Мировоззрение виды: Мировоззрение, его виды и формы / Справочник :: Бингоскул

Мировоззрение, его виды и формы / Справочник :: Бингоскул

Мировоззрение – совокупность представлений об окружающем мире: природе, человеке, социуме; находит выражение в комплексе ценностей и идеалов личности.

Структура мировоззрения

Содержание

Формы мировоззрения

Существуют 3 формы:

  1. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, основанная на пережитых ситуациях, социальном опыте.
  2. Мировосприятие – выражается в теоретическом описании окружающей действительности.
  3. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона, представление о собственном смысле жизни.

Виды мировоззрения

Виды мировоззрения
ВидСущность
Обыденное мировоззрение– формируется в повседневности, опирается на полученные житейские знания об окружающем мире. В ходе жизни человека происходят различные события (работа и отдых, воспитание детей, просмотр ТВ), это оказывает влияние на представление о мире.
Религиозное мировоззрение– вера в сверхъестественное порождает этот вид мировоззрения. В древние времена религия имела своё выражение в мифологии. Главная черта мифологического мировоззрения – политеизм (многобожие), в то время как в религиозном – монотеизм (вера в единого Бога). Мир делится на 2 части – сверхъестественное и естественное, которые сотворены Богом. Религиозные люди следуют заповедям и канонам своих вероучений. Совершают свойственные обряды (намаз, причащение и т.д.)
Научное мировоззрение– эта форма присуща деятелям науки (учёные, исследователи). Для них управление миром происходит по естественных законах природы и общества, которые возможно описать теоретически. Научное мировоззрение отрицает непризнанные наукой явления, стремится к логическим и рациональным обоснованиям.

Особенности мировоззрения

  1. Исторично и привязано к стадиям общественного развития;
  2. Подвержено изменениям на протяжении жизни;
  3. Тесно взаимосвязано с убеждениями;
  4. Появление таких форм:
    • Догматизм (характеризуется неподвижностью, стремлению к авторитарности)
    • Скептицизм (использование сомнений в деятельности мышления)
    • Разумный критицизм.
  5. Определяет облик человека: ценности и нормы поведения в обществе.

Классификация мировоззрения

Классификация мировоззрения

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

функции и 4 основных типа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная. Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая. Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с девиантными одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная. В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

девушка эльфийкадевушка эльфийка

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое

средневековая парасредневековая пара

Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Рекомендации для развития

Важность мировоззрения

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы

девушка с вопросамидевушка с вопросами

Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит смысл жизни, предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Сегодня мы затронули важную тему для каждой сознательной личности, ведь, как вы могли понять, абсолютно все люди обладают определённым набором мнений и ценностей, которые и называют мировоззрением. Напоследок хочу рекомендовать вам посмотреть статью «Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас?».

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

Типы мировоззрения — Студопедия

Мировоззре?ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское;
  • научное;
  • обыденное;
  • гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μ?θος — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.


Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия[11] — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλ?α — любовь, стремление, жажда + σοφ?α — мудрость → др.-греч. φιλοσοφ?α (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[12], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[13], теория[14] или наука[15]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[12][16].

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.

Мировоззрение, его виды и формы 🐲 СПАДИЛО.РУ

Человек – существо не только биологическое, но и культурное, духовное. Ему свойственно задаваться вопросами об устройстве мира и о собственном месте в нем. Совокупность ответов на эти вопросы и является мировоззрением.

Термину «мировоззрение» можно дать несколько определений:

  • совокупность взглядов человека на окружающий мир;
  • совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру;
  • целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь в результате воспитания и получения человеком собственного жизненного опыта. Чем старше человек, тем более осознанным становится его мировоззрение. Обычно оно имеет систематизированный характер: взрослый человек имеет комплекс представлений об окружающем его мире и о себе самом.

Существуют два основных фактора, которые влияют на формирование мировоззрения:

  1. Окружение человека. Оценивая действия других людей, он выбирает приемлемую модель поведения для себя.
  2. Условия жизни. Количество материальных благ, условия жизни, государственный строй – все это оказывает влияние на формирование мировоззрения.

