Методика русалова: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М.Русалова

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов .

Автором методики было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента.

Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

Третий компонент психической активности — «скорость», и она характеризует уровень координации всех подсистем организма, отражает, как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр — порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с ожиданиями. В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д.

Итак, методика позволяет выявить следующие четыре формально-динамических свойства:

  1. Эргичность.
  2. Пластичность.
  3. Скорость.
  4. Эмоциональность.

Эти четыре показателя выявляются в двух сферах:

  1. Предметной.
  2. Социальной.

Краткое описание шкал и характеристик высокой выраженности (ВЗ) и низкой выраженности показателей (НЗ) приведено в приложении 8.

Полученные по методике баллы оцениваются следующим образом:

  • Высокие значения:  9–12 баллов;
  • Средние значения: 5-8 баллов;
  • Низкие значения: 3–4 балла.

Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОСТа, авторами методики предложены следующие 10 индексов темперамента человека:

1)       индекс общей эмоциональности (ИОЭ)

ИОЭ = ЭМ + СЭМ;

2)       индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД)

ИЭД-ЭМ-СЭМ;

3)       индекс общего темпа (ИОТ)

ИОТ = Т + СТ;

4)       индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/)

ИУГ/П/ = ЭР+П;

5)       индекс уровня готовности к социальной (коммуникативной) деятельности (ИУГ/С/)

ИУГ/С/ = СЭР + СП;

6)       индекс предметной активности (ИПА)

ИПА = ЭР+П + Т;

7)       индекс социальной активности (ИСА)

ИСА=СЭР + СП + СТ;

8)       индекс общей активности (ИОА)

ИОА=ИПА+ИСА;

9)       индекс активного дисбаланса (ИАД)

ИАД = ИПА-ИСА;

10)     индекс адаптивности (ИА)

ИА = /ИПА — ИОЭ/ + ИСА.

 

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М.Русалова.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте  знак «+ » рядом с номером вопроса. Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «- »рядом с номером вопроса.

 

1.         Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

2.         В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-нибудь?

3.         Предпочитаете ли Вы уединение в большой компании?

4.         Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

5.         Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

6.         Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая, включиться в разговор?

7.

         Подвижный ли Вы человек?

8.         Нравится ли Вам быстро бегать?

9.         Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

10.       Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11.       Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

12.       Часто ли ВЫ испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

13.       Ранимый ли Вы человек?

14.       Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

15.       Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

16.       Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

17.       Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

18.       Легко ли Вам общаться с разными людьми?

19.       Легко ли Вам переключаться с одного варианта решения задачи на другой?

20.       Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

21.        В разговоре с другими людьми ваша речь часто опережает вашу мысль?

22.       Часто ли ваши мысли перескакивают с одной темы на другую во время разговора?

23.       Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

24.       Трудно ли Вам говорить очень быстро?

25.       Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

26.       Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

27.       Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

28.       Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас не правильно поняли в разговоре?

29.       Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких к Вам людей?

30.       Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

31.       Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

32.       Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

33.       Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

34.        Легко ли Вы генерируете новые идеи, связанные с работой?

35.       Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

36.       Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

37.       Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

38.       Любите ли Вы сидячую работу?

39.       Быстры ли у Вас движения рук?

40.       Разговорчивый ли Вы человек?

41.       Вы обычно говорите свободно, без запинок?

42.       Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное Вами дело?

43.       Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на ваши личные недостатки?

44.       Все ли ваши привычки хороши и желательны?

45.       Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

46.       Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной деятельности?

47.       Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

48.

       Легко ли Вам внести оживление в компанию?

49.       Любите ли Вы бывать в большой компании?

50.       Вам обычно трудно переключить внимание с одного дела на другое?

51.       Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

52.       Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

53.       Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

54.       Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

55.       Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

56.       Много ли в вашей речи длительных пауз?

57.       Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

58.       Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

59.       Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

60.       Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание, независимо от того, удобно это Вам или нет?

61.        Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

62.       Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

63.       Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

64.       Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

65.       Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

66.       Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

67.       Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

68.       Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

69.       Любите ли Вы игры в быстром темпе?

70.       Быстро ли Вы читаете вслух?

71.       Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

72.       Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

73.       Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

74.       Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас одобрили и утешили?

75.        Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

76.       Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

77.       В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

78.       Испытываете ли Вы тягу к людям?

