Мировоззрение какое бывает: Типы мировоззрения. Их связь с жизненными целями

Содержание

Типы мировоззрения. Их связь с жизненными целями

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Что такое мировоззрение уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие  ставим соответственные жизненные цели (стратегические цели), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа»  вовсе не существует. В то же время: все живое  наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот. Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом  мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке  и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны,  образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

 Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

 Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

 Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу,  концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас —  от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до  влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели  не из своего  типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению,   цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

        система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.— существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший с появлением человеч. общества.         М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич.,
филос.
, религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.— житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и
филос.
знаний.         Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.         Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.         Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.         Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.         М. может выступить на житейском
(обыденном)
уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.         М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118)
. М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.         В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс
(напр., в капиталистич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия)
имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.         В противоположность
бурж.
М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное орудие революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.— коммунистического и буржуазного, в ходе которой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.         В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейновоспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.         Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964; Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Дpыгин В. И., Науч. М., его предмет и функции, Саратов, 1981; Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

        А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Типы мировоззрений

Определение 1

Мировоззрение – это совокупность принципов и образных представлений, которые представляют видение мира и человека в этом мире.

Мировоззрению присуще:

  • исторический характер
  • наличие ценностных ориентаций
  • наличие идеалов, убеждений образа жизни человека и общества.

В мировоззрении отражается завершение целостностной духовности человека. Оно представляет собой систему многообразных черт духовной жизни общества и то, как человек познает и ощущает окружающий его мир.

Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса:

  • Мифологическое
  • Религиозное
  • Научное

Это основные типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое сознание — духовное основание первобытной культуры.

Для данного типа мировоззрения характерно:

  • первообщинное общество
  • антропоморфизм (одухотворение природы)
  • формирование и закрепление систем ценностей
  • устная трансляция накопленных знаний
  • определение формы поведение индивида и всего общества
  • вера в сверхъестественное

Мифы охватывали все формы жизнедеятельности людей. Они являются основными «тексами» культуры. Установлению единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир способствовала их устная передача. Вера в «свои» мифы объединяла сообщество, консалидировала его членов и одновременно позволяла отличить его членов от «чужаков», веривших в иные мифы. В мифах отрабатывались, сохранялись и культивировались практические сведения, навыки хозяйственной и кульутрной деятельности. В процессе передачи этих знаний от поколения к поколению, которые копились в течение многих веков, формировался общеплеменной опыт. Он закреплялся в социальной памяти и генерировался в первоначальный уровень знаний и способов мышления. С этого начинался путь к развитию философии и науки. В мифологических рассказах о божествах, присутствующих в мире, зарождалось религиозное мировоззрение.

Готовые работы на аналогичную тему

Религиозное мировоззрение

Этот тип мировоззрения вырастает из мифологического и включает в себя многие его компоненты. Оно строится на религиозных представлениях, которые имеют свои особенности в различных формах религии. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Им присуще своё характерное миропонимание. Это плод исторического и культурного развития.

Характеристика религиозного типа:

  • чувственно-образная форма освоения действительности
  • вера в сверхъестественные силы
  • догматизм
  • формирование строгих нормативных, моральных установок
  • подкрепление веры мистическим опытом
  • авторитарность духовного сословия
  • представлено в виде притч и сказаний

Замечание 1

Отличительная особенность этого типа в том, что мировые силы (духи, боги) персонифицируются и окончательно превращаются в надмировые и внемировые силы.

Для религии характерен догматизм, формирующийся на системе моральных норм, с объединением людей в единую организацию (религиозная община, церковь и т.д.). Основными понятиями для этого типа мировоззрения выступают: понятия о добре и зле, смысле жизни, нравственности. Ответы на эти вопросы представлены в виде священных текстов, писаний, как регуляторов миропорядка.

Научное мировоззрение

В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение. Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий.

Благодаря интенсивному познанию окружающего мира в сознании человека:

  • аккумулируются и закрепляются знания, умения, навыки.
  • происходит постоянное формирование знаний, идей и концепций.
  • накопление ранних представлений становятся частными случаями новых теорий.
  • возникает Научная картина мира.
  • складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём множестве доказанных фактов.
  • ставится акцент на логику, рациональность и доказательность.

Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой культуры.

