Мировоззрение виды – 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Содержание

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 

Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 


Интеллект-карта по обществознанию №2

cknow.ru

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 

Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 


Интеллект-карта по обществознанию №2

cknow.ru

функции и 4 основных типа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная. Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая. Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с девиантными одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная. В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое

Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Рекомендации для развития

Важность мировоззрения

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы

Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит смысл жизни, предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Сегодня мы затронули важную тему для каждой сознательной личности, ведь, как вы могли понять, абсолютно все люди обладают определённым набором мнений и ценностей, которые и называют мировоззрением. Напоследок хочу рекомендовать вам посмотреть статью «Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас?».

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

qvilon.ru

из чего сшита наша картина мира

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Мы уже не раз поднимали тему мировоззрения, ведь именно от него зависит, под каким именно углом мы смотрим на все происходящее вокруг, какие цели перед собой ставим и как их добиваемся. Сегодня предлагаю вновь поговорить про мировоззрение его виды и формы, так как это поможет вам скорректировать собственную линию взглядов и убеждений, выбрав максимально продуктивный путь.

Краткое введение в курс дела

В самом начале давайте вспомним, что собой представляет мировоззрение. Не вдаваясь в глубокомысленные философские рассуждения о природе человека, термин можно описать просто как систему взглядов на мир и себя в нем. Именно от «воззрения на мир» зависит то, как мы понимаем добро и зло, какие принципы закладываем во взаимоотношения с другими людьми, какие цели и ценности выносим в жизни на передний план.

Мировоззрение, с одной стороны, формируется с учетом тех традиций, которые уже существуют в обществе. А с другой стороны, оно зависит и от нашей собственной оценки происходящего. То есть мы можем говорить о двух уровнях системы взглядов на мир — практическом и теоретическом. В первом случае речь идет о мировоззрении, которое стихийно формируется в процессе накопления житейского опыта. Во втором — уже о знаниях, которые приобретаются в ходе обучения и вдумчивого анализа мира.

О структуре мировоззрения, я уже рассказывал в одной из статей блога.

Мировоззрение и его структура: откуда растут наши победы и поражения

Заглянув в неё вы сможете понять, каким образом рождается наша готовность действовать тем или иным способом.

В этой же статье я хочу сделать акцент на другом моменте — разновидностях мировоззрения. Готовы? Тогда вперед!

Классификация «воззрений на мир»

Сразу скажу, что видов мировоззрений можно выделить огромное количество. Но такой детальный анализ нам совершенно ни к чему, ведь наша цель — понять, каким образом у нас формируются те или иные предпочтения, жизненные ориентиры, ценности и пр. Поэтому поговорим лишь о семи наиболее значимых формах.

Мифологическое

На заре своего становления человек, еще не обладающий достаточным уровнем знаний, задается вопросами о различных аспектах существования мира, Вселенной. Он пока еще не в силах дать объективные, научные ответы на них, поэтому ему ничего другого не остается, как подключить собственные чувства, ощущения и верования.

Человек напрямую зависит от природы, и это выражается в том, как он ее видит, понимает. Так, будучи значительно более слабым, практически незащищенным, он воспринимает природу как некое живое существо. В итоге, появляются яркие мифологические образы, соответствующие тем или иным процессам, происходящим в окружающей среде.

Важно заметить, что мифологическое мировоззрение свойственно не только первобытному, но и современному человеку. Кто-то из нас благополучно преодолевает данный этап, переходя к более грамотному, точному, научному анализу действительности. А кто-то так задерживается на стадии простейших объяснительных механизмов на значительно более долгий период.

Религиозное

Религию можно считать закономерным продолжением мифологической стадии. Здесь к своим ощущениям и верованиям человек добавляет философскую подоплеку, познание, логику и даже идеологию, формирующую представление о том, как можно/нужно себя вести. Появляется свод правил и этических норм, обязательных для соблюдения приверженцами той или иной религиозной системы.

Обыденное

Это мировоззрение создается как раз на основе опыта и нашего чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности. Это фактически наши с вами «здравый смысл» и, так сказать, повседневная логика, которым мы следуем, принимая обычные каждодневные решения.

Колоссальное значение в выстраивании данной системы взглядов имеет влияние сторонних факторов. В первую очередь, традиций, стереотипов и даже суеверий, свойственных конкретной культуре, обществу.

Во-вторых, средств массовой информации во всем их разнообразии — интернет, ТВ, радио, печатная продукция. Последние обладают мощнейшим «даром» убеждения, а потому настоятельно рекомендую научиться фильтровать этот неиссякаемый поток информации.

Философское

На границе между обыденным и научным мировоззрением разместилась философская система взглядов, базирующаяся на знании. Чувственный фактор здесь уходит далеко на задний план, освобождая место для систематичности и логичности.

