Шкала самооценки (САН)
Описание методики
Методика разработана В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973 году. Опросник САН направлен на исследование особенностей психоэмоционального состояния.
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Опросник состоит из 30 пар слов, являющихся полярными характеристиками (по 10 пар слов для каждой категории). На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале.
Обработка результатов
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны.
При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «Сырые» баллы от 1 до 7. Крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса оценивается в 7 баллов. Полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Количественный результат представляет собой сумму (иногда среднее арифметическое) первичных баллов по отдельным категориям. Оценки, превышающие 40 баллов, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 50 — 55 баллов.
Средние оценки для выборки из студентов Москвы:
· Самочувствие — 54
· Активность — 50
· Настроение — 51
Ключ
Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26
Активность: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28
Настроение: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30
______________________________________________________________ «______ » ___________ 19____ г.
фамилия, имя, отчество дата рождения
_______________________________________________ «_____ » ___________ 20____ г.__ ч ____ мин
образование, курс, группа дата и время заполнения
Инструкция:
Прочтите внимательно каждое из приведенных предложений и выберите ответ в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь нет.
|
| Значительно | Средне | Слабо | Вовсе нет | Слабо | Средне | Значительно |
|
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4. | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10. | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11. | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12. | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13. | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14. | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15. | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16. | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17. | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18. | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19. | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20. | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21. | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22. | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23. | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24. | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25. | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26. | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27. | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28. | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29. | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30. | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Опросник сан – самочувствие, активность, настроение.
Назначение: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Оборудование и стимульный материал: Для однократного обследования одного человека необходимо иметь стимульный материал методики, используемый также как бланк теста для ответов.
Инструкция: «Вам предлагается описать состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая отражает степень выраженности данной характеристики».
Процедура обследования: обследуемому предъявляется опросник, состоящий из 30 пар противоположных характеристик, по которым его просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой обследуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Обработка и интерпретация: при подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с «ключом» в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии обследуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Типовая карта методики САН.
№ | Состояние | Шкала | Состояние |
1 | Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
5 | Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
9 | Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
26 | Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Настроение, участие в деятельности и удовлетворенность досугом (MAPLES): рандомизированное контролируемое пилотное технико-экономическое обоснование плохого настроения при приобретенной черепно-мозговой травме приобретенная травма головного мозга: систематический обзор.
Нейропсихология, ред. 2010; 20:52–85. doi: 10.1007/s11065-009-9125-y. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]2. Headway UK. Приобретенная черепно-мозговая травма: цифры скрытой инвалидности. Доступно по адресу: https://www.headway.org.uk/media/7865/acquired-brain-injury-the-numbers-behind-the-hidden-disability-2018.pdf. По состоянию на 13 апреля 2020 г.
3. Ассоциация инсульта Великобритании. Состояние нации: статистика инсульта. Доступно по адресу: https://www.stroke.org.uk/sites/default/files/state_of_the_nation_2017_final_1.pdf. По состоянию на 13 апреля 2020 г.
