Мотивация на успех или избегание неудач
S: 6 363
Мотивация на успех — излюбленная тема для статей, тренингов, книг, но есть ещё мотивация на избегание неудач. Рассмотрим в этой статье основные положения книги Гэлворсон и Хиггинс. «Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки». Мы рассмотрим только те элементы, которые влияют на выбор вида деятельности и управление сотрудниками, способствуют развитию и достижения успеха в профессиональной деятельности. Прежде чем давать и принимать советы нужно понять причину, можно ли изменить то, что на первый взгляд кажется минусом, а может лучше найти правильное применение.
Справка: Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинса, (Heidi Grant Halvorson, E. Tory Higgins), специалисты из Центра изучения мотивации при бизнес-школе Колумбийского университета. На основе исследований пришли к выводу, что преобладание одной из двух мотивационных установок, «Мотивация на успех или избегание неудач», лежит в основе всей нашей деятельности: от работы до воспитания детей.
Содержание страницы:
Мотивация на достижение или избегание неудач
Существует также два типа внутренней мотивации: стремление к успеху или желание избежать неудач.
Люди 1 типа: Главный мотив для них – победить, поэтому они готовы взяться за любое дело, идут на риск. Для них плохо – не использовать свой шанс, упустить возможность. Но готовность к риску и желание победы делает их более уязвимыми для ошибок, они реже продумывают все до конца. Для них плохо не выиграть — не использовать свой шанс, упустить возможность движения вперёд.
Люди 2 типа: Главное для них — чтобы не проиграть. Они стремятся к безопасности. Иными словами, главное для них – избежать неудачи. Они не ввязываются в авантюры, быстрее скажут «нет» на какое-либо предложение, все просчитывают заранее. Но работают они обычно более тщательнее, аккуратнее, лучше планируют свои действия.
Хотя каждого человека заботит как успех, так и неудача, у большинства людей есть доминирующая мотивация. От этого зависит на что вы больше обращаете внимание, что цените, какова ваша стратегия, и эмоции, когда вы добиваетесь успеха или терпите неудачу. Это влияет на сильные и слабые стороны как в личном, так и в профессиональном плане. От этого зависит, как вы управляете своими подчинёнными, как воспитываете детей. Доминирующая мотивация влияет на все.
Таким образом, стремление к успеху заставляет добиваться успеха и не упускать возможности, идти вперёд, не отступая. Желание избегать неудачи вынуждает человека минимизировать потери. Стремясь избегать неудач, мы стараемся защитить своё благополучие, не совершать ошибок.
Стремление к успеху наполняет жизнь позитивом. Когда мы достигаем того, к чему стремимся, нас охватывают положительные эмоции. Желание избегать неудачи ведёт нас к потребности в защите. Находясь в безопасности, под защитой, мы испытываем сдержанные эмоции покоя: спокойствие, расслабленность, облегчение, которые также приносят удовлетворение.
Для чего нужно понимать тип мотивации
В принципе каждого человека заботит как успех, так и отсутствие неудач. Однако доминирует всегда один тип мотивации. Например, на работе мы можем стремиться к успеху, а дома к отсутствию неудач. Зная, преобладающий тип мотивации человека, мы можем более грамотно выстраивать с ними взаимодействие. Например, понимая мотивы клиента, мы точнее донесем самую важную для него информацию о товаре, услуге что увеличит продажи. Чтобы правильно взаимодействовать с коллегами или подчиненными, надо понимать их мотивацию.
Почему мотивация бывает доминирующей?
Мотивация на успех или желание избегать неудачи, как правило закладывается ещё в детстве.
Воспитание стремления к успеху – это когда достижения приветствуются с энтузиазмом, любовью и восхищением, а неудачи встречают сухо и отказывают во внимании. Дети, которых так воспитывали, воспринимают свои цели как возможность завоевать любовь и похвалу.
Воспитание стремления избегать неудачи — это когда за плохие проступки наказывают, а достижения воспринимают как само собой разумеющееся, как ситуацию, когда не случилось ничего плохого. Такие дети ставят перед собой цели, позволяющие избегать неодобрения и остаться в безопасности.
На то, какие цели мы перед собой ставим, влияет и характер человека. Тот, кто с детства отличался спокойным темпераментом, скорее всего, вырастет склонным избегать неудач. На поведение человека могут повлиять культура, в которой он пребывает, и атмосфера, в которой он работает.
Люди не всегда настроены одинаково. Даже человек с одной доминирующей мотивацией часто переключается на другую, если того требуют ситуация или обстоятельства. Если текущая обстановка предполагает только победу или поражение, запускается подходящая мотивация.
Людям, которыми движет избегание неудач, обычно свойственны осторожность и внимательность, они предпочтут сказать «нет», если не убеждены на «все сто».
Следует отметить, что, когда настроенным избегать неудачи людям угрожает опасность, они могут потерять осторожность. В экстремальных ситуациях они сделают все, рискнут всем, чтобы опять оказаться в своём уютном мире.
Почему две мотивации лучше, чем одна? Каждая мотивация подходит для разных этапов достижения цели.
