Малые и большие социальные группы: Разнообразие социальных групп — урок. Обществознание, 6 класс.

Содержание

отличительные признаки и черты больших и малых групп

Что такое социальная общность

В процессе жизнедеятельности люди объединяются в различные социальные группы и общности.

Определение 1

Под социальной общностью понимают совокупность людей, которая существует в реальности и эмпирически фиксируется.

Среди характерных черт общности выделяют:

  1. Относительную целостность — форма организации обеспечивает закрепленные разновидности взаимосвязи между элементами общности.
  2. Самостоятельность — общность является самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Определение 2

Социальное действие — способ отношения человека к социуму, который состоит в установлении коммуникативных, информационных связей между индивидами, группами и общностями.

Система поступков формирует модель поведения человека в социуме в зависимости от поставленных целей и имеющихся ресурсов и ограничений.

Примечание 1

Понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.

Основные признаки социальной общности

К основным признакам социальной общности относят:

  • общность потребностей;
  • сходство условий жизнедеятельности;
  • присутствие совместной деятельности как фактора существования общности;
  • становление собственной культуры, наличие определенных особенностей;
  • социальная идентификация членов общности и формирование в сознании понимания своей причастности к ней.

Социальные общества могут отличаться:

  1. По количественному составу. В общность могут входить несколько лиц или целые массы.
  2. По продолжительности существования. Время существования общностей варьируется от нескольких минут и часов до столетий, тысячелетий и эпох.
  3. По степени связи между индивидами. Связи могут быть устойчивыми или случайными образованиями, аморфными.  
Пример 1

К общностям с устойчивыми типами связей относят школьный класс, а к объединениям со случайными связями — очередь, толпу. Такие объединения называют квазигруппами.

Определение 3

Квазигруппа — в переводе с латинского языка: «якобы, мнимый» — группа с непрочными взаимосвязями между контактирующими друг с другом представителями.

Квазигруппа является малоустойчивой совокупностью людей. У нее нет определенной структуры, системы ценностей и норм. Такие группы формируются непреднамеренно. Между представителями нет устойчивых связей.

Продолжительность существования квазигрупп кратка. После окончания группы либо распадаются, либо на их основе формируются устойчивые социальные группы.

Виды квазигрупп:

  1. Аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором, оратором. Передача информации происходит непосредственно или с помощью технических средств.
  2. Фан-группа — людей объединяет «фанатизм» по отношению, например, к музыкальной группе, виду спорта.
  3. Толпа — временно неорганизованное объединение людей на основе общих интересов и целей.

К свойствам или признакам квазигрупп относят:

  • анонимность;
  • внушаемость;
  • социальную заражаемость;
  • бессознательность;
  • спонтанность;
  • кратковременность существования;
  • отсутствие разнообразного взаимодействия: либо прием и передача информации, либо выражение согласия или несогласия.

Анонимность подразумевает, что каждый индивид квазигруппы чувствует себя неузнанным и, тем самым, неуязвимым. Контроль деятельности участников отсутствует.

Челны квазигруппы более внушаемы, чем люди, которые не входят в группу.

Под социальной заражаемостью понимают быструю передачу эмоций и настроений от индивида к индивиду и их быструю смену.

Бессознательность характеризуется преобладанием иррациональности и непредсказуемости: индивид «растворяется» и пропитывается коллективным бессознательным. Его действия становятся бессознательными.

Спонтанность проявляется в механизмах формирования квазигрупп, которые зависят от условий социального окружения индивида в конкретный период времени.

Краткость существования описывают тем, что квазигруппы легко распадаются и существуют ограниченное время.

Социальные общности делят на:

  1. Устойчивые: нация, народ.
  2. Кратковременные: люди, стоящие на остановке или аудитория на лекции.

Виды социальных общностей представляют собой:

  1. Классовые общности и слои, сословия.
  2. Исторические формы общности.
  3. Социально-демографические общности.
  4. Корпоративные.
  5. Этнические и территориальные.
  6. Общности, которые сложились в зависимости от интересов входящих в них индивидов.

Множество реальных общностей разделяют на два подкласса:

  • массовые;
  • групповые — социальные группы.

Для чего люди объединяются в группы

Человек на протяжении своей жизни становится непосредственным участником деятельности различных социальных групп. Соотнесение индивида с группой дает представление о его потребностях, интересах, особенностях поведения, которые формируют личностные характеристики человека.

Появление социальных групп связывают с принятым в обществе разделением труда. Деятельность специализирована, для ее выполнения необходимы определенные умения и навыки.

