Методика дом дерево человек для дошкольников: Методика исследования личности ребенка «Дом-дерево-человек»

Проективный рисунок — 84 фото

Проективные методики


Стилизация в композиции


Рисуночные тесты


Тест дерево Автор д Лампен в адаптации л.п Пономаренко


Проективная методика дерево Пономаренко


Дом, дерево, человек (ДДЧ Дж. Бук).


Проективная методика дом дерево человек


Проективная методика дерево Пономаренко


«Дом – дерево – человек» Дж. Бука


Проективная методика дом дерево человек


Детские рисунки людей


Терапия рисованием


Рисуночная терапия


Рисуночная методика моя семья


Тест «дом – дерево – человек» (Дж.бук)


Проективная методика зонтик


Детский рисунок


«Дом – дерево – человек» Дж. Бука


Красивые рисунки на бумаге


Рисуем с детьми


Проективный рисунок


Здание в перспективе


Интересные странные рисунки


Методика «дерево с человечками» (д.

Лампен, л. п. Пономаренко)


Психологическое дерево с человечками


Тест цветовых пятен Роршаха


Психология детского рисунка


Рисование мой дом моя семья


Методика Роршаха (тест «чернильных пятен»)


Рисунки для детей


«Дом – дерево – человек» Дж. Бука


Эффекты магии рисование


Детские рисунки


Цветное дерево


Проективный тест «дерево в бурю»


Головоноги в детских рисунках


Детский рисунок домик


Дом дерево человек иллюстрация


Рисунок на тему воспитатель глазами детей


Древо личности


Пейзаж карандашом


Проективная методика дерево Пономаренко


Контурный сат м.м. Семаго


Проективная методика дерево Лампен


Сказочное дерево рисование


Методика «контурный с.а.т. – н»


Тест на самооценку


Непонятные детские рисунки


Мама и папа рисунок


Горы рисунок


Тест Либина


Проективная методика дерево Пономаренко


Абстракция философия


Рисование каракули


Креативность мышления


Проективная методика дерево Пономаренко


«Дерево с человечками» (д.

Лампен, адаптация л.п. Пономаренко).


Метод чернильных пятен Роршаха


Нетрадиционное рисование


Дерево рисунок пошагово


Проективная методика дом дерево человек


Детский рисунок


Фигура фон гештальт


Проективный рисунок


Методика 12 квадратов


Семья рисунок карандашом


Карандаш дизайнерские домики


Методика «контурный с.а.т. – н»


Эскиз архитектурного сооружения


Пейзаж деревни легкий


Проективная методика дерево Пономаренко


Rorschach Paintings


Дерево для рисования


Методика рисуночных метафор жизненный путь


Проективная методика дерево л.п Пономаренко


Рисуночная методика моя семья


Рисунки для срисовки природа


Тест дерево


Животные задания для детей


Рисование арт терапия для детей





Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Проективная методика «Дом.Дерево.Человек»: подробная интерпретация

В статье мы расскажем:

  1. Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика
  2. Интерпретация рисунка дома
  3. Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой
  4. Интерпретация рисунка человека от психолога
  5. Отношение рисунка к листу бумаги
  6. Заключение

Всем известна поговорка, часть которой построить дом, посадить дерево и родить сына. Не случайно, методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) одна из самых востребованных у психологов, использующих проективные методики в своей работе. В статье мы расскажем, что представляет собой проективная методика «Дом.Дерево.Человек», как правильно расшифровывается рисунок.

Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика

Сама методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Разные модификации методики «Дом. Дерево.Человек» отличаются тем, что предлагается нарисовать их на одном листе одной сценой или на разных листах. Мы будем рассматривать по отдельности.

Напомним, что для рисунка необходимы:

  • бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта
  • карандаш простой средней мягкости

Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.

ТРУБА


Увеличить
Из трубы устремляется ввысь густой дым – это говорит, что ребенок внутри напряжен. Тонкая струя дыма говорит о недостатке общения ребёнка с родителями. Труба скрывается и находится вовсе на той стороне крыши, которая на рисунке не видна – ребёнок явно чуждается эмоциональной связи с окружающими, даже с самими родными людьми.

Если ваш ребенок нуждается в психологической коррекции, наши детские психологи будут рады видеть вас и применить свой богатый опыт, чтобы сделать детскую и вашу жизнь более счастливой и гармоничной. Записывайтесь на приём:

  • Позвоните по телефону (с понедельника по субботу с 9:30 до 22 часов)
  • Напишите на email (круглосуточно)
  • Напишите нам через группу Вконтакте: https://vk.com/sdk_pazl

Интерпретация рисунка дома

Возможно три варианта дома:

  • многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.
  • Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;
  • «экзотика» – это все остальные варианты, которые не подпадают под первые два, например, шалаш, скворечник и тому подобное. Экзотичный вариант рисунка дома свидетельствует о романтизации отношения к семье и сформированности представления о том, что такое дом, что такое семья. Мир семьи важен настолько, что он противопоставляется всему остальному миру.