Беря в качестве теоретической основы фактические данные о мире, Вселенной, человеке, философия анализирует и переосмысливает их, выстраивая интереснейшие причинно-следственные связи и формируя свои собственные выводы.

В своем развитии философское мировоззрение также прошло определенные стадии, характерные для того или иного времени.

Кроме этого, в принципах оценки происходящего выделяются два противоречивых подхода — материалистический (вещь, предмет является основой всего) и идеалистический (в центре мироздания — дух, мысль).

Научное

Как бы не было важно и ценно все духовное и эмоционально-психологическое, а без объективных научных фактов никак не обойтись. Поэтому на смену догадкам, вере, стереотипам постепенно приходит необходимость и желание смотреть на мир через призму цифр, формул, гипотез, теорий.

Научное мировоззрение призвано разложить по полочкам те официально подтвержденные сведения, которые оно имеет о мире. При этом личностное отношение к этим сведениям во внимание не принимается. Наука лишь констатирует те факты, которые ей удалось обнаружить исходя из текущих познавательных возможностей человечества. Все остальное значение не имеет.

Художественное

Этот тип мировоззрения упоминается не всегда, но я все-таки считаю, что его стоит выделять в обособленный вид. Ведь в отличие от всех перечисленных выше систем взглядов только художественное мировоззрение на первый план выносит представления о красоте и гармонии, чувственное творческое начало, а также эмпатию как умение сопереживать тому, что видишь, что творишь.

Историческое

С течением времени восприятие и понимание мира у людей меняются. В итоге, мы можем говорить об исторических эпохах, социально-культурные особенности которых накладывали отпечаток решительно на все аспекты человеческой жизнедеятельности.

Например, во времена Античности люди стремились познать и приблизить эстетический идеал. Красота, гармония, природное начало, философия имели первостепенное значение. Заложенные в те времена принципы, оценочные методики (например, в архитектуре) используются и по сей день.

Пришедшие на смену мрачные и тяжелые Средние века выводят на первый план религию, весомость которой приобретает в некоторых регионах по-настоящему устрашающие формы.

Но, слава Богу, время не стоит на месте, и наступает очередь прекрасной и богатой во всех смыслах слова эпохи под названием «Возрождение».

Ценности, каноны античности начинают постепенно возвращаться. Вновь во главу угла ставится человек, его потребности, особенности. За этим, как логичное продолжение, приходит Новое время, в котором ключевое значение приобретает его величество наука.

При этом современный мир можно охарактеризовать как «многомировоззренческий», и в этом, пожалуй, и состоит один из его главных плюсов. Человек наконец-то получил свободу выбора. Словно жонглер в цирке, он может перебирать имеющиеся системы взглядов, комбинировать их и трансформировать по своему желанию. Что сказать — красота!

В завершении это раздела хочется подчеркнуть, что, несмотря на прослеживаемый хронометраж, дать четкие временные рамки каждой форме мировоззрений нельзя. Да это и не требуется, ведь, как уже было отмечено, наша цель — понимание того, что может дать нам такое явление как мировоззрение в контексте тайм-менеджмента.

Сводная таблица

Обобщим вышесказанное в компактной форме.

Типы мировоззрения На чем основывается Что порождает
Мифологическое   Вера, догадки, страх, чувственное восприятие мира Суеверия.
Религиозное   Вера, логика, страх, уважение, системность, познание Догматы, каноны.
Обыденное   Опыт, традиции Стереотипы, общепринятые схемы поведения.
Философское   Познание, анализ Систему знаний о развитии мира и общества, мышлении и самом познании как таковом.
Научное   Объективность, логика, знание, доказательство, истина, факт Научные дисциплины; гипотезы, теоремы.
Художественное Красота, гармония, идеал, чувственность Творчество; произведения искусства.
Историческое   Время, перемены. Различие исторических эпох в культурном, этическом, социальном и пр. планах.

 

**

Для того чтобы добиться личностной гармонии, стать человеком, жизнь которого полна целей и свершений, а также чтобы достичь успеха в тайм-менеджменте, мы должны понимать, каким мировоззрением руководствуемся, из каких составляющих оно складывается. Иначе можно бросаться из одной крайности в другую, каждый раз отклоняясь от желанного пути.

Еще больше информации на тему статьи вы найдете в этой и этой статье. Ну, а практическая помощь, как и всегда, вас ждет на моем авторском курсе тайм-менеджмента. Сейчас самое время записаться в число участников программы!

Чтоб не пропустить новые материалы подписывайтесь на рассылку новостей блога, делитесь информацией с друзьями, пишите комментарии.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro

виды мировоззрения

Мировоззре́ние —
это совокупность взглядов, оценок,
принципов и образных представлений,
определяющих самое общее видение,
понимание мира, места в нём человека, а
также — его жизненные позиции,
программы поведения и действия. Оно
придаёт его деятельности организованный,
осмысленный и целенаправленный характер.
Какова позиция «Я», таково и восприятие
мира.

