Межролевой конфликт пример: Приведите по одному примеру из внутриролевого, межролевого и личностно-ролевого конфликтов.

Содержание

Приведите по одному примеру из внутриролевого, межролевого и личностно-ролевого конфликтов.

Что такое индивидуальность? ​

как по вашему мнению автор передает описание Эпохи Возрождения в романе д’Артаньян и три мушкетера.​

какие исторические события были описаны автором в романе д’Артаньян и три мушкетера? ​

Кто первый полетел в космос? ​

Что такое семья ? Как она вощникает ?

что такое конституция?​

Прочитайте текст и выполните задания. Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьб … е человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Озаглавьте текст. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

Рассказ на тему «Природные катаклизмы»

Все учёные сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе … , что именно является критерием этого неравенства, их взгляды расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали взять социальные функции, которые выполняют в обществе те или иные социальные слои.На основании текста выделите основные причины стратификации(пожалуйста очень срочно, отдаю все оставшиеся баллы)прошу, если отвечать, то правильно и без жульничества​

Задания 1. Вопрос об одном из прав гражданина РФ Задание 1 9 5 В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряж … аться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». 1. Объясните, Вы понимаете Смысл фразы: «Труд Свободен». 2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы Главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план. 1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома? 2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?

Ролевые конфликты

Очень часто человек при исполнении каких-либо социальных ролей становится участником конфликтной ситуации. Такие конфликты называют ролевыми и их подразделяют на несколько типов.

Примеры ролевых конфликтов

Пример 1

Допустим, руководитель определенного ранга сознает, что организационная роль, которую он выполняет, требует выполнения решительных действий для укрепления дисциплины персонала (например, вынесение взысканий или осуществление прочих штрафных санкций). Однако ему претят подобные действия, что приводит к возникновению внутреннего конфликта.

Пример 2

Выпускник фининститута проводит свою первую ревизию, в ходе которой обнаруживаются крупные злоупотребления. Социальная роль ревизора предписывает требование суда над обнаруженными нарушителями. Однако выпускник имеет натуру чувствительную и жалостливую, поэтому не может решиться на подобные действия. Данный ролевой конфликт в итоге привел к развитию у него тяжелого невроза.

Эти примеры показывают, как субъективное «Я» вступает в конфликт с предписаниями, характерными для выполняемой социальной роли. Подобные конфликты называют личностно-ролевыми.

Пример 3

Женщина, занимающая должность научного сотрудника, увлечена своей деятельностью: исследования, преподавание в ВУЗе, работа над докторской диссертацией. Все это отнимает у нее много времени и сил. В то же время у нее есть семья и она хочет быть хорошей женой и матерью. Однако при одновременной ориентации женщины на профессиональный рост и на семью возникает конфликт между личностными ролями — требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой.

Подобные конфликты именуются межролевыми (иначе — интерролевыми).

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Принцип развития внутриролевых конфликтов

Довольно часто ролевые конфликты являются следствием несовместимости ожиданий, которые предъявляются к личности в процессе выполнения ею конкретной социальной роли.

Пример 4

Рассмотрим ситуацию некоего производственного мастера. С одной стороны он является представителем администрации с точки зрения руководства с цеха. Однако, с точки зрения рабочих этого цеха, он является их представителя перед администрацией. То есть, чтобы успешно выполнять свою социальную роль, мастеру необходимо удовлетворять требования двух этих сторон. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Согласно исследовательским данным, которые были получены с одного петербургского производства, рабочие и руководство цеха используют разные основания при оценивании мастера. По мнению руководителей цеха у лучших мастеров более всего оценивается знание производства, организаторские способности и требовательность. По мнению рабочих, мастер в первую очередь должен оцениваться по таким критериям, как справедливость, спокойствие, доброжелательность, выполнение данных обещаний. Полученные материалы дают наглядную иллюстрацию известной разницы подходов к оцениванию у рабочих и руководящего звена. Рабочие дают оценку, которая является более дифференцированной. Мастер ими оценивается не только по деловым качествам, но и по его отношению к ним самим (Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999).

Когда мастером обнаруживается, что ожидания обеих сторон, которым он должен соответствовать, несовместимы — возникает конфликт, именуемый внутриролевым (иначе — интрололевым).

Последствия ролевых конфликтов

Личность может по разному реагировать на возникший конфликт, в зависимости от собственных индивидуально-психологических особенностей и характера конкретной ситуации. Ролевые конфликты ведут к повышению напряженности личности, что чревато всеми физиологическими и психическими проявлениями, которые присущи этому состоянию. В некоторых случаях подобные ситуации могут привести к заболеванию.

Согласно данным исследований Ериной С. И., которые она проводила на заводе, расположенном в Ярославле, было выявлено две группы мастеров (при помощи специальной шкалы): одна группа имела низкий уровень ролевого конфликта, а вторая — высокий.

По результатам экспертной оценки руководящий состав оценивал мастеров, имеющих низкий уровень ролевого конфликта как более успешных и умеющих справляться с возникающими производственно-технологическими вопросами, а также могущих выстраивать взаимоотношения с рабочими более эффективно на фоне мастеров, имеющих высокий уровень ролевого конфликта. У группы с высоким уровнем конфликта отмечалась пассивность (то есть применение осторожных действий и уход от разрешения возникших проблем), либо, наоборот, агрессивность (она выражается в давлении на более низшие должности, отказ от альтернативных решений проблемы). В итоге у таких мастеров увеличивался уровень тревожности (Ерина С. И. Ролевой конфликт руководителя: стратегии разрешения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2007. № 1 (13)).

Часто для характеристики таких состояний применяется термин «ролевой стресс», что не лишено оснований. Ролевые конфликты приводят к снижению уровня продуктивности, а также удовлетворенности трудом, способствуют увеличению текучести кадров.

Ролевые конфликты являются серьезной организационной проблемой, так как могут привести к негативным последствиям не только для личности, но и для всего предприятия в целом. Для руководителя любого уровня важным направлением деятельности является стремление снизить уровень ролевых конфликтов в своих подразделениях.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Личностно-ролевой конфликт

Сущность понятия «личностно-ролевой конфликт»

Определение 1

Личностно-ролевой конфликт – это ситуация при которой требования социальной роли личности находятся в противоречии с ее интересами и жизненными устремлениями.

В процессе своей деятельности человек выполняет множество ролей и может возникнуть их нестыковка, которая способна перейти во внутриличностный ролевой конфликт. Происходит своеобразное раздвоение личности, вынужденной выполнять социальные роли с противоположными требованиями. Получается, что ролевой конфликт является противоречивой ситуацией, когда люди сталкиваются с различными требованиями и должны выполнять одновременно несколько ролей. Человек в данной ситуации стоит перед сложным выбором.

Замечание 1

В традиционном плане различают два типа ролевых конфликтов — личностно-ролевой конфликт и межролевой конфликт.

Личностно-ролевой – это конфликт между «Я» и ролю. Здесь возникают различия между требованиями роли и тем, как представляет эту роль личность. Проблема возникает тогда, когда личность не способна соответствовать требованиям, предъявляемым к этой роли, или не желает соответствовать ей.

