Манипулятивное общение в психологии это: понятие, виды, способы защиты от манипуляций.

Содержание

Манипулятивное общение

Содержание:

                                                                                                                       Стр.

Введение………………………………………………………………………..….. 3

  1. Понятие и способы манипулятивного общения…………….…….……….4
    1.     Понятие манипуляций и манипулятивного общения…………….…….…4
    2.     Структура манипулятивного процесса и его характеристика….…………7
    3.     Способы манипулятивного воздействия……………….……….…………..9
  2. Причины и факторы манипулятивного общения…..………….…………..12

2.1      Причины и факторы манипулятивного общения……………………….…14

Заключение………………………………………………………………………….18

Список используемой литературы…………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Каждый человек вступает в общение с определенными намерениями или целями.

Общение, при котором один из партнеров использует другого в качестве средства для достижения собственной цели, житейского или психологического выигрыша, обычно называют манипуляцией. При манипуляции один из партнеров ставит другого в ситуацию, когда тот вынужден совершить определенное действие или произвести реплику, необходимые манипулятору.

Манипулятивное общение — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятивное общение исследовали такие ученые, как Бант, Э.Шостром, Барлас Т.В., Э.Фромм и др.

В современной психологии проблема межличностного общения прочно вошла в число актуальных и востребованных практикой исследований. Общение является непременным атрибутом, условие осуществления любой совместной деятельности. Более того, оно само является деятельностью, обеспечивающей человеку вхождение в социум, удовлетворение потребности в принятии, защите, поддержке и т.

д. Однако взаимодействие всегда сопряжено с вероятностью столкновения интересов партнеров и тогда возникает вероятность использования манипулятивного общения.

Взаимодействие между людьми всегда предполагает удовлетворение каких-то потребностей и может быть названо манипуляцией в широком смысле слова. Негативный оттенок данное понятие получает тогда, когда в процессе общения осуществляется не столько взаимодействие с равным достижением целей, сколько воздействие, зачастую скрытое, когда партнер рассматривается как объект, марионетка в достижении собственных целей, своей выгоды. 

Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Манипулятивный стиль общения широко распространен и в области пропаганды. 
Представляется актуальным и интересным исследовать манипулятивное общение. 
Цель данной работы — сформировать единое представление о манипулятивном общении, выяснить причины его возникновения и способы манипулятивного воздействия.

  1. Понятие и способы манипулятивного общения.
    1. Понятие манипуляций и манипулятивного общения.

        Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

В коммуникации с себе подобными, сами того не осознавая, люди часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Поскольку понятие «манипуляция» все понимают по-разному, поэтому рассмотрим вначале, что такое манипуляция и разберемся «по понятиям». Определение этого понятия принятое в разделе психологии, который называется психотехникой общения и изучает процесс коммуникации между людьми.  
Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. 

Ключевое слово здесь – «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции.

Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.

Манипулятивное общение — это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение.

Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.1

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте — отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет Р. Чалдини (1999), — «профессионалы уступчивости»): продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.

При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей» (Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, 1990, с. 179), можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура манипулятивного процесса и его характеристика

 

Рассмотрение межличностной манипуляции как специфического вида психологического воздействия предполагает выделение двух полюсов или двух сторон в структуре данного процесса. Одна из сторон выступает как инициирующая и осуществляющая межличностную манипуляцию, является ее вдохновителем и активным реализатором. Эта сторона обозначается как источник манипулятивного воздействия, манипулятор или актор воздействия. Вторую сторону, на которую направлено манипулятивное воздействие и которая выступает как объект межличностной манипуляции обозначают как адресат воздействия.

Таким образом, в качестве основных структурных элементов схемы описания рассматриваемого процесса выступает с одной стороны — сам манипулятор, субъект манипуляции или актор воздействия, а с другой человек, на которого оно направлено — объект манипуляции или адресат воздействия. 
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей (например, применение метода “привлечение третьих сил”). То есть, процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающий “одноактный” период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, то есть включать комплекс (систему) разнообразных приемов манипулятивного воздействия, действие которых направлено на различные психологические структуры личности и задействующие различные психологические механизмы с поэтапной реализацией в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свою временную, пространственную и социальную структуры. В этих случаях появляются дополнительные структурные элементы, которые как бы “ретранслируют” манипулятивное воздействие от манипулятора к адресату. Их целесообразно обозначить как “медиаторы” или посредники манипулятивного воздействия. При рассмотрении сложной межличностной манипуляции возможно использовать понятие “сценарий”. Но даже в случае многошаговой межличностной манипуляции на каждом этапе решаются некоторые промежуточные цели общего замысла и применяются конкретные приемы манипулятивного воздействия. 2 

Так же манипулятор чаще всего предполагает получить односторонний выигрыш, значительно ущемляя при этом интересы своего партнера. Адресат манипуляции, как правило, ориентирован на компромиссное и взаимоприемлемое решение деловой проблемы. Такое расхождение определяет сложное и противоречивое развертывание манипулятивного процесса. Психологические характеристики манипулятора и адресата манипуляции, их способности, мотивации, интеллект, темперамент, коммуникативные и профессиональные компетентности сталкиваются в непрерывной борьбе. Победителем в ней, как правило, оказывается манипулятор, который заранее позаботился о своем информационно-силовом обеспечении и разработал сценарии манипуляции. Конечно, это только теоретически возможный вариант манипуляции. Она может развиваться и по другому сценарию или возникать спонтанно, когда манипулятору в конкретных обстоятельствах деловой ситуации неожиданно представляется удобный момент для манипуляции, которым он обязательно воспользуется ввиду присущей ему склонности к манипулятивным приемам и уловкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Способы манипулятивного воздействия

 

Е. Л. Доценко (1997) выделено четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции.

