Механическая память в психологии это: что это такое, характеристика, отличия от логической, диагностика и развитие

Механическая память это способ запоминания и когда он эффективен

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте сегодня поговорим о той способности, которую мы часто недооцениваем, но без каковой сложно представить нормальное существование человека. Речь пойдет о памяти. Признайтесь, что вы редко задумываетесь, как это важно – запоминать информацию. А еще реже кто-то рассуждает о том, что есть разные виды памяти. Между прочим, знакомство с ними может быть очень полезным. Например, есть возможность научиться использовать человеческую способность запоминать информацию максимально эффективно. Знаете ли вы, что такое механическая память, в чем ее особенности и недостатки? Я хочу вам об этом рассказать.

Термин


В психологии, механическая память — это способность запоминать информацию в том же виде, в котором она преподносится. И речь не только о словах. Что это значит? Можно и упражнения заучивать механическим образом, то есть, просто повторять раз за разом, ровно в том же виде, как они были восприняты. Казалось бы, что в этом плохого? 

Однако особенности термина легче понять, если посмотреть на это с точки зрения вербальной информации. По сути, речь идет о зазубривании, к которому мы нередко прибегали в школе. Смысл тогда уходит на второй план, а человек концентрируется чисто на воспроизведении слов в той же последовательности, как он их прочитал или услышал. Есть немало техник и упражнений, которые помогают заучивать материал. Познакомиться с ними можно в книге «Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!» 

Память, основанная на механическом повторении, не может считаться осмысленной. И в этом ее недостаток. Человек может вызубрить наизусть книгу, но так и не понимать, о чем в ней говорится. А в результате польза от такого запоминания очень сомнительная. 

Хотя не стоит преуменьшать его значимость. А осознать его приходится невольно, когда наблюдаются нарушения механической памяти. Например, есть такое явление, как гипомнезия. Если говорить простыми словами, человек не может запомнить элементарные вещи, но при этом логическое запоминание работает. Часто это происходит на фоне хронической усталости, и тогда явление носит краткосрочный характер. Но иногда гипомнезия свидетельствует о необратимых процессах в головном мозге. И в таком случае состояние будет только ухудшаться.

Применение


Когда же мы пользуемся таким способом запоминания информации? Конечно, вернемся в детство и в юность – школа, институт. Именно в годы обучения приходится многое зубрить наизусть. 

 

Исходя из определения, процесс запоминания в том и заключается, чтобы просто механически раз за разом повторять одно и то же. Яркий тому пример – как школьник учит стихотворение. Именно в годы обучения и наблюдается преобладание механической памяти. А вот во взрослом возрасте все бывает совсем по-другому. Так, если человек решил совершенствоваться в профессии, получает новые знания, он не будет зазубривать их. Ему важно все понимать, чтобы применять с пользой для дела.  

Памятуя о том, что такое запоминание происходит без осознания смысловой нагрузки, можно задаться вопросом, а когда от него бывает положительный эффект? И можно привести примеры, когда именно механическая память незаменима. Она спасает при изучении иностранного языка. Пока в мозгу не отпечатается связь между слуховым и зрительным восприятием чужеземных слов и их смыслом, ничего не остается, кроме как уповать на механическое зазубривание. 

То же самое можно сказать и об изучении сложных терминов. Сначала их приходится выучивать наизусть, не увязывая в логическую цепочку и не осознавая смысловую нагрузку. И только со временем возникает понимание. 

Когда мы сознательно чему-то обучаемся, речь идет о произвольной памяти. Ведь есть вещи, которые отпечатываются в сознании совершенно неосознанно. А если говорить о произвольном заучивании, то можно и нужно привлекать самые разные методы, чтобы информация сохранилась надолго, и ею можно было эффективно пользоваться. 

Как выучить на годы


Что делать, если нужно действительно эффективно запомнить сведения, а не пересказать половину учебника на экзамене, чтобы буквально на следующий день все забыть? 