Мировоззрение
— образование интегральное (синтезирующее).
В нем принципиально важна связь его
компонентов, их «сплав» предстающий
как более или менее целостное понимание
людьми мира и самих себя. И как в сплаве
различные сочетания элементов, их
пропорции дают разные результаты, так
нечто подобное происходит и с
мировоззрением.

В
реальности мировоззрение формируется
в сознании конкретных людей. Оно
используется личностями и социальными
группами в качестве общих воззрений на
жизнь. Мировоззрение представляет собой
интегральное образование, в котором
принципиально важна связь её компонентов.
В состав мировоззрения входят обобщенные
знания, определенные системы ценностей,
принципы, убеждения, идеи. Мерилом
мировоззренческой зрелости человека
являются его поступки; ориентирами при
выборе способов поведения служат
убеждения, т. е. взгляды, активно
воспринимаемые людьми и особо устойчивые
психологические установки человека.

Собственные
представления и взгляды, свое отношение
к происходящим в природе и обществе
явлениям имеются у каждого человека.
Но качественная характеристика этих
представлений, взглядов и отношений
бывает различной.

В
мировоззрении человек осознает себя
не через свое отношение к отдельным
предметам и людям, а через обобщенное,
интегрированное отношение к миру как
целому, частью которого является и он
сам. В мировоззрении человека отражаются
не просто его отдельные свойства, а то
главное в нем, что принято называть
сущностью, что остается наиболее
постоянным и неизменным, в течение всей
его жизни, проявляясь в его мыслях и
действиях.

Классификация
типов мировоззрения может быть различной.
Так, в истории философии прослеживается
несколько подходов к выработке
мировоззренческих установок. Одни из
философов отдают приоритет Богу
(теоцентризм) или природе (природоцентризм),
другие — человеку (антропоцентризм),
либо обществу (социоцентризм), либо
знаниям, науке (знаниецентризм,
наукоцентризм). Иногда мировоззрение
также делят на прогрессивное и реакционное.

Мировоззрение,
как и вся жизнь людей в обществе, имеет
исторический характер.

Возникновение мировоззрения связывают
с процессом формирования первой
устойчивой формы человеческой общности
— родовой общины. Ее появление стало
своеобразной революцией в духовном
развитии человека. Мировоззрение
выделило человека из мира животных.
История духовного развития человечества
знает несколько основных
типов мировоззрения.

К ним относятся мифологическое,
религиозное и философское мировоззрение.

Мифологическое

Исторически первой
ступенью в развитии мировоззрения было
мифологическое
мировоззрение. Мифологическое
мировоззрение

(от греч. mythos — сказание, предание)
основано на эмоционально-образном и
фантастическом отношении к миру. В мифе
эмоциональный компонент мировоззрения
превалирует над разумными объяснениями.
Мифология вырастает прежде всего из
страха человека перед неизвестным и
непонятным — явлениями природы, болезнью,
смертью. Поскольку у человечества еще
не было достаточно опыта для понимания
истинных причин многих явлений, они
объяснялись при помощи фантастических
предположений, без учета причинно-следственных
связей. Мифология закрепляла принятую
в обществе систему ценностей, поддерживала
и поощряла определенные формы поведения.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф изжил себя и перестал быть
господствующим типом мировоззрения.
Мифология
имеет отношение к язычеству и является
совокупностью мифов, для которой
характерно одухотворение и антропоморфизация
материальных предметов и явлений.

Мифологическое
мировоззрение совмещает в себе сакральное
(тайное, волшебное) с профанным
(общедоступным).

Предпосылками
мифологического мировоззрения

служили неспособность человека выделить
себя из окружающей среды и нерасчлененность
мифологического мышления, не отделившегося
от эмоционально-чувственной сферы. По
словам известного немецкого философа
Фридриха
Шеллинга

(1775–1854), мифологическое мировоззрение
– эстетический феномен, занимающий
промежуточное положение между природой
и искусством и содержащий символизацию
природы
.

Мифологическое
мировоззрение выражалось не только в
повествованиях, но и в действах (обрядах,
танцах). Здесь соединялись два аспекта
первобытной культуры – словесный и
действенный. Уже на ранних стадиях
развития мифология связывается с
религиозно-мистическими обрядами и
входит существенной частью в состав
религиозных верований.

Религиозное

Коренные
вопросы всякого мировоззрения
(происхождение мира, человека, тайна
рождении и смерти и др.) продолжали
решаться, но уже в других мировоззренческих
формах, например в формах
религиозного

мировоззрения, основанного на вере в
существование сверхъестественных
существ и сверхъестественного мира

Религиозное
мировоззрение (от лат. religio —
благочестие, святость). Религии, в
отличие от более гибкого мифа, свойственны
жесткий догматизм и хорошо разработанная
система моральных заповедей. Религия
распространяет и поддерживает образы
правильного, нравственного поведения.
Велико значение религии и в сплочении
людей, однако здесь ее роль двойственна:
объединяя людей одной конфессии, она
зачастую разделяет людей разных
верований.