1. Тайый характер манипулятивного  влияния обеспечивается многовекторностью  воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата от других людей и т. д.

Для оказания психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души», т. е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство.

Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг — создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг — изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору.

Р. Чалдини (1999) пишет о манипулятивных приемах, эксплуатирующих нормы долга и ответственности. Одним из них является использование эффекта «нога в двери». Опытные торговые агенты утверждают, что если удалось просунуть ногу в дверь дома, то проблем со сбытом товара уже не будет. Расчет при этом строится на том, что дверь без длительных расспросов «кто?» и «зачем?» открывают, как правило, люди простоватые, сердобольные и совестливые. А затем срабатывает психологическая закономерность: если человек уступил однажды, согласившись выполнить небольшую просьбу (открыл дверь), то очень велика вероятность, что он уступит и в дальнейшем, выполнив более существенную просьбу. В данном случае манипулятор действует в соответствии с поговоркой: «Дай палец — руку откусит». Эффект приема «нога в двери» объясняют тем, что, оказав необременительную помощь при первой просьбе, индивид начинает осознавать себя отзывчивым человеком, готовым помочь другим в хорошем деле. Восприятие себя нужным людям повышает самооценку индивида, и человек бессознательно или осознанно налагает на себя моральные обязательства — быть таким же (нужным, отзывчивым) и впредь. Это становится необходимым для сохранения своей высокой самооценки, так как человеку важно воспринимать себя хорошим не от случая к случаю, а постоянно. В советское время руководящие органы использовали этот прием, заставляя трудящихся брать на себя «социалистические обязательства».

что это такое, виды, признаки, примеры

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Манипулятивное общение – психологическое воздействие на человека с целью изменения его восприятия действительности, реакций и поведения. Манипулятор применяет различные приемы и тактики, которые носят скрытый, завуалированный, обманный характер. Инициатор влияния преследует собственную выгоду, не принимая во внимание потребности и желания адресата воздействия.

Содержание

  1. Определение
  2. Признаки и примеры
  3. Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве
  4. Способы манипулирования в детском возрасте
  5. Манипулятивные приемы в педагогической практике
  6. Как противодействовать манипулятору

Определение

Манипуляции в общении – это такое понятие в психологии, которое отражает бесчестные, неэтичные, непорядочные намерения манипулятора. Истинный манипулятор рассматривает оппонента как средство достижения своих собственных корыстных целей, не считаясь с правами и интересами жертвы. Манипулятивное поведение – это такое, какое влечет манипулятору выгоду.

Если воздействие на индивида не обусловлено корыстными целями, оно не считается манипулятивным. Воздействие на индивида не несет для него негативных последствий и считается безвредным, если предполагает получение достоверной, объективной информации относительно вопроса и свободу принятия решения. К примеру, врач сообщает пациенту, что отказ от вредных привычек сможет продлить ему жизнь.

Манипулятивный уровень – один из вариантов общения, который предполагает отношение к партнеру, как к неодушевленному предмету. Любая манипулятивная тактика, в том числе наигранная любовь, притворная слабость, беспочвенные обвинения, прямые угрозы, является насильственным воздействием, которое осуществляется помимо воли адресата влияния.

Манипуляция в обществознании – это отражение попыток влияния на массовое сознание. В этом случае инициатором влияния выступает институт власти, адресатом влияния – народ. К примеру, внимание общественности отвлекается от серьезных проблем резонансными новостями о жизни звезд и событиях за рубежом. Посредством воздействия на массовое сознание формируются идеологические и поведенческие установки.

При помощи средств масс-медиа (телевидение, радио, пресса) широким массам навязывают пошлость и невоспитанность, представляя их нормой поведения и увеличивая таким способом дистанцию между авторитетными представителями власти и простыми гражданами. Главные герои молодежных сериалов – часто недалекие люди, с трудом окончившие школу, злоупотребляющие спиртными напитками, предпочитающие проводить время, бесцельно слоняясь по улицам или в увеселительных заведениях (клубы, бары).

Признаки и примеры

Манипуляции в общении становятся возможными, если тот, кто управляет, находит уязвимое место жертвы. Инициаторы влияния применяют разные средства, в том числе вербальные и невербальные знаки. В первом случае речь идет о смысле слов, подборе словесных выражений, манере речи, во втором – предполагается использование жестов, поз, мимики, тактильных прикосновений, создание определенного имиджевого образа с прической, одеждой, аксессуарами, подходящими для конкретного вида коммуникации.

