Метод наблюдение: Наблюдение как метод исследования

Содержание

Метод наблюдения. ИНСОМАР. Маркетинговые исследования и исследования рынка.

Метод наблюдения. ИНСОМАР. Маркетинговые исследования и исследования рынка.

Социально-экономические проекты. Оценка качества государственных и муниципальных услуг. Социальная экспертиза.

Исследования рынка, потребителей, продуктов, компаний, рекламы. Аудит бренда.

Электоральные исследования являются неотъемлемой частью любой избирательной кампании.

Анализ социальных сетей и поисковых запросов

Инсомар → Методы → Метод наблюдения


Социологическое наблюдение –  это отслеживание и регистрация значимых параметров объекта  исследования.  Фиксация  состояния  изучаемого  процесса  или  явления  происходит посредством  различных  инструментов,  наиболее  адекватных  целям  исследования. Так, в зависимости от поставленных задач, могут применяться:  

  • формализованные и полуформализованные бланки наблюдения,  
  • средства аудио­, видеозаписи и фоторегистрации,
  • письменное изложение результатов в свободной форме.

Таким  образом,  в  отличие  от  так  называемого  обыденного  наблюдения,  научно­ практическое  ориентировано  на  получение  специфической  информации,  необходимой  для достижения  определенной  исследовательской  цели  и  характеризуется  организованностью и систематичностью.

Варианты применения метода: 

Благодаря  вариативности  реализации,  метод  наблюдения  предоставляет  широкие возможности для решения разнообразных задач, таких как, например:

  1. оценка  качества  обслуживания,  в  том  числе  mystery  shopping и  мониторинг работы учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению,
  2. анализ  внешнего  и  внутреннего  состояния  объектов  торговли  и  предоставления услуг,
  3. расчет распределения покупательских потоков в торговых объектах,
  4. оценка интенсивности пассажиропотока,
  5. анализ  автомобильных  и  пешеходных  потоков  при  оценке  эффективности размещения рекламных конструкций, строительства коммерческой недвижимости и т. д.
  6. аудит цен,
  7. изучение  инфраструктуры  территории  (фиксирование  организаций,  указание сферы деятельности и прочих параметров),
  8. анализ эффективности работы сотрудников (регистрирование действий в течение дня),
  9. выявление  социально­психологических  особенностей  поведения  целевой аудитории  (регистрирование  эмоций  и  действий  во  время  обслуживания, совершения покупки и т.д.)

Преимущества и возможности метода:

  1. многообразие  решаемых  задач:  наблюдение  –  незаменимый  инструмент маркетинговых исследований, применяющийся как на стадии разработки проекта 
  2. (будь то объект недвижимости, рекламная конструкция, предприятие торговли и пр.), так и для решения текущих задач (оценка качества работы персонала, анализ различных аспектов потребительского поведения и пр.)
  3. вариативность  степени  формализации:  в  зависимости  от  поставленной  цели, наблюдение  может  проводиться  как  по  максимально  структурированному инструментарию, так и вообще без него с дальнейшим изложением результатов в свободной форме.
     
  4. возможность  установления  исследователем  степени  включенности  и  открытости наблюдения:  так,  в  соответствии  с  утвержденной  методологией,  наблюдатель может  сообщить  представителям  изучаемой  аудитории  (объекта)  о  проводимом исследовании  предварительно,  сделать  это  на  любом  этапе  проекта  или  же вообще не информировать никого из участников. Наблюдение может проводиться «со стороны» или же с непосредственным включением наблюдателя в изучаемый процесс. 

Виды наблюдения: 

Социологической практикой чаще всего определяются следующие виды наблюдения: 

По степени открытости наблюдателя:

  1. открытое  наблюдение,  подразумевающее,  что  участники  исследования осведомлены о роли наблюдателя.
  2. скрытое  наблюдение,  в  процессе  которого  представители  изучаемой  группы  не знают о том, что они являются объектом исследования. 

В зависимости включенности наблюдателя в процесс:

  1. включенное наблюдение – исследователь становится частью изучаемого явления / группы, находится в прямом контакте с представителями аудитории.
  2. невключенное наблюдение – исследователь фиксирует значимые характеристики со  стороны,  не  информируя  участников  о  своей  роли  и  настоящей  цели  своего присутствия. 

