Методика акцентуации характера леонгарда: Опросник «Методика изучения акцентуаций характера» К.Леонгарда в модификации Г.Шмишека
Содержание
lng — Психологическая диагностика
МЕТОДИКА:
Акцентуации характера и темперамента
(Schmieschek Fragebogen)
(Г. Шмишек).
Взрослый, подростковый и детский варианты.
Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темпе-
рамента. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуиро-
ванных" личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации - это "заост-
рение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Черты
личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основных черт
значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее раз-
витие, адаптацию и психическое здоровье.
При большей степени выраженности
основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблаго-
приятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.
Личности у которых основные черты имеют высокую степень выраженности,
названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не яв-
ляются патологическими. В них потенциально заложены как возможности соци-
ально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены
на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, за-
стревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дис-
тимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
1. Демонстративный тип.
Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстратив-
ностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контак-
тов.
Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на при-
украшивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет
стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внима-
ния к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным
отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмо-
циональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действи-
тельно глубоких чувств, сменность к интригам (при внешней мягкости манеры
общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувст-
вия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызыва-
ет у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к
компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исклю-
чительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раз-
дражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически
провоцирует конфликты, но при этом активно защищается.
Обладая патологи-
ческой способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он
не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом,
поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой;
по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень не-
глубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординар-
ностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип.
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости
по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчи-
вость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим,
подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не
способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто
выступает инициатором конфликтов.
Самонадеянность, жесткость установок и
взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверж-
дению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стре-
мится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и
проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой явля-
ется склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозри-
тельность), инертность в проявлении чувств, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип.
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяже-
лостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты
вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же
время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На
службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных
требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и по-
рядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в вы-
полнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество
работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в
правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму.
С охотой уступает
лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип.
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и по-
буждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влече-
ний. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость,
занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям
и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.
Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллекти-
ве. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не
становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет
такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоя-
щим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность
или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны
для окружающих.
Он может быть властным, выбирая для общения наиболее сла-
бых.
5. Гипертимный тип.
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтли-
вость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятель-
ность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с
другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре.
Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими коман-
довать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочув-
ствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит,
здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с
повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с
тем деловитые изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющее раз-
влекать других, энергичные, деятельные, инициативные, Большое стремление к
самостоятельности может служить источником конфликтов.
Им характерны
вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противо-
действие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раз-
дражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение
к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, мо-
нотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип.
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настрое-
ния, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны песси-
мистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая
контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди яв-
ляются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно из-
бегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны
фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто
с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством
справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настрое-
ние, робость, пугливость, не уверенность в себе. Дети тревожного типа час-
то боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся
шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают
чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены,
проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опе-
ке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувст-
во вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответст-
венности, высокие моральные и эти ческие требования. Чувство собственной
неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды
деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчи-
вость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном являет-
ся реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, по-
дозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при
несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя
в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддерж-
ки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями
для шуток.
8. Экзальтированный тип.
Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а
также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у
них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большо-
го подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное
отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотли-
вость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до откры-
тых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и
пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, име-
ют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность
чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, поры-
висты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают
лабильностью психики.
9. Эмотивный тип.
Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бур-
ны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность,
болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наибо-
лее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям
или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам.
Впечатлительны, слезли вы, любые жизненные события воспринимают серьезнее,
чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-
либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потря-
сение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в
конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно
обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе,
любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип.
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойст-
венны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внеш-
них событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда
деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавлен-
ность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера
общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической
акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве
обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость,
упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных уси-
лий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается
падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реа-
гируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впа-
дая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные по-
пытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порож-
дают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены на-
строения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются
более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выра-
жены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооцен-
ку.
Методика Шмишека была адаптирована и для исследования детей и подрос-
тков с учетом их возрастных особенностей и интересов (И. К. Крук, 1975).