В решении этого вопроса существует два пути – отказаться от выполнения роли или принять эту роль, но изменить себе. Для снятия противоречия возможен компромиссный вариант.

Личностно-ролевые конфликты являются довольно частым явлением, приводят к стрессам и даже психическим заболеваниям и требуют нравственного перерождения личности.

Второй тип конфликта – межролевой. Его суть заключается в противоречии, возникающем между разными и несовместимыми ролями, например, по каким-либо причинам индивиду невозможно совмещать семью и работу.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, которые определяют силу этого типа конфликтов, заключаются в следующем:

  • степень несовместимости ролевых ожиданий;
  • жесткость требований;
  • характеристики индивида и его отношение к ролевым ожиданиям.

Те конфликты, которые затрагивают зону эталонных ролей, бывают особенно трагичными, потому что при разрешении конфликта возникает необходимость изменения Я-концепции личности.

Выход из конфликта в этом случае тоже возможен – это использование механизмов внутриличностной защиты, которая отодвигает решение проблемы или блокирует её осознание.

У западной и отечественной психологии имеются различные установки – отечественные психологи психический мир личности рассматривают как целостность, и конфликт определяют как элемент трудной ситуации для психики. Конфликтологи Запада делят конфликты на специфические виды и с каждой его формой работают отдельно.

И в том, и в другом подходе есть свои сильные и слабые стороны, а если бы у них была общая методологическая платформа, то от этого взаимодействия выиграли бы все.

Типы и особенности ролевых конфликтов

Классификация ролевых конфликтов в научной литературе довольно обширная, но большинство специалистов называют следующие основные виды:

  • интерперсональный конфликт, возникающий между разными ролями разных людей;
  • интраперсональный конфликт между исполняемой ролью и ролевыми ожиданиями других;
  • интерролевой конфликт, когда один индивид играет несовместимые роли;
  • интраролевой конфликт, возникающий между ролью и внутренними потребностями человека.

Замечание 2

Указанные типы конфликтов располагаются в перечне в порядке возрастания глубины личностной проблематики.Два первых типа касаются чаще всего социальных ролей, два других связаны с личностными ролями.

Анализируя ситуации и виды ролевых конфликтов, можно сделать вывод о том, что все они подчиняются одной закономерности – это противоречия между внутренними и внешними факторами функционирования личности.

Особенностью ролевого конфликта является отсутствие четко выраженных этапов его развития и влияния на межличностные конфликты.

У любого конфликта есть предконфликтная ситуация, начало самого конфликта, его эскалация, разрешение и после конфликтный период. Надо сказать, что ролевой конфликт может перерасти в кризис. Его функции делятся на позитивные и негативные.

Позитивные функции – это, прежде всего, стимулирование развития личности, устранение имеющихся недостатков, например, на предприятии, приводящих к возникновению конфликтов. К негативным функциям относится возможность отклонения в поведении индивида и возникновение межличностного конфликта.

Человек, и роль, которую ему приходится исполнять, связаны между собой психологическими характеристиками, необходимыми для выполнения социальных ролей. Если эту зависимость игнорировать, то возникает напряжение и ролевой конфликт. Ролевое напряжение возникает в том случае, когда под давлением внешних обстоятельств, человек выполняет роль, не отвечающую его интересам, наклонностям, убеждениям, внутренним установкам. В этом случае возникает внутренний стресс и отход от выполняемой роли. Своя же роль является качественной реализацией самого себя согласно своим сильным сторонам.

Безусловно, что внутренние противоречия отрицательно сказываются на межличностных отношениях с коллегами. Внутренний конфликт приводит к агрессии, желанию унизить окружающих, ведет к столкновению с окружающими. Такая ситуация характерна для интерролевых и интраролевых конфликтов.

Способы решения ролевых конфликтов

О наличии ролевого конфликта в коллективе говорит ряд признаков и, прежде всего, ограниченные отношения, подчеркнуто-официальная форма общения, критические замечания в адрес соперника и др.

Рисунок 1. Методы разрешения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Довольно полезным при преодолении различных типов ролевых конфликтов может оказаться внедрение управленческих решений.

Под преодолением конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, снижение остроты противоречия.

Преодоление или разрешение ролевого конфликта может проходить конструктивно, когда достигается душевное равновесие, возникает новое ценностное сознание и деструктивно, когда конфликтная ситуация углубляется.

Установить факт разрешения ролевого конфликта можно через отсутствие неприятных состояний и негативных социально-психологических факторов внутриличностного конфликта, через повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Исходя из индивидуальных особенностей, люди по-разному относятся к внутренним противоречиям и выбирают свои стратегии выхода из кризиса – одни долго размышляют, другие начинают быстро действовать. Так, например, холерик стремится решить всё очень быстро, а меланхолик будет долго размышлять, взвешивать всё за и против.

Помимо темперамента на процесс разрешения внутриличностных противоречий довольно большое влияние оказывают половозрастные особенности личности. Внутриличностные противоречия с возрастом приобретают типичные формы разрешения, имеющийся жизненный опыт заставляет по-новому переосмысливать и глубоко анализировать способы разрешения конфликта, преодолевать, казалось бы, непреодолимое.

Различным будет способ выхода из конфликта у мужчин и женщин. Рациональные мужчины менее склонны возвращаться к пережитому и стараются использовать его опыт для выхода из конфликта. Женщины же страдают каждый раз по-новому.

Основными элементами регулирования конфликта являются средства, методы, действия. Можно внести изменения в работу и деятельность предприятия для того, чтобы устранить несоответствия ролевых требований работников. Работа менеджера с сотрудниками тоже может стать эффективным решением проблемы. Помощь могут оказать психологические консультации, повышение квалификации сотрудников, профессиональное обучение.

Чтобы ликвидировать намечающиеся ролевые противоречия надо работников, способных к обучению, поддерживать, распространять передовой опыт и знания, осознавать важность развития сотрудников, работать над текучестью персонала.

Снять ролевую напряженность может и перестановка работников, которая привносит эмоциональную новизну и держит в тонусе давно работающих сотрудников. Надо сказать, что перестановка сотрудников не должна быть для них неожиданностью.

Положительное влияние на профилактику ролевых конфликтов оказывают проводимые беседы, разъяснения, психологические меры по выстраиванию отношений, административные меры, например, изменение условий труда, к которым относятся санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические условия.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты — это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога
У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Гуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от:

  1. значимости данной роли для индивида;
  2. тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей;
  3. реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Как видно из рассуждений Гуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, связанных с несовместимостью требований, предъявляемых различными ролями из-за противоречивости и даже противоположности их требований, то в качестве примера такого рода конфликтов чаще всего приводится маргинальная личность. В состоянии межролевого конфликта маргинальная личность оказывается в том случае, когда группы, к которым она одновременно принадлежит, состоят в конфликтных отношениях, а маргинальный человек не может сделать решительного выбора и прочно идентифицировать себя с одной из враждующих групп. В положении маргинальной личности часто оказываются люди, произошедшие от смешанных межнациональных или социальных браков, и др. Весьма много социально-психологических исследований посвящено межролевым конфликтам такой маргинальной личности, как мастер на производстве, который с точки зрения западной социальной психологии занимает промежуточное положение между рядовыми рабочими и администрацией. Большая часть этих исследований преследует манипуляторские цели, так как они направлены на нахождение для мастера таких способов поведения при исполнении его роли, которые создавали бы у подчиненных иллюзию того, что он идентифицирует себя с ними, а на самом деле позволяли бы ему идентифицировать себя с администрацией.

Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровекой, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов в учебе, в том числе и из-за существующих стереотипов.

Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, которые приходится выполнять одному лицу, отмечает:

«Поразительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфликтов».

Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность возникновения ролевого конфликта, «не пересекаются», т.е. выполняются в разное время и в разных условиях.  Однако, вопреки утверждениям Ньюкома, как свидетельствует повседневная практика и многочисленные исследования, ролевые конфликты являются весьма частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности»  Гуда, уже рассматривалась выше.

Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли. Как и многие другие ролевые концепции, рассуждения Гросса, Мэйсона и МакИчерна опираются на соображения здравого смысла.

Внутриролевые конфликты и межролевые конфликты: причины и пути преодоления.

Ролевые конфликты — это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Внутриролевой конфликт случается, если индивид воспринимает себя в ситуации, когда другие имеют различные ожидания к нему как к исполнителю единственной роли, т.е. конфликт возникает по поводу того, что есть должное ролевое поведение, в силу того, что разные люди и разные социальные (как формальные, так и неформальные) группы по-разному представляют себе обязанности, связанные с одной и той же ролью.

Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда. Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа

факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

16. Ролевые конфликты. Социальная психология

Читайте также

6. Ролевые теории личности

6. Ролевые теории личности Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного

6.2. Ролевые игры

6.2. Ролевые игры Некоторые дети не станут говорить о том, что с ними произошло. Но они могут воспроизвести самое важное из случившегося в ролевых играх – вместе с другими детьми, с помощью кукол, фигурок или мягких игрушек.Эти ролевые игры могут помочь интегрировать как

Ролевые отношения

Ролевые отношения Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествленные,

Ролевые модели

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей:• передает ребенку образ мира как

Ролевые игры

Ролевые игры «Весь мир — театр, а люди в нем актеры», — писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится». И как он был прав!Все мы обычно исполняем какие-то роли. Разве вам никогда не приходилось улыбаться, когда на душе кошки скребут? Разве вам не доводилось заниматься

Ролевые границы

Ролевые границы В жизни каждый из нас одновременно имеет нескольких жизненных статусов: любовник и друг, родитель и ребенок, учитель и ученик, начальник и подчиненный, супруг, сослуживец, однокашник, пациент, клиент, предоставляющий услуги, сосед и так далее. Все эти

Ролевые игры

Ролевые игры Я давно заметил, что девушки любят ролевые игры, потому что это весело и заставляет их представлять красочные эмоциональные картинки. В которых, например, вы вдвоем занимаетесь чем-то классным. Большинство девушек будут отвечать тебе, уже включившись в

Комплиментарные ролевые (социальные) отношения

Комплиментарные ролевые (социальные) отношения Психологически тяжелые отношения Выяснить то, в каких отношениях вы находитесь с другим человеком, достаточно просто. Во-первых, попытайтесь сделать так, чтобы он заговорил о себе. О себе люди, в зависимости от

Ролевые архетипы

Ролевые архетипы С одной стороны, архетипы — это некие силы, приходящие неожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а часто и справиться с ними. Они способны дать нашей жизни новый смысл или окунуть в безумие, потому что это — то, что приходит из бессознательного. Если

Женские ролевые архетипы

Женские ролевые архетипы В этой книге мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:Деметра — мать милостивая, щедрая или ужасная; Кора-Персефона — юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства; Афина — неприступная дева, стратег и тактик; Артемида — вечная дева,

Ролевые игры

Ролевые игры Сюжеты большинства сексуальных игр выглядят давно затасканным клише – но все равно работают! Дизайн долларовых купюр тоже не первой свежести – но владельцам нравится.Учительница, медсестра, госпожа, стюардесса, школьница – набор этих образов одинаково

Ролевой конфликт: причины и примеры ситуаций

Всем привет! Ролевой конфликт – это столкновение двух и более социальных ролей, совершенно несовместимых в данный момент или вообще. И сегодня мы рассмотрим подробно, почему он возникает и как с ним справляться.

Немного общей информации

 

Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.

Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.

Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.

Основные характеристики социальных ролей

1. Масштаб

Могут быть ограниченными и, соответственно, размытыми, или, как ещё называют – широкими по диапазону. Ограниченные – это когда между участниками взаимодействия существует определённая цель. Для её удовлетворения они нуждаются в определённых услугах друг друга.

Чтобы было понятнее, приведу примеры: вы пришли в магазин за хлебом, находясь в роли клиента. Вы обращаетесь к продавцу не с просьбой послушать, какой был тяжелый день, и как вам надоел начальник, а подсказать, какой хлеб наиболее свежий и сколько стоит. Потому что формально, ваше взаимодействие должно быть в рамках предлагаемых магазином услуг.

А вот между мужем и женой широкий диапазон, так сказать, услуг. Они имеют право претендовать на знания о различных сферах друг друга, они имеют определённые обязанности по отношению друг к другу и права.

2. По способу получения

Делятся на такие виды, как предписанные и завоёванные. То есть, когда мы рождаемся, роль ребёнка, сына или дочери, получаем автоматически, по умолчанию. Так же, вырастая, становимся то мужчиной, то женщиной, потом бабушкой или дедушкой.

А вот над завоёванными приходится потрудиться, приложить усилия, потому что они характеризуют профессию или сферу деятельности, достижения. Например, чтобы стать хирургом, необходимо для начала окончить медицинский университет и интернатуру. Затем какое-то время стажироваться и только потом получить право оперировать.

3. По степени формализации

Если вы нарушили правила дорожного движения, сотрудник ГИБДД будет общаться с вами совсем не как родители или близкие друзья. Сложность проявляется в том, что иногда люди теряют свою профессиональную позицию, и воспринимают какую-либо критику лично.

Допустим, в магазине клиент выругался на продавца относительно качества товара, а тот поранился, посчитав, что оскорбления относятся непосредственно к нему. Порой случается, что формальные отношения перерастают в неформальные, то есть в более близкие.

Так происходит, когда люди часто соприкасаются в деятельности, и начинают испытывать какие-либо чувства к жизненным историям друг друга и вообще, общению. Их поведение меняется, расширяются границы обсуждаемых тем и прочее.

4. По виду мотивации

Каждый удовлетворяет определённую потребность, исполняя какую-то обязанность, функцию. Допустим, родитель заботится о жизни и здоровье малыша из чувств любви и желания обеспечить безопасность своему чаду для продолжения своего рода, чтобы ощущать, что он хороший отец.

А вот на посту начальника он преследует совсем другие цели – желание выиграть конкуренцию с другими компаниями и завоевать потребителей. Выполнить поставленные перед ним задачи или вообще, просто трудиться на благое дело.

