суть и практическое применение — karpachoff.com
Наверняка вы слышали о классификации потребностей по Маслоу. Это популярная (или даже попсовая) теория, согласно которой, человек удовлетворяет свои жизненные нужды не хаотично, а по иерархическому принципу.
В нашей статье мы расскажем подробнее о пирамиде Маслоу, ее уровнях, практическом применении и недостатках.
Описание концепции и уровней пирамидыНесмотря на то, что в названии этой теории присутствует фамилия американского психолога Абрахама Маслоу, он никогда не изображал иерархию потребностей графически. Привычный нам рисунок пирамиды появился в трудах его ученика и последователя У. Стоппа почти через 5 лет после смерти Маслоу.
Тем не менее именно Маслоу является автором фундаментальной теории иерархии потребностей. Ее подробное описание встречается в работе «Мотивация и личность» (1954 г.). Психолог стремился отыскать ответ на извечные вопросы — что нужно человеку, чего он хочет, к чему стремится.
Все потребности Маслоу разделил на 5 категорий и выложил их в определенном порядке. Логика построения пирамиды заключается в движении от базовых (врожденных, природных) нужд к потребностям более высокого порядка.
Уровень 1. Физиологические потребности.Самая масштабная категория, включающая такие жизненно важные нужды, как еда, сон (отдых), здоровье. То есть то, без чего человек просто не может существовать.
На удовлетворение этих потребностей уходит огромный кусок жизни. Во-первых, нужно обеспечить возможность отдыхать столько, сколько потребуется. Во-вторых, человеку нужны средства на еду, питье, одежду и заботу о здоровье.
Уровень 2. Безопасность.Стремление к безопасности обусловлено инстинктом. Как младенец, который надрывно плачет, потеряв из виду мать (символ комфорта, покоя), взрослый человек постоянно ищет способы обрести чувство защищенности.
Этот процесс имеет множество направлений и аспектов начиная с физической безопасности (защита дома, самозащита) и заканчивая уверенностью в завтрашнем дне (страхование рисков, финансовая стабильность, защита имущества).
В этом же разделе таблицы Маслоу находятся социальная защищенность и хорошее образование, которое позволит получить работу с высоким доходом.
Уровень 3. Принадлежность.Речь идет о потребности быть частью некой социальной группы/сообщества, иметь друзей. Также сюда входят любовные отношения — желание иметь вторую половинку, создать с ней семью, родить детей.
Люди нуждаются в любви. Хотят испытывать ее сами и ощущать любовь своей второй половинки. Это чувство насыщает положительными эмоциями, приносит чувство удовлетворенности, полноты жизни.
Уровень 4. Признание.После удовлетворения потребностей на предыдущих ступенях человек начинает задумываться, чего еще не хватает в его жизни. И в качестве ответа получает новую потребность — желание славы, почета, признания от окружающих. Все это здорово подпитывает самооценку, позволяет ощущать свою нужность этому миру.
Кстати, жажда признания не имеет ничего общего с тщеславием или эгоизмом. Потому что ее мотив исходит не от внутреннего чувства превосходства, а как следствие личностного роста.
Другими словами, самоактуализация, саморазвитие и самоутверждение. Находясь на пятом уровне пирамиды Маслоу, человек ощущает потребность в духовном развитии, поиске глобальной цели своего существования и познании мироустройства.
Пример стремления к самоактуализации — любой вид творчества. Художник пишет картины, писатель создает литературные произведения и т. д. Они делают это, чтобы не просто выразить себя, но и познать пределы своих возможностей, открыть новые грани таланта. По словам Маслоу, к этой ступени пирамиды доходит не более 5% из всех людей.
Также читайте: Что такое аффирмации и как они помогают изменить жизнь
***
Позже автор концепции добавил еще два уровня — эстетические потребности, то есть стремление к прекрасному, и жажду знаний. Они находятся между 4 и 5 местом в первоначальной иерархии.
