Обзор методологических принципов в психологии
В данной статье представлен обзор различных источников, в которых был продемонстрирован перечень методологических принципов. Был проведен анализ и сравнение данных, предоставленных в различных источниках.
Ключевые слова: методология, методологические принципы, принцип верификации, принцип корреспонденции, принцип фальсификации, принцип асимметрии, принцип достаточного основания, принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип объективности, принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, принцип развития и самодвижения психики, принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, принцип самоорганизации живых систем и организмов, принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития.
Прежде всего следует дать определение понятию «методология». В психологии данный термин раскрывается следующим образом, «методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др». [5]. Изучив данное определение видно, что методология присутствует в различных сферах человеческой деятельности.
Перейдем к термину «методологические принципы», в статье будут рассмотрены различные принципы, взятые из работ отечественных психологов. Электронный словарь предоставляет следующее определение данному термину, а именно, «методологические принципы — кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований» [7].
После рассмотрения основных понятий, относящиеся к данной тематике статьи, можно перейти к обзору методологических принципов, представленных в различных источниках.
Первый источник, который был взят на рассмотрение, это работа Корниловой Т. В. и Смирнова С. Д. «Методологические основы психологии» [3]. В данной работе авторы выделяли следующие принципы: принцип верификации; принцип корреспонденции; принцип фальсификации; принцип асимметрии. Рассмотрим данные принципы более подробно. Принцип верификации, по мнению Корниловой и Смирнова, «предполагает установление истинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось».
Следующий источник, который был взят на обзор, является работа Новикова А. М. и Новикова Д. А. «Методология научного исследования» [6]. В данной работе авторы выделили четыре принципа: принцип достаточного основания; принцип детерминизма; принцип соответствия; принцип дополнительности. По мнению Новикова А. М. и Новикова Д. А. принцип достаточного основания «является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Принцип детерминизма, как считают авторы, «будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его». Что касается принципа соответствия, то авторы отмечают следующее, это «закономерная связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой». Принцип дополнительности представляет собой тот случай, когда «воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий» [6].
В работе Константинова В. В. «Методологические основы психологии» [2] представлено большое количество принципов, разберем только некоторые их них. Константинов В. В. выделяет следующие принципы: принцип объективности; принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов; принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности; принцип развития и самодвижения психики; принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики; принцип самоорганизации живых систем и организмов; принцип единства личности, сознания и деятельности.
В монографии Мазилова В. А. «Методология психологической науки: история и современность» [4] был выделен один принцип психофизиологического параллелизма. Стоит привести содержание данного принципа, который был представлен автором в своей монографии. Данный принцип «позволял «запараллелиться» с «настоящей» наукой, но сохранить свою самостоятельность» [4].
Последним источником в обзоре по методологическим принципам является работа авторов: Волкова Б. С., Волковой Н. В., Губанова А. В. «Методология и методы психологического исследования» [1]. В своем труде авторы выделили следующие принципы: принцип детерминизма; принцип единства психики и деятельности; принцип объективности; принцип развития. Содержание принципа детерминизма авторы рассматривают через разбор специфики детерминанта психического развития. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. пишут следующее, что «специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности: воспитание — процесс многоплановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации; б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом». Принцип единства психики и деятельности авторы рассматривают через анализ процесса обучения и воспитания детей: «а) учитывать связь психического развитая ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: в ведущей деятельности; в зарождающейся деятельности; в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей».
После проведения анализа специальной литературы можно отметить, что большое количество авторов занимаются проблемой исследования методологических принципов. В приведенных выше источниках рассматриваются разнообразное количество принципов, большинство принципов не повторяются в других источниках. За исключением принципа детерминизма и принципа объективности, но также отмечается, что данные принципы объясняются по-разному, но суть принципа одна.
В статье были приведены термины «методология», «методологические принципы» и даны определения для более детального понимания понятий. В статье был проведен обзор различных источников, в которых были представлены различные методологические принципы, также был проведен анализ специальной литературы и проведено сравнение информации, предоставленной в источниках.
Литература:
- Волков Б. С. Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.
- Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
- Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
- Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.
- Мир психологии // Методология. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком. — 280 с.
- Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, принцип объективности, автор, принцип развития, источник, принцип детерминизма, достаточное основание, психическое отражение, психическое развитие, специальная литература.
Методологические принципы современной психологии
Методология — это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способах построения теории.
Существует методология различных уровней.
Общенаучная методология — система принципов и нормативов, общих для всех областей знания. Чтобы сделаться руководством для специальной науки, она должна быть конкретизирована применительно к ней — это уровень конкретнонаучной методологии.
Методологические принципы современной психологии в качестве общенаучных методов применяют диалектический подход; а в качестве конкретнонаучных — системно-деятельностный подход.
Основные принципы системно-деятельностного подхода;
- детерминизм;
- активность;
- единство сознания и доведения;
- системность;
- развитие.
1) Принцип детерминизма указывает причины психических явлений. Психические явления определяются факторами внешней действительности. (Напомним: психика есть форма отражения объективной реальности). Однако любое внешнее воздействие порождает тот или иной психологический эффект только преобразуясь, перерабатываясь внутренними условиями (такими как, например, настроение субъекта, его установки, потребности, опыт).