Типы ролевых конфликтов

1. Межролевой

Он происходит по причине того, что одному человеку приходится выполнять одновременно несколько функций. Они совершенно противоположны по смыслу и требованиям. Думаю, многим будет знакома ситуация, когда человек пытается совмещать построение успешной карьеры и создание счастливой семьи.

Невозможно везде успевать. Чтобы получить ожидаемые результаты в сфере бизнеса, необходимо проводить достаточно времени на работе, а не отдыхать с детьми и женой. И, соответственно, чтобы сохранить брак, нужно уделять достаточно внимания членам семьи, отчего его меньше будет рабочим нюансам.

И, разрываясь между двух огней, человек может изрядно себя измотать, и даже довести до нервного истощения и депрессии. Ведь, получая нагоняи от руководства или клиентов, личность параллельно выслушивает обвинения от супруги. Напряжение от постоянного выбора, в конце концов, даёт о себе знать, рушится здоровье или даже какая-то ценная сфера жизни.

2. Ситуационный

Возникает, когда человеку приходится соответствовать ожиданиям, к которым он по каким-либо причинам не в состоянии соответствовать. Чаще всего, потому что какие-то функции для него новые, либо же психологически он к ним не готов, нет опыта или осознания.

Допустим, в некоторых странах принято выдавать замуж несовершеннолетних девочек, которые порой ещё совсем дети. Так вот, они не в состоянии выполнять обязанности женщины по банальной причине – потому что ещё не завершился процесс созревания. Отчего, рожая детей, они не справляются с материнскими хлопотами и ответственностью, вплоть до того, что новорожденные умирают.

Также частые причины возникновения этого вида сложности – длительное время выполнения какой-то работы или нахождение в одних и тех же условиях. Вследствие этого формируется определённая привычка. Например, говорить громко дома и в общественном месте, потому, что человек трудился много лет на заводе, где очень шумно.

3. Внутриролевой

Когда наслаиваются совершенно разные понимания по отношению к одной и той же роли. Вот рождается в семье ребенок, и женщина становится матерью. В её понимании, хорошая мама заботится о малыше, то есть он здоров, накормлен и чистый.

А вот муж немного иначе себе представляет эту картинку, ему важно, чтоб дитё было послушным, хорошо училось и не баловалось. В то время как самому ребёнку нужно, чтобы мама просто обняла его и поиграла во что-то. И периодически в такой семье возникают скандалы. Представления у каждого разные, отчего и претензии у каждой стороны имеются.

4. Внутриличностный

Суть в том, что требования социума и представления о себе и собственной личности совершенно не совпадают. Человеку приходится находиться в тревожно-напряженном состоянии выбора, то ли остаться верным собственным убеждениям, то ли согласиться соответствовать ожиданиям других. Выбор на самом деле сложный, особенно, если от него зависит, будут ли удовлетворены потребности.

Адвокат, попадая в престижную компанию, где может продвинуться по карьерной лестнице и достичь высот, о которых мечтал, узнаёт, что обязан подделывать документы и совершать прочие махинации, защищая преступников, иначе ему грозит увольнение. И как быть, если он с детства мечтал стать адвокатом, чтобы бороться за справедливость? Да и вырос достаточно честным и искренним человеком?

Вот в этот момент и назревает внутренний дискомфорт, тревога. Потому что сложно предать себя, но и сложно отказаться от своих желаний и мечтаний.

Что делать?

1. Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их.

Пускать на самотёк ситуацию – отказаться от возможности управлять своей жизнью.

А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.

Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.

Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.

2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.

3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому эта статья будет вам в помощь.

4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи. Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии.

Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам. Можете посмотреть статью про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую Вам, также познакомиться со статьёй о том как реализовать себя в жизни. Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

5.3C: Конфликт ролей — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Ключевые слова
  2. Ключевые слова

Цели обучения

  • Интерпретировать, как ролевой конфликт влияет на восприятие человеком себя и своего места в обществе

Конфликт ролей описывает конфликт между или между ролями, соответствующими двум или более статусам, выполняемым одним человеком.Мы переживаем ролевой конфликт, когда оказываемся, что нас тянут в разных направлениях, пытаясь отреагировать на многие статусы, которые у нас есть.

Самый очевидный пример ролевого конфликта — это конфликт между работой и семьей, или конфликт, который возникает между семейными и профессиональными обязанностями. Возьмем, к примеру, мать, которая также работает врачом. Скорее всего, ей придется много работать в больнице и даже несколько ночей в неделю вызывать ее, забирая ее от детей. Многие люди, оказавшиеся в таком положении, описывают, что чувствуют себя конфликтными и обеспокоенными своей ситуацией.Другими словами, они переживают ролевой конфликт.

Приведенный выше пример представлен как личностный ролевой конфликт: женщина разрывается между той частью своей личности, которая ценит быть матерью, и частью, которая идентифицирует себя как врач. В качестве примера межличностных отношений, вызывающих ролевой конфликт, рассмотрим человека, который является директором школы и отцом. Он может думать, что его жена и дети ожидают, что он будет проводить с ними большую часть своих вечеров, но он также может чувствовать, что школьный совет и группы родителей ожидают, что он будет проводить большую часть своих внеурочных часов на образовательных и общественных мероприятиях.Поэтому он не может удовлетворить оба этих несовместимых ожидания, и в результате возникает ролевой конфликт.

Конфликт между ролями начинается из-за желания человека достичь успеха и из-за давления, оказываемого на человека двумя навязывающими, совпадающими и несовместимыми требованиями, конкурирующими друг с другом. Последствия ролевого конфликта, как показывают тематические исследования и общенациональные опросы, связаны с индивидуальными характеристиками личности и межличностными отношениями. Конфликты индивидуальных личностных характеристик могут возникать, когда «аспекты личности человека вступают в конфликт с другими аспектами личности того же самого человека.”

Семейное обучение гендерным ролям

Ключевые моменты

  • Мы сталкиваемся с ролевым конфликтом, когда нас тянет в разные стороны, пытаясь отреагировать на множество статусов, которые мы держим.
  • Наиболее распространенной формой ролевого конфликта является конфликт между работой и семьей, в котором необходимо расставить приоритеты в семейных или профессиональных обязанностях.
  • Последствия ролевого конфликта связаны с индивидуальными характеристиками личности и межличностными отношениями.

Ключевые термины

  • конфликт между работой и семьей : Конфликт, с которым приходится сталкиваться, когда приходится выбирать между семейными потребностями и рабочими обязанностями.
  • конфликт ролей : конфликт между ролями, соответствующий двум или более статусам одного человека.

Что такое «конфликт ролей»?

Ролевой конфликт возникает, когда существуют противоречия между разными ролями, которые человек берет на себя или играет в повседневной жизни. В некоторых случаях конфликт является результатом противоположных обязательств, что приводит к конфликту интересов, в других случаях, когда у человека есть роли, которые имеют разные статусы, а также он возникает, когда люди не соглашаются с тем, какими должны быть обязанности для конкретной роли. , будь то в личной или профессиональной сфере.

Однако, чтобы по-настоящему понять ролевой конфликт, нужно сначала иметь твердое представление о том, как социологи понимают роли в целом.

