Метод лонгитюдного исследования был применен впервые – Исследование лонгитюдное – это научный метод, применяемый в социологии и психологии. История и особенности исследования :: SYL.ru

Содержание

Исследование лонгитюдное – это научный метод, применяемый в социологии и психологии. История и особенности исследования :: SYL.ru

Многие когда-либо участвовали в социологических исследованиях, например таких, как опросы в интернете, по телефону, поквартирные. В данных интервью требуется ответить на вопросы той или иной темы или выразить свою собственную позицию по определенной проблеме. В этой статье будет идти речь об одной из разновидностей социологических исследований по классификации Бориса Герасимовича Ананьева – лонгитюдном методе.

Что собой представляет лонгитюдное исследование?

Ананьев Борис Герасимович в своих научных трудах в сфере психологии классифицирует социологические исследования по организационным методам, которые делятся на комплексные, сравнительные и лонгитюдные.

исследование лонгитюдное это

Лонгитюдное исследование – это такой метод в науке, который широко применяется в психологии и социологии. Он изучает одни и те же группы людей в продолжении заданного количества времени. За это время объекты исследования существенно меняют присущие им определенные признаки. Лонгитюдное исследование – это своего рода синоним панельного исследования в самом широком смысле. А оно, в свою очередь, изучает причинные связи событий. Если рассматривать более конкретно, то лонгитюдное исследование – это выборочный панельный метод исследования людей любого возраста с момента получения ими среднего образования и до исполнения 30 лет. Этот метод является очень важным, поскольку выявляет тенденции развития человека. Люнгитюдное исследование – это известная модель анализа в форме эксперимента. Оно предоставляет возможность получения информации об отдельном человеке в разные моменты времени и пронаблюдать за его жизненным движением. Лонгитюдное исследование – это не только изучение отдельных людей, но и также наблюдение за переменами, которые происходят в социальных организациях и институтах.

История лонгитюдного исследования

Уильям Штерн и Гвоздев А. Н. являются основоположниками лонгитюдного способа исследования. Они наблюдали за развитием детей в семье и фиксировали полученные данные в дневнике. Вначале лонгитюдный метод исследования был сформирован в возрастной и детской психологии. Там он использовался как определенная альтернатива приему «поперечных срезов». Данный метод в психологию впервые ввел Гезелл Арнольд Луций – психолог из Америки, который создал Йельскую клинику нормального детства. Он дал название способу — «исследование продольного наблюдения детей с рождения до юношества». Психолог Льюис Термен придумал и реализовал лонгитюдное изучение на примере множества умных и талантливых детей.

цель лонгитюдного исследования

Появление такого рода исследований тесно связано с введением постоянных переписей канадского населения в XVII веке. Данный метод получил большой скачок развития после окончания Первой мировой войны в США, а после — в науках о поведении в конце ХХ века. Развитие лонгитюдного способа в настоящее время связано с развитыми способами анализа данных, которые определяются во время планирования исследования.

Виды лонгитюдных исследований

В настоящее время существует несколько видов лонгитюдных экспериментов:

1. Панельные исследования домохозяйства, при котором все участники рассматриваются как члены семьи. Информация каждой волны собирается о разных семьях.

2. Индивидуальное панельное исследование. При таком способе участники наблюдаются в течение заданного промежутка времени и с определенной периодичностью дают интервью. Целью данного метода является изучение динамики развития человека и событий.

панельное иследование

Панельный метод исследования применяют для того, чтобы изучать причинные связи. В практике он считается опросом общественного мнения.

3. С помощью когорных исследований изучают людей, представляющих определенные группы, например, людей одного возраста. Целью лонгитюдного исследования такого рода является прослеживание траектории развития конкретного поколения.

4. К экспериментам по объединению данных относится получение информации административного вида и перепись населения. Эти данные собираются, как правило, в течение заданного периода времени.

Особенности исследования

Важной чертой лонгитюдного исследования является возможность предсказать психическое развитие человека в дальнейшем. Кроме того, отмечаются также родственные связи между этапами его становления. При использовании лонгитюдного метода исследования наряду с ним используются приемы наблюдения, психографии, тестирования и другие.

лонгитюдный метод исследования

Кроме того, этот метод широко используется в отслеживании за изменениями поведения организаций в течение определённого промежутка времени.

