Методика мотивация достижения успеха и избегания неудач: Исследование мотивации достижения и мотивации избегания

Исследование мотивации достижения и мотивации избегания неудач у студентов техникума

%PDF-1.6 % 93 0 obj > endobj 90 0 obj >stream 2012-07-04T15:15:15+06:002012-07-04T15:09:28+06:002012-07-04T15:15:15+06:00application/pdf

  • Исследование мотивации достижения и мотивации избегания неудач у студентов техникума
  • Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6
  • Виндекер О. С.
  • Александрова О. И.
  • uuid:a9607367-b190-4c79-8576-bdc6ed30dcf6uuid:383f6996-225b-45e3-a756-10c19d09cba7ABBYY FineReader 9.0 Professional Edition endstream endobj 184 0 obj >/Encoding>>>>> endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 25 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 33 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 39 0 obj >stream xZn~׀8A{

    Мотивы успеха и избегания неудач.

    Мотивационная сфера личности – вся совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими.

    Мотив – сложное психическое образование, сообщающее человеку энергию и побуждающее к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели.

    Характеристики мотива: пространственность – наличие вектора мотива (объекта на который мотив направлен), степень устойчивости во времени, модальность – содержание мотива (ради чего конкретно все делается), интенсивность – сила мотива/

    У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это

    мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Хекхаузен предположил, что эти мотивы у каждого человека сбалансированы или один доминирует. О балансе мотивов можно говорить, если мотив достижения чуть сильнее мотива избегания неудач. При сильном мотиве избегания неудач, даже обладая высоким интеллектуальным уровнем и массой способностей, человек не реализует ни одной возможности, т.к. боится быть неоцененным. При сильном мотиве достижения человек постоянно напрягается, даже там, где это не нужно.

    Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции.

    Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

    Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает у довольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником.

    Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

    Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

    Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает.

    Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу — избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

    Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.

    Рассмотренные факты показывают, что прямой связи между силой мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремления к успехам успехи в учебной деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.

    Кроме того, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действия многих других значимых факторов), не носит прямого характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успехов с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.

    Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае — в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному.

    Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т. п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

    Индивиды, определенно ориентированные на успех, обычно стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся уклониться от такой информации и поэтому чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

    Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

    Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

    Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо

    Вы мотивированы избеганием неудач или достижением величия?

    07. 05.2014

    0 комментариев

     

    Дэвид Духовны наиболее известен своей актерской карьерой в роли агента
    Малдера в хите «Секретные материалы» и нынешней роли Хэнка Муди в хите
    Showtime «Блудливая Калифорния». Чего большинство людей не знает, так это того, что он играл в студенческий бейсбол
    в Принстонском университете. Вот человек, который достиг
    вершин актерского мира благодаря славе, деньгам и почестям. А он говорит
    , что радость от успеха на бейсбольном поле — самое большое чувство в мире
    . Я предварю эту запись следующим вопросом. Какая форма мотивации
    ведет к повышению производительности? Мотивация достижения успеха или
    избегания неудач?
     
    Что вас мотивирует? Одобрение, похвала, продвижение по службе, деньги,
    и слава или избегание осуждения, неодобрения, понижения в должности, бедности и
    безвестности? Какие основные влияния стоят за этими внешними формами 9?0009 мотивация лично для вас? Вы более мотивированы, чтобы избежать низкой самооценки, или
    вы более мотивированы, чтобы достичь высокой самооценки? Что вас больше мотивирует:
    страх проиграть или радость от победы?
     
    Эта тема постоянно повторялась на моих терапевтических сеансах.
    Кажется, что многие люди поспешили сказать, что они больше мотивированы
    , чтобы избежать боли проигрыша и неудачи, чем получить радость от победы
    и успеха. Как спортсмен я бы сказал, что ненавижу проигрывать больше, чем люблю
    выиграл, потому что я чувствовал, что это то, что хотели услышать тренеры. Я здесь, чтобы
    бросить вызов этому распространенному мнению.

