Мировоззрение | Понятия и категории
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на окружающий мир, роль и место людей, человека в этом мире, отношения между людьми, связь жизни с окружающей средой, а также идеалы и убеждения людей, формирующиеся в процессе их взаимодействия, экономических, политических социальных отношений.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 281.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Выработка его — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса.
Tags:
Мировоззрение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с мировоззрением формируются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения. Мировоззрением также определяется и деятельностно-волевая характеристика человека. Мировоззрение не следует путать с идеологией, концепуально отражающей интересы отдельных социальных групп.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 217-218.
Tags:
Мировоззрение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность). В классовом обществе мировоззрение имеет классовый характер. В зависимости от решения основного вопроса философии — о соотношении бытия и сознания — мировоззрение является материалистическим или идеалистическим. По своему содержанию и направленности оно может быть научным и ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.
Tags:
Мировоззрение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Понятие Мировоззрение употребляется и в узком смысле, например философское мировоззрение, политическое мировоззрение, религиозное мировоззрение и т. п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно.
Tags:
Мировоззрение
WELTANSCHAUUNG Немецкое слово, означающее «мировоззрение». Под этим термином принято понимать нечто вроде спонтанной философии, не имеющей строгих очертаний, то есть совокупность интуитивных догадок, верований, смутных идей. Приверженцы Weltanschauung изъясняются на собственном языке, что со стороны выглядит как довольно нелепая претензия на причастность к некоему особому знанию — как будто достаточно заговорить по-немецки, чтобы стать умнее. Правда ли, что Weltanschauung — философия для бедных? Скорее уж это идеология богатых или снобов.
Tags:
Мировоззрение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и об-во в целом. М. отдельного индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным — М.
Tags:
Мировоззрение
Мировоззрение | это… Что такое Мировоззрение?
система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание».
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл)
М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К. , см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
Рациональны ли ваши убеждения? Четыре теста для оценки вашего мировоззрения
Теолог и философ Ричард Дж. Моув рассказывает, как однажды увидел машину с наклейкой Playboy в виде кролика на заднем стекле и статуей Девы Марии на передней панели. Сначала он предположил, что кажущемуся противоречию есть разумное объяснение: возможно, жена-католичка и наглая супруга? Только позже он понял, что эта дихотомия могла не иметь рационального объяснения. Владелец автомобиля, возможно, пренебрег, как это делают многие, критическим изучением своего мировоззрения.
Мировоззрение, как следует из названия, это просто то, как один человек смотрит на мир. Обычно он охватывает пять основных областей: теологию (убеждения о Боге), антропологию (убеждения о человеке), эпистемологию (убеждения о приобретении знаний), метафизику (убеждения о природе реальности) и этику (убеждения о морали).
Каждый имеет мировоззрение: У всех нас есть представления о Боге, человеке, знаниях, реальности и морали. Однако некоторые мировоззрения не в состоянии понять основные аспекты истины. И все же важно иметь мировоззрение, которое может выдержать критику. Из книги философа Рональда Х. Нэша Главные вопросы жизни , вот четыре теста для проверки правильности мировоззрения.
1. Проверка разума
Интеллектуальные типы склонны сначала применять проверку разума, что обычно является хорошей методикой. Этот тест подходит к мировоззрению на самом простом уровне, задавая вопрос: «Является ли это мировоззрение логически последовательным?»
Этот тест обращается в первую очередь к логике, обоснованию того, почему мы верим в то, во что верим. Он особенно стремится оценить последовательность мировоззрения, проверяя, чтобы одна часть системы убеждений не противоречила другой. Нэш (справедливо) отмечает, что «непоследовательность всегда является признаком ошибки, и к обвинению в непоследовательности следует относиться серьезно».
В качестве примера мировоззрения, не выдержавшего проверки разумом, рассмотрим релятивизм, систему убеждений, которая (в простейшей форме) утверждает, что объективной истины не существует. Тогда мы должны спросить: «Объективно ли верно, что никакая истина не является объективно истинной?» Релятивизм не выдерживает собственного испытания: он приходит к противоречию.
