Методика самооценки дембо рубинштейн: Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн

Содержание

Познаем себя: методика Дембо — Estet-Portal

Вопрос самооценки человека – требует усилий, чтобы разобраться в нем. На помощь психодиагностам пришла легкая в использовании и понятная методика, которую предложила С.Я. Рубенштейн в 1970 г. Она входит в комплекс методик для обозначения самооценки личности. В соединении с личной беседой и другими способами, достигается отличный результат.

В основе методики – прием Дембо, помогающий обнаружить представление человека о своем счастье. С.Я. Рубинштейн дополнила ее еще 3 шкалами. Каждый участник испытания получает анкету и инструкции к заданию. На бланке они отмечают на линиях точками свой уровень развития набора качеств, и желаемый, т.е. степень развития этих же качеств, которая удовлетворила бы их.

estet-portal.com расскажет, в чем заключается методика Дембо, как правильно интерпретировать результаты.

  • Методика Дембо – как выполняется задание
  • Расшифровка результатов по методу диагностики самооценки Дембо
  • Требования к проведению беседы с участником

Методика Дембо – как выполняется задание

Методика Дембо – очень проста в проведении, исследуемому дают лист бумаги, на котором проводится вертикальная линия, длиной 100 мм. Эта черта обозначает один из показателей, например, счастье. Верхняя точка на линии – состояние безграничного, полного счастья. Нижняя – место самых несчастливых людей. Карандашом, ручкой или маркером участника просят жирной точкой обозначить свой индивидуальный уровень счастья, и уровень притязаний, при котором он чувствовал бы себя максимально счастливым.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram!

Исследование проводят по таким показателям:

• уровень здоровья;

• ум, способности;

• характер;

• счастье.

Как нейтрализовать критику быстро и безболезненно

После выполнения задания – конструктивная беседа с участником. В ходе нее определяют, что для него значит здоровье, понятие счастья, несчастья. Тест не заканчивается на расставке точек, это лишь материал для постройки разговора с испытуемым. Выясняется, почему он разместил точку в определенном отрезке линии, чувствует ли он себя счастливым, здоровым. Если предполагает, что он болен, то какая это болезнь.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook!

Данная методика разрешает свободу выбора шкал, например, для больных алкоголизмом, вводят шкалы настроения, достижений в работе, семейного благополучия. Для людей в депрессии – шкалы оценки будущего, настроения, тревоги.

Расшифровка результатов по методу диагностики самооценки Дембо

Линия длиной 100 мм, в соответствии с эти интерпретируют результаты по количественной характеристике, например, 50 мм – 50 баллов. Реалистический показатель уровня притязаний, в норме у здорового человека – 60-89 баллов. Сравнительно высокие требования – 76-89 баллов, это оптимальный результат, который говорит о реальном представлении возможностей человека. 90-100 баллов – нереалистичная оценка возможностей.

Тест: Что ваш почерк может рассказать о здоровье и характере

Среди психически здоровых людей наблюдается тенденция размещать точки несколько мм выше середины. Психически больные расставляют отметки на полюсах шкалы, что искажает результаты, позиционное мнение исчезает.

Результаты самооценки личности по количеству баллов 45-74 – говорят о реалистичной самооценке. 75 и выше – завышенное самомнение, свидетельствующее об отклонениях в развитии личности. Это указывает на неумение правильно оценивать себя, сравнивать себя с остальными, не способность оценить свои ошибки. Результат ниже 45 баллов – недооценка себя.

Требования к проведению беседы с участником

• внимательно выслушать испытуемого;

• выдерживать паузу, не подталкивать участника;

• при испытании трудностей в ответах, задавать косвенные вопросы;

• вопросы строить правильным образом, вовлекающие в беседу участника;

• не давать подсказок, когда он запинается;

• не задавать наводящих вопросов;

• подстраивать темп разговора, лексику речи под характеристики речи участника;

• не оценивать суждениями;

• давать эмоциональную поддержку, не показывать чрезмерное желание услышать его ответ;

• тон беседы спокойный, доброжелательный, в деловом силе.

Полученные результаты важны для выявления нарушений психологического характера. Их сопоставление с индивидуальным мышлением и сферой эмоций, показывают критическое отношение к себе, депрессивную оценку или эйфоричность. Не рекомендуется ее применять в случаях прямого ее влияния на человеческую жизнь, например, при назначении на должность.

