Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?
Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии? Примеры мотивов. Иерархия мотивов. Что хочет человек? Научный эксперимент. Свобода выбора мотива.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами рассмотрим еще одну важную составляющую психической сферы человека! В нашей жизни мы порой сталкиваемся с трудными ситуациями, когда поведение другого человека, а в некоторых случаях собственное, вызывает недоумение и мы задаем себе вопросы:
— Почему он так сделал?
— Что им двигает?
— Каковы истинные причины его поведения?
— Что его побуждает так себя вести?
В переговорах участник также задает себе подобные вопросы с целью понять оппонента, причины его поступков. Такие вопросы актуальны даже в тех случаях, когда противоположная сторона с удовольствием сама сообщает о причинах своего поведения. Почему? Потому что ответы оппонента могут не отражать подлинную виртуальную реальность, которой руководствуется человека.
Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»
Предъявленные ответы могут быть частью манипуляции и ложью.
Статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»
Правильные ответы, полученные на вопросы, позволяют лучше понять человека и соответственно эффективнее управлять процессом взаимных отношений.
Блок 1. Мотив. Что это?Мотив – это побуждение к деятельности, удовлетворяющей потребности, желания личности.
Мотивация — это совокупность побудительных факторов, определяющих поведение человека.
Мотив – это побудитель! Состояние побуждения, которое испытывает человек, можно назвать в том числе ВЛЕЧЕНИЕМ. Собственное влечение не всегда осознается человеком и порой остается «в темноте».
Источником побуждения человека к деятельности является доминирующая потребность. Потребность в большинстве случаев, но не во всех, является причиной мотива. Мотив является причиной деятельности, но не всегда. Деятельность в основном определена мотивом. Немотивированная деятельность имеет место быть тогда, когда субъект не осознает своих мотивов.
Специфичности связей между мотивом, потребностью и деятельностью нет.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как договориться по оплате?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 2. Мотив. Примеры.Давайте рассмотрим примеры!
Мешок яблок как предмет может удовлетворить разные потребности:
— В еде.
— Заработать деньги после продажи на рынке.
— В поддержании добрых отношений с друзьями (сохранение горизонтальной консолидации).
Мотивы при этом также различаются:
* Мотив избавиться от голода.
* Мотив стать богаче.
* Мотив получить что-то взамен от друзей в будущем.
Соответственно деятельность будет разнообразной:
— Поедание яблок.
— Торговля на рынке.
— Поездка в гости к друзьям.
Одна и та же деятельность может побуждаться несколькими мотивами. Так, в случае поездки в гости к друзьям с мешком яблок, мотивы могут быть следующими:
* Мотив что-то получить от друзей в будущем.
* Мотив избежать собственного эмоционального дискомфорта, если невостребованные яблоки испортятся через какое-то время,
* Мотив выполнить свой эмоциональный долг перед друзьями.
Статья «Социальный обмен это? Причина эволюции человека?»
Деятельность может побуждаться несколькими потребностями. Так, поездка к друзьям с мешком яблок может удовлетворить следующие потребности:
— Получить удовольствие от распития яблочной наливки через месяц, которую друзья сделают.
— Поддержать дружеские отношения.
— Извлечь выгоду, эксплуатируя реципрокность. Допустим, мешок яблок пойдет на корм свиньям друзей, за что впоследствии можно получить от друзей бесплатно кусок свинины.
Статья «Что такое социальный обмен? Торг что значит?»
Блок 3. Мотив. Иерархия.1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.
2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.
3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.
4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.
5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».
6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.
7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.
Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.
Конечный целевой ресурс, к которому хочет получить доступ переговорщик, является мотивом его поведения. Группа зарубежных авторов во главе с Ритой Л. Аткинсон полагают, что человек хочет «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».
Скачать книгу: Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема «Введение в психологию».