Степень удовлетворенности потребностейЧеловек никогда не бывает полностью удовлетворен всеми аспектами своей жизни. Ощущение абсолютного счастья быстротечно, ему на смену приходит осознание собственных недостатков, путей для развития и улучшения. Поэтому чтобы более точно охарактеризовать уровень удовлетворенности конкретной потребности, можно использовать понятие «меры» или «степени», выражать его в процентах.
К примеру, физиологические потребности человека удовлетворены на 70%, признание — на 30%, а принадлежность — на 10%. Очевидно, что работать ему нужно сразу с несколькими уровнями, стремиться к максимальному показателю. Но в приоритете — принадлежность, то есть развитие в социальной или любовной сфере.
И еще одна особенность. Пробуждение потребностей происходит не внезапно. Иногда этот процесс может длиться годами. Некоторые ступени (обычно высшие) могут вообще «спать» даже при условии полной удовлетворенности потребностей на низших уровнях.
Практика применения пирамидыКонцепцию Маслоу используют в разных сферах, включая психологию, экономику, социологию и пр. Тем не менее ее теоретический и прикладной потенциалы не исчерпаны. Простой визуальный образ пирамиды отражает целостную фундаментальную теорию, которую можно применять в решении множества практических задач.
Где используют пирамиду человеческих потребностей:✓ В маркетинге. На ее основе анализируют рынок, сегментируют целевую аудиторию продукта или услуги. Используют для подготовки стратегии продвижения новых товаров. Также пирамида помогает измерить степень удовлетворенности продуктом, проанализировать реакцию на изменение его ключевых параметров, спрогнозировать спрос.
✓ В сфере управления персоналом. Зная иерархию потребностей сотрудников, руководитель может подобрать оптимальные способы мотивации для всего коллектива, повысить продуктивность труда и улучшить качество управленческих решений.
Кстати, иерархия потребностей по Маслоу раскрывает суть нематериальной мотивации персонала. Повышение зарплаты зачастую означает удовлетворение базовых нужд, тогда как другие виды мотивации затрагивают более высокие ступени пирамиды.
✓ В психологии. Оценка собственных потребностей в соответствии с иерархией Маслоу позволяет понять, какие сферы нуждаются в проработке. А также проанализировать степени удовлетворенности по каждому уровню, расставить приоритеты и спланировать свои действия на ближайшее будущее. Отличный прикладной инструмент для личностного роста.
Недостатки теории МаслоуКонцепция пирамиды подразумевает две закономерности:
- Человека не интересуют потребности на более высоких уровнях, пока он не удовлетворит базовые.
- Когда базовые потребности удовлетворены, человек естественным образом перемещается вверх по пирамиде.
Однако эти утверждения постоянно опровергаются. Даже сам Маслоу понимал, что концентрация интересов человека вокруг потребностей одного уровня не может быть константой. Сегодня фокус внимания сосредоточен на самоактуализации, а завтра — на решении задач безопасности. И это совершенно нормально. К тому же потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда. Ведь потенциал развития в каждом из уровней безграничен, только это будет движение не вверх, а по горизонтали.
Например, человек может подниматься по карьерной лестнице не ради признания и самореализации, а ради удовлетворения постоянно растущих базовых потребностей. Фактически развитие есть, но только в рамках одного уровня.
Это одно из убедительных доказательств наличия недостатков в треугольнике Маслоу. Как известно, художники — увлеченные люди. Даже если их базовые потребности не закрыты (1-й уровень), они не перестают создавать свои шедевры (5-й уровень). И таким образом разбивают один из главных тезисов концепции Маслоу — человек переходит к высшим ступеням только тогда, когда удовлетворены потребности на низших.
Многие ученые работали над разрешением проблемы голодного художника. Так, К. Альдерфер обозначил, что движение между потребностями может быть как вверх, так и вниз. А Дж. Адамс писала о том, что перемещение по уровням зависит не только от степени их удовлетворенности, но и от разных мотивирующих факторов.
_________
Не стоит принимать пирамиду Маслоу за истину. Ведь это лишь попытка описать самые значимые потребности в жизни человека.