Для этого необходимо вспомнить, что существует множество видов памяти. Так, по длительности запоминания можно разделить их на две широкие группы – кратковременная и долгосрочная. Вполне логично, если нам нужно, чтобы информация отложилась на годы, необходимо воспользоваться методиками, которые помогут запомнить сведения надолго. 

Исследования показывают, что механическая зубрежка способна выручить, если нужно сегодня сдать стих. А завтра он уже может вылететь из головы. Это и есть так называемая кратковременная или же непосредственная память. Однако ее объем ограничен. Отличается она слабой обработкой сведений. 

Если же нужно, чтобы информация перешла в условный долгосрочный отдел, тогда придется повторять и повторять ее изо дня в день. Или же воспользоваться образной либо логической памятью. Со второй все ясно – нужно перерабатывать информацию, осмысливая ее, выделяя основные компоненты, систематизируя. Потом человек способен выдать данные другими словами, потому что он в полной степени понимает, о чем говорит, а не повторяет механически слово за словом.  

А вот образный метод запоминания куда интереснее. По сути, человек ищет для себя ассоциацию, образ – например, картинку, схему или график. Но могут задействоваться самые разные пути – зрительный, слуховой, двигательный, обонятельный, осязательный и даже эмоциональный. 

Хотя бы немного понимая, как работает память, вам будет легче заниматься ее развитием. А делать это никогда не поздно! В любом возрасте можно и нужно тренировать свои способности к запоминанию. Надеюсь, что моя статья будет в этом подспорьем. 

Делитесь материалами сайта с друзьями, задавайте вопросы! Я всегда рада помочь!

Механизмы памяти

30.09.2011

Память — это психический процесс, включающий в себя:

  • запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
  • сохранение в памяти того, что было запомнено;
  • воспроизведение запомненного;
  • узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте.

Обычно различаются четыре вида памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестезических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток.

Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от того оно отчетливо, в деталях, прочно запечатлится в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно вьполненного действия.

Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересныи, так а как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

Известные в психологии механизмы памяти делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движенрш, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.

Повторение известно с древности. В народе давно бытует крылатое выражение: «Повторение — мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

Повторение — самый распространенный механизм запоминания.
Здесь нужно знать следующие правила:

  • большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;
  • число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
  • повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная (оперативная) память, следует активнее включить свою внутреннюю речь. Предположим, Вам надо запомнить ряд цифр из плана (документа). При этом необходимо удержать информацию более, чем на несколько секунд. Без повторения здесь никто не обходится. Это закон запоминания. Процесс повторения как бы подхватывает слабый, стирающийся след сигнала (информации) и освежает его, закрепляет в памяти. Таким образом, чтобы запомнить большой по объему материал, его надо повторять.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.

Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.

Так, возраст 18~25 лет отличается высоким развитием мышления и памяти и относительно низким уровнем внимания. Для людей 26-29-ти летнего возраста характерны низкое развитие мышления и памяти и высокое развитие внимания. К 30-33 годам отмечается улучшение всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти. В дальнейшем у многих наблюдается заметный спад в этих функциях. И это вызывает у людей стрессовые переживания. Однако если люди активно вовлечены в деятельность, то этого спада может практически и не быть. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а наоборот развивается.

На основании исследований психологов и обобщения жизненного опыта можно сказать, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков.

Ключевые слова: Память

Источник: Ладанов И.

Д., Практический менеджмент

Материалы по теме

Внимание и память

Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1

Память животных

Вейн А.М., Память человека

Воспитание памяти

Теплов Б.М., Психология

Определение и общая характеристика памяти

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Мнемические процессы

Милорадова Н.Г., Психология и педагогика

Формы памяти

Вейн А. М., Память человека

Свойства и виды памяти

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

5 типов воспоминаний| Психология

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на пять типов воспоминаний. Типы: 1. Личная и безличная память 2. Ролевая и логическая память 3. Привычная и чистая память 4. Непосредственная и постоянная память 5. Непосредственная и постоянная память.

