Моральное насилие в семье над женщиной: Глава 3. Насилие дома и в семье — Наше право на защиту от насилия

Домашнее насилие | Handbook Germany

Законы и права

Обновлено 21.04.2023

Если члены вашей семьи или просто знакомые, с которыми вы вместе живете или жили, применяют в отношении вас физическое, сексуальное или психическое насилие, то в этом случае речь идет о домашнем насилии. Чаще всего оно происходит в том месте, где вы живите, но может происходить и в других местах. Под домашним насилием многие подразумевают физическое насилие, то есть сексуальное принуждение или побои. Однако домашняя тирания имеет и другие формы: если вас оскорбляют, контролируют или  вам угрожают — это тоже часть домашнего насилия. Сталкинг, т. е. преследование и наблюдение также можно отнести к этой форме террора.

Любая форма насилия в Германии наказуема. Это значит, что полиция обязана вмешаться, если она узнает об этом от вас или от свидетелей.

Если вы стали жертвой домашнего насилия, не пытайтесь справиться с проблемой в одиночку. Исследования показывают, что с тиранией сталкивается каждая четвертая женщина в Германии.

При этом многим жертвам домашнего насилия очень трудно обратиться за помощью. Им стыдно и они надеются, что ситуация изменится, а близкий человек, устраивающий террор, успокоится и перестанет так себя вести. Однако в большинстве случаев уровень насилия скорее возрастает, а интервалы между отдельными вспышками только уменьшаются.

В Германии есть множество организаций, куда могут обратиться жертвы домашнего насилия. Не бойтесь воспользоваться их помощью.

Прослушать

Что я могу сделать?

Если вы в серьезной опасности, вы можете позвонить в полицию по номеру 110. Вам нужно будет сообщить свое имя, адрес, по которому вы сейчас находитесь, и какая у вас проблема. После этого сотрудник полиции немедленно отправит к вам своих коллег для защиты вас (и ваших детей). Разговор будет вестись на немецком языке. Для получения дополнительной информации о полиции см. главу «Полиция». Если вы не говорите по-немецки, то можете позвонить не в полицию, а на телефон доверия «Насилие по отношению к женщинам». С его сотрудницами можно связаться в любое время суток по номеру 08000 116 016, они говорят на многих языках.

Вы также можете пойти в полицию и подать заявление на месте. Если вы боитесь сделать это в одиночку, вы можете попросить друга / подругу или адвоката пойти вместе с вами. Вы можете также привести с собой переводчика. Его также может найти для вас и само ведомство. Также следует засвидетельствовать травмы или повреждения у врача ( причем, чем раньше, тем лучше), в этом случае у вас будут доказательства. Обязательно также сделайте фотографии. Существует несколько мест, где вас могут анонимно и бесплатно осмотреть и засвидетельствовать все ваши повреждения. Сотрудники общества помощи жертвам насилия «WEISSER RING» подскажут вам адреса и телефоны таких организаций недалеко от вас. С ними можно связаться по номеру 116 006 ежедневно с 7 до 22 часов. Они говорят на немецком и английском языках. Консультации бесплатны и анонимны.

Если вы сомневаетесь, не хотите подавать заявление или вам просто нужно поговорить с кем-то, то вы можете обратиться в консультационную организацию. По телефону доверия организации «Насилие по отношению к женщинам» вы можете в любое время суток анонимно и бесплатно получить консультацию на многих языках. С ее сотрудницами можно связаться, позвонив по номеру 08000 116 016. Кроме того, на сайтах www.frauen-gegen-gewalt.de и frauenhauskoordinierung.de вы также сможете найти расположенные поблизости консультационные организации, где говорят на вашем языке.

Если вы больше не чувствуете себя в безопасности там, где вы сейчас проживаете, то вы можете обратиться в кризисный центр для женщин (Frauenhaus). Это специальное место, где пострадавшие от насилия женщины (и их дети) могут найти защиту. Вы можете там жить, пока ваша ситуация не разрешится. Адреса таких центров держатся в тайне, это значит, что никто не сможет вас там найти. К сожалению, кризисные центры для женщин есть не везде и иногда в них нет свободных мест, но их сотрудницы в любом случае окажут вам помощь. На сайте frauenhauskoordinierung.de вы можете найти кризисный центр для женщин недалеко от вас. Вы также можете позвонить на телефон доверия «Насилие по отношению к женщинам» по номеру 08000 116 016 и узнать, где находится ближайший кризисный центр для женщин. Его сотрудницы работают круглосуточно и говорят на многих языках.

Полиция может запретить человеку, применившему по отношению к вам насилие, в течение нескольких дней входить в вашу квартиру. При этом совершенно не имеет значения, кому само жилье принадлежит. Это значит, что полиция может на несколько дней выставить из квартиры даже основного квартиросъемщика. Это называется «„Wohnungsverweis“. На это время у вас будет возможность спокойно получить нужные консультации и найти необходимую помощь. Если нарушитель не будет соблюдать запрет, вы должны сообщить об этом в полицию. После этого ему либо придется заплатить денежный штраф, либо его арестуют на несколько дней.

В некоторых федеральных землях полиция также может запретить человеку, применившему по отношению к вам насилие, в течение нескольких дней приближаться, звонить или писать вам. Узнайте у сотрудника полиции, какие возможности существуют.

Вы можете подать в суд по семейным делам (Familiengericht) заявление на выдачу так называемого «охранного ордера» (Schutzanordnung). Суд по семейным делам может запретить обидчику входить в вашу совместную квартиру на длительный срок (до 6 или 12 месяцев). Это позволит вам урегулировать свои дела и при необходимости найти новую квартиру. Суд также может запретить нарушителю приближаться к вам или связываться с вами каким-либо способом. Вы можете подать в ответственный за вас суд по семейным делам заявление на выдачу охранного ордера лично или с помощью адвоката. Учреждение вы найдете на сайте justiz.de, адвоката — на сайте anwaltauskunft.de.

Если ваш обидчик не соблюдает запрет, вы должны сообщить об этом полиции. Полиция уже будет в курсе о выданном ордере и немедленно поможет вам. Тогда нарушителю либо придется заплатить денежный штраф, либо его арестуют на срок до одного года.