Религия,
согласно современным научным данным,
возникла в эпоху каменного века 40–50
тыс. лет назад на относительно высокой
ступени развития первобытного общества.
Возникновение религиозного мировоззрения
связано с таким уровнем развития
человеческого интеллекта, когда
появляются зачатки
теоретического мышления и возможность
отрыва мысли от действительности
;
общее понятие отделяется от обозначаемого
предмета, превращается в особое
«существо».

Философское

Философское
мировоззрение определяется как
системно-теоретическое. Основным
отличием философского мировоззрения
от мифологии является высокая роль
разума: если миф опирается на эмоции и
чувства, то философия — прежде всего
на логику и доказательность.

Философия
(др.-греч. (дословно: любовь к мудрости)) Это
одна из форм мировоззрения, а также одна
из форм человеческой деятельности и
особый способ познания, теории или
науки. Философия, как дисциплина, изучает
наиболее общие существенные характеристики
и фундаментальные принципы реальности
(бытия) и познания, бытия человека,
отношения человека и мира.

Философия
(как особый тип общественного сознания,
или мировоззрения) возникла параллельно
в Древней Греции, Древней Индии и Древнем
Китае в так называемое «Осевое время»
(термин Ясперса), откуда и распространилась
впоследствии по всему миру.

Каждый
исторический тип мировоззрения имеет
материальные, социальные и
теоретико-познавательные предпосылки.
Он представляет собой относительно
целостное мировоззренческое отражение
мира, обусловленное уровнем развития
общества. Особенности различных
исторических типов мировоззрения
сохраняются в массовом сознании
современных людей.

Если
рассматривать структуру мировоззрения
на современном этапе его развития, можно
говорить об обыденном,
религиозном, научном и гуманистическом
типах мировоззрения
.

Обыденное
мировоззрение

опирается на здравый смысл и житейский
опыт. Такое мировоззрение оформляется
стихийно, в процессе житейского опыта
и его сложно представить в чистом виде.
Как правило, человек формирует свои
взгляды на мир, опираясь на четкие и
стройные системы мифологии, религии,
науки.

Научное
мировоззрение

основано на объективных знаниях и
представляет собой современный этап
развития философского мировоззрения.
Последние несколько столетий наука все
дальше отходила от «туманной» философии
в попытке достичь точного знания. Однако
в итоге она далеко отошла и от человека
с его потребностями: результатом научной
деятельности является не только полезная
продукция, но и оружие массового
поражения, непредсказуемые биотехнологии,
приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое
мировоззрение

основано на признании ценности всякой
человеческой личности, ее права на
счастье, свободу, развитие. Формулу
гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав,
что человек может быть только целью, а
не простым средством для другого
человека. Аморально использовать людей
в своих интересах; следует всячески
способствовать тому, чтобы каждый
человек мог раскрыть и полностью
реализовать себя. Такое мировоззрение,
впрочем, стоит рассматривать как идеал,
а не как реально существующее.

Человек
всегда задумывался над тем, каково его
место в мире, зачем он живет, в чем смысл
его жизни, почему существует жизнь и
смерть. Каждая эпоха и каждая общественная
группа или класс имеют какое-либо
представление о решении этих вопросов.
Сумма всех таких решений и ответов
образует мировоззрение, которое
выражается посредством категорий.
Мировоззрение играет особую, очень
важную роль во всей деятельности людей
или как говорят обладает особой
методологической функцией (от греч.
methods -способ, путь; logos-учение). В центре
философских проблем стоят вопросы о
мировоззрении. Одной из основных функций
философии является обоснование,
оправдание и анализ мировоззрения
(философско-теоритическое ядро
мировоззрения).
Исторические типы
мировоззрения были обусловлены той или
иной исторической эпохой, тем или иным
общественным классом, определенными
нормами и принципами сознания, стилем
мышления. Мировоззрение по своему
содержанию может быть научным или
ненаучным, материалистическим или
идеалистическим, революционным или
реакционным.

Мировоззрение
— это не только содержание, но и способ
осознания действительности, а также
принципы жизни, определяющие характер
деятельности. Важнейший компонент
мировоззрения составляют идеалы как
решающие жизненные цели. Содержание
сознания превращается в мировоззрение
тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, полной и непоколебимой
уверенности.

Мировоззрение
дает человеку целостную систему
ценностей, идеалов, приемов, образцов
для жизни. Оно упорядочивает окружающий
мир, делает его понятным, указывает на
самые короткие пути достижения целей.
Напротив, отсутствие цельного мировоззрения
превращает жизнь в хаос, а психику — в
совокупность разрозненных переживаний
и установок. Состояние, когда прежнее
мировоззрение разрушено, а новое еще
не сформировано (например, разочарование
в религии), называется
мировоззренческим кризисом.

