Тест руки Вагнера (Hand Test)
Шкалы: агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание
Темы: агрессивность
Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым, школьникам, детям
Тип теста: невербальный, проективный · Вопросов: 10
Комментарии: 23 · написать
Назначение теста
Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.
Описание теста
Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».
Примечание
Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.
Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Тестовый материал
Карта №1. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №2. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №3. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №4. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №6. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №7. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №8. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №9. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Карта №10. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.
Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции «снизу», успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).
Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).
При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.
В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается (об).
Протокол проведения теста
Испытуемый: Сергей А.
Пол: мужской.
Возраст: 7 лет.
Группа: подготовительная.
Дата обследования: 21 ноября 1994 года.
Карта Время начала реакции Ответы испытуемого Результаты категоризации
1 2 3 4
1 6 1. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важное К*4
2 8 1. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападения С
2. Приказывает – встаньте! У
3. Если не сделаешь – ты мне не друг! У
4. Большой палец руки ПБ
3 3 1. Высмеивает кого-то, показывая пальцем А
2. Указывает на что-то
3. Подчеркивает сказанное У
4. Внушает свое желание кому-то К
5. Указывает направление движения У
4 8 1. Просит милостыню З
2. Готов к дружескому рукопожатию К
5 3 1. Выглядит уставшим, отдыхает ПБ
2. Может быть злым, ударить кого-либо А*3
6 3 1. Подчеркивает какой-то момент К*4
7 10 1. Пожимает руку. Но почему левую? Может быть, он левша? Э
2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенок А
3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткий О
4. Спонтанный удар ребенка в запястье А
8 10 1. Милостыня, даваемая ребенку Э
2. Держит карандаш О
3. Пишет ручкой АБ
4. Спокойно отдыхает АБ
9 3 1. Подчеркивает момент, который обсуждался К
2. Стоп. Остановка машины У
3. Попытка меня ударить С
4. Угрожающая рука С
10 4 1. Я прикасаюсь большим пальцем к носу. Это шутка, не пишите! З
2. Попытка остановить машину У*З
После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:
Коммуникация – 11
Указание – 9
Агрессия – 6
Страх – 3
Активная безличность – 2
Описание – 2
Эмоциональность – 2
Зависимость – 2
Пассивная безличность – 2
Итого: 39 баллов.
Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».
Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.
Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:
А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),
То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.
Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.
Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.
Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере
А = (6+9) – (3+2+11+2) = -3.
То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.
Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).
Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых
№ Экспериментальные группы Среднее значение Среднеквадратическое отклонение Число испытуемых
1 Взрослые -0,93 7,79 30
2 Подростки -0,56 10,44 30
3 Хулиганы 1,84 1,8 19
4 Психопаты 2,87 2,38 15
Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.
Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.
Высокий процент ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях истероидности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).
Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.
Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.
В том случае когда большую часть занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.
Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.
Анализ данных по выделенным параметрам имеет качественный характер и должен производится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.
Области применения теста
Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.
Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.
Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.
Источники
Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.310-327
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки
Описание методики
Опросник агрессивности Басса — Дарки (англ. Buss — Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Инструкция
Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».
Обработка результатов
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения | Коэффициент |
Физическая агрессия | 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | 10 |
Косвенная агрессия | 2, 18, 34, 42, 56, 63 | 10, 26, 49 | 8 |
Раздражение | 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | 11 |
Негативизм | 4, 12, 20, 23, 36 | 20 | |
Обида | 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | 9 |
Подозрительность | 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | 10 |
Вербальная агрессия | 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | 13 |
Чувство вины | 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | 11 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:
- Враждебность = Обида + Подозрительность;
- Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):
- Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
- Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |||
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | ||||
Вербальная агрессия | Раздражение | ||||
Негативизм | Подозрительность | ||||
Чувство вины | Обида | ||||
1 | 0 — 20 | 0 | низкий уровень | ||
2 | 20 — 30 | 0 — 14 | |||
3 | 31 — 41 | 15 – 25 | средний уровень | ||
4 | 42 -52 | 26 – 36 | |||
5 | 53- 63 | 37 – 47 | повышенный уровень | ||
6 | 64 -74 | 48 – 58 | |||
7 | 75 — 85 |
| высокий | ||
8 | 86 — 96 | 70 — 80 | очень высокий | ||
9 | 97 и более | 81 — 92 | |||
10 | 92 и более |
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
Агрессивность | Враждебность | ||
1 | 0 – 17 | 0 | низкий уровень |
2 | 18 – 27 | 0 – 14 | |
3 | 28 – 38 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 39 – 49 | 26 – 36 | |
5 | 50 — 60 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 61 — 71 | 48 – 58 | |
7 | 72 — 82 | 59 – 69 | высокий |
8 | 83 — 93 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 94 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса — Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.
