Метод эннеаграммы: Метод Эннеаграммы: скажите, чего вы боитесь больше всего, и мы расскажем, кто вы на самом деле

Содержание

Метод Эннеаграммы: скажите, чего вы боитесь больше всего, и мы расскажем, кто вы на самом деле

На протяжении многих столетий люди пытаются понять себя, друг друга. Психологи разрабатывают множество тестов, с помощью которых мы познаем себя, открываем в себе разные стороны своей личности. И мы все любим проходить эти тесты. Этот процесс интересный и познавательный. Особенно нам интересны тесты про личность, кто же мы, какие мы, что нами движет, какие силы у нас заложены в нашем подсознании.

Одним из таких тестов является метод Эннеаграммы. Это психологическая модель, которая описывает 9 глубинных мотивов, которые нами движут. По просьбе Marie Claire психолог Ирина Барбат подробно рассказала об этом методе.  Он был впервые показан европейскому обществу в первой половине ХХ века. Авторами были легендарные Георгий Гурджиев и математик Петр Успенский. Гурджиев выявил 9 основных психологических типов личности и обосновал метод их исследования.

Эннеаграмма (от греческого «девять») представляет собой девятиконечную звезду. Представьте себе круг, у края которого симметрично расположены числа от 1 до 9 — по числу типов личностей в данной теории. Типы соединены между собой так называемыми «стрелками» — сложной внутренней фигурой, вписанной в окружность. Считается, что стрелки символизируют изменения в поведении людей в ситуации стресса и в ситуации психологического комфорта.

Как это выглядит?

Как работает метод Эннеаграммы?

Суть метода очень проста: скажи мне, чего ты больше всего боишься, а я скажу, кто ты. Преобладающий тип личности выявляется на основании базового страха, который закладывается еще в детстве. И этот бессознательный страх всегда присутствует, он вызывает тревогу. Эта тревога может не осознаваться вовсе, но толкает человека на совершение определенных действий и поступков. Во имя страха человек многим жертвует, но и развивает себя.

Итак, есть 9 базовых страхов. Нужно посмотреть и оценить, какой страх самый сильный. Если нет возможности выбрать только один, то выбираете три наиболее значимых и расставляете их в порядке убывания значимости:

  1. Несовершенство;

  2. Одиночество;

  3. Неудача;

  4. Заурядность;

  5. Бесцеремонность;

  6. Предательство;

  7. Бездействие;

  8. Слабость;

  9. Конфликт.

Страх несовершенства — соответствует типу личности «перфекционист, реформатор, организатор»

В детстве такой ребенок страдал от насмешек, критики очень близких людей, как правило, родителей (читайте также: «Родом из детства: 4 психологических травмы, которые ломают нам жизнь»). Вследствие такого обращения формировался комплекс неполноценности, а также развивалось стремление к самосовершенствованию. Такой ребенок развивал в себе волю, интеллект, очень трудно и тяжело переживал неудачи. Внешне он никогда не показывал своей боли, все скрывая внутри. Эти люди стремятся к достижениям ради того, чтобы доказать своим близким, что они могут, что они этого достигли. То есть, по сути, перфекционисты стараются получить хорошую оценку в глазах окружающих их значимых людей. Самый сильный страх — это страх унижения.

  • Основное качество: стремление к совершенству.

  • Мотивация: ожидание высокой оценки за высокое качество деятельности.

  • Положительные качества: обязательность, высокие идеалы.

  • Отрицательные качества: гнев.

  • Защитные механизмы: контроль гневливости.

  • Главные трудности: чрезмерная требовательность к себе и окружающим.

Это реформаторы, перфекционисты и «белые воротнички», которыми большинство из нас хочет быть. У них есть глубокое желание улучшить мир и повлиять на общество. Они никогда не опаздывают, безупречно одеты и уверенно поднимаются по карьерной лестнице.

Страх одиночества — соответствует типу «помощник»

Ребенок растет в семье, где между родителями гармоничные отношения. Мама и папа любят друг друга, уважают. И эта модель передается ребенку. Но родители заняты друг другом, а ребенку не хватает их любви и заботы. Отсюда формируется страх одиночества, брошенности. Очень часто при появлении братьев или сестер, вся забота о них возлагалась на такого ребенка. С самого детства он привык заботиться о других, любить их. И таким способом через эту заботу он не чувствовал себя одиноким.

  • Основное качество: любовь.

  • Мотивация: ожидание душевной благодарности за заботу.

  • Положительные качества: смирение.

  • Отрицательные качества: гордыня, навязчивость.

  • Защитные механизмы: подавление эгоизма.

  • Главные трудности: невнимание к собственным нуждам, нераскрытая индивидуальность, неразвитые в профессии способности.

Помощники идеально подходят для работы, связанной с людьми, любят находиться в обществе и работать в команде. Это отличные учителя, наставники, психологи и врачи.

Эти личности наблюдательны, довольно любопытны и по-настоящему заботливы. Однако, когда дело доходит до продуктивности, они рискуют отложить дела, чтобы помочь другим.

Страх неудачи — психологический тип «достигатель, мотиватор»

Такой ребенок в детстве заслуживал похвалу только за какие-то достижения. К ребенку, как правило, предъявляются высокие требования, каждый раз повышается планка того, что и как нужно достичь. На фоне этого формируется четкое и стойкое понимание, что неудачники — это те, кто не преуспел в жизни, не достиг высот. Такой ребенок во взрослой жизни оценивает себя только на основании своих достижений.

  • Основное качество: целеустремленность.

  • Мотивация: ожидание вознаграждения за труд.

  • Положительные качества: максимальное развитие профессиональных способностей.

  • Отрицательные качества: для достижения целей все средства хороши.

  • Защитные механизмы: цинизм.

  • Главные трудности: зависть, неспособность полностью расслабиться.

Достигатели — это товарищи по команде, которые приносят победы. Не потому, что физически сильны, а потому, что они всегда стремятся к победе. Это яркие личности, которые умеют производить правильное первое впечатление, они обаятельны, красноречивы и буквально притягивают к себе премии, награды и повышения.