В такой ситуации важно восстановить
мировоззренческую целостность личности,
иначе ее место будет заполнено химическими
или духовными суррогатами — алкоголем
и наркотиками или мистикой и сектантством.

studfiles.net

Мировоззрение — определение, его виды и формы

Мировоззрение – это ключевой аспект жизни каждого человека, имеющий очень многие функции. То, как мы смотрим на саму жизнь, на себя и окружающих нас граждан, на природу, космос, каких взглядов придерживаемся, и определяет в конечном итоге нашу личность.

Человек без наличия определенного мировоззрения просто не может спокойно существовать – даже сам того не желая, он выстраивает определенную систему взглядов на окружающий мир, чтобы как то объяснить его для себя и примириться с ним.

Бывают различные виды и формы данного понятия (к примеру, реакционное мировоззрение). К примеру, у каждого из нас есть свое личное мировоззрение, но оно обычно является продуктом более глобальной системы, которая установилась на данный момент главенствующей над всей цивилизацией.

На то, как именно человек смотрит на окружающий мир, влияет масса факторов: религия, воспитание, культура и место обитания, и многое другое. Рассмотрим само определение термина и главные особенности его становления и развития.

Что такое мировоззрение


Под данным термином подразумевается система взглядов на все в этом мире: процессы, явления, события природного или искусственного характера, вопросы, касающиеся внутреннего состояния человека, его верований, культов, отношения ко всем окружающим предметам и живым существам, космосу, галактике и т. д.

Обществознание занимается изучением этого термина все время своего существования, начиная с древних философов и даже с первобытных племен.

Само это понятие впервые было введено гениальным немецким философом Эммануилом Кантом, свое влияние на него оказали такие авторитеты, как Гегель, Шеллинг и даже Ленин.

Словосочетание «мировоззрение» само по себе дает ключ к пониманию его сути – оно означает воззрение на мир во всей его полноте и во всех проявлениях. Примеры того, как у двух людей взгляды на жизнь могут совершенно отличаться, мы можем видеть каждый день. Также очевидно, что от этого в большой степени зависит и судьба каждого из нас.

Структура мировоззрения

Вполне понятно, что такое сложное явление не может не иметь определенной структуры.

Любая таблица по этому вопросу показывает нам, что мировоззрение подразумевает следующую совокупность связей:

  1. Обыденно-практический уровень. Сущность его состоит в том, как каждый человек смотрит на окружающий мир и все процессы, которые в нем происходят. Это уровень бытовой, мысли в котором навеяны увиденным и услышанным непосредственно человеком, украшенные его эмоциями и личными склонностями характера, типом психики и т. д.
  2. Рационально-теоретический уровень. Его особенности состоят в том, что здесь на первое место выходит не личный опыт, а мыслительный процесс и способность обобщать, извлекать мудрость из наблюдений, знаний, делать общие выводы и систематизировать знания. Признаки такого уровня проявляются в том, что предлагаемые здесь теории подкрепляются опытом, экспериментами, здравым смыслом.

Стоит отметить: в реальности указанные уровни гармонично переплетаются и порой разделить их очень непросто.

Основные компоненты мировоззрения


Различные исследователи, в частности, профессор Радугин, выделяют такие компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный — это «сборник» знаний, которые человек получает и при индивидуальной деятельности, обучении, и при постижении накопленных человечеством знаний.
  2. Ценностно-нормативный — здесь главную роль играют ценности, верования, нормы социума и т.д. Сущность этого компонента дополняют также представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье.
  3. Эмоционально-волевой. Сюда относятся все эмоции людей, их психические установки, реакции, личные предпочтения и верования.
  4. Практический — этот компонент регулирует способность человека в определенной ситуации действовать так, а не иначе. Пути формирования практического компонента зависят и от всех предыдущих элементов.

Деятельность людей неразрывно связана со всеми четырьмя компонентами, она черпает из них силу, но также и дополняет их новым опытом, знаниями и взглядами.

Исторические типы мировоззрения

С исторической точки зрения выделяют следующие типы. Высший исторический тип среди них выделить сложно, так как все направления имеют большое значение и ценность.

Религиозное мировоззрение

Здесь ключевую роль в мыслях человека занимает его представление о наличии Бога в каком бы то ни было виде. Мир выглядит дуальным, разделенным на материальное и духовное, есть боги, духи, демоны и т. д.

Все это дополняется определенными шаблонами поведения, мыслями, ритуалами, песнями, наличием святых писаний и догм. Составляет сущность взглядов многих людей и в наше время.

Мифологическое мировоззрение

Характерно для первобытных людей, в частности, древних греков. Здесь человек чувствует себя полноценной частью природы, о которой у него полностью фантастические представления.