Стимульный материал опросника Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет
21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет
26. Я не способен на грубые шутки. да / нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет
30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу». да / нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. да / нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам». да / нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет
54. Неудачи огорчают меня. да / нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет
60. Я ругаюсь только со злости. да / нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет
72. В последнее время я стал занудой. да / нет
73. В споре я часто повышаю голос. да / нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет
Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности
Темы: агрессивность
Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 40
Комментарии: 0 · написать
Назначение теста
Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них.
Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».
Тестовый материал
Варианты ответов:
- Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
- Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
- Я редко даю сдачи, если меня ударят.
- Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
- От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
- Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
- При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
- Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
- Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
- Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
- С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
- В детстве мне нравилось драться.
- Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
- Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
- Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
- Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
- В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
- Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
- Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
- Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
- Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
- Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
- Я не способен ударить человека.
- Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
- Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
- Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
- Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
- После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту
Склонность к прямой вербальной агрессии:
- Ответы «Да» на вопросы: 1,5,9,13,17,21,37.
- Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
Склонность к косвенной вербальной агрессии:
- Ответы «Да» на вопросы: 2,6,10,14,18,30,34,38.
- Ответы «Нет»: 22, 26.
Склонность к косвенной физической агрессии:
- Ответы «Да» на вопросы: 7,11,15,27,35.
- Ответы «Нет»: 3,19,23,31,39.
Склонность к прямой физической агрессии:
- Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
- Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.
Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.
Источники
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. С.614-616.
Агрессивная реакция – это один из способов, при помощи которых человек решает стоящие перед ним проблемы. Как правило, она возникает в трудных и сложных обстоятельствах, в которых индивид ощущает психологическую напряженность. Агрессивное поведение может быть направлено непосредственно на цель или выражаться при помощи агрессивных действий.
Назначение теста
Методика Басса-Дарки была разработана для того, чтобы исследовать уровень проявления основных симптомов агрессии и враждебности. В тест включены ситуации, которые происходят с индивидом во взаимодействии с членами семьи, во время учебы или же на работе. Тест исследует основные деструктивные тенденции, взаимоотношения, негативные переживания, а также оценки событий.
Что такое агрессия
Агрессия представляет собой такой тип поведения, который имеет целью причинение вреда кому-либо. Обычно она является ответной реакцией на неприятные условия, созданные другими лицами, на фрустрирующие условия, которые не позволяют человеку добиться желаемого. Агрессивное поведение делится на два типа: прямое, когда человек открыто выражает свою враждебность; а также косвенная, когда раздражение скрывается под ехидными насмешками, иронией, неприязненным отношением.
При этом необходимо отличать агрессию (конкретные действия, направленные против других людей) от агрессивности (свойства личности, проявляющегося в готовности демонстрировать враждебное поведение). Считается, что человек с рождения не обладает этой чертой. Исследователи утверждают, что агрессивность приобретается в течение онтогенеза и является особой формой поведения, во многом имеющей связь с социальным научением.
Два типа агрессии
При помощи методики Басса-Дарки можно количественно оценить различные проявления агрессивности у индивида. А. Басс предлагал различать два типа реакций: те, что проявляются внешне по отношению к конкретным индивидам (этот тип он и называл «агрессивностью»), а также реакцию, которая заключается в общем недоверии человека по отношению к окружающим. Последняя была названа исследователем «враждебностью».
Феномен агрессии
Описание методики Басса-Дарки будет интересно в первую очередь психологам, педагогам, работникам внутренних органов. Долгое время ученые не могли дать точного определения этому распространенному явлению. Исследователи Басс и Дарки были первыми, кто решил рассмотреть враждебность как комплексный феномен.
Тест, применяемый во всем мире
В настоящее время методика Басса-Дарки широко применяется как в отечественной психологической практике, так и за рубежом. Данный тест имеет особую ценность еще и потому, что проявление агрессии должно быть соотнесено с ее мотивацией, внутренними намерениями агрессора. Так считает большинство исследователей.