Тип № 1.

Личная и Безличная Память:

В личной памяти мы помним не только факты, полученные в прошлом, но и различные другие личные переживания, связанные с ними. Когда вы вспоминаете свой первый опыт студенческой жизни и общение с выдающимися профессорами, вы вспоминаете многие подробности своей личной жизни.

РЕКЛАМА:

Это личная память. Но в безличной памяти вспоминается только факт, а не вместе с другими личными подробностями. Когда вы вспоминаете пятую теорему Евклида, вы не вспоминаете о конкретных случаях, связанных с процессом ее познания. Итак, это безличная память.

Тип № 2.

Ролевая и логическая память:

Механическое повторение и опыт без осмысленного понимания называется механической памятью. Это зубрежка. Это не предполагает понимания или ассимиляции. Мальчик машинально повторяет стихотворение снова и снова и запоминает его. Это механическая память.

Логическая память зависит от разумного понимания или усвоения. Оно не зависит от простого повторения. Мальчик хорошо понимает теорему геометрии и читает ее несколько раз. Он может легко сохранить и воспроизвести его в соответствующих случаях. Это логическая память. Ролевая память – это дословное запоминание изученного материала. Логическая память – это память на смысл изученного материала.

Тип № 3.

РЕКЛАМА:

Привычка и чистая память:

Различие Бергсона между «памятью привычки и чистой памятью» аналогично различию между механической памятью и логической памятью. Он считает, что привычка — это функция тела, а память — функция ума. Когда мы заучиваем какой-то материал (например, стихотворение) путем механического повторения, мы просто формируем привычку повторять определенные группы слов.

Воспроизводя стихотворение, мы не вспоминаем прошлый опыт, а просто механически повторяем его. Бергсон относит «привычную память» к телу и «чистую память» к уму. Привычная память является результатом словесных повторений. Он заключается в механическом формировании привычки.

Настоящая память зависит от ассоциации и интереса. Привычная память — это механическая память. Истинная память — это логическая память. Старая педагогика подчеркивала привычку памяти. Современная педагогика делает упор на истинную память.

Истинная память не может быть сведена к нейронной привычке, поскольку она не зависит от повторения одного и того же вопроса и зависит от ее значения и отношения к цели субъекта. Очень интересную сцену или очаровательную песню можно запомнить, даже если она была воспринята один раз.

Когда мы запоминаем стихотворение, истинная память преобладает над нейронной привычкой, которая формируется нейронными ассоциациями. Но истинная память зависит от умственных ассоциаций.

Тип № 4.

Прямая и постоянная память:

Выученный материал можно вспомнить сразу после его изучения. Или его можно будет отозвать по прошествии времени. Память сразу после обучения называется непосредственной памятью. Память по прошествии определенного времени и обучения называется постоянной памятью. Элемент забывания в этот период может уничтожить большую часть выученного материала.

Чем дольше проходит время, тем сильнее забывание. Непосредственная память увеличивается с возрастом. Ребенок никогда не достигает уровня взрослого. Непосредственная память прогрессирует медленными темпами вплоть до подросткового периода, т. е. до 14 лет. Он очень быстро прогрессирует в подростковом возрасте, то есть между 14 и 18 годами.

РЕКЛАМА:

Индивидуум достигает максимального предела непосредственной памяти к 25 годам. Немедленная память зависит от закона персеверации. Благодаря действию этого закона переживание имеет тенденцию автоматически воспроизводиться или всплывать в сознание.

Настойчивость – это тенденция подсознательных следов, возникающих при изучении материала, подниматься до уровня сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна или нейрограммы. Норман связывает настойчивость с нейронным облегчением.

Тайна настойчивости еще не разгадана. Персеверация — это тенденция подсознательного следа, полученного при изучении материала, подниматься до уровня сознания. Или это спонтанная реактивация нейронного паттерна нейрограммы. Вероятно, это связано с нейронным облегчением.