Солнце, Луна, ветер, вода и все остальное – стихии богов и сверхсуществ, чувства доминируют над мыслью. Классификация богов и разных удивительных существ в мифологии удивит любого исследователя.

Философское мировоззрение

Философия – единственный и наиболее адекватный способ постигать мир вокруг.

Именно интеллектуальный поиск истины, незапятнанный никакими догмами и мифами, а также молитвами и представлениями о боге, является самым прямым путем к пониманию мира и всего, что в нем происходит.

Это системно-рационализированное знание, которое успешно дает ответы даже на очень сложные вопросы бытия.

Современные типы

С развитием цивилизации выработались и другие основные типы мировоззрения, которые сегодня стали доминирующими.

Научное мировоззрение

Миропонимание в научном ключе дало людям весь прогресс, технологии, комфортную и безопасную жизнь. Именно поэтому ученые являются наибольшими оптимистами и считают, что мир можно постепенно постигнуть с помощью изучения и экспериментов.

Здесь все зиждется на установленных фактах, теориях, конкретных результатах, не допускается серьезное восприятие недоказанных гипотез и выдумок.

Обыденное мировоззрение

Если говорить кратко, то это наиболее простой уровень взглядов, основанный на личном опыте, переживаниях, образовании и воспитании человека. Также здесь имеет большое влияние общественное окружение, коллективное мнение общества.

Такое мировоззрение может включать самые дикие предрассудки, суеверия и выдумки, но включает также и народную мудрость, некоторый здравый смысл и практический опыт поколений.

Гуманистическое мировоззрение

Основано на гуманизме – положительном взгляде на жизнь, при котором человек не должен наносить никому вреда, а должен пытаться делать только добро. Гуманизм относится не только к другим людям, но и к природе, животным и другим объектам.

Субъекты с гуманистическим мировоззрением традиционно исповедуют любовь, дружбу, верность, отрицают насилие. Характерная черта этого направления – неприятие зла почти в любых его формах, разве что очень скрытых.

Роль мировоззрения в жизни человека

Вся жизнь человека, какие бы типы личности мы не рассматривали, на 100% зависит именно от мировоззрения.

Если оно, скажем, религиозное, то активность и действие и гражданина будет заменяться молитвой и ожиданием чуда, рациональная составляющая будет подавлена.

Житейское мировоззрение складывается часто из всех типов этого понятия, которые были рассмотрены выше, так как порой даже самые талантливые ученые допускают мысли о Боге. В психологии доказано, что именно внутренний мир человека строит его жизнь, дает или отбирает успехи в той или иной деятельности, в общении с людьми и т. д.

Только рациональное, здравое восприятие окружающего мира и всего, что мы в нем видим, способно приносить человеку объективную пользу. Источники страданий людей, их огромных глупостей и потерь находятся в неправильно выбранном мировоззрении.

Роль искусства, окружения, уровня развития общества, образования очень высоки при формировании личности, поэтому порой гражданин, сам того не подозревая, оказывается заложником взглядов, которые ему чужды. С подобным положением вещей нужно бороться самообразованием и постоянным исканием истины.

1001student.ru

Лекция 3. Философия Древнего Востока: Брахманизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство.

  1. Мировоззрение
    и его виды

  2. Исторические
    формы мировоззрения

  3. Философия:
    предмет и задачи

  4. Философия
    древнего востока.

  5. Философия
    древней Греции.

  6. Философия
    Средних веков.

  7. Философия
    Возрождения.

  8. Философия
    Нового времени.

  9. Философия
    Эпохи просвещения.

  10. Немецкая
    классическая философия.

  11. Русская
    философия.

  12. Современная
    научная философия

  13. Система

  14. Категории
    философии: форма и содержание

  15. Детерминизм

  16. Закон
    и закономерность

  17. Диалектическая
    триада

  18. Законы
    диалектики

  19. Познание
    и практика

  20. Субъект,
    объект и предмет познания

  21. Чувственное
    и рациональное познание

  22. Истина:
    объективная, абсолютная, относительная

  23. Эмпирическое
    познание: наблюдение и эксперимент

  24. Теоретическое
    познание: гипотеза и теория

  25. Научные
    революции и понятие парадигмы

Лекция
1. Предмет и функции философии.

Философия
– 1) это особая форма мировоззрения (в
этом смысле она может быть различна) у
каждого своя. Даже те кто говорит, что
не философствует, уже этим самым
высказывает своё мнение и соответственно
философствует. 2) это наука о всеобщем

Философия
— одна из древнейших областей знания,
духовной культуры. Зародившись в VII-VI
веках до н.э. в Индии, Китае, Древней
Греции.

Мировоззрение
– совокупность взглядов, оценок,
принципов, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в нем
человека, а также – жизненные позиции,
программы поведения, действий людей.

В
мировоззрение входят и играют в нем
важную роль обобщенные знания:
жизненно-практические, научно-профессиональные.