Данного рода исследования помогают получить информацию о разнообразных жизненных этапах людей, а, кроме этого, составить представление о различных процессах, которые происходят с младшими и старшими поколениями. Лонгитюдные исследования позволяют следить за разными личностями в течение долгого времени и наблюдать за тем, как воздействует на них социальное окружение.

Темы исследований с помощью лонгитюдного метода

Чаще всего исследованиям с помощью лонгитюдного метода подвергаются те стороны жизни, которые находятся в динамичном состоянии, а также продолжительные явления. Это может быть непостоянство трудового рынка, уровень безработицы в стране, перемены в настроении людей и социальные передвижения.

ананьев борис геннадьевич

Кроме того, лонгитюдный метод изучает такие причинно-следственные связи, как действие безработицы на психологическое состояние людей, влияние бедности в семье на дальнейшую жизнь ребенка.

В последующих планах — начать изучение изменений в социальной сфере, а также выявить их воздействие на людей, относящихся к разным группам.

Преимущества метода

Лонгитюдные эксперименты помогают получить ответы на большое количество важных вопросов. Исследования на протяжении достаточно большого промежутка времени способны установить влияние семьи на ребенка, а также выявить школьную роль в воспитании детей. С помощью этой информации можно оценить, насколько эффективны различные программы в образовании.

Кроме того, лонгитюдный метод наблюдает за тем, как могут повлиять на жизнь ребенка изменения в его семье, например развод родителей. Такие исследования показывают конкретные типы людей, которые оказываются в определенный момент без работы и средств на жизнь. С помощью лонгитюдного метода можно выяснить причины, которые влияют на сложности трудоустройства.

www.syl.ru

Лонгитюдное исследование — это… Что такое Лонгитюдное исследование?

Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.[1][2][3][4][5]

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.[3]

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..[1]

В зарубежных странах

За рубежём лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.[1]

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).[3]

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
  2. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  3. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия
  4. 1 2 3 Лонгитюдное исследование // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  5. 1 2 Лонгитюдное исследование // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

dic.academic.ru

Лонгитюдные исследования в лингвистике, опыт и перспективы

Лонгитюдные исследования в лингвистике: опыт и перспективы

В настоящей статье рассматривается одно из современных направлений в области строительства учебных корпусов текстов Learner Corpora (далее – LC), связанное с так называемыми лонгитюдными корпусами. Почти 30-летний опыт работы с LC показал, что их потенциал далеко не исчерпан. LC – электронный корпус текстов группы лиц, изучающих иностранных язык [15]. Ключевой целью создания таких корпусов является их анализ на предмет выявления способов и эффективности освоения изучаемого языка (Language Acquisition). Данные LC могут стать основой обучающих систем и материалов, а накопленные знания могут послужить базой для исследования и анализа проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении иностранного языка [5]. Развитие идеи учебных корпусов текстов сегодня связывают с лонгитюдными LC.

Лонгитюдное исследование  – исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определения динамики их изменения и взаимовлияния [7, 21]. Лонгитюдный метод исследования первоначально сформировался в детской и возрастной психологии. Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства; Гезелл Арнольд Луций (1880—1961). В Йельской клинике нормального детства изучалось психическое развитие детей раннего возраста: с рождения до трех лет. Используя метод лонгитюдного исследования, ученому удалось сформировать систему тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по таким критериям как: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Трансформация этих тестов (также как и тестов Бине) является базой современной диагностики психического развития детей.

Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Лонгитюдное исследование Л. Термена длилось около 30 лет и включало три этапа. Участниками эксперимента стали 1500 одаренных детей Калифорнии, данные которых сопоставлялись с данными контрольной группы (800 человек) [12]. Данные были получены с помощью Национальной шкалы интеллекта и теста Стенфорда- Бине. Результаты первого этапа исследования были обобщены Л.Терменом в работе «Психические и физические черты тысячи одаренных детей», где были определены характеристики одаренности на основе сравнения показателей «умственного» и «хронологического» возрастов ребенка [22].

На втором этапе, который состоялся 17 лет спустя, в 1947 году, приняло участие 364 информанта первого этапа. Термен сравнил более продуктивную группу с менее продуктивной из своей первоначальной выборки одаренных детей и обобщил результаты данного этапа в книге «Одаренный ребенок подрос: 25 лет последователям начальных групп» [23].