2) Т. е. психика — это активное отражение (принцип активности психического отражения). Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений (это проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям — например, повышенной чувствительности или, наоборот, игнорирования тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и функцию регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующему нуждам и интересам индивида).
Принцип активности имеет существенное практическое значение. Так, исследователь, проводящий психологический эксперимент, должен иметь в виду, что поведение человека в заданной ситуации определяется не только условиями ситуации, но и в значительной степени отношением этого человека к происходящему. По словам видного русского психолога В. Н. Мясищева, любые возможности человека могут быть выявлены и изучены лишь при условии его положительного отношения к совершаемой деятельности.
3) Единство сознания и поведения. В истории психологии был период, когда психологи спорили о предмете этой науки. Одни считали таковым явления сознания, непосредственно данные субъекту наблюдения (психология сознания), другие — только то, что поддается объективному, внешнему наблюдению и фиксации -поведение (бихевиоризм). Деятельностный подход в качестве предмета психологии провозглашает деятельность — категорию, которая заключает в себе единство внешнего и внутреннего, единство сознания и поведения. Что означает такое единство? С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он эту ситуацию воспринимает, что знает о ней, как к ней относится. С другой стороны, сам характер отношения к данной ситуации, характер и объем получаемых о ней знаний будет зависеть от того, как субъект с этой ситуацией практически взаимодействует.
4) Принцип системности. Системой называется совокупность элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих целостность, единство.
Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, изучение действительности, приспособление к условиям, общение с себе подобными и проч.). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое.
Различные специализированные направления психологии изучают свои определенные психические явления или группы психических свойств. (Так когнитивная психология изучает познавательные процессы, переработку информации у человека; психология поведения уделяет основное внимание зависимости поведения от условий среды и т. д.). При этом они с необходимостью выделяют, абстрагируют эти свойства от всех остальных. Однако, поскольку реальный объект обладает многими свойствами, взаимосвязанными и взаимно влияющими друг на друга, делать выводы о целом на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной единственной его проекции на плоскость» (Б. Ф. Ломов). Забвение этого принципа приводит к редукционизму, т. е. сведению всего многообразия свойств и отношений объекта исследования к какому-либо одному, к упрощенной трактовке человека.
Типичным примером такого редукционизма может служить рефлексология, естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в нашей стране в период 1900 — 1930 гг. и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Суть ее хорошо выражается в стихотворной форме:
Что такое человек? Разум? Чувства? Воля?
Сочетательный рефлекс — и не более.
Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного единственного основания (например только из биологического или только из социального). Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.
5) Принцип развития. Развитием называется закономерное, направленное, необратимое изменение во времени.
Развитие психики реализуется в разных формах:
- в форме филогенеза — становления структур психики в ходе биологической эволюции вида;
- онтогенеза — формирования психических структур в течение жизни отдельного организма;
- социогенеза — развития процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленного особенностями социализации в разных культурах. Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;
- микрогенеза — под ним понимается формирование и динамика образов, представлений, понятий и т. п., детерминируемые наличной ситуацией и развертывающиеся в относительно небольшие временные интервалы. Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.
Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. Однако это не означает, что различие между ранними и поздними формами психики чисто количественное, по формуле «раньше — проще, примитивнее, позже — сложнее». При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.
Неучет того положения, что каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности, приводит к таким принципиальным ошибкам, как, например, возведение рефлекторных механизмов поведения животных на низших генетических ступенях в ранг универсальных законов поведении человека. Та же ошибка делается при приписывании обезьянам и др. животным интеллекта того же типа, что и интеллект человека или при попытках перенесения законов зрелого мышления на мышление ребенка. Мышление взрослого человека от мышления ребенка отличается не просто тем, что взрослый больше знает и умеет, но и тем, что он оперирует другими понятиями, иными логическими схемами, опирается на другую систему ценностей и т. д.
Кроме того, психика человека обладает генетической многоплановостью, т. е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней — высших и низших. Так наряду с сознательной регуляцией собственного поведения сохраняются рефлекторные и импульсивные формы активности; наряду с логическим мышлением — патологическое, иррациональное. Этим-то и объясняется живучесть суеверий или детских страхов, которые иногда люди носят в себе всю свою жизнь.
Свобода воли и детерминизм — просто психология
Дебаты о свободе воли и детерминизме вращаются вокруг того, в какой степени наше поведение является результатом действия сил, над которыми мы не имеем никакого контроля, или о том, способны ли люди решать для себя, действовать или вести себя в определенным образом.
В этой статье
Детерминизм
Детерминистский подход предполагает, что любое поведение имеет причину и поэтому предсказуемо. Свобода воли — это иллюзия, и нашим поведением управляют внутренние или внешние силы, над которыми мы не властны.
Внешний детерминизм
Внешний (окружающий) детерминизм рассматривает причину поведения вне личности, например, влияние родителей, СМИ или школы. Подходы, которые принимают эту позицию, включают бихевиоризм и теорию социального научения.
Например, Бандура (1961) показал, что дети становятся агрессивными в результате наблюдения и подражания своим жестоким родителям.
Внутренний детерминизм
Другими основными сторонниками детерминизма являются те, кто придерживается биологической точки зрения.