Если у вас есть общие дети и вы хотите подать заявление на выдачу охранного ордера, обратитесь за помощью в ведомство по делам молодежи (Jugendamt) или к адвокату. Суд может ограничить право нарушителя на общение с ребенком или полностью лишить его данного права. В этом случае он больше не сможет общаться с ребенком или сможет общаться с ним только под присмотром третьего лица (например, сотрудника ведомства по делам молодежи). На сайте anwaltauskunft.de вы найдете адвоката. Компетентное ведомство по делам молодежи вы найдете на сайте jugendaemter.com. Для получения дополнительной информации о ведомстве по делам молодежи см. главу «Ведомство по делам молодежи».

Обратите внимание: при подаче заявления на выдачу охранного ордера, как правило, вы должны заплатить пошлину. Если вы зарабатываете мало или у вас вообще нет доходов, возможно, вы имеете право на помощь в возмещении судебных расходов. Проконсультируйтесь по данному вопросу с сотрудником консультационной организации. Ее можно найти на сайте weisser-ring.de.

Вы не обязаны иметь адвоката, но часто его наличие бывает целесообразным. Если дело рассматривается в суде, адвокат может представлять ваши интересы и оказывать вам поддержку во время допросов со стороны прокуратуры и суда. Его вы можете найти на сайте anwaltauskunft.de.

Правда его услуги платные. В обществе помощи жертвам насилия «WEISSER RING» пострадавшие могут получить ваучер на бесплатную первую консультацию с адвокатом. С сотрудниками общества можно связаться по номеру 116 006 ежедневно с 7 до 22 часов, они говорят на немецком и английском языках. Консультации бесплатны и анонимны. Кроме того, консультационные организации могут помочь вам подать в суд заявление о предоставлении так называемого «адвоката для жертв насилия» (Opferanwalt). Если суд примет ваше заявление, вам не придется оплачивать услуги адвоката. На сайте weisser-ring.de вы найдете ближайшую к вам консультационную организацию.

Дети страдают не меньше, если они вынуждены видеть или переживать насилие. У них возникает чувство беспомощности и они часто тщетно пытаются помочь своим родителям. Многим детям домашнее насилие причиняет тяжелую травму, и они нуждаются в помощи. Они могут обратиться на телефон доверия для детей и подростков «Nummer gegen Kummer», позвонив по номеру 0800 111 0333 с понедельника по субботу с 14 до 20 часов. Звонок бесплатный и, по желанию, может быть анонимным. Позвонив по номеру 0800 111 0111 или 0800 111 0222, они могут круглосуточно, бесплатно и анонимно поговорить с сотрудниками службы психологической помощи и рассказать о своих проблемах. На сайте www.youth-life-line.de дети и подростки имеют возможность получить онлайн-консультацию. Кроме того, они в любое время могут обратиться в молодежную миграционную службу или в ведомство по делам молодежи. Сотрудники молодежной миграционной службы говорят на многих языках.

Мужчины также могут стать жертвами домашнего насилия. Независимо от своей сексуальной идентичности они могут обратиться на телефон доверия для жертв насилия общества «WEISSER RING» по номеру 116 006. Сотрудники телефона доверия ждут вашего звонка ежедневно с 7 до 22 часов. Они говорят на немецком и английском языках. Консультации бесплатны и анонимны.

Для мужчин, пострадавших от насилия, существуют так называемые «кризисные центры для мужчин» (Männerhaus). Это место, в котором вы можете найти защиту. Вы можете жить там, пока ваша ситуация не разрешится. Адреса таких центров держатся в тайне, это значит, что никто не сможет вас там найти. К сожалению, в Германии мало кризисных центров для мужчин. Позвоните на телефон доверия для жертв насилия по номеру 116 006 и спросите, где находится такой ближайший кризисный центр. С сотрудниками телефона доверия можно связаться ежедневно с 7 до 22 часов. Консультации бесплатны и анонимны.

Часто соседи могут слышать громкие крики, указывающие на то, что в соседней квартире происходит ссора с применением насилия. Или подруга видит подозрительные синяки и ссадины и начинает беспокоиться. В таком случае лучше вмешаться в ситуацию. Если у вас есть подозрение, что кому-то грозит опасность, вы можете позвонить в полицию по номеру 110. Со стражами правопорядка можно связаться на немецком языке и круглосуточно. Не беспокойтесь: если это окажется ложной тревогой и все будет в порядке, вам за это ничего не грозит. Лучше позвонить лишний раз, чем не позвонить, когда это действительно нужно. Полиция также никому не сообщит ваше имя.

Если вы не говорите по-немецки или хотите сперва проконсультироваться, то вы можете позвонить на телефон доверия «Насилие по отношению к женщинам» (Gewalt gegen Frauen) по номеру 08000 116 016. Его сотрудницы работают круглосуточно и говорят на многих языках. Консультация бесплатна. Вы можете также сохранить анонимность. Сотрудницы организации выслушают вас и вместе с вами постараются найти выход из сложившейся ситуации.

Закон «о семейно-бытовом насилии» – психологическое насилие над Россией

С июля этого года российское общество убеждали в насущной необходимости срочного принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия. В центральной печати, интернет-изданиях, на телевидении вдруг возникли множественные публикации в поддержку закона, крайне эмоционально освещались резонансные преступления. В соцсетях прошел российский вариант флешмоба «Я не хотела умирать» с нарисованными синяками и кровоподтеками. Феминистские НКО требовали принять закон о домашнем насилии под лозунгом «Я (мы) сестры Хачатурян». Информационная кампания сопровождалось взятой с потолка статистикой о якобы очень высоком уровне насилия в российских семьях и рассуждениями нашем склонном к насилию менталитете.

Иван Семенович Куликов. Семья лесника. 1909

Возникла ситуация, когда общественная истерия вокруг необходимости принятия закона «разгоняется». А прочитать проект закона, который так активно рекламируется, нельзя. Авторы проекта его сознательно не показывают, черновиками законопроекта не делятся, на обсуждения в Общественную палату Российской Федерации (ОП РФ), как их ни звали, — не ходят. И очень понятно, почему разработчики проекта закона как огня боятся общественной дискуссии. Аргументов в пользу принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия просто нет.

Это стало ясно как день на парламентских слушаниях «Предупреждение преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Законодательное регулирование», прошедших 21 октября. Их организовали и провели инициаторы принятия закона, которые явно задумывали слушания как еще один этап в продвижении законопроекта к принятию. И полностью провалились! Поэтому видеозапись с этих слушаний организаторами не распространяется. А вот на сайтах организаций, отстаивающих семейные ценности, любительская видеозапись этого парламентского мероприятия есть.