79.       Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

80.       Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

81.       Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

82.       Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

83.       Медленны ли ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

84.       Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

85.       Нравится ли Вам быстро говорить?

86.       Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

87.       Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

88.       Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?

89.       Вы иногда сплетничаете?

90.       Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

91.        Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

92.       Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

93.       Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

94.       Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

95.       Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

96.       Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

97.       Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

98.       Предпочитаете ли Вы работать медленно?

99.       Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

100.     Устаете ли Вы, когда приходится долго говорить?

101.     Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?

102.     Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?

103.     Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

104.     Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

105.      Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

 

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

Ключи

Шкалы

“Да

«Нет»

 

Эргичность (ЭР)

1,2, 16,31,46,47, 61,62,91

32,76,92

Социальная эргичность (СЭР)

17, 18,48,49,63, 77,78

3,33,64,79,93

Пластичность(П)

4,5, 19,20,34,65, 66, 80, 94, 95

35,50

Социальная пластичность (СП)

6,21,22,36,51,52, 81,97

37,67,82,96

Темп(Т)

7,8,23,39,54,68, 69,84

38,53,83,98

Социальный темп (СТ)

25,40,41,55,70,85

9, 10,24,56,99, 100

Эмоциональность (ЭМ)

11, 12,26,27,42, 57,71,72,86,87, 101,192

Социальная эмоциональность

(СЭМ)

13, 14,28,29,43,

58,59,73,74,88, 103, 104

Контрольная (К)

44, 60, 105

15,30,45,75,89,90

Программа Тест-опросник Русалова «ОСТ» (детский вариант)

1. Предметная эргичность — включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

  • Высокие значения — (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
  • Низкие значения — (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

  • Высокие значения — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
  • Низкие значения — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.

  • Высокие значения — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
  • Низкие значения — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

  • Высокие значения — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
  • Низкие значения — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

  • Высокие значения — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
  • Низкие значения — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

  • Высокие значения — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
  • Низкие значения — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

  • Высокие значения — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
  • Низкие значения — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

  • Высокие значения — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
  • Низкие значения — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

  • Высокие значения — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
  • Низкие значения — адекватное восприятие своего поведения.

[свернуть]

Структура опросника темперамента | Энциклопедия MDPI

Опросник структуры темперамента (STQ) представляет собой тест для измерения 12 индивидуальных различий, основанных на биологических и нейрохимических факторах.

1. Назначение и формат

Опросник структуры темперамента (STQ) представляет собой опросник, который заполняется самостоятельно (для взрослых) или заполняется наблюдателем (для детей), измеряя 12 биологических характеристик поведения. Эти характеристики являются наиболее постоянными аспектами поведения человека на протяжении всей его жизни и относительно не зависят от содержания ситуации. Первоначально все версии STQ были апробированы на выборках взрослых и были разработаны для целей организационной, образовательной и клинической психологии. Теперь существуют детские версии Short и Compact STQ для администрирования наблюдателями и опекунами соответствующего ребенка. Пункты во всех версиях STQ даны в форме утверждения с ответом в формате шкалы Лайкерта: «полностью не согласен (1)», «не согласен (2),» «согласен (3)», «полностью согласен». (4)».

2. Экспериментальная основа моделей STQ

STQ основан на восточноевропейской традиции экспериментов по изучению типов и свойств нервной системы. Эта традиция является самой продолжительной (110 лет) среди всех традиций исследования темперамента. Она началась с обширных экспериментов на нескольких видах млекопитающих, а затем продолжилась на взрослых и детях человека в Павловском институте высшей нервной деятельности (Павлов, 1941, 1957). Затем она была продолжена в Лаборатории дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии (Институт психологии РАН) под руководством Бориса Теплова (1963), затем Владимир Небылицын (1972), а затем Владимир Русалов. [1] STQ имеет несколько версий, в основе которых лежат две модели структуры темперамента: модель Русалова и модель Трофимовой. Все версии STQ основаны на специфическом для деятельности подходе к исследованию темперамента. Этот подход различает черты, связанные с 3 аспектами поведения: социально-вербальным, физическим и психическим. Все модели и все современные версии STQ имеют 12 шкал темперации.