2. Проверка внешнего опыта
Тот факт, что мировоззрение внутренне непротиворечиво, не означает, что оно правомерно. Мировоззрения также должны пройти проверку внешним опытом. Этот тест спрашивает: «Соответствует ли это мировоззрение внешнему миру?»
Проверка внешним опытом может бросить вызов мировоззренческим убеждениям, утверждающим, что изменения невозможны или боли не существует. Хотя мы можем придерживаться этих убеждений в теории, их очень трудно согласовать с тем, что мы на самом деле знаем о мире: внешний мир постоянно меняется, и боль неизменно является неизбежной реальностью. По словам Нэша, «ни одно мировоззрение не заслуживает уважения, если оно игнорирует или противоречит человеческому опыту».
3. Тест внутреннего опыта
В то время как тест внешнего опыта имеет дело с внешними реалиями существования, тест внутреннего опыта имеет дело с сознанием. Он обращает анализ внутрь себя, убеждаясь, что мировоззрение хорошо сочетается с тем, что мы знаем о себе.
Одна моя подруга однажды сказала мне, что она материалистка. Другими словами, она не верила, что существует что-либо, кроме физической реальности. «Разве это не делает нас набором химических реакций?» Я спросил ее. «А если мы всего лишь химические реакции, как мы можем осмысленно говорить о морали?» Мы не обвиняем пищевую соду в неправомерных действиях, когда она смешивается с уксусом и образует пузырьки. Сода и уксус не помогут: это химические вещества. Хотя у моей подруги было моральное чувство правильного и неправильного, ее мировоззрение не могло объяснить этого. Материализм не соответствовал ее внутреннему опыту и, таким образом, не прошел этот третий тест.
4. Проверка на практике
Все хорошо, если мы можем проанализировать наше мировоззрение в стенах кабинета философии, но если набор убеждений неприемлем для жизни, он не может создать хорошее мировоззрение.
Однажды я завел философский разговор, возвращаясь домой после семейного отдыха в Мэриленде. Пожилой мужчина, сидевший рядом со мной, упомянул, что он агностик. «Я не думаю, что мы можем знать что-либо наверняка», — сказал он.
Я вежливо указал ему, что жизнь требует от нас регулярно предполагает , что некоторые вещи несомненны, даже если мы так не думаем. Закон непротиворечия, например, служит основой для всякого рационального общения. Этот закон гласит, что противоположные вещи не могут быть истинными одновременно — то, что мы интуитивно чувствуем. Например, когда мы говорим детям: «Не трогай это», мы не имеем в виду противоречие и предполагаем, что дети это знают. Поэтому мы справедливо наказываем детей, когда они суют палец в розетку. Агностицизм, на мой взгляд, работает против того, что мы интуитивно знаем о внешнем мире, и в результате не выдерживает проверки практикой.
В конце концов, независимо от того, религиозны мы или нет, у всех нас есть мировоззрение. И эта система убеждений — наши убеждения о Боге, человеке, знании, реальности и морали — играет центральную роль в нашем взаимодействии с миром. Убедимся, что эта система рациональна.
—
Изображение предоставлено: HippoPx, CC0 1.0
ITO
Мировоззрение, Концепция | SpringerLink
Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Этот процесс является экспериментальным, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.
Введение
Мировоззрение – это взгляд человека на жизнь. Это парадигма, с помощью которой индивидуум или группа интерпретируют реальность и воздействуют на жизнь. Это то, как мы обычно видим и концептуализируем мир. Мировоззрение может быть личностно-субъективным стремлением или общественно-коллективным предприятием, в зависимости от социального контекста и конкретной субкультуры, будь оно преимущественно индивидуалистическим или коллективистским. Мировоззрения представляют собой наши прагматические рамки существования и формируют наши убеждения, отношения, действия и философию. По сути, термин мировоззрение используется в широком смысле, чтобы обозначить набор впечатлений, восприятий и явлений, и уходит своими корнями в антропологию, психологию, социологию, мораль, духовность, смертность и космологию.