Концепция ролей в социологии

Социологи используют термин «роль» (как и другие, не относящиеся к этой области) для описания набора ожидаемых форм поведения и обязательств, которые человек выполняет в зависимости от его или ее положения в жизни и по отношению к другим. У всех нас есть несколько ролей и обязанностей в нашей жизни, которые варьируются от сына или дочери, сестры или брата, матери или отца, супруга или партнера до друзей, а также профессиональных и общественных.

В рамках социологии ролевую теорию разработали американский социолог Талкотт Парсонс в его работах по социальным системам вместе с немецким социологом Ральфом Дарендорфом и Эрвингом Гоффманом с его многочисленными исследованиями и теориями, посвященными тому, как социальная жизнь похожа на театральное представление. Теория ролей была особенно заметной парадигмой, используемой для понимания социального поведения в середине 20-го века.

Роли не только излагают план поведения, но также определяют цели, которые нужно преследовать, задачи, которые необходимо выполнить, и то, как действовать в конкретном сценарии.Теория ролей утверждает, что большая часть нашего внешнего повседневного социального поведения и взаимодействия определяется людьми, исполняющими свои роли, точно так же, как актеры в театре. Социологи считают, что ролевая теория может предсказывать поведение; если мы понимаем ожидания в отношении определенной роли (например, отца, бейсболиста, учителя), мы можем предсказать большую часть поведения людей в этих ролях. Роли не только определяют поведение, но и влияют на наши убеждения, поскольку теория гласит, что люди изменят свое отношение, чтобы соответствовать своим ролям.Теория ролей также утверждает, что изменение поведения требует смены ролей.

Типы ролевых конфликтов и примеры

Поскольку все мы играем несколько ролей в своей жизни, каждый из нас хотя бы однажды испытал или испытает один или несколько типов ролевых конфликтов. В некоторых случаях мы можем брать на себя разные роли, которые несовместимы, и из-за этого возникает конфликт. Когда у нас есть противоположные обязательства в разных ролях, может быть трудно эффективно выполнить любую из них.

Ролевой конфликт может возникнуть, например, когда родитель тренирует бейсбольную команду, в которую входит сын этого родителя. Роль родителя может вступать в противоречие с ролью тренера, который должен быть объективным при определении позиций и состава, например, наряду с необходимостью одинаково взаимодействовать со всеми детьми. Другой ролевой конфликт может возникнуть, если карьера родителя влияет на время, которое он может посвятить коучингу, а также воспитанию детей.

Ролевой конфликт может происходить и по другим причинам.Когда роли имеют два разных статуса, результат называется статусным напряжением. Например, цветные люди в США, выполняющие высокостатусные профессиональные роли, часто испытывают статусное напряжение, потому что, хотя они могут пользоваться престижем и уважением в своей профессии, они, скорее всего, испытают деградацию и неуважение расизма в своей повседневной жизни.

Когда обе конфликтующие роли имеют одинаковый статус, возникает ролевое напряжение. Это происходит, когда человек, которому необходимо выполнять определенную роль, испытывает напряжение из-за обязательств или чрезмерных требований к энергии, времени или ресурсам, вызванных множеством ролей.Например, представьте себе одного родителя, который должен работать полный рабочий день, обеспечивать уход за детьми, управлять домом и организовывать его, помогать детям с домашними заданиями, заботиться об их здоровье и обеспечивать эффективное воспитание детей. Роль родителей может быть проверена необходимостью выполнять все эти требования одновременно и эффективно.

Ролевой конфликт также может возникать, когда люди расходятся во мнениях относительно ожиданий в отношении конкретной роли или когда кто-то испытывает трудности с выполнением ожиданий, связанных с ролью, из-за того, что их обязанности трудны, неясны или неприятны.

В 21 веке многие женщины, которые сделали профессиональную карьеру, сталкиваются с ролевым конфликтом, когда ожидания относительно того, что значит быть «хорошей женой» или «хорошей матерью» — как внешними, так и внутренними — вступают в противоречие с целями и обязанностями, которые она может иметь в своей профессиональной деятельности. жизнь. Признак того, что гендерные роли остаются довольно стереотипными в сегодняшнем мире гетеросексуальных отношений, мужчины-профессионалы и отцы редко сталкиваются с подобным ролевым конфликтом.

Обновлено Ники Лиза Коул, Ph.Д.

Что такое конфликт ролей? — Определение, типы и примеры — Видео и стенограмма урока

Типы конфликтов ролей

Существует два типа конфликтов ролей. Первый известен как внутриролевой конфликт , когда в одной роли присутствуют несовместимые компоненты. Давайте возьмем Лекси в качестве примера. Лекси — школьная учительница, которая хочет нравиться своим ученикам. Она заметила, что, когда у нее есть хорошие отношения со своими учениками, они больше участвуют в уроках и доверяют ей.Это делает обучение для нее намного веселее и интереснее.

К сожалению, поскольку она учитель, ей также приходится вводить дисциплину и правила в свой класс. Без них студенты никогда не восприняли бы ее всерьез и не сдавали бы свои работы. В своей роли учителя Лекси должна пройти границу между дружелюбием и открытостью, а также авторитетностью.

Второй тип известен как конфликт между ролями , когда ожидания от двух отдельных ролей противоречат друг другу.Давайте снова возьмем Лекси в качестве примера. Мы уже знаем, что Лекси работает учителем полный рабочий день, но также является матерью четверых детей. Лекси решила стать учителем, потому что знала, что летом у нее будет свободное время с работы, чтобы проводить с детьми. Однако иногда в течение учебного года у нее может быть очень сложный график. Ей приходится помогать с дополнительными занятиями, и, как правило, у нее много домашних заданий, чтобы делать оценки во внерабочее время. Иногда это отвлекает ее от того, чтобы проводить время с семьей.В этой ситуации Лекси переживает конфликт между своей ролью учителя и своей ролью матери.

Последствия

Существует множество проблем, связанных с конфликтом ролей. Кто-то, испытывающий это, часто будет чувствовать повышенный уровень стресса и беспокойства. Они также могут чувствовать повышенное напряжение в своих отношениях. Например, если ваша работа заставляет вас задерживаться на работе почти каждую ночь, ваш супруг может чувствовать, что им пренебрегают, что может ухудшить ваши отношения.

Если ролевой конфликт возникает на работе, он может отрицательно сказаться на удовлетворенности работой и производительности. Кто-то, столкнувшийся с ролевым конфликтом со своей работой, может продемонстрировать недостаточную вовлеченность и приверженность организации. Если ваша работа заставляет вас работать допоздна, не оплачивая сверхурочные, и ваш супруг (а) расстроен, потому что они никогда вас не видят, вы, вероятно, не пойдете на необязательный корпоративный ужин в конце недели.

Резюме урока

В этом уроке мы обсудили конфликт ролей .Это происходит, когда разные роли, которые выполняет человек, имеют противоречивые обязанности. Есть два типа ролевого конфликта. Первый известен как внутриролевой конфликт . Это происходит, когда в одной и той же роли есть конфликтующие обязательства. Второй тип называется межролевым конфликтом . Это когда ожидания двух разных ролей отличаются друг от друга. Переживание ролевого конфликта может не только вызвать у человека стресс и беспокойство, но также негативно повлиять на его производительность и снизить удовлетворенность работой.