4. Howell K, Grill E, Klein AM, et al. Исходы реабилитации перенесших аноксически-ишемическую энцефалопатию с длительными нарушениями сознания. Реанимация. 2013; 84: 1409–1415. doi: 10.1016/j.resuscitation.2013.05.015. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. McKinney PA. Опухоли головного мозга: заболеваемость, выживаемость и этиология. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 2004;75(дополнение 2):ii12–ii17. doi: 10.1136/jnnp.2004.040741. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Granerod J, Cousens S, Davies NW, et al. Новые оценки заболеваемости энцефалитом в Англии. Эмердж Инфекция Дис. 2013;19:1455. doi: 10.3201/eid1909.130064. [Бесплатная статья ЧВК] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Пастор М. Черепно-мозговая травма и правонарушение: экономический анализ. Лондон: Центр психического здоровья; 2016. [Google Scholar]
8. Saka Ö, McGuire A, Wolfe C. Стоимость инсульта в Соединенном Королевстве. Возраст Старение. 2009; 38:27–32. [PubMed] [Академия Google]
9. Розенбек Б., Маас АИР, Менон Д.К. Изменение закономерностей в эпидемиологии черепно-мозговой травмы. Нат Рев Нейрол. 2013;9:231–236. [PubMed] [Google Scholar]
10. Teasell R, Bayona N, Marshall S, et al. Систематический обзор реабилитации умеренных и тяжелых приобретенных травм головного мозга. Инъекция мозга. 2007; 21:107–112. [PubMed] [Google Scholar]
11. Тернер-Стокс Л. Доказательства эффективности междисциплинарной реабилитации после приобретенной черепно-мозговой травмы: синтез двух систематических подходов. J Rehabil Med. 2008;9: 691–701. [PubMed] [Google Scholar]
12. Jorge RE, Robinson RG, Moser D, et al. Большая депрессия после черепно-мозговой травмы. Арх генерал психиатрия. 2004; 61: 42–50. [PubMed] [Google Scholar]
13. Medley AR, Powell T. Мотивационное интервьюирование для повышения самосознания и участия в реабилитации после приобретенной черепно-мозговой травмы: концептуальный обзор. Нейропсихологическая реабилитация. 2010;20:481–508. [PubMed] [Google Scholar]
14. Whelan-Goodinson R, Ponsford JL, Johnston L, et al. Психические расстройства после черепно-мозговой травмы: их характер и частота. J Реабилитация травм головы. 2009 г.;24:324–332. doi: 10.1097/HTR.0b013e3181a712aa. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Fann JR, Hart T, Schomer KG. Лечение депрессии после черепно-мозговой травмы: систематический обзор. Дж Нейротрам. 2009; 26: 2383–2402. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Verdelho A, Henon H, Lebert F, et al. Депрессивные симптомы после инсульта и связь с деменцией: трехлетнее последующее исследование. Неврология. 2004; 62: 905–911. [PubMed] [Google Scholar]
17. Chemerinski E, Robinson RG, Kosier JT. Улучшение восстановления активности повседневной жизни связано с ремиссией постинсультной депрессии. Гладить. 2001; 32: 113–117. [PubMed] [Академия Google]
18. Хаус А., Кнапп П., Бамфорд Дж. и др. Смертность через 12 и 24 мес после инсульта может быть связана с симптомами депрессии через 1 мес. Гладить. 2001; 32: 696–701. [PubMed] [Google Scholar]
19. Fazel S, Wolf A, Pillas D, et al. Самоубийства, смертельные травмы и другие причины преждевременной смертности у больных с черепно-мозговой травмой. Джама Психиат. 2014;71:326–333. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Уолдрон Б., Кассерли Л.М., О’Салливан К. Когнитивно-поведенческая терапия депрессии и тревоги у взрослых с приобретенной травмой головного мозга: что работает для кого? Нейропсихологическая реабилитация. 2013; 23:64–101. [PubMed] [Академия Google]
21. Маклауд А.К., Бирн А. Тревога, депрессия и ожидание будущих положительных и отрицательных переживаний. J Abnorm Psychol. 1996; 105: 286–289. [PubMed] [Google Scholar]
22. Morina N, Deeprose C, Pusowski C, et al. Проспективные ментальные образы у пациентов с большим депрессивным расстройством или тревожным расстройством. J Тревожное расстройство. 2011;25:1032–1037. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Murphy FC, Peers PV, Blackwell SE, et al. Ожидаемое и воображаемое будущее: предполагаемое познание и депрессивное настроение после черепно-мозговой травмы. Брит Джей Клин Психол. 2019;58:91–109. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Kanter JW, Manos RC, Bowe WM, et al. Что такое поведенческая активация? Обзор эмпирической литературы. Clin Psychol Rev. 2010; 30: 608–620. [PubMed] [Google Scholar]
25. Mazzucchelli T, Kane R, Rees CS. Поведенческая активация лечения депрессии у взрослых: метаанализ и обзор. Clin Psychol-Sci Pr. 2009; 16: 383–411. [Google Scholar]
26. Dimidjian s HSD, Dobson KS, et al. Рандомизированное исследование поведенческой активации, когнитивной терапии и антидепрессантов при неотложном лечении взрослых с большой депрессией. J Consult Clin Psychol. 2006; 74: 658–670. [PubMed] [Академия Google]
27. Ричардс Д.А., Экерс Д., Макмиллан Д. и соавт. Стоимость и результат поведенческой активации по сравнению с когнитивно-поведенческой терапией депрессии (COBRA): рандомизированное контролируемое исследование не меньшей эффективности. Ланцет. 2016; 388: 871–880. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Landreville P, Desrosiers J, Vincent C, et al. Роль ограничения активности в постинсультных депрессивных симптомах. реабилитационный психол. 2009; 54: 315–322. [PubMed] [Google Scholar]
29. Larsson J, Bjorkdahl A, Esbjornsson E, et al. Факторы, влияющие на участие после черепно-мозговой травмы. J Rehabil Med. 2013;45:765–770. [PubMed] [Академия Google]
30. Mausbach BT, Chattillion EA, Moore RC, et al. Ограничение активности и депрессия у пациентов и лиц, осуществляющих уход за ними: метаанализ. Clin Psychol Rev. 2011; 31: 900–908. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Одди М., да Силва Рамос С., Фортескью Д. Черепно-мозговая травма и социальная изоляция. В: Боннер А, изд. Социальные детерминанты здоровья: междисциплинарный подход к социальному неравенству и благополучию. Бристоль: Политическая пресса; 2018:255 – 264.
