Минусы конфликтов: Плюсы и минусы конфликта

Плюсы и минусы конфликтов

Краткое содержание:

  1. Плюсы и минусы конфликтов
  2. Минусы
  3. Плюсы
  4. Обсуждение

Каждый свой день мы сталкиваемся с конфликтами. Конфликт — это наиболее острый способ решения противоречий. Противоречий, то есть, дословно — ситуаций, в которых один говорит или думает одним образом, а другой — по-другому.

Если учесть, что на Земле живёт без малого 8 миллиардов людей разных культур,

языков и жизненных обстоятельств, противоречия, а отсюда и конфликты, —

неминуемы.

У конфликтов есть несколько видов:

• Конструктивные (функциональные)

• Деструктивные (дисфункциональные)

• Реалистические (предметные)

• Ценностные конфликты, когда участники имеют

несовместимые ценности

• Нереалистические (беспредметные)

• Внутриличностные

• Межличностные

• Между личностью и группой

• Межгрупповые

• Социальные

Другое дело, что конфликт может принимать различные формы, так как времена,

когда люди по любому поводу стреляли друг в друга или затевали многовековую

семейную вражду, к счастью, давно прошли. Выделяют два открытый и закрытый

конфликты.

Открытый конфликт. Здесь все сравнительно просто: все в курсе, что есть

проблема. К примеру, участники дорожного движения эмоционально высказали

друг другу своё недовольство. Или нас толкнули — мы толкнули или обозвали в

ответ. Конфликт виден.

Скрытый конфликт. Одна или больше сторон даже не знают о проблеме, потому

что недовольный участник конфликта не высказывает противоречий и не проявляет вербальной агрессии, а лишь иногда жалуется третьей стороне или вообще ограничивается закатыванием глаз. Этот вид конфликта встречается достаточно часто.

Краткое содержание

  1. Плюсы и минусы конфликтов
  2. Минусы
  3. Плюсы

Плюсы и минусы конфликтов

Если бы мы обсуждали идеальный мир, наверняка многие пожелали бы жить без

конфликтов и недопонимания. Эдакий мир во всём мире. Конфликты раздражают,

мешают, отвлекают, опустошают — давайте вместе обсудим, почему мало кто любит конфликтовать.

Минусы

Конфликт = ссора. Мы подсознательно приравниваем одно к другому. Безусловно,

есть люди, которые питаются конфликтом, но чаще ссоры выматывают, отнимают

настроение и силы. А чувствовать себя не только недовольным, но ещё и

истощённым — никому не хочется.

Конфликт портит отношения между людьми, как многим кажется. Если у нас

конфликт, значит, мы не можем дружить, приятельствовать или просто поболтать

при встрече. Особенно, если конфликт открытый.

Конфликт отнимает у сторон много времени. Подумать о нём, сформировать свои

доводы, собрать при необходимости коалицию — вот день и прошёл! Как много

времени мы могли бы использовать иначе, но нет, мы же в конфликте.

Конфликт вредит репутации. Тут я вам расскажу историю, это вот прям мой конёк.

Среди тем моих исследований и тренингов красной линией идёт тема

клиентоориентированности. Я борец за добро, справедливость и качественный

сервис в любом ценовом сегменте. Думаю, вы представляете, как обширно моё

поле боя и как сильны противники. Не передать, как часто я сталкиваюсь с

грубостью, глупостью, безразличием и профессиональной необразованностью

сотрудников индустрии сервиса и торговли. Мы все сталкиваемся, на самом деле,

но многие предпочитают не обращать внимания, а кто-то и действительно ничего

не замечает, ведь ожидания и ценности тоже у всех разные. Вместо того чтобы

обсудить низкий сервис потом с социальных сетях, я с разбегу бросаюсь спасать

заблудшие души.

И мне-то кажется, что я делаю благое дело, но мои друзья и близкие другого

мнения. Им неловко со мной, жалко продавцов и официантов, которые попадают

под мой исследовательский микроскоп. Однажды мой бывший коллега сказал, что

меньше всего на свете хотел бы быть официантом, который меня обслуживает.