Программа дополнена шкалой достоверности информации, выявляющей тен-
денцию представлять себя в "лучшем виде".
Максимальная сумма баллов по каждой шкале - 24 балла. По некоторым
источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12
баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают,
что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому
или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта ха-
рактера является акцентуированной.
В компьютерной версии интерпретация результатов тестирования осущест-
вляются только по самым высоким показателям личностного профиля. Данное
обстоятельство требует коррекции текста психологического заключения со
стороны психолога с учетом соотношений тестовых показателей по всем ос-
тальным шкалам, которые могут иметь достаточно сложный и противоречивый
характер. Окончательный вывод о наличии той или иной акцентуации можно де-
лать только с привлечением всей имеющейся о данном человеке объективной
информации.
Литература: К. Ленгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Опросник состоит из 97 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Акцентуации характера и темперамента
(Schmieschek Fragebogen).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Акцентуации характера и темперамента.
*
24 ┼
22 ┼ ██
20 ┼────██─────────────────────────
18 ┼ ██ ▄▄
16 ┼────██────██───────────────────
14 ┼ ██ ██
12 ┼────██────██───────────────────
10 ┼ ██ ██
8 ┼ ██ ██ ▄▄
6 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ __
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Гп Дс Цк Эм Эк Тр Пд Вз Ар Дм
Тестовые показатели:
1. Неискренность - L = 3
2. Гипертимичность - Гп = 1
3. Дистимичность - Дс = 23
4. Циклотимичность - Цк = 6
5. Эмотивность - Эм = 18
6. Экзальтированность - Эк = 6
7. Тревожность - Тр = 8
8. Педантичность - Пд = 5
9. Возбудимость - Вз = 2
10. Аффективная ригидность - Ар = 5
11. Демонстративность - Дм = 1
--------------------------------------
Средний показатель акцентуации = 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие сознательного
намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "правильность
своего поведения.
ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП.
ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:
Тенденция к преобладанию грустного настроения, пессимистическое
отношение к будущему, скептицизм, склонность фиксироваться на те-
невых сторонах жизни. Самокритичность, пониженная самооценка, неу-
веренность в себе и своих возможностях. Общества, шумной компании
обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Ценят тех, кто с ни-
ми дружат, и готовы им подчиниться. Располагают обостренным чувст-
вом справедлвости, а также несколько замедленным типом реакций.
Ориентированны на анализ собственных ощущений и переживаний. Пред-
почитают индивидуальную организацию своей деятельности, в резуль-
татах которой стремятся не зависеть от действий и желаний других
людей.
СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Hемногословны, редко с кем устанавливают доверительные контакты.
Предпочитают иметь небольшой круг хорошо знакомых людей. Избегают
участия в конфликтных ситуациях.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
Серьезность по отношению к выполняемому делу. Добросовестность.
Высокая нравственная позиция.
ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:
Чувство отгороженности от окружающих. Пассивность в решении жиз-
ненно важных вопросов.
HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:
Ситуации, требующие быстрого реагирования, бурной деятельности или
длительного и большого напряжения. Частое чередование ритмов рабо-
ты, смена образа жизни.
ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":
Отказ от самореализации и усиление контроля сознания.
ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:
Предпочтительны виды деятельности, требующие сосредоточенности,
небольших контактов с людьми, самостоятельного выполнения заданий.
При наличии высокого интеллекта - склонность к "кабинетному" стилю
работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением.
---
Психология совести / … / Медицинский справочник
Опросник акцентуаций характера Леонгарда — Шмишека
Опросник Г. Шмишека (Schmieschek Fragebogen) применяется для исследования типов акцентуаций личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом акцентуированными. Опросник опубликован Г. Шмишеком в 1970 году и содержит десять шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». С его помощью выявляется ряд типов акцентуации, влияющих на проявление совести: демонстративный, склонный к лживости и притворству; гипертимный, склонный к аморальным поступкам и несерьезному отношению к своим обязанностям; дистимический, обладающий обостренным чувством справедливости; тревожный, склонный к переживанию угрызений совести; эмотивный, обладающий обостренным чувством долга.