Если отказаться от банальной трактовки, а использовать концепцию в качестве ориентира при анализе тенденций изменения потребностей, то можно извлечь из нее много практической пользы. Это эффективный вспомогательный инструмент для долгосрочного планирования, построения бизнес-стратегий и выбора направлений для личностного роста.
«Люди хотят большего»: почему пирамида Маслоу уже не работает
«Люди хотят большего»: почему пирамида Маслоу уже не работает | Большие Идеи Управление персоналомСтатья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия» Адам Грант , Жанель Гейл , Лори Голер Фото: JORG GREUEL/GETTY IMAGES
Стоит завести разговор о карьерных ценностях, как кто-нибудь обязательно вспомнит о пирамиде Маслоу — знаменитой теории известного психолога.
Если взглянуть на социологические данные за последние десятилетия, с Маслоу трудно спорить. Когда основные потребности не удовлетворены, сложно думать о чем-то еще. Если на работе вам мало платят, и вы ночами не спите, беспокоясь о выживании, вряд ли вы будете размышлять о самореализации.
Но Маслоу создал свою пирамиду во времена, когда управление персоналом только зарождалось, и многие рабочие места в сфере производственной экономики не отвечали базовым физиологическим потребностям и требованиям безопасности. Сегодня все больше компаний работают в сфере экономики знаний и экономики услуг. Они не просто удовлетворяют базовые потребности, а стремятся удовлетворить каждую потребность сотрудников, обеспечивая такие удобства, как питание и спортивные залы, и соревнуясь за наиболее комфортные рабочие условия (с 1984 по 2011 годы компании, победившие в этой гонке, превзошли своих конкурентов по биржевой прибыли на 2,3–3,8% в год).
В таких условиях вопрос о выживании не стоит. А после того как нижний уровень потребностей пройден, пирамида Маслоу разваливается. Люди не всегда сначала стремятся к любви, а потом — к престижу и достижениям. И они не ждут, пока эти потребности будут удовлетворены, прежде чем начать стремиться к личностному росту и самовыражению.
Если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, как бы она выглядела? На этот вопрос мы попытались ответить у себя в Facebook* при поддержке группы специалистов по управлению персоналом на основе анализа данных.
Дважды в год мы проводим опросы наших сотрудников, спрашивая их, что они больше всего ценят в своей работе. Изучив сотни тысяч ответов, мы выделили три большие группы мотиваторов: карьеру, коллектив и дело.
Ценность карьеры — в работе, обеспечивающей автономию, которая позволяет использовать свои сильные стороны и способствует обучению и развитию. Она лежит в основе внутренней мотивации.
Ценность коллектива — в людях и чувстве уважения, заботы и признания. Она движет нашими отношениями и ощущением принадлежности.
Ценность дела — в цели: вы верите, что делаете что-то полезное, идентифицируете себя с миссией компании и меняете мир к лучшему. Она — источник гордости.
Эти три группы составляют так называемый психологический контракт — незадокументированные ожидания и обязательства между сотрудниками и работодателями.
Раньше организации строили всю культуру вокруг только одного аспекта психологического контракта. Можно было нанимать, мотивировать и удерживать людей, обещая отличную карьеру, дружный коллектив или значимое дело. Но, как выяснилось, люди хотят большего. В нашем последнем опросе больше четверти сотрудников Facebook* назвали важными все три мотиватора. Им нужна и карьера, и коллектив, и дело. И 90% наших сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех мотиваторов.
советуем прочитать
Поставщики под ударом общественного мнения
Вероника Вильена, Деннис Джойа
5 навыков поиска радикально новых идей
Виджей Говиндараджан, Шрикантх Шринивас
Идеи Y: как миллениалы могут помочь в управлении бизнесом
Дженнифер Джордан
«Чего я действительно хочу?»: как сделать карьеру после рождения ребенка
Лиза Квест
* деятельность на территории РФ запрещена
Об авторах
Адам Грант
Жанель Гейл
Лори Голер Лори Голер — руководитель HR-отдела Facebook.
