Методики на агрессию – МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ.

Содержание

Методика исследования агрессивности личности

Наиболее часто для исследования уровня
агрессивности применяется опросник,
созданный американскими психологами
А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. Констатируя
опросник, А. Басс вначале провел
разграничение между враждебностью и
агрессией. Враждебностьбыла
определена им как реакция отношения,
скрытно-вербальная реакция, которой
сопутствуют негативные чувства и
негативные оценки людей и событий.Агрессию он определил как ответ,
содержащий стимулы, способные причинить
вред другому существу. Дальнейшая
дифференциация про-водилась в направлении
выделения подклассов внутри враждебности
и агрессии. В результате А. Басс и А.
Дарки выделили два вида враждеб-ности
(обида и подозрительность) и пять видов
агрессии (физическая агрессии, косвенная
агрессия, раздражение, негативизм и
вербальная агрессия).

При составлении опросника А. Басс и А.
Дарки исходили из того, что вопрос может
относиться только к одной форме агрессии.
Особое внима-ние уделялось такой
формулировке вопросов, которая в
наибольшей степе-ни ослабляет защитные
тенденции испытуемых, связанные с
нежеланием показаться агрессивными.
Это достигалось за счет следующего:

  • предполагалось, что агрессивное
    поведение уже имеет место, и спрашивалось
    о форме его проявления;

  • в формулировании вопросов предполагалось
    оправдание для агрессии;

  • использовались охотно одобряемые
    идиомы, например: «Если меня не попросят
    по хорошему, я не выполню просьбы».

Опросник А. Басса – А. Дарки включает
инструкцию и 75 вопросов-суждений.
Исследование может проводиться как
индивидуально, так и в группе.

Шаг 1.
Инструкция

Вам предлагаются утверждения. Если Вы
согласны с утверждением, то дайте ответ
«да», в противном случае – ответ «нет».
Свой ответ зафиксируйте в протоколе
исследования, поставив крестик в
клеточку, соответствующую номеру
суждения. Ответы необходимо дать на все
вопросы. Успешность исследования во
многом зависит от того, насколько
внимательно выполняется задание. Ни в
коем случае не следует стре-миться
своими ответами произвести на кого-то
лучшее впечатление, так как ни один
ответ не оценивается как хороший или
плохой. Не следует долго размышлять над
каждым вопросом. Постарайтесь как можно
быстрее решить, какой из двух ответов
кажется Вам ближе.

Протокол исследования

п/п

Ответ

п/п

Ответ

п/п

Ответ

п/п

Ответ

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

20

39

58

2

21

40

59

3

22

41

60

4

23

42

61

5

24

43

62

6

25

44

63

7

26

45

64

8

27

46

65

9

28

47

66

10

29

48

67

11

30

49

68

12

31

50

69

13

32

51

70

14

33

52

71

15

34

53

72

16

35

54

73

17

36

55

74

18

37

56

75

19

38

57

Текст методики

  1. Временами я не могу справиться с желанием
    причинить вред другим.

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых
    не люблю.

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро
    успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не
    выполню просьбы.

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей
    спиной.

  7. Если я не одобряю поведение друзей, то
    им даю это почувствовать.

  8. Когда мне случалось обмануть кого-либо,
    я испытывал мучительные угрызения
    совести.

  9. Мне кажется, я не способен ударить
    человека.

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько,
    чтобы кидаться предметами.

  11. Я всегда снисходителен к чужим
    недостаткам.

  12. Если мне не нравится установленное
    правило, мне хочется нарушить его.

  13. Другие умеют почти
    всегда пользоваться благоприятными
    обстоятельствами.

  14. Я держусь настороженно с людьми, которые
    относятся ко мне несколько более
    дружественно, чем я ожидал.

  15. Я часто не согласен с мнениями других
    людей.

  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых
    я стыжусь.

  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу
    ему тем же.

  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

  19. Я гораздо более раздражителен, чем
    кажется.

  20. Если кто-нибудь
    корчит из себя начальника, я всегда
    поступаю ему наперекор.

  21. Меня немного огорчает моя судьба.

  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

  23. Я не могу удержаться от спора, если люди
    не согласны со мной.

  24. Люди, увиливающие от работы, должны
    испытывать чувство вины.

  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью,
    напрашивается на драку.

  26. Я не способен на грубые шутки.

  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной
    насмехаются.

  28. Когда люди строят
    из себя начальников, я делаю все, чтобы
    они не зазнавались.

  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,
    кто мне не нравится.

  30. Довольно многие завидуют мне.

  31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для
    своих родителей.

  33. Люди, которые постоянно изводят меня,
    стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

  34. Я никогда не бываю мрачным от злости.

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того
    заслуживаю, я не расстраиваюсь.

