Модели поведения в конфликте – Тема 3. Теории поведения личности в конфликтах.

Содержание

Модели поведения в конфликте

Основные модели поведения личности в конфликте.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. При рассмотрении этого вопроса мы остановимся на некоторых теориях, раскрывающих поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

Конструктивная. Человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыт и искренен, в общении лаконичен и немногословен.

Деструктивная. Человек постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Человек пассивен, склонен к уступкам; непоследователен в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Практически невозможно встретить человека, который никогда не участвовал в конфликте. Размолвки могут происходить, как с близкими людьми, так и с малознакомыми.Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, жиз­ненные важнейшие установки, властные полномочия, личностные (эмоционально-пси­хологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отно­шений, социального взаимодействия.Но порой опасен не сам конфликт, а неумение управлять им.

В заключение лекции необходимо подчеркнуть, что конфликты в отношениях между людьми неизбежны, они являются результатом естественного развития делового, служебного и неформального общения сотрудников. Основная проблема заключается не в самом факте возникновения конфликта, а в способе его разрешения – конструктивном или деструктивном. Таким образом, умение сотрудника разрешать конфликтные ситуации, возникающие в ходе его профессиональной деятельности является одним из компонентов его профессионального мастерства.

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком.

Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер. Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на (рисунке 1.)

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств

:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена измерением – ценностью межличностных

отношений (МЛО). Схематически она представлена на рисунке 2.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы.

Определение личности, данное В. Ядовым:

«Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». [6, с. 127]

В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.

Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. [1, с. 134]

Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный че­ловек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавше­гося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существен­но легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость сис­темы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). [2. с.152]

1.3. СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян — «танк», идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы не пойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следует сохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это и непросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание «танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как только внимание у вас — торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это ненадолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора.

Тип «грубияна — крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».

К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности.

«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели.

Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип — «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что ему некогда.

«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно — агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование — это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

«Сверх покладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства.

При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. [1, с. 182]

Пока в психологии не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Специалисты используют ряд апробированных тестов, который фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.

Опросник А.Басса – А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности.

Личностный опросник Кеттела. Для выявления конфликтных личностей.

Опросник К.Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. [2, с. 156]

Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание значительно упростит эту задачу. На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта и оценить потенциальную угрозу. При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить для себя, что в действиях партнера вам кажется неприемлемым и что неприемлемо для него самого.

Следует иметь в виду, что не каждый спор продиктован необходимостью выявления «истины», он может отражать как давно затаенную обиду, неприязнь и ревность, так и быть использованным как удобный момент для унижения оппонента в чьих-то глазах, либо играть роль «последней капли» при необходимости «высвободиться» от накопившегося раздражения, гнева. Нужно четко понимать с кем ведется спор или попытка разрешить конфликт. Уверенный в себе противник обычно в общении многословен и не избегает выяснения отношений. Неуверенный в своих силах старается избежать выяснения отношений, не раскрывает своих целей, но при этом упрямо может стоять на своем, скрывая под «принципиальностью» свою слабость.

Очень трудно приходится вести переговоры с упрямым, примитивным человеком, еще и обличенным властью, чья цель не в том, чтобы доказать истину в пользу дела, а в том, чтобы использовать малейшую возможность для того, чтобы показать, «кто здесь хозяин». Опасно конфликтовать с интеллектуально недалекими или неуравновешенными людьми.

Во-первых, такой конфликт не поддается логическому завершению, им невозможно управлять, поскольку в нем участвуют эмоции, а не здравый смысл. Во-вторых, стиль поведения однообразен — враждебный, агрессивный, легко переходящий на низший, примитивный уровень — уровень оскорблений, что усиливает неприязненность и облегчает возможность перехода от словесной перебранки к физическому столкновению. Когда все словесные «доказательства» таких людей исчерпаны, они прибегают к последнему аргументу — физической силе. [6, с.155]

Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию негативных сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость. Так, ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях.

Вывод: Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер.

Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Термин «конфликт» произошёл от латинского слова conflictus — столкновение.