Однако для них определяющим фактором являются внутренние, а не внешние силы. Согласно социобиологии, эволюция управляет поведением вида и генетической наследственностью каждого индивидуума внутри него.
Например, Боулби (1969) утверждает, что у ребенка есть врожденная (т. е. врожденная) потребность привязываться к одному основному объекту привязанности (т. е. монотропия).
Черты личности, такие как экстраверсия или невротизм, и поведение, связанное с ними, вызываются неврологическими и гормональными процессами в организме. Нет необходимости в концепции автономного человеческого существа.
В конечном итоге эта точка зрения рассматривает нас не более чем как биологические машины, и даже само сознание интерпретируется как уровень возбуждения в нервной системе.
Фрейд также рассматривал поведение как контролируемое изнутри индивидуума в форме бессознательной мотивации или детских событий, известных как психический детерминизм.
Различные уровни детерминизма
Жесткий детерминизм
Жесткий детерминизм рассматривает свободу воли как иллюзию и считает, что у каждого события и действия есть причина.
Бихевиористы твердо верят в жесткий детерминизм. Их самым откровенным и красноречивым представителем был Б. Ф. Скиннер. Такие понятия, как «свободная воля» и «мотивация», отвергаются как иллюзии, скрывающие настоящие причины человеческого поведения.
В схеме вещей Скиннера у человека, совершившего преступление, нет реального выбора. (S) его толкают в этом направлении окружающие обстоятельства и личная история, что делает нарушение закона естественным и неизбежным.
Для законопослушных накопление поощрений имеет противоположный эффект. Получив вознаграждение за соблюдение правил в прошлом, человек делает это и в будущем. Здесь нет ни моральной оценки, ни даже умственного расчета. Все поведение находится под контролем стимулов.
Мягкий детерминизм
Мягкий детерминизм представляет собой золотую середину, у людей есть выбор, но этот выбор ограничен внешними или внутренними факторами.
Например, бедность не заставляет вас воровать, но может повысить вероятность того, что вы в отчаянии пойдете по этому пути.
Мягкий детерминизм предполагает, что некоторые виды поведения более ограничены, чем другие, и что в любом поведении присутствует элемент свободы воли.
Однако проблема с детерминизмом заключается в том, что он несовместим с представлениями общества об ответственности и самоконтроле, которые составляют основу наших моральных и юридических обязательств.
Дополнительное ограничение касается того факта, что психологи не могут предсказать поведение человека со 100% точностью из-за сложного взаимодействия переменных, которые могут влиять на поведение.
Свобода воли
Свобода воли — это идея о том, что у нас есть возможность выбирать, как действовать, и предполагается, что мы свободны выбирать свое поведение. Другими словами, мы самоопределяемся.
Например, люди могут сделать свободный выбор, совершать преступление или нет (если только они не дети и не сумасшедшие).
Это не означает, что поведение случайно, но мы свободны от причинного влияния прошлых событий. Согласно свободе воли человек несет ответственность за свои действия.
Одно из основных предположений гуманистического подхода состоит в том, что люди обладают свободой воли; не все поведение детерминировано. Личная свобода воли — это гуманистический термин для выражения свободы воли. Личная свобода действий относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям.
Для психологов-гуманистов, таких как Маслоу (1943) и Роджерс (1951), свобода не только возможна, но и необходима, если мы хотим стать полноценными человеческими существами. Оба рассматривают самоактуализацию как уникальную человеческую потребность и форму мотивации, отличающую нас от всех других видов. Таким образом, необходимо провести границу между естественными и социальными науками.
Возьмем простой пример: когда два химических вещества реагируют, нет смысла воображать, что они могут вести себя иначе, чем так, как они ведут себя. Однако, когда два человека собираются вместе, они могут договориться, поссориться, прийти к компромиссу, затеять драку и так далее.
Перестановки бесконечны, и для того, чтобы понять их поведение, нам нужно понять, что каждая сторона в отношениях выбирает делать.
Противостоят детерминистской психологии тех, кто верит, что то, что «есть», неизбежно, составляют, следовательно, те, кто верит, что люди обладают способностью управлять своей судьбой. Однако есть и промежуточная позиция, восходящая к психоаналитической психологии Зигмунда Фрейда.
На первый взгляд Фрейд кажется сторонником детерминизма в том смысле, что он утверждал, что наши действия и наши мысли контролируются бессознательным. Однако сама цель терапии состояла в том, чтобы помочь пациенту преодолеть эту силу. Действительно, без веры в то, что люди могут изменить саму терапию, нет смысла.
Это понимание подхватили несколько неофрейдистов. Одним из самых влиятельных был Эрих Фромм (1941). В «Страхе свободы» он утверждает, что у всех нас есть потенциал контролировать свою жизнь, но многие из нас слишком боятся этого.
В результате мы отказываемся от своей свободы и позволяем обстоятельствам, другим людям, политическим идеологиям или иррациональным чувствам управлять нашей жизнью. Однако детерминизм не является неизбежным, и в самом выборе, делать всем нам добро или зло, Фромм видит суть человеческой свободы.
Критическая оценка
Психологи, придерживающиеся точки зрения свободы воли, предполагают, что детерминизм лишает свободы и достоинства и обесценивает человеческое поведение.
Создавая общие законы поведения, детерминистская психология недооценивает уникальность человека и его свободу выбирать свою судьбу.