Также предпосылкой формирования групп является исторически сложившееся разнообразие условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

В социальную группу объединяются индивиды, у которых есть общий значимый социальный признак. На этом признаке основано их участие в деятельности сформированной группы. В таком объединении люди связаны между собой системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Определение 4

Под социальным или общественным институтом понимают исторически сложившуюся или созданную организацию жизнедеятельности люде. Она имеет определенную цель, достижение которой обеспечивает удовлетворение социальных, экономических, культурных, духовных и иных потребностей общества и индивида в частности.

Социальные группы удовлетворяют потребности человека как материальные, так и духовные.

Человек нуждается в поддержке, общении, понимании, любви, чувстве принадлежности. Соответствующая группа ему это предоставляет.

Сотрудничество помогает достигать целей, стремление к достижению которых в единичном исполнении занимало бы гораздо более длительный срок. Или же вообще исключало возможность исполнения задуманного.

В социальной группе индивид чувствует себя защищенным.

Объединение людей подразумевает обмен знаниями, что влечет за собой личностный рост.

Функции социальных групп:

  1. Социализация — обеспечение освоения норм, ценностей, идентичности, реализации возможностей, адаптации к различным условиям постоянно меняющегося общества, формирование гражданско-правовой позиции, понимание иерархических структур.
  2. Инструментальная — осуществление совместной деятельности.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей в уважении, заботе, доверии.
  4. Поддерживающая — люди объединяются в сложных жизненных ситуациях и поддерживают друг друга.

Малые и большие социальные группы

Определение 5

Социальными группами называют устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные признаки.

К таким критериям, которые присущи только этим индивидам, относят, например:

  • социальное положение;
  • интересы, суждения;
  • ценностные установки.
Примечание 2

Социальные группы образуют социальную структуру общества.

Определение 6

Под социальной структурой понимают внутреннее устройство общества или социальной группы. Структуры упорядочены определенными нормами взаимодействия.

Социальная структура:

  • социальные группы;
  • социальные слои;
  • социальные общности;
  • социальные институты.

Виды социальных групп

По характеру взаимодействия — классификация Ч. Кули в социологии:

  1. Первичные. Взаимодействие имеет непосредственный, межличностный характер. Предполагает взаимную поддержку. Часто в такие группы входят индивиды, которые находятся в родстве или имеют эмоциональную близость. Напрмер: группа сверстников, соседей.
  2. Вторичные. Достижение конкретной цели является фактором взаимодействия. Индивидов объединяют общие интересы, взгляды и идеи. Характер межличностных отношений формально-деловой, поэтому изначально у людей такой группы часто нет личной и эмоциональной привязанности. Например: профессиональные организации, политические партии, рабочие коллективы.

По фактору существования:

  1. Номинальная — создана искусственно для целей, например, статистического учета населения. Например: покупатели конкретного магазина, посетители библиотеки.
  2. Реальная — формируется по осознаваемым реальным признакам. К таким признакам относят: пол, возраст, национальность, доход, профессию, место жительства.

По способу организации и регулирования взаимоотношений:

  1. Формальная — официальная: группа существует в рамках официально признанных организаций. Отношения членов регламентируются локально-нормативными актами. Например: футбольная команда, школьный класс.
  2. Неформальная — неофициальная: группа возникает на базе личных интересов участников. Интересы могут совпадать или расходиться с целями официальной организации. Например: кружок литераторов, цветоводов, клуб любителей бардовской песни.

По степени принадлежности человека к группе:

  1. Референтная группа — реальное или идеальное объединение индивидов, которая служит для человека стандартом норм, ценностей и образцов социального поведения.
  2. Ингруппа — группа, к которой человек сам себя относит, с которой идентифицирует себя — «свои».
  3. Аутгруппа — группа противоположна ингруппе, определяется как «чужая» группа.

По численности участников:

  • большие;
  • малые.

Виды и характеристика больших социальных групп

Характеристика большой социальной группы:

  • многочисленность;
  • участники занимают одинаковое положение в структуре общества;
  • участники имеют общие интересы.

Большие социальные группы могут быть следующих видов:

  1. Территориальные — объединены местностью.
  2. Целевые — созданы с определенной целью.

Виды и определения малых социальных групп 

Примечание 3

Малая группа — элементарная ячейка общества.

