Методология психологического исследования: Методология и методы психологического исследования

Методология психологических исследований | Диплом по психологии

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы.  Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее).  А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Тема 2: Методология и методы психологии

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология – это система принципов, способов, правил организации и регуляции различных видов теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе. Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющий строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Методология науки устанавливает те строгие границы, в которых познавательная деятельность сохраняет научный характер, качественно отличающий ее от обыденных представлений. Основная задача специально-научной методологии состоит в обеспечении максимального соответствия конкретных теорий универсальным требованиям.

Центральная методологическая проблема психологии заключается в отсутствии единой научной парадигмы – общего основания психологических исследований.

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы.

Начало систематической разработки проблемы «метода» познания в истории западной мысли связано с именем Р. Декарта. Научные методы призваны обеспечивать как достоверность получаемых с их помощью данных, так и оптимальность получения последних.

В психологии под методом подразумевают совокупность способов получения знаний о психической реальности и основных приемов интерпретации выявляемых в исследовании психологических фактов.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: они должны исходить из принципа детерминации, отражать специфику предмета. Методы исследований должны соответствовать проблематике и быть стандартизированными. Стандартизация подразумевает единообразие процедур тестирования и подсчета результатов, валидность и надежность. Валидность – это такое качество метода психологического исследования, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Надежность – качество метода исследования, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов исследования. Различают исследовательские методы и методы диагностики. Исследовательские методы предназначены для изучения психических процессов, свойств и состояний человека, психодиагностические используются в оценочных целях, т.е. позволяют получить точные количественные и качественные характеристики изучаемого объекта.

Общепринято выделять следующие группы методов исследования: эмпирические, экспериментальные, психодиагностические, генетические, моделирование.

Одним из основных методов исследования психологии является наблюдение. Оно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности.

Существуют различные виды наблюдений: стандартизированное, свободное, включенное, сплошное, выборочное, внешнее.

В отличие от внешнего наблюдения выделяют внутреннее или самонаблюдение (интроспекция).

Вторым основным методом исследования является эксперимент. Это метод, позволяющий целенаправленно создавать ситуации, в которых изучаемое свойство выделяется и проявляется лучше всего.

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный, естественный, формирующий, констатирующий, полевой, пилотажный и контрольный.

Б.Г. Ананьев к эмпирической группе методов относит, кроме наблюдения, самонаблюдения и эксперимента, психодиагностические методы: тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу; приемы анализа процессов и продуктов деятельности; психогенетические методы; психобиографические методы; метод контент-анализа.

Основными психодиагностическими методами исследования являются тесты и специально разработанные опросники (анкеты), которые позволяют получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Наиболее разработанным и распространенным психологическим инструментом следует признать метод тестирования. Все тестовые методики подразделены на вербальные и невербальные. Также различают тесты-опросники, тесты-задания, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты креативности, тесты личностные и достижений.

Проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой.

Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях человека – в творчестве, интерпретации событий, высказываниях – важную роль играют скрытые, неосознаваемые побуждения, переживания. Различают несколько групп проективных методов: ассоциативные, интерпретационные, конструктивные, аддитивные, импрессивные, экспрессивные, катартические. Наиболее известными проективными методиками являются: тесты Роршаха, Люшера, Розенцвейга.

Широко распространены методы с использованием рисунков.

Метод моделирования является одним из способов углубленного познания сложных психических объектов, изучения искусственной модели исследуемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено.

Научные знания в психологии могут быть получены разнообразными способами: обзорно-аналитическим исследованием, теоретическим, эмпирическим, методическим, экспериментальным. Эффективность психологического исследования существенно зависит от его правильной и своевременной организации, грамотной подготовки, профессионального проведения.

Выделяют обзорно-аналитические исследования, предполагающие всестороннее изучение литературы по теме с последующим систематическим анализом проработанного материала. Теоретические исследования должны содержать собственные теоретические предложения автора по поставленной теме. Эмпирические исследования основаны на реальных достоверных фактах – фиксируются, описываются, анализируются данные наблюдений и делаются выводы из обнаруженного.

Методически исследования направлены на разработку, обоснование и проверку на практике фактов по критериям надежности, валидности, точности и однозначности новых методик. Экспериментальные исследования направлены на проверку научных гипотез и являются наиболее достоверными и надежными.

При проведении исследования определяется в первую очередь проблема исследования, т.е. вопрос, который не решен должным образом в науке. Далее следует определение цели, т.е. какие результаты в ходе исследования можно получить. В связи с этим определяется объект исследования (на котором проводится научное исследование), формулируется гипотеза (научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства).