Как-то едем мы тут с подругой, с которой уже много лет знакомы, и которая

абсолютно в курсе моей ценности высокого сервиса и придирчивости в его

получении, и речь заходит об оценке пассажира в Яндекс. Такси, которую своими

голосами присуждают водители. У меня эта оценка была 4,98, так подруга не

поверила, что она моя. Говорит, не может такого быть, наверняка от твоего лица

кто-то другой катается. То есть, за все эти годы у меня сформировалась репутация

не самого приятного потребителя, и теперь я уже не знаю, как её скорректировать.

А ещё конфликт, сам факт того, что мы в него попадаем, часто заставляет нас

чувствовать себя одинокими и непонятыми. Мы начинаем сомневаться в том, за что ратуем, и требуется много силы воли, а иногда и упорства, и упрямства, чтобы

продолжать стоять на своём.

Плюсы

Но если бы конфликт был так исключительно пагубен для человека и не

приносил в жизнь ничего хорошего, вряд ли умная природа позволила бы нам в нём выживать, развиваться и вступать в новые противостояния. Очевидно,

конфликтные ситуации обладают и позитивным эффектом. Предлагаю выяснить,

как это может проявляться.

Конфликт рязряжает нашу эмоциональную систему. Мы выплёскиваем эмоции,

накопленный стресс и недовольство. Нам не всегда удаётся контролировать накал,

это да, но, особенно в открытом конфликте, мы не оставляем за душой зла.

Противоречие, если оно разрешается, приводит к психологическому,

ментальному или ресурсному росту сторон. В социальном плане конфликт

практически исчерпан в тот момент, когда мы понимаем причины, по которым

конфликтует оппонент, а, значит, начинаем видеть ситуацию шире, не только со

своей колокольни. Если сообща или при помощи медиатора — поддержки в

переговорах и разрешении конфликтов — у нас получается достигнуть решения, наш

мозг активно шевелится и приходит к созданию новых нейронных связей, что,

безусловно, характеризует его развитие. Если в результате конфликта мы-

выигравшая сторона, вероятнее всего, мы с чем-то остались — признанной правотой, деньгами, другими материальными или нематериальными ресурсами.

Конфликт заставляет нас сомневаться. Но ведь это и становится двигателем

мирового прогресса, не важно, в масштабах Вселенной или одного конкретного

офиса. По-старому действовать нельзя, а как действовать по-новому ещё не

понятно — вот вам величайший внутриличностный конфликт, который помогает нам делать новые выборы и двигаться вперёд.

Конфликт освобождает от изживших себя отношений. Да, к сожалению, это

утверждение верно с большой погрешностью: неумение грамотно выйти из

конфликта приводит нас порой и к потере важных отношений. В то же время,

именно в конфликте нам легче отказаться от скачек на дохлой лошади и оставить

то, что уже давно перестало быть ценным или вообще здоровым.

Конфликт — способ самоутвердиться, выяснить, кто круче. Согласитесь, все мы в

жизни периодически нуждаемся в подтверждении собственной крутизны. И одно

дело получить похвалу, приятную, но мимолетно, а другое — одолеть соперника.

Победа будет подпитывать наше эго долгими бесконфликтными вечерами.

Природа конфликта естественна, и только мы, люди, можем делать его

безобразным или болезненным

Общество без конфликтов обречено на гибель

Мы уже привыкли к тому, что живем в окружении конфликтных ситуаций. Между собой сталкиваются различные силы – политические партии, общественные движения, формальные и неформальные лидеры. Конфликты раздирают многие офисы, нет мира и во многих семьях… Однако, как неожиданно предупреждает доцент кафедры конфликтологии, заведующий центром медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ, кандидат социологических наук Олег Маврин, любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. 

КОНФЛИКТУЮ, ЗНАЧИТ, РАЗВИВАЮСЬ

Общество без конфликтов – ненормально. И сколько бы мы с вами ни выступали сторонниками мира и согласия во всех сферах жизни, приходится признать, что любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. Ведь конфликты — дополнительный шанс развития, они играют двоякую роль. С одной стороны, конфликт по своей природе негативен, а с другой – весьма позитивен.