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
В чем польза совмещения работы и учебы
Лайан Дэви
Учитель истории Леонид Кацва: «Дети стали гораздо свободнее»
Анна Натитник
Управление рисками: новые принципы
Анетт Майкс, Роберт Каплан
Забытая история, объясняющая грандиозный успех iPhone
Томас Уинслоу Хазлетт
Иерархия потребностей Маслоу в образовании
Применение иерархии потребностей Маслоу в образовании
Студенты в классах или на учебных курсах могут отвлекаться. У них в голове крутятся другие мысли, такие как другие занятия, личная жизнь, дружба, хобби, физические отвлекающие факторы, такие как голод или усталость, и многое другое. Когда учащиеся отвлекаются на эти или любые другие проблемы, их собственное образование и достижения могут быть поставлены выше их более насущных потребностей. Почему это? Один человеческий психолог предполагает, что это происходит потому, что насущные потребности определяют немедленные действия ученика. Когда они беспокоятся об этих вещах, они сосредотачиваются исключительно на этих отвлекающих факторах. Эти заботы будут иметь приоритет над образованием и достижениями. Как лучше всего привлечь внимание наших студентов и заставить их уделять учебе приоритетное внимание? Учителя могут помочь учащимся избавиться от отвлекающих факторов, позволяя учащимся сделать главным приоритетом учебный материал, образование и достижения.
Иерархия Маслоу
Человеческие существа мотивированы достижением цели. Достижение целей позволяет людям удовлетворять свои индивидуальные желания и потребности. Потребности мысленно расставляются в порядке важности (Маслоу, 1943). Менее насущные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем можно будет удовлетворить более важные потребности. Действия человека будут сосредоточены на удовлетворении потребностей с более низким приоритетом, а затем перейдут к удовлетворению потребностей с более высоким приоритетом.
Рисунок 1Начиная с основания пирамиды (рис. 1), физиологические потребности являются первоочередными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Эти потребности включают питание, сон, одежду и кров. Люди должны удовлетворять эти основные потребности, чтобы сосредоточиться на чем-то другом, иначе их действия будут сосредоточены исключительно на удовлетворении этих физиологических потребностей. Они имеют наивысший приоритет и, следовательно, являются наиболее важным движущим фактором для человека. Если человек голоден, он будет игнорировать любые другие желания или желания, сосредоточившись на утолении своего голода. Если учащийся голоден, он может вести себя отвлекающе или нарушать правила, потому что его приоритетом является не образование, а голод. Учащийся может заснуть на уроке вместо того, чтобы работать над своими заданиями, потому что не выспался прошлой ночью. В этом примере ученик, естественно, отдает предпочтение сну, а не обучению.
Когда физиологические потребности удовлетворены, следующим приоритетом становится безопасность. Потребности в безопасности обычно связаны с окружающей средой, которая включает в себя домашнюю среду учащегося, школьную среду и любую другую среду, частью которой он регулярно является. Если у учащегося возникают личные проблемы дома (например, родители спорят, родители борются с зависимостью, отсутствие родительской структуры и т. д.) или он живет в опасном районе, ему будет трудно учиться, потому что его основные потребности в безопасности не были удовлетворены. встретил. Точно так же, если учащийся подвергается издевательствам или если он не чувствует себя принятым и любимым своим педагогом, ему будет трудно учиться и выполнять свою работу. Их приоритетом будет обретение безопасности. Ученикам нравится предсказуемость и структура, и они связывают эти факторы с чувством безопасности. Они лучше всего справляются с отсутствием нарушений в их рутине. Если им не хватает рутины или если есть факторы, угрожающие их рутине, они могут чувствовать себя небезопасно и боязливо. Это может привести к плохой успеваемости ученика.