Уникальность и новизна установленного им стиля содержалась в: предельной широте мышления, его универсальности. узаконивании права разума на познание и развитие науки, утверждении права человека на свободу слова, вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей обосновании многих гуманистических ценностей.

Гегель подытожил это философское мировоззрение. Его система – высшая точка всей философии, которая сформировалась в логическую конструкцию, воплощающую в себе деятельность мирового разума.

Философия выделяется как особый тип общественного сознания.

Определение 2

Философия — это система фундаментальных идей в составе мировоззрения человека.

Философствование зародилось в древней Греции с удивления и постановки вопросов о мире. Формируется качественно иной тип мышления, отличного от обыденного. Это особое отношение к миру. Для этого типа мировоззрения характерно:

  • абстрактно-понятийная форма освоения действительности
  • различение природного и социального мира
  • накопление естественнонаучных знаний (труды в области математики, медицины, астрономии, физике)

Мировозрение — это… Что такое Мировозрение?

Мировоззре́ние — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Одна из основных категорий философии познания, человека, религии и быта. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, ценностей, чувств, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.

  • Мифологическое мировоззрение

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.

  • Религиозное мировоззрение

Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии либо как веры в сверхъестественное, либо как совокупности учений, подразумевающих дихотомию сакрального и профанного, либо связанную с верой в Бога (или богов).

Мифологическое и религиозное мировоззрения тесно взаимосвязаны и даже совпадают по ряду пунктов: 1) чаще всего религиозное мировоззрение предполагает наличие в нем мифологической системы; 2) мифологическое мировоззрение основано на религиозной вере; 3) мифологическое сознание, как и религиозное в ряде случаев(напр., в буддизме, в религиях Китая, первобытных формах религии) не содержит такого элемента, как «вера в сверхъестественное».

Список таких совпадений можно дополнить.

  • Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте. Философия не имеет практической значимости.


Основные мировоззренческие принципы В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.

Атеизм — отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии[1][2]. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт(сенсуализм). Последовательное же развитие сенсуализма приводит к скептицизму.

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида.Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определенного суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта. Обращаясь к проблеме человека, скептицизм неизбежно приходит к отрицанию смысла человеческой жизни.Поэтому субъект волен сам придумывать для себя смысл и соответственно своим соображениям определять жизненные цели, которые, на практике, заключаются в достижении различных удовольствий.

Пантеизм— вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология(Пифагор, натурфилософы), так и гносеология(Платон, Аристотель и др.)С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция., предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.

Креационизм-вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.

Всё вышеперечисленное имеет непосредственное применение только к части термина

Мировоззрение

 

, определяющей его как некое стремление понять сущность происходящего. На самом же деле этот термин имеет более широкое применение и значение. Именно мировоззрение является категорией , разделы и подразделы которой призваны объяснять основные принципы появления, развития и применения всего происходящего. А значит Эта категория включает в себя следующие разделы.

Раздел научное мировоззрение Вместо «Научная картина мира», включить Физика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14410899 Химия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15104037 Биология http://ru.wikipedia.org/?oldid=15202240 Математика http://ru.wikipedia.org/?oldid=14856615 , в том числе геометрия http://ru.wikipedia.org/?oldid=15051338

Каждый из этих подразделов основан на выявление источников происхождения предметов изучения, закономерностях развития и способах применения.

Уважаемые участники, если вы владеете возможностями данного сайта, пожалуйста, помогите правильно оформить и дополнить данный раздел. С наилучшими намерениями. —Я. Женщина 07:36, 21 апреля 2009 (UTC) —>

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия: Атеизм
  2. Kai Nielsen, Энциклопедия Британника: Atheism: «…a more adequate characterization of atheism consists in the more complex claim that to be an atheist is to be someone who rejects belief in God for [reasons that depend] on how God is being conceived.»