Человек хочет получить желаемое и при этом не нести никакой ответственности за совершенные действия, и вместе с тем не хочет получать нецелевые результаты, которые вызовут отрицательные эмоциональные переживания. При этом, чтобы такая идиллия продолжалась бесконечно долго, всю его жизнь.
Статья «Предательство что это такое? Стратегия теории игр.»
Фактически, генеральные потребности, желания, они же и мотивы – это получать УДОВОЛЬСТВИЕ и избегать БОЛЬ.
Способы получать удовольствие существенно разнятся. Желания человека всего лишь предметы, с помощью которых осуществляется доступ к главному ресурсу, который является мотивирующим фактором – эмоцией, переживанием.
1. Для одного индивида способ обрести «рай» — это употребление стимуляторов: никотина, алкоголя, наркотиков, энергетиков, когда моментально в синаптическую щель осуществляется выброс дофамина, серотонина, а затем следует незамедлительная реакция организма, сопровождаемая удовольствием.
2. В другом случае, секс заканчивается оргазмом.
3. В третьем, субъект бежит суточный марафон или участвует в триатлоне на IRONMAN и тем самым получает свою долю эмоционального заряда.
4. В четвертом случае, «посвященный» слушает сонаты великого композитора на органе в соборе и вместе с дрожью в теле накатывает религиозное блаженство.
5. Пятый одевает специальный костюм-крыло (вингсьют) и прыгает в нем с километрового утеса, пролетая в одном метре от края каменной глыбы.
6. Шестой поедает каждый день шоколад и торты с пирожными.
7. Седьмой стремиться обрести максимально возможную ВЛАСТЬ в цифровом мире хакеров, чтобы уподобиться творцу и пережить экстаз.
8. Восьмой разрезает «на ремни своего пленника» и обретает большую радость освобождения от гнетущего психического дискомфорта.
Итог во всех случаях один – ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, после которого очень хочется получить еще раз удовольствие, а потом еще раз и еще.
Артур Шопенгауэр годы жизни: 22 февраля 1788 — 21 сентября 1860 весьма точно заметил:
Блок 5. Мотив. Научный эксперимент.«То же, наконец, замечается и в человеческих стремлениях и желаниях: они всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли; но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и потому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы в сущности всегда отбрасываем их как исчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если еще у нас осталось, чего желать и к чему стремиться, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру, быстрый ход которой называется счастьем, а медленный — страданием; чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь, томительной скукой без определенного предмета, убийственным languor. »
В эксперименте с лабораторной крысой был открыт центр удовольствия в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в лимбической системе.
(Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.)
Крысы нажимали на педаль, подсоединенную к механизму, замыкающему ток в электродах, вживленных в мозг. В результате крыса отказывалась от еды, сна, секса и постоянно, каждую секунду нажимала на педаль, доводя себя до истощения, изнурения, судорог, но не расставаясь с педалью. Экспериментаторам приходилось буквально спасать жизнь крысам, прерывая подачу тока в электроды. И только после прекращения стимуляции крыса с трудом возвращалась к обыкновенной своей жизнедеятельности. В тоже время в гипоталамусе существуют и центры неудовольствия, при раздражении которых крысы резко отпрыгивали и категорически не приближались к «плохой» педальке.
Блок 6. Мотив. Удовольствие и Боль.В случае с человеком доступ к «хорошей педальке» — это реализация желания, которое является мечтой, «раем» на земле, в то время как доступ к «плохой педальке» вызывает ужас и боль, становясь «адом» на земле. И только регулярная обратная связь от условно объективной реальности напоминает, что у субъекта есть ответственность перед другими людьми за получение доступа к удовольствиям и не получение доступа к неудовольствиям. Это в какой-то степени прерывает жесткую ориентацию на получение «рая» и избегания «ада».
Статья «Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.»