Настрой на успех заставляет вас начать новое дело с искренним энтузиазмом. Он помогает помнить о выигрыше в результате достижения цели. Но, чтобы не сойти с дистанции, понадобятся осторожность и осмотрительность.
Никто не застрахован от неудач. Неудачи сказываются на самооценке того, кто настроен на успех. Люди, настроенные на успех, воспринимают неудачи как потерю, они переживают отрицательные эмоции: печаль, угнетённость, уныние.
Для людей, настроенных избегать неудачи, важна уверенность в себе. Когда им не удаётся выполнить работу хорошо, именно отсутствие уверенности оказывается для них самым тяжёлым.
Оптимисты и пессимисты
Есть ещё одна классификация – оптимисты и пессимисты. Как правило, оптимисты отличаются более крепким здоровьем и быстрее поправляются после болезни. Они лучше приспосабливаются к переменам и легче справляются с проблемами. Обычно оптимисты чаще достигают своих целей, чем пессимисты, потому, что не бросают начатое, как только перед ними возникает препятствие.
А есть ли люди, которых мотивирует возможная неудача? Если вас мотивирует стремление избегать неудачи, то вы не можете позволить себе расслабиться. Стараясь не совершить ошибку и готовясь к возможным проблемам, вы будете вести себя с осторожностью, будете постоянно напряжены. При этом культивируется пессимизм или скептицизм — они помогают не расслабляться.
Люди, настроенные на успех, не обязательно счастливее тех, кто стремится избегать неудач, ведь приносить пользу можно с любой мотивацией. Лучше всего, когда воздействуют обе мотивации. Люди, достигшие высот в обеих доминантах, лучше справляются с проблемами жизни.
Что важно знать для управления организацией
А как использовать эти знания для управления организацией, коллективом. Что нужно учитывать при наборе сотрудников. Как правильно определить лучшее приложение их способностей и типа мотивации.
- Искусство набора сотрудников. Разобравшись в том, как работает стремление к успеху или желание избегать неудачи, вы получаете преимущество: точные, надёжные критерии оценки сильных и слабых сторон человека, которые покажут, хорошо или плохо он будет работать в конкретной корпоративной культуре.
- Креативность и новаторство. Настраиваясь на успех, люди, чаще всего, легче находят креативное решение проблем. Это связано с тем, что эти люди легче идут на риск. Их меньше беспокоит, хорошо ли продумана идея и они открыты большему количеству возможностей. Людям второго типа, напротив, нужны безупречные и безопасные идеи. Их критический образ мыслей порой препятствует креативности. Их лучше задействовать на рутинных операциях.
- Скорость или тщательность. Стремление к успеху заставляет работать быстро. Те, кто настроен на осторожность и предусмотрительность, работают неторопливо. Для одних дел нужно действовать быстро, а с другими лучше действовать медленно.
- Стабильность или перемены. В целом, осторожность и предусмотрительность заставляют нас предпочитать стабильность, а не перемены (возможны потери). Но, настроившись на стремление к успеху, мы готовы заменить старые вещи на новые, бросить то, что делаем, и заняться чем-то новым, поскольку перемены несут в себе большой возможностей.
- Переговоры. Восприятие цели с точки зрения стремления к успеху помогает переговорщику сохранять сосредоточенность на своей «идеальной» цене. А вот предусмотрительность заставляет беспокоиться о неудаче или о том, что переговоры могут зайти в тупик, и поэтому он идёт на менее выгодные условия.
- Предпринимательство. Рецепт предпринимательского преуспевания требует хорошей порции обеих мотиваций: стремления к успеху для создания идей, чтобы рисковать, хвататься за благоприятные возможности и действовать быстро; желания избежать ошибок для оценки идей, их всестороннего анализа и преодоления преград. Новые предприятия ждет неудача, если их лидеры будут лишены необходимого баланса мотивации. Без стремления избежать неудачи, с реалистичным взглядом на повседневную рутину ваши идеи могут никогда не воплотиться в жизнь. Вам не обойтись без людей с обоими типами мотивации, которые будут принимать решения с учетом всех мелочей.
В целом, в каждой организации стремятся к успеху, но и неудачи стараются избежать. Чтобы понять, какой стиль лидерства сработает, нужно хорошо знать экономическую среду, в которой действует ваша компания — стабильна она или динамична?
В стабильной среде потребители имеют предсказуемые предпочтения.
В динамичной среде вкусы потребителей постоянно меняются. Чтобы оставить конкурентов позади, нужно быстро откликаться на перемены, быть новатором.
Чтобы быть успешными придётся преуспевать как в новаторстве, так и в защите; как в скорости, так и в точности.
Выбор решения в зависимости от целей
А как принимаются решения исходя из рассмотренных выше ориентиров?
- Ориентированные на успех люди обычно принимают решения, исходя из ответа на следующий вопрос: «Почему сделать Х — хорошая идея, и что я упущу, если не соглашусь на неё?». Если ответ достаточно убедителен, они действуют. Если все выглядит не так радужно, они остаются «при своих».
- Склонные избегать неудачи люди обычно принимают решения, исходя из ответа на другой вопрос: «Почему делать Х не стоит, и какие неприятности мне грозят, если я пойду на это?» Если ответ не слишком пугает их, они действуют. Если он вызывает серьёзную тревогу, они переходят к чему-то другому.