В чем плюсы конфликта? Благодаря ему, благодаря столкновению интересов начинает оживляться общественная жизнь. Борьба приводит к возникновению новых качеств и явлений. Минусы же конфликтов в том, что неизвестно, чем вся эта борьба закончится, и как после этого конфликта будут складываться отношения в обществе.

И все-таки мы приходим к выводу, что конфликты, даже если они нам и неприятны, – не что-то противоестественное. Напротив, это нормальное развитие общества и человеческих взаимоотношений. Здоровый организм без этого не живет. Об этом заговорили давным-давно, когда наука о конфликтах только зарождалась. Это случилось в самом начале ХХ века. Конфликтология возникла на стыке ряда гуманитарных наук, также изучавших природу конфликтов.

ЕСЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ БУШУЮТ СТРАСТИ

Конфликту в трудовом коллективе предшествует внезапно возникшее напряжение в отношениях между его членами. Это напряжение может нарастать долго, в таком случае конфликт будет медленно тлеть, пока, наконец, не превратится в буйный пожар. А бывает и иначе: напряжение едва обозначилось, как какой-то инцидент спровоцировал бурную реакцию враждующих сторон и их столкновение между собой.

Есть и еще один вариант. Кто-то очень умный и дальновидный ухитряется своевременно снять это напряжение (или порекомендует обратиться к помощи медиатора). Тогда провоцирующего инцидента не будет, и конфликт, едва обозначившись, окажется исчерпанным. Надо заметить, что конфликт легче всего урегулировать именно в самом начале. Если пустить все на самотек, то со временем стороны вообще не станут слушать (и тем более слышать) друг друга – и потому что не смогут, и потому что не захотят. Конфликт обычно подогревается тем, что каждая из сторон уверена, что она права и выиграет в этом конфликте. Однако зачастую противники переоценивают свои силы, и исчерпав свои ресурсы, понимают что ситуация сложилась тупиковая, надо с этим что-то делать, — и тогда им требуется вмешательство третьей нейтральной стороны (судьи, медиатора).

Чаще всего, в таких ситуациях наши сограждане обращаются в суд, ведь многие люди не догадываются, что такая третья сторона, как судья, является более затратной по времени, иногда по деньгам, ну и, конечно же, по принимаемому решению. Судья решает, кто прав, кто виноват в конфликте. Медиатор же организовывает процедуру разрешения конфликта, учитывая интересы всех сторон. За процедуру медиации стороны платят поровну, а если они не приходят к согласию, то вообще ничего не платят. И самое главное: в результате медиативного соглашения все стороны оказываются в выигрыше.

В трудовых коллективах конфликт может играть позитивную роль, активизировать деятельность сотрудников, заставить их шевелиться в том случае, если они поймут, что реально могут лишиться работы или к ним применят какие-то штрафные санкции. В итоге конфликт способствует тому, что организация не загнивает.

То же самое касается и семейных отношений. Многие семейные пары стараются не доводить раздоры до крайностей, своевременно объясниться, снять напряжение. Иногда встряска даже помогает оживить отношения, вновь сблизиться. Семейный конфликт тоже может быть конструктивным. У каждой пары свой рецепт. Если же «скорая помощь» не срабатывает, в бой вступает тяжелая артиллерия – медиаторы. Но случается, и они бессильны, это значит, что отношения между супругами изжили себя.

СТОИТ ЛИ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЛЮДЕЙ–«ПОДЖИГАТЕЛЕЙ» …

Почти в каждом коллективе найдутся конфликтогенные люди, которые и являются очагом возникновения конфликтных ситуаций. Иногда это правдолюбцы, которых не устраивает положение дел в коллективе, не отвечающее их понятиям о справедливости, иногда — творческие личности, которые готовят прорыв в своей отрасли и не хотят мириться с устаревшими приемами. Но чаще всего, это связано с тем, что у таких людей внутриличностный конфликт, которого они не замечают. Некоторые из них в итоге понимают, что следует работать над собой, может быть, при помощи психолога.