Конфликт ролей — IResearchNet

Конфликт ролей возникает, когда сотрудники сталкиваются с несовместимыми рабочими требованиями. Это широко изучаемая переменная в литературе, посвященной профессиональному стрессу, где она рассматривается как фактор стресса. Стрессор — это любая часть рабочей среды, которая требует адаптивной реакции со стороны сотрудников и может привести к ухудшению здоровья. Помимо ролевого конфликта, к другим факторам стресса относятся неоднозначность ролей (то есть степень неясности требований к ролям), плохое обращение на работе и необоснованная рабочая нагрузка.Отрицательные последствия для здоровья, вызываемые стрессовыми факторами, такими как тревога, депрессия и физические симптомы, называются штаммами. Ролевой конфликт связан с рядом напряжений.

Ролевая теория обеспечивает теоретическую основу для изучения ролевого конфликта. Согласно ролевой теории, у каждого сотрудника есть уникальный набор рабочих ролей. Каждая роль имеет свои уникальные права и обязанности. Сотрудники одновременно занимают несколько ролей как внутри организации, так и за ее пределами. Например, менеджер среднего звена, состоящий в браке, будет выполнять роли руководителя, подчиненного и супруга.Ролевой конфликт особенно вероятен между людьми, которые занимают несколько разных ролей.

Типы ролевых конфликтов

Исследователи выделили несколько форм ролевого конфликта. Одна из форм конфликта возникает, когда сотрудники испытывают несовместимость между своими ценностями и должностными обязанностями. Например, сотрудник круглосуточного магазина, который лично возражает против азартных игр, но продает лотерейные билеты в рамках своей работы, сталкивается с этой формой конфликта. Второй тип ролевого конфликта связан с несовместимостью должностных обязанностей сотрудников с их способностями, временем и ресурсами.Примеры этой формы конфликта включают нехватку времени для выполнения своих рабочих задач или отсутствие подготовки или оборудования, необходимого для выполнения своей работы. Подобные ситуации иногда называют перегрузкой ролей (т. Е. Слишком большим объемом работы или слишком сложной работой) и организационными ограничениями (т. Е. Любым аспектом рабочей среды, который влияет на выполнение работы).

Эти два типа конфликтов являются примерами внутриролевого конфликта, который возникает, когда существует несовместимость внутри одной роли.С другой стороны, межролевой конфликт возникает, когда две или более ролей несовместимы друг с другом. Одна из форм межролевого конфликта возникает, когда люди должны вести себя определенным образом в одной роли, что несовместимо с тем, как они должны вести себя в другой роли. Например, от руководителя предприятия может потребоваться авторитетное отношение к подчиненным, но при общении с друзьями можно ожидать, что он будет действовать иначе. Конфликт между работой и семейной жизнью — еще одна форма межролевого конфликта.

Конфликт между работой и семьей

Конфликт между работой и семьей — это форма межролевого конфликта, который возникает, когда ролевые требования работы и семьи несовместимы друг с другом. Исследователи также различают конфликт между работой и семьей и конфликт между семьей и работой. Конфликт между работой и семьей возникает, когда рабочие роли мешают успешному выполнению семейных ролей. Если мать пропускает школьный спектакль своего сына, например, потому, что ей нужно присутствовать на рабочем собрании, у нее возникает конфликт между семьей и работой.С другой стороны, конфликт между семьей и работой возникает, когда семейная роль мешает успешному выполнению служебной роли. Это происходит, например, когда отец постоянно пропускает работу, чтобы ухаживать за больным ребенком. Из этих двух форм конфликта конфликт между работой и семьей может иметь более серьезные последствия для здоровья.

Исследователи конфликтов между работой и семьей также различают конфликты на основе времени, напряжения и поведения. Конфликт, основанный на времени, возникает, когда количество времени, необходимое для удовлетворения требований ролей одного домена, не дает достаточно времени для удовлетворения требований ролей другого домена.Например, сверхурочная работа может помешать сотрудникам проводить достаточно времени со своими семьями. Конфликт, вызванный напряжением, возникает, когда требования одной роли вызывают болезнь, которая мешает выполнению другой роли. Например, уход за больным супругом может вызвать высокий уровень стресса, что затруднит эффективное выполнение работы. Наконец, поведенческий конфликт возникает, когда рабочие и семейные роли требуют поведения, несовместимого друг с другом. Например, ожидается, что сборщик счетов будет действовать агрессивно на работе при взаимодействии с должниками, но должен проявлять заботу, заботясь о своих детях.

Конфликт между школой и работой

Люди, которые посещают школу во время работы, часто сталкиваются с дополнительной формой ролевого конфликта: конфликтом между работой и школой. Конфликт между работой и школой возникает, когда рабочие и школьные обязанности противоречат друг другу. Например, работающий студент может тратить время на работу, а не на подготовку к экзамену. Еще одно различие проводится между конфликтом между работой и школой и конфликтом между школой и работой. Конфликт между школой возникает, когда рабочие обязанности мешают школьным обязанностям, тогда как конфликт между школой возникает, когда школьные обязанности мешают рабочим обязанностям.Рабочая нагрузка и количество отработанных часов, скорее всего, положительно связаны с конфликтом между работой и школой. Помимо негативных последствий, обсуждаемых ниже, конфликт между работой и школой также может иметь негативное влияние на успеваемость в школе.

Причины конфликта ролей

Ролевой конфликт в значительной степени является результатом неэффективного управленческого поведения. Исследования показали, например, что соображение лидера (то есть степень, в которой руководители заботятся о благополучии своих подчиненных) и инициирующая структура лидера (т.д., степень, в которой руководители разъясняют роли сотрудников) оба отрицательно связаны с ролевым конфликтом. Ролевой конфликт также может быть высоким, когда руководители не могут предоставить сотрудникам возможности для участия.

Неэффективная политика организации — прямая причина некоторых форм ролевого конфликта. Действительно, некоторые вопросы обследования, измеряющие ролевой конфликт, конкретно относятся к несовместимым организационным принципам.

Конфликт может возникнуть, например, из-за несовместимых запросов от надзорных органов или из-за различных и несовместимых стандартов работы надзорных органов.Такие формы конфликта наиболее вероятны, когда политика организации позволяет сотрудникам отчитываться перед несколькими руководителями.

Ролевой конфликт также может возникать на простой, необогащенной работе. В частности, следующие рабочие характеристики отрицательно связаны с ролевым конфликтом:

  • Обратная связь
  • Идентификационные данные задачи (то есть степень, в которой работа требует выполнения целой части работы, такой как сборка продукта от начала до конца)
  • Разнообразие навыков (т.д., степень, в которой работа требует использования множества различных навыков)

Наконец, конфликт ролей может возникнуть в результате любой ситуации, которая заставляет человека одновременно выполнять несколько ролей как на рабочем месте, так и за его пределами. Работа на нескольких работах, наличие семьи и учеба — все это может привести к тому, что у человека будет много ролей.

