Методика м рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Курбатова Анна Валерьевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

Статья просмотрена: 439 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 37.03

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Курбатова Анна Валерьевна

магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностных ориентаций у студентов. В статье речь идет об анализе наиболее подходящих методик исследования ценностных ориентаций студентов. Выбранные методики позволят наиболее эффективно определить ценностные ориентации студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, методика.

 

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации — это психологический орган, механизм личностного роста и саморазвития, носящий развивающийся характер и представляющий собой динамическую систему. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.

Для студентов годы обучения — один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных студентов была использована методика М. Рокича. [1] Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два вида ценностей:

а) Терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б) Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей и 18 наименований инструментальных ценностей. Тест-анкета выдавалась  испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая — 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов — значимые; 7-12 баллов — менее значимые; 13-18 баллов — не имеющие значения.

Терминальные ценности включают следующие:

1)                 активная, деятельная жизнь;

2)                  жизненная мудрость;

3)                  здоровье;

4)                 интересная работа;

5)                 красота природы и искусства;

6)                 любовь;

7)                  материально обеспеченная жизнь;

8)                 наличие хороших и верных друзей;

9)                  общественное признание;

10)             познание;

11)             равенство;

12)             самостоятельность;

13)              свобода;

14)             счастливая семейная жизнь;

15)              творчество;

16)              уверенность в себе;

17)              удовольствия.

Инструментальные ценности:

1)                 аккуратность;

2)                  воспитанность;

3)                  высокие запросы;

4)                  чувство юмора;

5)                  исполнительность;

6)                  независимость;

7)                 непримиримость к недостаткам;

8)                  образованность;

9)                  ответственность;

10)             рационализм;

11)              самоконтроль;

12)             смелость в отстаивании своего мнения;

13)              твердая воля;

14)             терпимость к взглядам и мнениям других;

15)              широта взглядов;

16)              честность;

17)              эффективность в делах;

18)              чуткость. 

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки.

Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков». Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования.

Однако стоит отметить, что в 1992 году  Шалом Шварц  разработал опросник, используя методику Рокича, изменив, расширив и усовершенствовав её концептуальную базу. Значительная часть слов-индикаторов в опроснике Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальные из различных международных исследований и из текстов по религиоведению.

[2]

Шварц, заново проанализировал некоторые из ранее собранных данных и предложил типы ценностей, которые отчасти подтвердили выделенную Рокичем теорию из двух векторов ценностей. На основе имеющихся сведений Шварц и разработал новую теорию исследования ценностных ориентаций. Полученные данные Шварц использовал для моделирования теоретически обоснованной методики, охватывающей широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения как групповых ценностей, так и ценностей отдельного человека.

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник состоит из двух частей:

Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда проявляются в социальном поведении. Эта часть состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Опрашиваемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Важнейшая в моей жизни» (+7).

Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, которые чаще других проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.

Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжирование, как делал Рокич), позволяет исключить фактор взаимозависимости значений предлагаемых характеристик. Наличие отрицательного пункта шкалы позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди стремятся воздерживаться в своем поведении.

Также мы использовали  весьма оригинальную методику А.П. Вардомацкого – аксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп. Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.

Таким образом, мы изучили ряд известных методов межкультурных исследований ценностей. Среди них мы отобрали самые оригинальные и эффективные, на наш взгляд, методики – психологический опросник С. Шварца и аксибиографическая методика А.П. Вардомацкого. Эти разнообразные методики позволили нам привлечь к исследованию различные методы – наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Это необходимо для всестороннего анализа такого сложного феномена, как ценностные ориентации.



Список литературы:

  1. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. — Т.1. — М., 2000.- С. 25 — 29.
  2. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.



Комментарии:

 

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» — готовый доклад по цене 30 руб

Выбери предмет

Технические

Авиационная и ракетно-космическая техника

Автоматизация технологических процессов

Автоматика и управление

Архитектура и строительство

Базы данных

Военное дело

Высшая математика

Геометрия

Гидравлика

Детали машин

Железнодорожный транспорт

Инженерные сети и оборудование

Информатика

Информационная безопасность

Информационные технологии

Материаловедение

Машиностроение

Металлургия

Метрология

Механика

Микропроцессорная техника

Начертательная геометрия

Пожарная безопасность

Приборостроение и оптотехника

Программирование

Процессы и аппараты

Сварка и сварочное производство

Сопротивление материалов

Текстильная промышленность

Теоретическая механика

Теория вероятностей

Теория игр

Теория машин и механизмов

Теплоэнергетика и теплотехника

Технологические машины и оборудование

Технология продовольственных продуктов и товаров

Транспортные средства

Физика

Черчение

Электроника, электротехника, радиотехника

Энергетическое машиностроение

Ядерные физика и технологии

Другое

Естественные

Агрохимия и агропочвоведение

Астрономия

Безопасность жизнедеятельности

Биология

Ветеринария

Водные биоресурсы и аквакультура

География

Геодезия

Геология

Естествознание

Землеустройство и кадастр

Медицина

Нефтегазовое дело

Садоводство

Фармация

Химия

Хирургия

Экология

Гуманитарные

Актерское мастерство

Английский язык

Библиотечно-информационная деятельность

Дизайн

Документоведение и архивоведение

Журналистика

Искусство

История

Китайский язык

Конфликтология

Краеведение

Криминалистика

Кулинария

Культурология

Литература

Логика

Международные отношения

Музыка

Немецкий язык

Парикмахерское искусство

Педагогика

Политология

Право и юриспруденция

Психология

Режиссура

Реклама и PR

Религия

Русский язык

Связи с общественностью

Социальная работа

Социология

Физическая культура

Философия

Французский язык

Этика

Языки (переводы)