Что мы видим? Уже во фронтальном выступлении представителя кафедры уголовного права Санкт-Петербургского Государственного университета (СПбГУ), которой комитет Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей заказал проведение экспертно-аналитического исследования, было заявлено, что эксперты рекомендуют ввести профилактику домашнего насилия только в отношении физического насилия и угроз его применения. Что касается внесения в российское законодательство других видов насилия, принятых в ряде европейских стран: психологического, экономического и так далее, то для этого необходимо отдельное обсуждение. Иными словами, даже ангажированные (в хорошем смысле) эксперты, будучи в здравом уме и твердой памяти, воздержались от рекомендаций вводить в законодательства иные виды «насилий», кроме физического. В своих выводах эксперты предупредили, что при выдаче потерпевшим от домашнего насилия «охранных ордеров» необходимо предусмотреть, чтобы обвиняемый не был лишен жилища!

Более того, отвечая на вопросы из зала, эксперт из СПбГУ заявил, что анализ приговоров по преступлениям, которые можно отнести к домашнему насилию, показывает, что 70% из них были совершены, когда и насильник, и жертва, были в состоянии алкогольного опьянения, а 20% — когда в этом состоянии была жертва или насильник. Иными словами, только 10% проанализированных приговоров по преступлениям, которые можно отнести к домашнему насилию, не связаны с алкоголем.

Иван Горохов. Запил

Ответ эксперта вызвал бурные аплодисменты в зале, так как именно о факторе алкоголя давно говорят в независимой экспертной среде, знакомой с природой насильственных преступлений. То есть факты, представленные исследователями, нанятыми думским комитетом, в руководстве которого находится Оксана Пушкина, — движущая сила законопроекта в Госдуме, говорят о том, что оппоненты закона о домашнем насилии правы: самым эффективным способом борьбы с семейно-бытовым насилием стал бы возврат принудительного лечения от алкоголизма и наркомании.

Разгром законопроекта продолжился через неделю, 30 октября, на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации (ОП РФ). Понимая, насколько «междусобойчики» вредят качеству общественной дискуссии, организаторы постарались, чтобы на слушаниях были озвучены разные точки зрения на необходимость принятия в России отдельного закона о домашнем насилии. На слушаниях очень ждали разработчиков закона с аргументированными выступлениями. Но они не пришли.

В их отсутствие участникам слушаний показали отрывок из интервью соавтора законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия, организатора флешмоба «Я не хотела умирать» Алены Поповой. Попова заявила, что в законопроект введены принятые ВОЗ виды насилия: психологическое, экономическое, физическое и сексуальное. Как стало ясно из ее объяснений, психологическое насилие предшествует реальному (физическому) насилию. Задача потенциальной жертвы понять, что к ней применяется психологическое насилие, прийти к полицейскому и попросить его выписать охранный ордер — документ, который запретит потенциальному насильнику преследовать, угрожать и приближаться к возможной будущей жертве и ее близким.

Ольга Шматова

ИА Красная Весна

Алена Попова

Что тут скажешь? При таком законе любая заинтересованная женщина сможет выгнать своего мужа с принадлежащей ему жилплощади. Вот почему эксперты СПбГУ так беспокоились о том, чтобы обвиняемый не остался на улице.

Попова также заявила, что по данным Росстата (!), количество жертв насилия в России составляет 16 млн 450 тыс. в год. Кстати, на парламентских слушаниях 21 октября г-жа Попова задала вопрос экспертам из СПбГУ, учитывали ли они в своем исследовании данные Росстата о 16 миллионах жертв насилия ежегодно? Эксперты честно ответили, что таких данных они у Росстата не нашли.

Свет на происхождение этих 16 миллионов пролила в своем выступлении глава Общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское сопротивление» (РВС) Мария Мамиконян. Выяснилось, что эта цифра взята из опроса, который в 2011 году проводили два ведомства по заказу Фонда народонаселения ООН. Поведенный опрос касался не только физического и сексуального насилия, но и психологического, и даже — вербального!

Петр Данилов

ИА Красная Весна

Мария Мамиконян на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

То есть к реальным жертвам насилия приплюсовали тех женщин, кого, например, обозвали в транспорте или довели до слез на работе, и получили «каждую четвертую женщину — жертву насилия» или 16 миллионов. Остальное — «мелочи»: выдали опрос по поручению ООН 2011 года за данные Росстата 2019 года. Когда аргументов в пользу принятия закона нет, лоббистам приходится выдавать не относящийся к делу опрос 2011 года за актуальные данные Росстата! А что им еще делать? Приводить реальную статистику, из которой понятно, что семья — это самое безопасное для женщин и детей место?

Приглашенная выступить в Общественной палате Оксана Пушкина прислала вместо себя помощницу — Екатерину Барбакадзе. С ней приехала «группа поддержки» — две сотрудницы аппарата комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, которые отказались выступать, присоединившись к словам Барбакадзе. А та, собственно, всего лишь заверила присутствующих, что законопроект о профилактике домашнего насилия, вносившийся на рассмотрение Госдумы в 2016 году, полностью переработан, но переработанного текста в открытом доступе нет. Помощница депутата включила присутствующим аудиообращение все той же Алены Поповой, которая сообщила, что приглашения на слушания она не получала и призвала присутствующих не обсуждать законопроект, который не читали.

Действительно, окончательный вариант законопроекта не опубликован, и поэтому его невозможно обсуждать. Но конкретный текст — это детали, а принципы «секретного» закона давно известны и были прямо предъявлены в виде записи выступления Алены Поповой. Это принципы, разрабатываемые уже почти 30 лет в комитетах феминисток и оформленные в виде Стамбульской конвенции.

Пётр Данилов

ИА Красная Весна

Видеозапись Алены Поповой на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

Так что слагаемые этого закона о профилактике семейно-бытового насилия хорошо известны: понятие «домашнего насилия», под которое подпадают все неудобства жизни, охранные ордера, выписываемые без разбирательства, а то и согласия защищаемого, психологические курсы для насильников и кризисные центры для жертв — источники доходов некоммерческих организаций (НКО). Кроме того, в наше время сложно что-нибудь утаить, поэтому многие участники ознакомились с черновиками законопроекта, так что нельзя сказать, что они обсуждали то, что не читали.