В глубине души эти люди так привыкли к удачам, что боятся расслабиться, чтобы не потерпеть неудачу. Их стихия — это политика, продажи, переговоры и предпринимательство.

Страх заурядности — психологический тип «романтик, индивидуалист»

У таких детей в детстве развито воображение, мир прекрасного и творческого. Но окружение, родители, близкие и особенно сверстники не принимали эту сторону, считали, что все это бред. Для таких детей мир фантазий стал намного привлекательнее реального мира. И такой ребенок ищет свою реализацию там, где будет оценен. Романтики не хотят жить в обычном и сером мире, где нет места мечтам.

  • Основное качество: воображение.

  • Мотивация: ожидание восхищения оригинальностью.

  • Положительная тенденция: развитие творческих способностей.

  • Отрицательная тенденция: тщеславие.

  • Защитные механизмы: умаление достоинств других людей.

  • Главные трудности: подверженность резким перепадам настроения.

Индивидуалисты — люди с большими идеями, творческим началом и неподдельным артистизмом. Их часто трактуют как «королей драмы», но их нетрадиционный подход к жизни делает их эффективными и яркими. Они стремятся избегать посредственности и быстро разочаровываются в повседневных задачах. Этому типу важно, чтобы работа была уникальной и значимой (читайте также: «„Синдром самозванца»: тайный страх успешных людей и знаменитостей»).

Страх бесцеремонности — тип личности «мыслитель, наблюдатель»

В детстве такие дети росли замкнутыми. Отношения в семье складывались таким образом, что на чувство ребенка внимания не обращалось. Такие дети привыкли оставаться в стороне, но при этом пристально наблюдать, что происходит вокруг них. Они скрупулезно изучали поведение, эмоции, ошибки других родственников. Свои эмоции всегда держали при себе. Такие дети не хотели общаться с другими, для них дистанция в отношениях является комфортной. А бесцеремонное вторжение в его мир — жутким страхом.

  • Основное качество: стремление к познанию.

  • Мотивация: ожидание похвалы за ум.

  • Положительная тенденция: делитесь знаниями с другими, обращаете их на пользу людям.

  • Отрицательная тенденция: скрываете информацию, используете ее в корыстных целях.

  • Защитные механизмы: интроверсия.

  • Главные трудности: общение и совместная деятельность.

Мыслитель — это человек, который может молчать во время часовой встречи, а через день или два отправляет электронное письмо на 15 страниц с последующими мыслями.

Они не думают о моде, часто кажутся невидимками и ревниво оберегают личные границы. Сбор информации — их страсть, поэтому из наблюдателей получаются отличные ученые, изобретатели и эксперты. Этому типу не нужно ничего, кроме тихого места и непоколебимого одиночества, чтобы учиться в своем собственном темпе.

Страх предательства — тип личности «скептик, реалист, консерватор»

В детстве ребенок воспитывался в семье с жесткими правилами и требованиями. Чаще всего воспитание носило авторитарный и ультимативный характер. И если ребенок что-то делал не так, то получал наказание. При этом — в семье не было человека, который мог бы вступиться за ребенка и отменить наказание, даже если само наказание было чрезмерным или несправедливым. С тех пор такой ребенок старается выполнять любые требования авторитетных людей. Во взрослой жизни может быть активным и действенным, если у него есть четкие указания сверху. Такому взрослому просто жизненно необходимы четкие законы и правила. А если этих правил нет, то анархия воспринимается концом света. Нарушение договоренностей, правил и законов — это предательство для таких людей.

  • Основное качество: лояльность.

  • Мотивация: ожидание положительной оценки порядочности.

  • Положительная тенденция: дисциплинированность.

  • Отрицательная тенденция: педантизм.

  • Защитные механизмы: проекция, навязчивости.

  • Главные трудности: неуверенность в себе, неожиданные новые ситуации, отсутствие установок к действию.

Консерваторы — самые удобные сотрудники, иногда терпящие тяжелого босса или скудную зарплату дольше, чем следовало бы. Они наиболее продуктивны, когда уверены в своих способностях добиться успеха и никогда не вступают в игру, не оценив предварительно риски.

Это надежные люди, которые всегда исполняют свои обещания, обладают хорошим воображением и не пасуют перед трудностями. Они верны и преданы окружающим и комфортно чувствуют себя в условиях подчинения.

Страх бездействия — психологический тип «энтузиаст, авантюрист»

В детстве ребенок часто и много видел страдания других людей. Это оставило на нем неизгладимое впечатление. Психика включала защитный механизм — веселую игру, в которую уходил ребенок, чтобы не видеть этот жестокий мир. Во взрослой жизни такая личность старается избегать любых страданий, ищет развлечения и удовольствия. Такому человеку нужна постоянная новизна, перемены, движение. А самый страшный страх — это остаться один на один с собой, бездействовать.

  • Основное качество: оптимизм.

  • Мотивация: безусловная любовь к себе и восхищение окружающих.

  • Положительная тенденция: инициативность, энергичность деятельности, организаторские способности.

  • Отрицательная тенденция: ненадежность, разбросанность интересов.

  • Защитные механизмы: отрицание неудач, вытеснение неприятностей.

  • Главные трудности: нехватка времени, отсутствие терпения.

Авантюристы обожают приключения. Говорят быстро, двигаются стремительно и выполняют несколько дел сразу. Они любят быть занятыми и окруженными людьми.

Такие люди обладают популярностью и энтузиазмом, которые могут ускорить работу в команде и поднять моральный дух, но вот нести ответственность они не любят.

Страх слабости — психологический тип «босс, лидер»

В детстве ребенок привык отстаивать свои границы в одиночку. Никто, как правило, не вставал на его сторону. Такой ребенок старался не показывать свои слабые стороны. А во взрослой жизни — основная задача быть сильным, не показать свои слабости, защитить других и вести их за собой.

  • Основное качество: отвага.