Мировоззрение

 

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Мировоззрение — Большая советская энциклопедия

Мировоззре́ние

Система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

А. Г. Спиркин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (Weltanschauung, Worldoutlook, vision du monde) – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы… Новая философская энциклопедия
  2. Мировоззрение — Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. Педагогический терминологический словарь
  3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. Новейший философский словарь
  4. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию слова «М. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Большой энциклопедический словарь
  6. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ -я; ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Люди разных мировоззрений. Материалистическое м. М. социал-демократа. ◁ Мировоззренческий, -ая, -ое. М-ие вопросы. М-ие проблемы. Толковый словарь Кузнецова
  7. мировоззрение — -я, ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Коммунистическое мировоззрение. Люди разных мировоззрений. □ Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Малый академический словарь
  8. мировоззрение — Простое по своим очевидным составляющим слово: «воззрение на мир», «представление о мире». Пожалуй, следует лишь добавить, что скалькировано оно с немецкого Weltanschauung, в котором Welt – это «мир», a Anschauung – «взгляд», «воззрение». Этимологический словарь Крылова
  9. мировоззрение — мировоззрение ср. 1. Система взглядов на окружающий мир, на место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной действительности и друг к другу. 2. Соответствующие этой системе убеждения и идеалы. Толковый словарь Ефремовой
  10. мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. | прил. мировоззренческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. мировоззрение — орф. мировоззрение, -я Орфографический словарь Лопатина
  12. мировоззрение — МИРОВОЗЗР’ЕНИЕ, мировоззрения, ср. (·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение. Толковый словарь Ушакова
  13. мировоззрение — мировоззре́ние калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. мировоззрение — см. >> воззрение, мнение Словарь синонимов Абрамова
  15. мировоззрение — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  16. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ — англ. world-view; нем. Weltanschauung. Система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей… Социологический словарь
  17. мировоззрение — Мир/о/воз/зр/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  18. Мировоззрение — Комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Словарь по культурологии
  19. мировоззрение — Мировоззрение, мировоззрения, мировоззрения, мировоззрений, мировоззрению, мировоззрениям, мировоззрение, мировоззрения, мировоззрением, мировоззрениями, мировоззрении, мировоззрениях Грамматический словарь Зализняка

КАКИМ БЫВАЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Человек и мир Библиотека русских учебников

От чего зависит тот или иной мировоззрение человека? ред людьми, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неправильно. Ведь мы уже отмечали, что людей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории с своего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции при рассмотрении мира в его осознании и оценкеінці.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают. Богу — теоцентризм или природе — — природоцентризм, другие — человеку (антропоцентризм), обществу -. Социоцентризм, знанием или науке — знанняцентризм, наукоцентризм. Иногда мировоззрение делят на прогрессивные и реакционныений.

Выделяют следующие типы мировоззрения

Модерн мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют жизненным мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными и доказательствами или данными науки. Они формируются стихийно, особенно если человек не интересовалась мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомилась с содержанием религий йних учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с разными людьмиьми.

Ощутимый и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает жизненная, повседневная основа. Модерн мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека, в этом его сила. Ал ле он мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры, в этом его слабостьсть.

Модерн мировоззрение очень распространен, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный сли.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как. Библия,. Коран, священные книги буддистов,. Талмуд и ряде других. Напомним в, в религии содержится и определенная картина мира, учение о назначении человека, заповеди, направленные на воспитание у нее определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и сл абки стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целоелей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения является непримиримость к другим жизненных позиций, иногда оказывается, недостаточное внимание к достижениям науки, но иногда их игнорирование. Правда, в последнее время многие бы богословов высказывают мнение о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления»о соответствии. Бога изменениям, даваемые наукой и технологией»Но пока еще богословы не могут определенно сказать,»какой именно тип согласия может быть установлен между лабораторной табуреткой и церковной скамьейю».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, который в своем развитии постоянно опирался на достижения науки. Он включает в себя научную картину мира, обобщенные п итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с природной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К достоинствам отнесем его прочную обгру нтованисть достижениями науки, реальность целей и идеалов, содержащихся в нем, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не заняла в нем должного места. Человек, человечество, человечностьність

— это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка этой триады

— задача неисчерпаемый, но неисчерпаемость задачи требует не отстранения от него, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение

Обращение к человеку, человечества, человечности, если оно примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживая фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной чертой станет гуманистическая спря ямованист.

Такая направленность ставит в основу взглядов и деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С их позиций человек рассматривается частью общества и природы, которая ответственна за их сохранение и развитие, обладает широтой видения мира, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур и ставит на»вершину угла»взаимопонимание людей, их физическое и моральное здоро зан, защиту достоинства человека, его творческого труда и благосостояния, мирных добрососедских отношений между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В число высших ценностей, кроме общечеловеческих, включаются ценности и общенациональные (в отношении нашей страны — общероссийские), этнокультурные (т. е. принадлежащих к нации, региона, этнической группы), социально ориентированные на заботу п ро детей и родителей, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища тощщо.