Как правило, в процесс исследования включают: этап констатации, позволяющий определить и получить психологические данные, которые необходимы для дальнейшего исследования; этап формирования, предполагающий выявление закономерностей развития в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого. Контрольный этап исследования предполагает проверку результатов проведенного эксперимента. Далее производится обработка, анализ результатов и проверка их соответствия выдвинутой гипотезе.

Этапы психологического исследования:

  1. Подготовительный этап включает формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования;

  2. собственно исследование – эмпирическая проверка гипотезы;

  3. обработка данных эмпирического исследования – их количественный и качественный анализ;

  4. интерпретация полученных результатов – соотнесение эмпирических данных с исходной гипотезой, позволяющее сделать выводы о достоверности последней.

Исследования смешанных методов – Ассоциация психологических наук – APS

Традиционно существует три направления методологии: количественные (числовые данные), качественные (данные наблюдений или интервью) и смешанные методы (с использованием обоих типов данных). Психология в значительной степени полагается на количественный анализ данных, но может выиграть от объединения преимуществ как количественных, так и качественных методологий в одну связную структуру. Смешанные методы (MM) идеально сочетают в себе преимущества обоих методов (Johnson, Onwuegbuzie, & Turner, 2007): количественный анализ использует описательную и логическую статистику, в то время как качественный анализ дает выразительные данные, которые предоставляют описательные детали (часто в описательной форме) для изучения исследовательские задачи исследования. В то время как количественные данные могут быть собраны с помощью таких мер, как самоотчеты и физиологические тесты, качественные данные собираются с помощью фокус-групп, структурированных или полуструктурированных интервью и других форм (Creswell, 2013).

Гипотезы ММ отличаются от чисто количественных или качественных исследовательских вопросов. Необходимо объединить не только количественные и качественные данные, но и гипотезы. Практики ММ продвигают разработку основанного на теории набора из трех гипотез. Гипотезы должны быть выдвинуты априори и представлять собой как логические, так и последовательные исследовательские вопросы (дополнительную информацию см. в Onwuegbuzie & Leech, 2006). Специалисты рекомендуют исследователям строить три отдельных типа гипотез для исследовательского проекта ММ. Гипотез может быть более трех, но должна быть хотя бы одна гипотеза каждого типа. Первая гипотеза должна быть количественной, а вторая — качественной. Третьей гипотезой будет гипотеза ММ.

Интеграция этих данных часто сложна, даже если для этого есть серьезное теоретическое обоснование. Интеграция данных происходит, когда количественные и качественные данные объединяются в наборе данных. Для этого существует несколько способов, включая триангуляцию, следование по цепочке и матрицу смешанных методов (см. краткий обзор O’Cathain, Murphy, & Nicholl, 2010). Тем не менее, понимание общих причин использования MM и того, как наилучшим образом комбинировать подходы на практике, может помочь уменьшить проблему интеграции данных MM (Bryman, 2006).

Типы исследований ММ
  • Существуют десятки дизайнов ММ, но для целей этой статьи будут представлены шесть дизайнов ММ:
  • Метод последовательного пояснения
    использует две разные точки времени сбора данных; количественные данные собираются в первую очередь, а качественные – в последнюю очередь.
  • Последовательный исследовательский план лучше всего подходит для проверки возникающей теории, поскольку оба типа данных интерпретируются на этапе интеграции данных.
  • Последовательный преобразующий подход не отдает предпочтение последовательности сбора данных и делает упор на теорию.
  • Параллельная триангуляция — идеальный метод для исследований перекрестной проверки, имеющий только одну точку сбора данных.
  • Параллельный вложенный дизайн лучше всего использовать для получения информации о малоизученных явлениях.
  • Параллельный преобразующий подход основывается на теории и позволяет исследователю исследовать явления на нескольких различных уровнях.

Сильные стороны и проблемы исследований ММ

Подход ММ полезен тем, что позволяет проводить углубленные исследования и, при использовании дополнительных ММ, обеспечивает более содержательную интерпретацию изучаемых данных и явлений (Теддли и Ташаккори, 2003). Еще одной сильной стороной ММ является динамика между качественной и количественной частями исследования. Если дизайн спланирован надлежащим образом, каждый тип данных может отражать результаты другого, поэтому методология может быть полезна для многих типов исследований. Однако интерпретация данных с использованием структуры ММ может быть сложной и трудоемкой, учитывая, что данные и интерпретации часто являются абстрактными. Кроме того, проведение исследований ММ требует обучения и овладения методологией, поэтому исследователям, традиционно использующим только количественные или качественные методы, может потребоваться обучение. Придерживаясь теоретических и доказательных моделей, вы сможете лучше понять и интерпретировать данные.