Характеристика малой социальной группы:

  1. Небольшое число участников: от 2-3 до 20-30 человек.
  2. Люди хорошо знают друг друга.
Пример 2

Малая группа: семья, школьный класс, компания друзей.

Воздействие социальных групп на общество

В современных реалиях требуется работа по координации деятельности человека и разработка и формирование ресурсов. Растет значение организации как фактора регулирования общественных отношений.

Определение 8

Организация — ассоциация людей. Она действует на основании неличных связей.

Организации создают для достижения специфических целей.

Пример 3

Примеры организаций: школа, театр, библиотечный комплекс.

Организации проектируют: они учреждаются с определенными целями, имеют свое пространственное ориентирование, конструкции.

Группы и организации влияют на поведение человека.

Влияние может быть отрицательным и положительным.

Позитивное влияние — список:

  1. Отношения в группе приучают человека выполнять существующие социальные нормы.
  2. Отношения формируют ценностные ориентиры, которые усваивает личность.
  3. Человек совершенствует свои коммуникативные навыки и умения.
  4. От других членов группы человек получает информацию, которая позволяет ему воспринимать и оценивать себя.
  5. Группа дает человеку уверенность в себе, положительные эмоции, которые необходимы для его развития.
  6. В процессе участия в деятельности группы индивид постигает основы психологии, социологии и права.
  7. В процессе взаимодействия человек непрерывно учится.

Негативное влияние — список:

  1. Группа может достигать цели за счет ущемления интересов отдельных ее членов — групповой эгоизм.
  2. Могут отвергаться оригинальные идеи творческих личностей большинством из-за того, что они были непонятны. Сами инициаторы могут подавляться в своем развитии.
  3. Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно.
Определение 9

Конформное поведение — поведение людей, когда они осознанно расходятся во мнении с социумом, но соглашаются с ним, исходя из каких-то личностных соображений.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики

Ключевые слова: деятельность, идентификация, отождествление, группа, ПО, команда, функция, AND, обмен информацией, однородность, подразделения, чередование, страта, отношение, автор, конфигурация, очередь, член группы, информация, шаблон, значение, сеть, определение, анализ, таблица, матрица, операции, значимость, место, Личность, класс, поле, объект, права, контроль, опыт

7.1. Группа как объект социально-психологического анализа

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» — другим группам. Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

intuit.ru/2010/edi»>А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

  1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.
  2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
  3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.
  4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
  5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.
  6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.
  7. ru/2010/edi»>Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
  8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

ru/2010/edi»>Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым.

Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.

Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью.

Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

intuit.ru/2010/edi»>В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.

Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.

intuit.ru/2010/edi»>Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.

Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick еt a1., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым cпецифичеcким ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):

  1. Размер группы.
  2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
  3. Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
  4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.
  5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
  6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
  7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
  8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.
  9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
  10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
  11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
  12. Важность группы для ее членов.
  13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
  14. intuit.ru/2010/edi»>Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
  15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.

6.2 Размер и структура группы – Введение в социологию 3e

Цели обучения

К концу этого раздела вы должны уметь:

  • Объяснять, каким образом размер группы влияет на динамику группы
  • Различать стили руководства
  • Интерпретация влияния групп на индивидуальное поведение

Рисунок 6,5 Кадеты иллюстрируют, насколько сильно конформизм может определять группы. (Источник: Вест-Пойнт — Военная академия США/flickr)

Диады, триады и большие группы

Небольшая группа обычно представляет собой группу, в которой собрание людей достаточно мало, чтобы все члены группы знали друг друга и одновременно взаимодействовали, например, нуклеарная семья, диада или триада. Георг Зиммель (1858–1915) много писал о разнице между диадой, или группой из двух человек, и триадой, которая представляет собой группу из трех человек (Simmel 1902). В первом случае, если один человек уходит, группа больше не может существовать. Мы можем думать о разводе, который эффективно прекращает «группу» супружеской пары или двух лучших друзей, которые больше никогда не разговаривают. Однако в триаде динамика совсем иная. Если один человек уходит, группа продолжает жить. Триада имеет другой набор отношений. Если в группе трое, может развиться динамика «два против одного» и по любому вопросу может сформироваться мнение большинства.

Небольшие группы обычно имеют сильную внутреннюю сплоченность и чувство связи. Небольшие группы могут столкнуться с трудностями при попытке достичь больших целей. Им может быть трудно быть услышанными или стать движущей силой перемен, если они выступают против более крупных групп.