  36. Если кто-то пытается вывести меня из
    себя, я не обращаю внимания.

  37. Хотя я не показываю этого, меня иногда
    гложет зависть.

  38. Иногда мне кажется, что надо мной
    смеются.

  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к
    «сильным» выражениям.

  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были
    прощены.

  41. Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь
    ударит меня.

  42. Когда получается не по-моему, я иногда
    обижаюсь.

  43. Иногда люди раздражают меня своим
    присутствием.

  44. Нет людей, которых я бы по-настоящему
    ненавидел.

  45. Мой принцип: «Никогда не доверять
    чужакам».

  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов
    сказать все, что о нем думаю.

  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии
    сожалею.

  48. Если я разозлюсь, я могу ударить
    кого-нибудь.

  49. С детства я никогда не проявлял вспышек
    гнева.

  50. Я часто чувствую себя как пороховая
    бочка, готовая взорваться.

  51. Если бы люди знали, что я чувствую, меня
    бы считали человеком, с которым нелегко
    ладить.

  52. Я всегда думаю о том, какие тайные
    причины заставляют людей думать
    что-нибудь приятное обо мне.

  53. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю
    кричать.

  54. Неудачи огорчают меня.

  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был
    настолько зол, что хватал попавшуюся
    мне под руку вещь и ломал ее.

  57. Иногда я чувствую, что первым готов
    начать драку.

  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает
    со мной несправедливо.

  59. Раньше я думал, что большинство людей
    говорит правду, но теперь я в это не
    верю.

  60. Я ругаюсь только от злости.

  61. Когда я поступаю неправильно, меня
    мучает совесть.

  62. Если для защиты своих прав мне нужно
    применить физическую силу, я применяю
    ее.

  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что
    стучу кулаком по столу.

  64. Я бываю резок по отношению к людям,
    которые мне не нравятся.

  65. У меня нет врагов, которые хотели бы
    мне навредить.

  66. Я не умею поставить человека на место,
    даже если он того заслуживает.

  67. Я часто думаю, что жил неправильно.

  68. Я знаю людей, которые способны довести
    меня до драки.

  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

  70. Мне редко приходит в голову, что люди
    пытаются разозлить или оскорбить меня.

  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не
    собираюсь приводить угрозы в исполнение.

  72. В последнее время я стал занудой.

  73. В споре я часто
    повышаю голос.

  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое
    отношение к людям.

  75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану
    спорить.

Шаг 2. Обработка и
интерпретация результатов

По числу совпадений ответов с ключом,
оцениваемых как 1 балл, определяются
уровни выраженности присущих Вам форм
агрессивности и враждебных реакций.

Ключ

Шкала

Формы

агрессивности

Номер
утверждения

Номинальная

сумма

баллов

Сумма

баллов

Да

Нет

1

Физическая
агрессия

1,
25, 33, 48, 55, 62, 68

9,
17, 41

4–6

2

Косвенная
агрессия

2,
10, 18, 34, 42, 56, 63

26,
49

4–5

3

Склонность
к раздражению

3,
19, 27, 43, 50, 57, 64,72

11,
35, 69

4–6

4

Негативизм

4,
12, 20, 28

36

2–3

5

Обида

5,
13, 21, 29, 37, 51, 58

44

4–5

6

Подозрительность

6,
14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65,
70

4–6

7

Вербальная
агрессия

7,
15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39,
66, 74, 75

4–6

8

Чувство
вины

8,
16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

4–5

Физическая агрессия (нападение)
– использование физической силы против
другого лица.

Косвенная агрессияв этой
шкале под термином понимают как агрессию,
которая окольным путем направлена на
другое лицо (злобные сплетни, шутки),
так и агрессию, которая ни на кого не
направлена (взрыв ярости, проявляющийся
в крике, топанье ногами, битье кулаками
по столу и т.д.). Эти взрывы характеризуются
отсутствием направленности и
неупорядоченностью.

Склонность к раздражению
готовность (при малейшем возбуж-дении)
к проявлению вспыльчивости, резкости,
грубости.

Негативизм –оппозиционная форма
поведения, направленная обычно против
авторитета или руководства; это поведение
может нарас-тать от пассивного
сопротивления до активной борьбы против
устано-вившихся обычаев и законов.

Обида зависть или ненависть
к окружающим, обусловленные чувством
горечи, гнева на весь мир за действительные
или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие
и осторожность по отношению к людям,
основанные на убеждении, что окружающие
намерены причинить вред.

Вербальная агрессиявыражение
негативных чувств как через форму (крик,
визг), так и через содержание словесных
ответов (угроза, проклятия, ругань).

Чувство виныэта шкала выражает
возможное убеждение человека в том, что
он – плохой, поступает зло и свидетельствует
о наличии у него угрызений совести.