Есть важные последствия для того, чтобы принять любую сторону в этом споре. Детерминированные объяснения поведения снижают индивидуальную ответственность.
Человек, арестованный за насильственное нападение, например, может заявить, что он не несет ответственности за свое поведение — это было связано с его воспитанием, ударом по голове, который он получил ранее в жизни, недавним стрессом в отношениях или психиатрической проблемой. . Другими словами, их поведение было детерминировано.
Детерминистский подход также имеет важное значение для психологии как науки. Ученые заинтересованы в открытии законов, которые затем можно использовать для предсказания событий. Это очень легко увидеть в физике, химии и биологии.
Как наука, психология пытается сделать то же самое – разработать законы, но на этот раз предсказать поведение. Если мы выступаем против детерминизма, мы, по сути, отвергаем научный подход к объяснению поведения
Психические заболевания, по-видимому, подрывают концепцию свободы воли. Например, люди с ОКР теряют контроль над своими мыслями и действиями, а люди с депрессией теряют контроль над своими эмоциями.
Очевидно, что чисто детерминистский подход или подход, основанный на свободе воли, не кажется подходящим при изучении человеческого поведения. Большинство психологов используют концепцию свободы воли, чтобы выразить идею о том, что поведение — это не пассивная реакция на силы, а то, что люди активно реагируют на внутренние и внешние силы.
Термин «мягкий детерминизм» часто используется для описания этой позиции, согласно которой у людей есть выбор, но их поведение всегда подвергается той или иной форме биологического давления или давления окружающей среды.
СсылкиБандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Journal of Abnormal and Social Psychology , 63, 575-582
Bowlby, J. (1969). Приложение. Привязанность и потеря: Vol. 1. Проигрыш . Нью-Йорк: Основные книги.
Чорни, М. Дж., Чорни, К., Сиз, Н., Оуэн, М. Дж., Дэниелс, Дж., МакГаффин, П., … и Пломин, Р. (1998). Локус количественного признака, связанный с когнитивными способностями у детей. Психологические науки , 9(3), 159-166.
Фромм, Э. (1941). Бегство от свободы.
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50(4), 370-96.
Роджерс, К. (1951). Терапия, ориентированная на клиента: современная практика, последствия и теория . Лондон: констебль.
Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Актон, Массачусетс: Издательская группа Копли.
Принцип причинности
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущая | Глава 2. Система категорий в философской мысли | Далее |
Понятие причинности, детерминизм. Вся определенность в наших отношениях с миром основывается на признание причинно-следственной связи. Причинность – это генетическая связь явлений, посредством которой одна вещь (причина) при определенных условиях порождает, вызывает что-то еще (Эффект). Суть причинности заключается в порождении и детерминация одного явления другим. В этом отношении причинность отличается от различных других видов связи, так как например, простая временная последовательность явлений, закономерности сопутствующих процессов. Например, укол вызывает боль. Поражение головного мозга вызывает психические болезнь. Причинность – это активное отношение, отношение что приносит в жизнь что-то новое, что превращает возможность в действительность. Причина есть активная и первичная вещь в отношение к эффекту. Но «после этого» не всегда значит «из-за этого». Это была бы пародия на правосудие. если бы мы сказали, что там, где есть наказание, должно быть были преступлением.
Причинность универсальна. Нигде в мире не может быть явления, не порождающие определенных последствий и не были вызваны другими явлениями. Наш мир причины и следствия или, образно говоря, прародителей и их потомство. Всякий раз, когда мы пытаемся проследить шаги причины и следствие и найти первопричину, оно исчезает в бесконечные расстояния универсального взаимодействия. Но концепция причины не ограничиваются взаимодействием. причинность – это всего лишь часть универсального соединения. Универсальность причинности часто отрицается на основании ограниченной природы человеческого опыта, что мешает нам судить о характере связи, выходящие за рамки того, что известно науке и практике. И однако мы знаем, что ни один ученый не ограничивает свои рассуждения тем, что он может сразу воспринять. Вся история человечества, т. любой научный эксперимент не знает исключений из принципа детерминизма.
Связь между причиной и следствием происходит в время. Это временное отношение может быть определено в различных способы. Некоторые считают, что причина всегда предшествует следствию. что существует определенный интервал между моментом, когда причина начинает действовать (например, взаимодействие двух систем) и время появления эффекта. На определенное время вызывают и следствия сосуществуют, тогда причина отмирает, а следствие в конечном итоге становится причиной чего-то другого. И так далее бесконечность.
Другие мыслители считают, что эти интервалы частично перекрывать. Также утверждается, что причина и следствие всегда строго одновременно. Третьи утверждают, что это бессмысленно говорить о причине, уже существующей и, следовательно, вступает в силу, пока эффект еще не вошел в сферу существования. Как может быть «недействующая причина»?
Понятия «причина» и «следствие» используются как для определения одновременных событий, событий, которые являются смежными во времени, и события, следствие которых рождается вместе с причиной. В Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, разделенные временным интервалом и связанные посредством несколько промежуточных звеньев. Например, солнечная вспышка вызывает магнитные бури на Земле и последующее временное прерывание радиосвязи. Промежуточное соединение между причиной и следствием можно выразить формулой: если A является причиной В, а В является причиной С, то А также может быть рассматривается как причина C. Хотя это может измениться, причина явление сохраняется в своем результате. Эффект может иметь несколько причин, некоторые из которых необходимы, а другие случайный.