Опытные инициаторы влияния применяют паралингвистические приемы, которые предусматривают особенности произнесения звуков, слов, фраз. Манипулятивность – это свойство характера индивида, которое психологи рассматривают, как его стремление оказывать психологическое воздействие на других людей. Признаки индивида, использующего манипуляционные приемы:

  • Неискренность, равнодушие, выдаваемые за участие и сопереживание.
  • Беспринципная игра, затрагивающая искренние чувства окружающих.
  • Эгоистичность, потребительское отношение к партнеру, коллегам, родственникам.
  • Коварство по отношению к людям в сочетании с искусством манипулятивного воздействия.
  • Стремление властвовать, привлекать внимание, возвышаться над остальными.

В психологии манипулятивное общение – это часто отражение недостатков воспитания в детском возрасте. Родители сами провоцируют формирование такой черты характера, как манипулятивность, у своих детей, прибегая к методам психологического воздействия.

К примеру, когда ребенок часто слышит выражения типа: «Если ты не уберешь в комнате (не съешь кашу, не сделаешь еще что-нибудь), значит, ты меня не любишь», он подсознательно постигает возможность управления людьми, в его сознании закладывается поведенческая модель, которая может привести к любой желаемой цели.

Красноречивым примером манипулятивного общения из жизни могут служить рекламные ролики, которые навязывают потенциальным покупателям нередко ненужные покупки. В рекламе применяются слоганы, визуальные и звуковые образы, которые влияют на человека на подсознательном уровне. Методы убеждения работают безотказно, вызывая у адресата желание купить продукт, который поможет стать моложе, здоровее, успешнее.

В отношениях между супругами общение часто переходит на манипулятивный уровень, это значит, что один или оба партнера взывают к чувствам другого, заставляя совершать или не совершать определенные действия. Чувства, которыми удается оперировать в таких ситуациях: любовь, вина, жалость, ревность, лесть. В семьях, где партнеры регулярно прибегают к подобным уловкам, отсутствуют душевная близость, гармония и взаимопонимание.

Тактика манипуляций в деловом сотрудничестве

Использование манипулятивных приемов в деловых коммуникациях – распространенная практика, которая помогает недобросовестным дельцам увеличивать прибыль без дополнительных вложений. Основные виды манипуляций в деловом общении:

  1. Запутывание. Намеренное введение партера в заблуждение посредством утаивания или предоставления неполной информации.
  2. Запугивание. Словесное выражение угрозы или использование невербальных сигналов, свидетельствующих о зловещих намерениях манипулятора.
  3. Эмотирование. Воздействие на партнера с целью создания у него негативного настроения и соответственно психо-эмоционального возбуждения, способствующего дезориентации, мешающего сосредоточиться на обсуждаемых делах, тормозящего когнитивные функции.
  4. Скрытое принуждение. Воздействие, замаскированное в вербальных выражениях и невербальных знаках, представленное в форме уловок – двусмысленные намеки, неверные аналогии, переключение темы разговора.
  5. Вовлечение. Навязывание партнеру выполнения действий, которые выгодны манипулятору. Для вовлечения применяются поощрительные стимулы – обычно обещание выгоды, не подкрепленной обязательствами.

Примеры манипуляций встречаются в деловом общении и в других сферах, предполагающих коммуникацию. Споры, дискуссии, обсуждения, переговоры любого уровня часто строятся на попытках оппонентов влиять друг на друга. Манипулятивный стиль общения – это универсальный инструмент, который позволяет управлять людьми, что широко используется руководителями в отношении своих сотрудников.

Способы манипулирования в детском возрасте

Одна из главных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста – развитие его социально-коммуникативных навыков. Посещая детский сад, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится налаживать коммуникативные контакты, обучается нормам поведения, правилам взаимодействия с другими людьми. Исследования психологов показывают, дети младшей возрастной группы легко овладевают манипулятивными тактиками и применяют их в жизни.

В общении со сверстниками дети для достижения целей нередко используют силовые приемы и вербальные воздействия. Чтобы получить желаемое, ребенок-манипулятор принижает способности и таланты адресата влияния, параллельно преувеличивая собственные дарования. Чтобы забрать единственный в группе карандаш для рисования, такие дети оперируют манипулятивными фразами: «У меня получится лучше», «Ты рисуешь медленней и хуже, чем я».

Распространенные тактики: угрозы, уговоры, обращение к взрослым в качестве арбитра, ложное обещание выгоды. Если в отношения вступают два инициатора влияния, не избежать конфликта. Стремление любыми средствами получить желаемое в ущерб оппоненту приводит к агрессивному обсуждению проблемы, в результате атмосфера накаляется, что обычно в детском возрасте заканчивается силовым воздействием – потасовкой.

Манипулятивные приемы в педагогической практике

Взаимодействие между учениками и учителями предполагает определенную модель поведения обеих сторон. В процессе обучения детей педагоги обычно применяют такие манипулятивные тактики, как избыточный контроль, административное давление, эмоциональное воздействие. Подобные влияния провоцируют у учащихся пассивное повиновение, вызывают чувство страха и подавленности. Признаки манипулятивного поведения педагога:

  • Нежелание брать на себя ответственность за принимаемые решения.
  • Дисбаланс в понятиях – выигрыш для учителя и поощрение учащегося.
  • Силовое давление на индивида.
  • Стремление спровоцировать у ученика стереотипную реакцию.