Журналист Николай Сванидзе снялся в ролике в поддержку принятия закона о домашнем насилии с фразой «В нашей традиции элемент насилия присутствует» (проморолик закона был показан перед началом парламентских слушаний 21 октября).

В отличие от парламента, слушания в Общественной палате начались с вступительного слова зампредседателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Владимира Винницкого, который сообщил, что, начиная со Средних веков в России строго подходили к преступлениям против членов семьи. «Хотя Домострой и предполагал физические наказания детей, однако наказания за побои членов семьи были введены уже в Уложении от 1649 года. С 1845 года за семейные побои отправляли на каторгу на 4−6 лет, с 1903 года — на 8 лет. Побои по отношению к старшим членам семьи карались строже», — подчеркнул он. Обращаясь к статистике, Винницкий указал, что число насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, начиная с 2015 года по настоящее время, сократилось почти на четверть.

Петр Данилов

ИА Красная Весна

Владимир Винницкий на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

Вопрос о статистике — краеугольный камень кампании в продвижении закона о домашнем насилии. Лоббисты закона идут на беспрецедентную ложь. Озвучивают «статистику» семейных преступлений на основе анонимных телефонных опросов. С любых трибун, вплоть до самых высоких, говорят о 14 тысячах женщин, ежегодно погибающих от рук своих мужей в России. Тогда как последнее десятилетие показатель количества ежегодно погибающих от насилия в семье (вообще, а не только от рук мужей) женщин составляет около 300 человек. В 2018 году, по данным МВД, так было убито 253 женщины. Это очень много, но ведь не 14 тысяч!

Поэтому выступающие в Общественной палате, с одной стороны, приводили много статистических данных, чтобы было ясно, какой в действительности уровень насилия в российских семьях. С другой — говорили о том, кто создает и распространяет под видом статистики ложь.

Член ОП РФ, судья в почетной отставке Людмила Виноградова привела подробную статистику насильственных преступлений ГИАЦ МВД за 2015 год, согласно которой случаи «домашнего» насилия в отношении женщин в Российской Федерации составляли 2,2% от числа всех преступлений, совершенных в отношении женщин.

Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Марина Сабельникова ответила на обвинения сторонников закона, утверждающих, что статистика домашнего насилия в России ведется кое-как, поэтому ей нельзя доверять. Она заявила, что МВД всегда указывает, против кого совершено преступление: против члена семьи, малолетнего, супруги, супруга, сына, дочери, против беременной и так далее. То есть МВД ведет развернутую статистику, данные которой говорят, что за последние два года преступления против женщин уменьшились в два раза.

Из выступлений участников слушаний стала понятно, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия — это «выдающийся» юридический документ. Выступления его противников шли одно за другим, но аргументы выступающих не повторялись.

Уполномоченный по правам ребенка по Владимирской области Геннадий Прохорычев назвал законопроект «размышлениями с Рублевки». Его возмутило положение о срочном предоставлении временного жилья жертвам домашнего насилия. Учитывая, что в регионах некуда переселять погорельцев и расселять людей из аварийного жилья.

Петр Данилов

ИА Красная Весна

Геннадий Прохорычев на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

Судья Владимирского областного суда Павел Якушев заявил, что закон нарушает пределы невмешательства государства и НКО в дела семьи. Якушев отметил «непримиримый» характер законопроекта. Как оказалось, у закона нулевой примирительный потенциал, все законодательные предложения направлены на обострение существующих противоречий, обострение борьбы полов и поколений.

Глава РВС Мария Мамиконян заявила, что войну полов, которую призван запустить закон о профилактики семейно-бытового насилия, уже можно наблюдать воочию под материалами флешмоба «Я не хотела умирать». Сначала там появились высказывания феминисток в адрес мужчин, которые были настолько отвратительны, что не могли не вызвать и уже вызвали бурную ответную реакцию со стороны мужской аудитории. По мнению Мамиконян, если что-то и способно разрушить институт семьи в короткий срок, то это война полов.

Журналист-исследователь Максим Карев заявил, что ключевые борцы с домашним насилием вышли из среды, которая организовывала «болотные протесты» на стыке 2011−2012 годов. Так, Анна Ривина — директор и основатель проекта «Насилию. нет», стажировалась в литовском лагере «цветных революций», связана с осужденными по «болотному делу» Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым. Алена Попова тесно сотрудничала — вплоть до совместного участия в подготовке оппозиции в летних лагерях — с экс-депутатом Госдумы Ильей Пономаревым, который скрывается на территории Украины и связан с бандеровским лобби.

По данным исследователя, непосредственное участие в разработке законопроекта о семейном насилии и распространении фальшивых данных о «14 тысячах российских женщин, ежегодно гибнущих от рук мужей», принимал кризисный центр «Анна», возглавляемый Мариной Писклаковой-Паркер. С 1997 года центр «Анна» финансировался фондом Форда, который перечислил ему свыше $2 млн. В 2016 году «Анна» была признана иностранным агентом.

Карев показал, что глава «Анны» Марина Писклакова-Паркер тесно вписана в высокостатусные круги США, курирующие российскую борьбу с домашним насилием. В число кураторов входят не только Хилари Клинтон, Мадлен Олбрайт, но и Пола Добрянски — представитель бандеровского лобби в высших эшелонах американской власти.

(сс) U.S. Navy. Mass Communication Specialist 2nd Class Eric Dietrich

Пола Добрянски

Зная все это, можно только удивляться тому, что при таком «бэкграунде» Писклакова-Паркер является членом Координационного совета Минтруда РФ по гендерным проблемам.

Правозащитник Максим Жиленков, проживший в Германии десять лет, заявил, что российский законопроект о семейно-бытовом насилии не только является братом-близнецом немецкого. Как две капли воды похожи и методы его «продавливания»: принятию закона предшествовала информкампания с распространением ложной статистики, говорящей о якобы зашкаливающем уровне насилия в немецких семьях. Закон действует и разрушает немецкие семьи уже 20 лет, однако количество насильственных преступлений по отношению к женщинам в Германии не снижается.

Правозащитника поддержал профессор кафедры социологии семьи и демографии МГУ Александр Синельников. Он указал, что предлагаемый закон приведет к массированному вмешательству во внутрисемейную жизнь. Семья без положенного ей суверенитета перестает быть семьей, поэтому кризис российской семьи еще более обострится, рождаемость упадет.