После того, как физиологические требования и требования безопасности соблюдены, любовь и чувство принадлежности становятся приоритетом. Это касается семейных и дружеских отношений. Учащийся может развить чувство принадлежности, вступая в клубы, работая волонтером, участвуя в церковных группах или выполняя другие групповые обязательства. Когда человек не чувствует себя любимым или не чувствует себя своим, он жаждет привязанности или принятия в группе. Потребность в любви и принадлежности может быть забыта, но она может быть столь же важной для ученика, как и его физиологические потребности.
Следующей потребностью, которую необходимо удовлетворить, является самооценка. Самоуважение включает в себя индивидуальность, уважение к другим, достижения и уверенность. Большинство людей крайне критично относятся к себе, что проистекает из их собственной оценки самореализации и потенциала. Самооценка может быть двоякой. Во-первых, люди будут жаждать достижений, уверенности, компетентности и силы духа. Во-вторых, они будут стремиться к важности, признательности, признанию и статусу. Когда все эти потребности будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя адекватными, способными, сильными и достойными. Если эти потребности не будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя некомпетентными, незащищенными и неважными.
Все эти первые четыре потребности можно считать потребностями депривации. Если эти потребности не будут удовлетворены, эти недостатки будут мотивировать людей сосредоточиться на удовлетворении своих самых приоритетных потребностей. За этими потребностями депривации следует еще одна потребность — самоактуализация. Это стремление реализовать свой потенциал. Эта потребность вызвана не неадекватностью, а стремлением к самосовершенствованию. Маслоу предполагает, что очень немногие люди когда-либо достигают этого уровня. Самореализованные люди, как правило, импульсивны, независимы, аналитичны и реалистичны.
Применение иерархии Маслоу – преподавание и обучение
Теперь, когда мы рассмотрели предпосылки иерархии потребностей Маслоу, также важно понять, как эту информацию можно использовать в образовании. Во-первых, важно понимать, что, к сожалению, мы не можем удовлетворить все физиологические потребности каждого студента. Для учителя или лидера было бы невозможно обеспечить каждого ученика достаточным количеством сна, крова, одежды и питания. К счастью, программы бесплатных и льготных обедов — отличный способ решить некоторые проблемы голода в школах. Предоставление одежды, соблюдение правил гигиены и достаточное количество сна по-прежнему являются важными факторами. На основе модели становится ясно, что если эти основные потребности не будут обеспечены, учащиеся не смогут расставить приоритеты в обучении. Это потребности, которые учителя не всегда могут удовлетворить. Однако учителя могут стремиться предлагать учащимся ресурсы и рекомендации по школьным программам, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей.
Учителя и руководители должны учитывать многие аспекты, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в безопасности. Как упоминалось ранее, чувство безопасности может исходить от рутины и предсказуемости. Учителя и руководители должны установить распорядок в своих классах. Сформулируйте четкие правила и процессы для своих учеников. Поддерживайте предсказуемый распорядок дня, позволяя учащимся предвидеть и ожидать порядка в классе. Учащиеся будут чувствовать контроль в своей среде в классе, потому что они могут предвидеть, что произойдет дальше. Кроме того, у учащихся должно быть чувство психологической и эмоциональной безопасности в классе. Учителя должны создавать среду, обеспечивающую здоровый уровень риска, задавания вопросов и ответов, открытого обмена мыслями и здорового обсуждения. Они не должны бояться осуждения со стороны других учеников. Студенты жаждут доверительных отношений со своим учителем.
Чтобы удовлетворить потребности в принадлежности, самоуважении и любви, учащиеся хотят чувствовать себя нужными, любимыми и заботливыми. Учащиеся могут искать удовлетворения у учителей или школьного персонала. Как учителя и лидеры, важно рассматривать каждого ученика как уникальную личность, ценя их за уникальные черты характера. Подчеркните здоровое, позитивное поведение и самооценку. Приложите усилия, чтобы показать студентам, что их тяжелая работа и самоотверженность действительно ценятся. Такая расстановка приоритетов будет способствовать развитию самооценки и самоуважения каждого учащегося.