32. Тейт Р., Ваким Д., Гендерс М. Систематический обзор эффективности общественных программ досуга/социальной активности для людей с черепно-мозговой травмой. Поражение головного мозга. 2014; 15:157–176. [Академия Google]
33. Thomas SA, Walker MF, Macniven JA, et al. Общение и плохое настроение (CALM): рандомизированное контролируемое исследование поведенческой терапии для пациентов с инсультом и афазией. Клиника реабилитации. 2013; 27: 398–408. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Thomas SA, Coates E, das Nair R, et al. Поведенческая активационная терапия депрессии после инсульта (BEADS): протокол исследования для осуществимости рандомизированного контролируемого пилотного исследования психологического вмешательства при постинсультной депрессии. Пилотное технико-экономическое обоснование. 2016;2:45. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Bombardier CH, Fann JR, Ludman EJ, et al. Связь когнитивных, поведенческих и физических показателей активности с тяжестью депрессии при черепно-мозговой травме: повторный анализ данных рандомизированного контролируемого исследования. J Реабилитация травм головы. 2017; 32:343–353. doi: 10.1097/HTR.0000000000000288. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Моррис Р., Моррис П. Опыт участников больничных групп поддержки равных для пациентов, перенесших инсульт, и лиц, ухаживающих за ними. Реабилитация инвалида. 2012; 34: 347–354. дои: 10.3109/09638288.2011.607215. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Cuijpers P, van Straten A, Warmerdam L. Лечение депрессии с помощью поведенческой активации: метаанализ. Clin Psychol Rev. 2007; 27: 318–326. [PubMed] [Google Scholar]
38. Экерс Д., Ричардс Д., Гилбоди С. Метаанализ рандомизированных исследований поведенческого лечения депрессии. Психомед. 2008; 38: 611–623. [PubMed] [Google Scholar]
39. Tucker M, Oei TPS. Является ли группа более эффективной с точки зрения затрат, чем индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия? Доказательства еще не веские. Behav Cogn Psychother. 2007; 35: 77–9.1. [Google Scholar]
40. Левинсон П., Кларк Г. Психосоциальное лечение подростковой депрессии. Clin Psychol Rev. 1999; 19: 329–342. [PubMed] [Google Scholar]
41. Моррисон Н. Групповая когнитивная терапия: лечение выбора или неоптимальный вариант? Behav Cogn Psychother. 2001; 29: 311–332. [Google Scholar]
42. Виноградов С., Ялом И. Групповая терапия. В: Хейлз Р., Юдофски С., Тэлботт Дж., редакторы. Учебник психиатрии American Psychiatric Press. 2. Вашингтон: Американская психиатрическая пресса; 1994. стр. 337–342. [Google Scholar]
43. Зигмонд А.С., Снейт Р.П. Госпитальная шкала и шкала тревоги и депрессии. Acta Psychiatr Scand. 1983; 67: 361–370. [PubMed] [Google Scholar]
44. Левинсон PM. Поведенческий подход к депрессии. В: Фридман Р.Дж., Кац М.М., редакторы. Психология депрессии: современная теория и исследования. Вашингтон, округ Колумбия: Winston-Wiley Press; 1976. С. 157–185. [Google Scholar]
45. Левинсон П.М., Салливан Дж.М., Гросскап С.Дж. Изменение подкрепляющих событий: подход к лечению депрессии. Psychother-Theor Res. 1980;17:322–334. [Google Scholar]
46. Levine B, Robertson IH, Clare L, et al. Реабилитация исполнительного функционирования: экспериментально-клиническая проверка обучения управлению целями. J Int Neuropsychol Soc. 2000; 6: 299–312. [PubMed] [Google Scholar]
47. Levine B, Schweizer TA, O’Connor C, et al. Реабилитация исполнительного функционирования у больных с поражением лобных долей головного мозга с обучением управлению целями. Передний шум нейронов. 2011;5:9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Cicerone KD, Langenbahn DM, Braden C, et al. Когнитивная реабилитация на основе фактических данных: обновленный обзор литературы с 2003 по 2008 год. Arch Phys Med Rehabil. 2011;92:519–530. doi: 10.1016/j.apmr.2010.11.015.. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Kanter JW, Mulick PS, Busch AM, et al. Шкала поведенческой активации депрессии (BADS): психометрические свойства и факторная структура. J Психопатическое поведение. 2007; 29: 191–202. [Google Scholar]
50. Peers PV, Astle DE, Duncan J, et al. Диссоциативное влияние тренировки внимания и рабочей памяти на когнитивные способности и повседневное функционирование после лобно-теменных инсультов. Нейропсихологическая реабилитация. 2018; 20:1–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Gracey F, Fish JE, Greenfield E, et al. Рандомизированное контролируемое исследование вспомогательного мониторинга намерений для реабилитации исполнительных нарушений после приобретенной черепно-мозговой травмы. Нейрореабилитация Нейроремонт. 2017; 31:323–333. [PubMed] [Google Scholar]
52. Burgess PW, Alderman N, Wilson BA, et al. Дизэкзективная анкета. В: Поведенческая оценка дизэкзективного синдрома. Бери-Сент-Эдмундс: Испытательная компания в долине Темзы.