Мировоззрение может формироваться как стихийно (под воздействием случайных факторов), так и осознанно (с помощью самосовершенствования, воспитания человеком собственного характера).

Мировоззрение включает пять компонентов:

  1. Мироощущение – восприятие себя и окружающего мира на уровне чувств, эмоций.
  2. Мировосприятие – наглядные представления об окружающем мире.
  3. Миропонимание – восприятие мира на интеллектуальном уровне, осознание абстрактных идей, рационально-теоретическое мышление.
  4. Мироотношение – совокупность ценностных ориентиров человека.
  5. Менталитет – индивидуальные особенности психологии, сформированные в результате получения и анализа жизненного опыта, результат развития культуры и традиций.

Носителем мировоззрения может быть не только человек, но и группа людей (профессиональная, социальная, религиозная), и общество в целом.

Существуют разные классификации типов мировоззрения. В заданиях ОГЭ и ЕГЭ проверяется знание классификации по видовым различиям, в которой выделяются три типа мировоззрения:

  1. Обыденное. Формируется в процессе жизни человека на основе повседневных наблюдений и здравого смысла. Наблюдая за конкретными жизненными событиями и занимаясь повседневными делами, человек наблюдает и делает выводы, формирует собственные правила поведения. Именно на уровне обыденного сознания продолжает существовать народная медицина, фольклор, традиции.
  2. Религиозное. Иногда его делят на религиозное (основа которого – вера в одного бога, то есть монотеизм) и мифологическое (основанное на вере в многочисленных богов и мифических героев, то есть политеизм). Человек с религиозным мировоззрением стремится поступать так, как предписываем ему религия: совершает таинства и обряды, стремится к духовному совершенствованию.
  3. Научное. Является теоретическим осмыслением результатов научных открытий и достижений, стремится к максимальной объективности, отрицает все, что не доказано наукой. Иногда отдельно выделяется философский тип мировоззрения, для которого характерно обобщение не только практических, но и духовных достижений человечества.

Мировоззрение

ОбыденноеРелигиозноеНаучное
Основано на повседневных наблюдениях.

Опирается на здравый смысл.

Основано на вере в сверхъестественное.

Стремится к исполнению религиозных предписаний.

Основано на обобщении достижений науки.

Стремится к максимальной объективности.

Выделяются два уровня мировоззрения:

  1. Жизненно-практический. Его составляют те знания и моральные принципы, которые люди используют в повседневной жизни.
  2. Рационально-теоретический. Состоит из глобальных представлений о добре и зле, сущности человека и его месте в мире, абстрактных идей, которые влияют на жизненно-практическое мировоззрение и используется ситуативно.
Мировоззрение . Конспект по обществознанию, кратко.

Мировоззрение

Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы



Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.

Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ

Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.

Мировоззрение Остальные духовные категории
Отражает взгляд человека на мир в целом.Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни.
Показывает отношение человека к окружающему его миру.Замкнуты на конкретной стороне жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.

Основные источники формирования мировоззрения

  • окружающие люди и их поведение;
  • система ценностей, принятая в среде индивида;
  • наука, уровень знаний;
  • быт, условия жизни;
  • искусство;
  • интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:

  • ценностно-нормативный;
  • эмоционально-волевой;
  • познавательный;
  • практический.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.

 

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.

Вид мировоззренияХарактеристика
ОбыденноеОсновано на личном жизненном опыте человека.
Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек.
Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки.
РелигиозноеОсновано на религиозных учениях.
Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека.
Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки.
НаучноеОсновано на обобщении научной картины мира.
Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам.
Минусы: не решает духовные проблемы.
ГуманистическоеОсновано на нормах человеколюбия.
Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества.
Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться.
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:

  • ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
  • методы познания действительности и деятельности;
  • определение истинных ценностей;
  • понимание мира.