Способов всегда несколько. Ориентированный на стремление к успеху человек, рассматривает несколько альтернативных предложений. А склонные к избеганию неудачи, находят одно решение, которое, по их мнению, сработает наверняка, и придерживаются его. Для них каждое новое решение — ещё одна возможность ошибки.
Как сделать выбор? Стремящийся не допускать ошибок, делая выбор, предпочитает сравнивать каждый критерий в отдельности. Люди, настроенные на успех, предпочитают сравнивать критерии в целом, чтобы увидеть «картину целиком».
Новое или хорошо проверенное старое? Люди, настроенные на успех, стремятся найти то, что отличается от их прошлого выбора, потому что новый опыт — новые возможности движения вперёд. Люди, настроенные на осторожность, напротив, перемен не любят. Они предпочитают стабильность, то, что знакомо и традиционно.
Слушаться разума или сердца? Формируя своё мнение, настроенные на успех люди больше полагаются на субъективный опыт — свои ощущения. Склонные к избеганию неудач люди предпочитают логику и разум.
Сколько времени это займёт? Люди, которым свойственно стремление к успеху, скорее проигнорируют потенциальные препятствия и не продумают мелкие детали, необходимые для достижения цели, поэтому они чаще недооценивают, сколько времени уйдёт на выполнение задачи. Те, что ориентированы на предупреждение неудач, склонны предполагать, что на каждом этапе что-то может не заладиться.
Что мы покупаем? Настроенным на успех людям нравятся новые продукты, они любят технические новинки, готовы рисковать. Кто настроен избегать неудачи, не готов тратить деньги на то, что не обладает некой историей. Они более чувствительны к манипулированию и возможному мошенничеству.
А как насчёт политического влияния? Людей, сосредоточенных на том, что они могут приобрести, скорее убедят политические заявления, предлагающие перемены, улучшения и красивую жизнь. Но те, кого волнует минимизация потерь, страшатся перемен. Их больше заинтересуют политические заявления, взывающие к их потребности в повышении безопасности и сохранении статус-кво.
Опасности изменений? Мнение большинства склоняется к избеганию неудач, они обычно имеют сильную мотивацию сберечь то, что имеют. А стремление к успеху — это настроение меньшинства. Они хотят перемен, которые улучшат их положение в обществе. И, по некоторым оценкам, их меньше 20%.
«Мы» или «они», «я» или «ты»? Те, кто настроен избегать неудач, ощущают большую зависимость от других и включают в границы своей «Я-концепции» важных для себя людей. Они делят мир на «нас» и «их». А те, кто стремится к успеху, больше склонны к индивидуализму, они чаще противопоставляют своё «Я» — «всем остальным».
Что происходит, когда оппонент непредсказуем? Люди, склонные к осторожности и осмотрительности, ощущают сильную тревогу, когда кто-то не оправдывает их ожиданий. Они избегают такого общения. Настроенные на успех люди готовы общаться с человеком, чьи качества или действия поставили под сомнение их убеждения. Они стремятся понять, в чём были не правы и какие убеждения верны.
Учет других возможностей и традиций
Конечно, обычные люди больше реагируют на обещания, которые им по душе. Их в большей степени убеждают аргументы и идеи, выраженные языком их доминирующей мотивации.
- Возрастные ключи. Чем старше мы становимся, тем больше держимся за то, что заработали тяжким трудом. У нас больше опыта боли и потерь, мы кое-чему научились на собственном опыте. Следовательно, в процессе взросления мы все больше склоняемся к избеганию неудач. Молодежь, напротив, готова пуститься в омут с головой, поэтому у молодых сотрудников чаще преобладает мотивация на успех.
- Культурные ключи. Люди, живущие в тесных сообществах, больше мотивированы на осторожность и предусмотрительность. Там, где люди не так сильно связаны друг с другом и где «проходит все», больше стремления к успеху и рискам.
- Карьерные ключи. Предусмотрительные люди скорее будут выполнять роль администраторов, бухгалтеров и рабочих на производстве. Эти занятия требуют глубоких знаний правил и норм, точного исполнения. Они ценят работу за стабильность, хорошие условия и высокую зарплату. Тот, кто жаждет успеха, предпочитают творческую работу: журналист, артист, изобретатель. Это работа, где требуется нестандартное мышление, где людей ценят за творческие и новаторские наклонности, где не так важна практичность.
- Спортивные ключи. Многое может рассказать о человеке вид спорта, которым он занимается. Так, игроки в футбол и баскетбол, в среднем, больше настроены на успех, чем игроки в теннис и гимнасты. Роль в команде также может рассказать о вашей доминирующей мотивации.
- Речевые ключи. Любимые высказывания стремящихся избегать неудачи: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». (Зачем рисковать, если все и так неплохо), «Не клади все яйца в одну корзину». (Не будь уязвим перед лицом несчастья), «Поспешишь — людей насмешишь». (Не спеши. Будь внимателен.).