Синельников обратил внимание, что в «передовых» западных странах, где эти законы работают уже давно, кризис семьи зашел гораздо дальше: половина населения к 50-ти годам по всей Европе ни разу не вступает в брак. Ни мужчины, ни женщины. В Германии среди женщин, которые родились в конце 1960-х годов, 23% ни разу не рожали, каждая четвертая — бездетна. В России эта цифра — 8%, в три раза меньше.

Клинический психолог, эксперт Роскомнадзора Жанна Тачмамедова обратила внимание на то, что и в Европе реальный уровень физического насилия в семьях крайне низок. Этот уровень не оправдывает вторжения в семью государства и НКО, поэтому концепцию насилия потребовалось расширить, включив туда «психологическое» и другие виды насилий.

Петр Данилов

ИА Красная Весна

Жанна Тачмамедова на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

О правовом аспекте понятия «психологического насилия» рассказала криминолог, старший научный сотрудник ВНИИ МВД России Елена Тимошина. Она заявила, что закон о профилактике семейно-бытового насилия нельзя принимать уже из-за того, что понятие «психологическое насилие» крайне субъективно, а это для правового понятия недопустимо. Неопределенная норма права будет и применяться по-разному, в зависимости от субъективного мнения представителей НКО. А это значит, что равенства граждан перед законом не будет.

Тимошина подчеркнула, что семья — это то место, где женщина защищена от преступных посягательств. По статистике ГИАЦ МВД, в 2018 году из 107 450 официально зарегистрированных насильственных преступлениях против женщин только 22,8% были совершены членами семьи (24 478 случаев), из них 13 442 было совершено супругами (12,5%). Тимошина уверена: раз 80% насильственных преступлений совершается вне семьи, то бороться нужно с насилием вообще. И в первую очередь — введением принудительного лечения от алкоголизма для всех, кто совершил насильственные преступления, поскольку каждое третье расследованное преступление против личности совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Закон о домашнем насилии — это бизнес-модель для НКО, заявила социолог, общественный деятель Надежда Юшкина. Прочитав текст законопроекта, социолог поняла, что защита жертв насилия будет платной, за исключением тех, кому удастся доказать свой неимущий статус.

В поддержку законопроекта фактически высказались несколько человек: Уполномоченная по правам человека Свердловской области, член Совета по правам человека при президенте РФ Татьяна Мерзлякова. Она отметила, что НКО Свердловской области считают, что область домашнего насилия должна быть регламентирована. Поддержала закон и представительница кризисного центра «Сестры» Екатерина Бахренькова. Она сказала, что ее организация, оказывающая помощь жертвам сексуального насилия, считает, что закон о профилактике семейно-бытового насилия необходимо принять, так как эта проблема есть и, чтобы ее решить, ее нужно осознать. По словам Бахреньковой, общество готово к принятию этого закона, более того — он запоздал, так как пора уже принимать более передовые законы, касающиеся насилия против женщин вообще. Центр «Сестры» создавали те же люди, что и центр «Анна», их сотрудники проходили совместные стажировки в США, так что какого-либо другого мнения от представительницы «Сестер» ожидать было сложно.

Петр Данилов

ИА Красная Весна

Екатерина Бахренькова на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 30 октября

Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия будет внесен на рассмотрение Государственной думы до конца текущего года. Видимо, авторы законопроекта надеются, что депутаты примут его в предновогодней спешке. А это значит, что главное сражение за суверенитет российских семей и страны еще впереди.

Этика: насилие в семье, медсестры и этика: каковы ссылки?

  • Мэри Сиприано Сильва, доктор философии, RN, FAAN

    Мэри Сиприано Сильва, доктор философии, RN, FAAN

  • Рут Людвик, доктор философии, RN, C

    Рут Людвик, доктор философии, RN, C

  • Артикул

Ключевые слова: насилие в семье, этика, феминистская этика, кодексы этики

Во всем мире мы ежедневно сталкиваемся с насилием. Мы слышим об этом в новостях. Мы читаем об этом в газетах и ​​в Интернете. Мы сталкиваемся с этим неявно и открыто во всех культурах и во всех странах в инцидентах, варьирующихся от оскорблений на этнической почве до преступлений на почве ненависти и насилия, совершаемого во имя идеологии.

Такие случаи насилия, как правило, легко заметить, поскольку они являются достоянием общественности. Однако менее заметным, но часто более разрушительным является бытовое насилие, которое происходит в семье и часто в отношении женщин. Международный совет медицинских сестер (ICN) (2001) отмечает в резюме исследования, проведенного на четырех континентах, что от 20 до 50 процентов всех женщин в исследованиях сообщили, что подвергались насилию со стороны партнера. Таким образом, том 7, номер 1 OJIN посвящен этой проблеме насилия. Но каковы связи между насилием в семье, медсестрами и этикой? Используя иллюстрации из статей в OJIN, мы проанализируем этот вопрос через призму трех структур: (а) феминистская этика; (b) непричинение вреда и поддерживающие его правила; и (c) кодексы этики для медицинских сестер.

Феминистская этика

Существуют различные определения феминистской этики, но в целом их объединяет общая тема: систематическое и постоянное угнетение женщин по признаку пола является аморальным. Согласно Чой (1999), «феминистская этика устраняет разрыв в общем благополучии между большим количеством женщин и мужчин как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах» (стр. 14). Гендерная проблема, как и более широкий социальный контекст, также отмечена Volbrecht (2002):

Феминистка — это человек, который отвергает то, как женщины и их опыт подвергались критике, игнорированию и обесцениванию. Феминистка — это также тот, кто работает над социальными изменениями, необходимыми для поощрения более справедливых отношений между мужчинами и женщинами. Феминистская этика бросает вызов предполагаемым мужским предубеждениям в этике, которые способствовали обесцениванию женского морального опыта и подчинению женщин. (стр. 160)

С социальными изменениями, отмеченными Фольбрехт, тесно связаны политические процессы, необходимые для достижения желаемых изменений для женщин, особенно в сфере здравоохранения. Связь между социальными и политическими процессами отмечали Сильва и Крегер-Маппес (19).