В переговорах участник стремиться получить целевой результат, а как вознаграждение – положительное эмоциональное переживание.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»
При этом субъект хочет выглядеть хорошо, как человек моральный, этически правильный, не нарушающий границ дозволенного, как он это субъективно понимает. Также индивид вовсе не желает получить еще и нецелевой результат, когда кто-либо на него злиться, испытывает гнев. Это чревато тем, что могут и отомстить, и обидеть в следующий раз. А это уже неудовольствие.
Статья «Теория игр для чайников. Стратегия поведения человека это?»
Совокупность двух векторов противоположно направленных, движение к удовольствию и движение от боли являются конечными целевыми ресурсами – мотивами человека.
Промежуточные желания лишь определяются количеством и качеством предметов «маслят и поганок в корзине жизни». Хорошо, чтобы «маслят» было больше, чем «поганок», но одна «поганка» может собственно прервать саму жизнь, поэтому еще более важным фактором является качество промежуточных желаний – результатов. При этом не стоит забывать, что один «масленок» перед смертью может выглядеть итоговым счастливым результатом всей жизни, в то время, как в корзинке наблюдались одни лишь «поганки». И одна «поганка» может перечеркнуть весь урожай «маслят», поскольку «ложка дегтя бочку меда испортит».
Устойчивость личности к «аду» и «раю», т.е. умение осознанно контролировать свои ключевые мотивы, позволяет балансировать между «Сциллой» и «Харибдой».
Однако ни один из двух векторов не является истинно свободным выбором, а лишь детерминирует поведение, фактически предоставляя ложный выбор как проявление иллюзии свободы.
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 7. Мотив. Свобода выбора.Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан разработали теорию самодетерминации, в которой раскрыли важность того, чтобы обрести истинную свободу в выборе мотивов.
- Deci E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980
- Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Plenium press, New York, 1985.
- Deci E. L., Ryan R. M. The Causality orientation scale: self-determination in personality // Journal of research in personality 19, 109 – 134, 1985.
- Deci E. L., Ryan R. M. The dynamics of self-determination in personality and development. In R. Schvarzer (Ed.) Self-related cognitions in anxiety and motivation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985.
Осознание человеком своего мира, как четырехмерного пространства, ограничивает свободу выбора своего поведения в границах заданного смыслового контейнера. И даже религиозное упоминание существование РАЯ и АДА или его концептуальных эквивалентов за пределами земной «обычной» жизни ничего не открывает нового человеку, а в очередной раз помещает его в иллюзию выбора, ограничивая лишь двумя возможностями.
Между тем свобода выбора не в том, чтобы выбирать вектор: к удовольствию или от боли, «рай» или «ад», «поганки» или «маслята», «мед» или «деготь». Истинная свобода выбора в том, чтобы выбирать за пределами этих двух возможностей, за пределами удовольствия и неудовольствия, за пределами «рая» и «ада». И выбирать не из двух возможностей, а выбирать из бесконечного количества возможностей, названия которым у конкретного человека пока нет, просто потому, что сознательного фокуса внимания с восприятием и мышлением в совокупности в области бессознательного такого формата ранее не было.
Статья «Сознание человека и квантовая физика. Эверетт Хью.»
Не стоит забывать и природу самого механизма «к» и «от», который предназначен для выживания биологического вида, его эволюции, адаптации, приспособлении. Что гениально смог раскрыть Ч. Дарвин.
И впоследствии развить эволюционное представление Р. Докинз.
Скачать книгу Ричард Докинз «Эгоистичный ген».
Выход человеком за пределы иллюзорного выбора двух альтернатив снимает вопрос эволюции с повестки дня, поскольку в этом случае не «мать-природа» определяет жизнь индивида, а индивид определяет «мать-природу», фактически становясь творцом таких миров, законы которых не распространяются на самого творца.
Статья «Квантовая физика для чайников. Объективная реальность что это?»