2.1. Варианты STQ Русалова

Существуют две версии Опросника структуры темперамента, основанные на модели Русалова: расширенный STQ (STQ-150) и краткий STQ (STQ-26) [2] [3] Обе версии используют 12 шкал, сгруппированных по 3 видам деятельности и 4 формально-динамическим аспектам деятельности, и шкалу достоверности:

Модель Русалова STQ. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1184825

Расширенный STQ представляет собой тест самоотчета из 150 пунктов, в котором 144 пункта относятся к 12 шкалам темперамента (по 12 пунктов в каждой), 1 шкале валидности (6 пунктов) и 6 индексов, объединяющих эти шкалы. Значения по каждой из шкал темперамента варьируются от 12 до 48. Шкала валидности предназначена для измерения тенденции социальной желательности. Значение по этой шкале варьируется от 6 до 24, и протоколы, имеющие по этой шкале балл выше 17, считаются недействительными.

Тестирование с помощью STQ-150 занимает 30 минут.

Также существовала начальная версия модели Русалова, STQ-105, [4] , в которой использовались те же элементы и шкалы, что и в 8 шкалах версии STQ-150 (расширенная), за исключением трех шкал, связанных к интеллектуальным сторонам деятельности (интеллектуальная эргоничность, интеллектуальная пластичность, интеллектуальный темп, интеллектуальная эмоциональность). Русалов модернизировал свою модель до 12 (4 x 3) компонентов, реализованных в его Extended STQ в середине 19-го века.90-е. [2]

Версия STQ Русалова измеряет 12 черт, относящихся к 4 аспектам поведения (эргоничность (выносливость), пластичность, темп и эмоциональность), которые сгруппированы по трем аспектам поведения: моторно-физическому, социально-вербальному и интеллектуальный. Эта модель была включена в расширенный опросник «Структура темперамента». Факторный анализ данных, полученных на русской, австралийской, американской, канадской, урду-канадской, польско-канадской и китайской выборках, подтвердил разделение факторов, связанных с этими тремя аспектами поведения. [2] [3] [5] [6] [7] [8]

Администрирование расширенного STQ на практике занимало довольно много времени, поэтому Русалов и Трофимова согласились разработать более короткие и компактные версии STQ, которые больше подходят для целей скрининга в клинических, организационных, профессиональных и образовательных учреждениях. Для этих версий были выбраны элементы с наивысшей корреляцией между элементами и общим количеством. Русалов разработал Короткую версию STQ, а Трофимова разработала Компактную версию STQ (STQ-77). Краткий STQ (STQ-26) состоит из 2 из 12 пунктов по каждой шкале расширенного STQ, включая шкалу достоверности. Эта версия была адаптирована для оценки взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста. [9]

2.2. Компактная версия STQ (STQ-77)

В ходе исследований психометрических свойств Расширенной STQ и отбора наиболее валидных заданий для Компактной версии STQ Трофимова предложила альтернативную структуру темперамента и отразила эту структуру в Компактная версия STQ (STQ-77). STQ-77 состоит из 12 шкал темперамента (по 6 пунктов в каждой) и шкалы валидности (5 пунктов), т.е. всего 77 пунктов. STQ-77 имеет взрослую и несколько пилотных версий для детей.

Тестирование с помощью STQ-77 занимает 12-15 минут.

В STQ-77 измерения темперации распределяются по функциональным группам иначе, чем в STQ-150 (сравните два рисунка). Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает черты, регулирующие моторно-физические, социально-вербальные и ментально-вероятностные аспекты поведения. [3] [10] [11] [12] [13]

Различия между моделями темперамента Трофимовой и Русалова (и структурами их версий STQ):

  • группировка черт темперамента по трем динамическим аспектам (выносливость, скорость интеграции действий и ориентация), представленная на рисунке в виде трех столбцов;
  • наличие ориентировочных признаков в модели Трофимовой, не вошедших в модель Русалова. Эти черты описывают три типа поведенческой направленности человека с предпочтением определенных видов подкрепления: ощущения (Поиск ощущений), состояния других людей (Эмпатия) или знания о причинах природных процессов (черта, называемая Чувствительность к вероятностям).
  • иная структура черт, связанных с эмоциональностью. FET рассматривает черты эмоциональности как системы, усиливающие три динамических аспекта поведения, представленных в трех столбцах модели. Усиление ориентировочных аспектов проявляется в черте невротизма; усиление скорости интеграции (т.е. незрелая интеграция) проявляется как Импульсивность, а усиление субъективного ощущения энергетических возможностей проявляется как черта Уверенности в себе.