Вы смотрели конспект «Мировоззрение»

 

Мировоззрение, его природа, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения

Психология »Шпоры» Философия »Мировоззрение, его природа, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения

Буквально мировоззрение — это знания о мире. Но это поверхностный взгляд, потому что неизбежно упрощает структуру мировоззрения.
Перспектива — система чрезвычайно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к другим людям, к самому себе как к комбинации стали.принципы бытия и знания, ценности и идеалы, нормы общения и поведения.
Основные блоки (факторы перспективы): 1) интеллектуальные 2) сенсорно-эмоциональные и 3) оценочные; 4) Поведенческий — производится на основе предыдущих трех.
Обычно то или иное явление имеет разнородную структуру. Структуру М. можно рассматривать как коммуникативное отношение, мировоззрение, мировоззрение. Поскольку М. — сложное и многогранное явление, факторы, влияющие на его развитие, часто бывают противоречивыми.На формирование могут влиять различные факторы: здоровье человека (у здоровых людей более оптимистичный пессимизм вызывает болезнь), возраст (у молодого человека более здоровый, более энергичный, с возрастом — перерассмотрение ценностей), воля и т. Д.
Типы многообразного мира : 1) отдельная М. 2) группа М (определенная социальная группа) 3) М. народа и 4) М. человечество в той или иной точке.
Различают обычную, эмпирическую, повседневную М. Недостаточно продуманно, взвешенно, системно. Это отличается от теоретического М.Обычно это связано с философским, но это не совсем правильно. Его теоретический уровень там религиозно исторический тип М. (богословие).
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифология аниматизма предшествует периоду, который все еще не является религией, но является общим оживлением мира, где все воспринимается с чисто человеческой точки зрения, нет разделения на живых и мертвых (все меняется, все жива), есть сверхъестественное.
В мифологии отражает не только знания людей, как они представлены, генерируется воображение, а не знания. М. Центральная проблема — проблема природы человека и его судьбы. Также учитывает отношение человека к миру, другим людям, к себе. Человек — это не только мышление, но и разумное существо, эмоциональное.
Особенности мифологии: 1) аватар (или антропоморфизм), 2) синкретизм — это системная, но еще не достаточная дифференциация. Здесь все вместе: религиозное, эстетическое, поведенческое и т. Д.и 3) особая роль в формировании игры воображения мифологической М. Из исключительного разнообразия мифологии, которое не исключает некоторые общие моменты (во всей мифологии боги создали людей по своему образу и подобию) 4) определенная несостоятельность и несправедливость большая картина 5) объяснение. Люди должны понимать и объяснять конкретное событие и явление, даже нелогичное.
Религиозно-исторический тип М. характерен для разделения мира на естественное и сверхъестественное, а также подчинение естественного мира сверхъестественному.Критерий религиозных явлений: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, вы должны поклоняться. Религия часто ограничивается формой общественного сознания, но это не совсем так. Следует различать: 1) религиозные взгляды, мифологию, идеологию, 2) религиозные чувства, эмоции, настроения и 3) культы, то есть поклонение сверхъестественным признакам, и 4) наличие церковной органзации 5) об организации церкви — система религии, образования, религиозных СМИ, 6) определенная сфера социальных отношений, в которых люди удовлетворяют свои религиозные потребности.
Причины возникновения и существования религии: 1) социальная, 2) эпистемологическая (показывать приятное), 3) историческая (сила традиций), 4) психологическая (чувства и эмоции, которые создают благодатную почву).
Функции религии: 1) мировоззрение, т. Е. Религия как тип мировоззрения, предлагаемый людям, 2) компенсационный страх, т. Е. Компенсация человеку его бессилия перед силами природы и общества: надежда на помощь свыше и 3 ) Я f-коммуникативный, то есть общение, где люди получают удовлетворение, и 4) нормативные, то есть социальные нормы, и 5) культурные и переводные.Я имею в виду переход от поколения к поколению, культуру и 6) интеграцию дезинтегрирующих фантастик, то есть объединение людей одной веры и разделение людей разных конфессий, и 7) каждый из которых основан на определенном вероисповедании. источник и пункт назначения. Один из иерархов православной церкви сказал: «Если содержание догм становится слишком очевидным, есть основания полагать, что он не воспринимается во всей его божественной глубине».
Особый исторический тип М. Явл. Философия — теоретически сформулированный тип мира с точки зрения разума.Также есть наука о самых общих законах жизни и методологии познания материи и человека. Прогноз
— сложное духовное явление — его формирование также сложный процесс, который может быть связан с эмоциональным и духовным уровнем человека его возраста, здоровья и т. Д. Мировоззрение формировало не только знания, но и психологические ориентации человека. Любой человек проходит этап формирования мировоззрения.