98). По их словам,

Специалисты по женской этике раскрывают, каким образом этическая теория была и остается встроенной в определенные социальные структуры и представления, а также в политические институты. По мнению специалистов по женской этике, понимание социальных и политических сил необходимо, чтобы понять и изменить влияние любой моральной теории на женщин и их значение для женщин. (стр. 6)

В этом выпуске OJIN мы выбрали две статьи, посвященные феминистской этике. В одной части своей статьи Драукер (2002) рассматривает жестокое обращение с интимным партнером как повторяющиеся и растущие модели насилия в отношении женщин со стороны мужчин в их попытках получить власть. Она отмечает, что, поскольку это насилие происходит в продолжающихся отношениях или в недавно разорванных отношениях, преступник может иметь долгосрочный доступ к партнеру, подвергшемуся насилию. Кроме того, она признает множество экономических и социологических факторов, способствующих домашнему насилию, а затем рекомендует, среди прочего, медсестрам выступать за политику перераспределения власти и богатства в Соединенных Штатах, чтобы женщины, ставшие жертвами домашнего насилия, получали выгоду.

Таким образом, в этом смысле и в рамках предыдущих определений феминизма медсестры основывают многие свои действия, возможно, неосознанно, на принципах феминистской этики.

Erez (2002), обсуждая бытовое насилие и систему уголовного правосудия, вновь подчеркивает тот факт, что женщины, а не мужчины, являются основными жертвами бытового насилия; то есть потребность мужчины контролировать и доминировать лежит в основе насилия, приводящего к угнетению женщин. Затем она рассматривает насилие в исторической перспективе, где до 1970-х годов система уголовного правосудия не считала избиение супруги преступлением, поэтому полиция рассматривала это не как серьезное правонарушение, а скорее как частное дело. Однако с 19В 70-х годах Эрез отмечает, что женское движение, наряду с другими общественными силами, которые привели к созданию групп защиты интересов жертв преступлений, несут ответственность за изменение отношения и подходов к домашнему насилию. Эти изменения сделали домашнее насилие не только общественным делом, но и преступлением с участием как полиции, так и системы уголовного правосудия, что привело к аресту насильника.

Однако, по мнению ученых-феминисток, арест также имеет свои проблемы, например, игнорирование автономии женщин в отношении ареста и непредоставление им необходимых ресурсов для выхода из сложившейся ситуации.

Медицинские сестры играют важную роль в вопросах общественного здравоохранения. Феминистский взгляд на насилие в семье как на серьезную проблему общественного здравоохранения должен расширить представления медсестер о роли феминистской этики в здравоохранении. Но почему феминистская этика так важна для медсестер? Потому что некоторые женщины-медсестры, как и другие женщины, приучены думать, как мужчины, в вопросах этики. Это означает, что они часто не «видят» социально-политическую среду, которая угнетает женщин, особенно если они не считают себя угнетенными (что может быть так, а может и не быть). Кроме того, слово

феминистка вызывает дискомфорт у многих медсестер, и они не хотят, чтобы на них навешивали ярлык. Тем не менее, они согласны с тем, что женщин нельзя угнетать и что медсестры играют важную роль в улучшении социальной и политической среды для улучшения медицинского обслуживания женщин. Таким образом, медсестры должны понимать, что, учитывая предыдущие убеждения, они на самом деле думают и практикуют феминистскую этику.

Принцип непричинения вреда

Авторы всех пяти статей в томе 7, номер 1 из OJIN четко сообщает, что насилие в семье наносит вред женщинам. Некоторые авторы также обращаются к тому, как насилие в семье наносит вред плоду, детям, пожилым людям и мужчинам. Поскольку непричинение вреда лежит в основе этического ядра большинства обществ и медицинских профессий, это требует нашего внимания. Согласно Beauchamp and Childress (2001), «принцип непричинения вреда утверждает обязательство не причинять вреда другим» (стр. 113). Обычно это переводится как «Во-первых, не навреди». Этот принцип поддерживается специальными правилами, такими как:

  1. Не убивать.
  2. Не причинять боли и страданий.
  3. Не выводить из строя.
  4. Не обижай.
  5. Не лишайте других благ жизни.

(Бошам и Чайлдресс, 2001, стр. 117)

Имейте в виду, однако, что принцип непричинения вреда и поддерживающие его правила являются prima facie , то есть они всегда имеют обязательную силу, если только они не противоречат равным или более сильным обязанностям, которые преобладают над ними. Тем не менее, размышляя над этим принципом и поддерживающими его правилами, невозможно избежать их отношения к домашнему насилию: принцип и часто все пять его поддерживающих правил нарушаются.

Теперь рассмотрим некоторые виды вреда здоровью, причиняемого насилием в семье. Драукер (2002), цитируя работы Кэмпбелла (1998) и Уоршоу (1998), сообщает о физическом насилии, в том числе о таких травмах, как рваные раны, ушибы, переломы костей и потеря слуха/зрения; сексуальное насилие, в том числе такие проблемы, как инфекции мочевыводящих путей, заболевания, передающиеся половым путем, и сексуальная дисфункция; насилие, связанное со стрессом, включая такие проблемы, как расстройства пищевого поведения, хронический синдром раздраженного кишечника и постоянные головные боли; и психологическое насилие, включая такие проблемы, как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и злоупотребление психоактивными веществами. Уолтон-Мосс и Кэмпбелл (2002) согласны с Драукером (2002) в отношении последствий домашнего насилия для здоровья.

Гриффин и Косс (2002) дополняют картину выше. В дополнение к физическому, сексуальному и психологическому насилию они добавляют экономическое насилие и преследование. Под экономическим насилием они подразумевают такие тактики, как ограничение доступа к банковским счетам, транспорту и возможностям получения образования с целью контроля над жертвой. Под преследованием они подразумевают такое поведение, как повторяющиеся угрозы, происходящие дома или в офисе жертвы и переданные лично, по телефону или в письменных сообщениях. Гриффин и Косс (2002) также выделяют пять барьеров, которые мешают женщинам сообщать о насилии со стороны партнера: страх, культурные различия, зависимость от обидчика, чувство неудачи и обещание обидчика измениться.

Erez (2002) проводит различие между насилием в семье, которое определяется как уголовное и неуголовное. Например, преследование считается преступлением, а психологическое и финансовое насилие — нет. Вот пример, где закон, минимальный стандарт, и этика, высший стандарт, расходятся. Принцип непричинения вреда и поддерживающие его правила явно рассматривают психологические и финансовые злоупотребления как этически неправильные, даже если закон в значительной степени умалчивает о них.