Для адресата влияния в таких ситуациях характерно формирование психологических автоматизмов, подавление искренних, естественных реакций, возвращение к инфантильным, детским реакциям, развитие состояния суженного сознания. Ученики, попавшие под влияние педагога-манипулятора, становятся агрессивными, обидчивыми, суетливыми, напряженными.

Как противодействовать манипулятору

Безнравственные люди, склонные к манипулированию, нередко выглядят обычными и дружелюбными на первый взгляд. Психологи выяснили, что нарциссическая модель поведения способствует достижениям в бизнесе, что объясняет наличие у многих деловых лидеров свойств эгоистичной, самовлюбленной личности.

Манипулирование в деловом общении – распространенная тактика, которая помогает преодолевать препятствия и увеличивать финансовую прибыль. Психологи выделили основные техники, к которым прибегают бесчестные, недоброжелательные люди, использующие манипуляции в деловых коммуникациях, и предложили методы их нейтрализации:

  1. Газлайтинг. Форма психологического воздействия, которая направлена заставить индивида усомниться в своей адекватности, компетентности и правильном восприятии действительности. Манипулятор заставляет человека думать, что он ненормальный, дефективный. Обычно при этом используются выражения: «Такого не было», «Это твоя выдумка». Лжец, прибегая к тактике газлайтинга, искажает чувство реальности жертвы, которая постепенно утрачивает способность различать жестокое обращение и дружеское взаимодействие. Чтобы дать отпор, важно абстрагироваться в собственной реальности. Нейтрализовать действия газлайтера удастся, разобравшись в ситуации, воспользовавшись поддержкой близких друзей и родственников, которые помогут расставить все по местам.
  2. Проецирование. Сторонники этой тактики всегда выставляют виноватыми других, только не себя. Такие люди перекладывают ответственность за свою вспыльчивость, агрессию и дурное поведение на плечи окружающих. Чтобы избежать этого вида манипуляций в общении, нужно избавиться от ложного чувства сострадания и сочувствия к манипулятору.
  3. Обобщения. Искажение слов и фактов в угоду собственной пользе и прибыли – типичная модель поведения эксплуататоров. Они намеренно меняют смысл высказываний окружающих, неверно обобщают фразы, заостряя внимание на негативных деталях, чтобы влиять на позицию людей. Чтобы предотвратить подобные фальсификации, нужно отстаивать свою точку зрения, логично обосновывая ее.
  4. Смена темы. Это один из часто использующихся приемов психологических манипуляций в деловом общении. На первый взгляд безобидное переключение с одной темы на другую – попытка избежать ответственности. Манипуляторы старательно избегают диалогов, которые могут их обличить. Предчувствуя опасность, они ловко переключают внимание собеседника на другой предмет. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует неуклонно продолжать перечислять компрометирующие лжеца факты, не поддаваясь на его уловки.
  5. Черный пиар. Один из способов влиять на оппонентов заключается в создании о них негативного общественного мнения. В ход идут лживые, надуманные аргументы, которые преследуют целью очернить репутацию. Этот принцип, облаченный в афоризм: «Разделяй и властвуй», использовался еще во времена римского сената. В этом случае лучше не поддаваться на провокации, чтобы клевета оставалась бездоказательной.

Манипулятивные действия – это заранее продуманные способы влияния на человека. Манипуляция – это скрытое, искусное воздействие, которое возбуждает у адресата влияния намерения, не совпадающие с его реальными потребностями и желаниями. Ловкие инициаторы влияния добиваются таких результатов, что нередко жертва не догадывается, что ее поступками движут сторонние, а не личные интересы. Чтобы противостоять в общении манипуляциям любого типа, психологи советуют придерживаться правил:

  1. Отказаться от роли, навязываемой манипулятором. Сделать это удастся при помощи фраз: «Я не настолько альтруистичен, как вы думаете», «Вероятно, вы принимаете меня за кого-то другого».
  2. Проигнорировать попытку манипулирования. Если не удается молчанием остановить нападки манипулятора, следует спровоцировать его на откровенность фразой типа: «Непонятно, чего вы от меня хотите, объясните подробнее».
  3. Уменьшить ценность выгоды, которую сулит недоброжелатель. Чтобы не стать жертвой лжеца, стоит задуматься над вопросом, зачем ввязываться в авантюру, которую он предлагает.

Манипулятивное общение всегда неискреннее и фальшивое. Людям с развитой интуицией несложно почувствовать неладное и усмотреть злой умысел в слишком подобострастном или странном поведении собеседника. Обычно жертвами манипуляторов становятся наивные, легковерные люди, которых подкупают комплиментами и наигранной заботой.

Манипулятивное общение – это стремление воздействовать на другого человека с целью извлечения личной выгоды. Обнаружив признаки манипуляции в общении, нужно дать недоброжелателю достойный отпор.