Включенное  наблюдение  классифицируется  в  свою  очередь  в  зависимости  от роли наблюдателя:

  1. полное участие наблюдателя  в  ситуации («участник  –  скрытый  наблюдатель»).  Классический  пример  –  mystery  shopping.  Исследователь,  выступая  в  роли потребителя, является полноправным действующим лицом ситуации.
  2. участие в ситуации как наблюдателя («участник – открытый наблюдатель»). В данном случае подразумевается, что наблюдатель является участником процесса, активно взаимодействует с группой, однако ее представители осведомлены о его роли,  как  это  может  происходить  в  различных  социально-психологических исследованиях. 
  3. наблюдатель  как  участник  исследования  («открытый  наблюдатель»).  Эта методика предполагает взаимодействие наблюдателя с участниками социального процесса без действительного участия в нем. В качестве примера можно привести хронометраж  временных  затрат,  когда  исследователь  присутствует  при выполнении обязанностей сотрудника и регистрирует необходимую информацию. 
  4. ситуация полного наблюдения («скрытый наблюдатель»). Данная разновидность метода подразумевает полное отсутствие взаимодействия с участниками процесса и,  если  это  предусмотрено  методологией,  работу  наблюдателя  вне  поля зрения наблюдаемых.  Таким  образом  можно  изучать  некоторые  параметры потребительского  поведения,  такие  как  последовательность  действий  при совершении покупки, маршруты движения по торговому залу и т.д. 

По степени формализованности наблюдения:

  1. структурированное наблюдение, предполагающее четкое определение изучаемых аспектов  объекта  и  шкал  измерения.  Методика  реализации  этой  разновидности наблюдения  подразумевает  использование  формализованных  бланков,  а результаты  такого  наблюдения  измеряемы.  Количественные  данные,  в  свою очередь могут оцениваться в динамике.
     
  2. неструктурированное,  допускающее  самостоятельный  выбор  и  регистрацию значимых  параметров,  которые,  тем  не менее, могут  быть  также  количественно обработаны и представлены в виде структурированного отчета. 

По условиям организации наблюдения:

  1. Полевое  исследование  –  проводится  в  реальной  жизненной  ситуации,  на  месте происходящих событий. 
  2. Лабораторное  –  предполагает  организацию  условий  (среды)  наблюдения  самим исследователем. 

По отношению к ситуации:

  1. констатирующее  –  наблюдение,  при  котором  происходит  лишь  регистрация интересующих параметров на предмет наличия / отсутствия, отнесения  к  какой­ либо  категории. Фиксируемые факты  носят  безоценочный  характер,  не  требуют интерпретации. 
  2. оценивающее  –  наблюдение,  основанное  на  методиках  ранжирования  и шкалирования,  и  в  результате  которого  изучаемые  характеристики  получают количественное значение.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Observation Methods: Naturalistic, Participant and Controlled

By

Saul Mcleod, PhD

Updated on

Updated on

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в более высоких и высоких образование.


Узнайте о нашем редакционном процессе

, рассмотрено

Olivia Guy-Evans

Olivia Guy-Evans

Ассоциированный редактор для простого психологии

BSC (Hons), Psychology, Psychology

Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) может показаться очевидным методом проведения исследований в области психологии. Однако существуют разные типы методов наблюдения, и необходимо различать:

1. Контролируемые наблюдения

2. Натуралистические наблюдения

3. Наблюдения участников

В дополнение к вышеуказанным категориям, наблюдения также могут быть либо открытыми/раскрытыми (участники знают, что их изучают), либо скрытыми/нераскрытыми (исследователь держит свою настоящую личность в секрете от испытуемых, действуя как подлинный член группа).

В общем, наблюдения относительно дешевы в проведении, и исследователю требуется немного ресурсов. Однако они часто могут быть очень длительными и длительными.

В этой статье

Контролируемое наблюдение

Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), как правило, проводится в психологической лаборатории.

Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, и использует стандартную процедуру. Участники случайным образом распределяются в каждую группу независимых переменных.

Вместо подробного описания всего наблюдаемого поведения часто бывает проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (т. е. провести структурированное наблюдение).

Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение по отдельным категориям. Кодирование может включать числа или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.

Категории в расписании закодированы таким образом, чтобы собранные данные можно было легко подсчитать и превратить в статистику.

Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения для изучения реакции младенцев на короткие периоды разлуки с матерью. Во время процедуры «Незнакомая ситуация» измерялось поведение ребенка при взаимодействии с матерью, т.е.

  1. Близость и поиск контактов
  2. Поддерживающий контакт
  3. Избегание близости и контакта
  4. Устойчивость к контакту и удобство

Наблюдатель записывал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценивал поведение по интенсивности по шкале от 1 до 7.

Иногда поведение участников наблюдают через двустороннее зеркало или они снято. Альберт Бандура использовал этот метод для изучения агрессии у детей (исследование куклы Бобо).

Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь электроды прикрепляются к скальпу участников. Наблюдаются изменения электрической активности головного мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограмма – ЭЭГ).

Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.

Контролируемые наблюдения также обычно не включают участников, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию ​​(например, наблюдая за двусторонним зеркалом).

Сильные стороны

  1. Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями с использованием того же графика наблюдений. Это означает, что его легко проверить на надежность.
  2. Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть числовыми), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с естественными наблюдениями.
  3. Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены за короткий промежуток времени. Это означает, что можно получить большую выборку, в результате чего результаты будут репрезентативными и их можно будет обобщить на большую популяцию.