«Что определяет мировоззрение современного человека?» – Яндекс.Кью

Не могу согласиться с мнением, которое гласит, что все дело в среде. И проблема тут вот в чем- уже сейчас известно, что даже способность делать выводы и принимать решения в одних и тех же условиях зависит от особенностей работы разных частей мозга, возбудимости нервной системы и особенностей строения белковых комплексов, которые отвечают за многие процессы, например за то как будет работать тот или иной нейромедиатор и гормон. Приведу пример из своей научной работы по физиологии: Одни и те же нейропептиды (белковые гомоны влияющие на нервную систему) могут совершенно по-разному воздействовать даже на представителей близкородственных видов, если их социальное поведение сильно различается. Как пример, можно рассматривать введение вазопрессина самцам прерийной полевки, это превращает их в моногамных и любящих отцов. Однако введениевазопрессина самцам близкого вида, для которых не характерно образование прочнысемейных пар, вазопрессин такого действия не оказывает. Также показателен примервведения вазотоцина самцам территориальных птиц. Он делает их более агрессивными изаставляет больше петь, однако введение этого же нейропептида самцам зебровой амадины, которые также живут колониями, однако не охраняют своих участков, неоказывает такого эффекта. Очевидно, что нейропептиды не создают тот или иной типповедения, а только регулируют генетически обусловленные типы поведения.Однако этого нельзя сказать про рецепторы окситоцина и вазопрессина, которые располагаются на мембранах нейронов некоторых отделов мозга. Возвращаясь к полевкам, стоит сказать, что в результате ученные сумели превратить полевок, для которых не характерно образование долгих пар в верных мужей. Для этого они лишь повысили экспрессию вазопрессиновых рецепторов V1а в мозге. Таким образом,регулируя работу генов вазопрессиновых рецепторов, можно создать новую манеру поведения, не свойственную животным. У полевок экспрессия вазопрессиновых рецепторов зависит от некодирующегоучастка ДНК — микросателита, расположенного перед геном рецептора V1a.

У моногамной полевки этот микросателлит длиннее, чем у немоногамного вида.Индивидуальная вариабельность по длине микросателлита коррелирует с индивидуальными различиями поведения (со степенью супружеской верности и заботы о потомстве).

У людей все несколько сложнее, однако удивительные результаты дало сопоставление индивидуальной изменчивости людей по микросателлитам, расположенным недалеко от гена рецептора V1a, с психологическими и поведенческими различиями. Например, оказалось, что длина микросателлитов коррелирует со временем полового созревания,а также с чертами характера, связанными с общественной жизнью — в том числе с альтруизмом

Этот микросателлит влияет и на семейную жизнь. Исследование, проведенное в 2006 году в Швеции, показало, что у мужчин, гомозиготных по одному из аллельных вариантов микросателлита (этот вариант называется RS3 334), возникновение романтических отношений вдвое реже приводит к браку, чем у всех прочих мужчин. Кроме того, у них вдвое больше шансов оказаться несчастными в семейной жизни. У женщин ничего подобного не обнаружено: женщины, гомозиготные по данному аллелю, счастливы в личной жизни не менее остальных. Однако те женщины, которым достался муж с «неправильным» вариантом микросателлита, обычно недовольны отношениями в семье.

У носителей аллеля RS3 334 обнаружено еще несколько характерных особенностей. Их доля повышена среди людей, страдающих аутизмом (основной симптом аутизма, как известно, это неспособность нормально общаться с другими людьми). Кроме того, оказалось, что при разглядывании чужих лиц (например, в тестах, где нужно по выражению лица определить настроение другого человека) у носителей аллеля RS3 334 сильнее возбуждается миндалина (amygdala) — отдел мозга, обрабатывающий социально-значимую информацию и связанный с такими чувствами, как страх и недоверчивость.
Я ни в коем случае не утверждаю, что опыт не влияет или влияет слабо, однако стоит понимать, что интерпретация опыта во многом будет зависеть от того что человек чувствует и как происходят процессы мышления у него в голове. А уж к этому могут подгоняться самые разные оправдания к далеко неблаговидному поведению.