Трудно точно определить, когда малая группа становится большой. Возможно, это происходит, когда одна группа становится настолько большой, что становится слишком много людей, чтобы участвовать в одновременном обсуждении. Иногда это происходит, когда группа объединяется с другими группами в рамках движения. Эти более крупные группы могут разделять географическое пространство, например, братство или женское общество в одном кампусе, или они могут быть разбросаны по всему миру. Чем больше группа, тем больше внимания она может привлечь, и тем большее давление члены могут оказать на достижение любой цели, которую они хотят достичь. В то же время, чем больше становится группа, тем больше возрастает риск разделения и отсутствия сплоченности.

Руководство группы

Часто большие группы требуют какого-то лидерства. В небольших первичных группах лидерство, как правило, носит неформальный характер. В конце концов, большинство семей не голосуют за то, кто будет управлять группой, как и большинство групп друзей. Это не означает, что фактических лидеров не появляются, но формальное лидерство встречается редко. Во вторичных группах лидерство обычно более открытое. Они часто определяют роли и обязанности, а также цепочку подчинения. Некоторые второстепенные группы, такие как военные, имеют хорошо структурированную и четко понятую цепь подчинения, и иногда от нее зависят жизни. В конце концов, насколько хорошо солдаты могли действовать в бою, если разные люди отдавали приказы и если они не знали, кого слушать? В других второстепенных группах, например на рабочем месте или в классе, также есть формальные лидеры, но стили и функции лидерства могут значительно различаться.

Функция лидерства относится к основной цели лидера, которая может быть инструментальной или выразительной. Инструментальный лидер — это тот, кто целеустремлен и в значительной степени озабочен выполнением поставленных задач. Мы можем представить, что генерал армии или генеральный директор из списка Fortune 500 мог бы стать эффективным лидером. Напротив, экспрессивные лидеры больше озабочены укреплением эмоциональной силы и здоровья, а также обеспечением того, чтобы люди чувствовали поддержку. Социальные и религиозные лидеры — раввины, священники, имамы, директора домов молодежи и программ социального обслуживания — часто воспринимаются как лидеры с ярко выраженным характером. Иногда люди ожидают, что мужчины будут играть инструментальные роли, а женщины — экспрессивные роли. Женщины и мужчины, демонстрирующие поведение другого пола, могут рассматриваться как девианты и могут столкнуться с сопротивлением. Тем не менее, как мужчины, так и женщины предпочитают лидеров, которые используют сочетание экспрессивного и инструментального лидерства (Boatwright and Forrest, 2000).

Социологи выделяют три стиля лидерства. Демократические лидеры поощряют групповое участие во всех процессах принятия решений. Они усердно работают над достижением консенсуса, прежде чем выбрать курс действий и двигаться вперед. Этот тип лидера особенно распространен, например, в клубе, где члены голосуют за то, какие действия или проекты следует продолжить. Лидеров-демократов можно хорошо любить, но часто существует опасность того, что решения будут приниматься медленно, поскольку на достижение консенсуса уходит много времени. Еще один риск заключается в том, что члены группы могут выбрать сторону и закрепиться в противоборствующих фракциях вместо того, чтобы найти решение.

Напротив, лидер, придерживающийся laissez-faire (по-французски «оставь это в покое»), не вмешивается, позволяя членам группы управлять собой и принимать собственные решения. Примером такого лидера может быть учитель рисования, который открывает художественный шкаф, оставляет материалы на полках и говорит ученикам помочь себе и заняться искусством. Хотя этот стиль может хорошо работать с высокомотивированными и зрелыми участниками, у которых есть четкие цели и руководящие принципы, он рискует распадом группы и отсутствием прогресса.

Наконец, авторитарные лидеры отдают приказы и назначают задачи практически без обратной связи с членами группы. Эти лидеры часто являются лидерами-инструменталами, уделяющими большое внимание достижению целей. Часто предприниматели попадают в эту форму, как основатель Facebook Марк Цукерберг. Неудивительно, что авторитарные лидеры рискуют оттолкнуть рабочих. Однако, когда решения должны быть приняты быстро или информированы высоким уровнем знаний, может потребоваться этот стиль руководства.

В различных обстоятельствах каждый из этих стилей лидерства может быть эффективным и успешным. Подумайте, какой стиль руководства вы предпочитаете. Почему? Вам нравится один и тот же стиль в разных сферах вашей жизни, например, в классе, на рабочем месте и в спортивной команде?