  • Мотивация: ожидание восхваления за стойкость, силу духа.

  • Положительная тенденция: альтруизм.

  • Отрицательная тенденция: властность, авторитарность.

  • Защитные механизмы: самонадеянность.

  • Главные трудности: берете на себя порой больше, чем можете справиться.

Это невероятные лидеры, которые любят борьбу и сложные системы. Их естественная способность принимать быстрые решения в сочетании с толстокожестью делает их почти неуязвимыми. Поскольку конфликты им не страшны, они легко улавливают слабости других и могут быть сильными переговорщиками.

Страх конфликта — психологический тип «миротворец, целитель»

В детстве такого ребенка были частые семейные скандалы, конфликты. Ребенок не мог тогда примирить близких. Основной задачей во взрослой жизни становится предотвращение конфликтов, примирение конфликтующих сторон. Во взрослой жизни человек старается жить в спокойной атмосфере, идет на постоянные уступки только бы избежать конфликтов.

  • Основное качество: понимание интересов других людей.

  • Мотивация: ожидание дружеского расположения к себе.

  • Положительная тенденция: готовность к компромиссу.

  • Отрицательная тенденция: чрезмерная уступчивость.

  • Защитные механизмы: подавление гнева, пристрастие к успокоительным средствам.

  • Главные трудности: самореализация индивидуальности, требующая напористости и агрессивности.

У этих людей врожденная способность плыть по течению, находить компромиссы и создавать гармонию вокруг себя. Им сложно заботиться о себе, потому что они сосредоточены на благополучии всех остальных.

Это прирожденные дипломаты, слушатели и арбитры. Они любят красиво одеваться, ценят чувство комфорта и неторопливые разговоры за чашечкой кофе.

Метод Эннеаграммы хорошо показывает на наши слабые и сильные стороны. Этот простой тест показывает, какие внутренние барьеры у нас есть и как мы можем их преодолеть. Но не стоит забывать о том, что любой тест — это показатель того, какими качествами мы обладаем, а для полного понимания себя требуется работа над собой, самоанализ.

Психолог, сексолог.

Фото: Getty Images

Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому

Эннеаграмма (от греч. девять), представляющая собой девятиконечную звезду, — издревле символ направленностей психического развития, возможностей эволюции человечества. Георгий Гурджиев к 1915 году выявил психологические типы, соответствующие девяти ипостасям эннеаграммы, обосновал метод их исследования совместно с математиком Петром Успенским. В настоящее время метод психологической эннеаграммы используют в США специалисты рекрутинговых агентств. Принцип метода прост: скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты.

Метод выявления в эннеаграмме преобладающего типа личности основан на концепции базового страха, истоки которого кроются в детском возрасте. Не переработанный сознанием зрелой личности, не изжитый взрослым человеком бессознательный страх постоянно требует совершения определенных деяний и поступков, чтобы устранить тревогу. Идолу страха человек приносит жертвоприношения и, вместе с тем, благодаря этой мотивации он развивает себя в определенном направлении жизненного пути. Следовательно, о таком развитии можно говорить как об особом невротическом варианте, а именно: латентном (скрытом) страхе, глубинном психическом дискомфорте, который постоянно компенсируется адекватной социальной внешней активностью.

Инструкция

Посмотрите список из девяти слов и ответьте на вопрос, что Вы боитесь больше всего? В случае сомнений и отсутствия однозначного уверенного выбора отметьте три наиболее значимых для Вас страха и расставьте их в порядке убывания от первого к третьему.

Список страхов:

1. Несовершенство.
2. Одиночество.
3. Неудача.
4. Заурядность.
5. Бесцеремонность.
6. Предательство.
7. Бездействие.
8. Слабость.
9. Конфликт.

Описание психологического типа

1. Страх несовершенства — психологический тип «Перфекционист / моралист / организатор».

Основное качество: стремление к совершенству.
Основная мотивация: ожидание высокой оценки за высокое качество деятельности.
Положительная тенденция: обязательность, высокие идеалы.
Отрицательная тенденция: гнев.
Защитные механизмы: контроль гневливости.
Главные трудности: чрезмерная требовательность к себе и окружающим.

В детстве не хватало одобрения, ребенок страдал от критики, насмешек значимых людей (родителей, родных, сверстников, учителей). В результате сформировались комплекс неполноценности и стремление к самосовершенствованию. Развивал волю, интеллект, преодолевая трудные ситуации, глубоко переживая неудачи, страдая, но скрытно, сохраняя лицо гордеца. В этой связи нарастал высокий локус внутреннего контроля, поэтому в любой ситуации винит, прежде всего, себя. Однако все достижения нужны перфекционисту, чтобы заслужить отличную оценку в глазах значимых людей. Привычка к самоанализу, в котором самое главное — быть честным перед собой, побуждает его быть честным со всеми, педантично исполнять свой долг. Тренинг воли побочно взрастил качества дисциплинированности и пунктуальности. Страх унижения — превыше всех страхов и наказаний. Когда перфекционисту не хватает славы, он деятелен. Когда он ее получает, то переоценивает себя.

2. Страх одиночества — психологический тип «Помощник / альтруист / особый друг».

Основное качество: любовь.
Основная мотивация: ожидание душевной благодарности за заботу.
Положительная тенденция: смирение.
Отрицательная тенденция: гордыня, навязчивость.
Защитные механизмы: подавление эгоизма.
Главные трудности: невнимание к собственным нуждам, нераскрытая индивидуальность, неразвитые в профессии способности.

Гармоничные отношения родителей, их взаимная любовь, уважение друг к другу передаются ребенку на всю последующую жизнь как пример истинных отношений между людьми. Ребенку, вместе с тем, хотелось бы купаться в этой родительской любви, войти в их союз третьим равноправным партнером. Он испытывал с их стороны недостаток внимания, понимания, заботы. В этом смысле он ощущал одиночество, обострялась его интуиция, эмпатия. Как правило, помощь в домашних делах и уходе за младшими братьями, сестрами возлагалась на него. Забота о других стала привычкой и способом избежать одиночества, которое для этого человека непереносимо, так же, как и отсутствие любви в его жизни.

