(:Ԥb4Iy

    Знаете ли вы разницу между социальной работой на микро-, меццо- и макроуровне? | News

    • Практика

    Социальная работа помогает не только отдельным людям. Вместо этого он работает в трех масштабах — микро, меццо и макро — для создания изменений.

    Чем занимается социальный работник? Если вы верите основным средствам массовой информации, которые обычно изображают социальных работников, участвующих в сессиях один на один с отдельными людьми или, возможно, с семьями, вы можете воспринять эту позицию как деятельность в относительно небольшом масштабе.

    На самом деле это только один вид работы, которую выполняют социальные работники. Практика обычно подразделяется на три взаимосвязанных шкалы: микро, меццо и макро. Для тех, кто рассматривает возможность карьеры в сфере социальной работы, крайне важно понимать огромные возможности, доступные на каждом уровне.

    1) Микроуровень

    Когда люди представляют себе повседневную деятельность социальных работников, они обычно думают о микроуровне. Это наиболее распространенный тип социальной работы, который предполагает прямое взаимодействие с клиентами для решения индивидуальных проблем.

    Типичные примеры работы на микроуровне включают помощь людям в поиске жилья, медицинских и социальных услуг. Индивидуальное и семейное консультирование также подпадает под эту категорию, как и некоторые виды лечения психического здоровья и наркомании. Социальную работу на микроуровне могут предлагать агентства и некоммерческие организации, а также школы, полицейские управления и даже военные.

    Поскольку социальная работа на микроуровне предполагает деликатное взаимодействие с людьми, степень бакалавра в таких областях, как психология или социология, может быть особенно полезна для студентов, желающих работать в этой области.

    2) Меццо-уровень

    В то время как микросоциальная работа осуществляется на индивидуальном уровне, социальная работа на меццо-уровне уменьшает масштаб, чтобы рассматривать группы, а не отдельных лиц. Конечно, наименьшая «группа» — это семья, но меццо-социальная работа выходит далеко за ее пределы. Многие практики одновременно используют микро- и меццо-социальную работу для решения проблем на предприятиях, в школах, организациях и сообществах.

    Поскольку социальная работа среднего уровня направлена ​​на решение групповых проблем, она является ценным инструментом для создания небольших институциональных, социальных и культурных изменений. Степень бакалавра в области психологии (с упором на групповую психологию) или социологии помогает создать прочную основу для такого рода работы.

    3) Макроуровень

    Социальная работа на макроуровне включает крупномасштабные интервенции и адвокацию, затрагивающие целые сообщества, штаты или даже страны. Это помогает клиентам, вмешиваясь в большие системы, которые могут показаться недоступными для отдельных лиц.

    Для многих людей, незнакомых с этой областью, работа на макроуровне может даже не восприниматься как социальная работа. Макросоциальные работники могут участвовать в разработке законов или ходатайствовать перед местными, государственными или даже федеральными правительствами о средствах для помощи сообществам. Они также могут организовывать общегосударственные или общенациональные кампании активистов.

    Поскольку социальная работа на макроуровне часто требует государственной помощи или вмешательства, студенческая подготовка по таким дисциплинам макроуровня, как политология, хорошо подготовит студентов к этой карьере.

    Работа на всех уровнях

    В то время как некоторые социальные работники специализируются на одном аспекте от микро- до макромасштаба, большинство социальных работников взаимодействуют со всеми тремя уровнями. Таким образом, социальные работники должны понимать весь спектр и то, как взаимодействуют весы.

    Добавить комментарий