Объем и характер мировоззрений могут быть общими или частными, отражающими глобальную перспективу (транснационально-мультикультурное) или местное наследие (коренное-монокультурное). Мировоззрения могут формироваться религиозными мыслями, учениями и практиками, музыкальным искусством, творчеством и гуманитарными науками или статистическими данными и эмпирическими убеждениями. Кроме того, их направленность может быть восточной или западной, разнородной или однородной, простой или сложной, натуралистически-атеистической или богословско-теистической и т. д. В большинстве случаев мировоззрение многомерно и имеет совокупность прозрений, наблюдений, сфер, впечатлений, и реальности, которые постоянно пересекаются и взаимодействуют друг с другом (ср. Ham 2006; Van Dijk and Withagen 2014; Walker et al. 2010; Webb 2009).).
Время от времени мировоззрения значительно расходятся, что создает дополнительную напряженность и разногласия. В зависимости от людей, вовлеченных в выявление их сходств или различий, такая экзистенциальная дискуссия может привести к взаимопониманию и наведению мостов или к стереотипизации и полному отсоединению. Таким образом, лежащие в основе социокультурного наследия и религиозно-идеологические убеждения могут быть либо взаимодополняющими – способствующими примирению и сотрудничеству, либо противоречивыми – поляризующие отношения и отчуждающее сосуществование.
Развертывание предположений
Понятие мировоззрения восходит к старому немецкому слову weltanschauung , означающему систему мысли или развернутую идеологию. Это относится к тому, как люди воспринимают и воспринимают окружающий мир. Так или иначе, мировоззрения обладают специфическим качеством, которое характеризует ту или иную группу, проживающую в определенном пространстве во времени. Это то, как люди интерпретируют время, историю, природу, общество, себя, других и вселенную (Toelken 19).96; Ван Дейк и Витаген, 2014). Практически никто не может претендовать на абсолютно точное, всестороннее и целостное понимание, суммирующее все вневременные реальности.
Кроме того, мировоззрение относится к набору общих предположений и образа жизни людей. Он представляет собой группу подходов и лежащее в их основе описание того, как вещи сочетаются друг с другом и как они создают временное и историческое существование. Он имеет метафизическое измерение, поскольку пытается объединить естественное и сверхъестественное, видимое и невидимое. Шлиц и др. (2011) подтвердили, что мировоззрения действуют как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. Таким образом, хотя у каждого человека или группы есть своя собственная история жизни, они развиваются и меняются с течением времени вместе со своими генетическими тенденциями, географическим и региональным положением, внутренним и внешним опытом и взаимодействием с окружающей средой.0059 мировоззрение и продолжают формировать свои философские взгляды. Следовательно, то, как мы все воспринимаем себя, часто формирует то, как мы действуем в мире, и, в свою очередь, то, как мы действуем в мире, формирует то, как мы воспринимаем себя. Этот процесс оказывает значительное влияние на то, как мы классифицируем, классифицируем и относимся к другим.
Определенное мировоззрение может быть построено из нескольких интегрированных компонентов, терминологий, переживаний и схем. Согласно Колтко-Ривера (2000, 2004), это набор предположений о физических и социальных реалиях, которые могут оказывать сильное влияние на познание и поведение. Хотя единого исчерпывающего определения или психологического измерения мировоззрения не существует, можно построить сопоставленную модель. Автор также различал мировоззрений и схем и продвигал интегрированную теорию, связывающую мировоззрение как концепцию и как функцию с личностными чертами, мотивацией, аффектом, познанием, поведением и культурой. Вдохновение от позитивной психологии и психологии мира также может быть использовано для изменения личного или общественного мировоззрения.