Любимые высказывания стремящихся к успеху: «Плёвое дело!», «Лучше поздно, чем никогда», «Отбросьте все сомнения», «Победителей не судят». - Ценности. Свидетельством стремления к успеху или избеганию фиаско заметны в том, что люди ценят. Предусмотрительные люди дорожат традициями. Те, кто стремится к успеху, больше ценят движение вперёд, развитие и новый опыт.
Варианты изменения мотивации
Изменение мотивации возможно, по крайней мере — на время. А временного переключения обычно достаточно, чтобы принять решение или выполнить задачу с оптимальной мотивацией.
Что случится, если я это сделаю? Самый простой способ изменить вашу или чужую мотивацию — задуматься о том, что произойдёт, если вы совершите определённое действие. Чтобы настроиться на успех, человек должен представить, чего он достигнет в конкретной ситуации. Чтобы настроиться на избегание неудачи, человек должен обдумать, что он потеряет, если не выполнит задачу, или примет неправильное решение.
Некоторые рекомендации и упражнения
Личная мотивация
Людей можно ориентировать на успех, предложив составить список позитивных моментов, которые могут открыться им.
- Вспоминайте прошлое или думайте о будущем. Напишите короткий текст о надеждах и ожиданиях (идеалах, мотивирующих на стремление к успеху) или долге и ответственности (обязанностях, настраивающих на избегание неудачи).
- Установите рамки. Фрейминг задач — предлагать людям сделать одно и то же, но дать им разные причины, почему это стоит сделать. Чтобы настроить человека на успех, ему следует дать понять, что за успешное решение ему полагается вознаграждение. Чтобы ориентировать человека на избегание неудачи, пригрозите оштрафовать, если решение будет неудачным.
- Загляните «в другого себя». Рассматривая проекты индивидуально, люди чаще ощущают независимость (и больше стремятся к успеху), а работая в команде, они больше полагаются друг на друга и настроены на стремление не совершать ошибок.
- Модели имеют значение. Достаточно подумать о человеке с сильной мотивацией, чтобы направить свою мотивацию в его русло. А если лично не знаете такого человека, представьте себе какую-нибудь знаменитость или ролевую модель.
Коллективная мотивация
Девиз тоже важен. На коллективную мотивацию группы можно повлиять через девизы, в которых вы отражаете свои ценности и философию. Хотя в команду входят люди с разными точками зрения и взглядами, со временем они приходят к согласию в том, как относиться к работе и выполнять ее на основе стремления к успеху или желания избегать неудачи.
Если бокал подходит, пей из него. Мотивация человека, который пьёт хорошее вино, — стремление к успеху. Однако бокал, из которого вы пьёте вино, связан, скорее, не с тем, что люди хотят пить, а с тем, как они употребляют напиток. Пить из лучшего бокала, значит поддерживать цель пить лучшее вино.
Ощутите соответствие. Поступая смело, вы скорее выиграете, не упустите благоприятные возможности. Поступая осторожно, вы скорее обезопасите себя от потерь, ошибки.
Два пути к убеждению. Мотивационное соответствие влияет на отношение к идее или продукту через два разных механизма, в зависимости от того, насколько важен этот продукт или идея.
Когда это очень важно. Когда информация касается того, что важно — ощущение правильности повышает уверенность в собственном суждении. Так, оно усиливает вашу реакцию (позитивную или негативную) на то, что вы видите и слышите. И, в результате, ваше первоначальное ощущение или мнение только усиливается.
Когда это, в сущности, не важно. Если информация не имеет для вас значения, вы не станете взвешивать все «за» и «против». Вам будет безразлично. Вы просто используете «ощущение правильности» как руководство к действию: это правильно (из-за мотивационного соответствия), поэтому должно быть хорошо. Если это неправильно (несоответствие мотивации), значит плохо.
Мы видим соответствие (вот и всё). Люди сами регулярно создают соответствие своей мотивации, обращая внимание на те аспекты послания, что им ближе.
Соответствие справедливо. Мотивационное соответствие создаёт ощущение справедливости, потому что оно не даёт человеку, который услышал плохие новости, думать о том, что «могло бы» случиться или «следовало бы» сделать.
Делай, как они. Мотивацию человека можно усилить, позволив работать так, как ему нравится. Люди с сильным стремлением к успеху предложат несколько ответов на заданный вопрос и захотят начать тестировать свои идеи как можно скорее. Они будут делать ошибки, которых можно было избежать, если бы они так не рвались вперёд. Но заставить их работать по-другому не удастся. Почувствовав, что на них давят, они потеряют энтузиазм и эффективность.
Люди, склонные к осторожности и предусмотрительности заранее проверят, не помешают ли ему недоразумения, подводные камни или чья-то излишняя медлительность. Такие люди часто лучше работают, если им что-то мешает.
Выбери правильный стимул. Важно выбрать стимул, который повысит или поддержит правильную мотивацию. Описания, создающие мотивационное соответствие повышают ценность предложения, люди выражают большее намерение воспользоваться предложением.
Как приятно сделать дело. Когда людьми руководит подходящий лидер, они больше ценят свою работу, реже хотят сменить ее. Они более лояльны, их производительность выше, в такой организации меньше текучесть кадров, а это способствует повышению прибыли компании.