0 6 691 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

5 стилей общения. | DS Psychology Melbourne

Научиться определять различные стили общения и их влияние на нормальное повседневное взаимодействие с друзьями, семьей, знакомыми, коллегами по работе и другими людьми, с которыми вы общаетесь, важно, если вы хотите развить навыки эффективного и уверенного общения. Быть настойчивым может означать уважение к себе и другим людям. Это способность выражать свои мысли и чувства, используя честное и прямое общение.

Важно помнить, что вы не всегда можете получить то, что хотите, будучи напористым, но вы сможете достичь компромисса. Вы можете не получить то, что хотите, но, по крайней мере, вы получите удовлетворение от осознания того, что вы справились с ситуацией наилучшим образом. Также не будет негативных чувств между вами и другими участниками обсуждения.

Прежде чем вы начнете думать о развитии уверенного общения, вам нужно сначала узнать свой стиль общения. Существует 5 стилей общения, и вы можете использовать более одного, но есть один стиль, к которому вы всегда будете возвращаться, когда чувствуете себя некомфортно или когда вы не готовы. Ниже представлены 5 стилей общения.

Напористый стиль общения

Это лучший стиль общения. Это самый эффективный стиль общения. Он рождается из высокой самооценки и не является ни слишком пассивным, ни слишком агрессивным. Люди, использующие этот стиль общения, могут уверенно общаться, не прибегая к играм или манипуляциям. Они знают свои пределы и не позволяют людям раздвигать их границы только потому, что другому человеку что-то нужно или нужно от них. Удивительно, что это наименее используемый стиль общения.

Этот тип людей стремится достичь своих целей, не причиняя вреда другим. Они эмоционально и социально экспрессивны, они делают свой собственный выбор и берут на себя ответственность. Они спрашивают напрямую и принимают возможность быть отвергнутыми. Они идут со средним шагом, скоростью и громкостью. У них хороший зрительный контакт, они расслаблены, имеют открытую осанку и не ерзают. То, как они общаются, создает доверие, и другой человек чувствует, что может поверить в их слова.

Агрессивный стиль общения

Этот тип людей может сосредоточиться на победе, даже если это происходит за счет другого человека. Они ведут себя так, как будто их потребности важнее, они могут внести больший вклад и имеют больше прав, чем другие люди. Это нездоровый стиль общения, потому что содержание сообщения может быть потеряно, потому что люди слишком заняты реакцией на то, как оно доставлено.

Они пугающие, угрожающие и враждебные. Они стремятся победить и используют различные методы, такие как запугивание, запугивание, резкость, требовательность, непредсказуемость и воинственность. Громкость у них громкая, а поза больше, чем у других. Они вторгаются в чужие пространства и пытаются стоять над ними. Выражения их лиц могут быть свирепыми, хмурыми и хмурыми. Другой человек, скорее всего, будет защищаться, обижаться, унижаться, обижаться, бояться и, в конечном счете, не уважать другого человека.

Пассивно-агрессивный стиль общения

Это стиль общения, при котором человек внешне кажется пассивным, но косвенно выражает свой гнев. Люди, использующие этот стиль общения, обычно чувствуют себя бессильными и тонко подрывают объект своих обид, чтобы выразить то, что они чувствуют, даже если это означает саботировать себя. Хорошее выражение, которое можно использовать для их описания, — «отрезать себе нос назло своему лицу»

Они косвенно агрессивны и саркастичны. Они ненадежны и могут быть сомнительными, угрюмыми, сплетниками, покровительственными и жалобщиками. Их выражения несовместимы с их истинными чувствами и будут приятны вам в лицо, но ядовиты за вашей спиной. У них приторно-сладкий голос и асимметричная осанка. У них милое и невинное выражение лица. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя растерянными, обиженными, злыми и обиженными.

Покорный стиль общения

Этот тип людей изо всех сил старается угодить другим и избежать конфликтов. Они считают потребности других более важными, чем свои. Они ведут себя так, как будто другой человек имеет больше прав и может внести больший вклад. Они извиняются, потому что чувствуют себя навязчивыми, когда чего-то хотят. Они изо всех сил стараются избегать любой конфронтации и уступают предпочтениям других людей. Они чувствуют себя жертвой и отказываются от комплиментов. Они не выражают своих желаний или своих чувств.

Они используют мягкую громкость и пытаются сделать себя как можно меньше. Они склонны много ерзать и изображать покорное поведение. Люди на принимающей стороне будут чувствовать себя виноватыми, разочарованными, раздраженными и не будут знать, чего они хотят.

Манипулятивный стиль общения

Люди, использующие этот стиль, коварны, проницательны и расчетливы. Коммуникаторы-манипуляторы отлично умеют влиять на других и контролировать их ради собственной выгоды. Когда они говорят, у них есть основное сообщение, и во многих случаях другой человек этого не осознает. Они хитры, коварно контролируют других людей, например, дуются, используют фальшивые слезы, косвенно просят удовлетворить их потребности и заставляют другого человека чувствовать себя виноватым или обязанным помочь им.
У них может быть покровительственный, заискивающий, завистливый и часто высокий голос. Другой человек останется с чувством вины, злости, разочарования, раздражения и не знает, как ему быть.