Инструкция. Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» («да»), если согласны, или «—» («нет»), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-либо обидел?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Были ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то с вами поступает несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно застеленная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы в детстве из дома?
43. Кажется ли вам жизнь трудной?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувства юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли вы в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов находиться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка перед сном или перед тем, как уйти, проверить, выключен ли свет и газ, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Долго ли вы злитесь?
79. Сильно ли вы переживаете за другого человека, если у него случилось горе?
80. Была ли у вас привычка в школе переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы скорее недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли выброситься из окна, броситься под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если бы пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Возбудимый тип: «+» 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на 3.
Гипертимный тип: «+» 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на 3.
Дистимический тип: «+» 9, 21, 43, 75, 87. Сумму ответов умножить на 3.
Тревожно-боязливый тип: «+» 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; «—» 5. Сумму ответов умножить на 3.
Аффективно-экзальтированный тип: «+» 10, 32, 54, 76. Сумму ответов умножить на 6.
Эмотивный тип: «+» 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; «—» 25. Сумму ответов умножить на 3.
Циклотимный тип: «+» 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. Сумму ответов умножить на 3.
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
Акцентуации характера — норма или патология
Акцентуации характера — пограничные варианты нормы, при которых одни черты характера развиты слишком сильно, а другие находятся в угнетении. То есть психическое здоровье формально в порядке, но характер негармоничный, с какими-то «заостренными углами».
Автор концепции акцентуации характера Карл Леонхард, немецкий психиатр. Ему принадлежит термин «акцентуированная личность», а советский психолог А. Е. Личко уточнял, что личность — слишком широкое понятие, поэтому понятие акцентуации лучше отнести к характеру человека.
Выраженность проявлений акцентуаций может быть двух видов: явная и скрытая.
Скрытый вариант – обычная норма, но стрессовые ситуации и тяжелые жизненные условия начинают проявляться акцентированно.
Но явные и систематические проявления акцентуаций характера заставляют задуматься о возможных расстройствах психики человека. По своим крайним проявлениям акцентуации сходны с психопатиями, но все же это разные понятия.
Психопатия — болезненное, общественно опасное изменение поведения, не затрагивающее интеллектуальную сферу, но существенно затрудняющее общение с другими людьми. Если проявления психопатии только с годами усиливаются, то акцентуации характера часто сглаживаются и перестают быть слишком заметными.
Акцентуации характера у Леонгарда делятся на 10 основных типов.
Демонстративный тип
Главной задачей в общении для такого человека является привлечение внимания. Он стремится произвести впечатление на окружающих всеми возможными способами. Его рассказы в основном о нем самом, его переживаниях, событиях из его жизни. Демонстративный тип очень тщеславен, любит красоваться и быть в центре внимания. Для этого он использует все методы, как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Возбудимый тип
Его главная особенность – импульсивность поведения. Логика и рациональное мышление не имеют для него значения. Такой человек руководствуется влечением, порывом, неконтролируемой мотивацией. У возбудимых людей абсолютно отсутствует терпимость к другим и умение ждать.
Гипертонический тип
Характеризуется приподнятым настроением и оптимистичным взглядом на жизнь. Даже если внешних причин нет, гипертим все равно улыбается и искренне верит, что все будет хорошо. Он всегда активен, общителен и одержим жаждой действия. При этом он действительно преодолевает трудности в силу своего позитивного настроя и активного характера.
Дистимический тип
Противоположность гипертимическому типу. Дистимы склонны видеть жизнь в мрачных тонах, ждут плохих событий и плохого отношения окружающих. Это крайне серьезные личности, которым не свойственна живость и активность.
Экзальтированный тип
Такие люди очень выразительно выражают свои эмоции. Любое событие вызывает взрыв восторга или слезы отчаяния. Крайняя внутренняя впечатлительность находит самое яркое внешнее выражение.