Жизненно-практическое
мировоззрение («здравый смысл»)
неоднородно, поскольку велик разброс
в уровне образования и интеллекта его
носителей, в характере их духовной
культуры, национальных, религиозных и
иных традиций. Жизненная философия
людей образованных нередко складывается
под влиянием их знаний и опыта в различных
сферах деятельности. Житейское,
повседневное миропонимание, как правило,
складывается стихийно, не отличается
глубокой продуманностью, обоснованностью.

Мифология
(от греч. mythos – предание, сказание и
logos – слово, понятие, учение) – тип
сознания, способ понимания мира,
характерный для ранних стадий развития
общества. Мифы
существовали у всех народов мира. В
духовной жизни первобытных людей
мифология выступала как универсальная
форма их сознания, как целостное
мировоззрение. Своеобразие мифа
проявлялось в том, что мысль выражалась
в конкретных эмоциональных, поэтических
образах, метафорах. Здесь сближались
явления природы и культуры, на окружающий
мир переносились человеческие черты.
В результате очеловечивались
(олицетворялись, одушевлялись) космос
и другие природные силы.

Религиозное
мировоззрение – это более сложная форма
мировосприятия, обуславливающаяся
преимущественным вниманием к человеческим
тревогам, надеждам, к поиску веры.

К
зрелым интеллектуально-теоретическим
(или научно-профессиональным) формам
миропонимания принадлежит и философия.
В
философии были вынесены на первый план
интеллектуальные аспекты мировоззрения,
что отразило нараставшую в обществе
потребность в понимании мира и человека
с позиций знания, разума.

Философия
(от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость)
буквально означает «любовь к мудрости».
В отличие от мифологического и религиозного
миросозерцания философская мысль
принесла с собой принципиально новый
тип миропонимания, прочным фундаментом
для которого стали доводы интеллекта.
Реальные
наблюдения, логический анализ, обобщения,
выводы, доказательства постепенно
вытесняют фантастический вымысел,
сюжеты, образы и самый дух мифологического
мышления, предоставляя их сфере
художественного творчества. С другой
стороны, бытующие в народе мифы
переосмысливаются с позиций разума,
получают новое, рациональное истолкование.

Философия
– теоретически осмысленное мировоззрение.
Слово
«теоретически» употреблено здесь
расширительно и подразумевает
интеллектуальную (логическую,
концептуальную) проработанность всего
комплекса проблем мироосмысления. Такое
осмысление может проявляться не только
в формулировках, но и в характере (методе)
решения различных проблем.
Философия
— это система самых общих теоретических
взглядов на мир, место в нем человека,
уяснение различных форм отношения
человека к миру.

Индийская
философия

стала результатом преобразования
индуистского религиозного мировоззрения

Индийская
философская мысль – одна из древнейших
в мире. Основные направления: брахманизм,
буддизм. История брахманизма начинается
с Вед (“ведение, знание”). Веды состоят
из – 4 сборников гимнов, песнопений,
магических заклинаний, молитв Философские
взгляды брахманизма получили отражение
в Упанишадах (одном из этих сборников).
По форме Упанишады обычно представляют
диалог мудреца-учителя с учеником, либо
с человеком, ищущим истину. Среди многих
вопросов о природе, человеке и познании
в Упанишадах доминирует проблема
первопричины, первоначала бытия, с
помощью которого объясняется происхождение
всех явлений природы и человека.
Центральный вопрос в теории познания
Упанишад – это разделение знания на 2
вида: низшее и высшее. Низшее значение
– это знание эмпирической действительности,
которое считается знанием отрывочным,
фрагментарным – неистинным. Высшее
знание – это знание духовного абсолюта,
которое рассматривается как восприятие
бытия в его целостности. Главным средством
получения которого служит мистическая
интуиция. Именно это знание дает власть
над миром. Истинными знатоками и
толкователями ведической мудрости
выступали представители высшей касты
– брахманы. Однако ломка племенных
отношений, кризис родовой морали
поколебали незыблемость авторитета
жрецов, безусловность предписываемого
ими ритуала.