3. Страх неудачи — психологический тип «Достигатель / образец для подражания / мотиватор».

Основное качество: целеустремленность.
Основная мотивация: ожидание вознаграждения за труд.
Положительная тенденция: максимальное развитие профессиональных способностей.
Отрицательная тенденция: для достижения целей все средства хороши.
Защитные механизмы: цинизм.
Главные трудности: зависть, неспособность полностью расслабиться.

В детстве наиболее мощное воздействие на мотивацию имел фактор т.н. отцовской любви, когда хвалят, поощряют, награждают только за личные заслуги. С тех пор человек считает неудачниками всех, кто не преуспел в жизни, а себя отождествляет только с тем, что он делает и чего добился своим трудом. Активность, целеустремленность, организаторские способности и предусмотрительность, планирование будущего — качества, развитые в этом направлении. Отсутствие успеха в делах — кошмар, разорение — крах жизни.

4. Страх заурядности — психологический тип «Индивидуалист / романтик / эстет».

Основное качество: воображение.
Основная мотивация: ожидание восхищения оригинальностью.
Положительная тенденция: развитие творческих способностей.
Отрицательная тенденция: тщеславие.
Защитные механизмы: умаление достоинств других людей.
Главные трудности: подверженность резким перепадам настроения.

В детстве природный дар воображения не находил понимания родных, близких, тем более сверстников. Рано обнаружились духовные чувства переживания красоты, справедливости, тайны окружающего мира. Идеальный мир фантазий и мечты стал намного ближе и дороже реального мира, общения с людьми, отягощенными материальными заботами, меркантильными интересами. Страх жить в таком сером, убогом мире толкает романтиков на стезю, где идеализация действительности найдет признание в товарищах по духу.

5. Страх бесцеремонности — психологический тип «Наблюдатель / мыслитель / эксперт».

Основное качество: стремление к познанию.
Основная мотивация: ожидание похвалы за ум.
Положительная тенденция: делитесь знаниями с другими, обращаете их на пользу людям.
Отрицательная тенденция: скрываете информацию, используете ее в корыстных целях.
Защитные механизмы: интроверсия.
Главные трудности: общение и совместная деятельность.

В детстве отношения с родителями, родственниками и сверстниками развивались так, что эмоции и чувства ребенка оставались только при нем, ими не хотелось или не с кем было делиться, или даже вредно, опасно. Поэтому оставаться в тени, скрытно и зорко наблюдая за другими, все подмечать, учиться на их ошибках и удачах, анализировать поступки стало непременным и любимым занятием в жизни. Сохранение дистанции в отношениях оберегает человека от вторжения в организованный таким образом психологический комфорт. Бесцеремонное вторжение, разрушение извне границ общения превращает образцово устроенный порядок индивидуального бытия в сумасшедший дом.

6. Страх предательства — психологический тип «Лоялист / реалист / консерватор / скептик».

Основное качество: лояльность.
Основная мотивация: ожидание положительной оценки порядочности.
Положительная тенденция: дисциплинированность.
Отрицательная тенденция: педантизм.
Защитные механизмы: проекция, навязчивости.
Главные трудности: неуверенность в себе, неожиданные, новые ситуации, отсутствие установок к действию.

В детстве установленные правила были ультимативны и порой противоречивы. Не было в семье третейского судьи или человека, который мог бы отменить наказание за непослушание. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок стремился подчиняться всем требованиям авторитетных людей без возражения, обсуждения, а во взрослой жизни — и без анализа их правоты или целесообразности. Теперь он может действовать решительно только в том случае, когда свыше ему дана четкая установка, как надо действовать. Ему необходимы раз навсегда установленный порядок отношений, нерушимые законы, по которым он привыкает жить. Анархия и свобода инициативы — ужас, крах мироздания, неспособность личного существования в хаосе. Нарушение договоренностей консерватор расценивает как подлое предательство правилам, по которым его учили жить и доверять людям.

7. Страх бездействия — психологический тип «Энтузиаст / авантюрист / эпикуреец».

Основное качество: оптимизм.
Основная мотивация: безусловная любовь к себе и восхищение окружающих.
Положительная тенденция: инициативность, энергичность деятельности, организаторские способности.
Отрицательная тенденция: ненадежность, разбросанность интересов.
Защитные механизмы: отрицание неудач, вытеснение неприятностей.
Главные трудности: нехватка времени, отсутствие терпения.

В детстве на ребенка удручающе сильное впечатление производили страдания других людей. Психологической защитой от Мук сострадания становилась забавная игра, никак не связанная с мрачной реальностью, поиск удовольствий, веселых друзей. Формируется тип стихийного эпикурейца, избегающего страданий, вечно находящегося в поиске удовольствий. Свойством удовольствия является быстрое пресыщение одним и тем же, вызывающее наступление скуки и зуд необходимости перемены, потребность новизны приятных впечатлений. Страх остаться запертым наедине с самим собой, в тюрьме однообразия и бездействия преследует человека, толкает его на путь авантюрных предприятий.

8. Страх слабости — психологический тип «Конфронтатор / босс / лидер».

Основное качество: отвага.
Основная мотивация: ожидание восхваления за стойкость, силу духа.
Положительная тенденция: альтруизм.
Отрицательная тенденция: властность, авторитарность.
Защитные механизмы: самонадеянность.
Главные трудности: берете на себя порой больше, чем можете справиться.

В детстве в защиту ребенка некому было вступиться, ему приходилось часто в одиночку отстаивать свои интересы в борьбе. Не обнаружить перед соперником свои слабости и защитить своих, зависимых от него людей, вести их за собой становится лейтмотивом жизни человека.

Психологический тип Миротворец.

9. Страх конфликта — психологический тип «Миротворец / посредник / целитель».