Большая фотография

Женщины-политические кандидаты

Рисунок 6,6 Камала Харрис, как и многие другие женщины-лидеры, сталкивается с уникальными, а иногда и противоречивыми ожиданиями. Она может хотеть быть лидером, но некоторые больше заботятся о том, нравится ли ей. (Фото: Национальная гвардия Калифорнии/flickr)

Камала Харрис преодолела значительный барьер, став первой женщиной и первым человеком чернокожего и южноазиатского происхождения, избранным вице-президентом Соединенных Штатов. Известный самостоятельный кандидат в президенты на первичных выборах 2020 года тогдашний кандидат Джо Байден попросил Харрис стать его напарником, чтобы обеспечить его победу на выборах.

Однако вы можете быть удивлены, узнав, что 3 ноября 2020 года в бюллетенях для голосования на пост президента или вице-президента участвовало более десяти других женщин. ) на самом деле призвал людей не голосовать за нее. Ширли Чизхолм, Ленора Фулани, Джилл Стайн, Хиллари Клинтон и многие другие женщины были кандидатами, но Соединенным Штатам еще предстоит избрать женщину на пост президента.

Исследователи и политологи давно установили, что гендер играет важную роль в восприятии политических лидеров (как кандидатов, так и выборных должностных лиц). В качестве отправной точки исследования показывают, что даже среди женщин общественность отдает предпочтение мужским качествам президентов. Например, исследование, в ходе которого испытуемые заполнили опросник Бема о половых ролях и опросник имплицитного лидерства, показало, что гипотетический «идеальный» президент обладал больше мужскими качествами, чем женскими (Пауэлл и Баттерфилд, 2011).

Помимо скрытого предпочтения мужских качеств, женщины-кандидаты сталкиваются с тем, что иногда называют «ловушкой привлекательности». По сути, общественность ожидает и предпочитает определенные качества от своих лидеров, а также ожидает и предпочитает определенные качества в зависимости от пола кандидатов. Для женщин-кандидатов в президенты эти ожидания часто противоречат друг другу. Например, когда кандидат-мужчина занимает низкое место по женским качествам, это не оказывает существенного влияния на его привлекательность. Но когда женщина-кандидат, такая как Хиллари Клинтон, занимает низкое место по женским качествам, ее симпатия значительно снижается. Интересно, что тот же опрос показал, что Камала Харрис имеет гораздо более сбалансированный гендерный рейтинг качества, чем Клинтон. Исследователи уточнили, что, поскольку Камала Харрис баллотировалась на пост вице-президента, а не президента, рейтинги нельзя напрямую сравнивать с рейтингами Клинтон. Однако это различие может указывать на то, почему многие женщины избираются на законодательные и губернаторские должности, но не на пост президента (Conroy, Martin, and Nadler, 2020).

Те же ощущения возникают и на рабочем месте. Предписывающие стереотипы, то есть представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины, ограничивают продвижение женщин на руководящие должности. Мужчин часто ценят за амбициозность, в то время как женщины, демонстрирующие напористое поведение, обычно воспринимаются как эгоистичные или чрезмерно склонные к соперничеству (Baldoni, 2020). Кроме того, когда мужчины помогают на рабочем месте, их вклад ценится, в то время как та же самая задача, выполняемая женщинами, остается незамеченной. Ученые отмечают, что женщины недостаточно представлены на высших уровнях бизнеса США и компаний из списка Fortune 500 (Heilman 2012).

Рисунок 6.7 Этот шуточный подарок демонстрирует, как могут относиться к женщинам-лидерам, если они нарушают социальные нормы. (Источник: istolethetv/flickr)

Соответствие

Нам всем нравится в какой-то степени приспосабливаться. Точно так же, если мы хотим выделиться, мы хотим выбрать, как мы выделяемся и по каким причинам. Например, человек, который любит ультрасовременную моду, может одеваться в вызывающих размышления новых стилях, чтобы установить новую тенденцию.

Конформность – это степень, в которой индивид соответствует групповым нормам или ожиданиям. Как вы, возможно, помните, мы используем референтные группы, чтобы оценить и понять, как действовать, одеваться и вести себя. Неудивительно, что молодые люди особенно осведомлены о том, кто подчиняется, а кто нет. Старшеклассник, мать которого заставляет его носить отутюженные рубашки на пуговицах, может возразить, что все остальные носят футболки, и будет выглядеть глупо. Другому старшекласснику может понравиться носить эти рубашки, чтобы выделиться. Насколько вам нравится, когда вас замечают? Вы сознательно предпочитаете соответствовать групповым нормам, чтобы не выделяться? Есть ли в вашем классе люди, которые сразу приходят на ум, когда вы думаете о тех, кто не хочет подчиняться?