Языкознание и филология

Экономические

Анализ хозяйственной деятельности

Антикризисное управление

Банковское дело

Бизнес-планирование

Бухгалтерский учет и аудит

Внешнеэкономическая деятельность

Гостиничное дело

Государственное и муниципальное управление

Деньги

Инвестиции

Инновационный менеджмент

Кредит

Логистика

Маркетинг

Менеджмент

Менеджмент организации

Микро-, макроэкономика

Налоги

Организационное развитие

Производственный маркетинг и менеджмент

Рынок ценных бумаг

Стандартизация

Статистика

Стратегический менеджмент

Страхование

Таможенное дело

Теория управления

Товароведение

Торговое дело

Туризм

Управление качеством

Управление персоналом

Управление проектами

Финансовый менеджмент

Финансы

Ценообразование и оценка бизнеса

Эконометрика

Экономика

Экономика предприятия

Экономика труда

Экономическая теория

Экономический анализ

EVIEWS

SPSS

STATA

ЦЕННО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ

. 2021;74(5):1079-1085.

Желанов Дмитрий Владимирович 1 , Борис I Паламар 2 , Татьяна С Грузиева 2 , Виктория В Желанова 3 , Инна В Леонтьева 3 , Епихина Марина А 4

Принадлежности

  • 1 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. С. СКОВОРОДА, ХАРЬКОВ, УКРАИНА.
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. БОГОМОЛЕЦА, КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, СТАРОБИЛЬСК, УКРАИНА.
  • PMID: 34090268

Бесплатная статья

Желанов Дмитрий В. и др. Вид Лек. 2021.

Бесплатная статья

. 2021;74(5):1079-1085.

Авторы

Желанов Дмитрий Владимирович 1 , Борис I Паламар 2 , Татьяна С Грузиева 2 , Виктория В Желанова 3 , Инна В Леонтьева 3 , Епихина Марина А 4

Принадлежности

  • 1 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. С. СКОВОРОДА, ХАРЬКОВ, УКРАИНА.
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. БОГОМОЛЕЦА, КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, СТАРОБИЛЬСК, УКРАИНА.
  • PMID: 34090268

Абстрактный

Цель: Цель: в статье представлены теоретическое обоснование ценностно-мотивационной составляющей здорового образа жизни, методика диагностики, результаты количественного и качественного анализа реального состояния ее сформированности у студентов современных вузов; представлены педагогические средства здоровьеориентированного, содержащие интерактивные и рефлексивно ориентированные формы и методы воспитания здорового образа жизни; приведены конкретные примеры их реализации.

Пациенты и методы: Материалы и методы: Комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение) и диагностических стандартизированных методов (метод М. Рокич «Ценностные ориентации», опросник Р. Березовской «Отношение к здоровью» (ценностно-мотивационная шкала)). , опросник «Мотивационная составляющая здорового образа жизни» (Н. Волошко, В. Рыбалка).

Полученные результаты: Результаты: Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на ценностном отношении к сохранению, улучшению и укреплению здоровья посредством мотивированной деятельности, направленной на улучшение условий жизни, что обеспечивает качественную самореализацию личности во всех сферах жизнедеятельности. Существенным компонентом структуры здорового образа жизни является ценностно-мотивационный компонент как совокупность мотивов, потребностей, установок на сохранение собственного здоровья и воспитание чувства ответственности за него. Педагогические средства оздоровительной направленности представляют собой совокупность интерактивных и рефлексивно ориентированных форм и методов формирования здорового образа жизни, в основе которых лежит партнерское субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, их диалог, полилогия и сотрудничество.

Заключение: Выводы. Теоретическое осмысление и результаты диагностического исследования позволили определить сущность и структуру здорового образа жизни, определить реальное состояние сформированности его ценностно-мотивационного компонента и разработать педагогический инструментарий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; педагогические средства оздоровительной направленности; ценностно-мотивационный компонент здорового образа жизни.

Похожие статьи

  • [Девочки более успешны, чем мальчики в университете. Гендерно-групповые различия в моделях, интегрирующих мотивационный и агрессивный компоненты, коррелирующие с тестовой тревожностью.

    Массон А.М., Ойоа П., Кадо М., Нахама В., Пети Ф., Анссо М. Массон А.М. и др. Энцефал. 2004 г., январь-февраль; 30(1):1-15. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95410-3. Энцефал. 2004. PMID: 15029071 Французский.