53. Simblett SK, Ring H, Bateman A. The Dysexecutive Questionnaire Revised (DEX-R): расширенный показатель повседневных проблем с disexecutive после приобретенной черепно-мозговой травмы. Нейропсихологическая реабилитация. 2017; 27:1124–1141. дои: 10.1080/09602011.2015.1121880. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Teasdale TW, Christensen AL, Willmes K, et al. Субъективный опыт пациентов с травмами головного мозга и их близких родственников: европейское исследование опросника по травмам головного мозга. Инъекция мозга. 1997; 11: 543–564. [PubMed] [Google Scholar]
55. Kanter JW, Rusch LC, Busch AM, et al. Валидация шкалы поведенческой активации при депрессии (BADS) в образце сообщества с повышенными депрессивными симптомами. J Психопатическое поведение. 2009 г.;31:36–42. [Google Scholar]
56. Dawkins N, Cloherty ME, Gracey F, et al. Факторная структура Госпитальной шкалы тревоги и депрессии при приобретенной черепно-мозговой травме. Инъекция мозга. 2006; 20:1235–1239. [PubMed] [Google Scholar]
57. Schönberger M, Ponsford J. Факторная структура Госпитальной шкалы тревоги и депрессии у лиц с черепно-мозговой травмой. Психиатрия рез. 2010;179:342–349. [PubMed] [Google Scholar]
58. Дам Дж., Вонг Д., Понсфорд Дж. Валидность шкал депрессивно-тревожного стресса при оценке депрессии и тревожности после черепно-мозговой травмы. J Аффективное расстройство. 2013;151:392–396. [PubMed] [Google Scholar]
59. Уилан-Гудинсон Р., Понсфорд Дж., Шенбергер М. Валидность госпитальной шкалы тревоги и депрессии для оценки депрессии и тревоги после черепно-мозговой травмы по сравнению со структурированным клиническим интервью для DSM-IV. . J Аффективное расстройство. 2009; 114:94–102. [PubMed] [Google Scholar]
60. Карвер С.С., Уайт Т.Л. Поведенческое торможение, поведенческая активация и аффективные реакции на предстоящее вознаграждение и наказание: шкалы BIS/BAS. J Pers Soc Psychol. 1994;67:319–333. [Google Scholar]
61. Карлтон Р.Н., Нортон П.Дж., Асмундсон Г.Дж.Г. Опасаясь неизвестного: краткая версия шкалы нетерпимости к неопределенности. J Тревожное расстройство. 2007; 21:105–117. doi: 10.1016/j.janxdis.2006.03.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. McEvoy PM, Mahoney AE. Достижение уверенности в структуре нетерпимости к неопределенности в выборке, обращающейся за лечением, с тревогой и депрессией. J Тревожное расстройство. 2011; 25:112–122. [PubMed] [Академия Google]
63. Вайс Д.С. Кросс-культурная оценка психологической травмы и посттравматического стрессового расстройства. Бостон: Спрингер; 2007. Шкала влияния событий: пересмотрено; стр. 219–238. [Google Scholar]
64. Sveen J, Low A, Dyster-Aas J, Ekselius L, et al. Валидация шведской версии пересмотренной шкалы влияния событий (IES-R) у пациентов с ожогами. J Тревожное расстройство. 2010; 24:618–622. [PubMed] [Google Scholar]
65. Baumert J, Simon H, Gündel H, et al. Влияние шкалы событий — пересмотренная: оценка подшкал и корреляций с психофизиологическими моделями реакции вздрагивания у выживших после опасного для жизни сердечного события: анализ 129пациентов с имплантированным кардиовертер-дефибриллятором. J Аффективное расстройство. 2004; 82: 29–41. [PubMed] [Google Scholar]
66. Beck JG, Grant DM, Read JP, et al. Пересмотренная шкала влияния событий: психометрические свойства в выборке выживших в автокатастрофе. J Тревожное расстройство. 2008;22(2):187–198. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Одди М., Каттран С., Вуд Р. Развитие меры мотивационных изменений после приобретенной черепно-мозговой травмы. J Clin Exp Neuropsychol. 2008; 30: 568–575. [PubMed] [Академия Google]
68. Kusec A, DeMatteo C, Velikonja D, et al. Психометрические свойства показателей мотивации и вовлеченности после приобретенной черепно-мозговой травмы. реабилитационный психол. 2018;63:92–103. [PubMed] [Google Scholar]
69. Червинский А.Б., Оммая А.К., Спектор Дж. и соавт. Опросник мотивации для реабилитации после черепно-мозговой травмы (MOT-Q): надежность, факторный анализ и связь с переменными MMPI-2. Арч Клин Нейропсихология. 1998; 13: 433–446. [PubMed] [Google Scholar]
70. Brown M, Djikers MP, Gordon WA, et al. Цель участия, субъективное участие: мера участия, сочетающая точки зрения аутсайдера и инсайдера. J Реабилитация травм головы. 2004;19: 459–481. [PubMed] [Google Scholar]
71. Snaith RP, Hamilton M, Morley S, et al. Шкала для оценки гедонистического тона: Шкала удовольствия Снейта-Гамильтона. Брит Джей Психиат. 1995; 167: 99–103. [PubMed] [Google Scholar]
72. Франкен И.Х., Рассин Э., Мурис П. Оценка ангедонии в клинических и неклинических популяциях: дальнейшее подтверждение шкалы удовольствия Снейта-Гамильтона (SHAPS) J Аффектное расстройство. 2007; 99: 83–89. [PubMed] [Google Scholar]
73. Nakonezny PA, Carmody TJ, Morris DW, et al. Психометрическая оценка шкалы удовольствия Снейта-Гамильтона (SHAPS) у взрослых амбулаторных пациентов с большим депрессивным расстройством. Int Clin Psychopharmacol. 2010;25:328–333. дои: 10.1097/YIC.0b013e32833eb5ee. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Lachman ME, Weaver SL. Чувство контроля как модератор социальных классовых различий в здоровье и благополучии. J Pers Soc Psychol. 1998; 74: 763–773. [PubMed] [Google Scholar]
75. Lachman ME, Weaver SL. Социально-демографические вариации в смысле контроля по доменам: результаты исследований Макартура среднего возраста. Психологическое старение. 1998; 13: 553–562. [PubMed] [Google Scholar]