    Рассмотрим следующий пример. Эшли и Джессика входят в
    одну и ту же команду по лакроссу (не стесняйтесь заменять команду по лакроссу на корпорацию, группу
    , урок рисования, урок математики, родительскую группу, юридическую фирму, отдел продаж…) прошлый опыт, интеллект,
    и мастерство. Чаще Эшли мотивируется достижением высокой самооценки. Ее
    мысли и фантазии, связанные со спортом, сосредотачиваются на великих делах и
    больших успехах. И наоборот, Джессика мотивирована тем, что избегает низкой самооценки. Ее
    мыслей и фантазий сосредоточены на том, как избежать ошибок. В результате Эшли
    , как правило, получает больше удовольствия от этого опыта, она более расслаблена и более уверена в себе,
    , тогда как Джессика начинает бояться этого опыта, напряжена и имеет низкую уверенность
    .

    Большинство людей не предпринимают попыток тщательного и глубокого
    самоанализа своих мыслей и чувств, способствующих мотивации. Там
    — это общее представление о том, влияют ли на мотивацию человека хорошие или плохие чувства,
    , но настоящий самоанализ, хотя и полезный, отсутствует. Четкое понимание «почему», стоящего за мотивацией, может помочь исполнителям понять, почему они более или менее мотивированы в разное время, почему они
    /не склонны к риску и почему
    они лучше/хуже своих сверстников.

    Вернемся к Эшли и Джессике, особенно к их
    уверенности и мотивации. Уверенность и мотивация Эшли высоки, потому что
    у нее обычно приятные мысли о лакроссе. Она проводит больше времени,
    визуализируя свои успехи, что вызывает чувство надежды и радости.
    Уверенность и мотивация Джессики низки, потому что она регулярно и, вероятно,
    подсознательно визуализирует ошибки и неудачи на поле. В конце
    Джессика напряжена и не получает удовольствия, поэтому она склонна к провалу на поле
    . Джессика была бы похожа на студентку, которая постоянно представляет себе, как
    получает неудовлетворительную оценку, делового человека, поглощенного мыслями о девятке.0009 понижение в должности, музыкант, который не может отделаться от мысли, что забудет текст
    на сцене, или родитель, одержимый воображаемым негативным суждением со стороны
    других родителей. Всех этих людей поглощают мысли, порождающие тревогу, гнев, депрессию, раздражительность, напряжение и общее недовольство. Кроме того,
    , когда люди сосредотачиваются на ошибках, есть большая вероятность того, что самоисполняющееся пророчество
    увеличится. Бедная Джессика всегда ищет следующую ошибку,
    становится напряженным на поле и в конечном итоге совершает ошибки.

    Меня как тренера и психолога воодушевляют
    спортсменов, которые говорят, что любят побеждать больше всего на свете. И наоборот, меня
    утомляют спортсмены, которые говорят, что избегание проигрышей является сильнейшим мотиватором, и «я ненавижу
    проигрывать больше всего на свете». Интересно, будет ли этот игрок тем
    , который избегает рискованных ходов или решений, потому что она поглощена неудачей. Как тренер
    , который любит побеждать больше, чем я ненавижу проигрывать, я ищу игрока, который
    достаточно уверен в себе, чтобы пойти на риск, который может окупиться. Меня беспокоит консервативный игрок
    , который доволен тем, что не идет на риск, потому что безопасная игра
    увеличивает шансы не проиграть.

    Большая часть информации, включенной в этот блог, взята из
    статьи, озаглавленной «Идентифицированный подход против интроецированного подхода и интроецированные
    мотивации избегания в школе и спорте: ограниченные преимущества
    стремлений к самооценке», написанной Ассором, Ванстениске и Каплан в Журнал
    Педагогическая психология 2009.

    0 комментариев

    Необходимость достижения и необходимость избежать неудачи

    Всем привет! Это в основном потому, что состояние ума необходимо не только для достижения ваших целей на работе и вне ее. Но исполнить и то, что ведет к нашему счастью.