Основное качество: понимание интересов других людей.
Основная мотивация: ожидание дружеского расположения к себе.
Положительная тенденция: готовность к компромиссу.
Отрицательная тенденция: чрезмерная уступчивость.
Защитные механизмы: подавление гнева, пристрастие к успокоительным средствам.
Главные трудности: самореализация индивидуальности, требующая напористости и агрессивности.

Ребенок тяжело переносил частые семейные скандалы и ссоры родных людей, не имея возможности помирить соперников. С тех пор жить в спокойной дружелюбной атмосфере общения, идти на уступки, избегать действий, причиняющих страдания другим, упреждать в других враждебные чувства к себе, любым способом уклоняться от конфликта стало его кредо в зрелом возрасте.

 Методика эннеаграммы, Гурджиев Г. И., Успенский П. Д., тесты, психологические типы, страх

Опасная практика – Доклад католического мира

Эннеаграмма представляет собой девятистороннюю фигуру, которая выглядит как теорема прямо из элементов Евклида . Однако вместо того, чтобы обучать основным математическим фактам, Эннеаграмма претендует на то, чтобы научить вас пути к просветлению, пути, который церковные лидеры находят тревожным.

В 2000 году Конференция католических епископов США подготовила проект заявления «Краткий отчет о происхождении эннеаграммы», предостерегающий от ее использования. Он никогда не публиковался, но его можно найти на сайте Национальный католический репортер . В 2003 году документ Ватикана «Иисус Христос, носитель воды жизни» обсуждал опасности духовности Нью Эйдж и упоминал эннеаграмму в своем глоссарии. В 2004 году Комитет по доктрине USCCB выпустил «Отчет об использовании эннеаграммы: может ли она служить истинным инструментом христианского духовного роста?» для внутреннего пользования конференции. Отец Томас Вейнанди из Секретариата доктрины USCCB предоставил этот отчет для этой статьи.

В феврале прошлого года архиепископ Томас Венски из Майами объяснил католическое учение об эннеаграмме и смежных темах в онлайн-колонке под названием «Новый век — это старый гностицизм». Он писал, что эннеаграмма — это «псевдопсихологическое упражнение, предположительно основанное на восточном мистицизме, [которое] вносит двусмысленность в доктрину и жизнь христианской веры и поэтому не может быть успешно использовано для развития подлинной христианской духовности». Колонка архиепископа является наиболее ясным доступным учением для мирян по этой теме и четким изложением отчетов епископов.

Эннеаграмма переопределяет грех, среди других фундаментальных понятий, просто связывая недостатки с типами личности, что особенно заманчиво в культурном климате безответственности и нарциссизма. Это поощряет нездоровое самоуглубление в отношении собственного «типа», так что виноват тип, а не человек. Это порождает детерминистское мышление, противоречащее христианской свободе.

Религиозные пропагандисты

Тем не менее, интерес к Эннеаграмме сохраняется в некоторых христианских кругах. Ретритные центры, такие как Валломброза в Менло-Парке, Калифорния, и Ретритный центр Табор в Оушенсайде, Нью-Йорк (управляемый Урсулинками), проводят программы Эннеаграммы. Духовный центр «Живая вода» в Уинслоу, штат Мэн, которым руководят сестры св. Иосифа, в ноябре провел ретрит о трезвости, посвященный эннеаграмме. С января по апрель этого года Архиепископия Лос-Анджелеса провела серию эннеаграмм с такими семинарами, как «Эннеаграмма и триады бытия». Отец Ричард Рор из Центра действия и созерцания в Альбукерке, штат Нью-Мексико, преподает Эннеаграмму.

Джоанна Квинтрелл говорит, что Джером Вагнер из Университета Лойолы в Чикаго преподавал ей Эннеаграмму около четырех лет назад. Она рукоположенный служитель Евангелической церкви Завета; чикагская деноминация отправила ее в Лойолу для изучения эннеаграммы. Теперь она преподает его в Центре Путешествий в Санта-Розе, Калифорния, который позиционирует себя как предлагающий «духовность, исцеление и целостность, сосредоточенные на Христе».

— Я преподаю Эннеаграмму с духовной точки зрения, — сказал Квинтрелл. «Эннеаграмма имеет как дохристианские, так и христианские корни». Она утверждает, что «эннеаграмму можно проследить до матерей и отцов-пустынников», ссылаясь на работу отца Ричарда Рора, чтобы подтвердить это утверждение. Квинтрелл описал девять типов личности, включенных в Эннеаграмму, как отражение божественного характера. Она утверждает, что христианизирует эннеаграмму, говоря, что она отражает людей по образу и подобию Бога, а также признавая их сломленность.

«В зависимости от их христианского происхождения, некоторые открыты для этого, некоторые напуганы», — прокомментировал Квинтрелл. «Некоторые считают это пентаграммой, чем-то, что им не следует исследовать». Она отметила, что 60 процентов участников Эннеаграммы идентифицируют себя как христиане. «Это не то, чего следует бояться, — сказал Квинтрелл. «Это инструмент трансформации. Святой Дух использует этот инструмент, чтобы принести Божье исцеление».

Однако Эннеаграмма не говорит сама за себя, как ежедневный гороскоп в газете. Квинтрелл предлагает участникам семинара составить опросник из 200 вопросов, разработанный Вагнером из Университета Лойолы. «Это место, где можно начать открывать свой тип», — объяснила она. «Это сложно. Какой у меня самый высокий балл? В чем суть того, кто я есть?»

Старшая Сюзанна Цюрхер из чикагских сестер-бенедиктинцев иллюстрирует еще один способ использования эннеаграммы в христианской среде. Она преподает эннеаграмму 36 лет и использует ее в Институте духовного лидерства Университета Лойолы; она также является президентом Академии Св. Схоластики, где использует ее с сотрудниками. Цюрхер описал Эннеаграмму как «полезную для духовного путешествия».

«Я определяю его как инструмент для духовного роста, инструмент для самопознания, смирения и самопринятия», — сказал Цюрхер. «Я почти не проживаю ни дня без него. Он говорит о моих дарах, моих проблемах».