И выход за пределы обычного понимания, поиск альтернатив тому, что «выкладывается на блюдечке с голубой каемочкой», осознание желаний собственных и других людей и осмысление других вариантов позволяют переговорщику надеется, что творческий акт приблизит его к истинной свободе, если конечно семантическое поле этого суждения представляет приоритетную ценность без удовольствия и боли, а само по себе.
На сегодня это все! Полагаю, что тема про мотивы и мотивацию кратко раскрыта! Спасибо за Ваше внимание!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друг, поставь лайк этой статье, Ваш позитив помогает эмоционально настроиться на работу, создает ощущение нужности и важности! И напишите свой комментарий, Ваше мнение — это важная вещь в жизни, которая помогает лучше ориентироваться в мире предпочтений людей!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Якимов Владислав! Пока!
Все статьи сайта
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
что это такое, примеры, виды, отличия от потребности
Что такое мотив?
Данный термин может принимать разные значения в разных областях знаний. В психологии мотив – это материальный или нематериальный объект, который определяет направление деятельности индивида, придаёт этой деятельности смысл. Сам индивид воспринимает мотив в виде особых переживаний, для которых характерны положительные эмоции, связанные с достижением цели, или отрицательные эмоции, связанные с текущим положением.
По сути, мотив представляет собой некую итоговую ценность деятельности, задаёт направление этой деятельности, придаёт ей личностный смысл.
Советские психологи Алексей Леонтьев и Сергей Рубинштейн в рамках разработанной ими теории деятельности определяли мотив как «предмет потребности» или «опредмеченную потребность». Предположим, человек заходит в магазин, чтобы купить бутылку воды. Его потребность – необходимость утолить жажду, цель – выпить воды, а мотив – бутылка холодной минеральной воды с газом. То есть, мотив в данном случае представлен конкретным материальным предметом, а деятельность человека направлена на то, чтобы получить этот предмет.
Как и любое другое животное, человек имеет определённый набор базовых мотивов, заданных природой (дети, жилище, еда и т.д.). При этом у животных этот набор зависит только от биологического вида и биологической роли внутри популяции. У человека же в течение жизни может происходить трансформация мотивов, на которую влияет общественный прогресс, появление в обществе новых ценностей, прочие личностные и социальные факторы.
Структура мотива
Российский психолог (доктор философских наук, кандидат психологических наук) Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет в структуре мотива три ключевых составляющих:
- Потребность. Сначала у индивида появляется нужда, потребность в чём-то, сопровождающаяся ощущением неудовлетворённости, эмоциональным беспокойством.
- Осознание. Индивид осознаёт потребность и понимает причину чувства неудовлетворённости. У него формируется внутреннее стремление выполнить действие, которое удовлетворит потребность.
- Реализация. Осознав потребность, индивид формулирует свою цель и определяет способ её достижения.
Эти три элемента всегда присутствуют в структуре мотива. Если индивид отчётливо понимает, что реализация желания невозможна, происходит блокирование мотива. После этого он может переключиться на другие задачи и забыть о неудовлетворённой потребности либо же продолжит страдать. Второй вариант может причинить ущерб психическому здоровью или стать причиной психосоматических расстройств, поэтому его желательно избегать.
Отличия мотива от потребности
В повседневном общении мотивом часто называют цель или потребность, однако это неправильное употребление данного термина. Согласно рассмотренной выше структуре мотива, потребность – это его часть, представляющая собой стремление получить что-то или устранить дискомфорт. Цель – это другая часть мотива, которая представляет собой выбранный индивидом способ удовлетворения потребности.
Мотив же можно рассматривать как личностное свойство индивида – потребность, воплотившуюся в цели и её реализации. Это фундамент, наделяющий действие смыслом. К примеру, сон – это потребность. Лечь спать – это цель, которую ставит перед собой человек. Если рассматривать мотив как опредмеченную потребность, то в данном случае его роль играет кровать, где человек сможет выспаться.