Таким образом, STQ-77 частично основан на модели STQ-150 Русалова, а также на работе Лурии, описывающей функциональность трех нейрофизиологических систем: «сенсорно-информационный блок», «программный блок» и «энергетический блок», регулирующий человеческое поведение. Преобразование шкал STQ в шкалы STQ-77 также было основано на анализе общих черт между ведущими европейскими и американскими моделями темперамента и последних данных нейрофизиологии и нейрохимии. Поддержка архитектуры STQ-77 была недавно подкреплена обзором исследований в области нейрохимии, в результате которого была разработана нейрохимическая модель функционального ансамбля темперамента (FET), которая отображает взаимодействие между основными системами нейротрансмиттеров и чертами темперамента [14] [15]

2.3. Описание шкал темперамента STQ-77

  • Умственная выносливость, или внимание (ERI): способность концентрироваться на отдельных характеристиках объектов с подавлением поведенческой реактивности на другие характеристики
  • Двигательно-физическая выносливость (ERM): способность человека поддерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов
  • Социально-вербальная выносливость (коммуникабельность, ERS): способность человека поддерживать длительную социально-вербальную деятельность с использованием четко определенных поведенческих элементов
  • Пластичность (PL): способность быстро приспосабливаться к изменениям ситуации, менять программу действий и переключаться между разными задачами
  • Моторно-физический темп (ТММ): скорость интеграции физических манипуляций с объектами по заранее заданным сценариям действий
  • Социально-вербальный темп (ТМС): предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на известные темы, чтение и сортировка известного вербального материала
  • Чувствительность к вероятностям (PRO): стремление собирать информацию об уникальности, частоте и ценности объектов/событий, различать их специфические черты, проецировать эти особенности на будущие действия
  • Поиск ощущений (SS): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка результатов рискованного поведения
  • Эмпатия (ЭМП): поведенческая ориентация на эмоциональные состояния/потребности других (от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении до социальной зависимости)
  • Нейротизм (НЭУ): тенденция избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности. Предпочтение известных мест и людей неизвестным и потребность в одобрении и отзывах окружающих.
  • Импульсивность (IMP): инициирование действий, основанное на непосредственной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональном мышлении
  • Уверенность в себе (SLF): чувство безопасности, доминирования, самоуважения и во многих случаях право на признание со стороны других. Несмотря на оптимизм в отношении результатов своей деятельности, респондент может проявлять небрежность в деталях

3. Версии на других языках и проверка

3.1. История валидации STQ-105 и STQ-150

Расширенная версия (STQ-150) адаптирована для пяти языков: английского, русского, китайского, польского и урду. [3]

Доказательства конструктной, параллельной и дискриминационной валидности STQ-105 и STQ-150 были продемонстрированы посредством значительной корреляции со следующими показателями:

Модель Трофимовой: Опросник структуры темперамента – Компакт, STQ-77 («Функциональный ансамбль темперамента»). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1305180

  • Воздействие алкоголя. [16]
  • Слуховая и зрительная чувствительность [1] [17] [18] [19]
  • Слуховое внимание [20]
  • Опросник Большой пятерки (NEO-PI) [21] [22] [23]
  • Вызванные потенциалы мозга [20]
  • Тест 16 личностных факторов Кеттелла (16PF). [18] [23] [24] [25] [26]
  • Меры когнитивной сложности [17] [27] [28]
  • Дембо-Хоппе Уровень притязаний [24]
  • Шкала диссоциативных переживаний [29] [30]
  • DOTS-R (тест на темперамент) [30]
  • Данные ЭЭГ. [1] [31] [32] [33] [34] [35]
  • Личностный опросник Айзенка (EPQ) [4] [16] [20] [24] [36]
  • IQ-тест Gotshield [19] [37]
  • Liri Тест межличностных отношений [18] [24] [27]
  • Техника мотивации достижений/стремления [26] [27] [38]
  • Мера мотивации профессионального выбора [39]
  • Двигательная реакция на слуховые раздражители [17] [18] и моторная ригидность [19]
  • Павловское исследование темперамента (PTS) [17] [20] [33] [40] [41] [42]
  • Скорость чтения и гибкость [19] [37]
  • Шкала адаптивности Роджерса [27]
  • Тест Розенцвейга [24]
  • Шкала локуса контроля Роттера (LOC) [38]
  • Меры саморегулирования и уровень удовлетворенности [25] [26] [27]
  • Классы школы/колледжа [27]
  • Школьный тест интеллектуального развития (STID) [17] [43]
  • IQ-тест Шепарда [37]
  • Скорость вербальной обработки [19] [37] [42]
  • Опросник состояния тревоги по Спилбергу (STAI) [44] [45]
  • Психогенетические исследования [19] [23] [46] [47] [48]
  • Шкала манифестной тревоги Тейлора (MAS) [24] [27] [45]
  • Адаптированный тест темперамента Thomas & Chess [49]
  • Невербальный тест творческого мышления Торранса [50]
  • Вербальные задания. [19] [37] [51] [52] [53] [54]
  • IQ-тест Векслера (WAIS) [17] [37] [43]
  • 25 мер подвижности и пластичности [19] [32] [33]