Psychosocial Framework
Johnson et al. (2011) попытались сформулировать психологию мировоззрения как интегративную основу для изучения культуры и религии. Они предложили шесть аспектов или измерений, на каждое из которых повлияли национальные и религиозные культуры (стр. 137): онтология, экзистенциальные верования; эпистемология, что можно знать и как следует рассуждать; семиотика, язык и символы, используемые для описания мира; аксиология, ближайшие цели, ценности и мораль; телеология, конечные цели и посмертные последствия действия; и праксиология, запреты и предписания поведения. Авторы предложили уделить больше внимания понятию мировоззрения, чтобы помочь восполнить недостаточную осведомленность о следующем (с. 137): (а) взаимовлияния разных видов культур, в том числе социальных, национальных и духовных; (б) транснациональные религиозные группы; (c) нерелигиозные системы верований; и (d) психологические предикторы культурных конфликтов.
Большинство людей не знают о своем мировоззрении до тех пор, пока не встретят другого человека или партию, которые придерживаются другого набора предположений и менталитета. Внезапно они осознают сходства и различия между ними. Поэтому мировоззрения могут легко дополнять или противоречить друг другу. Они могут обеспечить более тонкое понимание религиозно-культурных явлений и предоставить идеальную платформу для конструктивного междисциплинарного, межконфессионального и международного диалога (ср. Johnson et al., 2011; Entwistle, 2015). Кроме того, Тиллих (1959) красноречиво описал динамичные отношения между культурой и религией. Он пояснил, что культура рассматривается как форма религии, а религия как субстанция культуры. Тиллих отвергал всякий дуализм между двумя конструктами и утверждал, что всякий религиозный акт культурно оформляется в самом сокровенном движении души. Практически многие определения культуры неотделимы от определений религии. Гирц (1973) сформулировал это очень просто, подчеркнув, что религия — это просто культурная система.
Согласно Куну (1996), понятие мировоззрения связано с множеством идей и структур. Одной из ключевых концепций является парадигма , которая представляет собой общий набор убеждений и подходов к решению проблем. Парадигмы могут быть разделены на межгрупповом и внутригрупповом уровне (племена, семьи, коллективы, исследователи и т. д.). Кун подчеркивал приоритет моделей парадигмы и утверждал, что сдвиги парадигмы происходят, хотя и редко. Это происходит, когда существующая парадигма заменяется другой и когда существующее мировоззрение заменяется другим. Примером может быть, когда человек или группа переходит от аристотелевской к ньютоновской научной позиции. Кун предостерег от чрезмерного использования термина «смена парадигмы» и подчеркнул, что это происходит не слишком часто. Однако, если и когда это происходит, обычно это не происходит внезапно, исчерпывающе или окончательно. Все ментальные карты, социальные структуры и религиозные культуры динамически перекрываются друг с другом, поскольку по своей природе они не являются полностью исключающими (Chopra and Mlodinow 2012; DeWitt 2010; Smart 19).99). Другие социальные мыслители утверждают, что полное изменение систем убеждений, умственных операций и фундаментальных парадигм практически возможно. Примеры взяты из динамики создания сект и культов, уличных банд, радикальных религиозных обращений, фанатичных политических партий, идеологической обработки умов и экстремистско-боевых групп (ср. Аби-Хашем 2007, 2012a, b).
Многослойные конфигурации
Существует несколько уровней или слоев мировоззрения, но многие социальные аналитики выделяют три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный. Первый слой наполнен взглядами людей на жизнь, религиозными верованиями, экзистенциальными размышлениями и духовными практиками. Второй основан на знакомстве людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. И третья основывается на культурном происхождении людей, опыте поколений и социальном наследии (Abi-Hashem 2013a, b; Smart 19).99). Эти три сферы, безусловно, взаимосвязаны и взаимозависимы. Они взаимно и взаимно информируют и подпитывают друг друга.
Процесс открытия и понимания другого мировоззрения на самом деле может быть межкультурным опытом. Такая встреча требует навыков эмпатии и культурной чувствительности, а также широкого диапазона творческого воображения. Культура и интерактивное общение тесно связаны между собой. Межкультурная и внутрикультурная коммуникация необходима людям для осмысленного общения и адекватного понимания друг друга, особенно в нашем разнообразном и транснациональном мире. Эти навыки жизненно важны для консультационных и терапевтических услуг, а также для всех профессий, помогающих, обучающих и ухаживающих (Аби-Хашем, 2013a; Аби-Хашем и Петерсон, 2013; Чанг и Бемак, 2002; Хэм, 2006; Герштейн и др. , 2009).; Говере и Говере, 2016; Пердерсен 2009).