    Для тех, кто не знает, что моя самая большая страсть — гольф. Я играю уже 26 лет, что нереально, чтобы смириться с этим. Вероятно, это одна из очень немногих (а может, и единственная) вещей, которыми я занимался всю свою жизнь. Скрестим пальцы, у меня осталось еще 50 лет в танке!

    Я использую это в качестве примера, потому что было много ситуаций, жизненных уроков, хороших и плохих, которые я усвоил на поле для гольфа. Я искренне верю, что эти уроки были чем-то вроде микрокосма того, как я живу сейчас. Простая истина заключается в том, что вы несете ответственность за себя независимо от того, насколько хороша или плоха ситуация.

    Короче говоря, психолог Дэвид Макклелланд в 1960-х годах придумал следующее:

    Потребность в достижении (NACH)

    «Человек с высоким уровнем мотивации достижения будет иметь тенденцию стремиться к успеху, настойчиво неудачи и гордятся своим достижением»

    Необходимость избегать неудач (NAF)

    «Человек, чей страх перед неудачей перевешивает стремление к успеху из-за внешних факторов»

    Как мы все можем понять, человеческое поведение не всегда черный или белый. Однако мне нравится верить, что решающие моменты в нашей жизни определяются двумя вещами. Либо вы определяете его, либо он определяет вас. Создавая простые положительные привычки, вы можете начать контролировать свое повествование или, что еще лучше, усилить его до еще больших высот, будучи НАКИ.

    1. Примите тот факт, что неудача неизбежна. Если вы конкурентоспособны, как я, я ненавижу не преуспевать в чем-то (в частности, в своем ремесле). Отложите свое эго в сторону, чтобы спросить себя: выложился ли я на 100%? Успех от достижения цели велик; отказ от достижения цели тоже велик. Это потому, что вы не можете отдыхать в эти моменты; вам нужно принять их, извлечь из них уроки и двигаться вперед.

    2. Дышите/медитируйте. То, что я сильно недооценил, помогает, потому что позволяет вам направлять свои мысли. Если у вас есть сомнения, не сопротивляйтесь им, просто отпустите их. Это немного похоже на переход через дорогу с интенсивным движением: если машины пролетают мимо, вы не форсируете ситуацию, перебегая (рискуя налететь на лобовое стекло). Вы просто пропускаете его, пока движение не стихнет, а затем переходите.

    Глубокое дыхание с физической точки зрения позволяет телу расслабиться. Когда вы испытываете стресс или давление, ваши мышцы, скорее всего, напрягаются. Сбрасывая это напряжение, ваше тело переходит в состояние, в котором оно чувствует себя непринужденно, и, таким образом, вы тоже.

    3. Разговор с самим собой. Люди действительно думают, что я немного сумасшедший на поле для гольфа, когда я болтаю сам с собой, бродя вокруг. Но разум — такой мощный инструмент. Самопророчество сложно, но необходимо для самореализации, счастья и успеха. Позвольте мне сказать вам из первых рук, разговор с самим собой в негативном/подсознательном или даже сознательном ключе – это очень скользкий путь. Забавный факт: знаете ли вы, что человеческий мозг обрабатывает 60–70 000 мыслей в день? Мой мозг был взорван, когда я даже услышал это. Поэтому я решил активизировать свою технику с помощью главных вопросов, которые задаю себе изо дня в день.

    Достаточно ли я хорош?

    Чего я боюсь?

    Как мне выжать из себя максимум?

    Быть предельно честным и отбрасывать всякую чушь позволяет вам начать делать шаги вперед, независимо от того, насколько они велики или малы. Это заставляет вас взять на себя контроль и ответственность за свои действия. Помните, что вы управляете своей судьбой, подчиняйте ее своей воле.

    Я надеюсь, что это поможет вам как читателю, если вы переживаете что-то в своей жизни, что похоже на цунами, направляющееся к вам.

    Добавить комментарий