3.2. Факторная структура STQ-150

Факторный анализ русскоязычной версии STQ-150 последовательно выявил четыре фактора: Двигательно-физическая активность (включающая Моторную эргоничность, Двигательную пластичность, Темп двигателя), Социально-речевая активность (включающая Социальную Эргоничность, социальная пластичность, социальный темп), интеллектуальная активность (включая интеллектуальную эргоничность, интеллектуальную пластичность, интеллектуальный темп) и эмоциональность (3 шкалы эмоциональности) [2] [3] [9] [26] [37]

Применение английской версии STQ к выборкам из эта версия аналогична русскоязычной версии, а англоязычная версия обладает хорошей надежностью и внутренней согласованностью, [3] [5] [6] [7] [8] [55 ]

Китайский (STQ-C), урду (STQ-U) и польский (STQ-P) Расширенные версии STQ, проведенные среди соответствующих групп населения, показали коэффициенты надежности в диапазоне диапазон 0,42-0,73, и все версии продемонстрировали устойчивые структуры факторов, аналогичные структурам исходной версии 9. 0011 [3] [5]

3.3. Валидация STQ-77

Версия Compact (STQ-77) была адаптирована для трех языков: английского, русского и китайского. [3] Кроме того, доказательства конструкционной, параллельной и дискриминационной валидности STQ-77 были продемонстрированы посредством значительных корреляций со следующими показателями:

  • Коморбидная глубокая депрессия и симптомы генерализованной тревоги [57] [58]
  • Пятифакторный личностный тест (NEO-FFI) [11]
  • Генерализованные симптомы тревоги [56] [58]
  • Инвентаризация депрессии Гамильтона (HDI) [59]
  • классы средней школы [12]
  • Опросник импульсивности I7 (Eysenck, S. et al., 1985) (I-7) [12]
  • Симптомы глубокой депрессии [58] [59]
  • Шкала мотивации достижений/уровня стремления [10] [13]
  • Павловское исследование темперамента (PTS) [10] [13]
  • Опросник оценки личности [60]
  • Шкала локуса контроля Роттера [10] [12] [13]
  • быстрота умственной деятельности [10] [12]
  • скорость вербальной обработки [13] [54]
  • Опросник состояний тревоги (STAI) [56]
  • Контрольный список симптомов (SCL-90) [59]
  • Задания на вербальную классификацию [10] [54]
  • Шкалы поиска ощущений Цукермана (SSS) [11]
  • Клинические валидационные исследования, проведенные с использованием шкалы STQ-77, показали, что ее шкалы намного лучше, чем другие модели темперамента, соответствуют структуре симптомов психических расстройств, описанных в основных классификациях DSM-V, МКБ, и способны дифференцировать тревожность и депрессия [56] [57] [59] [60]

    Проверка структуры STQ-77 прошла успешно благодаря сравнению с основными результатами нейрохимии. В результате такого сравнения шкалы STQ-77 были привязаны к ансамблевым взаимодействиям между основными нейромедиаторными системами (представленными в виде модели нейрохимического функционального ансамбля темперамента) [14] [15] [61]

    3.4. Фактор Структура STQ-77

    Подтверждающий факторный анализ компактного STQ (STQ-77) с использованием данных канадской выборки показывает удовлетворительное соответствие традиционной 4-факторной модели STQ для конкретной деятельности, сгруппировав шкалы по факторам двигательной, социальной, интеллектуальной активности. и Эмоциональность и наличие 2 коррелированных остатков (от новой шкалы чувствительности к ощущениям до шкал импульсивности и нейротизма) с CFI > 0,90, RMSEA < 0,07 и RMSR < 0,06. [3] [11]

