Методика рокича ценностные ориентации бланк: Недопустимое название — Psylab.info

Социально-педагогический центр Пружанского района

Выявление и изучение  ценностных ориентаций подростков.

Ценностные ориентации — важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.

Именно в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. В свою очередь совокупность ценностей, устоявшаяся в структуре конкретной личности  формирует  ценностные ориентации личности или ценностную структуру личности.

В апреле – мае 2012 года на базе городских школ №3 и №4, а также сельских: Порослянской, Линовской, Хоревской, проводилось исследование на выявление и изучение ценностных ориентаций подростков.

В исследовании принимали участие учащиеся девятых и одиннадцатых классов. Всего 190 подростков.

В основу исследования была положена методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, направленная на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  1. Терминальные— убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
  2. Инструментальные— убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Процедура исследования заключалась в следующем: Респонденту предъявлялся бланк ответов со списком терминальных и инструментальных ценностей. В списке испытуемый присваивал каждой ценности  ранговый номер. Непосредственно перед исследованием испытуемые были ознакомлены с инструкцией.

Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых.

Рассмотрим самые крайние ранги: 1, 2 и 17, 18. Так как они, по всей видимости, имеют для испытуемых определенные вес и цену (средние ранги: с 3 по 16 распределены более равномерно по сравнению с ярковыделившимися ценностями — «лидерами» и ценностями — «аутсайдерами»).

Терминальные ценности

Производим сравнительный анализ между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельской местности, и их сверстников, проживающих в условиях города.

При анализе полученных данных рейтинг терминальных ценностей  младших и старших подростков, проживающих в сельской местности, оказался различным.

Так, для младшей подростковой группы (10-12 лет) лидируют такие ценности, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь». Для группы подростков 13-15 лет – «здоровье», «интересная работа». Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Более того, данные ценности не попадают в отвергаемые. В целом мы можем отметить некоторую схожесть и  высокий рейтинг среди исследуемых возрастных групп таких ценностей-целей, как «хорошие верные друзья», «здоровье», счастливая семейная жизнь», «любовь». Наиболее отвергаемыми ценностями для обеих групп подростков оказались «творчество», «красота природы и искусства». Вышеуказанные ценности не носят значимого характера для респондентов.

В свете решения поставленных нами задач, мы можем сделать некоторые выводы. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для подростков их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным).

Однако тот факт, что ценность «хорошие верные друзья» имеет один из наиболее высоких процентов выбора в обеих возрастных  группах имеет свое объяснение. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. Как пишет И. С. Кон: «Одна из главных тенденций переходного возраста -переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению3. У подростка возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как «наличие хороших, верных  друзей».

Что касается отвергаемых ценностей, то наше внимание привлек низкий рейтинг ценности «творчество». Возможно, понятие творчества для современных подростков размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры.

Вместе с тем, низкий уровень значимости красоты природы и искусства в жизни учащихся  не  оказался для нас неожиданным. Основные причины низкого рейтинга данной ценности идут с семьи, так как сами родители зачастую не прививают у детей любовь к искусству и природе в силу ограниченных возможностей местности, в которой они проживают.

Наряду с этим, подростки 10-12 лет отвергают ценность «свобода» как независимость в поступках и действиях. Подростки 13-15 лет помимо ценности «творчество» отвергают также значимость жизненной мудрости

С целью выявить общие тенденции и различия в ценностных ориентациях подростков, проживающих в сельской местности, и подростков, проживающих в условиях города, мы провели сравнительный анализ.

 

ПодросткиПодростки, проживающие в сельской местности
Подростки, проживающие в условиях города
Воз.группы 

Ценности

Младшие подростки (10-12 лет)Старшие подростки (13-15 лет)Младшие подростки (10-12 лет)Старшие подростки (13-15 лет)
Доминирующие ценности1. Здоровье2.Счастливая семейная жизнь

3.Хорошие верные друзья

1.Здоровье2.Хорошие верные друзья

3.Любовь

1.Здоровье2.Любовь

3.Хорошие и верные друзья

1.Здоровье2.Интересная работа

3.Любовь

Отвергаемые ценности1.Творчество2.Красоты природы и искусства1.Творчество2.Красоты природы и искусства1.Творчество2.Красоты природы и искусства

 

1.Творчество2.Красоты природы и искусства

 

 

Таким образом, ценностные предпочтения сельских и городских школьников имеют  некоторые отличия и особенности. Однако во многом рейтинг выбираемых ценностей повторяется. Так, к примеру, совпадают отвергаемые ценности у всех подростков. Все подростки поставили на первое место ценность «здоровье». Однако, в число доминирующих ценностей для старших школьников городской школы вошла «интересная работа», чего не наблюдается в рейтинге ценностей сельских школьников.

А у младших сельских подростков доминирующей является такая ценность, как «счастливая семейная жизнь», чего не наблюдается больше ни у одной из групп. Данный факт, возможно, объясняется тем, что жизнь сельского ребенка в постоянном соприкосновении с природой, наполненная неформальным общением с родственниками, соседями, способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость.

Инструментальные ценности

Производим сравнительный анализ между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельской местности, и их сверстников, проживающих в условиях города.