В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.

Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:

  • хотя бы одна видимая стена;
  • дверь;
  • окно;
  • крыша;
  • труба.

Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком.

Смешанные варианты дома

Представлены два варианта домов в смешанном стиле:

  • промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом
  • промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом

И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.

Обязательные элементы

  • «Домик аутиста» – изображен дом только с одним окном и без двери. Аутичный он в том смысле, что свидетельствует о дефиците у автора рисунка социального взаимодействия и общения.
  • Манифестация «мой дом» – выражены признаки обитаемости: дым из трубы, занавески, цветочки на окне. Значит понятие «мой дом» очень важно и в реальном доме этот человек с трудом потерпит другого хозяина.
  • Дом старый, разваливающиеся– разрушительное отношение к самому себе, аутоагрессия.
  • Дерево закрывает дом – потребность в зависимости и контроле от доминантных родителей или людей исполняющих эту роль.
  • Дом вытянут вверх – слабое чувство реальности.
  • Эффект прозрачной стены – когда она есть, но открыта для зрителей – демонстративное выставление собственной жизни всем на обозрение и потребность во внешнем влиянии на ситуацию в доме, для ее нормализации.

Замечание! Если диагностический признак находится только на одном рисунке, интерпретация ограничивается только темой этого рисунка. Если же тот или иной признак встречается в разных рисунках, неоднократно, то можно говорить о том, что он характеризует личность в целом.

Расположение дома
Другие предметы

Признак: стена

Признак: крыша

Крыша совмещает себе две функции:

  • защитная функция дома
  • сфера фантазии

Все это касается самого дома, семьи, отношения с близкими людьми, но необязательно входящими в понятия «семья» для этого человека

ХарактеристикаИнтерпретация
Толстый контур краяЧрезмерная озабоченность контролем над фантазией, попытка ее обуздать
Крыша обведена черным контуром, который не свойственен всему другому и выбивается из контекстаЭто свидетельствует о фиксации на фантазиях, как источнике удовольствие и обычно такие фантазии вызывают у человека тревогу
Крыша не совпадает по размеру с домомПлохая структура организации личности
Тонкий контур края или его вообще нетЭто переживание ослабления контроля над собственными фантазиями
Сильно прочерчена поверхность крышиСвидетельствует о повышенной тревожности
Наличие карниза его акцентирование ярким контуром или с выходом за контурЭто сильная защитная установка обычно сочетаемая с мнительностью

Труба

ХарактеристикаИнтерпретация
Ее нетОтсутствие психологической теплоты
Труба выделенаПодчёркивание «я мужик», а у женщин возможно нарушение сексуальной роли
Как бы перечеркнута, выглядит прозрачнойПовышенная озабоченность собственной сексуальностью
Труба «с дыркой»Нарушение сексуальной жизни
Что-то другое на крыше кроме трубы, антеннПовышенные защитные качества
С дымомТеплые интимные отношения
Без дымаХолод в интимных отношениях или их отсутствие
Дым выходит вправоПессимизм в оценке прошлых интимных отношений
Дым влевоПессимизм в оценке будущего в интимных отношениях
Дым выходит в обе стороныПатологический дефект чувства реальности
Тоненький дымДефицит теплоты в доме
Несоразмерно большое густой дымВнутренняя напряженность в отношениях

ОКНА


Увеличить
Большие окна – свидетельство открытости ребёнка, его коммуникабельности. У дома много окон? Ребёнок желает больше общения со своими одногодками. Окна занавешены? Ребёнок испытывает затруднения в сфере общения. Окна с решетками – признак закомплексованности ребёнка. Такому ребёнку необходима помощь. Если ребёнок изображает окна лишь на верхних этажах, под самой крышей, а первые этажи остаются пустовать без «глазка в мир» — это свидетельствует о некотором разрыве между действительностью и миром фантазий и чудес.

Интерпретация рисунка человека от психолога

Ирина Александрович – психолог, автор книги «Свободный рисунок: интерпретация и диагностика»

В своей лекции Ирина рассказывает интерпретацию рисунка человека, подробно объясняет на примерах и рисунках реальных людей. А именно вы узнаете, как расшифровываются:

  • Правая и левая стороны;
  • Ноги;
  • Ступни;
  • Руки;
  • Голова;
  • Шея;
  • Плечи;
  • Отсутствие существенных частей тела;
  • Сравнение женской и мужской фигур;
  • Одежда;
  • Позы;
  • Сексуальность.