76. Devilly GJ, Borkovec TD. Психометрические свойства опросника правдоподобия/ожидания. J Behav Ther Exp Psy. 2000; 31: 73–86. [PubMed] [Академия Google]
77. Основная команда R . R: Язык и среда для статистических вычислений. R Фонд статистических вычислений. 2013. [Google Scholar]
78. Сим Дж. Следует ли оценивать эффекты лечения в пилотных и технико-экономических исследованиях? Пилотное технико-экономическое обоснование. 2019;5:107. doi: 10.1186/s40814-019-0493-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Торн С., Киркхэм С.Р., О’Флинн-Маги К. Аналитическая задача в толковательном описании. Методы Int J Qual. 2004; 3:1–11. [Академия Google]
80. Браун В., Кларк В. Использование тематического анализа в психологии. Качественный психолог. 2006; 3: 77–101. [Google Scholar]
81. Bombardier CH, Fann JR, Temkin NR, et al. Частота большого депрессивного расстройства и клинические исходы после черепно-мозговой травмы. ДЖАМА. 2010; 303:1938–1945. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
82. Hackett ML, Yapa C, Parag V, Anderson CS. Частота депрессии после инсульта: систематический обзор обсервационных исследований. Гладить. 2005;36:1330–1340. [PubMed] [Академия Google]
83. Egan M, Davis CG, Dubouloz CJ, et al. Участие и благополучие после инсульта: доказательства взаимных эффектов. Arch Phys Med Rehabil. 2014;95:262–268. [PubMed] [Google Scholar]
84. Fleming J, Nalder E, Alves-Stein S, et al. Влияние барьеров окружающей среды на интеграцию в общество лиц с черепно-мозговой травмой средней и тяжелой степени тяжести. J Реабилитация травм головы. 2014;29:125–135. doi: 10.1097/HTR.0b013e318286545d. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Wise EK, Mathews-Dalton C, Dikmen S, et al. Влияние черепно-мозговой травмы на участие в досуговой деятельности. Arch Phys Med Rehabil. 2010;91: 1357–1362. doi: 10.1016/j.apmr.2010.06.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
86. Ekers D, Richards D, McMillan D, et al. Поведенческая активация, проведенная неспециалистом: рандомизированное контролируемое исследование II фазы. Брит Джей Психиат. 2011;198:66–72. [PubMed] [Google Scholar]
87. Penfield W, Milner B. Нарушение памяти, вызванное двусторонним поражением в зоне гиппокампа. AMA Arch Neurol Psy. 1958; 79: 475–497. [PubMed] [Google Scholar]
Улучшение психического здоровья — HelpGuide.org
Понимание хорошего психического здоровья
Ваше психическое здоровье влияет на то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя в повседневной жизни. Это также влияет на вашу способность справляться со стрессом, преодолевать трудности, строить отношения и восстанавливаться после жизненных неудач и трудностей.
Крепкое психическое здоровье — это не просто отсутствие проблем с психическим здоровьем. Быть умственно или эмоционально здоровым — это гораздо больше, чем просто быть свободным от депрессии, беспокойства или других психологических проблем. Под психическим здоровьем подразумевается не отсутствие психических заболеваний, а наличие положительных характеристик.
Психически здоровые люди имеют:
- Чувство удовлетворенности.
- Жизнелюбие и умение смеяться и веселиться.
- Способность справляться со стрессом и оправляться от невзгод.
- Чувство смысла и цели как в их действиях, так и в их отношениях.
- Гибкость в изучении новых навыков и адаптации к изменениям.
- Баланс между работой и игрой, отдыхом и активностью и т. д.
- Способность строить и поддерживать полноценные отношения.
- Уверенность в себе и высокая самооценка.
Независимо от того, хотите ли вы справиться с определенной проблемой психического здоровья, лучше справляться со своими эмоциями или просто почувствовать себя более позитивным и энергичным, существует множество способов взять под контроль свое психическое здоровье — начиная с сегодняшнего дня.
Взаимосвязь между устойчивостью и психическим здоровьем
Наличие крепкого психического здоровья не означает, что вы никогда не переживете плохих времен или не испытаете эмоциональных проблем. Мы все переживаем разочарования, потери и перемены. И хотя это нормальные аспекты жизни, они все же могут вызывать грусть, тревогу и стресс. Но так же, как физически здоровые люди лучше восстанавливаются после болезни или травмы, люди с крепким психическим здоровьем лучше справляются с невзгодами, травмами и стрессом. Эта способность называется устойчивость .
Эмоционально и психически устойчивые люди обладают средствами, позволяющими справляться с трудными ситуациями и сохранять позитивный настрой. Они остаются сосредоточенными, гибкими и продуктивными как в плохие, так и в хорошие времена. Их устойчивость также заставляет их меньше бояться новых впечатлений или неопределенного будущего. Даже когда они не сразу знают, как будет решена проблема, они надеются, что решение в конечном итоге будет найдено.
Поговорите с лицензированным терапевтом
Крупнейшая в мире терапевтическая служба. 100% онлайн. Получите консультацию профессионального, лицензированного и проверенного терапевта менее чем за 48 часов.
Скидка 20%
Раскрытие партнерской информации
Как улучшить свое психическое здоровье
Любой человек может страдать от проблем с психическим или эмоциональным здоровьем, и большинство из нас будут страдать на протяжении всей жизни. Только в этом году примерно каждый пятый из нас будет страдать от поддающегося диагностике психического расстройства. Тем не менее, несмотря на то, насколько распространены проблемы с психическим здоровьем, многие из нас не прилагают усилий для улучшения своего положения.