В 1955 году совместно с психологом-социологом Оденом Льюис Термен провел третий этап лонгитюдного исследования, в котором приняло участие 93 % респондентов первого исследования. Итоги проведенного этапа были изложены в совместном труде ученых «Одаренные группы в среднем возрасте: тридцать-пять лет. Генетические исследования гениальности», где был сделан вывод, что информанты внесли вклад в социальные, биологические и физические науки.

«Лонгитюд, продолжавшийся три с половиной десятилетия, показал, что одаренный ребенок, за небольшим исключением, становится выдающимся взрослым, превосходящим других практически в каждом аспекте. Но, как и в детстве, это превосходство не одинаково велико во всех сферах» [24].

В результате проведенного исследования у Л.Термена появились последователи, а лонгитюдный метод все чаще стал применяться в психологии.

Так П.Торренс и его помощников также проводили лонгитюдное исследование творческой одаренности на протяжении 22 лет, в результате чего были разработаны критерии для оценки творческих достижений [25].

В 1985-1988 гг. в Мюнхенском университете было проведено лонгитюдное исследование, в котором принимали участие школьники Германии от 6 до 18 лет. Важнейшие итоги исследования заключались в разработке целостного комплекса взаимосвязанных методик диагностики одаренности у школьников [25].

В 1929 в США (Исследовательский институт Фелза) было реализовано исследование, где участвовало 63 семьи (83 новорожденных). Данное исследование длилось 30 лет. Результатом послужило утверждение, что стремление к пассивному уходу из сложных ситуаций и подчиненность семье, выявленная в детстве, в значительной степени сохраняются и во взрослом возрасте [25].

Следует отметить также Калифорнийское лонгитюдное исследование, состоящее из трех самостоятельных блоков. Исследование было проведено Институтом развития человека в Беркли. Ученые подробно изучали подростковый возраст, юность и зрелость респондентов. Во всех трех блоках применялся обширный круг методов, включая антропометрию, рентгеноскопию (для определения скелетной зрелости), различные тесты и психологическая экспертиза. Данное исследование позволило проследить зависимость структуры жизненного пути и индивидуальных судеб поколения от меняющихся исторических условий и событий [13].

В Европе наиболее значительным является Боннский лонгитюд Г. Томэ. Ученый начал свое исследование после Второй мировой войны и в нем принимало участие 10000 респондентов. Длилось это лонгитюдное исследование на протяжении двадцати лет. Эта работа показала главенствующую роль самосознания личности в динамике воспитания личностно-мотивационной сферы [11].

Сотрудники Центрального института молодежных исследований ГДР во главе с В. Фридрихом и Г. Мюллером изучали физическое, умственное и социальное развитие людей (1000 человек в начале, 400 — в конце исследования) с 12 до 22 лет. В результате исследования была получена важная информация об эволюции взглядов молодых людей к работе, отношениях в обществе и о психологических различиях юношей и девушек [8].

Описание самых длительных и известных лонгитюдных исследований в психологии позволяет сделать вывод о том, что в этой области метод лонгитюдных исследований получил научное обоснование и применяется давно и успешно. В зарубежной психологии на базе лонгитюдных исследований образовалось новое направление – психология развития человека в течение всей жизни.

Позже лонгитюдное исследование стало применяться и в других науках – социологии, психолингвистике, в частности, в исследованиях детской речи.

В социологии лонгитюдное исследование понимается как неэкспериментальный тип исследования, когда данные собираются и накапливаются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте [1].

Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.

Социологические лонгитюдные исследования получили глобальное распространение, они различаются концепцией, количеством участников, масштабностью проведения, но главной целью таких исследований, как правило, является вопрос о том, как модифицируются во времени жизненные траектории участников, в зависимости от разнообразных факторов.

Социально-психологическому развитию детей посвящены исследования Д.Бахмана (Мичиганский университет), М.Х. Титмы (Эстония), CILS (США), NCDS (Великобритания). В данных исследованиях изучали центральные аспекты социально-психологического развития людей. В исследовании Д.Бахмана приняло участие 2213 подростков. Эстонские социологи под руководством М. X. Титмы занимались изучением социального самоопределения выпускников эстонских школ с 1966 по 1979 г. Изначально в исследовании принимало участие 2260 человек, в итоге осталось 1400 человек. В США лонгитюное исследование было направлено на изучение процесса адаптации второго поколения иммигрантов. Участие приняло 5262 человека 77 различных национальностей. (NCDS) является продолжающимся, мультидисциплинарным  исследованием, которое следит за жизнями приблизительно 17 000 человек, родившихся в Великобритании в 1958. Исследование было устремлено на выяснение взаимосвязей между социально-экономическим статусом индивидов и их здоровьем [4].