Деятельность субъектов социального взаимодействия порождает причины конфликта при определенных условиях, и в результате действия конкретных факторов причины проявляются, и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, чтобы возник конфликт.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия. [4, с. 85]

Очень трудно, проникнуть в суть конфликтов, особенно межличностных, не понимая основных тенденций в эволюции психики. Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. Самосохранения, размножения, стремление к обеспечению определённой избыточности жизненных ресурсов. Затем, появился более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Сознание – это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку. [2, с. 90]

Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления

Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным «рычагом», который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.

Модели поведения человека в подобных случаях могут быть различными. Дело в том, что конфликт всегда означает особое противостояние, когда стороны не смогли договориться между собой. Дальнейшее же поведение человека будет определяться одной из выделенных социальными психологами моделью.

Первой стратегией является следующая. Поведение человека достаточно активное, поскольку он обижается, злится и раздражается. Эмоциональный компонент подталкивает его постоянно к поступкам, которые выражаются либо в конструктивных действиях, либо (чаще) в агрессивных (вербальных и невербальных). Поэтому подобная стратегия поведения сможет стать как полезной при разрешении конфликта, так и затягивающей его. Базовая рекомендация в данном случае — стараться относиться к возникшей ситуации более просто.

Поведение человека в рамках второй модели характеризуется следующими тенденциями. Человек постоянно злится и обижается, но ничего не делает для того, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. Если субъект выбирает подобную стратегию, то это может привести к формированию уныния, депрессии и психосоматическим заболеваниям.

В третьей модели поведение человека отличает то, что он уходит от конфликта и старается ничего не делать. Субъект не злится, а также устраняется от всего. Более того, он даже не обижается. Возникает своеобразная отгороженность от травмирующей ситуации. Полная, натренированная или натуральная — это не важно. Главным является то, что в такой ситуации до человека бывает очень сложно «достучаться».

Четвертая модель поведения в конфликтной ситуации характеризуется тем, что субъект не сердится и не обижается. Но он предпринимает ряд активных действий для того, чтобы измененить ситуацию. Человек абсолютно трезво оценивает возникший конфликт, стараясь дать отпор при необходимости и разрешить проблему с минимальным количеством потерь как для себя, так и для окружающих.

При пятой модели поведения человек начинает изменять не ее, а свое отношение к ней. В основе же лежит понимание того, что ситуацию сразу изменить нельзя. Поэтому основной стратегией становится изменение себя. Человек начинает успокаиваться, приводить себя и свои мысли в порядок. Он пытает выделить то, что является приоритетным, к чему можно относиться спокойно, а на что следует очень жестко ответить.

Поэтому, если выделять основные рекомендации, как выходить из конфликта, то нужно быть уверенным в том, что самой лучшей моделью является активная позиция и четвертая модель поведения. Поскольку она подразумевает наличие активных действий по тому, чтобы изменить имеющуюся ситуацию.

Рекомендуется найти основные причины конфликта, попытаться рационально выявить основные подходы к его разрешению. Далее же самое главное — договориться со своим оппонентом.

Необходимо стараться избегать открытых конфликтных ситуаций. Но при их возникновении следует максимально и четко регулировать поведение, а также ограничивать эмоциональные свои потери. В противном случае конфликтная ситуация будет развиваться постоянно по нарастающей линии.

Будьте спокойны, уверены в себе и разумно подходите к любой конфликтной ситуации, и тогда она благополучно разрешится.

Источники:
Основные модели поведения личности в конфликте.
Основные модели поведения личности в конфликте. При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов
http://helpiks.org/9-36781.html
Основные модели поведения личности в конфликте
Основные модели поведения личности в конфликте Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе
http://mylektsii.ru/1-107935.html
Поведение человека в конфликтной ситуации: модели и основные рекомендации их преодоления
Поведение человека в обществе определяется множеством как внешних, так и внутренних причин. С одной стороны, своеобразным «рычагом», который запускает деятельность человека во внешнем мире, являются мотивы, потребности и ценностные ориентации. Но с другой, социум часто их определяет и формирует. Поэтому поведение человека в обществе является очень сложным и постоянно изменяющимся. Особенно когда речь идет о конфликтных ситуациях.
http://fb.ru/article/34709/povedenie-cheloveka-v-konfliktnoy-situatsii-modeli-i-osnovnyie-rekomendatsii-ih-preodoleniya

(Visited 22 times, 1 visits today)

jealousy-relationships.ru

5 Теория поведения личности в конфликте » СтудИзба

ЛЕКЦИЯ «ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В

КОНФЛИКТЕ» (Тема 5).