При анализе полученных данных рейтинг инструментальных ценностей  младших и старших подростков, проживающих в сельской местности,  оказался мало различным.

Так, для младшей подростковой группы (10-12 лет) лидируют такие ценности, как «воспитанность», «аккуратность». Для группы подростков 13-15 лет – «воспитанность», «образованность». Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Более того, данные ценности не попадают в отвергаемые. Наиболее отвергаемыми ценностями для старшей группы подростков оказались «эффективность в делах», «чуткость». Для младшей – «непримиримость», «твердая воля».

С целью выявить общие тенденции и различия в инструментальных ценностях подростков, проживающих в сельской местности, и подростков, проживающих в условиях города, мы также провели сравнительный анализ.

 

ПодросткиПодростки, проживающие в сельской местностиПодростки, проживающие в условиях города
Воз.группы 

Ценности

Младшие подростки (10-12 лет)Старшие подростки (13-15 лет)Младшие подростки (10-12 лет)Старшие подростки (13-15 лет)
Доминирующие ценности1. Воспитанность2.Аккуратность

3.Образованность

1.Воспитанность2.Аккуратность

3.Образованность

 

1.Воспитанность2.Аккуратность

3.Образованность

 

1.Образованность2.Воспитанность

3.Независимость

Отвергаемые ценности1.Непримиримость2.Широта взглядов1.Рационализм2.Непримиримость1.Непримиримость2.Эффективность в делах

 

1.Эффективнось в делах2.Непримиримость

 

 

Можно заметить, что ценностные предпочтения сельских и городских школьников имеют  некоторые отличия и особенности. Однако во многом рейтинг выбираемых ценностей повторяется. Однако, в число отвергаемых ценностей для старших школьников городской школы вошла «эффективность в делах», а для сельских школьников – «рационализм».

Таким образом, в своем исследовании мы попытались не только выявить доминирующие ценностные предпочтения  подростков, проживающих в сельской местности, но и проследить, как меняются ценностные ориентации от младшего до старшего подросткового возраста, в том числе, и школьников, проживающих в условиях города. В своей работе мы не ставили цель попытаться уловить индивидуальную закономерность ценностных ориентаций, что явилось бы основанием говорить о сформированности (или несформированности) у подростков системы ценностной ориентации или даже  о неискренности ответов. Однако без изучения и знания ценностей и ценностных ориентаций личности, тесно связанных с ее потребностями, трудно понять мотивы ее поведения, поступков. На основе этого знания школа, несомненно, сможет целенаправленно сопровождать личностное становление каждого обучающегося, способствовать переводу нравственно-ценных внешних общественных требований в его личные (внутренние) требования к себе.

 

 

Педагог-психолог СПЦ                                                  А.С.Шаргородская

Социальный педагог СПЦ                                         Т.И.Кожуховская

 

 

 

 

Психологические материалы — Методика личностного дифференциала

Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сфор­мировавшиеся в нашей культуре представления о струк­туре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клини­ко-психологической и психодиагностической работе, а так­же в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слои современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существую щей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этогоисходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получе­ны обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2.Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бальным), представляющим факторы семантического диффренциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заподнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И. О. _______________________________________ пол_____  возраст______

О

+

1. Обаятельный

3 2 1 0 1 2 3

Непривлекательный

С

2. Слабый

3 2 1 0 1 2 3

+

Сильный

А

+

3. Разговорчивый

3 2 1 0 1 2 3

Молчаливый

О

4. Безответственный

3 2 1 0 1 2 3

+

Добросовестный

С

+

5. Упрямый

3 2 1 0 1 2 3

Уступчивый

А

6. Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

+

Открытый

О

+

7. Добрый

3 2 1 0 1 2 3

Эгоистичный

С

8. Зависимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Независимый

А

+

9. Деятельный

3 2 1 0 1 2 3

Пассивный

О

10. Черствый

3 2 1 0 1 2 3

+

Отзывчивый

С

+

11. Решительный

3 2 1 0 1 2 3

Нерешительный

А

12. Вялый

3 2 1 0 1 2 3

+

Энергичный

О

+

13. Справедливый

3 2 1 0 1 2 3

Несправедливый

С

14. Расслабленный

3 2 1 0 1 2 3

+

Напряженный

А

+

15. Суетливый

3 2 1 0 1 2 3

Спокойный

О

16. Враждебный

3 2 1 0 1 2 3

+

Дружелюбный

С

+

17. Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

Неуверенный

А

18. Нелюдимый

3 2 1 0 1 2 3

+

Общительный

О

+

19. Честный

3 2 1 0 1 2 3

Неискренний

С

20. Несамостоятельный

3 2 1 0 1 2 3

+

Самостоятельный

А

+

21. Раздражительный

3 2 1 0 1 2 3

Невозмутимый

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактор» говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (—) — его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз витии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не способности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи тельные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (—) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает­ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен­ное значение.

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспек­тах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросни­ками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направ­ленностью на данные самосознания. Некоторые традици­онные, получаемые с помощью опросников характеристи­ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уро­вень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным пока­зателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная ди­агностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не толь­ко самостоятельно, но и в комплексе с иными диагности­ческими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомер­ностью характеристик отношений и большей их обобщен­ностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД мож­но рекомендовать к применению в двух областях: в груп­повой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.

Добавить комментарий