Важным признаком причинности является непрерывность причинно-следственная связь. Цепь причинно-следственных связей имеет ни начала, ни конца. Он никогда не ломается, он расширяется вечно с одной ссылки на другую. И никто не может сказать, где эта цепочка началась или где она заканчивается. Он бесконечен, как сама вселенная. Не может быть ни какого-либо первого (то есть скажем, беспричинная) причина, ни какая-либо конечная (т. е. несущественная) эффект. Если бы мы допустили существование первопричины, мы должен нарушить закон сохранения материи и движение. И любая попытка найти «абсолютно первое» или «абсолютно конечной» причиной является бесполезное занятие, которое психологически предполагает веру в чудеса.
Внутренний механизм причинности связан с перенос материи, движения и информации.
Эффект распространяет свои «щупальца» не только вперед (как новая причина, порождающая новое следствие), но и наоборот, к причину, вызвавшую его, тем самым видоизменив, исчерпав или усиливая свою силу. Это взаимодействие причин и следствий известен как принцип обратной связи. Он действует везде, особенно во всех самоорганизующихся системах, где восприятие, хранение, обработка и использование информации происходят, как для например, в организме, в кибернетическом устройстве и в общество. Стабильность, контроль и прогресс системы немыслимо без обратной связи.
Любой эффект вызывается взаимодействием как минимум двух явления. Поэтому взаимодействие явление является истинной причиной явление эффекта. Другими словами, Явление эффекта определяется характером и состоянием оба взаимодействующих элемента. Слово, передающее трагически плохое новости могут вызвать состояние стресса у чувствительного человека, в то время как он отскочит от нечувствительного или флегматичного человек, как «вода с гуся», оставляя только легкий эмоциональный след. Причиной стресса в данном случае была не само слово, а его информационное воздействие на ранимая личность.
Причинно-следственную связь можно представить как одностороннюю, т. однонаправленное действие только в самых простых и ограниченных случаи. Идея причинности как влияния одной вещи на другой применяется в областях знаний, где это возможно и необходимо игнорировать обратную связь и фактически измерять количественный эффект, достигаемый причиной. Такая ситуация характерна в основном механическая причинность. Например, причина падения камня на землю взаимна гравитация, подчиняющаяся закону всемирного тяготения, и фактическое падение камня на землю происходит в результате гравитационное взаимодействие. Однако, поскольку масса камень бесконечно мал по сравнению с массой земли, можно игнорировать влияние камня на землю. Так что в конечном счете мы приходим к понятию одностороннего эффекта только с одним телом (земля) действует как активный элемент, а другой (камень) пассивен. Однако в большинстве случаев такой подход не работает, потому что вещи не инертны, а заряжен внутренней деятельностью. Поэтому, испытывая следствию, они, в свою очередь, воздействуют на свою причину, и в результате действие не одностороннее, а взаимодействие.
В сложных случаях нельзя игнорировать обратную связь автомобиля действия на другие взаимодействующие тела. Например, в химическое взаимодействие двух веществ невозможно разделить активную и пассивную стороны. Это тем более верно превращения элементарных частиц. Таким образом образование молекул воды нельзя рассматривать как результат одностороннего действия кислорода на водород или наоборот наоборот Он возникает в результате взаимодействия двух атомов водорода и один из кислорода. Психические процессы также являются результатом взаимодействия окружающей среды и коры.
Подводя итог, все процессы в мире вызваны не одностороннее или одностороннее действие, но основаны на отношениях не менее двух взаимодействующих объектов.
Как разные пути могут вести в одно и то же место, так и разные причины приводят к одному и тому же следствию. И один и одна и та же причина может иметь разные последствия. Причиной не всегда действует одинаково, потому что его результат зависит не только от его сущности, но и от характера явления, на которое он влияет. Таким образом, тепло солнца сушит холст, вызывает сложнейшие процессы биосинтез в растениях и т. д. Интенсивная жара плавит воск, но закаляет сталь. При этом эффект в виде тепла может быть результатом различных причин: солнечных лучей, трения, механический удар, химическая реакция, электричество, распад атома и так далее. Он был бы плохим врачом кто не знал, что одни и те же болезни могут быть следствием разные причины. Головная боль, например, имеет более одного сто.
Правило только одной причины для одного следствия справедливо только в элементарные случаи с причинами и следствиями, которые не могут быть дополнительно проанализировано. В реальной жизни нет явлений, которые имеют только одну причину и не подвержены влиянию вторичных причины. В противном случае мы должны были бы жить в мире чистого необходимость, управляемая судьбой.
Понять причину, порождающую изменение состояния объекта мы должны, строго говоря, анализировать взаимодействие объекта со всеми другими объектами, окружающими это. Но опыт показывает, что не все эти взаимодействия одинаково значимы в изменении состояния объекта. Некоторый являются решающими, а другие незначительными. Итак, на практике мы можем выделить конечное число решающих взаимодействия и отличать их от тех, которые вторичный.