Антисоциальная фобия: боязнь людей – признаки, причины, лечение

Методика Дембо изначально применялась для оценки состояния счастья. Если результаты теста говорят о слабом расхождении между показателями самооценки и притязаний, это говорит о том, что участник «закрыт» к оценке окружающих, пониманию и реальному видению замечаний. Это препятствует конструктивному развитию личности.

Тест: Что скрывает ваше подсознание

Смотрите больше важной и полезной информации у нас на YouTube:

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
  • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения»

Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения»

Полный текст (PDF)

Касимовская Наталья Анатольевна 1 Фаттахутдинова Элеонора Викторовна 2 , Хузиахметов Анвар Николаевич 3 , Кутлин Николай Геннадьевич 4 , Костина Юлия Анатольевна 5 , Кочетков Игорь Геннадьевич 6 * 9000 8

Подробнее

1 Сеченов Первый Московский государственный медицинский университет, Москва, Россия

2 Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия 3 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия 4 Бирский филиал Башкирского государственного университета, Бирск, Россия 5 Мордовский государственный университет им. Огарева, Саранск, Россия 6 Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия * Автор, ответственный за переписку

Реферат

Задача:
Статья посвящена изучению атрибутивных компонентов лиц с диагнозом ИБС. Стенокардия напряжения. В статье обсуждаются результаты эмпирических исследований атрибутивного процесса. Сейчас все больше исследователей, как отечественных, так и зарубежных, начинают рассматривать атрибуцию как один из принципов человеческого существования. Атрибутивные процессы первоначально стали развиваться в русле когнитивной направленности социальной психологии. В настоящее время они активно рассматриваются в рамках психологии социального познания.

Метод:
Проведено исследование 24 человек со средним уровнем холестерина 7,426 ммоль/л (сопутствующие заболевания — гипертоническая болезнь, сахарный диабет, ожирение, метаболический синдром), проходивших лечение в ЦГКБ в реабилитационном отделения с диагнозом «ИБС».

Ангина напряжения. Первоначально мы провели опрос испытуемых с целью выявления их субъективных суждений о причине заболевания. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, в чем причина вашего заболевания сердца?»

Результаты:
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что лишь небольшой процент испытуемых считает, что они могут оказывать какое-либо влияние на свое здоровье и, например, снижать экологические или биологические факторы. Можно было бы предположить, что такие результаты могут быть конкретной демонстрацией того факта, что индивид приобретает опыт того, что именно здоровье человека трудно поддается коррекции и изменению и просто не решает его в силу сложности проблемы. Однако данные, полученные в ходе других экспериментов и исследований [19] показывают, что человек склонен объяснять происходящее обстоятельствами или ситуативными причинами, а не личными. Результаты, полученные с помощью методики когнитивной самооценки Т. Дембо, свидетельствуют о том, что женщины считают, что на самом деле у них гораздо меньше физических нагрузок и их распорядок дня более правильный, чем думают об этом близкие им люди.

Можно предположить, что женщинам чаще, чем мужчинам, свойственны интроекты, связанные с ведением домашнего хозяйства, что иногда требует значительных физических нагрузок и времени. Когда женщине приходится по настоянию врача снижать физическую активность и как-то соблюдать режим дня, она испытывает дискомфорт, из-за которого считает, что «вообще ничего не делает», хотя близкие продолжают ее уговаривать Отдохни. Здесь уместно, на наш взгляд, поставить проблему принятия себя и, как следствие, адекватной заботы о себе. Достоверные различия в самоатрибутивном и рефлексивном компонентах были обнаружены и в эмоциональной сфере испытуемых женского пола. По их мнению, они испытывают низкую интенсивность отрицательных эмоций, таких как страх и гнев, но в то же время считают, что их близкие в корне не согласны. Объяснить такую ​​ситуацию можно либо тем, что они предполагают, что негативные эмоции у них сильнее, чем им хотелось бы (и то, что они в этом признаются в исследовании), либо о них судят со слов родственников, которые тоже могут выносить свои суждения путем интерпретации фактов с разной степенью адекватности.

Заключение:
В заключение следует отметить, что в ходе анализа мы столкнулись как минимум с двумя фактами, требующими дальнейшего эмпирического исследования. Во-первых, в ответах испытуемых мы выделили три типа объяснений (атрибуций): обстоятельства, субъективные и личностные, причем последний тип каузальной атрибуции у испытуемых выражен нечетко. Это ставит новые вопросы: способствует ли такому восприятию тот или иной тип ситуации, или здесь играют роль какие-то другие факторы (в том числе личностные). Во-вторых, возникают следующие вопросы: как именно субъект из множества объяснительных причин выбирает только одну альтернативу. Все эти вопросы будут осмыслены в рамках нашего дальнейшего исследования.