Суммирование показателей шкал 1, 2, 7 дает
общую шкалу агрес-сивности, показателей
шкал 1, 3, 7 – общую шкалу мотивационной
агрессии
, показателей шкал 5 и 6 –
общую шкалу враждебности
. Средним
уровнем выраженности агрессивности
выступает интервал, равный 21±2 балла, мотивационной агрессии – 21±2 балла, враждебности – 8±2 балла.

Известно, что любая личность обладает
определенной степенью враждебности и
агрессивности. Норма такой оценки по
каждому из видов реакций зафиксирована
в колонке «Номинальная сумма баллов».
Так, по реакциям «Физическая агрессия»,
«Склонность к раздражению»,
«Подозрительность», «Вербальная
агрессия» нормой считается номиналь-ная
сумма 4 – 6 баллов. Для других типов
реакций этот показатель нес-колько
ниже. Случай, когда сумма баллов по
отдельным видам реакций не достигла
номинала, говорит о значительном снижении
или полном отсутствии соответствующего
психологического свойства личности.
Следует предполагать наличие определенной
степени пассивности и конформности.
Если же сумма баллов по отдельным видам
реакций испытуемого превышает номинал,
то это говорит о чрезмерном развитии
форм агрессивности, что затрудняет
сотрудничество и провоцирует конфликтность.

Шаг 3. Отчет о
результатах исследования агрессивности

Проинтерпретируйте индивидуальные
результаты исследования личностного
свойства агрессивности, ориентируясь
на схему, приведенную в табл. 1.

Таблица 1

Индивидуальные результаты исследования
агрессивности

Уровни
выраженности

форм агрессивности

Проявления
агрессивности

в

обыденном

поведении

в общении в
студенческой группе

(трудовом
коллективе)

в
учебной

(профессиональной)

деятельности

<21
±
2 – низкий уровень

агрессивности

21 ±
2 – средний уровень агрессивности

>21
±
2 – высокий уровень агрессивности

<21
±
2 – низкий уровень мотивационной
агрессии

21 ±
2 – средний уровень мотивационной
агрессии

>21
±
2 – высокий уровень мотивационной
агрессии

<8
±2
– низкий уровень враждебности

8 ±2
– средний уровень враждебности

>8
±2
– высокий уровень враждебности

studfiles.net

Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности: описание :: SYL.ru

Агрессивная реакция – это один из способов, при помощи которых человек решает стоящие перед ним проблемы. Как правило, она возникает в трудных и сложных обстоятельствах, в которых индивид ощущает психологическую напряженность. Агрессивное поведение может быть направлено непосредственно на цель или выражаться при помощи агрессивных действий.

Назначение теста

Методика Басса-Дарки была разработана для того, чтобы исследовать уровень проявления основных симптомов агрессии и враждебности. В тест включены ситуации, которые происходят с индивидом во взаимодействии с членами семьи, во время учебы или же на работе. Тест исследует основные деструктивные тенденции, взаимоотношения, негативные переживания, а также оценки событий.

Что такое агрессия

Агрессия представляет собой такой тип поведения, который имеет целью причинение вреда кому-либо. Обычно она является ответной реакцией на неприятные условия, созданные другими лицами, на фрустрирующие условия, которые не позволяют человеку добиться желаемого. Агрессивное поведение делится на два типа: прямое, когда человек открыто выражает свою враждебность; а также косвенная, когда раздражение скрывается под ехидными насмешками, иронией, неприязненным отношением.

При этом необходимо отличать агрессию (конкретные действия, направленные против других людей) от агрессивности (свойства личности, проявляющегося в готовности демонстрировать враждебное поведение). Считается, что человек с рождения не обладает этой чертой. Исследователи утверждают, что агрессивность приобретается в течение онтогенеза и является особой формой поведения, во многом имеющей связь с социальным научением.

Два типа агрессии

При помощи методики Басса-Дарки можно количественно оценить различные проявления агрессивности у индивида. А. Басс предлагал различать два типа реакций: те, что проявляются внешне по отношению к конкретным индивидам (этот тип он и называл «агрессивностью»), а также реакцию, которая заключается в общем недоверии человека по отношению к окружающим. Последняя была названа исследователем «враждебностью».

Феномен агрессии

Описание методики Басса-Дарки будет интересно в первую очередь психологам, педагогам, работникам внутренних органов. Долгое время ученые не могли дать точного определения этому распространенному явлению. Исследователи Басс и Дарки были первыми, кто решил рассмотреть враждебность как комплексный феномен.

Тест, применяемый во всем мире

В настоящее время методика Басса-Дарки широко применяется как в отечественной психологической практике, так и за рубежом. Данный тест имеет особую ценность еще и потому, что проявление агрессии должно быть соотнесено с ее мотивацией, внутренними намерениями агрессора. Так считает большинство исследователей.