Если сотрудниками движет стремление к успеху, их результаты повышаются, когда руководитель хвалит их за достижения. Если доминирующая мотивация сотрудников — избегание неудач, их результаты повысит критика. Не нужно выдумывать причины, чтобы поощрять или критиковать сотрудников — слова всегда должны быть правдивы.
Шесть инструментов влияния
Роберт Чалдини назвал 6 инструментов влияния, помогающие направить поведение человека в нужное русло.
- Взаимный обмен. Люди чувствуют, что обязаны тем, кто сделал для них что-то хорошее.
- Обязательства и последовательность. Людям очень важно выполнять обязательства, которые они публично взяли на себя.
- Социальное доказательство. Мы выбираем то, что выбирают другие люди — как вещи, так и действия.
- Симпатия. Гораздо проще воздействовать на человека, который испытывает к вам симпатию.
- Авторитет. Легче убедить человека, если вы — признанный эксперт или авторитетная фигура.
- Дефицит. Люди ценят то, чего мало или что редко встречается.
Соответствие полезно для здоровья. Важно правильно сформулировать обращённые к человеку слова так, чтобы создать соответствие мотивации. Если оппонент не считает, что сильно рискует, лучше использовать формулировки, соответствующие стремлению к успеху, делать акцент на выигрыш.
Помогите финансировать социальные инициативы. Чтобы убедить аудиторию, для начала необходимо записать аргументы. Затем найти в них ключевые слова, соответствующие стремлению к новым достижениям или избеганию неудачи (успех, движение вперёд или предотвращение, защита, ухудшение). Проработайте каждое предложение так, чтобы все они указывали в одном мотивационном «направлении».
Мотивационное послание и влияние на покупки
Как, используя правильное мотивационное послание, влиять на покупки людей.
Соответствие заставит вас по-настоящему хотеть. Мотивационное соответствие в тот момент, когда мы смотрим рекламу, имеет влияние на наши намерения. Ощущая мотивационное соответствие от рекламы, мы чувствуем, что сильнее увлеклись продуктом и просто обязаны его купить.
5 из 5 потребителей предпочли соответствие. Согласование фрейминга рекламы с настроем аудитории или с мотивацией, которую должен поддерживать продукт, улучшает восприятия бренда. Вызвав у людей ощущение того, что один бренд более правильный, чем остальные, мы заставим их выбрать именно его.
Обращение к новой аудитории через соответствие. Предложения для «молодых и неуязвимых» должны подчёркивать выигрыш, преимущества и вознаграждение.
Обращение к разным культурам через соответствие. Реклама, создающая мотивационное соответствие для выросших в одном месте, не будет работать в другом.
Соответствие опустошает кошельки. Люди готовы израсходовать гораздо больше, если принимают решение в момент мотивационного соответствия.
Создание мотивационного соответствия
Создание мотивационного соответствия можно разделить на три этапа.
1-й этап. Разберитесь с мотивацией. Начните с вопроса:
- чего хочет моя аудитория?
- какова ее мотивация в отношении этого вопроса?
- какова ее цель?
Две разные мотивации потребуют разные формулировки, которые создадут мотивационное соответствие в разных аудиториях.
2-й этап. Разработайте соответствующий материал. Важно точно определить, чего вы хотите от аудитории — каких действий и какова мотивация этих действий или решений, — стремление к успеху или избегание неудач, или любое из двух.
3-й этап. Используйте выражения, создающие мотивационное соответствие.
Десять методов хорошего предложения:
- Напишите текст с акцентом на выигрыш или поражение.
- Подчёркивайте, почему или как. Рассказ почему стоит сделать то, к чему вы призываете, или как это сделать.
- Используйте прилагательные или глаголы.
- Подчеркните, как добиться успеха или избегать неудачи.
- Подчёркивайте перемены или стабильность.
- Не упусти свой шанс или будь осторожен.
- Подчеркните чувства или аргументы.
- Жестикулируйте или ведите себя сдержанно. Выражая энтузиазм, вы много жестикулируете — стремление к успеху. Выражая осмотрительность, вы ведёте себя более сдержанно — избегание неудачи.
- Подчёркивайте части или целое. Настроенные на успех предпочитают сравнивать продукты или варианты, проводя целостную обработку имеющейся информации. Настроенные на осмотрительность люди предпочитают атрибутивную обработку — изучают один из критериев каждого продукта и затем переходят к следующему.
- Позвольте соответствию сдвинуться. Люди легко путают, откуда взялись их ощущения. Поэтому если они пережили мотивационное соответствие перед тем, как выслушать ваше обращение, оно вызовет в них ощущение «правильности».
Ещё раз про любовь
Очень интересен подход авторов книги к тому, как доминирующая мотивация влияет на романтические отношения. Тот, кто настроен на успех, уверен — его чувства взаимны, он предпочитает бурное развитие романа. Тот, кто избегает неудач, напротив, будет медлить, ему гораздо сложнее сделать первый шаг. Возникает вопрос, какие пары лучше?