 

         Возникновение конфликта сопровождается не только восприятием и осознанием конфликтного противостояния, но и развитием активности, направленной на преодоление возникшего противоречия. Активность реализуется в поведении участников конфликтного взаимодействия, которое иногда называют «конфликтным поведением». В ходе исследования конфликтного поведения учеными были выявлены типичные модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия.

 

1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

         Исследования позволили установить три основных модели поведения личности в конфликтной ситуации:

1.     Конструктивная модель выражается в стремлении уладить конфликт, найти приемлемое для обеих сторон решение. При этом проявляются доброжелательное отношение к сопернику, открытость, искренность, выдержка и самообладание.

2.     Деструктивная модель проявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, основанном на принижении соперника. Проявляются подозрительность, недоверие, негативные оценки соперника, иногда переходящие в нарушение этики общения;

3.     Конформистская модель предполагает пассивность и склонность к уступкам. Здесь проявляются непоследовательность в оценках и суждениях, уход от обсуждения, соглашательство.

Видно, что каждая модель обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Кратко характеризуя описанные модели поведения, можно отметить, что наиболее желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная модель несет в себе опасность неконтролируемого развития конфликта. Конформистская модель занимает промежуточное положение, но при определенных условиях она может способствовать и даже провоцировать агрессивность соперника. Если противоречия, разрешаемые в ходе конфликта, имеют незначительный характер, то конформистская модель может обеспечить быстрое разрешение такого конфликта.

Переходим к рассмотрению стратегии поведения в конфликте.

 

2. Стратегии поведения в конфликте.

         Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия:  уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса — Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1.     Содержание предмета конфликта;

2.     Ценности межличностных отношений;

3.     Индивидуально-психологических особенностей личности;

 

 

                    Уровень

       направленности

             на интересы

                 соперника                   Уступка                                           Сотрудничество      

       Высокий

 

 

 

                                                            Компромисс

       Средний

 

 

 

 

                                       Уход                                                 Соперничество

          Низкий

 

 

                             Низкий          Средний               Высокий       Уровень направлен-

                                                                                                                         ности на собственные

          интересы

 

Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте

(по Томасу-Киллмену).

Приведем описание основных стратегий.

·         Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая  собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

·         Уход или избегание, уклонение  предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

·         Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.

·         Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости  антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта  из-за ухудшения взаимоотношений.

·         Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

На  основе выделения  параметра   ценности МЛО двухмерная модель    Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).

Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.

                    Уровень                                                                                                                                Ценность МЛО

       направленности

             на интересы

                 соперника                   Уступка                                           Сотрудничество      

       Высокий

 

 

 

                                                            Компромисс

       Средний

 

 

 

 

                                       Уход                                                 Соперничество

          Низкий

 

 

                         

studizba.com

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

метки: Конфликт, Модель, Поведение, Личность, Индивид, Отношение, Субъект, Деструктивный

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Личность как субъект и объект общественных отношений

Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу не были люди, они будут

вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему. А

поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на

переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т. п. Чем легче будут

24 стр., 11755 слов

Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива …

… образом возможно стимулировать продуктивное поведение Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой … . Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется когда проблема не так важна …

эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений,

недовольств, конфликтов. Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть

отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания — это основные

факторы взаимодействия людей в обществе.

Когда речь заходит об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или

индивидуальность. Эти понятия являясь едиными по значению, не вполне синонимы, они не тождественны.

Они определяют разные стороны сущности человека.

Индивид — это живой организм, биологическое

существо человеческого рода и в этом качестве фиксируются его появление на свет, присущее ему

физиологическое состояние и психика, возможности приспособления к социальной среде. Индивид —

субъект существования, элемент общественной системы материального производства и потребления,

который вместе с тем формируется и развивается в процессе деятельности, усвоения и воспроизводства

определенных, в ходе исторического движения сложившихся способов труда и хозяйствования.

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые

складываются под влиянием как природных свойств, присущих всем людям, так и социальных факторов.