Мотивация агрессии
Ученые соглашаются и в том, что необязательно причинение вреда является основной целью агрессивного поведения. Нападающий может руководствоваться и другими мотивами – контролировать ситуацию, доминировать над личностью или же формировать в жертве ту идентичность, которая будет более благоприятна для них. Результаты методики Басса-Дарки позволяют судить и о выраженности отдельно взятого симптома враждебного поведения, и о мотивации индивида. Конечно, нельзя отрицать, что в некоторых случаях поведение может определяться одновременным действием разных типов мотивации. Агрессор может стремиться к утверждению своей власти любыми способами.
Принципы опросника
Составляя опросник, ученые опирались на следующие принципы:
- Один вопрос имеет отношение только к одной части агрессивного поведения.
- Вопросы составляются так, чтобы как можно больше ослабить влияние на ответ испытуемого возможного одобрения или неодобрения общества.
Последнее в методике агрессии Басса-Дарки достигается при помощи следующих способов. Во-первых, в каждом из ответов уже имеется предположение о том, что неодобряемое социумом состояние (к примеру, негодование или злость) уже наступило, и испытуемый должен дать ответ только относительно способов его выражения. Таким образом, индивиду не нужно оценивать причины этого состояния и только лишь описывать его.
Информация, получаемая в ходе опроса
Вопросы составлены так, что участник исследования не обвиняет себя во враждебном поведении. В-третьих, в тесте используются привычные разговорные обороты, штампы. Методика Басса-Дарки позволяет оценить разные формы враждебного и агрессивного поведения. С помощью этого теста можно убедиться в том, что у разных категорий испытуемых оно имеет различную выраженность.
Исследования мотивации
Также опросник позволяет получить информацию о том, в каком направлении готов действовать индивид. Результаты, полученные при использовании методики Басса-Дарки для диагностики агрессивности, указывают и на аспекты мотивационной сферы испытуемого. Ведь выбор определенной модели поведения всегда осуществляется при взаимодействии с реальными смыслообразующими мотивами. Особую ценность приобретает эта методика в работе с агрессивными подростками и преступниками, так как помогает прояснить мотивацию поступков.
Типы реакций в тесте
Методика агрессивности Басса-Дарки позволяет оценить 8 типов различных реакций.
- Раздражительность – это готовность человека проявить негативные переживания уже при небольшом уровне психоэмоционального возбуждения (вспыльчивость).
- Негативизм – манера общения, при которой индивид занимает оппозиционную сторону.
- Обида – злость на окружающих за их реальные либо воображаемые действия.
- Подозрительность. Варьируется от недоверия к окружающим людям, стремления держаться подальше от социума и до стойкого убеждения в том, что люди постоянно приносят вред и совершают плохие поступки.
- Проявления физической агрессии. Одна из важнейших шкал в исследовании по методике Басса-Дарки.
- Косвенная – реакция, которая направлена на посторонних лиц или же ни на кого из окружения.
- Вербальная (речевая) агрессия. Выражается как посредством звуков (визг или крики), так и при помощи словесных ответов.
- Чувство вины. Это убеждение человека в том, что он по своей сути является плохим, а его поступки злы. Такая установка субъективно ощущается как угрызения совести.
Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивного поведения
Инструкция испытуемому очень проста: необходимо написать «да» возле тех утверждений, с которыми он согласен, и «нет», которые не соответствуют его мнению о себе.
- Иногда я не могу побороть желание причинить физический вред другим людям.
- Время от времени я судачу о тех людях, которые мне неприятны.
- Я быстро раздражаюсь, но так же легко прихожу в состояние покоя.
- Если меня не попросят по-хорошему, то я не стану этого делать.
- Я не каждый раз получаю то, что мне необходимо.
- Я уверен, что люди сплетничают у меня за спиной.
- Если мне не нравится поведение моих друзей, я даю им об этом знать.
- Если мне нужно было кого-то обмануть, то после этого я испытывал муки совести.
- Я думаю, что неспособен нанести удар человеку.
- Я никогда не злюсь до такой степени, чтобы швыряться предметами.
- Я всегда снисходителен к слабостям других людей.
- Если мне не по душе установленное кем-то правило, я всегда стремлюсь его нарушить.
- У других получается пользоваться благоприятными обстоятельствами гораздо лучше, чем у меня.
- Я всегда настороженно держусь с теми, кто ведет себя по отношению ко мне более дружественно.
- Нередко я бываю несогласен с другими.
- Время от времени мне на ум приходят такие мысли, которые вызывают у меня стыд.
- Если кто-то нанесет удар мне первым, я не стану отвечать.
