Методика дифференциально диагностический опросник – «Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)

«Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)

«Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Опросник
  1. а. Ухаживать за животными
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
  2. а. Помогать больным людям, лечить их
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
  10. а. Лечить животных
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а. Выводить новые сорта растений
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  15. а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
П Т Ч З Х
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19a   19б  
20а     20б  

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа — по сфере «человек — техника» (технические профессии), третья графа — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере — «человек — художественный образ» (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8 баллов.

Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов — профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.


Источник:
  1. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с. (c.152-154)

testoteka.narod.ru

Опросник ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) — Профориентационные методики

метки: Машин, Животное, Обсуждать, Наблюдать, Следить, Схема, Лечить, Составлять

Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Каждый вопрос имеет как бы два «крыла», соединенных союзом «или». Чтобы ответить на вопрос, нужно спросить себя: «Правится ли мне занятие, о котором говорится в первой части вопроса или нет?» и поставить в листе ответов знак:

Если очень нравится +++

Если нравится ++

Если скорее нравится, чем не нравится +

Если скорее не нравится, чем нравится —

Если не нравится —

Если очень не нравится —

Подобным же образом следует спросить себя и про занятие, упомянутое во второй половинке вопроса. Не забудь, что одну из половинок следует обязательно предпочесть — в ней должно быть больше плюсов или меньше минусов.

Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможностей, что ты предпочтешь?

Ухаживать за животными.

или

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

Помогать больным людям, лечить их

или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грам­пластинок

или

Следить за состоянием, развитием рас гении

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пла­стмассу, металл и т. п.)

или

Доводить товары до потребителя (рекламиро­вать, продавать).

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

Обсуждать художественные книги (или пье­сы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

Тренировать товарищей (или младших) в вы­полнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

Копировать рисунки, изображения (или на­страивать музыкальные инструменты).

или

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

или

Художественно оформлять выставки, витри­ны (или участвовать в подготовке пьес. кон­цертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, тех­нику), жилище

или

Искать и исправлять ошибки в текстах, таб­лицах, рисунках

10а

Лечить животных

или

10б

Выполнять вычисления, расчеты.

11а

Выводить новые сорта растений

или

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделии (машины или оде­жду, дома, продукты питания и т. п.)

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убе­ждать, разъяснять поощрять, наказывать.

или

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а

Наблюдать, изучать работу кружков художе­ственной самодеятельности

или

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а

Обсуждать, налаживать медицинские прибо­ры, аппараты

или

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15а

Составлять точные описания — отчеты о на­блюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б

Художественно описывать, изображать со­бытия (наблюдаемые или представляемые)

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б

Принимать, осматривать больных, беседо­вать с ними, назначать лечение.

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

17б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

18а

Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, ту­ристические походы и т. п.

или

18б

Играть на сцене, принимать участие в кон­цертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

или

19б

Заниматься черчением, копированием черте­жей, карт

20а

Вести борьбу с болезнями растений, с вре­дителями леса, сада.

или

20б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Анализ результатов

Наибольшие количества плюсов и наименьшие количества минусов — симптомы пред­почтении, склонностей оптанта. Очень часто они косвенно говорят и о его способностях.

Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те пли иные зоны карты мира профессий. Не следует преувеличивать точность из­меренных предпочтений. Самое важное, что мы можем узнать в результате применения этого опросника — к какой области приложения сил человек сейчас более склонен, к какой — менее. Баллы указывают лишь направление, а не величину изменения оцениваемого признака. Вот по­чему неправомерно, строго говоря, взаимно уничтожать плюсы и минусы, полученные в обра­ботке каждого столбца. Также нельзя придавать значения различиям в величине итоговых (по столбцам) чисел при сравнении результатов диагностики двух разных людей. Например, если у одного оптанта по какому-либо столбцу (шкале) результат 11, а у другого — 15, неправомерно делать вывод о том, что во втором случае предпочтение выражено «сильнее». Правомерно де­лать выводы о различиях в предпочтении профессий определенного типа. Итак, ДДО позволяет определить, какие профессии человек предпочитает (но не на сколько).

Типы профессий в соответствии с традиционно различаемыми разновидно­стями объектных систем

1. Человек — живая природа. Представители этого типа имеют дело с рас­тительными и животными организмами, микроорганизмами и условия­ми их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоо­техник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек — техника (и неживая природа). Работники имеют дело с нежи­выми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, тех­ник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, тех­ник-технолог общественного питания.