Интерпретация в видео начинается с 4:00 минуты.

По тому, как изображена фигура человека, можно судить об основных проблемах автора рисунка.

Также стоит отметить, что к рисунку человека психолог может задать серию вопросов. Примерный перечень:

  • Пол и возраст человека;
  • Кто он такой? Чем занимается по жизни?
  • Какие у него страхи есть?
  • Кто для него является значимым человеком?
  • Что для него главное в жизни? В чем он видит счастье?

Эволюция рисунка человека

  • 3-4 года – головастик
  • 4-5 лет – пупок
  • 5 лет – половая дифференциация
  • 5-6 лет – изображение пальцев, ладоней
  • 6 лет – руки с туловищем больше, чем голова
  • 6-7 лет – пуговицы
  • 8 лет – плечи
  • 8 лет – переход к двумерному изображению с перспективой

Расшифровка рисунка дерева

Дерево символизирует жизненные силы развития человека.

Существенные детали:

  • Ствол;
  • Больше одной ветки.

Есть два варианта дерева, когда сразу можно понять, что человек не желал проходить этот тест. Такими вариантами являются:

  • Рисунок елки в виде палок;
  • Рисунок новогодней елки.

Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Отношение рисунка к листу бумаги

ХарактеристикаИнтерпретация
Занимает маленькую площадьЧувство неполноценности. Человек хочет избежать реальную жизнь
Занимает всю страницуСильная фрустрация, вызванная ограничивающими воздействиями окружающей среды, враждебность, раздражительность
Забор вокруг домаСтремление к изоляции, защите от внешнего мира
В центреНезащищенность, не умение приспособиться к окружающей среде
СлеваНостальгическое настроение, акцент на переживания, которые были в прошлом, ориентир только на опыт прошлого
СправаСтремление приблизить будущее, неудовлетворенность нынешним положением, жажда изменений к лучшему
ВнизуНеуверенность в себе, нерешительность, не заинтересованность в повышении своей значимости
ВверхуДовольно высокая самооценка, недовольство своим положением в обществе, ощущение недостатка признания со стороны окружающих

Читайте также:

С чего начинается сексуальная удовлетворенность Принципиальные отличия женского оргазма от мужского Методы выхода из депрессии Фобии в нашей жизни Нейрогенные копулятивные дисфункции у мужчин Сексуальная несовместимость. Как сохранить сексуальную гармонию в отношениях Как предупредить проблемы психического здоровья детей Диссоциальное расстройство личности – социопатия Ребенок заикается — что делать родителям? Популярные статьи Неурядицы в семье: из практики западных специалистов Психологический тест для детей «ДОМ» Нужны ли диалоги в постели?

Как с помощью теста определить свой внутренний мир?

Популярным тестом, с помощью которого можно оценить себя со стороны, является рисунок «твой внутренний мир». Чтобы увидеть эмоциональную сторону мозга, необходимо делать нечто не логическое, перестав думать об этом. На бумаге будут спроэцированы злость, радость, другие переживания.

Перед прохождением теста необходимо успокоиться. В помещении не должно быть посторонних людей. Пошаговая инструкция проведения теста:

  1. Взять чистый лист бумаги, карандаш или ручку.
  2. Разделить листок на 4 равных части, каждую из которых пронумеровать по центру.
  3. На первой части по центру поставить точку, на втором — прямоугольник, на третьем — знак «=», четвертый оставить чистым.
  4. Успокоиться, постараться освободить свой разум от ненужных мыслей.
  5. После освобождения разума нарисовать то, что приходит первым на ум. Этими рисунками заполнить три квадрата. Изображения должны быть простыми, чтобы на заполнение трех секторов ушло не более 10 секунд.
  6. В 4 зоне нарисовать лодку, плывущую по волнам. Она должна быть простой, без сложных форм.

Выявление черт характера по тесту «Выбери фигуру»

Психологический тест, который можно проводить самостоятельно или с помощью психолога. Заранее необходимо нарисовать 4 рисунка на отдельных листах. Это круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, зигзаг. После этого пациенту нужно выбрать наиболее привлекательную для него фигуру, остальные расположить по убыванию.