CreationWiki, энциклопедия науки о сотворении мира

Worldview.png

Мировоззрение — это взгляд на жизнь или взгляд на мир, основанный на философской аксиоме или предположении. Существует два основных мировоззрения, каждое из которых имеет свои основные предположения. Одна система мышления имеет в своей основе одни природные процессы, а другая — создание Богом. Эти мировоззрения становятся все более поляризованными из-за повышенного акцента на преподавании эволюции в государственных школах, исключая любую противоположную точку зрения.Также способствует распространению однобокого подхода, принятого в популярных СМИ, что отталкивает другие точки зрения.

Теистик

Основная статья: Теизм

Теизм — это религиозная философия, которая утверждает, что Бог существует, и что Он создал и поддерживает космос. Классический теизм утверждает, что Бог-Создатель не только существует, но и всеведущ, вездесущ, существует обязательно, нефизически, вечно и по существу хорошо. Наиболее конкурентоспособной альтернативной философией в современном интеллектуальном климате является метафизический натурализм, философия науки, действующая без существования Бога и души, предшествующая предположению о строгом материализме. [1]

Создание

Основная статья: Креационизм

Мировоззрение сотворения — это вера в то, что вселенная, Земля и жизнь были преднамеренно созданы разумным существом, которое здесь известно как «точка зрения сотворения» (CPOV). В частности, креационизм — это вера в то, что Бог создал космос из состояния небытия. Творение в этом смысле отличается от простого изменения или трансформации чего-то ранее существовавшего (эволюция).

Существует две основные школы обучения, известные как религиозный креационизм и научный креационизм, и спектр мнений по таким вопросам, как возраст Земли, биологическая эволюция и степень, в которой природные процессы были связаны с развитием космоса. ,

Библейский

Основные статьи: Христианство и иудаизм

Библейское мировоззрение основано на изучении Библии, которая считается вдохновенным словом Бога.В самых ранних главах Бытия Библия определяет мировоззрение, которое включает в себя то, что можно назвать несколькими фундаментальными и многими производными моментами. Вот некоторые из них:

  • Личный Создатель, который отличается от творения. Другими словами, Бог — это личность, а не безличная космическая сила. Бог и Его творение не одно и то же по сути.
  • В Эдеме произошло историческое падение, приведшее к вечной смерти. В Новом Завете содержится Евангелие, в котором описывается жертвенная работа Христа, которая открыла единственный выход из этого проклятия.

Основание и принципы иудаизма содержатся в еврейских писаниях, более широко известных как «Ветхий Завет», в которых содержится история ранней Земли, а также рождение и развитие Нации Израиля. Принимая во внимание, что основа и принципы христианства исходят из Нового Завета Библии, в котором содержатся доктринальные книги христианской веры.

исламских

Основная статья: Ислам

Исламское мировоззрение основано на учении в Коране.Ислам также является монотеистической религией, которая согласна с Библией об основных событиях творения.

Атеистический

Основная статья: Атеизм

Атеизм — это философское отрицание существования Бога. [2] Более активная позиция подтверждает несуществование Бога и предлагает позитивную веру, а не просто приостановку неверия. [3] Материализм (неверие в духовное царство), натурализм, теория эволюции и гуманизм неумолимо вытекают из этого мировоззрения.

Натурализм

Основная статья: Натурализм

Натурализм — это философское мировоззрение, которое утверждает, что космос и жизнь возникли и действуют только через естественные процессы. Явное и единственное внимание к миру природы заставило современную науку принять натурализм как доминирующую философию науки. Натурализм не обращается к сверхъестественной или нефизической реальности за объяснениями в любое время, и поэтому многие христианские философы, такие как Элвин Плантинга, Уильям Лейн Крейг и Питер ван Инвагон, считают, что натурализм поддерживает более сильную позицию, чем атеизм.Согласно Плантингу, натурализм не только предполагает небытие Бога, но и охватывает все сферы жизни, отвечая на ряд глубоких экзистенциальных вопросов, таких как, как следует рассматривать жизнь, из чего состоит мир и какова цель человечества на самом деле. С этой метафизической позиции философы считают натурализм мировоззрением и, таким образом, предоставляют когнитивным функциям религии недостающую поддержку только внешним действиям поклонения и / или ритуала. [4] [5]