Цюрхер признает полемику вокруг эннеаграммы и знает о документе епископов США 2000 года по этому вопросу.

«Книги отца Рора и меня были перечислены в отчете, в котором говорилось, что мы учим вещи, противоречащие католической доктрине. Я видела проект», — сказала она. «Если вы знаете эннеаграмму, она утверждает, что наша величайшая греховность проистекает из нашего желания искупить свою вину».

Цюрхер рассматривает эннеаграмму как нечто большее, чем комбинацию нумерологии и личностных тестов. Цитаты из ее книги Enneagram Spirituality используются на странице различения сестер-бенедиктинцев из Чикаго, в том числе: «Распознавание — это осознание центрированной или нецентрированной энергии в организме» и «Мы отказываемся от предсказаний того, как сложится жизнь, суждений того, что хорошо или плохо… Мы просто живем из нашего центра». Ее размышления завершаются словами: «Мы живем так же расслабленно, как этот ребенок, и нас питает Божественная Мать в центре того, кто мы есть, тела и духа, воплощенного существа, человеческого организма».

Отец Уильям Менинджер из монастыря Святого Бенедикта в Сноумассе, штат Колорадо, проводит ретриты по Эннеаграмме и Молитве Центра. В прошлом году он провел семинары по Эннеаграмме в Орегоне в католической церкви Святой Марии в Корваллисе и католической церкви Королевы Мира в Салеме. В феврале он выступил с докладом о типах личности по эннеаграмме в Вашингтонском теологическом союзе, католической школе теологии и служения в столице страны.

Менингер преподает Эннеаграмму с 19 лет.90. «Я узнал об этом от лекторов и ходил на квалифицированные семинары. Я узнал об этом в Израиле», — сказал он. Менингер отметил, что преподавал его в епископальной и методистской церквях, а также в светских заведениях.

Менинджер отметил, что не хочет бросать вызов католическим епископам США, хотя и не согласен с ними.

Будучи цистерцианцем, Менингер сказал: «У меня есть обет послушания, который я сдержу; Я буду следовать окончательному решению [епископов США]». Он добавил, что канадские епископы не запрещают преподавать эннеаграмму.

«Эннеаграмма учит самопознанию», — сказал Менингер. «Оракул в Дельфах сказал: «Познай самого себя». Самопознание — это добродетель смирения. Смирение – главная добродетель. Самопознание важно для духовного путешествия. [Эннеаграмма] — это всего лишь инструмент».

Фундаментально гностический

В своей колонке на эту тему архиепископ Венский описал Эннеаграмму как фундаментально гностическую форму нумерологии и гадания, которую Господь запрещает израильтянам (Второзаконие 18:10-14). Отец Томас Вейнанди сказал: «Каждый хочет контролировать свою жизнь; люди утверждают, что обладают тайными знаниями для отношений с Богом и контакта с божественной энергией. Акцент в католицизме делается на личных отношениях с Иисусом — вере. Это не тайное знание; это основано на его смерти и воскресении».

В отличие от многих личностных тестов, Эннеаграмма имеет глубокий, трансцендентный смысл, а также научный смысл. Но это значение варьируется в зависимости от того, кого вы спрашиваете и к какой критике обращаются. Г-жа Цюрхер сказала, что советует тем, кто интересуется эннеаграммой, «ходить на семинары в авторитетном ретритном центре, а не просто читать».

«Это устная традиция, — объяснила она. «Люди рассказывают о своей жизни, о том, кто они, о своих проблемах. В разговоре люди находят себя на эннеаграмме… Это инструмент для самопознания, познания того, кто ты есть. Вы начинаете с даров и аспектов Творца. Вы начинаете с даров и того, как они были искажены эго».

Многие сторонники Эннеаграммы утверждают, что она научна. В марте 2007 года в интервью газете San Francisco Chronicle Дон Рисо из Института эннеаграммы заявил, что «исследование проводится независимым и беспристрастным образом группой уважаемых статистиков и психометристов в Великобритании, которые находятся на пути к успеху». доказывая, что девять типов действительно существуют». «Уважаемая группа» остается анонимной. В конце концов Рисо заключает: «В конечном итоге люди либо видят фундаментальную истину и полезность эннеаграммы в своей жизни и опыте, либо нет».

И отец Менингер, и старший Цюрхер рассказали об иезуитском отце Митче Паква и его работе с епископами США по практикам Нью Эйдж. Отец Менингер описал отца Пакву как «лидера оппозиции эннеаграмме». Книга Паквы 1992 года « католика и новая эра » является одним из немногих широко распространенных ортодоксальных подходов к этому вопросу. В течение трех глав отец Паква обсуждает свое участие в Эннеаграмме. Однажды он научил этому; Эннеаграмма, казалось, даже принесла хорошие плоды — он отмечает, как она вдохновила его на одно из лучших признаний. Однако чем больше он исследовал ее, тем больше разочаровывался. Отец Паква решил, что Эннеаграмма — опасный обман. «Подгонка кого-то под ту или иную форму казалась забавной», — написал он. «…однако после того, как я неправильно набрал несколько друзей, я в конце концов исключил Эннеаграмму из своего репертуара инструментов духовного руководства».

«Люди используют [Эннеаграмму], потому что им не нравится католическая духовность, — сказал отец Вейнанди. «Они сбились с пути. Чем больше миряне и верующие воспитаны в подлинном католическом благочестии, тем меньше они будут интересоваться другими вещами».


Если вам важны новости и взгляды, которые публикуются в «Catholic World Report», рассмотрите возможность сделать пожертвование, чтобы поддержать наши усилия. Ваш вклад поможет нам продолжать делать CWR доступным для всех читателей по всему миру бесплатно и без подписки. Благодарим вас за щедрость!

Щелкните здесь для получения дополнительной информации о пожертвовании CWR. Нажмите здесь, чтобы подписаться на нашу рассылку новостей.


Что христиане должны знать об эннеаграмме

Что такое эннеаграмма?