Расшифровка результата:

  1. Если квадрат стоит на первом месте — человек трудоголик. Он доводит любое начатое дело до конца. Индивид имеет отличную память, работает ответственно. Уделяют больше внимания работе, развитию.
  2. Если треугольник стоит на первом месте — человек властный, лидер. Отличаются силой, смелостью, умением решать любые спорные ситуации, сложные моменты. Не признает собственные ошибки, всегда считают себя правыми. Чужое мнение такого индивида не волнует.
  3. Если на первом месте стоит круг — человек стремится к обретению гармонии. Создает вокруг себя приятную атмосферу, общителен, заботлив. Умеет помогать всем, независимо от ситуации, выслушает в трудный момент.
  4. На первом месте стоит прямоугольник — личность постоянно меняет свои взгляды, предпочтения. Нельзя заметить последовательность действий, выделить закономерность. Разгадать до конца такого человека невозможно. Не прекращает искать что-то лучшее, недовольны тем что имеет.
  5. Если на первом месте стоит зигзаг — это творческая натура. Наивный, добрый, легко поддается внушению.

Музеи Плимота Патуксета | Строительство дома

Хотя материалы и методы строительства английских домов и домов вампаноагов были разными, их функции были одинаковыми. Жилища были центром семейной жизни, обеспечивая защиту от непогоды, а также пространство для работы, отдыха и хранения.

Они также давали убежище гостям или путешественникам и иногда использовались для семейной молитвы или духовных собраний.

В 1600-х годах как мужчины, так и женщины вампаноагов принимали участие в строительстве дома. Работая вместе, они знали, что дома, которые они построили, будут крепкими. Совместная работа также сделала жителей деревни сильным сообществом.

Вампаноаги жили в тесной духовной связи с землей. Они верили, что Творец создал их Людей из Земли и деревьев, с которыми они разделили дыхание Жизни. Когда они собирали на Земле то, что им было нужно для строительства своих домов, они соединялись с Матерью-Землей и благодарили за то, что они собрали.

Дом вампаноагов назывался wetu . Семьи возводили эти жилища на своих прибрежных насаждениях и жили в них в течение всего вегетационного периода. С приходом холодов люди вернулись под защиту внутренних деревень. Жилища в деревнях были либо длинными, многосемейными, либо меньшими, круглыми wetuash (множественное число от wetu ).

В многосемейных жилищах могло проживать 40-50 человек – обычно четыре или меньше родственных семей. В этих домах у каждой нуклеарной семьи был свой огонь. Дома обычно были 50-60 футов в длину, но могли достигать и 100 футов в длину.

Весной вампаноаги собрали саженцы (молодые деревья) для изготовления каркасов домов. Мужчины подготовили саженцы, сняв с них кору; затем кору раскалывали и использовали для крепления каркаса дома. Для каркаса небольшого дома требовалось около 40 саженцев, а для большого дома — до 200.

Широкие листы коры больших старых деревьев покрывали каркасы зимних домов, а коврики из рогоза покрывали те, что использовались в более теплые месяцы посадки. С благодарственными молитвами женщины в конце лета собирали рогоз с болот и топей. Тростник сушили на солнце, а когда он был готов, сшивали рогоз в большие двусторонние циновки. Коврики, уложенные поверх каркаса дома, отводили дождь и сохраняли внутреннее пространство комфортным и сухим.

Для зимних домов женщины также плели циновки из камыша, еще одного вида болотного растения. На плетение этих циновок уходило больше времени, и их часто украшали и окрашивали в красный и черный цвета. Их вешали в домах, чтобы согреться холодными зимами Новой Англии.

В домах вампаноагов в самом верху дома была проделана дыра. Это отверстие позволяло выходить дыму от пожара в помещении. Листы коры над этим отверстием защищали от дождя или снега. Семья, живущая там, меняла положение этого покрытия при изменении направления ветра.

Дома вампаноагов были построены круглой формы, потому что это лучше всего способствует равномерному обогреву или охлаждению дома. Эта круглая форма также представляла многие круговые вещи в Творении, такие как циклы Жизни.

Когда-то построенные дома принадлежали женщинам. С точки зрения вампаноагов, это потому, что они рожают детей, которые являются будущим народа и должны быть защищены и взращены. Мужчины жили со своими семьями в домах и несли ответственность за обеспечение и защиту семей.

Вампаноаг Люди строили свои дома таким же образом на протяжении тысячелетий, но сегодня живут в современных домах. В доме Patuxet Homesite в Plimoth Patuxet сотрудники коренных народов строят дома традиционным способом. Они обнаружили, что дома так же удобны, как наши современные дома.

Представьте, что вы прибыли в неизвестную страну после долгого морского путешествия. Сейчас середина зимы и лютые морозы. Вы ослабели и устали от морской болезни и нуждаетесь в теплом доме на суше. Вы можете получить этот дом, если сначала его построите!