Учителя и лидеры, как правило, в первую очередь удовлетворяют четыре потребности депривации (самоуважение, чувство принадлежности, безопасность и физиологические потребности). Каждый шаг, который педагог делает для удовлетворения этих основных потребностей, повышает способность учащихся к обучению и достижениям в классе. Убедитесь, что вы прилагаете реальные усилия, чтобы узнать каждого ученика и понять уровень их знаний и их уровень в Иерархии Маслоу. При этом вы можете наилучшим образом помочь учащимся продвигаться по иерархии. Возможно, потребуется изучить внешние или государственные ресурсы для учащихся с более низкими потребностями, чтобы помочь учащимся преуспеть в своей учебной среде. Однако более глубокое понимание основных потребностей каждого учащегося, вероятно, приведет к способности учителя помочь учащемуся преодолеть свои личные образовательные препятствия, позволяя каждому учащемуся реализовать свой образовательный потенциал.
Ссылки
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4), 370-96.
Иерархия потребностей Маслоу – шестой уровень
В Кембриджском университете есть центр обучения взрослых с проживанием в восхитительном Мэдингли-холле. Некоторое время назад я читал там курс выходного дня «Жизнь и творчество Абрахама Маслоу», и среди эссе в конце курса я с удивлением обнаружил, что два студента воспроизвели Иерархию Потребностей только с пятью уровнями — физиологический, безопасный. , принадлежность, уважение и самоактуализация. И это несмотря на то, что я потратил полтора часа на шестой уровень — внутренние ценности, — которые Маслоу добавил к своему списку мотивационных потребностей незадолго до своей смерти. Похоже, этих студентов ранее учили, что есть пять основных мотивов, с самоактуализацией наверху, и что касается их, то ничто из того, что я сказал, не изменит этого. Что происходило?
Подсказка заключалась в том, что студенты разделились на две отдельные группы. Были и те, кто пришел из гуманистической или трансперсональной психологии и либо уже был знаком с шестой мотивацией, либо был готов ее принять. Другая группа имела опыт практического применения теории мотивации в мире бизнеса и управления, и для них самоактуализация была конечной целью, а шестой уровень был совершенно новым. Первая группа совершенно не знала об обширной практической работе Маслоу по применению его теорий на рабочем месте и в зале заседаний совета директоров, в то время как вторая группа никогда не слышала о его теоретической работе по самоактуализации, их мотивации, пиковых переживаниях или гуманизме.0043 и трансперсональная психология.
Как возникла эта дихотомия между двумя разными ветвями психологии? Ответ исторический.
Абрахам Маслоу (1908–1970), бывший президент Американской психологической ассоциации, наиболее известен своей работой о человеческой мотивации и, в частности, своей Иерархией потребностей, которая впервые была определена в статье 1943 года. эта статья впоследствии стала стандартной характеристикой практического применения теории мотивации в бизнесе и менеджменте и была воспроизведена по крайней мере в 22 различных книгах и журналах (Maslow, 19).71, стр. 379–380).
Определены пять основных потребностей, все из которых, по его мнению, заложены в человеческом виде. Они расположены иерархически, при этом самоактуализация относится к: стремлениям людей к самореализации, а именно к их склонности актуализироваться в том, чем они потенциально являются. Эту тенденцию можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, стать всем, чем он способен стать. (Маслоу, 1943; 1954/1987, стр. 22)
В статье Маслоу 1943 года упоминаются когнитивные потребности, такие как желание знать и понимать, а также эстетические потребности, но они не помещаются в иерархию из пяти. Другими словами, Маслоу уже на этом раннем этапе осознал, что его список неполный. Несмотря на эту оговорку, она широко воспроизводилась как законченная теория, попутно приобретая собственное графическое изображение в виде треугольника или пирамиды, которое воспроизводится в бесчисленных публикациях.
Поскольку пять потребностей латентно или активно присутствуют у всех представителей человеческого вида, они описываются как «биологически укорененные». Это ключевая тема всей работы Маслоу. Он имеет дело с характеристиками конкретного вида, некоторые из которых могут быть общими с другими видами, но, тем не менее, он избегает экстраполяции с одного вида на другой.