Выше приведены 5 стилей общения.

Темная психология: 7 способов манипулирования людьми

В словаре динамики силы темная психология определяется как использование психологических принципов таким образом, чтобы причинить вред цели.

В сети существует большой интерес к темной психологии.
Но хорошей информации мало.

Эта статья призвана прояснить и объяснить, что такое темная психология, чем она не является и как она используется в целях манипулирования.

Содержание

  • Что такое темная психология
  • 1. Темная психология для социальной манипуляции
  • 2. Темная психология в свиданиях
  • 3. Темная психология в отношениях
  • 4. Темная психология в политике
  • 5. Темная психология в группах в группах.
  • 6. Темная психология войны
  • 7. Темная психология в бизнесе
  • Резюме

Что такое темная психология

Я определю темную психологию как таковую:

Использование психологических принципов влияния, манипуляции и принуждения в целях, которые могут принести пользу преступнику. но это наносит ущерб или ограничивает свободу и власть получателя.

Отныне я буду называть «темным психологом» любого, кто использует инструменты влияния и убеждения таким образом, чтобы причинить вред получателю.

Поскольку темная психология является инструментом манипуляции, любой темный психолог является манипулятором, обманщиком, негодяем, откровенным преступником или обидчиком.

Конечно, иногда грань между нормальным человеком и темным психологом может стираться.
Также можно манипулировать другими, чтобы отомстить или защитить себя.
Однако не будем теряться в море релятивизма и будем реалистами. Некоторые люди «темнее» других и манипулируют гораздо больше, чем другие. И наоборот: у некоторых людей более сильные ценности и этика, и вы можете с большей уверенностью ожидать от них честности и справедливости.

Теперь давайте быстро рассмотрим некоторые мифы темной психологии.

Чем не является темная психология

Прежде всего:

Темная психология не позволяет никому тайно контролировать сознание людей по желанию и против воли целей.

Этот раздел рассеет некоторые мифы темной психологии.

1. Темная психология — это не гипноз, чтобы заставить кого-то что-то делать

Гипноз силен.

Ряд хорошо расположенных команд, встроенных в отвлекающий словесный салат из чепухи, может сбить людей с толку и дать вам некоторый контроль над ними.
После того, как они отключат свое критическое мышление, вы можете быстро усилить их согласие, пока вы не сможете успешно попросить их, например, передать свои кошельки.
Или отпустить вместо штрафа, если это менты.

См. пример последнего:

Это видео впечатляет.
Тем не менее, это также показывает ограничения гипноза:

  1. Полицейский был достаточно дружелюбен, что позволяло водителю доминировать в кадре по своему желанию
  2. Гипнотизер сам был шокирован, что это сработало, что говорит нам о том, что обычно это не срабатывает
  3. Гипнотизер признается, что он набрал кучу билетов, пытаясь наконец «загипнотизировать» полицейского (т. е.: это не сработало в большинстве случаев). времена)
  4. Тот факт, что одна техника когда-то сработала, мало что говорит вам о том, насколько эффективна она в целом. А именно, более дружелюбный подход мог бы сработать, и не быть жутким

На самом деле, я думаю, что есть гораздо более надежные способы отговорить себя от штрафа за нарушение правил дорожного движения, чем пытаться загипнотизировать полицейского.

Кроме того, эти виды гипноза сильно зависят от выбранной вами «цели».
Если вы посмотрите некоторые из самых шокирующих видео о грабежах людей, Деррен Браун использует только пассивных и очень уступчивых субъектов, которые никогда не защищают свои границы.
Эти люди рады позволить ему прикасаться к ним повсюду и с удовольствием выполняют начальные небольшие задачи, даже не вызывая подозрений (плюс он иногда снимает взаимодействие с труппой и большой камерой, что повышает доверие, но заставляет субъекта больше нервничать) .

2. Темная психология — это не НЛП, а «спусковые крючки соблазнения под прикрытием»

Опять же, здесь есть доля правды.

Хорошо продуманные стимулы, в том числе слуховые паттерны, могут изменить настроение людей и вызвать состояния, подобные трансу, которые могут помочь обольщению и/или усилить его чувства (я сделал это однажды, и я рассказываю об этом здесь, как настроить ваше простор для соблазнения).

Однако недобросовестные продавцы змеиного масла слишком разрекламировали НЛП или «тайные комбинации слов».
Вы когда-нибудь видели эти рекламные объявления «отправьте ей эти 3 сообщения, и она будет повсюду на вас»?
Всего БС.
По правде говоря, она должна любить вас и доверять вам, прежде чем вы сможете вызвать какой-либо поворот — или любое состояние, подобное трансу-.

А чтобы изменить ее мнение словами, нужно еще иметь какую-то ценность в ее глазах.
В противном случае, чем больше вы будете говорить и преследовать, тем больше вы ей не нравитесь.

В общем, лучше работать над более простыми вещами, чем концентрироваться на конкретных словах.

3. Темная психология никого не превращает в секту

Опять немного правды.

Культы и секты реальны.
И лидеры культа используют твердые психологические принципы, чтобы заманивать людей в ловушку (плюс они часто очень хороши в динамике власти).

