Модификация методики дембо рубинштейн: Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации а.М.Прихожан)

Методика 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации а.М.Прихожан)

Данная методика может использоваться для всех возрастов, она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них некоторых качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики.

Здоровье

Ум, спо­собности

Характер

Автори­тет

Умелые

руки

Внеш­ность

Уверен-

ность

10

10

10

10

10

10

10

9

9

9

9

9

9

9

8

8

8

8

8

8

8

7

7

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя часть которой будет означать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у сверстников;

  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества. После этого крестиком (+) отметьте, какой уровень развития этого качества вы хотели бы иметь, были бы удовлетворены собой».

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время работы вместе с чтением инструкции – 10-12мин.

Обработка результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1 По каждой из шести шкал определить:

  1. уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «+»;

  2. высоту самооценки – от «0» до знака « — »;

Результаты отразите в таблицах.

Уровень притязаний:

Фамилии учащихся

Ум, спо­собности

Характер

Автори­тет

Умелые

руки

Внеш­ность

Уверен-

ность

1.

2.

3.

4.

Средний балл по

классу

Самооценка:

Фамилии учащихся

Ум, спо­собности

Характер

Автори­тет

Умелые

руки

Внеш­ность

Уверен-

ность

1.

2.

3.

4.

Средний балл по

классу

Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и также свидетельствует о личностном неблагополучии. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности, качества позволяет не прилагать никаких усилий.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Приложение 4

в модификации А. М. Прихожан


Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Ход:

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).



  1. По каждой из шести шкал определить:

    1. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

    2. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

    3. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится,  и тем, что он считает для себя возможным.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


к методике «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн»

(в модификации А. М. Прихожан)


Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;

  2. ум, способности;

  3. характер;

  4. авторитет у сверстников;

  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

  6. внешность;

  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.


здоровье

ум, способ-ности

характер

авторитет

у сверст-ников



умение многое делать своими руками, умелые руки

внеш-ность

уверен-ность в себе

Каталог: articles -> 556425
articles -> Приложение I теоретические аспекты изучения агрессии и ценностных ориентаций в психологической науке. Агрессия подростков как социальная проблема современного общества
articles -> Жизнь без агрессии реальность или утопия?
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Особенности введения вновь нанятого работника в организацию и в должность
articles -> Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни
556425 -> Опросник анализа семейного воспитания (асв)
556425 -> Исследование свойств личности Материал: опросник Айзенка, бланки для ответов
556425 -> В средних и старших классах школы спилберг-Андреева
556425 -> Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша (1973) Цель


Скачать 42. 18 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei

Титул Dailės terapijos poveikis 9 – 10 metų vaikų su kalbėjimo ir kalbos sutrikimais savivertei
Перевод названия Арт-терапевтическая проекция 9-10 лет для детей с нарушениями речи и самооценки
Авторы Шилаускене, Виргиния
Полный текст
Страниц 101
Ключевые слова [eng] арт-терапия; нарушения речи и языка; самооценка ; коммуникация.
Реферат [eng] Цель – изучить проекцию арт-терапии 9– 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями самооценки. Объект: самооценка 9 – 10 лет детей с нарушениями речи и языка посредством арт-терапии. Вопросы исследования: 1. Подтверждает ли отобранная до 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями оценка самооценки по методу Дембо-Рубинштейн влияние арт-терапии? 2. Соответствуют ли выбранные Г. Скуро и А. В. Захаровым до 9 – 10 лет для детей с речевыми и языковыми нарушениями методы оценки самооценки утвержденными арт-терапевтическими воздействиями после каждого сеанса? 3. Делает, 9– Через 10 лет у детей с нарушениями речи и языка рефлексия, о творческом процессе и состоянии его самооценки отражает изменение после занятий арт-терапией? Методы исследования: качественное исследование, адаптированный метод Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожана Г. Скуро, методика «Ступени»; Методики эмоциональной самооценки А. В. Захарова, разбор случая А1. Участники опроса: 5 детей. Возраст 9 – 10 лет. По полу анализируемая группа состоит из 2 мальчиков и 3 девочек. Этим детям был присвоен идентификационный код: А1 – девочка; А2 – девушка; А3 – мальчик; А4 – девочка; А5 – мальчик. Результаты исследования. Исследование показало, что у детей с нарушениями речи и языка снижена самооценка. Как детские размышления, так и тесты измерения детской самооценки показали эффекты после арт-терапии. Выводы. метод оценки характеристик Дембо-Рубинштейна (аккуратный, умелый, умный, хороший, есть друзья, веселый, хороший ученик) повышается с помощью арт-терапии и сравнивается с оценками до продолжения; повышение самооценки, наблюдалась динамика после каждого занятия с использованием методик оценки «Ступени» (Г. Скуро) и эмоциональной самооценки (А. В. Захаров); 9- дети 10 лет, с речевыми и языковыми нарушениями, время рефлексии выражало мысли о творческом процессе и состояние его самооценки отражает изменение после занятий арт-терапией, у детей наблюдалось снижение эмоционального напряжения, улучшение языковой экспрессии, повышение уровень доверия, обусловленный желанием говорить и общаться открыто. Таким образом, можно сказать, что занятия арт-терапией помогли детям сформировать адекватный образ себя и стать более адекватной самооценкой.
Диссертационное учреждение Lietuvos sveikatos mokslų universitetas
Тип Магистерская работа
Язык Литовский
Дата публикации 2016