Высшая потребность — это более позднее филетическое или эволюционное развитие. Мы разделяем потребность в еде со всеми живыми существами, потребность в любви — с (возможно) высшими обезьянами, потребность в самореализации — ни с кем. Чем выше потребность, тем она более специфически человечна. (Маслоу, 1954/1987, стр. 57).
Вслед за статьей 1943 года работа Маслоу развивалась в двух направлениях. Одним из них было практическое применение его теорий на рабочем месте. Это включало подробное наблюдение за методами работы в различных организациях с целью повышения мотивации, и благодаря этой работе пришло международное признание. Примером может служить журнал, который он вел летом 1962 года, когда работал в Non-Linear Systems в Дель-Маре, штат Калифорния, и который недавно был переиздан под названием Maslow on Management (19).98).
Другое направление его работы включало изучение тех людей, которых можно было бы считать самореализовавшимися: тех, кто достиг или достигает полного раскрытия своего индивидуального потенциала (Маслоу, 1962/1968). Он задал очевидный вопрос: если кто-то уже самореализуется, что тогда мотивирует этого человека? В поисках ответа он пришел к мотивации внутренних ценностей, таких как «истина, добро, красота, совершенство, совершенство, простота, элегантность и т. д.» (Маслоу, 19).69, стр. 4), другими словами ценности, которые выходят за рамки личных личных интересов человека и для которых он ввел термин «Б-ценности». Это контрастирует с другими пятью мотивационными уровнями, каждый из которых в той или иной форме включает личный интерес. В свою очередь, это привело к таким концепциям, как трансцендентность эго и пиковые переживания (Маслоу, 1962/1968, 1964/1970), и, в конечном счете, к основанию трансперсональной психологии.
Полностью развитый (и очень удачливый) человек, работающий в наилучших условиях, как правило, руководствуется ценностями, превосходящими его личность. Они больше не эгоистичны в старом смысле этого слова. Красота не находится внутри человека, равно как и справедливость или порядок. Вряд ли можно классифицировать эти желания как эгоистичные в том смысле, в каком могло бы быть таковым мое желание еды. Мое удовлетворение от достижения или допущения справедливости не в моей собственной шкуре; он не лежит вдоль моих артерий. Оно в равной степени снаружи и внутри: поэтому оно преодолело географические ограничения себя. (Маслоу, 1969, стр. 4).
Первоначально Маслоу воспринимал эти мотивации как духовные и поэтому не добавлял их в свою иерархию биологически укорененных мотивационных потребностей. Мы продукты эволюции, и все, что характеризует человеческий вид в целом, должно быть биологическим по своей природе. Только процент людей мотивирован на этом уровне, поэтому он придумал термины «метапотребности» и «метамотивация», как будто они каким-то образом выходят за рамки того, что можно определить как характерное для всего человеческого вида.
Таким образом, самоактуализация по-прежнему находилась на вершине его иерархии универсальных, биологически укорененных, мотивирующих человеческих потребностей. Это означало, что, когда Маслоу писал о самоактуализирующихся, иногда он имел в виду тех, кто все еще стремится к дальнейшим аспектам самореализации, а иногда он имел в виду тех, кто преследует Б-ценности, то есть метамотивированных людей (Маслоу, 1962/1968).
В конце концов это совпадение было разрешено, когда он, наконец, признал, что эти духовные мотивы также являются частью нашей биологической природы как представителей человеческого рода (Маслоу, 1967). Его друг и коллега Энтони Сутич написал:
. Он сказал мне, что только что закончил работу над статьей, которая, по его собственным словам, стала «…кульминацией 30-летней работы в области психологии». … Рукопись Маслоу прибыла в Июнь 1967 г. Название «Теория метамотивации: биологическое укоренение ценностной жизни»… было довольно длинным, и в разговоре мы называли его «статьей о метамотивации». (Сутич, 1976, с.11).