В настоящее время процессы глобализации и цифровой революции меняют человеческие отношения и локальные субкультуры. Формирование идентичности и социальные связи приобретают разное значение. Сообщества и нации одинаково испытывают стресс перемен и борются с постоянной психосоциальной и экзистенциальной адаптацией. Уровень стресса и скорость трансформации заметно подавляют отдельных людей и семьи, невзирая ни на какие границы. Цифровые технологии вносят свой вклад в растущую сложность нашего времени. Кроме того, люди изо всех сил стараются справиться с перегрузкой информацией, чрезмерным количеством вариантов выбора и ускорением изменений (Heylighen 2000). Эти новые разработки и быстрые перемены изменяют самоощущение каждого человека (внутрипсихически), отношения с другими людьми (межличностно), место ценности и роль в жизни (социокультурно) и более широкий взгляд на реальность и смыслообразование (экзистенциально).
Таким образом, мировоззрения отдельных людей, групп и обществ постоянно пересматриваются, переопределяются и реконструируются с течением времени. Некоторые люди расширяют и модифицируют свое восприятие или культурные карты, чтобы включить других разных людей, которые отличаются от них самих, тем самым расширяя свои собственные взгляды и отношения к сбалансированному реализму. Другие приветствуют тотальные изменения и наслаждаются катанием на волнах ускорения без каких-либо предохранителей, поэтому у них становится меньше границ или фундаментальных корней, и поэтому они принимают крайний модернизм, секуляризм и материализм. Третьи, как правило, реагируют со строгой осторожностью и используют некоторые жесткие меры самозащиты и, следовательно, движутся к строгому традиционализму, эмоциональной негибкости, ментальному законничеству и изоляционизму в отношениях.
Последствия для ухода
Педагоги, терапевты, поставщики медицинских услуг, пасторы-священнослужители и профессиональные воспитатели часто имеют дело с людьми из различных этнических, расовых, духовных и национальных слоев. В современном мире культуры и менталитеты смешиваются больше, чем когда-либо. Глобализация стирает географические границы, а цифровое вторжение меняет человеческую идентичность и отношения. Профессиональные помощники находятся на переднем крае борьбы с мультикультурализмом и транснационализмом. Следовательно, существует повышенная потребность в лучшей психосоциальной осведомленности и эффективных кросс-культурных навыках в терапевтических профессиях, когда они встречаются и работают с разными другими людьми. Все это начинается с постепенного понимания ценностной ориентации людей, религиозной веры, социальных норм, традиционных обычаев, стилей отношений, политических предпочтений и культурного наследия.
Безусловно, есть клиническое значение для изучения мировоззрения людей, с которыми мы работаем. По словам Хэма (2006), «мировоззрение — это невысказанный, но неизбежный результат процесса социализации, однако оно почти невидимо: мировоззрение — это набор концептуальных линз, через которые можно рассматривать окружающую среду, не «видя» себя» ( стр. 479). Мировоззрение влияет на каждый аспект общения, обучения и консультирования. Кроме того, не менее важно, чтобы лицо, осуществляющее уход/врач, обнаружило свое собственное мировоззрение и сравнило его с мировоззрением клиента, работника или студента. По сути, мировоззрения формируют значение здоровья и болезни, ожидания от лечения и терапии, отношение к жизни и существованию, а также роль помощника и опекуна (Аби-Хашем, 2013a; Герштейн и др., 2009).; Говере и Говере, 2016; Хэм 2006; Ибрагим и Хойер, 2016).