Если индивидом человек рождается, личностью он становится, в той или иной мере преодолевая

противоречивость и относительную независимость своей природной, социальной и духовной сущностей,

проявляя способность к познанию и преобразованию окружающего мира. В отличие от индивида личность

не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект общественных отношений и

5 стр., 2371 слов

Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека

… личность является носителем психических свойств, позволяющих человеку ориентироваться и действовать в окружающем мире и в себе самом. Всякая личность является социальным существом, продуктом общественных отношений … психологии управления свойственно понимание каждого человека как личности. В таком случае снимается вопрос: является ли личностью тот или иной человек, и если да то в …

связей.

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью,

мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей

оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта и т. д. Так, к

примеру, подчеркнуто выделяются индивидуальные качества человека, когда констатируют: Адам Смит, чье

имя вписано в летопись всемирной истории как классика политической экономики, основоположника

трудовой теории стоимости и ряда других экономических учений, был образованнейшим человеком своего

времени, обладавшим обширными знаниями и безупречным нравственным авторитетом.

Зарубежные и отечественные психологи под субъектом понимают личность или человеческую

общность, которые действуют в высшей степени активно, настойчивы в стремлении к поставленным перед

собой целям, сами творят свою судьбу, обогащаясь жизненным опытом.

Объектом же общественных связей

люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам,

довольствуясь самыми маленькими результатами собственной деятельности.

Каждый отдельно взятый человек — существо социальное, обладающее самосознанием, активно

деятельное, т. е. способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Прежде

всего, важна свойственная человеку способность к труду и иной деятельности, включающей в себя цель,

средства, результат и сам процесс целесообразных действий. Каждый человек является представителем

государства, нации, класса или слоя и выступает соответственно как гражданин, представитель нации,

рабочий, крестьянин или интеллигент. Именно в делах, созидании, творчестве человек не только

обнаруживает и проявляет себя, но в них он формируется и развивается как личность.

7 стр., 3476 слов

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

… переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятель … которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и … условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. …

forpsy.ru

Тема 3. Поведение личности в конфликте


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

 

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Типы конфликтных личностей

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Типы конфликтных личностей



Ганс Айзенк (1916-1997). Теория врожденных типов личности

Рэймонд Кеттелл. Структурная теория черт личности

Эрих Фромм (1900-1980). Психодинамическая теория развития личности в социальных условиях

Вильям Шелдон (1899-1977). Теория морфогенотипа

Э. Кречмер (1888-1964). Конституциональная теория темперамента и характера

Особенности поведения основаны на трех типах суперчерт (типов личности):

· Интроверсия – экстраверсия.

· Нейротизм – стабильность.

· Психотизм – сила «супер-эго».

3. Личность человека – это функциональная структура, образованная четырьмя типами черт, которые организованы иерархически.

Теория акцентуации характеров (Личко-Леонгард)