Педантичный тип
Люди этого типа отличаются нерешительностью, осторожностью и повышенной аккуратностью во всем. Им очень сложно решиться на какие-либо перемены в жизни, они тщательно все обдумывают и взвешивают. В быту очень добросовестна, от окружающих требует чистоты и порядка.
Тип тревоги
Таким людям свойственна тревожность и повышенная тревожность из-за гипотетических неудач и потерь. При этом объективные причины переживаний будут незначительными или даже выдуманными. Людям тревожного типа свойственны застенчивость, покорность и неуверенность в себе.
Циклотимический тип
У циклотимуса в свою очередь проявляются гипертимические и дистимические признаки. Его поведение представляет собой смену фаз подъема и спада. Радостные события делают его жаждущим деятельности, разговорчивым, оптимистичным. А грустное может привести к замедлению реакций, мышления, к подавлению выражения эмоций.
Тип глушения
Люди, застрявшие в типе на очень долгое время, сохраняют эмоциональную реакцию на негативные события. Окружающие характеризуют их как злопамятных и злопамятных людей. Заносчивые люди могут долго фантазировать о мести за своего обидчика, вести с ним диалоги-диалоги. Сразу бросается в глаза болезненная обидчивость этого типа личности.
Эмоциональный тип
Добросердечные, добрые, искренние люди. У них чрезвычайно развита способность к сопереживанию и сопереживанию. Боль и страдания других людей заставляют их очень часто плакать. Тонкие эмоции они буквально пропускают через сердце — это очень заметно при общении с эмоциональными людьми.
Акцентуации характера встречаются у каждого второго подростка, поэтому в возрасте 13-14 лет необходимо проводить тест на акцентуации характера. Это поможет подросткам понять себя, а взрослым будет проще объяснить и предсказать поведение детей.
Цитаты:antepenultime — Викисловарь
Определение из Викисловаря, бесплатного словаря
Перейти к навигацииПерейти к поиску
1860 , I.J.G. Шеллер [авт.] и Джордж Уокер [тр.], Обширная латинская грамматика (1825 г.), в: Леонхард Тафель и Рудольф Л. Тафель, Латинское произношение и латинский алфавит (Филадельфия: И. Колер, № 202 North Fourth Street, Нью-Йорк: B. Westermann & Co., 440 Broadway), «Английский метод», стр. 142.
a ) В двусложных словах ударение всегда ставится на предпоследнее время. b ) В многосложных словах ударение ставится на предпоследний слог, если слог длинный, но во всех остальных случаях ударение ставится на антепоследний .
1871 , Александр Джон Эллис, О раннем английском произношении , часть III: Иллюстрации произношения XIV и XVI веков (Лондон: Asher & Co., Лондон и Берлин; Trübner & Co., 8 и 60, Paternoster Row), глава VIII: «Иллюстрации произношения английского языка в шестнадцатом веке», § 8: «О произношении Шекспира», «Gill об акценте и метре», стр. 932, сноска 3
Термин antepenultime здесь определяет двусложный характер окончания -tion = (-s i on) в сознании Гилла.
1935 , Джеймс Хьюстон Бакстер и Чарльз Джонсон [ред.], Средневековый латинский список слов: из британских и ирландских источников (2-е изд. ; Oxford University Press, Лондон: Хамфри Милфорд), стр. 21
Предпоследний, Предпоследний (грамм.) 790.
1986 , Стивен Адольф Вурм [редактор], Документы Четвертой международной конференции по австронезийской лингвистике (кафедра лингвистики, Исследовательская школа тихоокеанских исследований, Австралийский национальный университет), том II, стр. 114
В antepenultime ненейтральные гласные /a/, /i/, /u/ чередуются с нейтральными более короткими /ə/, а нейтральная гласная в antepenultime и antepenultime чередуются с нулем: […]
2004 , Социобиология (Калифорнийский государственный университет, Чико), том 44, № 1, стр. 328
Мандибулы с 4 зубцами, уменьшающимися в размерах от апикальных зубов, antepenultime (суббазальные) наименьшие.
2008 , Украинская академия искусств и наук в США, Annals (Ukrainian-American Publishing Co.