Метафизический натурализм или онтологический натурализм — это мировоззрение, в котором реальность состоит только из природных вещей, сил и причин.Все понятия, связанные с сознанием или умом, относятся к сущностям, которые сводятся к таким же естественным вещам, силам и причинам. Не существует объективного существования какой-либо сверхъестественной вещи, силы или причины, которые описаны в различных религиях и мифологических описаниях. Все сверхъестественные вещи в конечном итоге объясняются исключительно с точки зрения естественных вещей. Метафизический натурализм — это монистический, а не дуалистический взгляд на реальность.

Явное и единственное внимание к миру природы привело современную науку к принятию натурализма как доминирующей философии науки.Многие христианские философы, такие как Аливн Плантинга, Уильям Лейн Крейг и Питер ван Инвагон, считают, что натурализм поддерживает более сильную позицию, чем атеизм. Согласно Плантингу, натурализм не только предполагает небытие Бога, но и охватывает все сферы жизни, отвечая на ряд глубоких экзистенциальных вопросов, таких как, как следует рассматривать жизнь, из чего состоит мир и какова цель человечества на самом деле. С этой метафизической позиции философы считают натурализм мировоззрением и, таким образом, предоставляют когнитивным функциям религии недостающую поддержку только внешним действиям поклонения и / или ритуала. [4] [6]

Evolution

Основная статья: Эволюционизм
Worldview.png

Эволюционистское мировоззрение вытекает из убеждения, что жизнь на Земле возникла из чисто природных процессов (эволюционизм). Это материалистическая / натуралистическая позиция, которая в конечном итоге проистекает из атеистической философии. Общая теория эволюции развивалась в нескольких областях научных исследований и включает в себя веру в биологическую эволюцию как ответственную за всю жизнь на Земле.

Эволюционизм сравнивается некоторыми с религиозными системами убеждений. Утверждается, что принятие принципов теории эволюции требует веры, потому что некоторые аспекты теории эволюции, такие как происхождение жизни и генетическая информация, не были воспроизведены экспериментально ни при каких мыслимых обстоятельствах. Как и другие религиозные системы, она основана на философской позиции, которая пытается объяснить существование материального мира и жизни, и охватывается исключительно системой, основанной на вере.

Гуманист

Основная статья: Гуманизм

Гуманистическое мировоззрение вытекает из убеждения, что люди — это всего лишь другое животное, развившееся посредством материалистических эволюционных механизмов ( гуманизм ). Гуманизм также основан на атеизме и основан на ключевом принципе, который люди могут решить для себя относительно того, что правильно и что неправильно.

Некоторые утверждают, что гуманизм является древнейшей религией в мире, в конечном счете, начиная с падения человека в райском саду.Книга Бытия подробно описывает искушение Евы съесть запретное дерево и получить знание о добре и зле. [7] После этого простого поступка человечество стало рассматривать себя как автономную, самонаправленную, богоподобную личность. [8] Человек поддерживает гуманизм всякий раз, когда он ставит свои собственные взгляды или мнения выше Слова Божьего. В настоящее время гуманизм является единственным религиозным мировоззрением, допускаемым в системе государственных школ США, где он пронизывает все аспекты учебных программ. Будь то обсуждение мировой истории или какой-либо области науки, библейские истины нигде не встречаются в современных школах.Напротив, гуманистические концепции морали, натурализма и теории эволюции трактуются как догма.

Интерпретационные рамки

Мировоззрение предоставляет набор ненаучных допущений, используемых для интерпретации фактических наблюдений, чтобы получить общее лучшее понимание конкретного объекта, события или концепции. Неизбежно, что эволюционисты и креационисты одинаково полагаются на философские предположения относительно происхождения жизненных проблем при наблюдении за разнообразием жизни.