- Когда я раздражен, то хлопаю дверьми в помещении.
- Я намного сильнее раздражаюсь, чем это может показаться окружающим меня людям.
- Если кто-то пытается корчить из себя руководителя, я всегда буду поступать ему наперекор.
- Моя жизнь меня немного огорчает.
- Я уверен, что многие люди меня недолюбливают.
- Я не могу сдержаться, чтобы не спорить, когда другие выражают несогласие с моим мнением.
- Те, кто пытается увиливать от работы, должны испытывать вину и стыд.
- Люди, которые наносят оскорбления мне или членам моей семьи, напрашиваются на драку.
- Я не способен шутить грубым образом.
- Когда надо мной смеются, я прихожу в ярость.
- Когда люди начинают воображать из себя руководителей, я делаю все, чтобы они перестали зазнаваться.
- Практически каждую неделю на глаза мне попадаются те, кто мне не нравится.
- Многие люди испытывают ко мне зависть.
- Я требую от других, чтобы они уважали мое достоинство и права.
- Я расстроен тем, что не могу как следует поддержать материально своих родителей.
- Люди, вечно действующие мне на нервы, стоят того, чтобы их ударили.
- Из-за состояния злости я нередко бываю мрачным.
- Я не разочаровываюсь, если кто-то ведет себя по отношению ко мне хуже, чем я этого заслуживаю.
- Если кто-то делает попытки вывести меня из себя, я не стану обращать на это внимания.
- Несмотря на то что я не подаю вида, нередко меня гложет чувство зависти.
- Мне нередко кажется, что люди смеются надо мной.
- Даже если я зол, я не стану употреблять в беседе брань.
- Я хотел бы, чтобы мне простили мои ошибки.
- Даже если кто-то поднимает на меня руку, я редко даю сдачи.
- Если что-то получается не так, как я бы хотел, я обижаюсь.
- Нередко уже своим присутствием некоторые люди вызывают у меня чувство раздражения.
- Нет тех людей, которых я бы действительно ненавидел.
- Мой девиз: «Никогда не доверяй чужим».
- Если кто-то вызывает у меня чувство раздражения, я готов о нем высказать все, что думаю.
- Я совершаю много поступков, о которых затем жалею.
- Если я зол и раздражен, я могу кого-нибудь ударить.
- Начиная с 10 лет я никогда не проявлял гнев.
- Иногда я ощущаю себя пороховой бочкой, которая взорвется в любую секунду.
- Если бы другие люди обладали информацией о том, что я ощущаю, они бы сочли меня за человека, с которым очень нелегко поладить.
- Я часто думают о том, что заставляет других людей делать для меня хорошие вещи.
- Если на меня повышают голос, я начинаю делать это в ответ.
- Неудачи расстраивают меня.
- Я вступаю в драку не чаще и не реже, чем остальные.
- Я могу вспомнить такие случаи, когда от злости хватал первый попавшийся предмет и ломал его.
- Иногда я ощущаю, что могу стать инициатором драки.
- Нередко со мной поступают не по справедливости.
- Раньше мне казалось, что большая часть людей всегда говорит правду, но теперь я так не считаю.
- От злости и раздражения я ругаюсь.
- Если я совершаю неправильные поступки, меня начинает мучить совесть.
- Если для того чтобы защитить свои права, мне потребуется применить физическую силу, я сделаю это.
- Часто я выражаю свою злость тем, что стучу кулаком по столу.
- Я нередко веду себя грубо по отношению к тем, кто мне не нравится.
- У меня нет таких врагов, которые хотели бы нанести мне вред.
- Я не могу поставить на место даже того, кто это заслуживает.
- Нередко мне кажется, что я жил неправильно.
- Я знаю таких людей, которые своими словами могут довести меня даже до драки.
- Я не испытываю раздражения из-за несущественных вещей.
- Я очень редко могу подумать, что кто-то хочет намеренно меня оскорбить или же разозлить.
- Нередко я угрожаю другим, хотя и не собираюсь приводить свои угрозы в исполнение.
- За последние годы я стал настоящим занудой.
- В споре я нередко повышаю голос.
- Как правило, я стараюсь скрывать негативное отношение к людям.
- Лучше я соглашусь с чем-нибудь, чем стану вступать в спор.
Методика Басса-Дарки – интерпретация
Суммируя полученные в результате исследования ответы, психолог определяет уровень различных типов проявлений агрессивности.