Эннеаграмма Личности, или просто Эннеаграмма, представляет собой инструмент категоризации, который классифицирует человеческую личность по типологии девяти взаимосвязанных типов личности.

Реклама в ТГК

Символ Эннеаграммы — фигура, состоящая из трех частей: круга, внутреннего треугольника (соединяющего 3-6-9) и неправильная шестиугольная «периодическая фигура» (соединяющая 1-4-2-8-5-7).

Хотя система классификации различается, наиболее часто используемая типология выглядит следующим образом:

Тип 1 – Реформатор (рациональный, идеалистический тип: принципиальный, целеустремленный, самоконтролируемый и перфекционистский)

Тип 2 – Помощник (Заботливый, Межличностный Тип: Демонстративный, Щедрый, Угодный людям и Собственник)

Тип 3 — Достигающий (ориентированный на успех, прагматичный тип: адаптивный, совершенный, целеустремленный и ориентированный на образ)

Тип 4 – Индивидуалист (Чувствительный, Замкнутый Тип: Выразительный, Драматический, Самовлюбленный и Темпераментный)

Тип 5 – Исследователь (Интенсивный, Церебральный Тип: Проницательный, Новаторский, Скрытный и Изолированный)

Тип 6 — Лоялист (Преданный, ориентированный на безопасность тип: Вовлеченный, Ответственный, Тревожный и Подозрительный)

Тип 7 — Энтузиаст (Занятый, веселый тип: спонтанный, универсальный, отвлекающий и рассеянный)

Тип 8 – Претендент (Мощный, Доминирующий Тип: Уверенный в себе, Решительный, Своевольный и Конфронтационный)

Тип 9 — Миротворец (Спокойный, скромный тип: восприимчивый, обнадеживающий, приятный и самодовольный)

В дополнение к основному типу индивидуум может иметь сильные характеристики одного из смежных типов. Это называется «крыло». Человек может быть описан, например, как Тип 2 с крылом 3, сокращенно «2w3».

Откуда взялась Эннеаграмма?

Некоторые сторонники Эннеаграммы приписывают ее Отцам-пустынникам, каббалистам, суфийским мистикам, пифагорейцам, халдеям или другим древним группам. Однако утверждения о древнем происхождении так и не были подтверждены.

Самое раннее упоминание об Эннеаграмме встречается в трудах русского оккультиста П. Д. Успенского, который приписывает ее своему учителю, греко-американскому оккультисту Джорджу И. Гурджиеву. Гурджиев считал Эннеаграмму символом космоса, но не связывал ее с типами личности.

Другому оккультисту, Оскару Ичазо, пришлось связать Эннеаграмму с личностью. Ичазо утверждал, что открыл значение эннеаграммы типа личности, когда ему обучил ее архангел Метратон, когда он был под действием мескалина.

Один из учеников Ичазо, психиатр чилийского происхождения по имени Клаудио Наранхо (другой оккультист), первым связал девять точек Эннеаграммы с девятью основными типами личности. (Наранхо, кажется, также был тем, кто связал упоминание Эннеаграммы Гурджиевым и Успенским с древними источниками.)

В 1970-х годах ученики Наранхо распространили Эннеаграмму среди различных католических общин, особенно среди мистических и созерцательных кругов. Некоторые из пропагандистов Эннеаграммы включают бывшего иезуита Дона Рисо, францисканского монаха Ричарда Рора и покойную бенедиктинскую монахиню Сюзанну Цюрхер.

В 1997 году Рисо стал соучредителем Института Эннеаграммы, организации, которая помогла донести Эннеаграмму до более широкой аудитории.

Почему некоторые евангелисты с энтузиазмом относятся к Эннеаграмме?

Хотя католики десятилетиями обсуждали Эннеаграмму (Комитет по доктрине Конференции католических епископов США опубликовал заявление в 2000 году), она стала популярной среди евангелистов только в последние несколько лет.

Хотя невозможно сказать, почему он стал таким модным, есть несколько факторов, которые могли привести к его использованию:

Необходимость в простом инструменте классификации — В 1970-х годах некоторые люди говорили: «Я Весы», имея в виду свой астрологический знак. В 1990-х те же самые люди, вероятно, говорили: «Я INFJ», имея в виду свой тип личности Майерс Бриггс. В каждом случае людям нужен был простой способ как передать информацию о своей личности другим, так и определить черты личности других людей.

Подобно Майерс-Бриггс и астрологическим знакам, эннеаграмма позволяет людям передать значительный объем информации о своей личности в компактной форме для людей, говорящих на том же культурном коде.

Необходимость замены Майерс-Бриггс — Популярность Эннеаграммы среди евангелистов, по-видимому, совпадает с падением Майерс-Бриггс (М-Б). Хотя MB по-прежнему широко используется в корпоративных условиях, широкая публика стала лучше осознавать, что MB обычно считается лженаукой из-за отсутствия доказательств того, что тест или его классификации имеют какую-либо научную обоснованность.

Критики М-Б часто отмечают, что он слишком упрощен для измерения личности и не соответствует стандартам надежности (например, при повторном тестировании в более поздние сроки до 50 % испытуемых будут отнесены к другому типу личности).

Как отмечает один критик, в MB «примерно столько же информации и достоверности, сколько в викторине Buzzfeed».

Похоже, что Эннеаграмма взяла на себя роль, когда-то отведенную М-Б.

Потребность в «осознании личности» — Из-за изменений в обществе возрастает потребность в способности распознавать, понимать и взаимодействовать с широким спектром типов личности. Как отмечает специалист по разрешению конфликтов Билл Эдди,

У нас нет личных историй друг с другом: сегодня люди невероятно подвижны, настолько, что мы стали обществом индивидуумов. Тем не менее, нам нужно быть рядом с другими, поэтому мы постоянно приглашаем в свою жизнь новых людей: на свиданиях, в школе, на работе, нанимаем ремонтников, присоединяемся к церквям, волонтерским группам, занимаемся инвестированием, спортом и так далее. Но у большинства людей, которых вы встречаете, нет истории, о которой вы знаете. Вы не знаете их репутации, их прежних отношений или чего-то еще, кроме того, что они рассказывают вам о себе.