Эта интерпретирующая структура является важным элементом для человеческого фактического обоснования фактических наблюдений. Однако разделение философского и научного стало размытым из-за полного принятия незаметного изменения эволюции молекул к человеку. Наука не должна представлять эти философские предположения в своих выводах, но сущность интерпретативных рамок заключается в том, что без них способность интерпретировать реальность в более полной степени ограничена. Эволюционисты апеллируют к натуралистической философии, в то время как креационисты полагаются на сверхъестественное.Ни одна философская интерпретационная структура не является неправильной, потому что обе являются ненаблюдаемыми и, следовательно, ненаучными, однако современная наука представляет друг друга, чтобы сформировать предвзятость. Позволить людям уточнить свои собственные интерпретационные рамки или философии науки, имея источник, не имеющий философии, но состоящий из наблюдаемых, повторяемых, непредвзятых, объективных и надежных данных, должно быть целью науки.

Примеры интерпретирующих структур включают в себя:

  • Язык: способность ума извлекать смысл из звуков или визуальных сигналов;
  • Зрение: способность ума делать выводы о своей физической среде из зрительных стимулов
  • Философия: способность обрабатывать, классифицировать и анализировать сложные концепции.

Благодаря этому, ответы на глубокие экзистенциальные вопросы. Кен Сэмплз пишет в своем блоге о книге, в которой излагается восемь вопросов, на которые отвечает мировоззрение. [9] Восемь вопросов:

Абсолютная реальность: какой Бог существует, если таковой существует?
Внешняя реальность: есть ли что-нибудь за пределами космоса?
Знание: что можно знать и как его можно узнать?
Происхождение: Откуда я пришел?
Личность: кто я?
Расположение: где я?
Мораль: как мне жить?
Ценности: что я должен считать достойным внимания?
Предсказание: какова основная проблема человечества?
Резолюция: Как можно решить проблему человечества?
Прошлое / настоящее: в чем смысл и направление истории?
Судьба: переживу ли я смерть своего тела и, если да, то в каком состоянии? [10]

Конфликты

Основная статья: Мировоззренческий конфликт
Culture in crisis.jpg

Создание противДебаты об эволюции выдвигают на первый план два основных мировоззрения или системы верований: одно, в котором Бог находится в центре картины, и другое, в котором человек находится в центре. Эволюция по самой своей природе требует мировоззрения в противовес Библии. Проще говоря, если эволюция верна, то Библия неверна. Если Бытие не соответствует действительности, оно ставит под сомнение точность остальной части Библии.

  • Адам и Ева были только мифологическими; они не ослушались Бога и не внесли грех в мир;
  • Грех — это просто нежелательные черты, оставшиеся от более низких ступеней эволюции, которые человечество в конечном итоге перерастет;
  • Иисус — просто хороший человек, возможно, опередивший свое время, а не Спаситель и краеугольный камень нашей веры.

Библейское мировоззрение гласит, что человек — падшее существо — по сути, ущербное, эгоистичное и нуждающееся в Спасителе. Без Бога, заметно на картине, культура и общество неизбежно вырождаются в состояние беспорядка и разложения (де-эволюция). С другой стороны, гуманистическая точка зрения заключается в том, что человеческая природа, в сущности, хороша, и что если уделить достаточно времени, мы в конечном итоге перерастем проблемы, с которыми сталкивается общество. Эта точка зрения гласит, что нам нужно сбросить прошлые ограничения (особенно религиозные и моральные ограничения), чтобы мы могли свободно исследовать и развиваться в направлении более высокого состояния бытия.

Эти два взгляда являются основой сегодняшнего культурного столкновения. Обычно на либеральной / гуманистической / эволюционистской стороне находятся новостные и развлекательные СМИ, правительственные школы и университеты, правительственные учреждения и другие либеральные группы. На библейской стороне находятся евангелические и фундаменталистские церкви, а также консервативные, поддерживающие семью группы. Столкновение становится все громче, поскольку либеральные группы требуют все большей свободы от традиционных моральных ценностей. Эволюция является объединяющим фактором гуманистических групп.Если, как они утверждают, мы просто несчастные случаи в космосе, тогда мы можем установить правила и не должны быть подотчетны какому-либо Богу.