Наконец, Кэмпбелл, Шарпс, Гэри, Кэмпбелл и Лопес (2002) обсуждают последствия домашнего насилия для здоровья афроамериканских женщин. Они отмечают, что опыт афроамериканки отличается от опыта женщины европеоидной расы. Во-первых, проблема расизма может привести к тому, что афроамериканки воздержатся от обращения за помощью в связи с насилием в семье; они считают, что уход, который они получают, хуже, чем у белых женщин. Во-вторых, в исследовании, проведенном вышеупомянутыми авторами (Campbell et al., 2002), фемицид с наибольшей вероятностью произошел, если мужчина был безработным и афроамериканцем.

Предыдущие пять статей рисуют сокрушительную картину нарушения принципа непричинения вреда и поддерживающих его правил. Все правила были нарушены. Женщин убивали, причиняли боль или страдания, выводили из строя, оскорбляли и лишали жизни (Beauchamp & Childress, 2001, стр. 117). Вы спросите: «Как все эти трагедии могли произойти в так называемой «развитой стране»?» «Что медсестры могут сделать с этим?» Чтобы ответить на эти вопросы, мы теперь обратимся к двум кодексам этики: Кодекс этики медсестер ICN , принятый в 2000 г. Международным советом медицинских сестер, далее именуемый Кодексом этики ICN; и Этический кодекс медсестер с разъяснениями, принятый в 2001 г. Американской ассоциацией медсестер, далее именуемый Кодексом этики ANA .

Кодексы этики для медицинских сестер

Международный совет медицинских сестер (2001 г.) заявляет: «Слишком долгое время насилие считалось выходящим за рамки сферы здравоохранения» (стр. 29). Тем не менее, медсестры могут руководствоваться своими этическими кодексами в отношении своих обязательств по борьбе с насилием. Изучив цели и пояснения Кодекса этики ANA, а также изучив преамбулу и элементы Кодекса этики ICN, медсестры могут определить некоторые действия, которые медсестры могут предпринять, чтобы помочь жертвам домашнего насилия, а также получить некоторые взгляды на проблему.

Во-первых, медсестры несут этический долг уважать достоинство и права человека других людей и относиться к ним с сочувствием независимо от состояния здоровья, этнической принадлежности или образа жизни. Долг — слово, к которому нельзя относиться легкомысленно. Обязанность всегда должна выполняться, если только она не противоречит равной или более высокой обязанности. Таким образом, работая с жертвами домашнего насилия, как бы это ни было сложно или неприлично, оба кодекса ясно заявляют, что медсестра уважает «неотъемлемую ценность, достоинство и права человека каждого человека» (ANA, 2001, стр. 7) и « ¦права человека, включая право на жизнь, достоинство и право на уважительное обращение (ICN, 2000, стр. 2)9.0005

Отсутствие уважения к человеческому достоинству и правам человека является основной проблемой, связанной с насилием в семье. Человек не может заставить себя причинить вред другому человеку, если другой человек действительно считается обладающим внутренней ценностью. Те лица, которые совершают насилие в семье, обладают чертами характера и ценностями, которые дегуманизируют и угнетают их жертв. Точно так же люди во многих странах имеют определенные права, самые основные из которых включают право на жизнь и право на безопасность, особенно в собственном доме. Но домашнее насилие убивает; его жертвами в основном становятся угнетенные женщины. Насилие в семье также лишает жертв права на безопасность. Дом становится полем битвы, где жертва не знает, когда произойдет следующее избиение и какую форму оно примет, будь то физическое, психологическое, сексуальное или экономическое.

Во-вторых, этические кодексы гласят, что с точки зрения оказания сестринской помощи жертвам домашнего насилия медсестры не могут отказаться от этой ситуации, потому что она трудна или некрасива. Значительной частью этого непререкаемого этического стандарта является то, что «медсестра продвигает, защищает и стремится защитить здоровье, безопасность и права пациента» (ANA, 2001, стр. 12). Этический кодекс медсестер ICN (2000) гласит: «Медсестры несут четыре основные обязанности: укреплять здоровье, предотвращать болезни, восстанавливать здоровье и облегчать страдания» (стр. 2). Если кто-либо в системе здравоохранения или за ее пределами пытается отговорить медсестру от использования ее/ее роли адвоката (за исключением случаев, когда жизнь медсестры подвергается опасности или медсестра выходит за рамки сестринской практики), медсестра защищена этическими кодексами.

В-третьих, оба кодекса призывают медсестер к активности. Этический кодекс ANA призывает медсестер сотрудничать с общественностью и медицинскими работниками для удовлетворения потребностей людей в здоровье, где бы они ни находились. Аналогичным образом Кодекс этики ICN призывает медсестер сотрудничать со своими национальными ассоциациями в применении этических стандартов. Таким образом, эта активность расширяет роль медсестры до законодательных и политических действий, которые могут привести к социальной реформе, направленной на решение таких проблем, как бедность, небезопасные условия жизни, бездомность, жестокое обращение и насилие. Этот контекст насилия обсуждался в исследовании Campbell et al. (2002) статья о домашнем насилии и афроамериканских женщинах. Взаимодействие циклов бедности, злоупотребления алкоголем и другими наркотиками, безработицы, расизма и отсутствия надлежащего образования и здравоохранения создает контекст, в котором высок уровень домашнего насилия. Медсестра больше не может игнорировать социальные проблемы дома или за границей. Этические кодексы требуют социальных действий.

Таким образом, были установлены три связи между домашним насилием и этикой. Ссылки были сосредоточены на феминистской этике, непричинении вреда и этических кодексах для медсестер с примерами, взятыми из Кодекса этики ANA и Кодекса этики ICN . Все три ссылки способствуют пониманию медсестрами разрушительных последствий домашнего насилия и того, что они могут с этим поделать. Этические кодексы предписывают нам что-то делать с этим не только на индивидуальном и профессиональном уровне, но и на местном, национальном и международном уровне.

Насилие в семье, где бы оно ни происходило, унижает каждого человека. Проблема в том, что медсестры могут с этим сделать. Спросите женщину, боится ли она причинения вреда. Напишите письмо или поговорите с законодателем о домашнем насилии. Покажите свои навыки в приюте для жертв домашнего насилия. Начните дискуссию с человеком из другой культуры о домашнем насилии. Ответ заключается в том, чтобы перейти от этических убеждений к этическим действиям.