Вот что должны были сделать пилигримы, когда они отплыли в Новую Англию на Mayflower в 1620 году. Колонисты знали, что там, где они направлялись, нет английских городов. Они были готовы строить свои собственные дома, но они не ожидали, что им придется строить эти дома посреди зимы.

Колонисты не планировали прибывать в Плимут так поздно в этом году. Было много задержек. Speedwell , дырявый корабль, который должен был плыть с Mayflower , пришлось оставить в Англии, и у Пилигримов возникли разногласия с людьми, которые помогли оплатить путешествие.

Потребовалось почти два месяца, чтобы Mayflower наконец покинул Англию 5 сентября 1620 года. В результате Mayflower прибыл в Плимут только в декабре.

Когда колонисты прибыли в Плимут, они сразу же приступили к строительству своего города. Они привезли с собой инструменты, гвозди и железные скобяные изделия. Земля обеспечивала их всем необходимым. Мужчины пошли в лес и рубили деревья. Они использовали топоры, чтобы рубить и обрезать деревья от круглых до квадратных. Затем они соединяют эти части вместе, чтобы они стали рамой. Это придавало дому форму и прочность.

Дома колонистов были покрыты соломой, чтобы защитить их от солнца, ветра и дождя. Чтобы сделать крышу, они срезали траву и тростник с болот и связали их. Потом послойно крепили их к крыше. Для внешней стороны дома колонисты рубили деревья и раскалывали древесину, чтобы сделать тонкие доски, называемые обшивкой. Затем доски были прибиты вместе к каркасу дома.

Чтобы сделать стены дома, колонисты построили каркас дома из маленьких палочек, называемых плетнем. Они брали глину, землю и травы и смешивали их с водой, чтобы сделать раствор, называемый мазью. Они вдавливали мазку в плетень, пока она не заполнила стену и не образовала гладкую поверхность внутри. Эта гладкая поверхность напоминает штукатурку на стенах некоторых современных домов.

Обычно на постройку дома уходило около двух-трех месяцев: от каркаса до обшивки обшивкой, плетения и обмазки и, наконец, покрытия соломой крыши. Работа над последними штрихами иногда продолжалась еще несколько месяцев даже после того, как в нем заселялась семья.

Когда дома были закончены, они были не очень большими. Поскольку паломники надеялись владеть своей землей и строить в будущем лучшие дома, дома в Плимутской колонии в 1620-х годах были не такими удобными, как те, которые паломники оставили в Англии и Голландии. В большинстве их домов была только одна комната. Колонисты готовили, ели и спали, а также выполняли другую работу в этой комнате. Женщины готовили пищу вокруг очага, где разводили небольшие костры. Огонь из очага давал тепло зимой и свет ночью. Иногда зажигали свечи и масляные лампы. Если и был дымоход, то он был сделан из дерева, глины и обшивки, как и весь остальной дом.

Большую часть времени в домах было очень темно. У них было всего несколько маленьких окон, закрывавшихся деревянными ставнями. Полы были из утрамбованной земли. В некоторых домах над первым этажом имелись складские помещения, называемые мансардой. Эти пространства использовались для хранения продуктов питания и других товаров, таких как сушеные травы из сада, снопы кукурузы с полей или даже грядки. Они использовали лестницы, чтобы подняться на чердак.

Английским колонистам пришлось нелегко в первую зиму, когда они строили свой город. Около половины мужчин, женщин и детей, совершивших плавание на Мэйфлауэр умер от болезней, вызванных холодной и сырой погодой и отсутствием теплых домов. Однако к следующей зиме они построили 11 новых домов. Город начал расти, и у колонистов наконец-то появилось необходимое убежище.

Монтессори: самая влиятельная школа в мире?

Загрузка

Семейное древо | Образование

(Изображение предоставлено Alamy)

Авторы: Дэвид Робсон и Алессия Франко, 1 февраля 2023 г.

Технические гении, строители нации и известные художники восхваляют преимущества образования Монтессори, но выдерживает ли оно научную проверку? Дэвид Робсон и Алессия Франко проводят расследование.

W

Рассматривая жизнь богатых и знаменитых, всегда хочется поискать секреты их успеха. Итак, вот головоломка: что общего между кухаркой Джулией Чайлд, писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом, певицей Тейлор Свифт и основателями Google Ларри Пейджем и Сергеем Брином?

Ответ заключается в том, что все они в детстве посещали школы Монтессори. В США уже давно замечено влияние школ в мире искусства и технологий. Но досягаемость образовательного метода выходит далеко за рамки этого. Лидер независимости Индии Махатма Ганди был его поклонником и описал, как дети, обучавшиеся с его помощью, «не чувствовали бремени обучения, поскольку они узнавали все во время игры». Рабиндранат Тагор, поэт, лауреат Нобелевской премии, создал сеть школ Монтессори для свободного творческого самовыражения детей.