Мотивация агрессии

Ученые соглашаются и в том, что необязательно причинение вреда является основной целью агрессивного поведения. Нападающий может руководствоваться и другими мотивами – контролировать ситуацию, доминировать над личностью или же формировать в жертве ту идентичность, которая будет более благоприятна для них. Результаты методики Басса-Дарки позволяют судить и о выраженности отдельно взятого симптома враждебного поведения, и о мотивации индивида. Конечно, нельзя отрицать, что в некоторых случаях поведение может определяться одновременным действием разных типов мотивации. Агрессор может стремиться к утверждению своей власти любыми способами.

Принципы опросника

Составляя опросник, ученые опирались на следующие принципы:

  1. Один вопрос имеет отношение только к одной части агрессивного поведения.
  2. Вопросы составляются так, чтобы как можно больше ослабить влияние на ответ испытуемого возможного одобрения или неодобрения общества.

Последнее в методике агрессии Басса-Дарки достигается при помощи следующих способов. Во-первых, в каждом из ответов уже имеется предположение о том, что неодобряемое социумом состояние (к примеру, негодование или злость) уже наступило, и испытуемый должен дать ответ только относительно способов его выражения. Таким образом, индивиду не нужно оценивать причины этого состояния и только лишь описывать его.

Информация, получаемая в ходе опроса

Вопросы составлены так, что участник исследования не обвиняет себя во враждебном поведении. В-третьих, в тесте используются привычные разговорные обороты, штампы. Методика Басса-Дарки позволяет оценить разные формы враждебного и агрессивного поведения. С помощью этого теста можно убедиться в том, что у разных категорий испытуемых оно имеет различную выраженность.

Исследования мотивации

Также опросник позволяет получить информацию о том, в каком направлении готов действовать индивид. Результаты, полученные при использовании методики Басса-Дарки для диагностики агрессивности, указывают и на аспекты мотивационной сферы испытуемого. Ведь выбор определенной модели поведения всегда осуществляется при взаимодействии с реальными смыслообразующими мотивами. Особую ценность приобретает эта методика в работе с агрессивными подростками и преступниками, так как помогает прояснить мотивацию поступков.

Типы реакций в тесте

Методика агрессивности Басса-Дарки позволяет оценить 8 типов различных реакций.

  1. Раздражительность – это готовность человека проявить негативные переживания уже при небольшом уровне психоэмоционального возбуждения (вспыльчивость).
  2. Негативизм – манера общения, при которой индивид занимает оппозиционную сторону.
  3. Обида – злость на окружающих за их реальные либо воображаемые действия.
  4. Подозрительность. Варьируется от недоверия к окружающим людям, стремления держаться подальше от социума и до стойкого убеждения в том, что люди постоянно приносят вред и совершают плохие поступки.
  5. Проявления физической агрессии. Одна из важнейших шкал в исследовании по методике Басса-Дарки.
  6. Косвенная – реакция, которая направлена на посторонних лиц или же ни на кого из окружения.
  7. Вербальная (речевая) агрессия. Выражается как посредством звуков (визг или крики), так и при помощи словесных ответов.
  8. Чувство вины. Это убеждение человека в том, что он по своей сути является плохим, а его поступки злы. Такая установка субъективно ощущается как угрызения совести.

Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивного поведения

Инструкция испытуемому очень проста: необходимо написать «да» возле тех утверждений, с которыми он согласен, и «нет», которые не соответствуют его мнению о себе.