Исследованию студенческой аудитории посвящены лонгитюды GLSNZ (The Graduate Longitudinal Study of New Zealand ), в котором приняло участие 8600 студентов и «Futuretrack» (Великобритания), где было задействовано 130 тысяч студентов. Основная задача данных лонгитюдов — раскрытие факторов, обусловливающих жизненный успех выпускников [4].

Взрослое население было объектом исследования в проекте «Пути поколений» (Россия), которое было проведено эстонским ученым М.Х. Титмой. Данное исследование было обращено на изучение жизненных путей людей в советском, а затем и постсоветском обществе [4].

Самым долгим по времени считается исследование WLS (Флорида), где приняло участие 5262 человека.

Самое масштабное лонгитюдное социологическое исследование – «LIS» (Luxembourg Income Study). К 2006 году удалось составить микроэкономические данные по 30 странам на 4 континентах, в том числе по отдельным государствам в динамике на протяжении 30 лет [4].

В психолингвистике лонгитюдный метод исследования применялся в основном для исследования детской речи; такие исследования традиционно основывались на родительских дневниковых записях.

Внимание к речи детей, не угасает в течение веков. Конец XIX – начало XXвв. ознаменовался периодом «дневниковых штудий» [14].

В 1877 году в журнале «Mind» были опубликованы дневниковые записи знаменитого философа, психолога и историка Ипполита Тэна, где он записывал речь своей маленькой дочери. В этом же журнале были опубликованы отрывки дневника Ч. Дарвина, который записывал речь и коммуникативное поведение сына. Вильям Прейр, немецкий физиолог, также записывал речь своего сына Акселя и затем проводил анализ. Супруги Штерны выпустили книгу «Die Kindersprache», где содержались дневниковые записи речи их детей Гильды и Гюнтера. Вильгельм Штерн – немецкий психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии [17].

В 30-е годы XX века появляется четырехтомное произведение Л. Вернера «Речевое развитие ребенка-билингва». Четвертый том труда содержит дневниковые записи речи детей. Ученый описал и проанализировал работы, посвященные речи детей.

К. И. Чуковский занимался исследованием детской речи долгие годы. В 1928 году вышла его книга « От двух до пяти», где были теоретически обоснованные наблюдения, добытые длительным опытом. Данная книга переиздавалась двадцать раз под разными названиями. Первый вариант названия «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Как утверждал К. И. Чуковский цель книги — «серьезнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подвергались исследованию» [16].

Широкую известность получил дневник А.Н. Гвоздева, который следил за развитием речи собственного ребенка. Его дневник назывался «От первых слов до первого класса». Ученый вел свои наблюдения в течение пяти лет. Собранный им материал явился базой для нескольких фундаментальных исследований о закономерностях усвоения ребенком фонетики и грамматики русского языка. На материале его дневника длительное время организовывались исследования детской речи в нашей стране.

С. Н. Цейтлин основала лабораторию детской речи, где каждый год проходят научные конференции, на которых современные исследователи знакомят с итогами своей работы в области онтолингвистики [17]. Одно из исследований, проведенное в рамках этой лаборатории, проводилось М.Б. Елисеевой. На протяжении года М.Б.Елисеева вела дневник, где записывала речь своей дочери Лизы. В работе анализируется часть дневника, где фиксировалась речь ребенка в возрасте с двух до трех лет. К числу рассматриваемых явлений относились союзы и союзные слова – относительные местоимения и наречия. Автор составила сводную таблицу употребления союзов в речи дочери с двух до трех лет и сделала вывод, что можно заявлять о равном времени появления и параллельном развитии различных типов структур – и сочинительных, и подчинительных, что доказывает их одинаковую значимость в становлении речи [2].

Позднее появляются документальные записи отрывков речи ребенка, которые записывались с заблаговременно определенными временными промежутками. Такие исследования также были лонгитюдными, но их ведение преодолевало недостатки фрагментарности записей присущих дневникам [14].

Появление компьютерных систем, предоставляющих запись, дешифровку, кодировку и автоматический анализ фактов речи, способствовало появлению перспективной и прогрессивной отрасли лингвистики – корпусной лингвистики.