Ограничения

  1. Контролируемые наблюдения могут быть недостоверными из-за эффекта Хоторна/характеристик спроса. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя иначе.

Естествознание

Естествознание — это метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.

Этот метод включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Исследователь просто записывает то, что он видит, любым возможным способом.

При неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Записывать может слишком много, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.

По сравнению с контролируемыми наблюдениями это как разница между изучением диких животных в зоопарке и их изучением в их естественной среде обитания.

Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.

Сильные стороны

  1. Благодаря возможности наблюдать поток поведения в его собственной обстановке, исследования имеют большую экологическую достоверность.
  2. Как и тематические исследования, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей. Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, оно часто предлагает пути исследования, о которых раньше не думали.

Ограничения

  1. Эти наблюдения часто проводятся в микро (малом) масштабе и могут не иметь репрезентативной выборки (предвзятой по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на более широкое общество.
  2. Естественные наблюдения менее надежны, так как другие переменные не поддаются контролю. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
  3. Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен тому, чтобы уметь распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.
  4. При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), то есть невозможно установить причинно-следственные связи.

Участник наблюдения

Совместное наблюдение — это разновидность описанного выше (естественное наблюдение), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую он изучает, чтобы глубже понять свою жизнь.

Если бы это были исследования животных, мы бы сейчас не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы рядом с ними!

Леон Фестингер использовал этот подход в известном исследовании религиозного культа, считавшего, что конец света вот-вот наступит. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.

Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Тайное — это когда исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрыты от изучаемой группы.

Исследователь принимает фальшивую личность и роль, обычно изображая из себя настоящего члена группы.

С другой стороны, открытый — это когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения понаблюдать.

Ограничения

  1. Может быть сложно получить время/конфиденциальность для записи. Например, исследователи не могут делать заметки открыто при скрытых наблюдениях, так как это раскроет их прикрытие. Это означает, что они должны ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.
  2. Если исследователь будет слишком вовлечен, он может потерять объективность и стать предвзятым. Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Эта проблема заключается в том, что они могут выборочно сообщать информацию вместо того, чтобы записывать все, что они наблюдают. Тем самым снижая достоверность их данных.

Запись данных

В исследованиях с контролируемым/структурированным наблюдением исследователь должен принять важное решение о том, как классифицировать и записывать данные. Обычно это включает метод выборки. Три основных метода выборки:

  1. Выборка событий . Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события) его интересуют, и фиксирует все случаи. Все остальные типы поведения игнорируются.
  2. Выборка времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет происходить только в течение определенных периодов времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и записывает возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
  3. Мгновенная (целевое время) выборка . Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение, и фиксирует происходящее в этот момент. Все, что происходит до или после, игнорируется.

Что такое обсервационное исследование? — Спуск

Наблюдение — это метод исследования, при котором вы наблюдаете за участниками и явлениями в их наиболее естественных условиях. Это позволяет исследователям видеть, как их испытуемые делают выбор и реагируют на ситуации в их естественной среде, в отличие от структурированных условий, таких как исследовательские лаборатории или фокус-группы.

Какие бывают виды наблюдательных исследований?

Натуралистическое наблюдение

При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в среде, где происходит явление. Наблюдения производятся максимально ненавязчиво, при этом исследователь никаким образом не взаимодействует напрямую с участниками.

Включенное наблюдение

При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. В дополнение к наблюдению за поведением исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и делать фотографии.


Структурированное наблюдение

При структурированном наблюдении исследователи наблюдают не в естественных условиях, а в лаборатории или смоделированной среде. Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за определенным, ограниченным набором моделей поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет учитывать меньшее количество переменных.

Когда мне следует проводить наблюдательное исследование

Вы должны проводить наблюдательное поведение, когда хотите:

  • Посмотреть, как участники ведут себя в естественных условиях

  • Посмотреть, как факторы реального мира влияют на поведение

  • Описать явление

Какие существуют наблюдательные методы исследования?

Методы наблюдения в исследованиях используются во многих методологиях качественных исследований, таких как тематический анализ и обоснованная теория. Оба метода могут включать этапы сбора данных с помощью методов наблюдения в естественных условиях.

Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?

Прежде чем приступить к процессу наблюдения в исследованиях, подумайте о его преимуществах и недостатках.

Преимущества

Проводя наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить информацию, которую вы обычно не можете получить с помощью других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы. Поведение, которое вы наблюдаете, может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали за ним в контролируемой обстановке.

Недостатки

Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть сложно контролировать переменные, поскольку вы не можете контролировать окружающую среду. Кроме того, проведение обсервационных исследований может занимать много времени и средств.

Что нужно учитывать при проведении обсервационных исследований?

Получить разрешение 

Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследований.

Добавить комментарий