Без истории на первый взгляд не очевидно, кому можно действительно доверять, а кому нет. Вы можете проверить кого-то в Интернете, но вы не всегда можете определить, какая информация является точной, а какая ложной.

Некоторые евангелисты считают эннеаграмму полезным инструментом для «осознания личности» и для изучения людей, с которыми у них нет личной истории, например, членов новой церкви.

Почему некоторые евангелисты выступают против Эннеаграммы?

Евангелисты, поддерживающие эннеаграмму, как правило, моложе и либо не знают, либо преуменьшают ее историю. Они считают это просто еще одной типологией личности, как Мейерс-Бриггс. Напротив, евангелисты, выступающие против эннеаграммы, как правило, старше и связывают эннеаграмму с оккультизмом или с католическим духовным движением.

Те, кто противится этому, скорее всего, впервые увидели книги по эннеаграмме в книжном магазине в отделе «Новая эра» (теперь они, скорее всего, будут в разделе «Самопомощь/Психология»).

Символ также напоминает пентаграмму, которую связывают с различными оккультными группами, от виккан до сатанистов.

Является ли Эннеаграмма точным или полезным тестом личности?

Определить достоверность эннеаграммы сложно, поскольку не существует стандартного теста или метода определения типов личности.

Самые старые формы ввода эннеаграммы основаны на самооценке, когда человек выбирает число, которое лучше всего соответствует его или ее типу личности. Хотя этому иногда помогает краткая анкета, классификация опирается в первую очередь на самопознание. Как говорит Дон Рисо в своей влиятельной книге «. Понимание эннеаграммы

», существует несколько «эмпирических правил», которые могут помочь определить, «правильно ли мы выбрали свой правильный тип».

«Если тип, который вы выбрали, не только пробуждает глубокие чувства, но и помогает вам понять аспекты себя, которые вы никогда раньше не видели, то, вероятно, это ваш тип», — говорит Рисо. «Если ваш выбор заставляет вас устанавливать новые связи и видеть новые закономерности в себе и своих отношениях, то, вероятно, вы правильно себя типировали».

Другими словами, большинство тестов Эннеаграммы основаны на эффекте Барнума, психологическом феномене, который возникает, когда люди верят, что описания личности применимы конкретно к ним (в большей степени, чем к другим людям), несмотря на то, что описание на самом деле наполнено информацией это касается почти всех.

Совсем недавно было разработано множество более продвинутых тестов Эннеаграммы, чтобы обеспечить видимость научной легитимности. Однако их полезность сомнительна, поскольку, как и в тесте Майерс-Бриггс, число личности, присвоенное любым конкретным тестом, часто отличается от других тестов или изменяется при повторном тестировании.

Даже самые надежные тесты Эннеаграммы могут быть точными случайно. Поскольку самые сложные тесты Эннеаграммы используют лексические опросники на основе прилагательных, они, вероятно, просто идентифицируют число Эннеаграммы с личностными чертами Большой пятерки.

Лексическая гипотеза является влиятельной, хотя и до сих пор в значительной степени непроверенной, идеей теории личности. Это идея о том, что (а) индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке, и (б) чем важнее такое различие, тем больше вероятность того, что оно выразится как единое целое. слово. Другими словами, типы личности, скорее всего, будут использовать соответствующие прилагательные (например, «тихий» или «дружелюбный»). Как только вы определите, кто, скорее всего, использует такие прилагательные, вы сможете определить их тип личности.

Основываясь на этой гипотезе, психологи создают личностные тесты, включающие такие прилагательные, как «тихий» или «дружелюбный», и просят людей оценить себя по шкале от одного до пяти. Основываясь на статистическом анализе, исследования показали, что людей, которые отождествляют себя с одним прилагательным больше, чем с другими, можно ранжировать по пятифакторной модели или личностным чертам «большой пятерки»: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, уступчивость и невротизм. (У противоречивого психоаналитика и профессора Джордана Петерсона есть полезное видео, объясняющее, как все это работает.)

Должны ли христиане использовать Эннеаграмму?

Хотя Эннеаграмма сама по себе не является древней, типологические классификации личности существуют с тех времен, когда Неемия восстанавливал стены Иерусалима.

В этот период греческий врач Гиппократ продвигал свою протопсихологическую теорию о «четырех темпераментах». «Отец медицины» определил четыре основных типа личности — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, — на которые, как он полагал, повлияли четыре жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь.

Хотя врачи больше не связывают наш темперамент с жидкостями нашего тела, идея о том, что наши личности могут быть сопоставлены с основными категориями, продолжает жить. (В конце 1960-х Тим ЛаХэй, соавтор бестселлера « оставленных романов», продал миллион экземпляров книги, в которой утверждается, что наши темпераменты по-прежнему лучше всего классифицировать как сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. ) века христиане ухватились за такие типологии, поэтому неудивительно, что евангелистов привлекла последняя вариация.

Тем не менее, это поднимает вопрос о том, следует ли нам беспокоиться из-за оккультного происхождения Эннеаграммы.

Мы определенно должны быть обеспокоены тем, что Эннеаграмма используется, как это делают многие католики, как форма гностической нумерологии. Мы не должны искать гадания с помощью инструмента, который был разработан кем-то, кто утверждает, что он был передан ему в видении от того, что подозрительно похоже на демона.

Когда Эннеаграмма используется просто как диагностический инструмент или для классификации личности, вопрос становится менее ясным. Несмотря на историю своего происхождения, Эннеаграмма может быть достаточно полезной (или, по крайней мере, безвредной). Если это так, мы должны оставить этот вопрос на совести каждого христианина.

Тем не менее, мы должны действовать осторожно и относиться к этому вопросу так же, как Павел относился к мясу, принесенному в жертву идолам (Рим.

Добавить комментарий