В науках, особенно в естественных науках, отличает общие причины от частных, главные от второстепенных вторичное, внутреннее от внешнего, материальное от духовное, а непосредственное от опосредованного, с разное количество промежуточных стадий. Общая причина совокупность всех событий, приведших к определенному эффект. Это своего рода узел событий с некоторыми очень запутанными нити, которые тянутся далеко назад или вперед в пространстве и время. Установление общей причины возможно только в очень простые события с относительно небольшим количеством элементы. Исследование обычно направлено на выявление конкретных причины события.
Конкретная причина – это совокупность обстоятельств, которые взаимодействие порождает определенный эффект. Более того, конкретные причины вызывают следствие в присутствии многих других обстоятельства, которые существовали в данной ситуации даже до наступления эффекта. Эти обстоятельства составляют Условия действия причины. Конкретная причина состоит из тех элементов общей причины, которые наиболее значимым в данной ситуации. Другие его элементы являются только условиями. Иногда событие вызвано несколькими обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно для вызывают рассматриваемое явление.
Иногда мы можем отчетливо уловить явление, которое дает воздействовать на тот или иной эффект. Но чаще всего не практически бесконечное число взаимосвязанных причин порождает последствия, которые нас беспокоят. В таких случаях имеем выделить основную причину — ту, которая играет решающую роль во всем стечении обстоятельств.
Объективные причины действуют независимо от воли людей и сознание. Субъективные причины коренятся в психологическом факторов, в сознании, в действиях человека или социальной группа, в их определении, организации, опыте, знании выступ и так далее.
Непосредственные причины следует отличать от опосредованных причин, т. то есть те, которые вызывают и определяют эффект через ряд промежуточных стадий. Например, человек получает сильную психологическую травму, но урон не принимает эффект сразу. Может пройти несколько лет, и тогда в определенных обстоятельства, среди которых состояние лица в момент имеет определенное значение, эффект начинает давать себя чувствуется в симптомах болезни. Анализируя причинно-следственную связь, мы иногда говорят о «малой» причине, порождающей большую последствия. Это так называемая «второстепенная причина большого следствия». является причиной не всей длинной и разветвленной цепи явление, производящее конечный результат, а только причина первого звена в цепи. Иногда «незначительное причина» — это просто фактор, который начинает действовать совершенно по-другому. причинные факторы. Это «пусковые» факторы, факторы относящихся к начальной стадии лавинных процессов и потеря всей системой лабильного равновесия.
Любое явление зависит от определенного разнообразия условий чтобы воплотить его в жизнь. Пока это только один из обстоятельства, способствующие определенному следствию, причиной является самым активным и действенным элементом в этом процессе, является взаимодействие, преобразующее необходимые и достаточные условия в результат. Иногда мы относимся к отсутствию чего-либо как причиной. Например, некоторые болезни объясняются отсутствием резистентность в организме или недостаток витаминов. Однако, отсутствие следует рассматривать не как причину, а лишь как состояние для болезни. Чтобы причина действительно вступила в силу должны быть определенные условия, т. е. явления существенным для наступления данного события, но не в сами его вызывают. Условия сами по себе не могут дать восходит к следствию, но и причина бессильна без их. Никакая причина не может вызвать болезнь, если организм не подвержен этому. Мы знаем, что когда организм человека заражен определенными микробами, он может заболеть или нет. Способ проявления причины и природа последствия зависят от характера условия. Иногда существует только одно прямое и непосредственное причина смерти или ранения — пуля. Но чаще всего причины и условия причудливо сочетаются, некоторые из них являются лишь второстепенными обстоятельствами.
При обсуждении отношения причины и условия один следует помнить, что термин «состояние» используется в двух чувства, узкие и широкие. Помимо того, что мы подразумеваем под состояние в узком смысле, состояние в широком смысле включают в себя такие факторы, как «фон» и «среда» и различные факторы причинного характера. Но нет строгой и последовательной разделительной линии между два основных смысла термина, так же как нет разделения грань между условием и причиной. Этот факт часто приводит к неправильное использование двух терминов и неправильное определение различные кондиционирующие факторы. Предотвращение неправильного использования усугубляется дублированием принятых значения двух терминов «причина» и «условие» а также термин «фундамент».
В науке постепенно вырабатываются специальные представления, касающиеся категории «фундамент», «состояние» и «причина», которая при использовании вместе с этими категориями позволяют более точно определять генетические связи.
В различных областях знания проблема соотношения между причиной и условием решается по-разному, зависит главным образом от сложности отношений, которые изучаются, их однородность или, наоборот, отчетливость и сравнительная значимость отдельных факторы. Но степень абстракции, обычно используемая в данная наука также влияет на решение этого вопроса. Так значение категорий причины и условия в система понятий различных наук также может различаться значительно. Едва ли можно применить отношение причины и состояние, которое выявляется при изучении, например, физических явлений в физиологические процессы или наоборот.
Каждое явление связано с другими явлениями связями более чем одного значения. Это результат как определенных условия и некоторые основные факторы, которые выступают в качестве его причина. Поэтому причинно-следственная связь должна быть искусственно изолированы от остальных условий, чтобы мы можно увидеть эту связь в «чистом виде». Но это достигается только абстракцией. На самом деле мы не можем изолировать эту связь из всей совокупности условий. Есть всегда представляет собой тесно переплетенную массу чрезвычайно разнообразных второстепенные условия, которые оставляют свой след на форме в возникает общая связь. Это означает, что там никогда не может быть двух совершенно одинаковых явлений, даже если они порождены одними и теми же причинами. Они всегда развивались в эмпирически разные условия. Так что абсолютного быть не может. личность в мире.