,
КАРТИНА МИРА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ, Виды мировоззрения и картины мира

КАРТИНА МИРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В результате изучения материала этой главы студент должен:

знать

• Значение философских концепций картины мира и мировоззрения »;

• типы мировоззрений;

• соотношение картины мира и мировоззрения;

сможет

• Понимать и формулировать личные взгляды с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;

• применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем теории и практики права;

• самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу с целью саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;

собственные навыки

• Определение мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предотвращения правонарушений и их разрешения в случае их возникновения;

• идеологическое обоснование профессиональных исследовательских программ в области юридической науки;

• Работа с документами и другими источниками, которые позволяют получить истинные или надежные знания и раскрыть происхождение, развитие различных мировых картин.

Из всех форм знания философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовной и информационной системой. Философские знания обеспечивают максимум условий для формирования наиболее емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного отражения реального мира. Это позволяет нам выявить и сформулировать содержание картины мира, мировоззрения, закономерности развития неживой и живой природы. Философские знания, усвоенные человеком, дают ему представление об общих проблемах жизни, дают понимание его места в этом мире, а также средств и способов познать последний и трансформировать его в интересах социального прогресса и его гармоничное развитие.

В этой главе будет раскрыто содержание мировоззрения, его типы, а также общие закономерности развития природы, общества и мышления человека.

Типы мировоззрений и картинок мира

Мировоззрение — это сложное явление, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, которое охватывает процессы мировоззрения, восприятия мира и восприятия мира.

Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: а) видение человеком окружающего его мира; 6) оценка качественных и количественных показателей природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе практического, к окружающей действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным, целенаправленным отражением в уме человека разнообразных явлений, процессов и отношений существования, которые он освоил (в той или иной степени). Наконец, мировоззрение играет решающую роль в деятельности человека, в его практическом взаимодействии с фрагментами мира, которые доступны ему в данный момент. Одним словом, понимание мировоззрения предполагает раскрытие его содержания и типологии (рисунок 4.1).

С момента открытия в окружающем его мире человек должен был понять, что такое реальный мир, позиционировать себя в нем.В содержательном плане для этого необходимо было найти ответы на вопросы о природе окружающего мира, природе самого человека, отношении человека к окружающей действительности, о том, что их разделяет и объединяет, и как вести себя в этом Мир. Фактическая практика человеческого существования определила его мировоззрение, мировоззрение, мировосприятие, мировоззрение. человек начал замечать в окружающих явлениях и процессах регулярные связи, взаимодействия.Некоторые из них воспринимались людьми как результаты внутренней деятельности, чьей-то относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Был сделан вывод, что человек не только изучает и усваивает мир, но он сам является объектом исследований, наблюдений и влияния.

В центр внимания людей было включено много соотечественников, которые добились успехов в разных сферах жизни образовавшихся сообществ. Оставаясь в человеческой памяти и в представлении следующего поколения, они приобрели статус «героев», наделенных сверхчеловеческими способностями.Они приписывают невероятные подвиги. В воспоминаниях и рассказах о них переплелись реальные дела, образы и вымысел, которые часто приобретали фантастические формы.

Итак, было мифов, , различающихся по содержанию различных культурных и этнических общин, совокупности мифологических существ.

Миф в его современном определении — это форма целостного массового опыта и интерпретации реальности с помощью чувственных образов, которые считаются независимыми явлениями реальности.