Но действительно ли этот метод работает?

Прошло более века с тех пор, как итальянский врач и педагог Мария Монтессори разработала свои знаменитые принципы, которые побуждали детей развивать автономию с самого раннего возраста. Ее жизнь представляет собой вдохновляющую историю ранней феминистки, которая осмелилась бросить вызов фашистскому режиму в погоне за своей мечтой. По некоторым оценкам, сейчас в мире существует не менее 60 000 школ, использующих метод Монтессори.

Примечательно, однако, что преимущества образования Монтессори остаются предметом споров. Отчасти это связано с неотъемлемыми трудностями проведения научных исследований в классе, а это означает, что существующие исследования подвергались жесткой критике со стороны скептиков. Только недавно исследователи смогли решить некоторые из этих вопросов, и их выводы представляют собой интригующее чтение для учителей, родителей, учащихся — да и вообще для всех, кто очарован гибкостью детского ума.

Игра с хлебными крошками  

Монтессори родилась в небольшом итальянском муниципалитете Кьяравалле в 1870 году в семье прогрессивных родителей, которые часто общались с ведущими мыслителями и учеными страны. Эта просвещенная семейная среда давала Монтессори много преимуществ перед другими молодыми девушками того времени.

«Поддержка ее матери была жизненно важна для принятия некоторых важных решений, таких как зачисление ее в техникум после получения начального образования», — говорит Элиде Тавиани, член совета директоров Национальной оперы Монтессори в Риме, Италия. основана Монтессори для исследования и продвижения ее образовательных методов. Поддержка ее родителей также оказалась существенной для ее решения изучать медицину, область, в которой доминировали мужчины.

«Семья Марии Монтессори всегда была чрезвычайно чувствительна к социальным вопросам, — добавляет Тавиани, — например, к борьбе за женскую эмансипацию — борьбе, которую Монтессори будет продолжать во взрослой жизни. «Она представляла собой важный ориентир для других женщин той эпохи».

Детей поощряют выполнять задания с минимальным вмешательством взрослых (Фото: Davies/Topical Press Agency/Getty Images)6 июня Монтессори начала работать добровольным ассистентом в психиатрической клинике Римского университета, где она ухаживала за детьми с трудностями в обучении. Комнаты были голые, с несколькими предметами мебели. Однажды она обнаружила, что дети с энтузиазмом играют с панировочными сухарями, упавшими на пол, — говорит Катрин Л’Экюйер, исследователь в области психологии и образования из Университета Наварры в Испании и автор книги «Чудо-подход». «Тогда ей пришло в голову, что происхождение некоторых умственных нарушений может быть связано с обнищанием». Монтессори пришла к выводу, что при наличии правильных учебных материалов эти и другие молодые умы можно взрастить.

Это наблюдение привело Монтессори к разработке нового метода обучения, направленного на обеспечение оптимальной стимуляции в чувствительные периоды детства.

В основе лежит принцип, согласно которому все учебные материалы должны быть размером с ребенка и разработаны так, чтобы воздействовать на все органы чувств. Кроме того, каждому ребенку должно быть позволено свободно двигаться и действовать, а также использовать свои творческие способности и навыки решения проблем. Учителя взяли на себя роль наставников, поддерживая детей без принуждения или контроля.

Монтессори открыла свой первый «Casa dei Bambini» – «Дом ребенка» – в 1907 году, и вскоре он породил множество других. Со временем она также наладила связи с провидцами по всему миру, включая Ганди. Возможно, это удивительно, но когда фашисты впервые пришли к власти в Италии в 1922 году, они изначально поддержали ее движение. Но вскоре они выступили против акцента на свободе слова детей. По словам Тавиани, ценности Монтессори всегда были связаны с человеческим уважением и «правами детей и женщин. Но фашисты хотели использовать ее работу и ее славу».

Ситуация достигла предела, когда фашистский режим попытался повлиять на образовательное содержание школ, и в 1934 году Монтессори и ее сын решили покинуть Италию. Она вернулась на родину только в 1947 году и продолжала писать и развивать свой метод до своей смерти в 1952 году, в возрасте 81 года. , не все из которых признаны Оперой Монтессори, но некоторые фундаментальные принципы остались нетронутыми. Одна из них — представление об учителях как о нежных проводниках, поощряющих детей к выполнению заданий с минимальным вмешательством взрослых.

«Наши дети учатся управлять собой», — говорит Мириам Ферро, директор Ecoscuola Montessori в Палермо, Сицилия, которая принимает детей с первых месяцев жизни до шестилетнего возраста.