  1. Иногда я не могу побороть желание причинить физический вред другим людям.
  2. Время от времени я судачу о тех людях, которые мне неприятны.
  3. Я быстро раздражаюсь, но так же легко прихожу в состояние покоя.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, то я не стану этого делать.
  5. Я не каждый раз получаю то, что мне необходимо.
  6. Я уверен, что люди сплетничают у меня за спиной.
  7. Если мне не нравится поведение моих друзей, я даю им об этом знать.
  8. Если мне нужно было кого-то обмануть, то после этого я испытывал муки совести.
  9. Я думаю, что неспособен нанести удар человеку.
  10. Я никогда не злюсь до такой степени, чтобы швыряться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к слабостям других людей.
  12. Если мне не по душе установленное кем-то правило, я всегда стремлюсь его нарушить.
  13. У других получается пользоваться благоприятными обстоятельствами гораздо лучше, чем у меня.
  14. Я всегда настороженно держусь с теми, кто ведет себя по отношению ко мне более дружественно.
  15. Нередко я бываю несогласен с другими.
  16. Время от времени мне на ум приходят такие мысли, которые вызывают у меня стыд.
  17. Если кто-то нанесет удар мне первым, я не стану отвечать.
  18. Когда я раздражен, то хлопаю дверьми в помещении.
  19. Я намного сильнее раздражаюсь, чем это может показаться окружающим меня людям.
  20. Если кто-то пытается корчить из себя руководителя, я всегда буду поступать ему наперекор.
  21. Моя жизнь меня немного огорчает.
  22. Я уверен, что многие люди меня недолюбливают.
  23. Я не могу сдержаться, чтобы не спорить, когда другие выражают несогласие с моим мнением.
  24. Те, кто пытается увиливать от работы, должны испытывать вину и стыд.
  25. Люди, которые наносят оскорбления мне или членам моей семьи, напрашиваются на драку.
  26. Я не способен шутить грубым образом.
  27. Когда надо мной смеются, я прихожу в ярость.
  28. Когда люди начинают воображать из себя руководителей, я делаю все, чтобы они перестали зазнаваться.
  29. Практически каждую неделю на глаза мне попадаются те, кто мне не нравится.
  30. Многие люди испытывают ко мне зависть.
  31. Я требую от других, чтобы они уважали мое достоинство и права.
  32. Я расстроен тем, что не могу как следует поддержать материально своих родителей.
  33. Люди, вечно действующие мне на нервы, стоят того, чтобы их ударили.
  34. Из-за состояния злости я нередко бываю мрачным.
  35. Я не разочаровываюсь, если кто-то ведет себя по отношению ко мне хуже, чем я этого заслуживаю.
  36. Если кто-то делает попытки вывести меня из себя, я не стану обращать на это внимания.
  37. Несмотря на то что я не подаю вида, нередко меня гложет чувство зависти.
  38. Мне нередко кажется, что люди смеются надо мной.
  39. Даже если я зол, я не стану употреблять в беседе брань.
  40. Я хотел бы, чтобы мне простили мои ошибки.
  41. Даже если кто-то поднимает на меня руку, я редко даю сдачи.
  42. Если что-то получается не так, как я бы хотел, я обижаюсь.
  43. Нередко уже своим присутствием некоторые люди вызывают у меня чувство раздражения.
  44. Нет тех людей, которых я бы действительно ненавидел.
  45. Мой девиз: «Никогда не доверяй чужим».
  46. Если кто-то вызывает у меня чувство раздражения, я готов о нем высказать все, что думаю.
  47. Я совершаю много поступков, о которых затем жалею.
  48. Если я зол и раздражен, я могу кого-нибудь ударить.
  49. Начиная с 10 лет я никогда не проявлял гнев.
  50. Иногда я ощущаю себя пороховой бочкой, которая взорвется в любую секунду.
  51. Если бы другие люди обладали информацией о том, что я ощущаю, они бы сочли меня за человека, с которым очень нелегко поладить.
  52. Я часто думают о том, что заставляет других людей делать для меня хорошие вещи.
  53. Если на меня повышают голос, я начинаю делать это в ответ.
  54. Неудачи расстраивают меня.
  55. Я вступаю в драку не чаще и не реже, чем остальные.
  56. Я могу вспомнить такие случаи, когда от злости хватал первый попавшийся предмет и ломал его.
  57. Иногда я ощущаю, что могу стать инициатором драки.
  58. Нередко со мной поступают не по справедливости.
  59. Раньше мне казалось, что большая часть людей всегда говорит правду, но теперь я так не считаю.
  60. От злости и раздражения я ругаюсь.
  61. Если я совершаю неправильные поступки, меня начинает мучить совесть.
  62. Если для того чтобы защитить свои права, мне потребуется применить физическую силу, я сделаю это.
  63. Часто я выражаю свою злость тем, что стучу кулаком по столу.
  64. Я нередко веду себя грубо по отношению к тем, кто мне не нравится.
  65. У меня нет таких врагов, которые хотели бы нанести мне вред.
  66. Я не могу поставить на место даже того, кто это заслуживает.
  67. Нередко мне кажется, что я жил неправильно.
  68. Я знаю таких людей, которые своими словами могут довести меня даже до драки.
  69. Я не испытываю раздражения из-за несущественных вещей.
  70. Я очень редко могу подумать, что кто-то хочет намеренно меня оскорбить или же разозлить.
  71. Нередко я угрожаю другим, хотя и не собираюсь приводить свои угрозы в исполнение.
  72. За последние годы я стал настоящим занудой.
  73. В споре я нередко повышаю голос.
  74. Как правило, я стараюсь скрывать негативное отношение к людям.
  75. Лучше я соглашусь с чем-нибудь, чем стану вступать в спор.

Методика Басса-Дарки – интерпретация

Суммируя полученные в результате исследования ответы, психолог определяет уровень различных типов проявлений агрессивности.