Ключевые слова

  • причинная атрибуция
  • самоатрибуция
  • ишемическая болезнь сердца
  • стенокардия напряжения
  • инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST
  • познание

Лицензия

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Тип статьи: Оригинальная статья

ELECTRON J GEN MED, 2018, Том 15, Выпуск 6, Статья №: em87

https://doi.org/10.29333/ejgm/99830

Дата публикации: 18 ноя 2018

Просмотры статьи: 1688

Загрузка статей: 859

Открытый доступ Раскрытие информации Рекомендации Как цитировать эту статью

Ванкувер

Касимовская Н. А., Фаттахутдинова Е.В., Хузиахметов А.Н., Кутлин Н.Г., Костина Ю.А., Кочетков И.Г. Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения». ЭЛЕКТРОН J GEN MED. 2018;15(6):em87. (2018). Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения». Электронный журнал общей медицины, 15 (6), em87. https://doi.org/10.29333/ejgm/99830

АМА

Касимовская Н.А., Фаттахутдинова Е.В., Хузиахметов А.Н., Кутлин Н.Г., Костина Ю.А., Кочетков И.Г. Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения». ЭЛЕКТРОН J GEN MED . 2018;15(6), em87. https://doi.org/10.29333/ejgm/99830

Чикаго

Касимовская Наталья А., Элеонора В. Фаттахутдинова, Анвар Н. Хузиахметов, Николай Г. Кутлин, Юлия А. Костина и Игорь Г. Кочетков. «Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения»». Электронный журнал общей медицины 2018 15 вып. 6 (2018): em87. (2018). Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения». Электронный журнал общей медицины , 15(6), em87. https://doi.org/10.29333/ejgm/99830

MLA

Касимовская Наталья А. и др. «Атрибутивный компонент состояния лиц с диагнозом «ИБС. Стенокардия напряжения»». Электронный журнал общей медицины , том. 15, нет. 6, 2018, em87. https://doi.org/10.29333/ejgm/99830

Визуально-графический спиральный паттерн может снизить медицинский стресс во время геомагнитной бури

Авторы

  • Джемиля Катаманова АНО «Центр изучения живых систем», Симферополь, 297570 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Татьяна Сатаева В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-6451-7285
  • Сергей Рыбалко В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Анастасия Ребик В. И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-5346-3998
  • Дмитрий Цапик В.И. Вернадского Крымский федеральный университет, Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, Симферополь, 295006 https://orcid.org/0000-0001-9185-245X
  • Валери Зуков Университет Николая Коперника, кафедра физической культуры, факультет наук о Земле и пространственного управления, Торунь, 87-100 https://orcid.org/0000-0002-7675-6117

DOI:

https://doi.org/10.12775/JEHS.2022.12.07.052

Ключевые слова

геомагнитная буря, стресс, студенты, электроэнцефалограмма, спираль, шкала Спилбергера-Ханина

Аннотация

Введение. Около 18% всех проблем со здоровьем у работающего населения связаны со стрессом, депрессией и тревогой. Последствия производственного стресса, усугубляемого неблагоприятной геомагнитной активностью, могут проявляться в повышении психофизиологической «цены» деятельности, перенапряжении и истощении регуляторных механизмов функциональных систем, обеспечивающих приспособление организма к факторам жизнедеятельности и, в конечном счете, в значительном ухудшении здоровья рабочих. Особое место в структуре профессиональных групп трудоспособного населения занимают медицинские работники, так как они подвержены повышенному риску нервно-эмоционального перенапряжения вплоть до развития синдрома профессионального выгорания.

Целью исследования является разработка и апробация методики, позволяющей снизить уровень стресса и эмоциональной нагрузки, влияющих на психофизиологическое состояние человека.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 15 относительно здоровых студентов-медиков в возрасте от 19 до 25 лет. Алгоритм исследования был следующим: прогноз геомагнитных бурь (G3-5) отслеживался на сайте Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца (https://tesis.lebedev.ru/). Во время штурма испытуемому давали графическое задание, в виде синхронных набросков трафаретов двумя руками, до и после выполнения экспериментального задания испытуемому предлагалось пройти психологические тесты: наглядно-аналоговую шкалу ситуативно-эмоционального состояния по метод Дембо-Рубинштейна и шкалу личностно-ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (STAI). Электроэнцефалограмму регистрировали с помощью регистратора электроэнцефалографа «Энцефалан-ЭЭГР-19»./26″.