Это миф, что любой может быть завербован в секту и стать слепым последователем.
Помните эту общую истину о манипулировании:

Самый большой навык манипулятора всегда заключается в выборе целей, которым легче всего манипулировать

Это не значит, что вы должны быть слишком уверены в себе. В конце концов, лучший способ подвергнуть себя опасности — поверить в свою неприступность.
Но это означает, что сила темной психологии в культах также ограничена собственной силой цели, которая включает в себя его знание динамики силы и его знание принципов манипулирования.

Когда вы читаете о лидерах культа, члены которых заставляли своих членов совершать те или иные безумные и опасные поступки, включая членовредительство, никогда не забывайте об этом: большинство из этих людей изначально не были самыми сильными психически и самыми яростно независимыми людьми.

И если вы читаете здесь и наслаждаетесь контентом The Power Moves, шансы, что вы окажетесь в секте, очень малы.

Кроме того, темная психология не является:

  • Промывание мозгов: промывание мозгов требует всего контроля над кем-то, не воздействовать на всех -возможно, только на меньшинство людей-, занимает много времени, и его эффекты имеют тенденцию рассеиваться со временем
  • Контроль над миром небольшой группой людей : идея о том, что правительство, ЦРУ, евреи или любая конкретная небольшая группа людей могут контролировать то, что каждый думает и делает, благодаря силе пропаганды, является неспособность оценить сложность нашего мира. Да, пропаганда мощная. Но, к счастью, мир гораздо более беспорядочный и гораздо более сложный, чтобы им можно было манипулировать в какой-нибудь фантастической военной комнате 9.0062
  • Ганнибал Лектер типы хищников : это просто голливудский фильм BS
  • Психопатия : психопатия психическое расстройство. И хотя некоторые психопаты являются хорошими пользователями темной психологии, многие — нет.
  • Иссушающие, экстрасенсы, заклинания, проклятия, зелья, гадалки… : это не психология, ни темная, ни светлая. Это просто, ну… В значительной степени BS
  • Подсознательная манипуляция : подсознательная реклама работает, но она сильно преувеличена некоторыми сфабрикованными ложными отчетами (Lindstrom, 2008). Это работает только тогда, когда существующие ассоциации уже присутствуют в нашем мозгу. И вы вряд ли сможете изменить глубоко укоренившиеся убеждения с помощью подсознательных сообщений
  • Жуткие картинки : клоуны, куклы без глаз, костюмы на Хеллоуин… Это не темная психология, это просто жуткие арты

Не знаю почему, но погуглите «темная психология», и вы получите кучу жутких картинок.

Итак, что же такое вместо темной психологии?
Итак, начнем:

Темная психология в социальных условиях состоит из стратегий и техник, позволяющих манипулировать людьми, чтобы они делали то, что хорошо для темного психолога, но вредно для жертв

Роберт Грин, автор книги «48 законов власти», говорит, что убеждение — это манипуляция.

Не согласен.
Я думаю, что мы не только можем различать психологию убеждения и психологию манипуляции, но мы должны различать их.

Разница между убеждением и манипулированием состоит в том, что убеждение не обязательно наносит вред объекту убеждения или, по крайней мере, убеждающий не добровольно вредит цели своего убеждения.
Манипуляция вместо этого влечет за собой потери для жертвы манипуляции. Эта потеря может быть финансовой, материальной, эмоциональной или потерей личной силы или свободы.

Короче:

Убеждение не вредит людям, а манипулирование вредит.

Иногда эта линия может быть связана с интерпретацией и обрамлением, а убеждение и манипуляция также могут пересекаться.
Например, отдел маркетинга Nike может сказать, что делает хорошее дело, радуя клиентов отличным продуктом. Кто-то другой может сказать, что Nike манипулирует людьми, чтобы они переплачивали за куски некачественного пластика.

То же самое можно сказать и об отделе маркетинга McDonald’s или о кондитерской.

Но грань между убеждением и манипулированием не бесконечно эластична и во многих случаях довольно легко отличить убеждение от манипуляции.
Например, табачной компании было бы гораздо труднее представить себя как «помогающую людям наслаждаться жизнью».
И для жестокого мужчины практически невозможно убедительно доказать, что его манипуляции для контроля над отношениями направлены на то, чтобы «помочь своему партнеру оставаться с тем высококлассным мужчиной, которым он является».

Как убеждение, так и манипулирование имеют большое значение для динамики власти, поэтому на этом веб-сайте мы говорим о манипулятивных методах, а также об играх, в которые играют люди — «игры» — это шаблоны или определенные случаи межличностного манипулирования».

Методы манипулятивной темной психологии

На этом веб-сайте мы много говорим о таких вещах, как убеждение, стратегии ведения переговоров, динамика власти, а также манипулирование.

Некоторые примеры манипулятивных техник, которые могут использовать темные психологи:

  • Манипулятивные техники ведения переговоров : как манипуляция используется для получения преимущества в переговорах хочу из чувства вины
  • Социальный спекулянт : раздувайте то, что вы сделали для других, чтобы получить больше кредитов социального обмена, чем вы должны. Этот использует принцип взаимности, чтобы получить больше, чем вы дали
  • Феминистская манипуляция: говорите другим женщинам, чтобы они были сильными и независимыми, чтобы жертве было сложнее встречаться, но легче манипулятору

Обратите внимание, что многие люди будут использовать эти методы, даже не зная их имен. У них просто есть естественное чутье на манипуляцию.