Заключение
Формирование здорового мировоззрения на самом деле является искусством и вызовом, который в конечном счете очень необходим в наших постоянно меняющихся обществах и мировых культурах сегодня. Это навык, который требует времени и усилий с нашей стороны как отдельных лиц, групп или сообществ, а также намеренной готовности периодически сверять свои действия и восприятие с возникающими окружающими нас реалиями. Сохранение сбалансированного мировоззрения – это еще и способность бережно интегрировать новые веяния, усваивать старые истины и наследия с современными подходами и открытиями, оставаться верным себе, осознавать, что всего больше, чем сумма частей, и по пути учитесь у опытных наставников и мудрых мудрецов. Наконец, здоровое мировоззрение в конечном итоге отражает опытную личность, богатый путь и отношение, отмеченное смирением, вдумчивостью и зрелостью как со стороны отдельных людей, так и со стороны общества.
См. также
Библиография
Аби-Хашем, Н. (1998). Возвращаемся к фонтанам. Американский психолог, 53 (1), 63–64. Интернет-версия http://psycnet.apa.org/journals/amp/53/1/63/.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Аби-Хашем, Н. (2007). Психология религиозного обращения: социокультурный и духовный анализ. В Д. Маккарти, Р. Б. ВандерВеннен и Дж. Макбрайд (ред.), Удивленные верой: обращение и академия: сборник статей, посвященных 75-летию К. С. Льюиса (стр. 119–135). Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars Publishing.
Google Scholar
Аби-Хашем, Н. (2012a). Культы и секты. В C. Figley (Ed.), Энциклопедия травм: междисциплинарное руководство (стр. 170–173). Тысяча Дубов: Мудрец. Онлайн версия. http://knowledge.sagepub.com/view/trauma/n59.xml?rskey=V55joj&row=1.
Google Scholar
Аби-Хашем, Н. (2012b). Религиозный фундаментализм. В C. Figley (Ed.), Энциклопедия травм: междисциплинарное руководство (стр. 544–547). Тысяча Дубов: Мудрец. Онлайн версия. http://knowledge.sagepub.com/view/trauma/n184.xml?rskey=NzahHh&row=2.
Google Scholar
Аби-Хашем, Н. (2013a). Консультирование. В KD Keith (Ed.), Энциклопедия межкультурной психологии (стр. 257–260). Молден: Уайли-Блэквелл. Онлайн-версия http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp109/abstract.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Аби-Хашем, Н. (2013b). Религия и духовность. В KD Keith (Ed.), Энциклопедия кросс-культурной психологии (стр. 1091–1094). Молден: Уайли-Блэквелл. Онлайн-версия http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp453/abstract.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Аби-Хашем, Н., и Браун, Дж. Р. (2013). Межкультурная адаптация. В KD Keith (Ed.), Энциклопедия межкультурной психологии (стр. 744–746). Молден: Уайли-Блэквелл. Онлайн-версия http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp299/абстрактный.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Аби-Хашем, Н., и Дрисколл, Э. Г. (2013). Культурная антропология. В KD Keith (Ed.), Энциклопедия межкультурной психологии (стр. 292–295). Молден: Уайли-Блэквелл. Онлайн-версия http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp120/abstract.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Аби-Хашем, Н. , и Петерсон, К.Э. (2013). Внутрикультурная коммуникация. В KD Keith (Ed.), Энциклопедия межкультурной психологии (стр. 766–769). Молден: Уайли-Блэквелл. Онлайн-версия http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118339893.wbeccp306/abstract.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Чопра, Д., и Млодинов, Л. (2012). Война мировоззрений: Где встречаются наука и духовность – И не . Нью-Йорк: Three Rivers Press.
Google Scholar
Чанг, Р.Ч.Ю., и Бемак, Ф. (2002). Взаимосвязь культуры и эмпатии в межкультурном консультировании. Журнал консультирования и развития, 80 , 154–159.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Энтвистл, Д. Н. (2015). Интегративные подходы к психологии и христианству: введение в мировоззренческие вопросы, философские основы и модели интеграции . Юджин: Cascada Books.
Google Scholar
ДеВитт, Р. (2010). Мировоззрения: введение в историю и философию науки (2-е изд.). Молден: Уайли-Блэквелл.