Физическая агрессия Ответ «да» на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68
Ответ «нет» на вопросы: 9, 17, 41
Косвенная агрессия Ответ «да» на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63
Ответ «нет» на вопросы: 10, 26, 49
Раздражение Ответ «да» на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
Ответ «нет» на вопросы: 11, 35, 69
Негативизм Ответ «да» на вопросы: 4, 12, 20, 23, 36
Ответ «нет» на вопросы: отсутствуют
Склонность к обидам Ответ «да» на вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58
Ответ «нет» на вопросы: 44
Настороженность Ответ «да» на вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
Ответ «нет» на вопросы: 65, 70
Вербальная (словесная) агрессия Ответ «да» на вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
Ответ «нет» на вопросы: 39, 66, 74, 75
Вина: Ответ «да» на вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Так что при желании можно не откладывать дело в долгий ящик и попробовать пройти тест самостоятельно прямо здесь и сейчас.

www.syl.ru

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения.

Описание теста

В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека.

Инструкция к тесту

«Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ( «да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений».

Тест
  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.
  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Обработка и интерпретация результатов теста

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

  • Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
  • Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
  • Предметная

psylist.net

методика агрессивности

В этнопсихологических исследованиях
особое место занимает проблема изучения
агрессивного поведения. Определение
уровня агрессивности может помочь в
профилактике межэтнических конфликтов
и стабилизации социальной и экономической
ситуации в стране. Агрессивное поведение
– это специфическая форма действий
человека, характеризующаяся демонстрацией
превосходства в силе или применением
силы по отношению к другому либо группе
лиц, которым субъект стремится причинить
ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно
рассматривать как противоположное
поведению адаптивному. Адаптивное
поведение предполагает взаимодействие
человека с другими людьми, согласование
интересов, требований и ожиданий его
участников.

Инструкция.Предполагаемый опросник
выявляет ваш обычный стиль поведения
в стрессовых ситуациях и особенности
приспособления в социальной среде. Вам
необходимо однозначно («да» или «нет»)
оценить 40 приведенных ниже утверждений.

Опросник

  1. Во время спора я часто повышаю голос.

  2. Если меня кто-то раздражает, я могу
    сказать ему все, что о нем думаю.

  3. Если мне необходимо будет прибегнуть
    к физической силе для защиты своих
    прав, я, не раздумывая, сделаю это.

  4. Когда я встречаю неприятного мне
    человека, я могу позволить себе незаметно
    ущипнуть или толкнуть его.

  5. Увлекшись спором с другим человеком,
    я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы
    привлечь к себе внимание или доказать
    свою правоту.

  6. Я постоянно чувствую, что другие не
    уважают мои права.

  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает
    обидно за себя.

  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня
    гложет зависть.

  9. Если я не одобряю поведение своих
    знакомых, то я прямо говорю им об этом.

  10. В сильном гневе я употребляю крепкие
    выражения, сквернословлю.

  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку,
    я постараюсь ударить его первым.

  12. Я бываю настолько взбешен, что швыряю
    разные предметы.

  13. У меня часто возникает потребность
    переставить в квартире мебель или
    полностью сменить ее.

  14. В общении с людьми я часто чувствую
    себя «пороховой бочкой», которая
    постоянно готова взорваться.

  15. Порой у меня появляется желание зло
    пошутить над другим человеком.

  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.

  17. В разговоре с человеком я стараюсь его
    внимательно выслушать, не перебивая.

  18. В молодости у меня часто «чесались
    кулаки» и я всегда был готов пустить
    их в ход.

  19. Если я знаю, что человек намеренно меня
    толкнул, то дело может дойти до драки.

  20. Творческий беспорядок на моем рабочем
    столе позволяет мне эффективно работать.

  21. Я помню, что бывал настолько сердитым,
    что хватал все, что попадало под руку,
    и ломал.

  22. Иногда люди раздражают меня только
    одним своим присутствием.

  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины
    заставляют другого человека делать
    мне что-нибудь хорошее.

  24. Если мне нанесут обиду, у меня пропадет
    желание разговаривать с кем бы то ни
    было.

  25. Иногда я намеренно говорю гадости о
    человеке, которого не люблю.

  26. Когда я взбешен, я кричу самое злобное
    ругательство.

  27. В детстве я избегал драться.

  28. Я знаю, по какой причине и когда можно
    кого-нибудь ударить.

  29. Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

  30. Мне кажется, что окружающие люди меня
    не любят.

  31. Я постоянно делюсь с другими своими
    чувствами и переживаниями.

  32. Очень часто своими словами и действиями
    я сам себе приношу вред.

  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем
    же.

  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я
    в ответ ударю его.

  35. Меня раздражает, когда предметы лежат
    не на своем месте.