Рис. 4.1. Мировоззрение и его виды

Мифы можно считать основой мифологии, а — мировоззрением первого типа , «рудиментарным» мировоззрением, потому что они имели относительно гармоничную систему взглядов на мир, представление о мире, как а также отношения человека к миру. Миф отличается простотой сюжета, согласно которому человек взаимодействует с гуманизированной природой и фантастическими существами.Все, что было сказано в мифах, не могло быть подвергнуто критике, воспринято как факты реальности, являлось моделью мировоззрения и поведения. Мифологическое познание и сознание характеризовались принятием к практическому руководству образов, которые не наблюдались в действительности, изображений, созданных воображением человека и действующих как «неопровержимые факты бытия». Такое сознание стирало границу между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, заменяло причинно-следственные связи правдоподобными аналогиями и поверхностными объяснениями.

Мифология (от греческого mutos — легенда, легенда и логотипов — слово, рассказ) — тип мировоззрения, характеризующийся чувственно-образным некритическим восприятием индивидуального и массового сознания мифов, содержание которых составляет приняты как священные, а сформулированные в них нормы — как требующие строгого исполнения.

В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии как системы мифов в сознании человека убежденность в реальности и сила сверхъестественных сил, воля которых определяется процессами реальности и жизнью самого человека, становится сильнее.Элемент поклонения этим силам возник и начал выделяться в отдельных нормативно-ценностных системах регулирования.

Первоначально тотемов были объектами поклонения, которые, как правило, были животными или растениями, считавшимися покровителями определенной группы людей или клана. Также существовало фетишей , которые были неодушевленными предметами, наделенными верой в них сверхъестественными, священными свойствами, которые, однако, обесценились в какой-то момент в развитии человеческой практики и знаний.Их место заняли сверхъестественные, нематериальные, всемогущие «сущности», которые, как правило, не имели прямого отношения к природе, поскольку сами были ее создателями. «Между этими существами возникла определенная иерархия. Люди искренне верили в свою способность контролировать компоненты природы, как реальные, так и мнимые, например, подземное царство. Различные сверхъестественные существа могли« управлять »той или иной сферой человеческой деятельности или расширять ее. их покровительство крупным территориям, где жили люди.Таким образом, весь окружающий мир был разделен между и наборами божеств , которые, в зависимости от своего статуса, обладали более или менее сверхъестественными способностями. Это было многобожие.

Стали возникать представления о единственном могущественном Боге, который способен в одиночку определять абсолютно все, что происходит в природе и обществе. Люди полностью доверяли Ему и поклонялись Ему. Таким образом, монотеизм был утвержден и другой тип мира воспринимают

.

WorldView-3 Спутниковый датчик | Satellite Imaging Corp

Спутниковый датчик WorldView-3 (0,31 м)

Спутниковый датчик WorldView-3 был лицензирован Национальной администрацией по океану и атмосфере (NOAA) для сбора данных в дополнение к стандартным панхроматическим и многоспектральным полосам, восьмиполосным коротким -волна инфракрасного (SWIR) и 12 изображений CAVIS. Спутник WorldView-3 был успешно запущен 13 августа 2014 года. Смотрите запуск спутника .

WorldView-3 Спутниковый датчик (0.31 м)

(Image Copyright © DigitalGlobe)

WorldView-3 — это первый коммерческий спутниковый датчик с высоким разрешением и сверхспектральным разрешением, работающий на высоте 617 км. Спутник WorldView-3 обеспечивает панхроматическое разрешение 31 см, многоспектральное разрешение 1,24 м, коротковолновое инфракрасное разрешение 3,7 м (SWIR) и разрешение CAVIS 30 м. Спутник имеет среднее время повторного посещения <1 дня и способен собирать до 680 000 км2 в день.

Спутник WorldView-3 очень похож на WorldView-2, запущенный 8 октября 2009 года, по своим эксплуатационным характеристикам.Спутниковый датчик WorldView-3 обладает значительными улучшениями, включая снижение затрат, снижение рисков и более быструю доставку для своих клиентов.

Образцы изображений

Аэропорт

Мадрид, Испания (40 см)

WorldView-3 Satellite Image Kalgoorlie Mine Australia

Олимпийские игры 2016 года

Бразилия (30 см)

WorldView-3 Satellite Image Solar Panels San Jose

San000

Панели солнечных батарей 30 см.)