Качественный анализ данных

Качественное кодирование — это многоэтапный процесс, включающий различные виды анализа в зависимости от характера ваших данных. Кодовые книги важны до, во время и после качественного кодирования из-за подробного характера качественных данных. Также важно знать ваши ожидаемые коды и темы, чтобы способствовать межэтнической надежности (Hruschka et al., 2004). Ожидаемые коды основаны на теоретической основе вашего проекта. Я предлагаю включить ожидаемые коды и темы в ваши кодовые книги. Как упоминалось ранее, исследовательские проекты с использованием этого типа данных могут сильно различаться, но в целом ниже представлена ​​схема проведения тематического анализа данных: знать свои данные вдоль и поперек, генерировать коды, искать темы и просматривать темы. с исследовательской группой (Braun & Clarke, 2006). Для получения более подробных инструкций по проведению качественного анализа, пожалуйста, обратитесь к статье в студенческой тетради за прошлый месяц (Heydarian, 2016).

Извлеченные уроки

С самого начала исследователь или исследовательская группа должны иметь четкое представление о своих ресурсах, плюсах и минусах каждого метода. Исследователи также должны быть гибкими. Я заинтересован в изучении факторов, влияющих на поиск медицинской информации в Интернете. Чтобы исследовать эту тему, я разработал онлайн-исследование, состоящее из двух частей. Информация, полученная из качественных подсказок, была использована для разработки шкалы, измеряющей
поведения, связанного с поиском информации о здоровье в Интернете. В первом исследовании использовалась ММ, а сбор данных происходил на Amazon Mechanical Turk, торговой площадке, где исследователи могут размещать свои доступные исследования. Потенциальным участникам платят небольшую плату, а сбор данных обычно завершается менее чем за неделю. Я рассчитывал провести масштабное кодирование — тип качественного кодирования, который оценивает выделение контента, — но вместо этого мне пришлось выбрать более подходящий тип кодирования, поскольку участники давали очень краткие ответы.

В заключение, план вашего исследования (количественного, качественного или ММ) должен соответствовать вашему обучению и целям вашего исследования. MM может вывести ваши исследования на новый уровень, объединив сильные стороны количественных и качественных методологий.

Предложения по проведению исследований в области ММ

Уметь проводить исследования в области ММ, используя новейшие методики, программное обеспечение, учебники и руководства.

Думайте «нестандартно» и рассмотрите другие подходы к анализу данных, которые не используются в вашей области.

Выберите план исследования, который лучше всего соответствует гипотезам, и узнайте допущения и ограничения этого плана.

Включите рисунки и таблицы в свою качественную кодовую книгу, чтобы углубить концептуализацию для кодировщиков и предоставить несколько примеров уже закодированных данных, чтобы предоставить подробные инструкции.

Создайте и используйте сводные отчеты для каждого участника, чтобы помочь с абстрактной частью анализа. Сводные утверждения должны состоять из нескольких предложений, которые описывают заявление участника и дают общее представление об имеющейся качественной информации.

Ссылки

Браун В. и Кларк В. (2006). Использование тематического анализа в психологии. Качественные исследования в психологии, 3 , 77–101. doi: 10.1191/1478088706qp063oa

Брайман, А. (2006). Интеграция количественных и качественных исследований: как это делается? Качественные исследования, 6 , 97–113. doi: 10.1177/1468794106058877

Creswell, JW (2013). Дизайн исследования: качественные, количественные и смешанные методы . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Гейдарян, Н. (2016). Разработка теории с подходом обоснованной теории и тематическим анализом. Наблюдатель, 29(4) , 38–39.

Хрушка, Д. Дж., Шварц, Д., Джон, Д. К. С., Пиконе-Декаро, Э., Дженкинс, Р. А., и Кэри, Дж. В. (2004). Надежность кодирования открытых данных: уроки, извлеченные из поведенческих исследований ВИЧ. Полевые методы, 16 , 307–331. doi: 10.1177/1525822X04266540

Джонсон, Р. Б., Онвуэгбузи, А. Дж., и Тернер, Л. А. (2007). К определению смешанных методов исследования. Journal of Mixed Methods Research, 1 , 112–133. doi:10.1177/1558689806298224

О’Кэтейн, А., Мерфи, Э., и Николл, Дж. (2010). Три метода интеграции данных в исследованиях смешанных методов. БМЖ, 341 , c4587. doi:10.1136/bmj.c4587

Onwuegbuzie, AJ, & Leech, NL (2006). Связь вопросов исследования с процедурами анализа данных смешанного метода 1. Качественный отчет, 11 , 474–498.