Роман-ураган — оба стремятся к успеху. Такие люди вступают в отношения семимильными шагами. С одной стороны, они помогают друг другу развиваться, становиться лучше. Но, с другой стороны, один из партнеров может не ценить этого или рассуждать: «И так все прекрасно, не надо, чтобы кто-то меня улучшал».
Неспешный роман — оба стремятся избегать ошибок. Такой роман авторы называют «электричкой со всеми остановками». Партнеры медленно разгоняются, однако впоследствии они особенно преданны друг другу. Они лучше приспосабливаются друг к другу, готовы идти на жертвы, чтобы партнер мог чего-то достичь. Да, они не изливают чувств на публике, но их это мало волнует.
Разделяй и властвуй — один стремится к успеху, второй хочет избежать неудач. Он — пессимист, она — оптимист. Казалось бы, катастрофа, однако самые крепкие союзы получаются, когда люди обладают разной доминирующей мотивацией. В такой паре каждый отвечает за дела, которые он лучше всего умеет делать. При этом он знает, что партнер сделает остальное. Семейная жизнь таких пар находится в большем равновесии. Дети знают, что такое оптимизм и реализм, так как родители учитывают точку зрения как стремления к успеху, так и избегания неудач.
Резюме
Теория боязни потерь – гласит, что люди сильнее реагируют на потерю, а не на приобретение. Однако они не понимают, что боязнь потери — феномен желания избегания неудачи.
Люди, настроенные на будущие достижения, гораздо чувствительнее к приобретениям, чем к потерям.
Более эффективно влиять практически на все, что вы делаете можно благодаря работе с тем, что соответствует мотивации, использовать свои сильные стороны так, чтобы это было выгодно вам, компенсируя ими свои слабости.
1.2. Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач в психологии.
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С.Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. [52, с.47] А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу [18]. Согласно с этим, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж.Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» [15, с.217].
Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Как уже отмечалось ранее, активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность [12, с.
В своих работах психолог-гуманист А. Маслоу отмечал, что человек — существо желающее, поэтому редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [36, с. 215]. Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т. д.
В свою очередь, в иерархии потребностей Маслоу мотив достижения успеха, стремление к более высоким целям определяется как мотив более высокого порядка и указывает на психологическое здоровье. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…». В итоге потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для гнева и уныния [36].
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и лучше, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д.Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи [56; 58]. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.
Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания [54, с.94]. Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:
1) эффекта или результата поведения;
2) способа осуществления поведения;
3)избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;
4) выражения конкретной эмоции или аффекта;
5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут [58, с. 284].
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также результаты исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо» [18, с.251].
Согласно представлениям Н.И. Конюхова, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач.
Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [58, с.315].
Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий.
Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [58].
Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:
1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).
2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха).
4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха) [45, с.221].
М.Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
Экспериментальные исследования показали, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки личностью своей общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху, так и с мотивом избегания неудачи [38, с.19].
Важной особенностью мотивации человека так же является двухмодальное, положительно-отрицательное её строение. Эти две модальности побуждений проявляются в относительно различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания. Эмоциональные переживания, пишет В.К. Вилюнас, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия [9].
Важное значение эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически постоянно одновременно проявляются мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха/неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности» [9, с.153].
Эмоции успеха/неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха/неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение.
Таким образом, обобщенная эмоция успеха/неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач.
Краткий обзор мотивации — страх неудачи
ПЕРЕМЕННЫЕ
Страх неудачи — это «…двухфакторный конструкт, который включает (а) негативное ожидание, при котором люди беспокоятся о возможных ловушках, и (б) рефлексивность, в которой какие люди приложили усилия, чтобы предотвратить возможные ловушки». (Лим, 2009: 318). Переменными, рассматриваемыми в этой теории, являются тревога, ожидания и результат.
ОБЛАСТИ : психология, образование, бизнес, спорт
Участник : Бонни Ли Андерсон
Школа информационных исследований
Сиракузский университет
РАЗРАБОТЧИКИ
Дэвид Макклелланд, Джон Аткинсон и Уильям Глассер
ПРЕДПОСЫЛКИ
Страх неудачи (FF) проявляется несколькими способами. Самая распространенная форма FF — прокрастинация. Студент откладывает выполнение отчета, потому что боится критики, которую получит, если его работа будет некачественной. Это базовый пример прокрастинации: вы откладываете или откладываете выполнение поставленной задачи из-за возможности неудачи (Schraw, 2007: 12).
Вторая форма FF — защитный пессимизм. Студент подходит к проекту, ожидая провала, поэтому он не торопится и планирует свою стратегию. Защитный пессимизм инициирует процесс планирования проекта, и их усилия сосредоточены на предотвращении неудач. «Исследователи обнаружили защитный пессимизм — когнитивную стратегию самозащиты, связанную с стремлением к достижению целей, которая влечет за собой установление ожиданий ниже реалистичных оценок и обдумывание всех возможных результатов… — помогает людям уменьшить беспокойство во время выполнения задачи…» (Lim, 2009).: 318). В отличие от прокрастинации защитный пессимизм может быть положительным и привести к более высоким результатам успеха.