результатов. Методика Дембо-Рубинштейна показала, что после прохождения экспериментального задания у 21% испытуемых значительно улучшилось эмоциональное состояние по количественной оценке визуально-аналоговой шкалы ситуативного эмоционального состояния. Уровень личностной тревожности также достоверно снизился на 5%, а уровень ситуативной тревожности не изменился, оценка проводилась по шкале личностно-ситуативной тревожности (ШТАИ) Спилбергера-Ханина.

Ограничения. Полученные результаты требуют дальнейшей проверки на больших экспериментальных группах с привлечением медицинских работников разного возраста и специальностей; удлинение периода наблюдения регистрируемых показателей после выполнения тактильно-графического задания для уточнения сроков изменения показателей ситуативно-эмоционального состояния и личностной тревожности.

Выводы. Простая методика снижения уровня стресса у студентов-медиков доказала свою эффективность в изменении психофизиологических проявлений стресса, поскольку уровень стрессовой активности находится в прямой зависимости от степени личностной тревожности. Данная методика может быть рекомендована медицинским работникам и студентам в качестве упражнения для совершенствования познавательной деятельности за счет снижения стресса и тревоги, связанных с влиянием геомагнитных бурь, повышающих чувствительность к внешним стрессовым факторам, на психофизиологическое состояние человека.

Рекомендации

фон Даванс Б., Стройны Дж., Домес Г. Влияние острого стресса и гормонов стресса на социальное познание и поведение: текущее состояние исследований и будущие направления. Неврологи. Биоповедение. 2021;121:75-88. 10.1016/j.neubiorev.2020.11.026

Люпиен С.Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм К. Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 2009;10 (20):434-445. 10.1038/nrn2639

ФельдманХолл О., Райо С.М., Кубота Дж.Т., Зайлер М.Г., Фелпс Э.А. Влияние социального контекста и острого стресса на принятие решений в условиях неопределенности. Психол. Sci.2015;26:1918-192. 10.1177/0956797615605807

Димитрова С., Мустафа Ф.Р., Стойлова И., Бабаев Э.С., Казымов Э.А. Возможное влияние солнечных экстремальных явлений и связанных с ними геомагнитных возмущений на сердечно-сосудистое состояние человека: результаты совместных болгаро-азербайджанских исследований. Adv Space Res. 2009 г.; 43:641–648.

Мавромихалаки Х., Папайлиу М., Димитрова С. и др. Опасности космической погоды и их влияние на показатели кардио-здоровья человека на Земле. Нат Хазардс. 2012 г.; 64: 1447–1459. https://doi.org/10.1007/s11069-012-0306-2

Хорсева Н.И. Использование психофизиологических показателей для оценки действия космофизических факторов (Обзор). Изв. Атмос. Океан. физ. 2013; 49: 839–852. https://doi.org/10.1134/S0001433813080033

Инвиа Н. , Кавлашвили Н., Кубанеишвили Э. Система компенсации и имитации возмущенных вариаций геомагнитного поля. Работы Института систем управления Арчила Элиашвили.2015;19: 39-43.

Гордон К., Берк М. Влияние геомагнитных бурь на самоубийства. С. Афр. Психиатрия Ред. 2003; 6: 24–27.

Бреус Т.К., Рапопорт С.И. Магнитные бури: биомедицинские и геофизические аспекты. Советский спорт, 2003. — 192 с.

Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А/ Влияние солнечной активности на биосферу — ноосферу (Гелиобиология от Чижевского до наших дней). Изд-во МНЭПУ, 2000. – 374 с.

Чибисов С.М. Космос и биосфера: Влияние магнитных бурь на хроноструктуру биологических ритмов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Медицина. 2006;3 (35):35-44.

Чибисов С.М., Бреус Т.К., Илларионова Т.С. Морфофункциональное состояние сердца в условиях магнитной бури. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2001;12:627-630

Болкен Дж., Шёмиг Ф., Лемке М.Р., Пумбергер М., Ридель-Хеллер С. Г. Пандемия COVID-19: стресс у работников здравоохранения – краткий текущий обзор. Практика психиатрии. 2020;47:190–197.

Исфахани П., Шамсаи М., Пирови С., Бахадор Р.К., Афшари М. Стресс на работе среди иранских медсестер: метаанализ Nur Midwifery Stud. 2021;10:57–64.

Ли Р.Т., Сео Б., Хладкил С., Ловелл Б.Л., Шварцманн Л. Корреляты выгорания врачей по регионам и специальностям: метаанализ. Гум. Ресурс. Здоровье. 2013 г.: 10.1186/1478-4491-11-48.