Google Scholar
Гирц, К. (1973). Интерпретация культур: Избранные эссе Клиффорда Гирца . Нью-Йорк: основные книги.
Google Scholar
Герштейн, Л. Х., Хеппнер, П. П., Эгисдоттир, С., Леунг, С. М. А., и Норсуорти, К. Л. (ред.). (2009). Международный справочник по межкультурному консультированию: культурные представления и практика во всем мире . Тысяча Дубов: Мудрец.
Google Scholar
Говере Л. и Говере Э. М. (2016). Насколько эффективна культурная компетентность поставщиков медицинских услуг для повышения удовлетворенности пациентов из групп меньшинств? Систематический обзор литературы. Мировоззрение научно обоснованного ухода за больными, 13 , 402–410. Удалено 24 февраля 2017 г. с http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/wvn.12176/abstract.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Ветчина, доктор медицины (2006). Мировоззрения. В Ю. Джексоне (ред.), Энциклопедия мультикультурной психологии (8-е изд., стр. 479–481). Тысяча Дубов: Мудрец. Получено 23 февраля 2017 г. с http://go.galegroup.com/ps/i.do?id=GALE%7CCX3470000219.&v=2.1&u=kirk10507&it=r&p=GVRL&sw=w&asid=f2b0be0da1218735cbe804dc7c606c7f.
Google Scholar
Хейлиген, Ф. (2000). Что такое мировоззрение? В Principia Cybernetica web . Получено 20 февраля 2017 г. с http://pespmc1.vub.ac.be/worlview.html.
Google Scholar
Ибрагим, Ф. А., и Хойер, Дж. Р. (2016). Консультации по вопросам культурной и социальной справедливости: вмешательства, ориентированные на клиента . Нью-Йорк: Спрингер.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джонсон, К.А., Хилл, Э.Д., и Коэн, А.Б. (2011). Интеграция изучения культуры и религии: к психологии мировоззрения. Компас социальной психологии и психологии личности, 5 , 137–152.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Колтко-Ривера, М.Э. (2000). Инструмент оценки мировоззрения (WAI): разработка и предварительная проверка инструмента для оценки компонентов мировоззрения, имеющих отношение к консультированию и психотерапии . Информация и обучение ProQuest: докторская диссертация.
Google Scholar
Колтко-Ривера, М.Э. (2004). Психология мировоззрения. Обзор общей психологии, 8 (1), 3–58.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кун, Т.С. (1996). Структура научных революций (3-е изд. ). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Овертон, В.Ф. (1984). Мировоззрения и их влияние на психологические теории и исследования: Кун-Лакатос-Лаудан. Успехи в развитии и поведении детей, 18 , 191–226.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Пердерсен, П.Дж. (2009). Обучение этнорелятивному мировоззрению через изучение психологии за рубежом. Межкультурное образование, 20 (1), S73–S86.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шлитц, М., Витен, К., Миллер, Э., Гомер, К., Петерсен, К., и Эриксон-Фриман, К. (2011). Проект мировоззренческой грамотности: Изучение новых возможностей для учащихся 21 века. Новые горизонты для обучения, 9 . Получено 24 февраля 2017 г. с http://education.jhu.edu/PD/newhorizons/Journals/Winter2011/Schlitz.
Смарт, Н. (1999). Мировоззрения: межкультурные исследования человеческих верований (3-е изд.). Кембридж: Пирсон.
Google Scholar
Тиллих, П. (1959). Теология культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Тоелкен, Б. (1996). Культурная картина мира: Динамика фольклора . Логан: Издательство государственного университета Юты.
Google Scholar
ван ден Бос, К., ван Амейде, Дж., и ван Горп, Х. (2006). О психологии религии: Роль личностной неуверенности в защите религиозного мировоззрения. Фундаментальная и прикладная социальная психология, 28 (4), 333–341.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ван Дейк, Л., и Витаген, Р. (2014). Горизонтальное мировоззрение: отношение Витгенштейна к научной психологии.