Третьей формой FF является боязнь выполнения или экзамена (Putwain & Daniels, 2010: 8). Например, бизнес-профессионал нервничает перед важной презентацией, которая может решить или разрушить его карьеру. Это также называется боязнью сцены и связано с тревогой или страхом, которые проявляются до или во время участия в публичном выступлении или мероприятии. Ведущий боится, что он запнется во время презентации, или актер боится, что забудет свои реплики во время выступления. Это еще два примера беспокойства по поводу производительности.
К FF обращались многие специалисты в области психологии. Дэвид Макклелланд включил ФФ в свою теорию потребностей. FF подпадает под третью потребность Макклелланда; потребность в достижении (n Ach). По словам Макклелланда, людьми движет стремление к успеху и FF. В 1960-х годах Джон Аткинсон расширил теорию потребностей Макклелланда. Аткинсон предположил, что различия в поведении, связанном с достижениями, связаны с различиями в n Ach. Аткинсон заявил, что люди с высокой потребностью в достижениях больше ожидают успеха, чем боятся неудачи. Эти люди предвкушают чувство гордости и выполненного долга по завершении задачи. Эти люди известны как люди с высокими потребностями. Они ищут задачи, которые несколько сложны, и ожидают уровня успеха, равного вызову. С другой стороны, люди с низкими потребностями избегают сложных задач, потому что их страх неудачи больше, чем их ожидания успеха. Эти люди ожидают стыда, а не гордости за выполнение задачи. Люди с низкой потребностью обычно выбирают один из двух путей при выборе задачи. Они выбирают легкую задачу, потому что у них больше шансов на успех, или они выбирают чрезвычайно сложную задачу, потому что будет меньше стыда, если цель была недостижима (Snowman & Biehler, 2008).
ССЫЛКИ ~ Электронная таблица кодирования — веб-просмотр
- Чен, Л., Ву, К., Ки, Ю., Лин, М., и Шуй, С.. (2009). Страх неудачи, цель достижения 2 × 2 и самоограничение: исследование иерархической модели мотивации достижения в физическом воспитании. Современное образование
- Психология, 34(4), 298-305. Аннотация: Это исследование посвящено интеграции «классического» и «современного» подходов к мотивации достижения: иерархическая модель подхода и мотивация избегания достижения.
- Кокс, Р. (2009). «Просто я боялся». Содействие успеху путем устранения страха студентов перед неудачей. Community College Review, 37(1), 52-80. Аннотация: После семестрового исследования студентов муниципальных колледжей в этой статье исследуется, как страх неудачи влияет на поведение студентов.
- Лим, Л. (2009 г.). Двухфакторная модель защитного пессимизма и его связь с мотивами достижения. Журнал психологии, 143 (3), 318-36. Аннотация: Лим исследует основную структуру защитного пессимизма и его связь с мотивами достижения в двух исследованиях с участием 542 сингапурских студентов.
- ВЫДЕРЖКА: Лим исследует основную структуру защитного пессимизма и его связь с мотивами достижения в двух исследованиях с участием 542 сингапурских студентов.
- Протеро, Н. (2010). Повышение уверенности учащихся в себе. Директор (Рестон, Вирджиния), 40-4. Аннотация: В данной статье рассматривается роль учителей в активизации у учащихся уверенности в своих способностях к обучению. Студенты с высокой самоэффективностью демонстрируют уверенность и контроль в своем подходе, в то время как кандидаты с низкой эффективностью могут избегать задания, опасаясь неудачи.
- Патнэм, Д. и Дэниелс, Р. (2010). Влияет ли целеустремленность на взаимосвязь между представлениями о компетентности и страхом перед экзаменами? Обучение и индивидуальные различия, 20 (1), 8-13. Аннотация: В этом исследовании изучается вопрос о том, смягчаются ли отношения между убеждениями в компетентности и тревожностью при тестировании целями достижения.
- ВЫДЕРЖКА: В этом исследовании изучается вопрос о том, смягчаются ли отношения между убеждениями в компетентности и тревожностью при тестировании целями достижения.
- Райсс, С.. » Шесть мотивационных причин низкой успеваемости в школе ». Форум по уходу за детьми и молодежью 38, № 4 (1 августа 2009 г.): 219-225. http://www.proquest.com.libezproxy2.syr.edu/ (доступ 22 сентября 2010 г.).Аннотация: Это предлагает шесть мотивационных причин низкой успеваемости в школе.Низкая успеваемость может быть мотивирована страхом неудачи, безразличием, отсутствием амбиций, спонтанностью, отсутствием ответственности и воинственностью.
- Schraw, G. (2007) Делаем то, что делаем: обоснованная теория академической прократительности 9.0004 Журнал педагогической психологии, 99 (1), 12-25. Аннотация: Исследование академической прокрастинации, в котором исследуются адаптивные и дезадаптивные аспекты прокрастинации.
- ВЫДЕРЖКА: Исследование академической прокрастинации, в котором исследуются адаптивные и дезадаптивные аспекты прокрастинации.
- Снеговик, Дж. и Билер, Р. (2008). Психология в применении к преподаванию. Флоренция, Кентукки: Издательство Уодсворт.
- РЕФЕРАТ: В этом тексте основное внимание уделяется прикладным, практическим и ориентированным на учащихся подходам в педагогической психологии.