  36. Если мне не удается починить сломавшийся
    или порвавшийся предмет, то я в гневе
    ломаю или рву его окончательно.

  37. Другие люди мне всегда кажутся
    преуспевающими.

  38. Когда я думаю об очень неприятном мне
    человеке, я могу прийти в возбуждение
    от желания причинить ему зло.

  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла
    со мной злую шутку.

  40. Если кто-нибудь обращается со мной не
    так, как следует, я очень расстраиваюсь
    по этому поводу.

Обработка результатов и интерпретация

Агрессивное поведение по форме проявления
подразделяется на 5 шкал.

 Вербальная агрессия (ВА) – человек
вербально выражает свое агрессивное
отношение к другому человеку, использует
словесные оскорбления.

 Физическая агрессия (ФА) – человек
выражает свою агрессию по отношению к
другому человеку с применением физической
силы.

 Предметная агрессия (ПА) – человек
срывает свою агрессию на окружающих
его предметах.

 Эмоциональная агрессия (ЭА) – у
человека возникает эмоциональное
отчуждение при общении с другим человеком,
сопровождаемое подозрительностью,
враждебностью, неприязнью или
недоброжелательностью по отношению к
нему.

 Самоагрессия (СА) – человек не
находится в мире и согласии с собой; у
него отсутствуют или ослаблены механизмы
психологической защиты; он оказывается
беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста

Тип агрессии

номер
утверждения

Да

Нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25,
26, 33

17

ФА

3, 4, 11,1 8, 19,
28, 34

27

ПА

5, 12, 13, 21,
29, 35, 36

20

ЭА

6, 14, 15, 22,
30, 37, 38

23

СА

7, 8, 16, 24, 32,
39, 40

31

Вначале суммируются баллы по каждой
из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает
высокую степень агрессивности и низкую
степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4соответствует
средней степени агрессии и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 2означает низкую
степень агрессивности и высокую степень
адаптированности по данному типу
поведения.
Затем суммируются баллы
по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это
означает высокую степень агрессивности
человека, его низкие адаптационные
возможности.

Сумма баллов от 11 до 24соответствует
среднему уровню агрессивности и
адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10означает низкую
степень агрессивности и высокую степень
адаптированного поведения.

В результате проведенных исследований
валидность теста проверена на 483
испытуемых. Внутришкальные коэффициенты
корреляции превышают 0,35 и значимы на
5%-ном уровне.

Источник:

  1. Платонов
    Ю.П. Основы этнической психологии.
    Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. — 452 с.
    (с. 383-385)

studfiles.net

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ

Коррекционную работу с детьми необходимо начинать с проведения наблюдения и диагностических исследований с целью выявления причин агрессивности и нарушений в эмоциональной и личностной сфере. На основе полученных результатов разрабатывается коррекционная программа.

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

— наблюдение

— интервью

— проективные методики

— тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям. Во-первых, это возможность получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программ исследования. Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.

В данном случае наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами диагностики.

В психологической практике в зависимости от того, какой степени точности информацию необходимо получить психологу используются неструктурализованное и структурализованное наблюдение.

При нестуктурализованном наблюдении заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению. Оно не имеет строго плана, заранее определены лишь объект и ситуация наблюдения. Иными словами, психолог выделяет конкретного ребенка, за которым будет вестись наблюдение, и определяет ситуацию, в которой происходят те или иные события.

Понятно, что поведение ребенка в целом невозможно охватить наблюдением. Поэтому обычно составляется самая простая схема наблюдения. Выделяются основные его элементы. В качестве такой схемы можно использовать подход, основанный на принципах, заключенных в разработках С.Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей.

При другом, стуктурированном наблюдении, заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций, которые в наибольшей степени интересуют психолога. В этом случае специальный план записи или фиксации результатов наблюдения составляется еще до начала сбора информации.

Определить характер нарушений поведения и их психологические причины можно, используя в работе с детьми такой метод, как интервью. Модель интервью, его содержание и направленность вопросов определяется той методологической и теоретической схемой, которой придерживается психолог в работе с детьми.

Одним из примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А.Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Он был сформулирован для того, чтобы определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личного развития и поведения, для понимания и оказания помощи и преодоления проблем детей, а также для того, чтобы выявить психологические механизмы, позволяющие ребенку справляться с негативными ситуациями.

Компактным примером диагностического интервью может служить схема, предложенная Н. Мак-Вильяме, которая включает в себя следующие шкалы:

— Демографические данные;

— Текущие проблемы и их состояние;

— Личная история;

— Младенчество и детство;

— Латентый период;

— Подростковый и юношеский период

— Текущие представления (ментальный статус)

— Заключение и выводы

Примером интервью в теории социального научения может служить разработанная А.Бандурой и Р.Уолтерсом «Анкета подростка»

Она была создана для выраженности физической, вербальной, косвенной агрессии и враждебности подростков против родителей и ближайшего окружения.