В
VI
веке до н.э. В Северной Индии возникает
буддизм
— учение основателем, которого был
Сиудхарта Гаутама Будда (583 — 483 до н.э.).
Религия буддизма распространилась на
востоке и на юге Индии, в Тибете, Китае
и Японии. Центром учения являются четыре
благородные истины. Первая
из
этих истин —
жизнь
есть страдание. Рождение, болезнь,
старость, смерть, встреча с неприятным
и расставание с приятным, невозможность
достичь желаемого — это все ведет к
страданию. Вторая
«благородная истина» говорит о
происхождении страдания. Корень страдания
в жажде жизни, в жажде наслаждения,
приводящей ко все новым рождениям.
Третья
истина – страдание имеет причину,
следовательно, возможно прекращение
страдания. Наконец, четвертая
«благородная истина» говорит о
«пути», ведущем к освобождению от
страдания. Этот путь: 1) правильное
понимание четырех истин, 2) воля
преобразовать свою жизнь в соответствии
с усвоенными истинами), 3) воздержание
от лжи, клеветы, грубых слов, 3) непричинение
зла живому, воздержание от воровства),
4) привычка жить честным трудом), 5) борьба
с соблазнами и дурными мыслями), 6)
понимание преходящего характера всего
и отрешенность от того, что привязывает
человека к жизни). 7) правильное
сосредоточение или направление мысли
позволяющее достичь душевного спокойствия
и радости; а затем, 8) достижение состояния
полной невозмутимости и безразличия.
Это состояние Будда назвал нирваной
(буквально: угасание). Человек этот уже
не переродится вновь, но войдет в
состояние нирваны, это состояние
сверхчеловеческого наслаждения. Особо
важную роль в становлении философии
сыграла математика (появление позиционной
системы исчисления и введения нуля) и
астрономия.

Особенностью
индийской философии можно назвать то,
что наиболее типичным для большинства
индийских философских школ является
представление об Абсолюте (Начале) не
как о персонифицированном божестве, а
как о безличном, метафизическом принципе.
Однако мир развивается именно по законам
нравственного порядка. Различные части
бытия создают не столько физический,
сколько моральный образ мира. Мировые
процессы определяются не механическими
причинами – взаимодействием этих
частей, а моральными, связанными с
воздаянием за человеческие поступки.
В целом индийская реалистическая
философия признавала реальность внешнего
мира и отсюда возможность его познания
индивидом. Прямо противоположна
философская установка буддизма,
отрицающая реальность существования
как бытия, так и небытия.

Китайская
философия

В
Китае процесс зарождения философии
назван ”эпохой борющихся царств”. В
Китае первыми философами выступали
бродячие мудрецы, подготовившие своими
беседами с народом наступление «золотого
века» китайской философии. Самыми
известными и популярными были
древнекитайские философы: Конфуций и
Лао-дзы. Родоначальники: конфуцианства
и даосизма Согласно даосскому учению,
человек обладает как бы двумя натурами.
Одна – естественная, порождаемая и
определяемая Дао, то есть Единым (а
потому истинная), другая – искусственная,
порождаемая и определяемая страстями,
свойственными человеческому «я»
(оттого ложная). Исходя из этого, идеальным
человеком считается тот, в котором
истинная натура возобладает над ложной.

В
бытийном смысле Дао принято понимать
не как божественное Начало, но как высший
принцип, закон, лежащий в основании
саморазвивающегося универсума. Ему
подчиняются три мировых силы:
Небо–Земля–Человек, а также пять
находящихся во взаимодействии элементов:
вода, огонь, металл, дерево, земля.
Реализуется Дао через два принципа: ЯНЬ
и ИНЬ, которые олицетворяют два
взаимодополняющие СИНКРЕТИЧНЫХ начала
(муж. и жен.). Существование для даосов
– это цикличный процесс, круг без начала
и конца. Лао-дзы учил, что каждая вещь,
достигнув определенной степени развития,
превращается в свою противоположность:
неполное – полным, кривое – прямым).
Эта смена противоположностей
рассматривалась как всеобщая закономерность
движения вещей, как единый поток, как
вечное возникновение и исчезновение.

Конфуцианство.
Родоначальник

Конфуций (551-479 до н.э.), его имя —
латинизированная версия имени Кун
Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель
считается первым китайским философом,
чьё существование документально
подтверждено. Мысли Конфуция сохранились
в форме его бесед с учениками. Небо для
него — высшая сила. Небо следит за
справедливостью на земле, стоит на
страже социального неравенства.
Конфуцианцы выбрали за основу своей
философии взаимоотношения между людьми,
проблемы воспитания. Конфуцианское
учение о нравственности опирается на
такие этические понятия, как «взаимность»,
«золотая середина» и «человеколюбие».
«Золотая середина» — это середина
в поведении людей между несдержанностью
и осторожностью. Основа «человеколюбия»
— почтительность к родителям и
уважительность к старшим братьям.
«Взаимность» или «забота о людях»
— основная нравственная заповедь
конфуцианства, суть ее: «не делай
другим того, чего не желаешь себе».
Конфуций дает развернутый образ человека,
следующего конфуцианским моральным
заповедям. Это «благородный человек».
В отличие от простолюдина («низкого
человека»), он требователен к себе,
ему можно доверить большие дела, живет
в согласии с другими людьми, ему легко
услужить, он идет на смерть ради
человеколюбия. Ключ к управлению народом
Конфуций видел в силе нравственного
примера вышестоящих нижестоящим.

Для
Конфуция знать — «значит знать людей».
Познание природы интересует его в
меньшей степени, хотя занятие наукой
(в том числе и естественной) им всячески
приветствовалось.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о