Механизм работы мотива
Мотив возникает благодаря опредмечиванию потребности и становится предметом данной потребности (речь может идти как о материальном объекте, так и о нематериальном). Другое определение подразумевает, что мотив – это терминальный (окончательный) смысл совершаемого действия. В любом случае, когда у индивида появляется мотив, вектор его деятельности резко меняется, и его действия обретают направленность.
Важный признак наличия мотива заключается в том, что возникает некое множество действий, собирающихся вокруг него. Все эти действия являются элементами одной вполне конкретной деятельности, которая направлена на реализацию этого мотива. То есть, для удовлетворения одного мотива индивид может выполнять много разных действий.
Не исключена и обратная ситуация, когда одно и то же действие одновременно служит для реализации нескольких разных мотивов. Такое явление называется «полимотивированностью». При этом, как правило, один из мотивов является основным (или ведущим), а остальные – второстепенными (или стимулами).
Примеры мотивов
Прежде всего, давайте вспомним о чем мы говорили в начале статьи — мотив может быть как материальным объектом (бутылка воды, кровать) так и нематериальным (самореализация).
Существует ряд фундаментальных мотивов, которые заложены в нас на уровне инстинктов и не могут меняться усилием воли. Их задача заключается в том, чтобы обеспечить выживание индивида, его потомства и популяции в целом. Некоторые из них являются циклическими. К примеру сон или приём пищи нам нужны ежедневно, но не непрерывно. Поэтому мы периодически удовлетворяем эти потребности и на некоторое время забываем о них. Но на их удовлетворение прямо или косвенно направлена значительная часть наших действий.
Существенная часть деятельности государства также направлена на то, чтобы удовлетворить базовые потребности граждан. Оно создаёт инфраструктуру, строит жильё или стимулирует его строительство, развивает медицину и технологии, укрепляет экономику и следит за порядком в обществе. Это всё необходимо для того, чтобы удовлетворить базовые потребности всех граждан, связанные с их личным выживанием, благополучием и комфортом.
Существенную роль в нашей повседневной жизни играют также мотивы, которым мы обычно вообще не придаём значения. К таковым относятся осознаваемые и неосознаваемые факторы, направленные на самосохранение и избегание опасных ситуаций. Такие мотивы заставляют нас, к примеру, устанавливать хорошие стальные двери и заменять замки на более современные.
По сути, каждая из потребностей, присутствующих в пирамиде Маслоу, лежит в основе какого-то мотива. К примеру, значительную роль в нашей жизни играет мотив развития личности и самоактуализации (высшая ступень пирамиды). Он заставляет нас прикладывать усилия, выделять время и тратить значительные ресурсы на то, чтобы становиться лучше в тех сферах жизни, которые мы считаем наиболее значимыми для себя.
Классификация мотивов
Классифицировать все существующие мотивы не так просто. Психологи используют 3 характеристики, каждая из которых позволяет разделить все возможные варианты на 2 группы: источник (внешние и внутренние), эмоциональное восприятие (положительные и отрицательные) и устойчивость (устойчивые и неустойчивые). Рассмотрим каждый из подходов подробнее.
1. Внутренние и внешние мотивы
Здесь критерием классификации является источник мотивации. Внутренняя мотивация, как несложно догадаться, определяется личностными свойствами индивида, его характером, интересами, увлечениями, отношением к жизни, самооценкой, чувствами к близким людям и множеством других аспектов, имеющих внутреннюю природу.
Как правило, внутренняя мотивация очень устойчива, поскольку обуславливающие её факторы почти не меняются или меняются очень медленно. Поэтому для успешного выполнения любого дела необходимы именно внутренние мотивы. К примеру, если у школьника появляется стремление учиться, обусловленное внутренними мотивами (жаждой знаний, интересом к конкретной информации или желанием повысить самооценку), он может добиться значительных успехов в учёбе.