Список литературы

  1. Компаньон Блэквелла к естественному богословию в эссе Чарльза Талиаферро «Проект естественного богословия», стр. 8. Под редакцией Уильяма Лейна Крейга и Дж. П. Морленда, 2009 Blackwell Publishing Ltd. ISBN: 978-1-405- 17657-6
  2. ↑ «Атеизм и Агностицизм». Стэнфордская энциклопедия философии, Стэнфордский университет, 9 марта 2004 г.Доступ 12 октября 2008 г.
  3. ↑ Сарфати, Джонатан. «Атеизм более рациональный?» (Диалог) Creation Ministries International, 5 сентября 2000 г. Доступ 12 октября 2008 г.
  4. 4,0 4,1 Природа природы: исследование роли натурализма в науке , «Эволюция против натурализма» Элвина С. Плантинга. Стр. 137
  5. ↑ Религия эволюции. Гэри ДеМар, 30 сентября 2002 г.
  6. ↑ Стэнфордская энциклопедия философии: религиоведение
  7. ↑ LaHaye, T., Noebel, D. Mind Siege. Нэшвилл: Word Publishing. 2000. с. 69
  8. ↑ LaHaye, p. 79
  9. Брайан Дж. Уолш и Дж. Ричард Миддлтон, Видение Преображения (Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity, 1984), 35; Дэвид С. Докери и Грегори Алан Торнбери, ред., Формирование христианского мировоззрения (Nashville: Broadman & Holman, 2002), 3.
  10. ↑ Что в мире такое мировоззрение? Кен Образцы, Опубликовано 23 августа 2011
,
PPT — что такое мировоззрение? PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
  • Что такое мировоззрение?

  • Мировоззрение — это совокупность представлений о фундаментальных аспектах реальности, которые обосновывают и влияют на восприятие, мышление, знание и действие человека. -Доктор. Кен Функ II, Университет штата Орегон.

  • Элементы Мировоззрения Эпистемология Метафизика Космология Телеология Теология Антропология Аксиология

  • Эпистемология Верования о природе и источниках знаний.Является ли знание просто состоянием мозга? Проявление космического разума? Это только из чувственного опыта? Есть ли знание из-за пределов чувств? Есть что-нибудь, что можно знать наверняка?

  • Метафизика Какова конечная природа реальности? Все только материя и энергия? Правда: переписка? Согласованность? Прагматический? Реальность открыта эмпирически? В противном случае?

  • Космология Происхождение вселенной, жизни и человечества.Является ли вселенная случайным событием? Создано? Возникла ли жизнь исключительно по естественным причинам? Человечество возникло случайно?

  • Телеология Большой вопрос о назначении космоса. Есть ли какая-то причина, цель или конец для космоса? Если да, то чья это цель? Если да, то для чего это нужно?

  • Богословие Существование и природа бога или богов. Есть ли бог или какое-то количество богов? Если так, какова природа бога (ов)? Каково отношение бога (ов) к вселенной? Каково отношение бога (ов) к человечеству?

  • Антропология Природа человечества.Люди в основном хороши? Злой? Есть ли у людей свободная воля? Являются ли люди просто продвинутыми животными? Есть ли такая вещь, как «человеческая природа»?

  • Аксиология Природа и изучение ценностей. Что такое высшее благо? Мир? Самореализация? Удовольствие? Знание? Существуют ли по сути ценные вещи? Кто определяет ценность? Есть ли мораль? Они объективны? Субъективная? Обнаруженный? Создано?

  • Должны ли мы заботиться о взглядах других людей? Если да, то почему? Можно ли изменить мировоззрение человека? Если да, то как? Есть ли способ показать, что одно мировоззрение превосходит другое или все остальные?

  • Worldview Tests Ken Samples ‘9 тестов на правду COHERENCE: мировоззрение логически непротиворечиво? PARSIMONY [«Balance Test»]: это настолько сложно и просто, насколько необходимо? ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ СИЛА И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: объясняет ли это широкий спектр явлений и делает ли это подробно?

  • Worldview Tests Ken Samples ‘9 тестов на правду КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ: соответствует ли мировоззрение тому, как на самом деле мир на самом деле и в человеческом опыте? ПРОВЕРКА: могут ли его претензии быть проверены или сфальсифицированы? ПРАГМАТИКА: социально и индивидуально осуществимо в реальной жизни?

  • Мировоззренческие тесты Кен Сэмплз — 9 тестов на правду СУЩЕСТВЕННОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ: отвечает ли мировоззрение стремлению человечества к значению, цели и значимости? КУМУЛЯЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ: накапливается ли ряд доказательств, чтобы оправдать мировоззрение? КОНКУРЕНТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: способна ли она конкурировать с другими и адаптироваться к новым открытиям?

  • .

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о