Мы игнорируем эмоциональные сообщения, которые говорят нам, что что-то не так, и пытаемся пережить это, отвлекая себя или занимаясь самолечением с помощью алкоголя, наркотиков или саморазрушающего поведения. Мы закупориваем наши проблемы в надежде, что другие не заметят. Мы надеемся, что наша ситуация со временем улучшится сама по себе. Или мы просто сдаемся, говоря себе, что «это именно то, что мы есть».
[Читать: взращивание счастья]
Хорошая новость: вам не нужно чувствовать себя плохо. Существуют практики, которые вы можете применить, чтобы поднять себе настроение, стать более устойчивым и получать больше удовольствия от жизни. Но точно так же, как для создания и поддержания физического здоровья требуются усилия, так и с психическим здоровьем. В наши дни мы должны работать усерднее, чтобы обеспечить крепкое психическое здоровье, просто потому, что жизнь очень часто сказывается на нашем эмоциональном благополучии.
Почему мы часто пренебрегаем своими потребностями в области психического здоровья
Даже в современном развитом мире многие из нас часто не хотят — или не в состоянии — удовлетворять свои потребности в области психического здоровья. Это может происходить по разным причинам, в том числе:
В некоторых обществах психические и эмоциональные проблемы считаются менее законными, чем физические проблемы. Они рассматриваются как признак слабости или как-то по нашей собственной вине.
Некоторые люди ошибочно считают проблемы с психическим здоровьем чем-то, от чего мы должны знать, как избавиться от них. Мужчины, в особенности, часто предпочитают сдерживать свои чувства, чем обращаться за помощью.
В нашем быстро меняющемся мире мы одержимы поиском быстрых и простых ответов на сложные проблемы. Мы ищем связи с другими, навязчиво проверяя социальные сети, вместо того, чтобы, например, обращаться к людям в реальном мире. Или, чтобы поднять себе настроение и облегчить депрессию, мы скорее примем таблетку, чем решим основные проблемы.
Многие люди думают, что если они обращаются за помощью в связи с психическими и эмоциональными проблемами, единственными доступными вариантами лечения являются лекарства (которые имеют нежелательные побочные эффекты) или терапия (которая может быть длительной и дорогой). Правда в том, что, какими бы ни были ваши проблемы, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свое самочувствие и испытать большее психическое и эмоциональное благополучие. И вы можете начать сегодня!
Сделайте социальные связи приоритетными, особенно лицом к лицу
Независимо от того, сколько времени вы посвящаете улучшению своего психического и эмоционального здоровья, вам все равно будет нужна компания других, чтобы чувствовать себя и функционировать наилучшим образом. Люди — социальные существа с эмоциональными потребностями в отношениях и позитивными связями с другими. Мы не предназначены для выживания, не говоря уже о процветании, в изоляции. Наш социальный мозг жаждет общения, даже если опыт сделал нас застенчивыми и недоверчивыми к другим.
Почему общение лицом к лицу так важно?
Телефонные звонки и социальные сети имеют свое место, но ничто не может сравниться с антистрессовой и улучшающей настроение силой качественного общения лицом к лицу с другими людьми.
Ключ в том, чтобы взаимодействовать с кем-то, кто умеет «хорошо слушать» — с кем-то, с кем вы можете регулярно разговаривать лично, кто будет слушать вас, не имея собственных представлений о том, как вы должны думать или чувствовать. Хороший слушатель прислушается к чувствам, стоящим за вашими словами, и не будет перебивать, осуждать или критиковать вас.
Протягивать руку помощи — это не признак слабости, и это не сделает вас обузой для других. Большинству людей льстит, если вы доверяете им достаточно, чтобы довериться им. Если вы чувствуете, что вам не к кому обратиться, есть хорошие способы завести новые дружеские отношения и улучшить свою сеть поддержки. В то же время общение лицом к лицу со знакомыми или людьми, с которыми вы сталкиваетесь в течение дня, например, с соседями, людьми в очереди к кассе или в автобусе, или с человеком, подающим вам утренний кофе, по-прежнему приносит большую пользу. Установите зрительный контакт и обменяйтесь улыбкой, дружеским приветствием или светской беседой.
Советы по общению с другими
Позвоните другу или любимому человеку сейчас и договоритесь о встрече . Если вы оба ведете насыщенный образ жизни, предложите вместе выполнять поручения или заниматься спортом. Постарайтесь сделать это регулярным общением.
Если вы чувствуете, что вам некому позвонить, обратитесь к знакомым . Многим другим людям так же некомфортно заводить новых друзей, как и вам, так что будьте тем, кто растопит лед. Восстановите связь со старым другом, пригласите коллегу на обед или попросите соседа присоединиться к вам за чашечкой кофе.
Выйдите из-за экрана телевизора или компьютера . Общение — это в значительной степени невербальный опыт, который требует от вас прямого контакта с другими людьми, поэтому не пренебрегайте своими реальными отношениями в пользу виртуального взаимодействия.
Быть столяром . Присоединяйтесь к сетевым, социальным или специальным группам по интересам, которые встречаются на регулярной основе. Эти группы предлагают прекрасные возможности для знакомства с людьми с общими интересами.