Некоторые предметы в Ecoscuola аналогичны тем, которые преподаются в других дошкольных учреждениях и школах, например, математика и музыка. Но есть также сегмент под названием «Практическая жизнь», который восходит к первоначальному видению Монтессори автономии детей. Он включает в себя реальные практические задачи, такие как подача напитков своим одноклассникам. В целях безопасности учителя должны были взять на себя кипячение воды, но дети должны были играть активную роль в мытье рабочей поверхности, а затем раздавать напитки другим. «А во время завтрака и обеда они также действуют самостоятельно, по очереди накрывая на стол и обслуживая своих одноклассников», — говорит Ферро.

Мария Монтессори разработала новый метод обучения, который воздействует на чувства детей, побуждая их использовать свои творческие способности и навыки решения проблем. Дети разного возраста учатся в одном классе, чтобы шестилетки, например, могли помогать трехлеткам. Нет никаких тестов или оценок, чтобы избежать конкуренции между учениками. Каждое занятие длится три часа, чтобы дети могли полностью погрузиться в то, что они делают. Учебные материалы разработаны так, чтобы их можно было брать в руки и исследовать всеми органами чувств, например, буквы и цифры, сделанные из наждачной бумаги, которые ребенок может обводить пальцем.

Какой бы жизнерадостной и разумной ни казалась эта концепция, приносит ли она какие-либо ощутимые преимущества помимо тех, которые можно увидеть в обычном классе?

Это может показаться простым вопросом, но на него очень сложно ответить. Исследования показывают, что определенные аспекты образования Монтессори могут быть полезны, но результаты приходят с важными оговорками. Это потому, что стандартный научный процесс, используемый для выяснения, работает что-то или нет, трудно применить в классе.

Для научного измерения эффекта вмешательства обычно проводят рандомизированное контролируемое исследование. Это включает в себя случайное распределение участников на две группы: «экспериментальную» группу, которым проводят вмешательство, и «контрольную» группу, которые проходят сравнимую, но другую процедуру, которая, как ожидается, не даст желаемого эффекта. Если те, кто подвергся вмешательству, добились большего успеха, чем те, кто этого не сделал, можно сделать вывод, что оно сработало так, как хотелось бы. В медицине люди в группе вмешательства могут получить настоящую таблетку, в то время как контрольная группа может получить таблетку «плацебо», которая выглядит так же, как настоящая, но не содержит активных ингредиентов.

К сожалению, очень сложно применить ту же строгость к тестированию образовательных мероприятий. Возможно, вы решите сравнить учеников в школах Монтессори с учениками в какой-то другой системе образования. Но многие школы Монтессори платные, и выбор родителей может быть связан со многими другими факторами, которые также могут повлиять на успеваемость ребенка. Дело не только в богатстве родителей. «Родители, отправляющие своих детей в школу Монтессори, могут быть более вовлечены в их образование, поэтому их собственный стиль обучения дома может положительно повлиять на их успех», — объясняет Хавьер Бернасер из Института культуры и общества Университета Наварры в Испании.

Определенно, некоторые исследования показали ряд преимуществ для развития детей, но мы не можем быть уверены, является ли это результатом метода Монтессори или просто связано с их привилегированным происхождением.

Анджелина Лиллард, профессор психологии Университета Вирджинии в Шарлотсвилле, попыталась решить эти проблемы, обратившись к одной из школ Монтессори в Милуоки, США. Дети, подавшие заявление в школу, были отобраны по системе лотереи. Этот случайный выбор должен устранить эти другие смешанные факторы, что позволит Лилларду быть более уверенным в том, что любые различия были связаны с самим методом Монтессори. Анализируя их успехи в возрасте пяти лет, Лиллард обнаружил, что дети, которые ходили в школу Монтессори, как правило, обладали лучшими навыками грамотности, счета, исполнительными функциями и социальными навыками по сравнению с теми, кто посещал другие школы. А в 12 лет они показали лучшие способности к рассказыванию историй.

Какими бы положительными ни были эти результаты, стоит отметить, что они были основаны на относительно небольшой выборке учеников. Хлоя Маршалл из Университетского колледжа Лондонского института образования говорит, что результаты Лилларда представляют собой самый строгий тест на сегодняшний день, «но это всего лишь одно доказательство, и нам нужно воспроизвести его в науке».

Преимущества «неструктурированного времени»

Если взглянуть на литературу по педагогике и психологии в более общем плане, Маршалл подозревает, что этот метод действительно приносит пользу, но не имеет недостатков. Например, есть некоторые недавние доказательства того, что предоставление детям неструктурированного времени, в течение которого они могут заниматься своими делами без слишком большого вмешательства со стороны взрослого, действительно приводит к большей независимости и самоуправлению — и этот подход находится на первом месте. самое сердце метода Монтессори.