3. Человек — человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, груп­пы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольст­венных товаров, парикмахер, инженер — организатор производства, врач, учитель.

4. Человек — знаковая система. Естественные и искусственные языки, ус­ловные знаки, символы, формулы — вот предметные миры, которые за­нимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фо­тонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек — художественный образ. Явления, факты художественного ото­бражения действительности — вот что занимает представителей этого ти­па профессий. Примеры: художник — декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, ар­тист балета, актер драматического театра.

Конечно, строго распределить по пяти типам все профессии невозможно. Более правилен такой подход к классификации профессий: надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в равной мере. Так, дирижер хора — это и собственно музыкант, и организа­тор группы людей. Агроном — это специалист в области растениеводства, и ор­ганизатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?).

Поэтому, группируя такие сложные много признаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны раз­ные группировки.

Jlucm ответов ДДО

Фамилия, имя __________________________________

Класс _________________

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек — художественный образ

1 а

16

26

За

36

4 а

46

56

6 а

66

76

86

96

10 а

106

11a

116

12 а

126

13 а

136

14 а

146

15 а

156

16 а

166

17 а

176

18 а

186

19а

196

20 а

206

Обработка данных опросника.

В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы минусов. Сумма плюсов ставится в третьей снизу строчке в соответствующем столбце, сумма минусов — во второй строчке. Алгебраическая сумма проставляется в нижней строчке.

forpsy.ru

Дифферинциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

  • человек — природа;
  • человек — техника;
  • человек — человек;
  • человек — знаковая техника, знаковый образ;
  • человек — художественный образ.

Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Инструкция: Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ, затем отметьте в бланке ответов выбранный вариант.

 «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника:

1. а)  Ухаживать за животными

б)  Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2. а) Помогать больным людям, лечить их

б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3.  а)  Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

б) Следить за состоянием, развитием растений

4. а) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

б)  Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5. а)  Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б) Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6. а)  Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б)Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7. а)  Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

б) Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8. а)  Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения

б)  Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9. а)  Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. а) Лечить животных

б) Выполнять вычисления, расчеты

11. а) Выводить новые сорта растений

б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12. а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать.

б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13. а) Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

б)  Наблюдать, изучать жизнь микробов

14.  а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б)  Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15. а) Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16.  а) Делать лабораторные анализы в больнице

б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

б) Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18. а) Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии,туристские походы и т. п.

б) Играть на сцене, принимать участие в концертах

19. а) Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20. а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б) Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО

Природа             

Техника              

Человек               

Знаковая система               

Художественный образ

1а          

1б          

2а          

2б          

3б          

4а          

4б          

5а          

6а          

7б          

6б          

9б          

10а        

9а          

8а          

10б        

11а        

11б        

12а        

12б        

13а

13б        

14а        

14б        

15а        

15б

16а        

17б        

16б        

19б        

17а

20а        

19а        

18а        

20б        

18б

 

 

 

 

 

 

world-psychology.ru

Методическая разработка на тему: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

«Лист ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек — художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.


Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) .

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) .

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

 или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.). 


ЛИСТ ОТВЕТОВ

I

II

III

IV

V

46

66

96

10а

106

11а

11б

12а

126

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

nsportal.ru

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ддо) е.А.Климова

Цели: отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек — художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описаний различных видов занятий. Просим Вас внимательно прочитать пару описаний и сначала выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться. Затем Вы должны дать оценку каждому из двух описаний:

+++

++

+

— —

— — —

— если вид занятия очень нравится

— если определенно нравится

— если скорее нравится, чем не нравится

— если скорее не нравится

— если определенно не нравится

— если очень не нравится

Оценки описаний в паре не должны совпадать, так как Вы одно из них до этого предпочли. Причем обе оценки могут быть как отрицательными, так и положительными. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в клетки с соответствующими номерами

Методика «ддо е.А.Климова» Лист ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

studfile.net

Психологические материалы — Методика «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов про­фессий Е. А. Климова. Можно использовать при профори­ентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой им 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать толь- ко один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствую­щего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возмож­ностей, что бы Вы предпочли?»


Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каж­дый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество зна­ков « + ». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек—техника» — все технические профессии;

3. «человек—человек» — все профессии, связанные с об­служиванием людей, с общением;

4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсче­тами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуе­мого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин. Возможно использование ме­тодики индивидуально и в группе. Экспериментатор мо­жет зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применя­тся, когда экспериментатор должен работать в ограни­ченном временном интервале.

test-metod.ru

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек – художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о