Внешние мотивы определяются факторами, на которые человек повлиять не может. Таковыми могут быть рабочие обязанности, желание получить повышение или стремление лучше обеспечить семью. Ученик из примера выше может стараться не ради собственного удовольствия, а ради получения хорошей оценки или ради поощрения родителей. К примеру, если родители обещают ему новый компьютер при условии, что он закончит учебный год на «отлично», это внешняя мотивация в чистом виде.
Психологи говорят, что внешняя мотивация полезна, поскольку позволяет поощрять человека становиться лучше, заниматься важными делами. Но в то же время внутренняя мотивация гораздо эффективнее в плане влияния на развитие, самосовершенствование и самоактуализацию. Стоит отметить, что грань между внутренней и внешней мотивацией не всегда очевидна. К примеру, когда человек делает что-то, желая добиться общественного признания, в этом можно увидеть признаки как внешней, так и внутренней мотивации.
2. Положительные и отрицательные мотивы
Мотивом может служить нечто желанное – то, ради получения чего человек готов прикладывать усилия. Но точно так же мотивом может быть и нечто неприятное – то, от чего хочется избавиться или избежать этого в будущем. Таким образом, положительная мотивация включает то, что связано с радостью, удовлетворением, наслаждением и желанием обладать, а отрицательная – то, что связано со страданиями, страхом, дискомфортом и стремлением избежать этого.
Несложно догадаться, что известный метод «Кнута и пряника» – это комбинация положительной и отрицательной мотивации.
Психологи отмечают, что оба вида мотивов оказывают сильное влияние на поведение индивида и демонстрируют примерно одинаково высокую эффективность. Однако стоит принимать в расчёт, что отрицательные эмоции действуют на психику угнетающие, а в случае их избытка – разрушительно. В то же время положительные эмоции улучшают настроение, способствуют повышению самооценки и стимулируют развитие личности. Поэтому они предпочтительнее.
3. Устойчивые и неустойчивые мотивы
Как несложно догадаться, это разделение основано на устойчивости. Устойчивыми психологи называют мотивы, которые существуют продолжительное время, поддерживаются сами по себе и не требуют дополнительного подкрепления. Неустойчивые, наоборот, быстро меняются, особенно если их не подкрепляют никакие внешние факторы.
Как было отмечено выше, внутренние мотивы обычно очень устойчивы. Внешние же не обладают особой устойчивостью и продолжают существовать лишь при условии постоянного подкрепления (то есть, пока сохраняется фактор, определяющий мотивацию). К примеру, если ребёнок хорошо учится ради получения награды от родителей, это образец неустойчивой мотивации, подкрепляемой внешним фактором.
Функции мотива
Психологи выделяют три основные функции:
- побуждение к действию;
- придание направления деятельности;
- смыслообразование.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
1. Побуждение к действию
Мотив необходим для того, чтобы произвести запуск деятельности и обеспечить эту деятельность энергией. Стоит отметить, что данная функция «срабатывает» не всегда. Мотив может быть стимулом и побуждать к определённым действиям, однако это не гарантирует, что индивид не погрязнет в прокрастинации, а действительно начнёт действовать. В конце концов, мало у кого найдётся достаточно ресурсов для реализации всех имеющихся у него мотивов.
Поэтому некоторые авторы в рамках данной функции выделяют два элемента:
- формирование потенциальной устремлённости, которая влияет на психоэмоциональное состояние личности, но не выражается в конкретных действиях;
- реализованное побуждение (реально начатая деятельность).
2.
Придание направления деятельностиМало просто выполнять какие-то действия. Они должны быть упорядочены, у них должен быть общий вектор, благодаря которому они обеспечат достижение поставленных целей. Советский психолог Алексей Леонтьев писал в своих работах, что деятельность в таком случае направлена на её собственный предмет. Этим предметом становится мотив, делающий деятельность целенаправленной и за счёт этого эффективной.