Последствия конфликта ролей

Большинство факторов стресса на рабочем месте включают компонент неопределенности. Ролевой конфликт, вероятно, заставляет сотрудников чувствовать неуверенность в своей способности эффективно выполнять свои ролевые требования.Эта неопределенность приводит к ряду негативных последствий. Действительно, исследования показали, что ролевой конфликт связан с несколькими показателями психического и физического здоровья. Некоторые из негативных последствий для здоровья, которые могут быть вызваны ролевым конфликтом, включают депрессию, тревогу, выгорание и физические симптомы. Кроме того, ролевой конфликт связан с рядом негативного отношения к работе и неэффективного поведения на работе:

  • Общая неудовлетворенность работой
  • Неудовлетворенность рабочим заданием
  • Недовольство надзором
  • Недовольство коллегами
  • Недовольство зарплатой
  • Недовольство рекламными возможностями
  • Низкая приверженность организации
  • Низкая вовлеченность в работу
  • Оборотное намерение
  • Низкая производительность труда

Однако в большинстве исследований, посвященных изучению причин и последствий ролевого конфликта, использовались кросс-секционные модели.Таким образом, трудно сделать однозначные выводы о причинно-следственных связях в данном исследовании.

Лечение конфликта ролей

Поскольку ролевой конфликт в значительной степени является результатом неэффективного лидерского поведения, многие способы лечения ролевого конфликта требуют участия руководителей. Например, супервизоров можно обучить определять поведение, которое способствует ролевому конфликту, и можно обучить их изменению. Аналогичным образом, одна из форм ролевого конфликта возникает, когда сотрудники получают несовместимые требования от двух или более руководителей.Этот тип конфликта можно устранить, потребовав от сотрудников подчиняться только одному руководителю.

Некоторые формы ролевого конфликта являются прямым результатом политики организации. Например, отсутствие необходимого обучения или оборудования для эффективного выполнения требований роли может быть результатом политики организации. Изменение такой политики могло бы устранить эти формы ролевого конфликта. Некоторые ролевые конфликты возникают из-за того, что личные ценности сотрудников несовместимы с ролевыми требованиями их должностей.Этот тип конфликта говорит о важности приема на работу только тех соискателей, которые хорошо соответствуют требованиям к работе.

Учитывая, что конфликт ролей связан с рядом негативных результатов, можно предположить, что руководители организаций примут на вооружение многие из этих предложений, чтобы уменьшить конфликт ролей. Однако этого не произошло, поскольку организации уделяли больше внимания лечению симптомов, чем причинам ролевого конфликта.

Артикул:

  1. Гринхаус, Дж.Х. и Бейтелл Н. Дж. (1985). Источники конфликта между работой и семейными ролями. Академия менеджмента, 10, 76-88.
  2. Джексон, С. Э., и Шулер, Р. С. (1985). Метаанализ и концептуальная критика исследований неоднозначности ролей и ролевых конфликтов в рабочих условиях. Организационное поведение и процессы принятия решений людьми, 36, 16-78.
  3. Кан, Р. Л., и Бьосьер, П. (1992). Стресс в организациях. В М. Д. Даннетте и Л. М. Хоу (ред.), Справочник по промышленной и организационной психологии (2-е изд., Vol. 3. С. 571-650). Пало-Альто, Калифорния: Консультации психологов Press.
  4. Каркел, К. С., Фроне, М. Р. (1998). Характеристики работы, конфликт между работой и школой и школьные результаты среди подростков: тестирование структурной модели. Журнал прикладной психологии, 83, 277-287.
  5. Kossek, E.C., & Ozeki, C. (1998). Конфликт между работой и семьей, политика и отношения удовлетворенности работой и жизнью: обзор и направления исследований организационного поведения и человеческих ресурсов. Журнал прикладной психологии, 83, 139-149.

См. Также:

Что такое «конфликт ролей» в организациях?

Ролевые конфликты возникают, когда человек вынужден выполнять отдельные и несовместимые роли. Ролевые конфликты могут возникать, когда один человек разрывается между ролями в разных организациях или когда одного человека просят выполнить несколько ролей в одной организации. Например, сотрудник с ролями рабочего и управленца в одном отделе принимает на себя конфликтующие роли руководителя и коллеги.

Важность ролей

С социологической точки зрения роли являются важными руководящими принципами поведения. Роль, от родителя до учителя или полицейского, определяет ожидаемое поведение человека и устанавливает параметры того, что является социально приемлемым. Большинство членов общества берут на себя ряд ролей в своей жизни. Например, человек берет на себя разные роли на работе, дома или среди друзей. Каждая роль создает набор ожиданий в определенной среде.

Конфликты ролей

Учитывая важность ролей, конфликты ролей могут быть чрезвычайно сложными и трудными.Например, у пожарного есть социальная роль, которая требует от него защиты общества от опасности. Когда в его собственном блоке вспыхивает пожар, он оказывается в противоречии между своими обязанностями пожарного и ролью отца и мужа, которая требует, чтобы он в первую очередь заботился о своей семье. Менее драматические ролевые конфликты случаются у большинства людей на регулярной основе.

Конфликты ролей внутри организации

Хотя большинство конфликтов ролей возникает из-за обязательств перед разными группами, конфликты ролей также могут возникать внутри одной организации.Во многих компаниях руководители среднего звена также работают среди людей, которых они контролируют. Это приводит к частым конфликтам ролей, поскольку ожидается, что руководитель будет работать в сотрудничестве с группой и сообщать о неэффективных членах. Ролевые конфликты также могут возникать, когда сотрудника просят выполнить противоречивые задачи. Например, один руководитель может попросить сотрудника увеличить производство, а другой — улучшить контроль качества.

Ролевые конфликты и личность

В целом, ролевые конфликты, как правило, вызывают трение и разочарование, но последствия могут варьироваться от человека к человеку.Некоторые люди просто более способны брать на себя разные роли и избегать трений, когда роли пересекаются. Другие находят эти конфликты чрезвычайно стрессовыми и не могут выполнять свои многочисленные обязанности без напряжения или обиды. Способность справляться с конфликтующими задачами и согласовывать роли с другими участниками может быть очень полезным навыком. Однако люди, которые могут справляться с конфликтующими ролями, не обязательно более квалифицированы в своей работе, чем те, у кого таких способностей нет.

Влияние на рабочее место

В целом ролевые конфликты негативно влияют на групповую динамику.Каждый член группы ожидает определенного поведения от другого члена, требуя, чтобы этот член, по сути, выполнял свою роль. Когда эта роль нарушается противоречивой ролью, другие люди могут чувствовать разочарование и даже обиду. Человек, переживающий ролевой конфликт, также может чувствовать разочарование или подавленность. Он может даже чувствовать себя обиженным из-за обиды со стороны сверстников.

Как избежать конфликтов

Ролевые конфликты почти неизбежны в сложных социальных группах. Каждый конфликт уникален, поэтому ни один метод не может предотвратить все типы конфликтов ролей.Однако открытое общение помогает снизить напряжение от ролевых конфликтов. Четкое общение также помогает всем участникам понять, что каждый человек выполняет несколько ролей.