Психолог Соломон Аш (1907–1996) провел эксперименты, которые продемонстрировали, насколько велико давление, связанное с конформизмом, особенно в небольшой группе (1956). Прочтите о его работе в рубрике «Социологические исследования» и подумайте, что бы вы сделали в эксперименте Аша. Не могли бы вы говорить? Что поможет вам говорить, а что помешает?

Социологическое исследование

Соответствие ожиданиям

В 1951 году психолог Соломон Аш усадил за стол небольшую группу из восьми человек. Только один из сидевших там был истинным субъектом; остальные были соратниками экспериментатора. Однако испытуемого заставили поверить, что все остальные, как и он, были людьми, привлеченными для эксперимента по зрительным суждениям. Группе показывали две карточки: на первой карточке была изображена одна вертикальная линия, а на второй — три вертикальные линии разной длины. Экспериментатор опрашивал группу и спрашивал каждого участника по очереди, какая линия на второй карточке совпадает с линией на первой карточке.

Однако на самом деле это не было проверкой зрительного восприятия. Скорее, это было исследование Аша, посвященное давлению конформизма. Ему было любопытно посмотреть, как множественные неправильные ответы повлияют на испытуемого, который, по-видимому, мог сказать, какие строки совпадают. Чтобы проверить это, Аш предложил каждому респонденту определенный ответ. Испытуемый сидел так, что ему приходилось слышать ответы почти всех остальных, прежде чем подходила его очередь. Иногда участники, не являющиеся субъектами, единогласно выбирали ответ, который был явно неправильным.

Так какой вывод? Аш обнаружил, что тридцать семь из пятидесяти испытуемых дали «явно ошибочный» ответ хотя бы один раз. Столкнувшись с единодушным неправильным ответом остальной группы, испытуемый соответствовал среднему значению из четырех постановочных ответов. Аш пересмотрел исследование и повторил его, при этом испытуемый все еще слышал инсценированные неправильные ответы, но ему разрешалось записывать свой ответ, а не произносить его вслух. В этой версии количество примеров конформности — дающих неправильный ответ, чтобы не противоречить группе — уменьшилось на две трети. Он также обнаружил, что размер группы влияет на то, насколько сильно испытуемый испытывает давление, чтобы подчиниться.

Результаты показали, что высказывание, когда только один человек дал ошибочный ответ, было гораздо более распространенным явлением, чем когда пять или шесть человек защищали неправильную позицию. Наконец, Эш обнаружил, что люди гораздо чаще давали правильный ответ при почти единогласном согласии, если у них был один союзник. Если хотя бы один человек в группе также не соглашался, испытуемый соглашался только на четверть чаще. Ясно, что легче быть меньшинством из двух, чем меньшинством из одного.

Аш пришел к выводу, что есть две основные причины конформизма: люди хотят нравиться группе или они считают, что группа лучше информирована, чем они. Он нашел результаты своего исследования тревожными. Ему они открыли, что умные, хорошо образованные люди без особых уговоров согласились бы на неправду. Он считал, что этот результат высветил реальные проблемы с системой образования и ценностями в нашем обществе (Asch, 1956).

Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета, получил аналогичные результаты в своем эксперименте, который теперь известен просто как эксперимент Милгрэма. В 1962, Милграм обнаружил, что испытуемые были в подавляющем большинстве готовы совершать действия, которые прямо противоречили их совести, когда их направлял авторитетный человек. В ходе эксперимента испытуемые были готовы наносить болезненные, даже предположительно смертельные удары током другим, кто неправильно отвечал на вопросы.

Чтобы узнать больше о подобных исследованиях, посетите http://www.prisonexp.org/

Эффект свидетеля и рассеивание ответственности

Социальные психологи признали, что присутствие других людей влияет на наше поведение, осознаем мы это или нет. Одним из примеров является эффект свидетеля, когда люди с меньшей вероятностью будут вмешиваться во время чрезвычайной ситуации или когда нарушаются социальные нормы, если вокруг есть другие люди. Они чувствуют себя менее ответственными из-за присутствия других наблюдателей (Beyer et al., 2017). Это называется рассеиванием ответственности.

В большинстве случаев люди сообщают, что не хотят вмешиваться и поэтому не реагируют, когда видят что-то не так. Они предполагают, что кто-то еще подойдет и поможет. Исследователи обнаружили, что люди с меньшей вероятностью помогут, если не знают жертву (Cherry 2020).