Тайна настойчивости еще не разгадана. Взрослый уделяет пристальное внимание изученному материалу. Так настойчивость становится сильнее, и он приобретает большую непосредственную память. Постоянная память зависит от законов ассоциации. Чем больше выученный материал связан с другими представлениями в уме и вплетен в систему знаний, тем больше постоянство памяти.

Тип # 5.

Активная и пассивная память:

Когда прошлый опыт вспыхивает в нашей памяти без усилия воли, наша память пассивна или спонтанна. Вид спелого манго напоминает нам о его сладком вкусе. Вид вкусного блюда напоминает нам о его вкусе. Это примеры пассивной памяти.

Но когда мы вспоминаем прошлый опыт усилием воли, наша память активна. Активная память называется воспоминанием. Мы пытаемся вспомнить забытое имя усилием воли и, наконец, умудряемся вспомнить его. Это активная память.

Воспоминаниям способствует фиксация идей и контроль внушающих сил. Фиксация идей означает концентрацию внимания на частично оживших образах для их полного оживления. Если вы сосредоточите свое внимание на идее Акбара, большая часть ваших знаний о нем возродится.

И вы должны контролировать внушающие силы, обращая внимание на идеи, связанные с идеями, которые нужно возродить. Вы должны думать об Акбаре как о военачальнике, политическом администраторе и стороннике религии. Тогда вы вспомните все соответствующие представления о нем.

Главная ››

Механика памяти | Encyclopedia.com

Память — это способность сохранять и вспоминать личный опыт, информацию и различные навыки и привычки. Хотя память легко определить, исследователи не пришли к единому мнению относительно того, как она работает, и ученые еще не создали модель реальной механики памяти, которая согласовывалась бы с субъективной природой сознания.

Доктор Дэниел Л. Шактер, профессор психологии из Гарварда и специалист по памяти, утверждает, что субъективность в процессе запоминания включает по крайней мере три важных аспекта: влияние личности; воспоминания часто сопровождаются эмоциями и чувствами; и фактический акт запоминания чего-либо обычно включает в себя сознательное осознание памяти.

В двадцать первом веке некоторые ученые предпочитают сравнивать мозг с компьютером и памятью как программами, закодированными в системе. Бихевиористы утверждают, что воспоминания и мыслительный процесс в целом являются продуктами усвоенного поведения.

Многие исследователи уже давно заметили, что чем более травматичен опыт, тем больше шансов, что человек вспомнит его позже. Нейробиологи указывают на многочисленные текущие исследования, которые показывают, что память включает в себя набор закодированных нейронных связей, которые могут возникать в нескольких частях мозга. Чем мощнее образы, сопровождающие событие, тем сильнее стимулируется мозг и, скорее всего, это становится частью долговременной памяти.

Хотя ученым еще предстоит понять, как на самом деле работает память, опрос психологов, проведенный в 1996 году, показал, что 84 процента из них считают, что каждый опыт, который человек переживает на протяжении всей своей жизни, хранится в уме. Однако многие современные исследования показывают, что это не так. Растущее количество исследований памяти показывает, что каждый момент каждого бита сенсорных данных, переживаемых людьми в ходе их нормального повседневного жизненного процесса, не сохраняется мозгом и не может быть вызван в будущем. Вместо того, чтобы мозг служил своего рода хранилищем для полной аудио- или видеозаписи всего, что когда-либо происходило с человеком, единственные воспоминания, которые хранятся, — это биты и фрагменты более значимых переживаний, которые каким-то образом закодированы в инграммах внутри мозга. нейронная сеть головного мозга. Процесс памяти включает в себя акт сознания, который извлекает значимое или эмоциональное событие в виде эпизодического монтажа или коллажа изображений, а не полное воспоминание сенсорных данных.