Корпусная лингвистика – раздел компьютерной лингвистики, занимающийся разработкой общих принципов построения и использования лингвистических корпусов с использованием компьютерных технологий.

Лонгитюдные исследования в корпусной лингвистике стали применяться относительно недавно: первые лонгитюдные учебные корпуса текстов появились лишь в последнее десятилетие.

Как прообраз лонгитюдных корпусов текстов в 1980-х гг. возникает международная система обмена данными по детской речи CHILDES (Children LanguageDatabase Exchange System), разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни в Питтсбургском университете и используемая для анализа разговорной речи, спонтанной речи детей и их родителей, а также для исследования усвоения второго языка. Система CHILDES имеет широкую сферу употребления и может конвертироваться в другие лингвистические системы [18].

CHILDES — значимый корпус, содержащий языки разного типологического строя, объемную библиографию по психолингвистике, лингвистике, теории усвоения первого и второго языков, а также правила ввода материала и пакет программ для его обработки. Каждый исследователь имеет право пользоваться необходимыми ему данными, разместить в CHILDES собственные материалы [3].

Чаще всего используемые программы пакета CHILDES помогают рассчитать среднюю длину высказывания каждого собеседника, сформировать словарь его речи, найти все случаи употребления рядов слов.

Одним из первых лонгитюдных корпусов в России должен был стать проект О.В. Федоровой и М.А.Даниель под названием «Корпус русской предподрастковой речи».

В рамках проекта предполагалось записывать и расшифровывать речь русскоязычных детей конца предподросткового возраста (11-12 лет). Главная цель проекта — сформировать корпус близких к произвольным, но сопоставимых между собой и акустически чистых записей монологической и диалогической речи. Дети должны были находиться в равной коммуникативной ситуации: несколько учеников, знакомых между собой, приглашаются в школьный кабинет, где каждый их них по очереди рассказывает историю из жизни. Затем экспериментатор на некоторое время (ориентировочно 10 минут) оставляет их наедине, не прерывая при этом записи. Далее он возвращается и дает респондентам коллективное задание, призывающее к активному речевому взаимодействию. Таким образом, в ходе одного эксперимента будут обретены образцы речи трех различных типов: задачно-ориентированный монологический, спонтанный диалогический и задачно-ориентированный диалогический. Предполагаемый объем корпуса – 10 часов записи или 100000 словоупотреблений. К сожалению, информация о реализации корпуса не доступна в Интернете, не были обнаружены к моменту публикации настоящей статьи и печатные материалы.

В 2012 году опубликована статья В.В. Казаковской « Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных». Заявленный в статье лонгитюдный корпус является составной частью корпуса CHILDES и представлет собой расшифрованные аудиозаписи общения взрослых с мальчиком-монолингвом, изучающим русский язык [9].

В статье Е.В. Хачатурян и В.В. Казаковской, посвященной сравнению коммуникативных стратегий взрослых в диалоге с детьми в ситуации усвоения ими одного (русского) и нескольких (русского, итальянского, норвежского) языков, есть упоминание русского лингвистического корпуса «Ваня», приближающимся по своему объему к так называемым корпусам повышенной плотности. Мальчик родился и вырос в интеллигентной петербургской семье, его речь записана в естественных каждодневных ситуациях общения с родителями и бабушкой [10].

Таким образом, анализ современных публикаций приводит к выводу о том, что в настоящее время лонгитюдные корпусные исследования востребованы, хотя проводятся гораздо реже синхронных. При этом очевидно, что по сравнению с синхронными исследованиями они обладают рядом явных преимуществ. Во-первых, лонгитюдное исследование позволяет представить процесс овладения языком в динамике. Во-вторых, оно дает возможность исследовать как тенденции в овладении языком в целом, так и индивидуальный стиль, и динамику развития каждого информанта.

Процесс овладения иностранным языком неотъемлемо связан со временем. Многие исследователи полагают, что продольные выводы способны усилить процессы овладения языком, находят продольные идеи весьма убедительными в качестве основы для объяснения ошибок, для составления рекомендаций педагогам [20]. Лонгитюдный метод обычно противопоставлялся методу срезов, а в последнее время стал также рассматриваться в контексте поиска отсроченных экспериментальных эффектов. Другое его название – это метод «продольных срезов». Продольные выводы – результат метода продольных срезов.