Подумайте об этом так: вы идете на урок, а вокруг несколько учеников. Кто-то падает на землю в припадке. Что бы вы сделали? Эффект свидетеля предполагает, что если вы не знаете человека, который упал, вы скорее уйдете, чем поможете. Однако социальные психологи считают, что у вас гораздо больше шансов помочь или хотя бы остановиться и проверить, если вы один рядом.

Групповое музыкальное исполнение вызывает повышенный болевой порог и социальные связи в малых и больших группах певцов

. 2016 1 марта; 37 (2): 152-158.

doi: 10.1016/j.evolhumbehav.2015.10.002.

Даниэль Вайнштейн 1 , Жак Лоне 2 , Эйлунед Пирс 2 , Робин И. М. Данбар, 2 , Лорен Стюарт 1

Принадлежности

  • 1 Goldsmiths, London University, Lewisham Way, New Cross, London SE14 6NW, Соединенное Королевство, +44 20 7919 7171.
  • 2 Оксфордский университет, кафедра экспериментальной психологии, Tinbergen Building, Oxford, OX1 3UD, United Kingdom, +44 1865 271367.
  • PMID: 27158219
  • PMCID: PMC4856205
  • DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2015.10.002
Бесплатная статья ЧВК

Дэниел Вайнштейн и др. Эвол Хам Бехав. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2016 1 марта; 37 (2): 152-158.

doi: 10. 1016/j.evolhumbehav.2015.10.002.

Авторы

Даниэль Вайнштейн 1 , Жак Лоне 2 , Эйлунед Пирс 2 , Робин И. М. Данбар, 2 , Лорен Стюарт 1

Принадлежности

  • 1 Goldsmiths, London University, Lewisham Way, New Cross, London SE14 6NW, Соединенное Королевство, +44 20 7919 7171.
  • 2 Оксфордский университет, кафедра экспериментальной психологии, Tinbergen Building, Oxford, OX1 3UD, United Kingdom, +44 1865 271367.
  • PMID: 27158219
  • PMCID: PMC4856205
  • DOI: 10. 1016/j.evolhumbehav.2015.10.002

Абстрактный

На протяжении нашей эволюционной истории люди сталкивались с проблемой создания и поддержания социальных связей во все более крупных группах по сравнению с группами наших предков-приматов. Данные исторических и антропологических записей свидетельствуют о том, что групповое музицирование может действовать как механизм, с помощью которого могут возникать эти крупномасштабные социальные связи. В то время как предыдущие исследования показали влияние создания музыки на социальные связи в контексте небольших групп, вопрос о том, «распространяется» ли этот эффект на более крупные группы, особенно важен при рассмотрении потенциальной роли музыки для крупномасштабных социальных связей. В текущем исследовании были набраны люди из местного хора, которые встречались как в малых (n = 20-80), так и в больших («мегахорах», объединяющих людей из меньших подхоров n = 232) групповых контекстах. Участники давали самоотчеты (через опрос) о социальных связях и измеряли болевой порог (в качестве косвенного показателя выброса эндорфина) до и после 9 часов.0 минут пения. Результаты показали, что чувство включенности, связанность, позитивный аффект и показатели высвобождения эндорфинов усиливались во время репетиций пения и что влияние группового пения было сопоставимо на болевые пороги в контексте большой и малой группы. Было обнаружено, что уровни социальной близости выше на пре- и постуровнях для небольшого хора. Однако условия большого хора испытали большее изменение в социальной близости по сравнению с небольшим состоянием. Вывод о том, что совместное пение способствует социальной близости — даже в больших контекстах, когда люди не знакомы друг с другом — согласуется с эволюционными представлениями, которые подчеркивают роль музыки в социальных связях, особенно в контексте создания более крупных сплоченных групп, чем другие приматы. в состоянии управлять.

Ключевые слова: эндорфины; эволюция; музыка; пение; социальная связь.

Цифры

Рисунок 1

Коробчатая диаграмма Тьюки, показывающая изменение…

Рисунок 1

Диаграмма Тьюки, показывающая изменение рейтинга IOS и подключения после пения в…

Рисунок 1

Диаграмма Тьюки, показывающая изменение рейтингов IOS и подключения после пения в условиях малого и большого хора.