Ученые считают, что долговременная память требует обширного кодирования во внутренней части височных долей мозга. Большинство воспоминаний утеряно, потому что они так и не были успешно закодированы. Сильное кодирование воспоминаний может зависеть от интересов, восприятия и потребностей человека. Размышление и разговор о переживании в то время, когда оно произошло, также помогут в кодировании, которое можно будет вспомнить позднее.

Ученые считают, что они, возможно, открыли биологическую причину, по которой два человека, ставшие свидетелями одного и того же события, могут через несколько лет иметь разные воспоминания о том, что произошло на самом деле. Согласно исследованию, проведенному в Центре нейронных наук Нью-Йоркского университета доктором. Карим Надер и Гленн Шейф, каждый раз, когда человек вспоминает старые воспоминания и осознает их, мозг заново собирает их, обновляет и производит новые белки, прежде чем поместить память обратно в долгосрочное хранилище. Доктор Дэниел Л. Шактер отметил, что исследования Надера и Шафа предложили первое хорошее нейробиологическое объяснение метода обновления воспоминаний. Шактер добавил, что ошибочно полагать, что однажды записанное мозгом воспоминание остается фиксированным навсегда.

Некоторые ученые предположили, что существующие старые воспоминания могут в конечном итоге быть стерты в мозгу в результате процесса, включающего генерацию новых нейронов. Удаление некоторых воспоминаний, чтобы освободить место для новых, может быть важно для сохранения более свежих воспоминаний и информации. Джо Циен и его коллеги с факультета молекулярной биологии Принстонского университета сообщили об открытии того факта, что генерация новых нейронов важна для процесса очистки памяти, и предположили, что хронические нарушения процесса очистки могут способствовать расстройству памяти, связанному с болезнью Альцгеймера. .

Хотя в многочисленных анекдотических сообщениях утверждается, что сны являются жизненно важным элементом в процессе кодирования информации, поглощаемой в часы бодрствования, в качестве воспоминаний, доктор Джером Сигел, нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, опубликовал свои выводы об обратном в 2002. Он утверждал, что нет убедительных доказательств того, что сны необходимы для консолидации воспоминаний. Кроме того, Сигел оспорил гипотезу о том, что предотвращение сна с быстрыми движениями глаз блокирует формирование памяти.

Некоторые исследования памяти показывают, что люди часто строят свои воспоминания постфактум и что они могут быть восприимчивы к предположениям других относительно «истины» того, что произошло на самом деле. Следовательно, можно создать ложных воспоминаний в умах некоторых людей, предполагая, что с ними произошли определенные события, когда на самом деле таких обстоятельств никогда не было.

Тесно связана с ложными воспоминаниями, которые могут быть внедрены в сознание некоторых людей, амнезия источника, при которой люди точно вспоминают событие, но забывают источник воспоминаний. Люди могут помнить подробности ужасной метели, которую их бабушка и дедушка так живо рассказывали им, когда они были детьми, что позже они включают опыт своих бабушек и дедушек как часть своих собственных воспоминаний и рассказывают эту историю другим, как будто это произошло с ними. Точно так же дети, видящие драматические изображения лишений или бедствий в театрах или на экранах телевизоров, могут во взрослом возрасте помнить эти изображения как свои собственные воспоминания о пережитых трудных временах. Научные исследования показывают, что такие воспоминания о воспоминании, произошедшем с кем-то другим, являются обычным явлением, и предполагают, что память о событии не является самой надежной записью того, что произошло на самом деле.

Исследователи памяти, такие как Schacter, перечисляют несколько типов систем памяти. Семантическая память раскрывает концептуальную и фактическую информацию, хранящуюся в мозгу. Процедурная память — это способность вспоминать, которая позволяет осваивать новые навыки и сохранять привычки. Эпизодическая память — это способность вспоминать те личные переживания, которые определяют жизнь и индивидуальность человека.

Кроме того, ученые признают полевую память, процесс воспоминания, при котором человек, как во сне, видит себя в сцене. Воспоминания наблюдателя — это те воспоминания, в которых воспоминание воспринимается собственными глазами.