Амоафо Э., Ханбали Н., Патель А., Сингх П. Каковы важные факторы, связанные с выгоранием у врачей? Занять. Мед. 2015;65:117–121. doi: 10.1093/occmed/kqu144.

Ли С. Понимание и управление выгоранием. J. Корейский нейропсихиатр. доц. 2020;59:105–114. doi: 10.4306/jknpa.2020.59.2.105.

Чой Х., Ха Ю., Ян С. Взаимосвязь между эмоциональным трудом, самоэффективностью и выгоранием сотрудников государственных медицинских центров. Корейский J. Оккупация. Медсестры здоровья. 2016;25:75–83. doi: 10.5807/kjohn.2016. 25.1.75.

Барелло С., Паламенги Л., Граффинья Г. Выгорание и соматические симптомы у передовых медицинских работников на пике пандемии COVID-19 в Италии. Психиатрия рез. 2020;290:113129.

Шведа А., Фабер Н.С., Крокетт М.Дж., Каленшер Т. Влияние психосоциального стресса на межгрупповое распределение ресурсов. науч. Респ. 2019 г.;9:1-12. 10.1038/s41598-019-54954-w

Саримов Р., Бинхи В., Миляев В. Влияние компенсации геомагнитного поля на когнитивные процессы человека. Биофизика. 2008;53 (5):856-866.

Stoupel E. 50 лет в исследованиях влияния космической погоды на здоровье человека (клиническая

космобиология). ЕК Кардиология. 2019; 470–478. https://www.ecronicon.com/eccy/pdf/ECCY-06-00319.pdf

Wang C.X., Hilburn I.A., Wu D.A., et al. Преобразование геомагнитного поля, как видно из активности альфа-диапазона в человеческом мозгу. eNeuro. 2019;6(2):ЭНЕВРО.0483-18.2019. doi:10.1523/ENEURO.0483-18.2019

Фриш М.Дж., Франко Д.Л., Герцог Д. Б. Художественная терапия в лечении расстройств пищевого поведения. Ешьте Беспорядок. 2006;14(2):131–142

Башар Э. Обзор альфа-активности в интегративной функции мозга: фундаментальная физиология, сенсорное кодирование, познание и патология. Междунар. Дж. Психофизиол. 2012;86:1–24.

Феррара М., Де Дженнаро Л. Локальные исследования: данные исследований ЭЭГ и стерео-ЭЭГ цикла сна-бодрствования человека. Курс. Вершина. Мед. хим. 2011;11:2423-2437.

Килавик Б.Е., Заепффель М., Бровелли А., Маккей В.А., Риле А. Подъемы и спады β-осцилляций в сенсомоторной коре. Эксп. Нейрол. 2013; 245:15–26.

Климеш В. Альфа- и тета-колебания ЭЭГ отражают когнитивные функции и работу памяти: обзор и анализ. Мозг Res. 1999; 29:169–195.

Меркер, Б. Кортикальные гамма-колебания: функциональный ключ — это активация, а не познание. Неврологи. Биоповедение. 2013; 37:401–417.

Wang C.X., Hilburn I.A., Wu D.A., et al. Преобразование геомагнитного поля, как видно из активности альфа-диапазона в человеческом мозгу. еНейро.2019;6(2):ЭНЕВРО.0483-18.2019. doi:10.1523/ENEURO.0483-18.2019

McCraty R. et al. Синхронизация ритмов вегетативной нервной системы человека с геомагнитной активностью у человека. Журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 2017; 14:1–18. https://doi.org/10.3390/ijerph24070770

Загрузки

Опубликовано

16.07.2022

Как цитировать

1.

КАТАМАНОВА Джемиля, САТАЕВА, Татьяна, РЫБАЛКО, Сергей, РЕБИК, Анастасия, ЦАПИК, Дмитрий и ЗУКОВ, Валерий. Визуально-графический спиралевидный рисунок может снизить медицинский стресс во время геомагнитной бури. Журнал образования, здоровья и спорта . В сети. 16 июля 2022 г. Том. 12, нет. 7, стр. 514-534. [По состоянию на 4 июля 2023 г.]. DOI 10.12775/JEHS.2022.12.07.052.

Лицензия

Copyright (c) 2022 Джемиля Катаманова, Татьяна Сатаева, Сергей Рыбалко, Анастасия Ребик, Дмитрий Цапик, Валерий Зуков

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.

Добавить комментарий