Рисунок 2

Коробчатая диаграмма Тьюки, показывающая изменение…

Рисунок 2

Диаграмма Тьюки, показывающая изменение положительного и отрицательного аффекта, измеренное PANAS…

фигура 2

Диаграмма Тьюки, показывающая изменение положительного и отрицательного аффекта, измеренное по шкале PANAS, после пения в условиях малого и большого хора.

Рисунок 3

Болевые пороги до (черная полоса)…

Рисунок 3

Болевые пороги до (черная полоса) и после (серая полоса) пения в малых и…

Рисунок 3

Болевые пороги до (черная полоса) и после (серая полоса) пения в условиях малого и большого хора.

Рисунок 4

Коробчатая диаграмма Тьюки, показывающая изменение…

Рисунок 4

Диаграмма Тьюки, показывающая изменения в рейтингах IOS и подключения, сделанных со ссылкой на…

Рисунок 4

Блок-диаграмма Тьюки, показывающая изменения в рейтингах IOS и подключения, сделанных со ссылкой на подхор и мегахор.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Исполнение музыки повышает болевой порог и оказывает положительное влияние: значение для эволюционной функции музыки.

    Данбар Р.И., Каскатис К., Макдональд И., Барра В. Данбар Р.И. и соавт. Эвол Психол. 2012 22 октября; 10 (4): 688-702. Эвол Психол. 2012. PMID: 23089077

  • Эффект ледокола: пение способствует быстрому установлению социальных связей.

    Пирс Э., Лоней Дж., Данбар Р.И. Пирс Э. и др. R Soc Open Sci. 2015 28 октября; 2(10):150221. doi: 10.1098/rsos.150221. Электронная коллекция 2015 Окт. R Soc Open Sci. 2015. PMID: 26587241 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пение вместе, но врозь: опыт участников хора из Великобритании и фасилитаторов во время пандемии Covid-19.

    Дафферн Х., Балмер К., Бреретон Дж. Дафферн Х. и др. Фронт Псих. 2021 18 фев; 12:624474. doi: 10.3389/fpsyg.2021.624474. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33679542 Бесплатная статья ЧВК.

  • Что работает на благополучие? Систематический обзор результатов благополучия для музыки и пения у взрослых.

    Дайкин Н., Мэнсфилд Л., Мидс С., Джулиер Г., Томлинсон А., Пейн А., Григсби Даффи Л., Лейн Дж., Д’Инноченцо Г., Бернетт А., Кей Т., Долан П., Тестони С., Виктор С. Дайкин Н. и соавт. Перспектива общественного здравоохранения. 2018 Январь; 138 (1): 39-46. дои: 10.1177/1757913917740391. Epub 2017 13 ноября. Перспектива общественного здравоохранения. 2018. PMID: 29130840 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Как музыкальная деятельность влияет на здоровье и благополучие? Обзор исследований, изучающих психосоциальные механизмы.

    Дингл Г.А., Шарман Л.С., Бауэр З., Бекман Э., Бротон М., Банзли Э., Дэвидсон Р., Дрейпер Г., Фэрли С., Фаррелл С., Флинн Л.М., Гомерсолл С., Хонг М., Ларвуд Дж., Ли С., Ли Дж., Ничинск Л., Пелузо Н., Ридман С.Е., Видас Д., Уолтер З.К., Райт ОРЛ. Дингл Г.А. и соавт. Фронт Псих. 2021 8 сент.; 12:713818. дои: 10.3389/fpsyg.2021.713818. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34566791 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Эффекты ожидания угрожают логической достоверности исследований синхронности и просоциальности.

    Этвуд С., Шахнер А., Мехр С.А. Этвуд С. и др. Открытый разум (Кэмб). 2022, 16 декабря; 6: 280-290. doi: 10.1162/opmi_a_00067. Электронная коллекция 2022. Открытый разум (Кэмб). 2022. PMID: 36891035 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальная изоляция и мозг в эпоху пандемии.

    Бздок Д, Данбар РИМ. Бздок Д и др. Нат Хум Бехав. 2022 Окт;6(10):1333-1343. doi: 10.1038/s41562-022-01453-0. Epub 2022 18 октября. Нат Хум Бехав. 2022. PMID: 36258130 Обзор.

  • Культурная передача традиционных песен на архипелаге Рюкю.

    Нишикава Ю., Ихара Ю. Нишикава Ю. и др. ПЛОС Один. 2022 24 июня; 17 (6): e0270354. doi: 10.1371/journal.pone.0270354. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35749479 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пение для благополучия: формулирование модели пения в общественных группах.

    Хендри Н., Линам Д.

Добавить комментарий