3. Смыслообразование
Данная функция подразумевает, что мотив выходит на личностный уровень и формирует у индивида смысл деятельности. Цель могла присутствовать и до этого, но благодаря мотиву у человека есть ответ на вопрос, зачем ему нужна была эта цель и зачем он вообще занимался своей деятельностью. Для состоявшейся личности смыслообразующая функция является главной, ведь наша психика нуждается в наличии смысла. Полное отсутствие смысла может спровоцировать экзистенциальный кризис.
Заключение
Мотив – неотъемлемая часть любой деятельности. При наличии устойчивого мотива деятельность человека обретает вектор и становится гораздо более эффективной. Кроме того, мотивация является источником энергии, позволяющей нам продуктивно работать для достижения значимых целей.
Большинство мотивов, которыми руководствуется человек, обычно связаны с его персональными интересами. Но у состоявшихся личностей на передний план выходят смыслообразующие мотивы, побуждающие их заниматься творческой, созидательной и прочей общественно-полезной деятельностью, не имеющей эгоистической подоплёки.
Мотивы как поведение | Педагогическая психология
Иногда полезно думать о мотивации не как о чем-то «внутри» учащегося, определяющем его поведение, а как о эквиваленте внешнего поведения учащегося. Это точка зрения бихевиоризма, который представляет собой способ осмысления процесса обучения. В своей наиболее основательной форме бихевиоризм почти полностью сосредотачивается на том, что можно непосредственно увидеть или услышать о поведении человека, и дает относительно мало комментариев о том, что может лежать в основе (или «под» или «внутри») поведения. Когда дело доходит до мотивации, эта точка зрения означает сведение к минимуму или даже игнорирование различия между внутренним побуждением или энергией учащихся и внешним поведением, выражающим побуждение или энергию. Эти два считаются одинаковыми или почти одинаковыми.
Приравнивание внутреннего и внешнего может показаться нарушением здравого смысла. Как учащийся может что-то сделать без какого-либо чувства или мысли, чтобы действие произошло? Как мы объясним, именно этот вопрос привел к альтернативным моделям мотивации, основанным на когнитивных, а не на бихевиористских теориях обучения. Мы объясним некоторые из них позже в этой главе. Однако, прежде чем перейти к ним, мы рекомендуем вам рассмотреть преимущества бихевиористского взгляда на мотивацию.
Иногда обстоятельства обучения ограничивают возможности учителей различать внутреннюю мотивацию и внешнее поведение. Конечно, учителя видят множество моделей поведения учеников — признаки своего рода мотивации. Но многочисленные требования к обучению могут ограничить время, необходимое для определения того, что означает поведение. Если ученик задает много вопросов во время обсуждения, например, интересуется ли он самим материалом или просто хочет выглядеть умным перед одноклассниками и учителем? В классе с большим количеством учеников и плотной повесткой дня у учителя может не быть много времени, чтобы выбрать между этими вариантами. В других случаях проблема может быть не столько ограничена во времени, сколько трудности в общении со студентом. Рассмотрим учащегося, который все еще изучает английский язык или принадлежит к культурному сообществу, использующему модели разговора, незнакомые учителю, или учащемуся с инвалидностью, которая ограничивает общие языковые навыки учащегося. В этих случаях распознавание внутренних мотивов студента может потребовать больше времени и усилий. Для таких учеников важно вкладывать дополнительное время и усилия, но пока это делает учитель, для него также важно направлять и влиять на поведение учеников в конструктивном направлении. Вот где могут помочь бихевиористские подходы к мотивации.