Есть также некоторые свидетельства того, что дети в классах, в которых используются только проверенные учебные материалы Монтессори, учатся лучше, чем в классах с другими видами образовательных объектов, что позволяет предположить, что их уникальный дизайн действительно способствует обучению в раннем возрасте.

Соланж Денерво, нейробиолог из Университетского госпитального центра Водуа в Швейцарии и сама бывшая учительница Монтессори, так же положительна. В недавнем исследовании она обнаружила, что дети, которые посещают школы Монтессори, как правило, более креативны, что, в свою очередь, похоже, связано с лучшими академическими результатами. (Хотя ей не удалось получить полностью рандомизированную выборку учеников, она попыталась убедиться, что сравнивает детей с одинаковым интеллектом и социально-экономическим положением, чтобы исключить некоторые смешанные факторы.) 

Мария Монтессори считала, что с правильными учебными материалами можно воспитывать юные умы. (Фото: Corbis/Getty Images) а также более широкие возможности находить собственные решения проблемы и учиться на своих ошибках — все это должно способствовать более гибкому мышлению. «Это безопасное пространство для проб и ошибок», — предлагает она.

Могут ли успехи выпускников Монтессори отражать эти преимущества? Маршалл говорит, что нам нужно воздержаться от суждений, поскольку у нас пока нет убедительных доказательств долгосрочных преимуществ. Денерво настроена более позитивно: учитывая ее результаты, она считает, что Монтессори-образование может помочь людям добиться успеха в творческих отраслях.

«Когда ты в школе, ты строишь архитектуру своего разума», — говорит она. По ее словам, было бы логично, если бы люди, которые научились быть мотивированными, гибкими и готовыми к сотрудничеству в молодом возрасте, должны иметь преимущество в дальнейшей жизни.

Марка Монтессори

Какими бы ни были истинные преимущества метода, в его центральной идее, безусловно, есть что-то привлекательное, и его сторонники добились огромного успеха в продвижении своего послания об освобожденном, самостоятельном детстве, свободном от тирания традиционного образования. Мария Монтессори неустанно продвигала свой метод, и ее последователи продолжали распространять его по миру.

«Он не случайно стал «брендом», — объясняет Джанфранко Марроне, профессор семиотики, изучающей знаки и символы, из Университета Палермо. Он указывает на рост брендов и маркетинга с 19 века.80-х годов, который распространяется на учебные заведения. Он предполагает, что имя Монтессори теперь ассоциируется с высоким качеством образования и даже жизненной философией, которая привлекает многих родителей.

По иронии судьбы, сегодня многие школы носят имя Марии Монтессори, лишь частично придерживаясь ее методов. Это потому, что слово не является торговой маркой. Хотя в разных странах есть официальные учреждения Монтессори, обеспечивающие подготовку учителей и аккредитацию, школам не обязательно использовать этот термин в своей рекламе.

«Все труднее найти подлинное Монтессори-образование», — говорит Л’Экюйе, который беспокоится, что некоторые школы могут просто следовать тенденции, не принимая по-настоящему принципов, касающихся детской автономии, или продолжительности учебных занятий — все которые могут повлиять на важные результаты. Отсутствие последовательности в применении метода может объяснить, почему существуют различия в оценке преимуществ метода Монтессори, в том числе некоторые неспособности отметить какие-либо преимущества по сравнению с другими образовательными системами.

Маршалл более оптимистичен в отношении этих изменений. Хотя она согласна с тем, что различные подходы иногда могут искажать оценки метода Монтессори, она также признает, что движению, возможно, придется адаптироваться к социальным и технологическим изменениям. Возьмите электронные устройства и их многочисленные применения в образовании: «Она не могла бы об этом написать».

Свидетельством работы Монтессори является то, что спустя более 100 лет после того, как она открыла свою первую школу, педагоги все еще борются с ее теорией, и что она продолжает вдохновлять на серьезные исследования. И, учитывая заманчивые недавние результаты, он может продолжать разжигать разговоры еще столетие.

* Алессия Франко — автор и журналист, специализирующийся на истории, культуре, обществе, рассказывании историй и их воздействии на людей. Она @amasognacredi в Твиттере.

* Дэвид Робсон — писатель из Лондона. Его последняя книга «Эффект ожидания: как ваше мышление может изменить вашу жизнь» была опубликована в начале 2022 года. Он @d_a_robson в Твиттере.

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или следите за нами на Twitter или Instagram .

Добавить комментарий