Дата запуска 13 августа 2014 г.
Орбита Высота: 617 км
Тип: SunSync, 13:30 нисходящий узел
Период: 97 мин.
Life Spec Mission Life; 7,25 года
Расчетный срок службы: от 10 до 12 лет
Размер, масса и мощность космических аппаратов Размер: 5,7 м (18,7 фута) в высоту х 2,5 м (8 футов) в поперечнике, 7,1 м (23 фута) в развернутом состоянии солнечные батареи
Масса: 2800 килограммов (6200 фунтов)
Мощность: солнечная батарея 3,1 кВт, батарея 100 Ач
Полосы датчиков Панхроматические: 450-800 нм
8 Мультиспектральные: (красный, красный край, прибрежный, синий, зеленый, желтый, ближний ИК1 и ближний ИК2) 400 нм — 1040 нм
8 SWIR: 1195 нм — 2365 нм
12 Полосы CAVIS: (пустынные облака, аэрозоль-1, аэрозоль-2, аэрозоль-3, зеленый, вода -1, вода-2, вода-3, NDVI-SWIR, перистая зона, снег) 405 нм — 2245 нм
Разрешение датчика (или GSD, расстояние проб от земли; отклонение от надира — среднее геометрическое) Панхроматический надир: 0.31 м GSD в Надире 0,34 м при 20 ° Вне-Надира
Мультиспектральный Надир: 1,24 м в Надирах, 1,38 м при 20 ° Не-Надира
SWIR Надир: 3,70 м в Надире, 4,10 м при 20 ° Вне-Надира
CAVIS Nadir : 30,00 м
Динамический диапазон 11-бит на пиксель Pan и MS; 14 бит на пиксель SWIR
Ширина полосы На надире: 13,1 км
Определение и контроль ориентации Тип: 3-осевой стабилизированный
Приводы: Control Moment Gyros (CMGs)
Датчики: Star trackers, точность, IRU, GPS
Точность и знания при наведении курсора Точность: <500 м при запуске и остановке изображения
Знание: Поддерживает точность определения географического местоположения ниже
Способность к ретаргетингу Время поворота 200 км: 12 секунд
встроенное хранилище 2199 Гб в твердотельном состоянии с EDAC
Связь Изображение и вспомогательные данные: 800 и 1200 Мбит / с X-диапазон
Ведение домашнего хозяйства: 4, 16, 32 или 64 Кбит / с в режиме реального времени, 524 Кбит / с в памяти, X -диапазон
Команда: 2 0r 64 кбит / с S-диапазон
Макс. смежная зона, собранная за один проход (угол отклонения 30 °) Mono: 66.5 км x 112 км (5 полос)
Стерео: 26,6 км x 112 км (2 пары)
Частота повторного посещения (при 40 ° с. Ш.) 1 м GSD: <1,0 день
4,5 дня при 20 ° выкл. -надир или менее
Точность определения географического местоположения (CE90) Прогнозируемая производительность: <3,5 м CE90 без наземного контроля
Производительность 680 000 км2 в день
WorldView-3 Технические характеристики — PDF Загрузить

спутников, в настоящее время эксплуатируемых DigitalGlobe

Спутниковый датчик WorldView-4 (0.31 м)

Спутниковый датчик WorldView-2 (0,46 м)

Спутниковый датчик WorldView-1 (0,46 м)

Спутниковый датчик QuickBird (0,65 м)

Спутниковый датчик IKONOS (0,82 м)

.

DigitalGlobe | WorldView-3

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное сообщество выиграет от улучшений WorldView-3. Снимки с атмосферной компенсацией в сочетании с 16 спектральными полосами обеспечивают точное отображение структуры / типа культуры.

Получите общую картину, когда дело доходит до картографирования и мониторинга сельского хозяйства.

Мониторинг вегетативного здоровья

Фермеры, лесохозяйственные организации и регуляторы окружающей среды сталкиваются с различными проблемами, когда речь идет об управлении земельными участками, а также об анализе, оценке и мониторинге состояния здоровья и роста растительных материалов.