Соревновательный спорт: Вы мотивированы на победу или просто на то, чтобы избежать поражения? — BelievePerform
Соревновательный спорт: вы мотивированы на победу или просто на то, чтобы избежать поражения? — BelievePerform — ведущий британский веб-сайт по спортивной психологииВ спорте существует много типов мотивации, и каждый из них может играть важную роль в том, как мы справляемся с давлением и стрессом на соревнованиях. Одна из теорий мотивации, которая чрезвычайно актуальна для соревновательного спорта и часто влияет на спортивные результаты, — это теория мотивации приближения и избегания.
Мотивация приближения и избегания является биологической чертой человека, которая играет большую роль в том, как мы учимся. Он основан на принципе удовольствия/боли, в соответствии с которым нас тянет к действию, когда есть возможность приятного вознаграждения, и мы избегаем действия, когда есть ожидание боли. Грей (1991) объясняет эту теорию тем, что было названо системой активации поведения (BAS) и системой торможения поведения (BIS). BAS побуждается к действию, когда есть ожидание получения приятной награды, в спортивном контексте это может быть что угодно, от ожидания веселья и удовольствия до победы и похвалы от других. С другой стороны, BIS реагирует на стимулы, которые сигнализируют о возможной боли, в спортивном контексте BIS может активироваться из-за ожидания или возможности проиграть, удушья, критики со стороны других и потери статуса. Эта теория может быть связана с теорией борьбы, бегства или замораживания, которая представляет собой механизм выживания, которым обладают люди и животные. Эта теория объясняет, что в зависимости от того, каковы наши уровни BIS и BAS, мы либо будем мотивированы сопротивляться угрозе, либо увидеть потенциальное вознаграждение, если у нас высокий BAS, или у нас может быть больше мотивации бежать и прятаться, если у нас низкий BAS и выше BIS, реакция замирания также является продуктом высокого BIS.
Очевидно, что в спорте это играет важную роль. Например, как часто мы видим в футболе команду, которая отчаянно пытается победить и берет на себя инициативу в игре, после чего они сразу же бездействуют, пытаясь защитить ее, и в результате соперник обычно сравнивает счет. Это когда изменение фокуса меняется от желания выиграть прежде всего к страху потерять это лидерство и, возможно, игру. Этот переход от BAS к BIS происходит, когда страх потерять лидерство становится более сильным, чем стремление к победе, т. е. избегание боли проигрыша больше, чем поиск острых ощущений от победы. Это может быть чем-то, что футбольная команда Англии должна рассмотреть в следующий раз, когда они будут в серии пенальти. Если мы рассмотрим отдельных игроков, которые могут быть хорошими примерами этой теории, Тайгера Вудса можно считать высоким BAS, это из-за его стремления к победе, он агрессивен и открыто говорит о своем желании сокрушить своих противников, он также делает вывод. носить красную рубашку в последний день турнира, так как этот цвет считается агрессивным и похожим на хищника, возможно, самая выразительная черта из всех заключается в имени Тигр.
Мотивация избегать неудач очень распространена в соревновательном спорте и часто может быть вызвана нежеланием подводить других, боязнью того, что другие скажут, если мы плохо выступим, и нежеланием уязвить самолюбие. Часто исполнитель даже не осознает, что это происходит, поскольку это может быть постепенный процесс, который со временем проник в образ мышления исполнителя и начинает разрушать уверенность.
Типичными чертами человека с высоким уровнем BIS и более низким уровнем BAS будет то, что он чувствует себя наиболее уверенно, когда нет ощутимой угрозы проигрыша или неудачи, например, играя против гораздо более слабого соперника, который, возможно, не сможет победить его. , или играть против такого хорошего соперника, что нет реальной надежды на победу, однако этот игрок будет чувствовать беспокойство и тревогу, если есть возможность проиграть, например, играя против соперника с таким же уровнем способностей. С другой стороны, спортсмен с высоким BAS и более низким BIS будет процветать, сражаясь с противником, который похож по способностям, но ему или ей может стать скучно, если нет реальной проблемы, например, когда противник слишком легко победить или противник, который находится вне досягаемости. Исследования объясняют, что полезнее иметь более высокий уровень BAS, но если уровень BIS не слишком низкий, исполнителю становится скучно, когда нет проблем.
Итак, если тревога, сомнения, страхи и беспокойства отрицательно сказываются на нашей производительности, что мы можем сделать, чтобы свести к минимуму уровень BIS в производительности и повысить уровень BAS? Важно, чтобы мы сосредотачивались на том, чего мы хотим достичь в выступлении и что мы хотим, чтобы произошло, как часть механизма выживания мозга, у нас есть врожденное стремление искать возможные угрозы для нас, вместо этого мы должны сознательно делать усилие рассмотреть то, что может быть приятным в ситуации. Например, когда предстоящий матч вызывает беспокойство или страх, потому что BIS немедленно определила, что может причинить нам боль, мы должны вместо этого попытаться рассмотреть, что доставляет удовольствие в этом событии и каково это – выиграть и хорошо выступить, видя событие как захватывающий вызов и возможность для успеха начнет менять наш взгляд на событие.