ЧТОТиБ
ЧТОТиБСАМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ.
Назначение: для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования.
Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Обработка и интерпретация результатов
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары − в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные − низкие.
Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.
Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Типовая карта методики САН
| 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
| Взволнованный | |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Легко утомляемый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
| 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
10. Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
Диагностический инструментарий | Материал: | Образовательная социальная сеть
Диагностический инструментарий
Форма работы | Планируемые мероприятия | Участники мероприятий | Сроки |
Диагностический блок | 1. Тест Люшера https://psychojournal.ru/lusher.html | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь |
2.Тест «Человек под дождем». https://psychojournal.ru/tests/947-proektivnaya-metodika-chelovek-pod-dozhdem.html | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь | |
3.Диагностика самооценки Дембо — Рубинштейна. https://www.psychologos.ru/articles/view/80844-metodika-diagnostika-samoocenki-dembo-rubinstejn-modifikacia-am-prihozan | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь | |
4.Тест на оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху, предложен Т. Элесом. http://testoteka.narod.ru/ms/1/03. html | учащиеся 10 — 11 классов, | сентябрь- октябрь | |
5.Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). http://testoteka.narod.ru/lichn/1/28.html | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь | |
6.Копинг-тест Лазаруса. https://psylist.net/praktikum/00298.htm | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь | |
7.Самооценка психических сотояний (по Г.Айзенку). http://psytests.org/psystate/eyespsy.html | учащиеся 10 — 11 классов, педагоги | сентябрь- октябрь | |
8. Экспресс-методика изучения социально — психологического климата (А.Н. Лутошкин). http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/2656-metodika-oczenki-psixologicheskogo-klimata-v-klasse-ln-lutoshkin | сентябрь- октябрь | ||
9. Анкетирование родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми. (Приложение №2) | родители | сентябрь- март |
Проективный тест «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?
Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками. На листе бумаги предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
Интерпретация
При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечатление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа. Только после этого можно перейти к анализу специфических деталей с точки зрения логики интерпретации. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются отличия. Важно посмотреть, что изменилось. Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей. Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. http://testoteka.narod.ru/ms/1/03.html
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия,
активности и настроения (САН)
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристик своего состояния.
Инструкция: выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» – правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» – означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.
№, п/п | Оценки | Баллы | Оценки | |
Самочувствие хорошее | 1 2 3 4 | Самочувствие плохое | Х | |
Чувствую себя сильным | 1 2 3 4 | Чувствую себя слабым | Х | |
Пассивный | 1 2 3 4 | Активный | ||
Малоподвижный | 1 2 3 4 | Подвижный | ||
Веселый | 1 2 3 4 | Грустный | Х | |
Хорошее настроение | 1 2 3 4 | Плохое настроение | Х | |
Работоспособный | 1 2 3 4 | Разбитый | Х | |
Полный сил | 1 2 3 4 | Обессиленный | Х | |
Медлительный | 1 2 3 4 | Быстрый | ||
Бездеятельный | 1 2 3 4 | Деятельный | ||
Счастливый | 1 2 3 4 | Несчастный | Х | |
Жизнерадостный | 1 2 3 4 | Мрачный | Х | |
Напряженный | 1 2 3 4 | Расслабленный | Х | |
Здоровый | 1 2 3 4 | Больной | Х | |
Безучастный | 1 2 3 4 | Увлеченный | ||
Равнодушный | 1 2 3 4 | Заинтересованный | ||
Восторженный | 1 2 3 4 | Унылый | Х | |
Радостный | 1 2 3 4 | Печальный | Х | |
Отдохнувший | 1 2 3 4 | Усталый | Х | |
Свежий | 1 2 3 4 | Изнуренный | Х | |
Сонливый | 1 2 3 4 | Возбужденный | ||
Желание отдохнуть | 1 2 3 4 | Желание работать | ||
Спокойный | 1 2 3 4 | Взволнованный | Х | |
Оптимистичный | 1 2 3 4 | Пессимистичный | Х | |
Выносливый | 1 2 3 4 | Утомляемый | Х | |
Бодрый | 1 2 3 4 | Вялый | Х | |
Соображать трудно | 1 2 3 4 | Соображать легко | ||
Рассеянный | 1 2 3 4 | Внимательный | ||
Полный надежд | 1 2 3 4 | Разочарованный | Х | |
Довольный | 1 2 3 4 | Недовольный | Х |
Обработка результатов: по ключу следующего вида: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно: 4, 3, 2, 1 баллов.
Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния – 10, максимальное – 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20 – 34, 35 – 49, 50 – 64, 65 – 80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соответственно: меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии.
Параметры | № оценок | |
Самочувствие | 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 | |
Общая активность | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 | |
Настроение | 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 |
Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности и настроения примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними меняется.
Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога.М., 2007. № 3 с. 93-112).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативныйкопинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженнойдезадаптации.
Ключ
- Конфронтационныйкопинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение
Самооценка психических состояний
(по Айзенку)
Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.
I
- Не чувствую в себе уверенности
- Часто из-за пустяков краснею
- Мой сон беспокоен
- Легко впадаю в уныние
- Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
- Меня пугают трудности
- Люблю копаться в своих недостатках
- Меня легко убедить
- Я мнительный
- Я с трудом переношу время ожидания
II
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Я чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для других.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
IV
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключать внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
1…10 вопрос — тревожность;
11…20 вопрос — фрустрация;
21…29 вопрос — агрессивность;
31…40 вопрос — ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0-7 баллов — не тревожны;
8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов — очень тревожный.
II. Фрустрация:
0-7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0-7 баллов — вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов — средний уровень агрессивности;
15-20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,
8-14 баллов — средний уровень;
15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.
404: Страница не найдена
ХранилищеСтраница, которую вы пытались открыть по этому адресу, похоже, не существует. Обычно это результат плохой или устаревшей ссылки. Мы извиняемся за любые неудобства.
Что я могу сделать сейчас?
Если вы впервые посещаете TechTarget, добро пожаловать! Извините за обстоятельства, при которых мы встречаемся. Вот куда вы можете пойти отсюда:
Поиск- Узнайте последние новости.
- Наша домашняя страница содержит последнюю информацию о технологиях хранения данных.
- Наша страница «О нас» содержит дополнительную информацию о сайте, на котором вы находитесь, Хранилище.
- Если вам нужно, свяжитесь с нами, мы будем рады услышать от вас.
Просмотр по категории
Аварийное восстановление- Пользователи рассказывают о защите от программ-вымогателей и восстановлении в VeeamON
Для защиты от атак программ-вымогателей и восстановления после них ИТ-специалисты на VeeamON 2023 рекомендовали планирование, тестирование и …
- 10 революционных тенденций аварийного восстановления
Последние тенденции в области ИИ, программ-вымогателей и регулирования данных оказывают серьезное влияние на группы аварийного восстановления. Не дай стремительно…
- 20-летняя эволюция системы управления критическими событиями Everbridge
Управление важными событиями Everbridge достигло Украины и пользователей, работающих из любого места. Генеральный директор Дэвид Вагнер объясняет, как он руководил …
- Руководители Veeam изучают сочетание резервного копирования и безопасности, а также другие тенденции
Руководители Veeam рассказывают, как проблемы кибербезопасности изменили подход к защите данных. В обсуждении также подробно…
- Commvault расширяет и автоматизирует средства обнаружения программ-вымогателей
В своем последнем выпуске Commvault добавляет в свою платформу защиты данных расширенные функции защиты от программ-вымогателей и новые функции безопасности…
- Поставки лент LTO продолжали расти в 2022 г.
Из-за роста объемов данных и распространения программ-вымогателей ленты по-прежнему преуспевают в качестве носителя для хранения данных, несмотря на появление новых детей. …
- Обновление образов, инновации и защита облачных технологий на SUSECON 2023
На выставке SUSECON 2023 компания SUSE объявила об облачной технологии наблюдения на основе искусственного интеллекта с помощью Opni и упомянула о других анонсах в этом году. …
- Уровни ЦОД и почему они важны для безотказной работы
Организациям следует рассматривать уровни центров обработки данных провайдеров колокации или собственные центры обработки данных в зависимости от их потребностей в безотказной работе…
- Изучите модель Red Hat с собственной подпиской на RHEL
Многие организации используют модели оплаты по мере использования с поставщиками общедоступных облаков для запуска своих продуктов Red Hat в облаке. Узнайте, как …
Герменевтика | Определение, история, принципы, примеры и типы
Эль Греко: Святой Иероним в роли ученого
Просмотреть все СМИ
- Связанные темы:
- буквальное толкование формировать критику тропологическая интерпретация аллегорическая интерпретация анагогическая интерпретация
Просмотреть весь связанный контент →
герменевтика , изучение общих принципов толкования Библии. Как для евреев, так и для христиан на протяжении всей их истории основной целью герменевтики и экзегетических методов, используемых при толковании, было открытие истин и ценностей, выраженных в Библии. Срок герменевтика также использовалась в связи с интерпретацией священных текстов других религиозных традиций, включая Коран. В современном смысле, не связанном с религией, герменевтика относится к философскому изучению интерпретации ( см. философия языка: герменевтическая традиция и континентальная философия: Гадамер).