Ссылки

Американская ассоциация медсестер. (2001). Этический кодекс медсестер с разъяснениями . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство американских медсестер.

Бошан, Т.Л., и Чайлдресс, Дж.Ф. (2001). Принципы биомедицинской этики  (5-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Кэмпбелл, Дж. К. (1998). Превращение системы здравоохранения в зону расширения прав и возможностей женщин, подвергшихся побоям: последствия для здоровья, политические рекомендации, введение и обзор. В JC Campbell (Ed.),  Расширение прав и возможностей жертв жестокого обращения: медицинская помощь женщинам, подвергшимся избиению, и их детям  (стр. 241–258). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

Кэмпбелл Д.В., Шарпс П.В., Гэри Ф., Кэмпбелл Дж.К. и Лопес Л.М. (2002). «Насилие со стороны интимного партнера афроамериканских женщин». Интернет-журнал проблем сестринского дела  (Том 7, № 1, Рукопись 4). Получено 27 февраля 2002 г. с:

Чой, Э. (1999). Феминистская этика в женском здоровье. NursingConnections , 12(1), 14-18.

Драукер, CB (2002). «Домашнее насилие: вызов для медсестер». Интернет-журнал проблем сестринского дела  (Том 7, № 1, Рукопись 1). Получено 27 февраля 2002 г. с: www.nursingworld.org/MainMenuCategories/ANAMarketplace/ANAPeriodicals/OJIN/TableofContents/Volume72002/No1Jan2002/DomesticViolenceChallenge.aspx.

Эрез, Э. (2002). «Домашнее насилие и система уголовного правосудия: обзор». Интернет-журнал проблем сестринского дела  (Том 7, № 1, Рукопись 3). Получено 27 февраля 2002 г. с: www.nursingworld.org/MainMenuCategories/ANAMarketplace/ANAPeriodicals/OJIN/TableofContents/Volume72002/No1Jan2002/DomesticViolenceandCriminalJustice.aspx.

Гриффин, член парламента, и Косс, член парламента (2002). Клинический скрининг и вмешательство в случаях насилия со стороны партнера. Интернет-журнал проблем сестринского дела  (Том 7, № 1, Рукопись 2). Получено 27 февраля 2002 г.: www.nursingworld.org/MainMenuCategories/ANAMarketplace/ANAPeriodicals/OJIN/TableofContents/Volume72002/No1Jan2002/ClinicalScreeningandPartnerViolence.aspx.

Международный совет медицинских сестер. (2000). Кодекс этики медсестер ICN. Получено 26 марта 2002 г. с сайта www.icn.ch/icncode.pdf.

Международный совет медицинских сестер. (2001). Медсестры всегда рядом с вами: Объединение против насилия. Набор инструментов против насилия. Получено 26 марта 2002 г. с сайта www.icn.ch/indkit2001_01.pdf

Silva, M.C., & Kroeger-Mappes, J. (1998). Этические рамки в 21 веке. В J. A. Dienemann (Ed.), Сестринское дело: Управление уходом за пациентами  (стр. 3–22). Стэмфорд, Коннектикут: Appleton & Lange.

Уолтон-Мосс, Би Джей, и Кэмпбелл, Дж. К. (2002). Насилие со стороны интимного партнера: последствия для ухода за больными. Интернет-журнал проблем сестринского дела  (Том 7, № 1, Рукопись 5). Получено 27 февраля 2002 г.: www.nursingworld.org/MainMenuCategories/ANAMarketplace/ANAPeriodicals/OJIN/TableofContents/Volume72002/No1Jan2002/IntimatePartnerViolence.aspx.

Варшава, К. (1998). Выявление, оценка и вмешательство с жертвами домашнего насилия. В C. Warshaw & A.L. Ganley (Eds.), Улучшение реагирования здравоохранения на насилие в семье: справочное руководство для поставщиков медицинских услуг  (стр. 49–86). Сан-Франциско: Фонд предотвращения семейного насилия.

Фольбрехт, Р. М. (2002). Сестринская этика: сообщества в диалоге . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

14 мая 2002 г.

Образец цитирования: Сильва М. и Людвик Р. (14 мая 2002 г.). Колонка по этике: «Насилие в семье, медсестры и этика: каковы связи?». Интернет-журнал по сестринскому делу . Том. 7 № 2.

Открытый доступ SCIRP

Недавно опубликованные документы
Недавно опубликованные статьи
  • Анализ правовой и конкурентной рыночной среды для операций с интеллектуальной собственностью в семеноводческой отрасли()

    Цзюнь Чжао

    Beijing Law Review Vol. 14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142037 6 загрузок  56 просмотров

  • Размышления об уголовном соответствии для защиты корпоративной личной информации ()

    Цзюнь Чжао

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142036 4 загрузки  29Взгляды

  • Эволюция арбитража, основанного на обычном праве: практика Ботсваны()

    Тебосего Лорато Байкакеди

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10. 4236/blr.2023.142035 3 загрузки  30 просмотров

  • Деконструкция пугающего воздействия глобализации на реализацию императивов прав человека в развивающихся странах: опыт Нигерии ()

    Эсени Азу Уду, Аноке Увадиегву, Джойс Нненна Эсени

    Beijing Law Review Vol.14 No.2, 8 июня 2023 г.

    DOI: 10.4236/blr.2023.142034 3 загрузки  26 просмотров

  • Опыт раннего и расширенного клинического воздействия для студентов-аспирантов по уходу за новорожденными в Университете Замбии, Школа сестринских наук: уроки и последствия для будущего ()

    Виктория Мвинга Калусопа, Патрисия Катова-Муквато, Кабве Читунду, Манассе Мвула, Селестин Нзала, Марджори Кабинга-Макукула, Кристабель Мвинга, Эммануэль Мусенге Мвила, Линда Кампата, Майкл Каньянта Мумба, Майкл Чигунтап, Джеймс Сичоне, Концепт Квалейела, Фадалесс Фири, Сьюзан Мутемва, Милдред Зулу, Чилеше Мваба-Сивале, Рут Вахила, Мукумбута Нава, Мерси Монде Вамунима, Франсина Макондо, Чарити Сиаталими, Эллиот Кафумукаче, Фастон Гома

    Open Journal of Nursing Том 13 № 6, 8 июня 2023 г.

Добавить комментарий