  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ Оздоровительно-физкультурной деятельности.

    Грибань Г.П., Мирошниченко М.С., Ткаченко П.П., Краснов В.П., Карпюк Р.П., Мехед О.Б., Шиян В.М. Грибань Г.П. и соавт. Вид Лек. 2021;74(5):1074-1078. Вид Лек. 2021. PMID: 34090267

  • Роль ученых-фармацевтов в формировании здорового образа жизни как ценностной ориентации.

    Галий Л., Лутаева Т., Ленчик Л., Суриков О., Мороз С. Галий Л. и др. Аптека (Базель). 2022 26 января; 10 (1): 20. doi: 10.3390/pharmacy10010020. Аптека (Базель). 2022. PMID: 35202070 Бесплатная статья ЧВК.

  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

    Пантюк Т.И., Пантюк М.П., ​​Квас О.В., Федчишин Н.О., Романчук О.В., Клим М.И., Перхун Л.В. Пантюк Т.И. и соавт. Вид Лек. 2021;74(10 п.1):2477-2481. Вид Лек. 2021. PMID: 34897008

  • Эффективность мотивационного интервьюирования по изменению образа жизни и состоянию здоровья клиентов из группы риска или с диагнозом сердечно-сосудистые заболевания: систематический обзор.

    Lee WW, Choi KC, Yum RW, Yu DS, Председатель SY. Ли В.В. и др. Int J Nurs Stud. 2016 янв; 53:331-41. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2015.09.010. Epub 2015 3 октября. Int J Nurs Stud. 2016. PMID: 26493130 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

БУМАГА OCERINT Шаблон

 

ЦЕННОЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОБЛЕМАТИЧЕСКОГО С И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МИР РОМАНОВ ЛЕОНИДА ЯНДАКА

Беляева Татьяна 1 , Кудрявцева Раисия 2 *, Рябинина Марианна 3 , Калашникова Лариса 4 , Гусева Надежда 9000 5 5 , Елена Петрова 6
1 доц. проф., д.т.н., Марийский государственный университет, РОССИЯ, sokolova_beljaeva@mail. ru
2 Проф., д.т.н., Марийский государственный университет, РОССИЯ, [email protected]
3 Доц. д.ф.-м.н., Марийский государственный университет, РОССИЯ, [email protected]
4 P Магистрант, Марийский государственный университет, РОССИЯ, [email protected]
5 Кандидат технических наук. кандидат, Марийский государственный университет, РОССИЯ, [email protected]
6 доц. д.т.н., Марийский государственный университет, РОССИЯ, [email protected]

*Поддерживающий переписку


Аннотация

В статье анализируются аксиологические аспекты проблематики и идейного мира исторических романов Леонида Яндака «Чоткар» (2000) и «Мамич Бердей» (2001).
Национальная, социокультурная и философская проблематика этих произведений затрагивает «терминальные» (стремление жить в мире, безопасности и неконфликтности) и «инструментальные» (мужество, смелость, честность, вежливость) ценности (терминология М. Рокича) марийцев. люди и ценностные ориентации главных героев (долг, способность любить, мужество, доброта, уважение, честь и др.).
Действие романа «Чоткар» разворачивается в 1236-1237 гг., когда марийцы, а также другие малочисленные народности под предводительством вождя Чоткара поднялись на защиту своей земли и национальной свободы. Основное сюжетное действие в романе «Мамич Бердей» разворачивается в XVI веке, в переломный период, когда решалась судьба марийского народа (перспектива геополитического господства Русского царства или Казанского ханства).

В обоих романах писатель рассуждает о политических ценностях (свобода, истина, справедливость, равенство, мир и согласие), упоминает также семейные (традиции, устои, послушание, уважение), религиозные (вера, нравственные принципы, терпение) основы общество. Главными действующими лицами являются люди, выразителями политических и религиозных интересов которых являются ключевые персонажи, вынесенные в названия произведений (Чоткар, Мамич Бердей). Их личностно-нравственные ценности (гуманность, милосердие, долг, любовь, достоинство, верность, дружба, доблесть, отвага) составляют концептуальную основу мировоззрения романов. Ключевые персонажи обладают всеми положительными качествами лидера: умом, силой, отвагой, внешней и внутренней красотой, волевым характером, несгибаемостью, отвагой. Князь Чоткар представлен уже как сформировавшаяся личность с устоявшимся мировоззрением, а Мамич Бердей дан в процессе личностного развития и взаимодействия с людьми, которые точно оценивают его интеллект, стойкость, принципиальность, знание нескольких языков и избирают его сотник.

Основным композиционным приемом обоих произведений является контраст (в построении сюжетной линии и образов персонажей).

В отличие от высоких нравственных принципов в романах широко представлены антиценности: предательство, жажда войны, вражды и ссоры, чрезмерная гордыня, убийство, падение и т. д. Одна группа героев с их жизненными позициями противопоставляется другой: на с одной стороны, защитники интересов народа, традиций, родной земли, с другой стороны, варвары и завоеватели чужих территорий, «сеющие» вокруг смерть и страх.

Добавить комментарий