Физическая агрессия | Ответ «да» на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 |
Ответ «нет» на вопросы: 9, 17, 41 | |
Косвенная агрессия | Ответ «да» на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63 |
Ответ «нет» на вопросы: 10, 26, 49 | |
Раздражение | Ответ «да» на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
Ответ «нет» на вопросы: 11, 35, 69 | |
Негативизм | Ответ «да» на вопросы: 4, 12, 20, 23, 36 |
Ответ «нет» на вопросы: отсутствуют | |
Склонность к обидам | Ответ «да» на вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 |
Ответ «нет» на вопросы: 44 | |
Настороженность | Ответ «да» на вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
Ответ «нет» на вопросы: 65, 70 | |
Вербальная (словесная) агрессия | Ответ «да» на вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
Ответ «нет» на вопросы: 39, 66, 74, 75 | |
Вина: | Ответ «да» на вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 |
Так что при желании можно не откладывать дело в долгий ящик и попробовать пройти тест самостоятельно прямо здесь и сейчас.
№
| Утверждение
| Ответ
| |
да
| нет
| ||
1
| Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | ||
2
| Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю | ||
3
| Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | ||
4
| Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | ||
5
| Я не всегда получаю то, что мне положено | ||
6
| Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | ||
7
| Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | ||
8
| Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | ||
9
| Мне кажется, что я не способен ударить человека | ||
10
| Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | ||
11
| Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | ||
12
| Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | ||
13
| Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | ||
14
| Я настороженно отношусь к людям, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидаю | ||
15
| Я часто бываю не согласен с людьми | ||
16
| Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | ||
17
| Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | ||
18
| Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | ||
19
| Я гораздо более раздражителен, чем кажется | ||
20
| Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | ||
21
| Меня немного огорчает моя судьба | ||
22
| Я думаю, что многие люди не любят меня | ||
23
| Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | ||
24
| Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | ||
25
| Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | ||
26
| Я не способен на грубые шутки | ||
27
| Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | ||
28
| Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | ||
29
| Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | ||
30
| Довольно многие люди завидуют мне | ||
31
| Я требую, чтобы люди уважали меня | ||
32
| Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | ||
33
| Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» | ||
34
| Я никогда не бываю мрачен от злости | ||
35
| Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | ||
36
| Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | ||
37
| Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | ||
38
| Иногда мне кажется, что надо мной смеются | ||
39
| Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям | ||
40
| Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | ||
41
| Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | ||
42
| Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | ||
43
| Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | ||
44
| Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | ||
45
| Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»» | ||
46
| Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | ||
47
| Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | ||
48
| Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | ||
49
| С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | ||
50
| Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | ||
51
| Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | ||
52
| Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | ||
53
| Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | ||
54
| Неудачи огорчают меня | ||
55
| Я дерусь не реже и не чаще чем другие | ||
56
| Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | ||
57
| Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | ||
58
| Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | ||
59
| Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | ||
60
| Я ругаюсь только со злости | ||
61
| Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | ||
62
| Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | ||
63
| Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | ||
64
| Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | ||
65
| У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | ||
66
| Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | ||
67
| Я часто думаю, что жил неправильно | ||
68
| Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | ||
69
| Я не огорчаюсь из-за мелочей | ||
70
| Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | ||
71
| Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | ||
72
| В последнее время я стал занудой | ||
73
| В споре я часто повышаю голос | ||
74
| Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям | ||
75
| Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
|
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины
Темы: агрессивность, онлайн
Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 75
Комментарии: 70 · написать
Отличается от методики Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарки) только стимульным материалом и количеством вопросов.
Еще модификация теста Басса-Дарки:
Назначение теста
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Тестовый материал
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
- Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
- Я не всегда получаю то, что мне положено
- Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
- Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
- Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
- Мне кажется, что я не способен ударить человека
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
- Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
- Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
- Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
- Я часто бываю несогласен с людьми
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
- Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется
- Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
- Меня немного огорчает моя судьба
- Я думаю, что многие люди не любят меня
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
- Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
- Я не способен на грубые шутки
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
- Довольно многие люди завидуют мне
- Я требую, чтобы люди уважали меня
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
- Я никогда не бываю мрачен от злости
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
- Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
- Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
- Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
- Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»
- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
- Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
- С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
- Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
- Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
- Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
- Неудачи огорчают меня
- Я дерусь не реже и не чаще чем другие
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
- Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
- Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
- «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
- «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
- «да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
- «нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
- «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
- «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
- «да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
- «да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
- «нет» = 1, «да» = 0: 44.
6. Подозрительность:
- «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
- «нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
- «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
- «нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
- «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Источники
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.