Исследователи еще Зигмунда Фрейда (1856–1939) предположили, что тот факт, что так много воспоминаний кажутся полевыми воспоминаниями, является дополнительным свидетельством того, что для многих людей процесс припоминания определенного воспоминания может быть в значительной степени реконструктивным. Фрейд также известен своей теорией вытеснения памяти, в которой он утверждал, что неприятные воспоминания, особенно связанные с сексуальным насилием или плохим поведением, оттесняются или подавляются психикой человека. Такое подавление могло в последующие годы привести к фобиям или неврозам, которые можно было бы вылечить с помощью психоанализа.

В 2001 году Майкл Андерсон, психолог из Орегонского университета, провел эксперимент по подавлению памяти со студентами колледжа. По словам Мартина Конвея, психолога из Бристольского университета в Англии, исследование подтвердило теорию Фрейда о способности разума подавлять мысли, особенно болезненные или тревожные. Дополнительные данные, полученные в Орегонском университете, выявили результаты исследования детей, которые показали, что они с меньшей вероятностью вспоминали жестокое обращение со стороны своих родителей или опекунов, чем со стороны незнакомца, вполне вероятно, потому что детям приходилось забывать, чтобы справиться с жестоким обращением. их повседневная жизнь.


Углубление

Эшкрафт, Марк Х. Человеческая память и познание. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing, 1994.

Лофтус, Элизабет Ф. Память: неожиданное новое понимание того, как мы помним и почему мы забываем. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing, 1980.

«Новые воспоминания стирают старые, генерируя новые нейроны», UniSci — Daily University Science News. , 6 декабря 2001 г. [Онлайн] http://unisci.com/stories/20014/1206014.htm.

Пинкер, Стивен. Как работает разум. Нью-Йорк: WW Norton, 1999.

Шактер, Дэниел Л. В поисках памяти — мозг, разум и прошлое. New York: Basic Books, 1996.


Ложные воспоминания

Легкость создания ложных воспоминаний была продемонстрирована в эксперименте, проведенном в 2001 году исследователями памяти Вашингтонского университета Джеки Э. Пикрелл и доктором Элизабет Ф. Лофтус. Около трети из 120 испытуемых, участвовавших в эксперименте, которые увидели фальшивую рекламу с изображением Багза Банни в Диснейленде, позже сказали, что они также встречались с мультипликационным персонажем, когда посещали Диснейленд, и даже пожали ему руку. Такой сценарий никогда не мог бы произойти в реальной жизни, потому что Багз Банни — мультяшный персонаж, принадлежащий Warner Brothers, и его нельзя увидеть гуляющим по Диснейленду с такими мультяшными творениями, как Микки Маус и Дональд Дак.

Пикрелл, докторант психологии, заявил, что исследование показывает, насколько легко могут быть созданы ложные воспоминания и насколько уязвима и податлива память. Эксперимент также продемонстрировал, как люди могут создавать многие из своих автобиографических отсылок и воспоминаний. Даже ностальгическая реклама, используемая многими коммерческими компаниями, может побудить людей вспомнить опыт, которого у них никогда не было.

Лофтус, профессор психологии и адъюнкт-профессор права Вашингтонского университета, начала свои исследования искажений памяти в 1970-е годы. Когда она написала статью о создании ложных воспоминаний для сентябрьского номера журнала Scientific American за 1997 год, Лофтус и ее студенты провели более 200 экспериментов, задокументировав, как воздействие дезинформации может вызвать искажение памяти. Лофтус и ее коллеги обнаружили, что воспоминания легче модифицировать, когда между событием и воспоминанием прошло значительное количество времени. Исследователи также обнаружили, что у людей, которые были свидетелями определенного события, такого как автомобильная авария, могут быть искажены воспоминания, когда они позже столкнутся с новой и вводящей в заблуждение информацией о событии.