Динамика оценочной деятельности студентов вуза в процессе экзамена // Психолого-педагогические исследования — 2011. Вып. 3, нет. 4

Психолого-педагогические исследования
2011. Том. 3, нет. 4
ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

953

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления оценочной деятельности у студентов вузов в процессе экзаменов на разных курсах обучения. Согласно предложенной гипотезе, прогностическая оценочная деятельность студентов как проявление процессов саморегуляции развивается под влиянием образовательного процесса вуза. Выборочную группу данной части исследования составили 50 студентов (17 юношей и 33 девушки) II-IV курсов агропромышленных специальностей Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Проведенное исследование является лонгитюдным. Уровень контекстуальной психической напряженности измерялся перед началом обследования с использованием модифицированной методики Дембо-Рубинштейна «Самооценка человека по его жизненным конструктам». При этом студент, используя пятибалльную систему оценивания, записывал в анкете желаемую оценку, ожидаемую оценку, оценку себе исходя из уровня знаний. Затем ожидаемые оценки сравнивались с фактически полученными на экзамене отметками. Из эксперимента было выведено, что с годами совпадение между ожидаемыми оценками и фактической оценкой увеличивается. Другими словами, в период обучения в вузе улучшается саморегуляция. Это объясняется, в том числе, развитием у учащихся рефлексивных качеств и умения понимать требования учителя. Развитие саморегуляции происходит также за счет накопления опыта сдачи экзаменов и изменения системы мотивации в процессе получения высшего образования. Прогностическая оценочная деятельность позволяет осуществить психологическую настройку и оптимальное реагирование на события и информацию, является проявлением процессов саморегуляции.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, ситуация экзамена, саморегуляция, прогнозирование, оценочная деятельность

Рубрика журнала: Психология образования

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Баранов А.А., Жученко О.А. Динамика оценочной деятельности студентов вузов в процессе экзамена [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu. ru, 2011. Vol. 3, нет. 4 (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  2. Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2001.
  3. Баранов А.А., Жученко О.А. Контрольно-оценочная деятельность: разные стороны одного процесса // Вестник ИжГТУ. 2008. № 4.
  4. Баранов А.А., Жученко О.А. Учебно-оценочная деятельность студентов на экзамене: практический аспект // Учитель 21 века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2 гл. Ч.1. / Стручок красный. Т.Ф. Вострокнутовой. Ижевск, 2010.
  5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования: V 2 ч. л. Ч.2. Практические аспекты. Владивосток, 2004.
  6. Бутакова С.М. Организация оценочной деятельности студентов как условия формирования их познавательной мотивации: Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2006.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Герасимов В.П., Сычев О.А. Индивидуальные особенности проявления Отрицательный прогноз в зависимости от силы нервной системы // Многомерный. мир человека как предмет психологического исследования: Материалы четвертой региональной школы молодых ученых. Бийск, 2002.
  9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.
  10. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  11. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
  12. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека: В 2 гл. Ч. 2. // Психологические исследования: электронный научный журнал 2009. № 6(8). URL-адрес: http://psystudy. ru/index.php/num/2009n6-8/241-osnitsky8.html
  13. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002.
  14. Регуш Л.А. . Развитие способности к прогнозированию педагогических явлении у студентов пединститута // Вопросы психологии. 1985. №8.
  15. Рыжкова Н.Г. Непрерывная контрольно-оценочная деятельность как фактор повышения уровня математической подготовки студентов технического университета: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
  16. Соловьев В.Н. Мотивация учебной деятельности студентов и ее ролей в адаптационном процессе. Ижевск, 2004.
  17. Сычев О.А. Личностная обусловленность прогнозирования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Бийск, 2009.
  18. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М., 1978.
  19. Хуторской А.

Добавить комментарий