Наши мультиспектральные изображения с высоким разрешением предоставляют организациям очень подробную информацию о том, что происходит на местах в широком географическом регионе.Оптимизируйте здоровье растений, отслеживайте вторжение инвазивных видов и определяйте урожай, пораженный болезнями или засухой, с помощью DigitalGlobe.

Землеустройство

При работе с участками земли, разбросанными по большим интересующим территориям, может быть сложно точно обследовать и отслеживать, что происходит и где именно.

DigitalGlobe играет важную роль как в небольших картографических работах, так и в крупномасштабных кадастровых проектах.Отслеживайте масштабные изменения во времени и оптимизируйте эффективность своих операций.

Антикризисное управление

Многие факторы влияют на масштабы и серьезность кризисов на местах, включая растущую тенденцию вторжения городов в природные зоны. Организациям необходимо оперативное понимание, чтобы принимать решения, которые влияют на время, ресурсы и жизнь.

Благодаря сочетанию цветных изображений высокого разрешения и многоспектральных изображений вы можете быстро и точно отобразить области повреждения, пострадавшие от природных и техногенных катастроф, помогая вам организовать ответные действия, оставаясь на шаг впереди новостного цикла.

Нефть и Газ

Энергетика требует эффективного выбора площадки, разведки и мониторинга окружающей среды. Наши новые передовые спектральные возможности идеально подходят для решения этих задач.

Экономия на разведке, мониторинге и управлении благодаря циклу нефтегазовых месторождений.

Разведка

Энергетические компании сталкиваются с большими проблемами, когда дело доходит до разведки ресурсов.Обследование отдаленных регионов и оптимизация существующего производства на уже открытых месторождениях может быть непомерно затратным и занимать много времени.

DigitalGlobe позволяет удаленно анализировать карты высокого разрешения перед сейсмической съемкой, чтобы строить точные модели поверхности и избегать плохо подходящих областей. Получите доступ к более широкой географии в отдаленных регионах и расширяйте дизайн многолуночных площадок, используя наши специальные решения.

Операции

Планирование скважин, планирование трубопровода, выбор площадки, анализ воздействия на окружающую среду и проектирование нефтеперерабатывающего завода — все это ресурсоемкие задачи, которые требуют огромного количества времени и координации.

Для решения текущих эксплуатационных задач наши решения для спутниковых снимков идеально подходят для быстрого, информированного анализа. Наши ведущие в отрасли уровни разрешения и точности позволяют принимать обоснованные рабочие решения с использованием данных самого высокого качества.

Антикризисное управление

Могут произойти аварии, и когда они происходят, на энергетиков оказывается огромное давление с целью предоставления информации ключевым заинтересованным сторонам при оптимизации процесса реагирования на местах.

Когда требуются быстрые ответы, DigitalGlobe может быстро предоставить изображения инцидентов до и после и даже краудсорсинговые оценки ущерба, помогая вам получить четкое представление о том, что произошло и где, оставаясь на шаг впереди новостного цикла.

Майнинг

С ростом наших спектральных возможностей горнодобывающие организации могут извлечь выгоду, используя уникальную идентификацию минералов и химические измерения.WorldView-3 сокращает расходы и повышает эффективность исследования и мониторинга объектов.

Обеспечение более эффективного управления открытым способом.

Разведка

Существует много ключевых проблем в разведке полезных ископаемых, особенно в условиях экспоненциального спроса и истощения легкодоступных ресурсов. Современная методология использует недостаточно инструментов, что делает чрезвычайно дорогим исследование больших площадей, особенно в сложных ситуациях на местах.

Созвездие DigitalGlobe с добавлением WorldView-3 позволяет клиентам майнинга обнаруживать несколько минералов с низким уровнем ложных срабатываний. Это помогает сэкономить время, ресурсы и даже жизни за счет повышения эффективности и более рентабельной разведки.

Мелиорация

Оценки воздействия на окружающую среду (EIA)

содержат подробную информацию о состоянии до и после добычи. Отсутствие точных оценок воздействия на окружающую среду в горнодобывающей промышленности представляет собой серьезную проблему для горнодобывающих организаций, что имеет значительные экологические, социально-экономические и культурные последствия.