Стремление к тому, что он называл «метапотребностями», теперь можно было добавить к его иерархии в качестве шестого уровня, потому что оно соответствовало критерию биологической укорененности в нашем виде, как и другие пять потребностей. Написав в своей «метамотивационной статье» (эти выдержки взяты из ее переиздания в качестве главы 23 книги «Дальние пределы человеческой природы»: Маслоу, 1971), Маслоу сказал, что эти метапотребности, «хотя и обладающие некоторыми особыми характеристиками, которые отличают их от основных потребностей, все же находятся в той же области дискурса и исследований, что, например, потребность в витамине С или в кальции» (стр. 309). Базовые потребности и метапотребности рассматривались в одном и том же континууме, «в одной сфере дискурса… все они биологически желательны и все способствуют биологическому успеху» (стр. 311–312).
Хотя Маслоу считал, что внутренние ценности «не полностью очевидны или актуализированы (сделаны реальными и функционально существующими) у большинства людей», он также писал, что полное определение личности или человеческой природы должно включать их: «они не исключены». как потенциалы в любом человеке, родившемся в мире» (стр. 304–305). «Так называемая духовная… жизнь явно укоренена в биологической природе вида» (стр. 315).
Эти цитаты показывают, что Маслоу, в конце концов, рассматривал Иерархию как включающую в себя так называемые «метапотребности» — потребность следовать внутренним ценностям, выходящим за пределы личного интереса, как шестой отдельный уровень за пределами потребности в самоактуализации. Тем не менее, большая часть литературы по этому вопросу упускает из виду это дополнение. Все пять предшествующих уровней связаны с личным интересом человека, включая самоактуализацию, которая заключается в полной реализации собственного потенциала. Именно на шестом уровне человек мотивируется ценностями, которые можно назвать «эго-трансцендентными». Два мотива, которые Маслоу оставил нераспределенными в своих основополагающих работах 1943 бумагу теперь также можно отнести к шестому уровню: желание знать и эстетика связаны со знанием и истиной, красотой и гармонией, которые являются внутренними ценностями.
Статья о метамотивации была опубликована в Журнале гуманистической психологии. Это была зарождающаяся ветвь психологии в Штатах, и она еще не нашла своего пути в психологии по эту сторону Атлантики, где доминировали психоанализ и поведенческая психология. Вряд ли ее прочитало здесь больше, чем горстка пионеров гуманистической психологии. 19 января68 У Маслоу случился первый серьезный сердечный приступ, и он умер в июне 1970 года (Сутич, 1976). Поэтому у него было мало шансов закрепить свое новое восприятие Иерархии, и он никогда не излагал в печати новый список мотивационных потребностей.
Ценности, вытекающие из религиозных верований, теперь рассматриваются в рамках трансперсональной психологии, но в то время эта зачаточная ветвь профессии еще не была определена или даже названа, поскольку она появилась с первым номером Журнала трансперсональной психологии в 1919 г.69. Тем не менее, в сегодняшней трансперсональной психологии, похоже, не признается, что эти эго-трансцендентные мотивы отделены от эгоцентричной потребности самоактуализации.
Вызывает сожаление, что понимание Маслоу относительно добавления этого уровня осталось почти незамеченным, тем более что он описал это как «кульминацию 30-летней работы в области психологии» (Сутич, 1976, с.11). ). Я уверен, что если бы он прожил дольше, он бы построил свою новую комплексную теорию мотивации, охватывающую физиологические, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человеческой природы, а также ее практическое применение на рабочем месте и в обществе в целом.
— Хейзел Скелси Гест, преподаватель математики на пенсии и трансперсональный психотерапевт
Ссылки
Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50, 370–396. Перепечатано как глава 2 в Motivation and Personality (3-е изд.), 1987.
Maslow, AH (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер. (Оригинальная работа опубликована в 1954 г.)
Maslow, AH (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Нью-Йорк: Ван Ностранд. (Оригинальная работа опубликована 1962)
Маслоу, А.