Одна и та же причина, действующая в одинаковых условиях, дает привести к аналогичным эффектам. Когда мы меняем условия, мы можем также изменить способ действия причины и характер Эффект. Но этот принцип становится гораздо более сложным, когда применяется к таким уникальным событиям, как события геологии и социальная наука. Подчеркивая тесную связь между причина и условие, мы никогда не должны путать их. линия раздела между ними подвижна, но значительна.
Создавая новые условия, мы можем даже исключить прежнее возможных причин определенного события, то есть мы можем «наложить вето» на проявление одной причины и разрешить свободную игру другому. Этим объясняется тот факт, что далеко не каждый причина неизменно производит ожидаемый эффект.
Следует различать причину и повод, т. то есть внешний толчок или обстоятельство, которое вызывает движение цепочки основных взаимосвязей. Например, насморк может быть поводом для возникновения различных болезни. Никогда не следует преувеличивать значение случаи, они не являются причиной событий. И не следует недооценивать их, потому что они являются своего рода триггером механизм.
Один из способов обнаружения причинно-следственных связей состоит в изучении функциональные связи. Причины болезни могут быть выявлены путем выявления определенных нарушений в функционировании организм. Функциональная связь есть зависимость явлений в котором изменение одного явления сопровождается изменением в другой. Тогда как, например, социолог может быть интересует рост населения за определенный период времени и физик может исследовать изменения давления газа в отношение к изменениям температуры, математик видит здесь только функциональная зависимость X от Y.
Функциональный подход особенно полезен, когда мы изучение процессов, внутренний причинный механизм которых неизвестен нам. Но когда мы хотим объяснить явление, мы должны спросить что вызвало это.
Понятие причины тождественно не общему понятию закономерности, а к понятию причинной закономерности, которое выражает тот факт, что закономерная последовательность явлений и условия всегда принимает форму реализации причинной соединения.
В науке детерминистский подход пытается объяснить процесс как детерминированный определенными причинами и, следовательно, предсказуемый. Таким образом, детерминизм — не просто синоним причинность. Она предполагает признание объективной необходимости, что, в свою очередь, предполагает объективную случайность. Следовательно, есть тесная связь между категорией детерминизма и что вероятность. Связь между детерминизмом и Вероятность — одна из важнейших философских проблем современная наука. В квантовой механике это связано с отношения неопределенности, а в живой природе с отношением причина и цель. Детерминизм не следует противопоставлять вероятность. Специального «вероятностного причинность». Но существуют вероятность, статистические законы, которые являются одной из форм проявления детерминизма.
Детерминизм исходит из признания разнообразия причинно-следственные связи в зависимости от характера закономерности, действующие в данной сфере. Каждый уровень структурная организация бытия имеет свою специфическую форму взаимодействие вещей, включая его конкретное причинное отношение корабли. Высшие формы причинно-следственных связей никогда не должны сводится к низшим формам. С методологической точки зрения это необходимо учитывать качественные особенности и уровень структурной организации существование.
Диалектический подход несовместим с механистическим. детерминизм, интерпретирующий все многообразие причин только как механическое взаимодействие, игнорируя уникальные свойства закономерности различных форм движения иметь значение. Детерминизм получил свое классическое выражение в Лаплас, сформулировавший ее следующим образом: если бы разум мог существовать что знал в любой момент обо всех силах природы и точки приложения этих сил, были бы ничего из того, что было неопределенно, и будущее, и прошлое предстанет перед его мысленным взором.
Механистический детерминизм отождествляет причину с необходимостью и ДТП полностью исключено. Такой детерминизм приводит к фатализм, к вере в властную судьбу. Развитие науки постепенно вытеснил механистический детерминизм из изучение общественной жизни, органической природы и сферы физика. Он применим только в некоторых технических расчеты с участием машин, мостов и других структуры. Но такого рода детерминизм не может объяснить биологические явления, психическая деятельность или жизнь общества.
Характер причинности обусловлен уровнями структурная организация материи. В природе причинность проявляется иначе, чем в общество. И в человеческом поведении причинность проявляется в виде мотивации. В природе детерминация действует только в одном направление от настоящего, являющегося результатом прошлого, к будущее. Благодаря знаниям людей о мире, человек деятельность определяется не только наличными вещами, но и вещей, предметов, событий, отсутствующих не только по что окружает человека, но и то, что может быть далеко от его во времени и пространстве, а не только настоящим и прошлым, но и будущим, которое рассматривается как цель и становится мотивация мужской активности. Таким образом, определение может иметь двустороннее направление. Знания вводят будущее в определяющий принцип настоящего.
Активные отношения животного с окружающей средой связана с новым типом детерминации: обусловленностью своего поведения задачей, с которой он сталкивается. Для Например, птицы строят свои гнезда, чтобы вывести своих детенышей. и защитить их.