Не бойтесь улыбаться и здороваться с незнакомцами, с которыми вы пересекаетесь . Установление связи полезно для вас обоих — и вы никогда не знаете, к чему это может привести!
Активный образ жизни так же полезен для мозга, как и для тела
Разум и тело неразрывно связаны. Когда вы улучшите свое физическое здоровье, вы автоматически почувствуете лучшее психическое и эмоциональное благополучие. Физическая активность также высвобождает эндорфины, мощные химические вещества, которые поднимают настроение и дают дополнительную энергию. Регулярные физические упражнения или активность могут оказать серьезное влияние на проблемы с психическим и эмоциональным здоровьем, снять стресс, улучшить память и помочь вам лучше спать.
Но что, если я ненавижу заниматься спортом?
Вы не одиноки. Работа с весами в тренажерном зале или бег на беговой дорожке — не все представляют себе прекрасное времяпрепровождение. Но вам не обязательно быть фанатиком фитнеса, чтобы пожинать плоды более активного образа жизни. Прогуляйтесь в обеденный перерыв по парку, прогуляйтесь по торговому центру с кондиционером во время осмотра витрин, поиграйте во фрисби с собакой, потанцуйте под любимую музыку, поиграйте в видеоигры с детьми, покатайтесь на велосипеде или пройдите пешком на встречу а не водить.
Вам не нужно тренироваться, пока вы не промокнете от пота или пока не начнет болеть каждый мускул. Даже небольшая физическая активность может иметь большое значение для вашего психического и эмоционального здоровья, и это то, чем вы можете заняться прямо сейчас , чтобы повысить свою энергию и мировоззрение и помочь вам восстановить чувство контроля.
Советы по началу тренировок
- Стремитесь к 30-минутной активности в большинстве дней. Если это проще, три 10-минутных сеанса могут быть столь же эффективными. Начните прямо сейчас с прогулки или танца под любимую песню.
- Попробуйте ритмичные упражнения, которые задействуют как руки, так и ноги, например ходьбу, бег, плавание, силовые тренировки, боевые искусства или танцы.
- Добавьте элемент осознанности в свои тренировки. Вместо того чтобы сосредотачиваться на своих мыслях, сосредоточьтесь на том, как ваше тело чувствует себя во время движения — например, на том, как ваши ноги касаются земли, на ритме вашего дыхания или на ощущении ветра на коже.
Узнайте, как контролировать уровень стресса
Стресс тяжело сказывается на психическом и эмоциональном здоровье, поэтому важно держать его под контролем. Хотя не всех стрессоров можно избежать, стратегии управления стрессом могут помочь вам восстановить равновесие.
Поговорите с дружелюбным лицом . Общение лицом к лицу с кем-то, кто заботится о вас, — самый эффективный способ успокоить нервную систему и снять стресс. Взаимодействие с другим человеком может быстро затормозить разрушительные реакции на стресс, такие как «бей или беги». Он также высвобождает гормоны, подавляющие стресс, поэтому вы почувствуете себя лучше, даже если не сможете изменить саму стрессовую ситуацию.
Воззвание к своим чувствам . Успокаивает ли вас прослушивание вдохновляющей песни? Или запах молотого кофе или любимый аромат? Или, может быть, сжатие мячика для снятия стресса поможет вам почувствовать себя сосредоточенным? Каждый реагирует на сенсорную информацию немного по-разному, поэтому начните экспериментировать прямо сейчас, чтобы найти то, что лучше всего подходит для вас. Как только вы узнаете, как ваша нервная система реагирует на сенсорную информацию, вы сможете быстро успокоиться, где бы и когда бы вы ни находились.
Сделать свободное время приоритетом . Занимайтесь любимыми делами только потому, что они доставляют вам удовольствие. Сходите на смешной фильм, прогуляйтесь по пляжу, послушайте музыку, почитайте хорошую книгу или поговорите с другом. Делать что-то только потому, что это весело, — это не баловство. Игра необходима для эмоционального и психического здоровья.
Найдите время для размышления и оценки . Подумайте о вещах, за которые вы благодарны. Медитируйте, молитесь, наслаждайтесь закатом или просто найдите время, чтобы обратить внимание на то, что хорошо, позитивно и красиво в течение дня.
[Послушайте: Благодарность в трудные времена]
Займитесь релаксационной практикой . В то время как сенсорный ввод может снять стресс в данный момент, техники релаксации могут помочь снизить общий уровень стресса, хотя для их эффективного обучения, скорее всего, потребуется больше времени. Йога, медитация осознанности, глубокое дыхание или прогрессивная мышечная релаксация могут притормозить стресс и вернуть ваш разум и тело в состояние равновесия.
Управляйте своими эмоциями, чтобы снять стресс
Понимание и принятие своих эмоций — особенно тех неприятных, которые многие из нас стараются игнорировать — может иметь огромное значение для вашей способности справляться со стрессом и уравновешивать свое настроение. Бесплатный набор инструментов эмоционального интеллекта HelpGuide покажет вам, как это сделать.