Нельзя утверждать, что человек рождается конфликтным. Как правило, на заре жизни он вполне адекватен и добр, это какие-то обстоятельства приводят к возникновению агрессии и раздражительности. Важно найти причину, которая вызывает агрессию. Часто ею бывает недостаток любви и внимания в пору их детства или отрочества. При желании сотрудника можно попытаться провести с ним конфликтологическое консультирование и выяснить, с чем связано конфликтное отношение с коллегами. Если же такие люди винят всех и во всем, но не желают обратить внимания на собственные проблемы и потому остаются очагом раздражения, от  них стремятся избавиться. Для руководителя важно понять, кто является в коллективе «слабым звеном», что зачастую возможно с помощью фасилитации (процесса облегчения взаимодействия внутри группы для раскрытия ее потенциала).

Случаются и вовсе безнадежные люди, которые живут во вражде со всем миром. Чаще всего, у них проблемы с психикой. И это уже поле деятельности для психиатра. Конфликтологи-медиаторы не работают с людьми, у которых имеются проблемы с психическим здоровьем. К нам в Центр как-то обращалась женщина, у которой был конфликт с сестрой. Сестра ее опекала, и это раздражало нашу потенциальную клиентку. Но вскоре выяснилось, что у нее психическое заболевание, и она не в состоянии воспринимать объективные доводы. Нам пришлось аккуратно объяснить, что медиатор тут помочь не может, поскольку его деятельность возможна только при способности клиента объективно оценивать ситуацию. Но это уже болезненные формы противостояния, которым не имеет отношения  к продуктивным конфликтам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Преимущества и недостатки конфликтов

Управляйте своим бизнесом

Нил Кокемюллер

Опубликовано 22 января 2019 г.

Слово «конфликт» обычно имеет негативный оттенок, но оно важно для производительности и роста во многих организациях. Однако, когда конфликт плохо управляется или становится личным, он вызывает стрессовые отношения на работе и приводит к ухудшению организационного духа.

Конфликты Преимущества

Единственный способ избежать конфликтов в типичной организации — избегать возможностей для роста, улучшения или расширения. Когда топ-менеджеры формулируют стратегии, для них естественно выявлять и обсуждать различные взгляды и подходы к достижению целей. Конфликты в разговорах и взаимодействии в рабочей группе способствуют инновациям и творческому развитию, =»_blank»>согласно Kelly Services. Положительный конфликт, возникающий в ходе рабочих разговоров в коллективе, также свидетельствует о том, что в вашей деловой среде поощряются различные точки зрения. Когда сотрудники выдвигают и обсуждают достоинства различных идей, они ведут переговоры, преодолевая конфликты, чтобы прийти к наилучшему решению.

Kelly Services также отмечает, что конфликт поддерживает развитие как менеджеров, так и сотрудников в организации. Открытый обмен идеями, напряженные дискуссии по важным темам и страстные точки зрения — все это вызывает конфликты, но они открывают вовлеченным сторонам альтернативные взгляды на вещи. Со временем сотрудники развивают свои навыки разрешения конфликтов таким образом, что они более эффективно превращают конфликты в сильные идеи.

Совет

Обучение разрешению конфликтов и постоянное обучение сотрудников — это стратегии, позволяющие максимально использовать преимущества организационных конфликтов.

Недостатки конфликтов

Недостатки конфликтов часто связаны с организационной культурой или менталитетом работников, которые препятствуют успешному разрешению. Горячие конфликты, переходящие в личные, вызывают напряженных рабочих отношений. Проблематично, когда сотрудники в команде не любят друг друга. Личные конфликты в рабочих коллективах мешают совместной коммуникации, а стресс может отвлекать каждого работника от оптимального выполнения своей роли.