Тип акцентуации. Характерные особенности поведения и психики Сложные для преодоления ситуации Сильные стороны характера Особенности реакций протеста
Гипертимный. Подвижность, общительность, самостоятельность, активность, смелость, развитые способности. На фоне приподнятого настроения неровность поведения и поверхностность увлечений, конфликтность. Лишенность широких контактов и проявления инициативы, одиночество; монотонность, тщательность и аккуратность в деятельности; жесткий мелочный контроль. Активность, выносливость, общительность, готовность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, находчивость в нестандартных ситуациях. Гнев и агрессивность, выражающиеся в активных действиях, направленных на окружающих людей и вещи.
Циклоидный. Повышенная раздражительность, склонность к апатии, изменения настроения от повышенного до подавленного с определенными временными интервалами. Требование и ожидание «нормального» поведения и чувствительность к укорам и обвинениям в фазе депрессии.   В фазе повышенного настроения протест – как у гипертимов; в фазе депрессивной – самообвинения, возможна самоагрессия.
Аутичный (шизоидный). Замкнутость, внешнее безразличие, отсутствие интереса к другим людям, плохая ориентировка в переживаниях других, низкая способность к сочувствию, сдержанность, необычность, оригинальность и непонятность для окружающих интересов, а также их глубина и устойчивость, склонность к теоретизированию. Вынужденное установление контактов со многими людьми; необходимость оперативного принятия решений. Способность к принятию нестандартных, оригинальных решений; хладнокровность, неподверженность эмоциональным порывам, склонность к точности и информированности, глубина интересов; способность долго работать в одиночестве; «поленезависимость». Уход в себя, повышенная сдержанность и молчаливость; возможна грубость.
Застревающий (эпилептоид-ный). Себялюбие, властность и жесткость по отношению к подчиненным, умение подчиняться жестким требованиям со стороны авторитета, ревностное отношение к своим вещам, вязкость и обстоятельность мышления, мстительность. Подрыв индивидуального авторитета и власти со стороны более сильного. Огромное упорство в достижении целей, и обязательность; стремление все делать пунктуально и досконально; выносливость. Обвинения всех, кроме себя; легко впадают в гнев и в действиях становятся жестокими; мстительны.
Демонстратив-ный (истероидный). Эгоцентризм, жажда постоянного внимание к себе со стороны окружающих, позерство, умение приспосабливаться к различным ситуациям общения и быстро менять способы общения (роли). Отсутствие внимание, уличение в недостатаках. Развитая интуиция в общении, артистизм; стремление к яркому, нестандартному; способность эмоционально заражать окружающих. Различные формы шантажа; типична внешнеобвиняющая реакция.
Неустойчивый. Склонность к развлечениям, безделью и праздности, отсутствие планов на будущее и серьезных устойчивых интересов, слабовольность. Отсутствие внешнего контроля и возможного наказания за проступки. Доверчивость и преданность группе; умение ежедневно получать яркие впечатления. Не протестуют в открытую; обвиняют всех, кроме себя; с готовностью обещают, но не держат слова.
Лабильный. Крайняя изменчивость настроений из-за самых ничтожных поводов, крацняя зависимость поведения от настроения, тонкое понимание и чувствительность к отношению со стороны других людей. Грубость, черствость, равнодушие; отсутствие теплых эмоциональных связей. Отвержение со стороны значимых лиц. Мягкость, искренность и способность к сопереживанию, идентификации; развитое чувство благодарности. Острые аффективные реакции астенического типа. Причиной неудачи чаще считают внешние обстоятельства, чем себя.
Сенситивный. Повышенная чувствительность к любым воздействиям, робость и застенчивость, повышенное чувство долга, а также чувство неполноценности; усердность, исполнительность, повышенные моральные требования к себе. Несправедливые обвинение в непорядочности, публичное указание на недостатки, недоброжелательность. Острая чувствительность к несправедливости и обману; ориентация на истинные чувства людей, а не на поверхностные формы их выражения. Высокий уровень объективности. Обычно во всем обвиняют себя (часто необъективно) – до попыток самоубийства; выраженные активные протестные реакции отсутствуют. Реакции гиперкомпенсации.
Психастеничес- кий. Интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям, самоанализу и оценкам других людей, внешняя самоуверенность при внутренней нерешительности. Ситуации быстрого выбора при высокой ответственности, ответственность за других людей. Привязанность к близким, Выраженные реакции гиперкомпенсации.
Болезненный (астеноневро- тический). Повышенная мнительность, болезненность, утомляемость, капризность, раздражительность, неспособность к выполнению трудной продолжительной деятельности. Требования к мобилизации усилий и выносливости; разговоры о болезнях (здоровье) и смерти. Повышенная чувствительность; способность рассчитывать свои силы. Протестные реакции не осознаются и проявляются в виде реальных болезненных реакций.
Педантичный. Склонность к упорядоченной, стереотипной организации жизни, высокий уровень самоконтроля, аккуратность, повышенная мнительность, склонность к сомнениям, осторожность, пунктуальность во всем. Оперативность в выборе действий и принятии решений; повышенная ответственность за результаты действий. Заботливость, способность брать на себя ответственность за других; глубокая эмоциональная привязанность к близким; тщательность при выполнении ответственных дел. Протест выражается только в словесной форме; преимущественно обвиняют себя.
Конформный. Бездумное некритичное подчинение любым авторитетам или общепринятому, консерватизм, умение быстро находить «моральное» оправдание своим поступкам. Изменение привычных форм поведения; требования к самостоятельности. Преданность группе; стремление к устойчивости и стабильности. Склонны поддерживать протест других членов группы

 

«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

Понятие характера

«Характер» – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к III веку до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова; серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка. Например, льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и др. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек, независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности – как отрицательные, так и положительные, с точки зрения соблюдения личностью этических норм, особенностей ее взаимодействия с окружающими и общей эффективности достижений.

Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) определял характер, как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы. Характер проявляется в отдельных психических актах и состояниях человека, его манерах и привычках, складе ума и эмоциональных переживаниях.