Хотя понятно, что детали отдельных воспоминаний могут со временем меняться, Лофтус и ее научный сотрудник Пикрелл решили взяться за задачу и определить, как ложные воспоминания могут внедряться в сознание человека. В ходе серии интервью 29 % из 24 испытуемых заявили, что помнят вымышленное событие, придуманное для них исследователями. В двух последующих интервью 25% продолжали настаивать на том, что это событие произошло с ними на самом деле. «Исследование предоставляет доказательства того, что людей можно по-разному заставить вспомнить свое прошлое, — сказал Лофтус, — и их можно уговорить «вспомнить» целые события, которых никогда не было».

Более 30 лет исследований Лофтус различных процессов памяти привели ее к предположению, что ложные воспоминания часто создаются тремя распространенными способами: уступка социальным или профессиональным требованиям вспомнить определенные события; воображение событий, когда возникают трудности с запоминанием; и их поощряют отказаться от критического мышления в отношении истинности их воспоминаний.

Ложные воспоминания, согласно Лофтус и ее коллегам-исследователям, чаще всего создаются «путем объединения реальных воспоминаний с содержанием внушений, полученных от других». Во время такого процесса люди могут столкнуться с путаницей источников и забыть, какая часть памяти действительна, а какая получена из внешних источников.

В марте 1998 года в отчете по заказу Королевского колледжа психиатров в Англии его собственные члены обвинялись в уничтожении невинных жизней путем внедрения ложных воспоминаний с использованием безответственных методов изучения детских событий пациентов. Согласно отчету, почти 1000 родителей заявили, что их ложно обвинили в сексуальном насилии после того, как их взрослые дети якобы восстановили такие воспоминания о нападениях во время психотерапии.

Доктор Сидней Брэндон, почетный профессор психиатрии Лестерского университета, предупредил своих коллег, что такие случаи предполагаемых восстановленных воспоминаний могут подорвать репутацию всей психиатрии. По словам Брэндона, когда такие воспоминания о жестоком обращении возникают после длительных периодов, иногда десятилетий амнезии, существует высокая вероятность того, что они ложные.

В выпуске журнала Psychological Science за ноябрь 1998 г. д-р С. Дж. Брейнерд и д-р В. Ф. Рейна из Аризонского университета в Тусоне опубликовали свои выводы о том, что многие люди часто больше верят в предполагаемые, ложные воспоминания, чем в настоящие воспоминания. событий. Допросы в полиции и сеансы психотерапии построены вокруг темы, призванной помочь свидетелю или пациенту вспомнить сцены из прошлого. Психоанализ мотивирован задачей раскрытия прошлой травмы и может включать ряд вопросов, которые могут привести пациента к принятию предполагаемой, а не фактической истины. Исследователи заявляют, что когда в таких исследованиях памяти действуют сильные темы, вещи, которые на самом деле не переживались, могут казаться человеку более реальными, чем его или ее реальный опыт.

Углубление

Эшкрафт, Марк Х.

Человеческая память и познание. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing, 1994.

Ассошиэйтед Пресс. «Исследование способности разума подавлять спины Фрейда». The New York Times, , 15 марта 2001 г. [Онлайн] http://www.nytimes.com/2001/03/15/health/16ap-memory.html.

Лофтус, Элизабет Ф. «Создание ложных воспоминаний». Scientific American, , сентябрь 1997 г., стр. 71–75.

——. Память: неожиданное новое понимание того, как мы Помните и почему мы забываем. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing, 1980.

Лофтус, Элизабет Ф. и Кэтрин Кетчем. Миф о подавленной памяти. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1994.

«Новые воспоминания стирают старые, генерируя новые нейроны». UniSci — Daily University Science News, , 6 декабря 2001 г. [Онлайн] http://unisci.com/stories/20014/1206614.htm.

Пинкер, Стивен. Как работает разум. Нью-Йорк: У. В. Нортон, 19 лет.99.

Шактер, Дэниел Л.

Добавить комментарий