Теддли, К., и Ташаккори, А. (2003). Основные проблемы и противоречия в использовании смешанных методов в социальных науках и науках о поведении. В А. Ташаккори и К. Теддли (ред.), Справочник по смешанным методам социальных и поведенческих исследований (стр. 3–50). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Собираем вместе: психологические исследования

Цели обучения

В этом модуле вы научились

  • определять и применять научный метод в психологии
  • описать сильные и слабые стороны описательных, экспериментальных и корреляционных исследований
  • определить основные элементы статистического исследования

Психологи используют научный метод для изучения человеческого поведения и психических процессов. Некоторые из методов, о которых вы узнали, включают описательный, экспериментальный и корреляционный дизайн исследования.

Смотреть

Вы можете просмотреть стенограмму «Психологического исследования: Ускоренный курс психологии № 2» здесь (откроется в новом окне).

Практический пример: подробный анализ конкретного человека, группы, бизнеса, события и т. д. Этот подход обычно используется для получения дополнительной информации о редких примерах с целью описания этого конкретного явления.

  • Тед Банди был одним из самых известных серийных убийц Америки, который убил не менее 30 женщин и был казнен в 1989 году. Доктор Эл Карлайл оценивал Банди, когда он был впервые арестован, и провел психологический анализ развития Банди его сексуальных фантазий, сливающихся в реальность (Рамсланд, 2012). Карлайл считает, что его действиями руководила постепенная эволюция трех процессов: фантазии, диссоциации и разделения (Рамсланд, 2012). Читать   Воображая Теда Банди  (http://goo.gl/rGqcUv) для получения дополнительной информации об этом тематическом исследовании.

Натуралистическое наблюдение : исследователь ненавязчиво собирает информацию без ведома участника.

  • Дрейн и Энгельхардт (2013) наблюдали за шестью невербальными детьми с вызванными и спонтанными коммуникативными актами при аутизме. Каждый из детей посещал школу для детей с аутизмом и был в разных классах. За ними наблюдали в течение 30 минут каждого учебного дня. Наблюдая за этими детьми без их ведома, они смогли увидеть настоящие коммуникативные акты без каких-либо внешних воздействий.

Опрос : участников просят предоставить информацию или ответы на вопросы об опросе или оценке конструкции.

  • Педагоги-психологи могут попросить учащихся сообщить средний балл их успеваемости и то, что они едят на завтрак в среднем за день. Здоровый завтрак связан с лучшей успеваемостью (Digangi’s 1999).

Архивные исследования: исследователей изучают данные, которые уже были собраны для других целей.

  • Андерсон (1987) пытался найти взаимосвязь между некомфортно высокой температурой и агрессивным поведением, что затем было рассмотрено в двух исследованиях, посвященных насильственным и ненасильственным преступлениям. На основании предыдущего исследования, проведенного Андерсоном и Андерсоном (1984), было предсказано, что насильственные преступления будут более распространены в более жаркое время года и в те годы, когда погода была более жаркой в ​​целом. Исследование подтвердило этот прогноз.

Продольное исследование: исследователи   набирают выборку участников и отслеживают их в течение длительного периода времени.

  • При исследовании репрезентативной выборки из 856 детей Эрон и его коллеги (1972) обнаружили, что воздействие насилия в СМИ на мальчика в возрасте восьми лет было в значительной степени связано с его агрессивным поведением десять лет спустя, после того, как он окончил среднюю школу.

Поперечное исследование: исследователей собирают участников из разных групп (обычно разного возраста) и ищут различия между группами.

  • В 1996 году Рассел провел опрос людей разных возрастных групп и обнаружил, что люди в возрасте 20 лет чаще сообщают о том, что они более одиноки, чем люди в возрасте 70 лет.

Корреляционный дизайн: измеряются две разные переменные, чтобы определить, существует ли между ними взаимосвязь.

  • Торнхилл и др. (2003) попросили людей оценить, насколько физически привлекательными они считают других людей. Затем они попросили их отдельно понюхать футболки, которые носили эти люди (не зная, какая одежда кому принадлежала), и оценить, насколько хорошим или плохим был запах их тела. Они обнаружили, что чем более привлекательным был кто-то, тем приятнее оценивался запах его тела.

Эксперимент: исследователей создают контролируемую среду, в которой они могут осторожно манипулировать хотя бы одной переменной, чтобы проверить ее влияние на другую.

Добавить комментарий