Это замечание весьма существенно для совершенствования теории и практики построения учебных корпусов текстов (LC), о которых шла речь в начале статьи. На наш взгляд именно лонгитюдный учебный корпус текстов позволит выявить условия и причины возникновения, а также степень устойчивости типичных ошибок в иноязычной речи школьников.

Анализ иноязычной речи петербургских школьников в рамках проекта SPbEFL LC [6, с. 45] выявил перепроизводство структур с глаголом-связкой, реализующееся контаминацией структур с глагольным и именным сказуемым (Im totally agree! Its depend on person! Im study in artschool!)). Чтобы понять причины этой ошибки целесообразно обратиться к длительному исследованию группы информантов, чтобы вести направленное исследование в рамках одной и той же выборочной совокупности. Другими словами, целесообразно построить лонгитюдный корпус для определения времени появления, степени стабильности и, возможно, причин появления этой ошибки в овладении школьниками английским языком как иностранным.

Для создания лонгитюдного учебного корпуса необходимы как разработка концепции и архитектуры такого вида корпуса, так и подбор инструментов для обработки текстов и разработка технологий исследований в этом корпусе.

Для того чтобы создать лонгитюдный учебный корпус следует определить несколько существенных моментов:

  • Определение цели: исследование объекта в динамике, позволяющее наблюдать процесс освоения чужого языка, выявлять факторы, влияющие на него, прогнозировать изменения, принимать решения по поводу коррекции обучения и обучающих материалов.

  • Определение параметров отбора информантов для корпуса: возраст, уровень владения иностранным языком, пол, родной язык, владение другими языками, контекст (среда) обучения [6].

  • Обоснование параметров отбора текстов для корпуса: тип коммуникации (письменная/ устная), жанр, тема, условия создания текстов [6].

  • Определение временных границ проведения исследования. В прикладной лингвистике исследователи определили длину лонгитюдного исследования в три-четыре месяца, однако, в редких случаях такое исследование может занять дольше времени: до 6 лет [19].

Список использованной литературы

1. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отношений (опыт экспериментальной социологии) // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990.

2. Елисеева М.Б Союзные средства в речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки №2, Архангельск., 2015.

3. Зырянова Е. В. Система CHILDES как метод сбора материалов и изучения детской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 76-2., Спб., 2008.

4. Интересные факты о лонгитюдных социологических исследованиях [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fom.ru/posts/10794, свободный. — Загл. с экрана . – На рус. яз.

5. Камшилова О.Н. LC-технологии в исследовании освоения языка / Камшилова Ольга Николаевна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — СПб., 2014. — N 168.

6. Камшилова О.Н. Учебный корпус текстов: потенциал, состав, структура. – Спб., Книжный дом, 2012.

7. Крылов А.А. Психологический словарь. – СПб, 2001.

8. Кон И.С. Психология ранней юности., М.:Политиздат, 1989.

9. Казаковская В.В. Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных // Вопросы психолингвистики №2 ., М., 2012.

10. Казаковская В.В. Хачатурян Е.В. Коммуникативные стратегии взрослых в диалоге с моно- и плюрилингвальным детьми// Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становления речевой компетенции., СПб., 2015.

11. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы //Экспериментальная психология. — 2011. – № 4.

12. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткикий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь .- М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

14. Поспелова С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №10

15.Сичинава, Д.В. К задаче создания корпусов русского языка. [Электронный ресурс] / Д.В. Сичинава –Режим доступа:http://mytts.forum2x2.ru/(2007)

16. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — «От двух до пяти». Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/Posleslovie 

17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.

18. MacWhinney B. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. 3rd Ed. New Uork, 2000.

19. Ortega, L., & Iberri-Shea, G. Longitudinal research in SLA: Recent trends and future directions. Annual Review of Applied Linguistics, 2005.

20. Ortega, L.  Methodology, epistemology, and ethics in instructed SLA research: An introduction. The Modern Language Journal, 2005.

21. Ployhart R. E., Vandenberg R. J. Longitudinal research: The theory, design, and analysis of change // Journal of Management. 2010. V. 36. № 1.

22. Terman, L. M. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.

23. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Child Grows Up. In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947

24. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Group at Mid- Life: Thirty-five years. Follow-up of the Superior Child In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. V. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.

25. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.:Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

infourok.ru

Лонгитюдное исследование Википедия

Лонгитю́дное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].