DigitalGlobe обеспечивает точное предсказание и идентификацию повреждений по видам, получаемых с помощью точно настроенных супер-спектральных изображений. Это повышает организационную готовность, экономит время и ресурсы и позволяет компаниям опережать экологические проблемы.

Операции

Подробная информация о глобальных операциях позволяет горнодобывающим компаниям лучше понимать производительность шахты, эффективно управлять жизненным циклом шахты, оценивать реальные затраты на управление и лучше понимать конкурентную среду.Отсутствие точной и своевременной информации может иметь реальные экономические последствия.

С DigitalGlobe вы можете избежать рискованных, дорогих и длительных полевых исследований. Создание объемных показателей с улучшенной точностью измерений и использование моделей рельефа с улучшенным пространственным разрешением до 40%.

Предварительный просмотр новых пространственных и спектральных возможностей WorldView-3.

Для моделирования новых возможностей WorldView-3 суррогатные данные обрабатывались на основе характеристик датчика WorldView-3.Эти симуляции представляют собой лучшие попытки продемонстрировать возможности WorldView-3.

Для профессиональных пользователей: пожалуйста, нажмите на изображения ниже, чтобы загрузить образцы смоделированных данных.

Отказ от ответственности и информация о данных.

Отказ от ответственности и информация о данных

Для моделирования новых пространственных и спектральных возможностей, которые будут включены спутником WorldView-3 (WV-3) после успешного запуска и калибровки, мы обработали серию суррогатных наборов данных из различных источников.Из-за отсутствия спутниковых датчиков изображения подходящего пространственного и спектрального разрешения были использованы бортовые платформы. Эти данные были пересчитаны как пространственно, так и спектрально, с использованием технических знаний о характеристиках датчика WV-3, чтобы создать моделирование данных WV-3. Эти симуляции являются условными и представляют наши лучшие усилия, чтобы продемонстрировать будущие возможности, которые еще не существуют.

Предоставленные данные представляют собой смоделированный WorldView-3 «SuperCube» — 16-полосный продукт, состоящий из восьми диапазонов WorldView-3 VNIR и восьми диапазонов WorldView-3 SWIR.Объединенные 16 полос представлены в одном файле TIFF с собственным пространственным разрешением VNIR, равным 1,2 метра. Чтобы упростить представление объединенных полос датчиков, полосы SWIR подвергаются повышенной дискретизации (с использованием ближайшего соседа) до пространственного разрешения 1,2 метра по сравнению с их собственным разрешением 3,7 метра.

Предоставляются два изображения, полученные из изображений, собранных воздушными платформами и датчиками. Эти данные состоят из:

  • >> WV-3 1.Моделирование отражательной способности Суперкубка на 24 м (2 изображения)

Не было заявлено о точности моделирования.

  • Аэропорт Прово, Юта, США (1.24 м. Суперкуб)
  • >> Исходные данные предоставлены ITRES
  • >> Качество: спектральное качество по всем пикселям ХОРОШО (70%), но ниже качества, которое можно ожидать от фактического WV-3 на основании текущих технических данных.Следующие типы материалов в сцене были явно пост-проанализированы на предмет спектрального качества: гравий, бетон, асфальт, сталь, растительность и тепличная пластмасса.
  • Близость Tollhouse, Калифорния, США (1.24m Supercube)
  • >> Оригинальные данные предоставлены NEON
  • >> Качество: Спектральное и пространственное качество считается ОТЛИЧНЫМ приближением к тому, что ожидается от фактических изображений WV-3, основанных на текущих технических данных.

Сеть Национальной экологической обсерватории — это проект, спонсируемый Национальным научным фондом и управляемый в соответствии с соглашением о сотрудничестве между NEON, Inc. Этот материал частично основан на работе, поддерживаемой Национальным научным фондом в рамках гранта № DBI-0752017.

Аэропорт Прово, Юта, США (1.24 м. Суперкуб)

Близость Tollhouse, Калифорния, США (1.24м Суперкуб)

,

Добавить комментарий