Конфликты также отнимают много времени и средств для компаний. Некоторые менеджеры тратят большую часть своего времени на разрешение конфликтов, согласно Ресурсу по улучшению эффективности бизнеса. По данным BPIR, конфликты являются причиной примерно половины отставок. Оборот, возникающий в результате конфликтов, обходится дорого, так как компаниям приходится нанимать, нанимать и обучать новых сотрудников. Кроме того, есть утраченные знания, которые уходят с увольняющимся работником. В некоторых отраслях затраты на замену одного работника превышают годовой оклад по данной должности.

  • писатель
  • обратная связь
  • цитировать

Плюсы и минусы различных стилей управления конфликтами

С таким количеством разных типов личности, опыта и мнений на рабочем месте неудивительно, что иногда они бывают оживленными (некоторые могут назвать их горячими) идут дискуссии. Различные точки зрения привносят разные точки зрения и могут привести к продуктивным дискуссиям и творческим решениям важных вопросов. Однако, когда эти различные точки зрения приводят к конфликту, возникшее напряжение может привести к беспокойству и недовольству среди сотрудников и/или клиентов.

Инструмент Томаса-Килманна для определения режима конфликта (TKI)

Правильное управление конфликтами обеспечивает безопасность и продуктивность рабочей среды. Хотя не все эксперты согласны с наилучшим подходом к разрешению конфликтов, наиболее часто HR-специалисты и бизнес-менеджеры используют метод подписи — инструмент Томаса-Килманна для определения режима конфликта.

Инструмент Томаса-Килманна (TKI), названный в честь авторов инструмента, доктора Кеннета В. Томаса и доктора Ральфа Х. Килманна, изучает поведение человека, связанное с его напористостью и стремлением к сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Пара определила пять разных стилей разрешения конфликтов: избегание, соперничество, компромисс, приспособление и сотрудничество.

Стили управления конфликтами

Нет правильных и неправильных стилей, но знание того, когда и как использовать разные стили, является ключом к поддержанию мира и гармонии на рабочем месте.

Конкуренция

Люди, использующие этот стиль, ставят на первое место свои собственные интересы, часто за счет другого человека, своего отдела или своей компании. Конкуренция за новую учетную запись с другой компанией — это пример, когда этот стиль полезен, но конкуренция с членами собственной команды обязательно ослабит отношения и подорвет моральный дух. При использовании конкурирующего стиля человек одновременно напорист и отказывается сотрудничать.

 

 

Уступчивость

Человек, использующий уступчивый стиль, пренебрегает своими потребностями и уступает чужой точке зрения. Это противоположно соперничеству, и, хотя это может показаться уступкой, такой подход полезен, когда результат представляет собой низкий риск, а сохранение отношений важнее, чем правота.

Если использовать слишком часто, человек с уступчивым стилем может быть воспринят как мученик, что может вызвать чувства обиды и сожаления. Уступчивый стиль может быть очень полезен при назначении времени встречи, места и даты обеда. Уступчивый человек, как правило, не напорист и готов к сотрудничеству.

Избегание

Человек, использующий избегающий стиль управления конфликтами, не уверен в себе и отказывается сотрудничать. Этих сотрудников часто считают дипломатичными, потому что они обходят проблему или уходят, чтобы предотвратить потенциально опасную ситуацию.

Это эффективная техника отсрочки принятия решений, но менеджеры должны следить за тем, чтобы другие не восприняли это как отсутствие беспокойства. Менеджеры могут сказать: «Давайте отложим эту тему» ​​в качестве техники избегания, чтобы восстановить спокойствие во время особенно противоречивой дискуссии.

Сотрудничество

Самый популярный стиль управления конфликтами, который используют профессионалы, — это стиль сотрудничества.

— Ниагарский институт

Сотрудничающий стиль управления конфликтами — напористый и кооперативный — полная противоположность избеганию. Совместная работа, а не индивидуальная, является целью многих организаций. Сотрудничая, коллеги работают над поиском решения, которое нужно обеим сторонам и которое удовлетворяет их интересы.

В конечном счете, обе стороны получают то, что хотят, и это может способствовать установлению крепких долгосрочных отношений.

Добавить комментарий