История и особенности исследования[ | ]

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев, ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России[ |

ru-wiki.ru

Лонгитюдное исследование — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Долгосрочное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане)[3].

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Видео по теме

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
  2. ↑ * Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) (недоступная ссылка) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
  3. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка)//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  4. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [850 дней])
  5. 1 2 3 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  6. 1 2 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

wiki2.red

Лонгитюдный метод в психологии — что собой представляет

Лонгитюдный метод в психологии означает систематическое изучение одного объекта длительное время. И, как правило, по заранее продуманной программе, что позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие его личности.

лонгитюдный метод в психологииОбычно лонгитюдный метод являлся противопоставлением методу срезов. Если в случае с методом срезов обычно идет разовое сопоставление результатов у группы людей, то работа лонгитюдного метода в психологии представлена немного иначе. По нему исследования ведутся длительное время и затрагивают одного человека или небольшую выборку людей. В отдельных случаях исследования могут длиться десятилетиями. В качестве примера подобных экспериментов можно привести опыт Арнольда Геззела, где было задействовано 165 детей, а сами исследования велись 12 лет.

Способы проведения лонгитюдного метода

проведение лонгитюдного методаКак правило, лонгитюд применяется для исследования возрастных групп детей. Обычно период охватывает 3-4 года. Иногда наблюдение ведется параллельно за несколькими группами.

Лонгитюдное исследование позволяет рассматривать не только формирование человека как личности, но и изучить его определенные свойства и качества характера. И чем длительней будет период исследования, тем более информативным окажется.

В зависимости от цели, длительность исследований может отличаться. Например:

  • кратковременное — используется для стадий онтогенеза, где отмечается множество скачков развития;
  • долговременное — используется для изучения динамики выдающихся периодов развития, вроде грудного младенчества;
  • ускоренный — применяется в изучении продолжительных периодов развития, но за меньшее время, главное отличие может заключаться в нескольких возрастных группах, за которыми ведется наблюдение.развитие человека

Также могут быть и различные методы наблюдения в зависимости от хода исследования:

  • ретроспективный — прослеживает развитие самого человека, либо его отдельных качеств, но в прошлом;
  • перспективный — наблюдение за объектом до определенного возраста;
  • сочетаемый — вводит элементы ретроспективного наблюдения в перспективное.

Всего можно выделить следующие способы исследований:

  1. Истинный лонгитюд. Классический тип исследования, когда осуществляется долгое наблюдение одного объекта. Данный метод позволяет узнать эволюционные перспективы психического здоровья человека.
  2. Смешанный лонгитюд. При смешанном варианте могут быть поперечные срезы, которые дают дополнительную информацию об объектах, однотипных с тем, что сейчас находится на изучении. Данный способ считается наиболее выгодным в «тающих» группах, постепенно уменьшающихся в численности после каждого периода.
  3. Псевдолонгитюд. Суть заключается в получении определенной «нормы» для всех возрастных групп, когда также осуществляется хронологическое упорядочивание полученных показателей. Норма вычисляется из усредненных данных членов группы.наблюдение за людьми

В рамках исследований может охватываться не только определенный возрастной период, но и отдельные его промежутки.

Лонгитюдный метод в психологии — недостатки и трудности

лонгитюдный метод в психологииНесмотря на все предоставляемые преимущества, у данного метода есть достаточно серьезные недостатки. Главный из них — малая выборка различий между людьми, из-за чего становится невозможно подготовка полноценного исследования. В результате это может привести к их гипертрофии.

Выделяется в лонгитюдном методе в психологии отсутствие четкого плана и материального обеспечения. На практике это выражается в том, что разные специалисты стремятся использовать различные приемы изучения, из-за чего полученные результаты могут оказаться достаточно противоречивыми. Также лонгитюдный метод не позволяет полностью подвергнуть личность комплексному изучению.

Е. И. Щебланова «Лонгитюдные исследования творческого мышления школьников» — видео

mind-control.ru

Лонгитюдное исследование — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Долгосрочное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты (когорта) в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане)[3].

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя Валидность по следующим основным причинам[1][3] :

  1. Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
  2. Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
  3. «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
  4. Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
  5. Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
  6. Возникновение эффекта Хоуторна

Примечания

  1. 1 2 3 4 5
  2. ↑ * Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) (недоступная ссылка) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
  3. 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка)//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
  4. 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [850 дней])
  5. 1 2 3 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  6. 1 2 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.

wikipedia.green

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о