Соблюдайте диету, полезную для мозга, чтобы поддерживать крепкое психическое здоровье
Если вы не пытались изменить свой рацион в прошлом, вы можете не осознавать, насколько то, что вы едите (или не едите), влияет на ваше самочувствие. думать и чувствовать. Нездоровое питание может сказаться на вашем мозге и настроении, нарушить ваш сон, лишить вас энергии и ослабить вашу иммунную систему. И наоборот, переход на здоровую диету с низким содержанием сахара и богатым полезными жирами может дать вам больше энергии, улучшить сон и настроение, а также помочь вам выглядеть и чувствовать себя лучше.
Люди немного по-разному реагируют на определенные продукты в зависимости от генетики и других факторов здоровья, поэтому поэкспериментируйте с тем, как пища, которую вы включаете в свой рацион или исключаете из него, влияет на ваше самочувствие. Лучше всего начать с отказа от «плохих жиров», которые могут повредить вашему настроению и мировоззрению, и заменить их «хорошими жирами», поддерживающими здоровье мозга.
Продукты, отрицательно влияющие на настроение
- Кофеин.
- Алкоголь.
- Трансжиры или что-либо с «частично гидрогенизированным» маслом.
- Продукты с высоким содержанием химических консервантов или гормонов.
- Сладкие снеки.
- Рафинированные углеводы (например, белый рис или белая мука).
- Жареная пища.
Продукты, повышающие настроение
- Жирная рыба, богатая Омега-3, например, лосось, сельдь, скумбрия, анчоусы, сардины, тунец.
- Орехи, такие как грецкие, миндаль, кешью, арахис.
- Авокадо.
- Льняное семя.
- Фасоль.
- Листовая зелень, такая как шпинат, капуста, брюссельская капуста.
- Свежие фрукты, такие как черника.
Не экономьте на сне — он важнее, чем вы думаете
Если вы ведете насыщенный образ жизни, сокращение сна может показаться разумным шагом. Но когда дело доходит до вашего психического здоровья, достаточное количество сна — это необходимость, а не роскошь. Пропуск даже нескольких часов здесь и там может сказаться на вашем настроении, энергии, остроте ума и способности справляться со стрессом. И в долгосрочной перспективе хроническое недосыпание может нанести ущерб вашему здоровью и мировоззрению.
В то время как взрослые должны стремиться к качественному сну от семи до девяти часов каждую ночь, часто нереально ожидать, что сон наступит в тот момент, когда вы ляжете и закроете глаза. Вашему мозгу нужно время, чтобы расслабиться в конце дня. Это означает, что за два часа до сна нужно сделать перерыв от стимуляции экранов телевизора, телефона, планшета, компьютера, отложить работу и отложить споры, беспокойство или мозговой штурм до следующего дня.
Советы по улучшению сна
- Если тревога или хроническое беспокойство преобладают над вашими мыслями по ночам, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы научиться перестать беспокоиться.
- Чтобы успокоиться, успокоить ум и подготовиться ко сну, попробуйте принять теплую ванну, почитать при мягком свете, послушать успокаивающую музыку или попрактиковаться в технике релаксации перед сном.
- Чтобы помочь настроить внутренние часы вашего тела и оптимизировать качество сна, придерживайтесь регулярного графика сна и бодрствования даже по выходным.
- Убедитесь, что в вашей спальне темно, прохладно и тихо. Шторы, генераторы белого шума и вентиляторы могут помочь.
Найдите цель и смысл жизни
Каждый человек обретает смысл и цель разными способами, которые включают в себя благо других, а также себя. Вы можете думать об этом как о способе почувствовать себя нужным, чувствовать себя хорошо, о цели, которая мотивирует вас, или просто о причине, чтобы встать с постели по утрам. С биологической точки зрения, поиск смысла и цели имеет важное значение для здоровья мозга, поскольку он может помочь генерировать новые клетки и создавать новые нейронные пути в мозге. Это также может укрепить вашу иммунную систему, облегчить боль, снять стресс и мотивировать вас на другие шаги для улучшения психического и эмоционального здоровья. Как бы вы ни находили смысл и цель в жизни, важно делать это каждый день.
Что дает вам смысл и цель?
Привлекательная работа, которая дает смысл вам и другим. Участвуйте в мероприятиях, которые бросают вызов вашему творчеству и заставляют вас чувствовать себя продуктивно, независимо от того, получаете ли вы за это деньги. Некоторые идеи связаны с садоводством, рисованием, письмом, игрой на музыкальном инструменте или созданием чего-либо в вашей мастерской.
Отношения. Проведение времени с пользой, когда вы отдаете себя людям, которые важны для вас, будь то друзья, внуки или пожилые родственники, может поддержать как ваше здоровье, так и их здоровье, а также дает чувство цели.
Уход за домашним животным. Да, домашние животные — это ответственность, но забота о них заставляет вас чувствовать себя нужным и любимым. Нет такой безусловной любви, как любовь, которую может дать домашнее животное. Животные также могут вывести вас из дома для занятий спортом и познакомить с новыми людьми и местами.
[Читайте: Польза домашних животных для здоровья и улучшения настроения]
Волонтерство. Точно так же, как мы запрограммированы на общение, мы также запрограммированы на то, чтобы давать другим. Смысл и цель помощи другим или обществу могут обогатить и расширить вашу жизнь и сделать вас счастливее. Нет никаких ограничений на индивидуальные и групповые волонтерские возможности, которые вы можете исследовать.