В более поздних определениях, помимо устойчивости и уникальности свойств характера подчеркивается его активное влияние на особенности деятельности и общения человека. Согласно этим определениям, характер представляет собой каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Таким образом, все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Кроме того, достижения современной психологии позволяют утверждать, что характер формируется не только в процессе социализации личности, но и под воздействием врожденных предпосылок, составляющих основу темперамента.

Для дальнейшей работы предлагаем использовать следующее определение, сформулированное А.В. Либиным: Характер (от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [6].

Понятие акцентуации

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).

К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [1].

Понятие типа

В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы. Используется также понятие «типизация», которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев:

· своеобразие (уникальность для данной группы),

· «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

· устойчивость (во времени и в разных ситуациях).

К особенностям психологических типов также относятся:

· сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

· значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Выделение типов является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Для выделения типов в психологии используют два основных способа.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е.П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ). Аналогичный подход использовали К. Леонгард и А.Е. Личко при разработке классификаций акцентуированных личностей.

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Ганса Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Используя различные типологии, важно понимать ограничения подобных классификаций. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения.

Таким образом, попытки отнести человека к определенному типу, может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта [6].

Понятие черты

Эволюция психологических исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями определенной психологической характеристики. Люди в своем большинстве не относятся к крайним группам и все-таки отличаются друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта» – устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции), и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого.

В отличие от типа, черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

В качестве примера черты можно привести такую характеристику как экстраверсия. Экстраверсия проявляется в разных ситуациях – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие. Эти различия являются устойчивыми – одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие, в течение длительных периодов времени.

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» [5].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация – это крайний вариант нормы. По данным К. Леонгарда, у 20…50% взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

Модель А.Е. Личко

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [7].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду

и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности К. Леонгард Тип акцентуации характера А.Е. Личко
Застревающий
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимный Гипертимный
Дистимный
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа, объединяющего две акцентуации темперамента – экзальтированность и эмотивность .

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

3.2.4. Модели и стратегии поведения личности в конфликте

Анализ конфликта и выбор адекватных решений по управлению им обуславливает необходимость учета типичные моделей поведения субъектов конфликтного взаимодействия.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 24).

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения. Конструктивная модель является желательной и необходимой.

Таблица 24

Основные модели поведения личности в конфликте

Модель поведения

Поведенческие характеристики личности

Конструктивная

Стремление уладить конфликт, нацеленность на поиск приемлемого решения, выдержка и самообладание, доброжелательное отношение к сопернику, открытость и искренность, в общении лаконичность и немногословность.

Деструктивная

Постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, постоянное принижение партнера, негативное оценивание его личности, проявление подозрительности и недоверия к сопернику, нарушение этики общения.

Конформистская

Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в суждениях и поведении, легкое соглашение с точкой зрения соперника, уход от острых вопросов.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она не только способствует агрессивности соперника, но иногда и провоцирует ее. Данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский) как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта [3, С. 87].

В конфликтологии широкое распространение получили (К. Томас и Р. Килмен) двухмерная и трехмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Каждый участник в конфликте оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он осознанно выбирает стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Довольно часто происходит так, что отражение интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

В модели Томаса-Килмена оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения, она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Характеристика основных стратегий поведения (рис. 16) представлена в виде трехмерной модели [4. С .96-99].

1. Принуждение (борьба, соперничество, конфронтация) – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Рис. 16. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Субъект, выбирающий данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

studfile.net

28. Конфликт. Особенности конфликтного поведения

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Классификация конфликтов

По действию на функционирование группы

Конструктивные

Деструктивные

По содержанию

Реалистические

Нереалистические.

Стоит отметить, что любой конфликт вызван реальными причинами, которые, однако, могут быть скрыты от его инициатора. Чтобы избежать диссонанса, инициатор в таком случае «создаёт» причину конфликта в своём сознании, которая уже является нереалистичной.

По характеру участников

Внутриличностные

Межличностные

Между личностью и группой

Межгрупповые

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт/

Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение. . Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях. Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партнерами.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую [3]. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Конструктивная модель поведения определяется следующими поведенческими характеристиками личности: стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

Деструктивная модель поведения: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская модель поведения: пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом [4] двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю. .?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о