Конфликт ролей | Encyclopedia.com

БИБЛИОГРАФИЯ

Термин конфликт ролей относится к конфликту между двумя или более ролями человека или несовместимыми функциями внутри одной роли. Эти несовместимости могут заключаться в различных ожиданиях, требованиях, убеждениях и / или отношениях.Термин роль основан на театральной метафоре актера, исполняющего свою роль в постановочной пьесе. Хотя сценические актеры обычно играют только одного персонажа в пьесе, один и тот же актер будет играть нескольких персонажей на протяжении своей карьеры, и разные актеры часто играют одну и ту же роль по-разному. В отличие от театральных актеров, люди в повседневной жизни одновременно разыгрывают несколько ролей. Например, Джейн может быть начальником, сотрудником, дочерью, матерью и так далее.Часто эти роли активируются одновременно и гармонично. Роль Джейн как основного кормильца в семье вряд ли будет противоречить ее роли руководителя на работе. Однако разные роли иногда несовместимы, и требования одной роли могут противоречить требованиям другой. Кроме того, противоречивые требования в рамках одной и той же роли могут привести к ролевому конфликту.

Существует два типа ролевого конфликта: внутриролевой, конфликт, относящийся к несовместимым требованиям внутри одной и той же роли, и межролевой конфликт, конфликт, относящийся к противоречию ожиданий от разных ролей одного и того же человека.Внутриролевой конфликт может возникнуть двояко. Во-первых, разные люди иногда имеют несовместимые представления о требованиях и ожиданиях, составляющих определенную роль. Представление Джейн о том, чтобы быть хорошей матерью, могло заключаться в работе вне дома. Она также может полагать, что оказание социально-эмоциональной поддержки своей семье является необходимым элементом ее роли как матери. Однако свекровь Джейн могла подумать, что для того, чтобы стать хорошей матерью, Джейн придется отказаться от работы и обеспечивать круглосуточный уход за своими детьми.Из-за различий в представлениях о роли матери Джейн, вероятно, столкнется с внутриролевым конфликтом.

Внутриролевой конфликт также может возникать, когда сама роль имеет противоречивые ожидания или требования. Джейн может чувствовать, что ее роль матери требует от нее эмоционального тепла своих детей. Та же самая роль может также потребовать от нее дисциплинарных мер в отношении своих детей за проступки. Поскольку чуткость и поддержка несовместимы с установлением дисциплины, Джейн, вероятно, будет испытывать внутриролевой конфликт в ситуациях, когда ее дети плохо себя ведут.Чтобы разрешить внутриролевой конфликт, роль может быть разделена на части. В роли матери Джейн могла бы оправдать свою работу вне дома, отметив, что она позволяет ей заботиться о своих детях в финансовом отношении. Работа вне дома дает им продукты, жилье, тепло, учебу, медицинское обслуживание и так далее. Таким образом, это соответствует концепции Джейн о материнской роли. Дополнительный способ разрешить внутриролевые конфликты — избегать тех, кто по-другому определяет роль. Таким образом, Джейн могла избегать своей свекрови из-за их противоречивых представлений о роли материнства.

Межролевой конфликт возникает, когда требования и ожидания одной роли противоречат требованиям и ожиданиям другой роли. Роль Джейн как матери может иногда вступать в противоречие с ее ролью работницы, работающей вне дома. Когда один из ее детей заболевает, Джейн может обнаружить, что требования ее работы (например, оставаться на работе) вступают в конфликт с требованиями материнства (например, отводить ребенка к врачу). Есть несколько способов разрешения межролевых конфликтов. Часто люди расставляют приоритеты в своих ролях.В некоторых ситуациях, например, когда на работе приближается важный дедлайн, для Джейн может быть важнее задержаться на работе. В этой ситуации ее роль как работника будет иметь приоритет над ее ролью как матери. В других случаях, например, когда ее дети больны и нуждаются в уходе, ее роль как матери будет иметь приоритет. Мы также можем разделить разные роли. Например, Джейн может обнаружить, что она по-разному взаимодействует с другими на работе и дома. Разделив свои роли на части, она может быть ориентирована на задачи в своей роли начальника, но социально-эмоционально ориентированной в своей роли жены и матери.Роли также могут быть специализированными. Если детей нужно дисциплинировать, Джейн и ее муж могут разработать систему, в которой ее муж отвечает за дисциплину, а Джейн отвечает за тепло и комфорт.

Опыт ролевого конфликта был связан с негативными последствиями для здоровья, психологическими, социальными и рабочими последствиями. Ролевой конфликт положительно коррелирует с пережитым уровнем стресса и депрессии и отрицательно коррелирует с самооценкой. На рабочем месте ролевой конфликт отрицательно коррелирует с приверженностью к работе, вовлеченностью в работу, участием в принятии решений и удовлетворенностью компенсацией, коллегами и надзором и, как отметили Мэри Ван Селл, Артур Бриф и Рэндалл Шулер (1981), положительно связанные с неудовлетворенностью работой, напряжением на рабочем месте и намерениями покинуть организацию.

СМОТРИ ТАКЖЕ Конфликт; Семья; Счастье; Личность; Душевное здоровье; Материнство; Представление; Ролевая теория; Я-концепция; Самоуважение; Работа

Гоффман, Эрвинг. 1961. Встречи: два исследования в социологии взаимодействия . Индианаполис, Индиана: Боббс-Меррилл.

Ван Снелл, Мэри, Артур П. Бриф и Рэндалл С. Шулер. 1981. Конфликт ролей и неоднозначность ролей: интеграция литературы и направления будущих исследований. Отношения с людьми 34 (1): 43–71.

Скотт Т. Вольф

определение конфликта ролей | Социологический словарь открытого образования

Определение конфликта ролей

( существительное ) Ситуация, в которой противоречивые, конкурирующие или несовместимые ожидания возлагаются на человека двумя или более ролями, выполняемыми одновременно.

Пример ролевого конфликта

  • Военные руководители должны думать о безопасности войск под их командованием и необходимости выполнить миссию.

Конфликт ролей Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: Конфликт ролей

Аудио произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / rOHl kAHn-flikt /
  • Британский английский — / rOHl kOn flikt /

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский — / roʊl ˈkɑnflɪkt /
  • Британский английский — / rəʊl ˈkɒnflɪkt /

Примечания по использованию

Видео по теме

Дополнительная информация

Консультации по работам

Андерсен, Маргарет Л., и Говард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Брим, Роберт Дж. И Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Жанна. 2011a. Видение социологии: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

Хенслин, Джеймс М.2012. Социология: практичный подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж. Крёлер. 2011. Социология: ядро ​​. 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сегодня . Бостон: Аллин и Бэкон.

Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире .8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шепард, Джон М. и Роберт У.Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Авторы Википедии.(Нет данных) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

Приведите определение конфликта ролей

ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Ролевой конфликт». В Социологический словарь открытого образования . Проверено 29 августа 2021 г. (https://sociologydictionary.org/role-conflict/).

APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

конфликт ролей.(2013). В К.

Добавить комментарий