Далее следует краткое изложение герменевтики. Для полного рассмотрения см. библейская литература: критическое изучение библейской литературы: экзегеза и герменевтика.
Еще из Британники
библейская литература: критическое изучение библейской литературы: экзегеза и герменевтика
Священный статус Библии в иудаизме и христианстве основан на убеждении, что она является вместилищем божественного откровения. Однако такое понимание Библии как слова Божия не породило единого герменевтического принципа для ее толкования. Некоторые люди утверждали, что толкование Библии всегда должно быть буквальным, потому что слово Божье ясно и полно; другие настаивали на том, что библейские слова всегда должны иметь более глубокое «духовное» значение, потому что Божья весть и истина самоочевидно глубоки. Третьи утверждали, что к некоторым частям Библии следует относиться буквально, а к некоторым — образно. В истории толкования Библии сложились четыре основных типа герменевтики: буквальная, моральная, аллегорическая и анагогическая.
Буквальное толкование утверждает, что библейский текст следует интерпретировать в соответствии с «простым смыслом», передаваемым его грамматической конструкцией и историческим контекстом. Считается, что буквальное значение соответствует замыслу авторов. Этот тип герменевтики часто, но не обязательно, связан с верой в словесное вдохновение Библии, согласно которой отдельные слова божественного послания были избраны Богом. Крайние формы этого взгляда подвергаются критике на том основании, что они не учитывают в достаточной мере очевидную индивидуальность стиля и лексики, обнаруживаемую у различных библейских авторов. Святой Иероним, влиятельный библеист 4-го века, отстаивал буквальное толкование Библии в противовес тому, что он считал излишествами аллегорического толкования. Примат буквального смысла позднее отстаивали такие разные фигуры, как св. Фома Аквинский, Николай Лирский, Джон Колет, Мартин Лютер и Жан Кальвин.
Вторым типом библейской герменевтики является моральная интерпретация, которая стремится установить экзегетические принципы, с помощью которых можно извлечь этические уроки из различных частей Библии. В этом стремлении часто использовалась аллегория. Например, в Письме Варнавы г. г. (ок. 100 г. н. э.) диетические законы, предписанные в Книге Левит, интерпретируются как запрещающие не мясо определенных животных, а скорее пороки, воображаемые связанные с этими животными.
Аллегорическая интерпретация, третий тип герменевтики, интерпретирует библейские повествования как имеющие второй уровень референции за пределами тех лиц, вещей и событий, явно упомянутых в тексте. Частной формой аллегорической интерпретации является типологическая, согласно которой ключевые фигуры, основные события и основные институты еврейской Библии (Ветхого Завета) рассматриваются как «прообразы» или предзнаменования лиц, событий и объектов в Новом Завете. . Согласно этой теории, такие интерпретации, как интерпретация Ноева ковчега как «прообраза» христианской церкви, были задуманы Богом с самого начала.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяФилон Иудей, еврейский философ и современник Иисуса, использовал платонические и стоические категории для толкования еврейских писаний. Его общие практики были приняты св. Климентом Александрийским, христианским богословом и руководителем катехизической школы Александрии, который искал аллегорический смысл библейских текстов. Климент открыл глубокие философские истины в простых повествованиях и заповедях Библии. Его преемник на посту главы школы Ориген систематизировал эти герменевтические принципы. Ориген различал буквальное, нравственное и духовное смыслы, но духовное (т. е. аллегорическое) признавал высшим. В Средние века троичный смысл писания Оригена был расширен до четверичного за счет подразделения духовного смысла на аллегорический и анагогический.
Четвертым основным типом библейской герменевтики является анагогическая, или мистическая, интерпретация. Этот способ пытается объяснить библейские события, поскольку они связаны с грядущей жизнью или предвосхищают ее. Примером такого подхода к Библии является еврейская каббала, которая стремилась раскрыть мистическое значение числовых значений еврейских букв и слов. Главным примером такой мистической интерпретации в иудаизме является средневековый Сефер га-зоар . В христианстве многие интерпретации, связанные с мариологией (изучение доктрин, связанных с Марией, матерью Иисуса), попадают в анагогическую категорию.
В новое время, как и в другие периоды, смещение герменевтических акцентов отражало более широкие академические и философские тенденции; историко-критическая, экзистенциальная и структурная интерпретация занимали видное место в 20-м и 21-м веках.