2. Темная психология на свиданиях

Темная психология на свиданиях применяет психологические принципы для реализации собственных сексуальных стратегий в ущерб партнеру по свиданию

Мы говорили об этом несколько раз на этом сайте:

Свидания между мужчинами и женщинами представляют собой общие цели, а также некоторые различные интересы.

Например:

  • Мужчины выигрывают от секса как можно быстрее, женщины теряют
  • Мужчины выигрывают от секса без обязательств, женщины теряют
  • Женщины выигрывают от большого количества инвестиций до секса, мужчины теряют обожаю их, мужчины проигрывают

Конечно, есть исключения, и есть много способов сгладить расхождения — например, с помощью совместных фреймов. Но приведенные выше утверждения по-прежнему верны много раз, что делает свидания благодатной почвой для манипуляторов и темных психологов.

Темный психолог встречается с полным пренебрежением к благополучию своего партнера по свиданиям, стремясь исключительно к максимизации своих личных интересов.

Темный психолог-мужчина

Темный психолог-мужчина:

  • Привязывает ее к себе без отношений : он лжет о своих будущих целях и планах, делает вид, что хочет остепениться, но только «позже»
  • Ищет «секс на стороне» : он дает обязательства, но не держит своего слова (очень часто)
  • Манипулирование хамелеоном : он представляет маску мужчины, которого она хочет, вместо мужчины, которым он является. Игра заключается в том, чтобы притвориться, что конфликта интересов нет, и что они хотят одного и того же, что, в свою очередь, помогает снизить ее защиту и быстрее заняться сексом

Пример последнего, причем дешевого, это мужчина, который притворяется, что состоит в долгосрочных отношениях, чтобы заполучить женщин, которые ищут отношения.
Нравится этот парень: продажа «идеального парня для отношений»:

С психологической точки зрения сирена Stuka хотела, чтобы наземные войска «научились беспомощности» (Seligman, 1967).
Как только войска узнают, что они не могут защититься от нападения с неба, они парализуются в страхе, расформировываются и отступают в хаосе. Именно то, что хотели немцы. И именно то, что произошло в Дюнкерке.

6.3. Темная психология в эфире

Во время войны психология еще более эффективно используется для контроля и влияния на общественное мнение.

Манипуляции военного времени состоят из пяти различных элементов:

  1. Представить себя «хорошим» : в идеале, «святым» или ответственным за экспорт «доброго» туда, где вы собираетесь сражаться
  2. Подставить себя враг как зло : враг деспотичен, жесток или, что еще лучше, угрожает нашему образу жизни или нашему собственному существованию
  3. Сделать победу легкой и очевидной : мало кто действительно хочет сражаться на этой войне. Так что сделайте так, чтобы это казалось легким и быстрым делом
  4. Скрыть истинную цену войны : никто не хочет платить за эту войну. Так что скройте издержки, сделайте вид, что люди от этого выиграют
  5. Скройте истинные эмоциональные издержки : никто не хочет видеть, что наша священная война приносит смерть и страдания. Так спрячьте жертв, матерей с мертвыми детьми и детей, плачущих на телах своих погибших родителей. Как вам темная психология :(.

Утверждение о святости и Боге на вашей стороне помогает двумя способами:

  1. Создает ощущение, что собственные войска обречены на победу
  2. Поддерживает внутреннюю гражданскую поддержку продолжающихся военных действий

6.4. Mo’ Power, Mo’ Manipulation

Темная психология может обеспечить прикрытие жестокости, чтобы она не сдерживалась.

Страны с большим бюджетом используют темную психологию, чтобы контролировать то, что мир думает об их войнах.
Доминируя в информационной войне, более могущественные страны могут продолжать участвовать в современном колониализме и вторжениях, так что люди не понимают, что они на самом деле замышляют.

Например, мало кто на Западе будет думать об Израиле как о запугивающей силе вторжения. В значительной степени это связано с тем, что многие крупные СМИ изображают Израиль жертвой, а палестинских боевиков часто называют «террористами».

Благодаря этой дружеской поддержке Израиль может продолжать вести войну с небольшим международным ударом и небольшими последствиями.

7. Темная психология в бизнесе

Темная психология в бизнесе манипулирует работниками, заставляя их отказываться от личных интересов в пользу организации, принимая при этом лишь небольшую часть их истинного вклада.

Нет смысла обременять вас дополнительной информацией.

Уже существует большой ресурс по этому явлению с множеством примеров:

  • Корпоративное манипулирование сотрудниками

Резюме

Темная психология не является формальной и признанной отраслью психологии.

Не существует такой вещи, как исследования, называемые «темной психологией», или какие-либо формальные учебные курсы по ней.

Вот почему, если вы исследуете это в Интернете, вы найдете много сомнительных сайтов и книг по этой теме (многие из которых плохие, см.

Добавить комментарий