Схема бесед с подростками имеет полуструктурированный характер, т.е. задаются стандартные вопросы в заранее установленном порядке. Используются вопросы «открытого» типа, что позволяет респонденту отвечать, насколько он хочет и выражать свои отношения и чувства в той мере, в какой он сочтет нужным.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Методика в основном проводится в режиме взаимодействия «психолог- ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третья – это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя их того, что хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщить ему о характере задания.

Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке.

Богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка дает тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные6 отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование семьи и беседы после рисования. Также как и в «ДДЧ» процесс рисования дает психологу большую информацию о взаимоотношениях и микроклимате в семье исследуемого ребенка.

Уровень агрессивности лучше всего определяется с помощью методики «Тест руки». Данный тест создан американским психологом Э.Вагнером в 1961 году. Методологическим обоснованием «Теста руки» является предложение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Основная диагностическая ценность методики состоит в выявлении актуальных и доминирующих потребностей, мотивов и конфликтов личности, кроме того она позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать предрасположенность личности к открытому агрессивному поведению.

Открытое агрессивное поведение описывалось Э.Вагнером как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. С этой точки зрения понятие агрессивности включает в себя три необходимых и взаимосвязанных компонента:

— намеренность

— применение насилия, а не просто угрозы

— наличие телесных повреждений, или каких либо негативных последствий у потерпевших.

Стимульный материал «тест руки» представляет собой 9 карточек с изображениями кисти руки человека в различных положениях, десятая карточка пустая. Карточки предъявляются в определенной последовательности в фиксированной последовательности.

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.

Опросник Басса – Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

— физическая агрессия

— косвенная агрессия

— склонность к раздражению

— негативизм

— обида

— подозрительность

— вербальная агрессия

Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Используя эту методику можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессии.

Для измерения силы и выраженности агрессивной мотивации используется методика Д.Ольвеуса. Д.Ольвеусом были разработаны две методики. Первая – это «Опросник агрессии для подростков». Он состоял из пяти отобранных с помощью факторного анализа субшкал:

-вербальной агрессии

— физической агрессии

— импульсов агрессии

— торможения агрессии

— позитивного самоотчета (для контроля тенденции к социально желательным ответам)

Своеобразие этого опросника состояло в том, что его вопросы акцентировали внимание на часто встречаемых и типичных для возраста 12-16 лет формах агрессивного поведения, а именно – вербальном протесте по отношению к взрослым и физическом соперничестве со сверстниками.

Для подтверждения прогностической надежности данной методики была разработана дополнительная проективная методика. Ее стимульный материал представлял собой четыре неоконченных рассказа в каждом из которых взрослый мужчина создавал для подростка ситуацию фрустрации и некоторой угрозы, за что, однако, последний был ответственен. От испытуемого требовалось ответить на три вопроса, касающихся предложенной ситуации, и после этого придумать окончание истории. Категории анализа за содержание ответов включали в себя ряд субкатегорий, группировавшихся в соответствии с двумя противоположными мотивами – агрессивной тенденцией и тенденцией торможения агрессии.

www.metod-kopilka.ru

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.







Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.
Комплектация методик для индивидуальной формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовая тетрадь с текстами опросников (1 шт). Комплектация методик для групповой формы проведения: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
негативизм — оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.
вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = — 4, а враждебности 6,5+ — 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
При составлении опросника использовались принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
«нет» =1, «да» = 0: 9, 7
Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
«нет» =1, «да» = 0: 26, 49
Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
«нет» =1, «да» = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28
«нет» =1, «да» = 0: 36
Обида:
«да» = 1, «нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
«нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
«нет» =1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75
Чувство вины:
«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать правдиво и искренне.

Опросник












































































1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

21. Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

26. Я не способен на грубые шутки

да

нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

30. Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

да

нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

да

нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

да

нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

54. Неудачи огорчают меня

да

нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

60. Я ругаюсь только со злости

да

нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

72. В последнее время я стал занудой

да

нет

73. В споре я часто повышаю голос

да

нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет




Бланк ответов
Фамилия: ______________
Имя___________________
Отчество_______________
Образование____________
Пол___________________
Возраст: _______________
Дата заполнения: _______

www.vashpsixolog.ru

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) « Психологические тесты

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Темы: агрессивность, онлайн

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 75
Комментарии: 69 · написать

Отличается от методики Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса – Дарки) только стимульным материалом и количеством вопросов.

Еще модификация теста Басса-Дарки:

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Тестовый материал
  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  60. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • «да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • «нет» = 1, «да» = 0: 44.

6. Подозрительность:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • «нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • «да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Источники
  • Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.

vsetesti.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о