Принцип детерминизма предполагает признание объективность, всеобщность причинно-следственных связей и имеет всегда играл чрезвычайно важную методологическую и эвристическую роль в научном познании. Основное предположение для любого научное исследование всегда заключалось в том, что все события природный и интеллектуальный мир подчиняются прочной регулярной связи, известный как закон причинности. Любая область знаний будет перестанут быть научными, если откажутся от принципа причинность.
Причинность и цель. При наблюдении за удивительная приспособленность и «рациональная» организация растения и животные, или «гармония» небесного сферы, люди еще в древности задавались вопросом, где эта гармоничная организация всего сущего пришла от. Мыслители исходили из различных принципов в пытаясь объяснить это явление. Телеологи предполагают что во всем есть основная цель, что в нижняя природа имеет некоторые внутренние ожидания и намерения и наполнен скрытым смыслом.
Идея телеологии возникает, когда спонтанно действующая причина начинает рассматриваться как сознательно действующая причина, и даже тот, который действует в заданном направлении, т. скажем, целеустремленное дело. Это означает, что окончательный причина или цель есть будущее, которое определяет процесс происходящее в настоящем. Учение о том, что Вселенная как целое идет по определенному плану, не может быть доказано опытным путем. Существование конечной цели предполагает что кто-то должен был поставить его. Таким образом, телеология приводит к теология. Вместо того, чтобы дать причинно-следственное объяснение того, почему это или это явление произошло в природе, телеология спрашивает, для чего цель это произошло. И чтобы доказать свою правоту, телеолог обычно относится к целенаправленному строению организмов в природа. Стоит только наблюдать строение крыла бабочка, поведение муравья, крота, рыбки, чтобы осознать, как целенаправленно все устроено. грубой формой телеологии является утверждение, что природа обеспечивает одних живых существ ради других, например, коты даны для того, чтобы есть мышей и Мыши нужны для того, чтобы кормить кошек. Цель всего процесс эволюции животного мира – это человек и все другие животные были созданы, чтобы сделать вещи удобными для человека.
Генрих Гейне рассказывает историю довольного буржуа с «глупо знающее» лицо, которое пыталось учить ему Принципы такой телеологии. Он привлек мое внимание, говорит Гейне, «для цели и полезности всего в природа. Деревья были зелеными, потому что зеленый цвет был хорош для глаз. я согласился с ему и добавил, что Бог создал крупного рогатого скота, потому что чай с говядиной был полезен для здоровье человека, что У него было создал осла, чтобы люди могли сравнивать, и что Он создал мужчина себя так, что человек может есть чай с говядиной и не быть ослом. Мой спутник был рад найти соратник во мне, он сиял от радости и очень сожалел Покинуть меня.»[1]
Гейне придерживался юмористической точки зрения, но научный аргумент против телеологии в природе выступил Дарвин, который не только нанес удар по телеологии в естественных науках, но также дал эмпирическое объяснение его рационального значение. Телеология питается верой в то, что все вращается вокруг нас и имеет нас в виду. Вместо того, чтобы дать причинное объяснение, почему то или иное природное явление произошло, телеология предлагает догадки о цели служит своим внешним видом. Но можно ли спросить природу, как будто она были разумным существом, почему оно создало такой странный мир формы и цвета? Можно ли обвинить его в злом умысле, когда это производит уродство? Природа безразлична, ей все равно создает ли он льва или муху. Относительное совершенство что позволяет его существам ориентироваться в среды, приспособление к условиям и адекватность их реакции на внешние раздражители, которая встречается у всех животных и растений, являются реальными фактами. Структура, для Например, стебель растения может служить моделью для архитектор, который ставит перед собой задачу спроектировать сильнейший возможную структуру с наименьшим количеством материалов и наибольшая экономия в весе. Спиноза, предоставивший великолепная критика телеологии в его день, не отрицал назначение в строении человеческого тела. Он призывал нас не глазеть на него «как дурак», а искать истинные причины чудеса и смотреть на естественные вещи глазами ученый. Это было именно то, что сделал Дарвин, и он раскрыл естественный механизм этой удивительной приспособляемости организма к условия его существования. Его теории естественного отбора показал, что восхитительные цветы существуют не для того, чтобы нравиться нашим эстетические чувства или продемонстрировать утонченность вкус Всевышнего, но для удовлетворения крайне земных потребностей растительных организмов, т. е. нормальный процесс опыление и сохранение вида.
Изменения в мире животных и растений происходят через взаимодействие с условиями их жизни. Если эти изменения приносят пользу организму, то есть помогают ему адаптироваться к среде и выживают, они сохраняются естественным отбора, закрепляются по наследству и передаются из поколения в поколение, тем самым выстраивая целеустремленное строение организмов, приспособленность к окружающей среде которые так сильно поражают наше воображение. Яркие цветы привлекают насекомых, с помощью которых происходит опыление происходит. Красивое оперение самцов птиц сформировалось с помощью полового отбора. Но адаптация никогда абсолютный. Оно всегда имеет относительный характер и превращается в наоборот, когда происходит радикальное изменение условий, т. видно, например, по наличию рудиментарных органы.
Подводя итог, мы имеем выборку без селектора, самодействующий, слепой и безжалостный, работающий не покладая рук и беспрерывно на протяжении бесчисленных веков, выбирая яркие внешние формы и цвета и мельчайшие детали внутреннего структуры, но только при одном условии, что все эти изменения должно принести пользу организму.