    STQ-77 разделяет параметры темперации на 12 компонентов иначе, чем в STQ-150 (см. и сравните два рисунка). Структура STQ-77 основана на проверенных нейрохимических биомаркерах и расширяет грубую 4-факторную структуру, полученную в результате факторного анализа. Подобно STQ-150 Русалова, STQ-77 различает признаки, регулирующие моторно-физические, социально-вербальные и ментально-вероятностные аспекты поведения [3] [10] [11] [12] [13]

    3.5. Языковые версии

    Начиная с 2017 года STQ-77 предлагается бесплатно для некоммерческого использования (исследование и личное тестирование) на 21 языке: китайский (упрощенный), китайский (традиционный), голландский, английский, эстонский, финский, французский, итальянский. , иврит, индуистский, корейский, японский, норвежский, шведский, немецкий, польский, португальский, русский, сербский, испанский и урду. [3] Существуют версии для скрининга детского темперамента на английском и русском языках для возрастов 0–3, 4–7, 8–11 и 12–16 лет, которые находятся в свободном доступе на сайте разработчиков тестов. Есть также несколько дочерних версий на других языках.

    Батарея поведенческих тестов в соответствии с 12 компонентами STQ-77/FET была разработана для взрослых и возрастных групп 12-15 лет на английском, русском и португальском языках в сотрудничестве с Майклом Араки (Бразилия). Батареи поведенческих тестов предназначены для индивидуального и группового (классового) тестирования.

    Расширенный STQ-150 был адаптирован для 6 языков: английский (с использованием США, [6] [7] [8] Австралийский [55] и канадский [3] [5] образцов), китайский упрощенный, [3] русский, [2] [3] [5] [9] польский, [3] [5] [41] Урду [3] [5] и немецкий. [40] [41] STQ-150 имеет старую, менее эффективную структуру шкалы по сравнению с STQ-77 и поэтому не рекомендуется для дальнейших переводов.

    Опросник структуры темперамента Русалова (STQ): результаты австралийской выборки

    Опросник структуры темперамента (STQ): результаты выборки США

    • Д. И. Бишоп, Х. Джекс, Сара Бет Тэнди
    • Психология

    • 1993

    Связь между структурой темперамента и экстраверсией невротизм

    • Дж. Бребнер, К. Стаф
    • Психология

    • 1993

    Связь между структурой опросника темперамента и другими областями личности

    • Л. Думенчи
    • Психология

    • 1995

    Исследовалась связь между темпераментом и пятью измерениями личности. Взаимосвязь между опросником структуры темперамента (STQ) и опросником NEO-Personality (NEO-PI)…

    Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности.

    Подтверждающий факторный анализ английского теста STQ-77 и результаты исследования, включающего длительную задачу классификации слов с участием 221 канадского участника, показали преимущества подхода, ориентированного на конкретную деятельность, с разделением черт темперамента в трех областях деятельности.

    Изучение преимуществ теста темперамента, специфичного для деятельности

    У 775 канадских испытуемых сравнивали два теста темперамента, и результаты подтвердили разделение черт темперамента, относящихся к трем разным типам деятельности, в отличие от теорий «общего возбуждения». темперамента.

    Опросник подтверждающего факторного анализа структуры темперамента

    • Д. И. Бишоп, Мэтью Дж. Хертенштейн
    • Психология

    • 2004

    В этом исследовании изучается факторная структура баллов по англоязычной версии опросника «Структура темперамента». Оценки от 300 студентов колледжа были подвергнуты максимальному правдоподобию…

    Изучение специфической для деятельности модель темперамента на четырех языках

    • Ирина Трофимова
    • Психология

    • 2010

    Структура темперамента (STQNERE). предложенный Русаловым (1989) измеряет четыре динамических свойства деятельности: эргоничность (энергетический аспект), пластичность, темп активности и…

    Теория функциональных систем и деятельностный подход в психологических таксономиях

    Этот краткий обзор отражает применение функционала Анохина теория систем в разработке моделей темперамента в отечественной дифференциальной психофизиологии.

    Добавить комментарий