Оперантное обусловливание как способ мотивации
Наиболее распространенной версией поведенческого взгляда на мотивацию является теория оперантного обусловливания, связанная с Б. Ф. Скиннером (1938, 1957). Описание в этой главе сосредоточено на поведенческом обучении, но та же оперантная модель может быть преобразована в описание мотивации. Как вы помните, в оперантной модели изучаемое поведение («оперант») увеличивается по частоте или вероятности, потому что его выполнение делает доступным подкрепление. Чтобы понять эту модель с точки зрения мотивации, подумайте о вероятности реакции как о мотивации, а о подкреплении — как о мотиваторе. Представьте, например, что учащийся учится отвечать на вопросы во время обсуждения в классе с помощью оперантного обусловливания: каждый раз, когда учащийся отвечает на вопрос (оперант), учитель хвалит (подкрепляет) его поведение. Однако помимо того, что эту ситуацию можно рассматривать как поведенческое обучение, вы также можете рассматривать ее с точки зрения мотивации: вероятность того, что учащийся ответит на вопросы (мотивация), увеличивается из-за похвалы учителя (мотиватора).
Многие концепции оперантного обусловливания фактически могут быть поняты в терминах мотивации. Другим, например, является концепция угасания, которая представляет собой тенденцию к тому, что усвоенное поведение становится менее вероятным, когда подкрепление больше не происходит — своего рода «разучивание» или, по крайней мере, снижение эффективности ранее усвоенного. Снижение частоты выполнения можно рассматривать как потерю мотивации, а удаление поощрения можно рассматривать как устранение мотиватора. В таблице 1 обобщается этот способ переосмысления оперантного обусловливания с точки зрения мотивации.
Таблица 1: Оперантное обусловливание как обучение и как мотивация | |||
---|---|---|---|
Концепция | Определение сформулировано с точки зрения обучения | Определение, сформулированное с точки зрения мотивации | Пример класса |
Оператор | Поведение, которое становится более вероятным из-за подкрепления | Поведение, предполагающее повышение мотивации | Студент слушает комментарии учителя во время лекции или обсуждения |
Усиление | Стимул, повышающий вероятность поведения | Стимул, который мотивирует | Учитель хвалит ученика за то, что он слушает |
Позитивное усиление | Стимул, который увеличивает вероятность поведения, будучи введенным или добавленным к ситуации | Стимул, который мотивирует своим присутствием ; «поощрение» | Учитель ободряет домашнее задание ученика |
Отрицательное подкрепление | Стимул, который увеличивает вероятность поведения, удаляя или удаляя из ситуации | Стимул, который мотивирует своим | Учитель перестал ворчать на ученика из-за позднего выполнения домашнего задания |
Наказание | Стимул, который снижает вероятность поведения, будучи представленным или добавленным к ситуации | Стимул, снижающий мотивацию своим присутствием | Учитель вычитает баллы за опоздание с домашним заданием |
Вымирание | Удаление подкрепления за поведение | Удаление мотивирующего стимула, приводящего к снижению мотивации | Учитель вообще перестает комментировать домашнее задание ученика |
Формирование последовательных приближений | Поощрения за поведение, которое постепенно напоминает (приблизительно) конечное целевое поведение | Стимулы, которые постепенно сдвигают мотивацию к конечной цели | Учитель хвалит ученика за то, что он сдал домашнее задание немного ближе к сроку; Постепенно она хвалит за то, что действительно пришла вовремя |
Непрерывная арматура | Подкрепление, которое происходит каждые раз при возникновении оперантного поведения | Мотиватор, который появляется каждые раз, когда возникает поведенческий признак мотивации | Учитель хвалит очень активного ученика за каждые раз работает пять минут без перерыва |
Прерывистая арматура | Подкрепление, которое иногда происходит после оперантного поведения, но не всегда | Мотиватор, который возникает иногда когда проявляется поведенческий признак мотивации, но не всегда | Учитель хвалит очень активного ученика иногда когда он работает без перерыва, но не каждый раз |
Предупреждения о поведенческих взглядах на мотивацию
Как мы уже упоминали, бихевиористские взгляды на мотивацию действительно отражают классовую реальность: учителям иногда не хватает времени, и поэтому они должны сосредоточиться просто на соответствующем внешнем поведении учащихся. Но есть, тем не менее, предостережения относительно принятия этой точки зрения. Очевидным является неоднозначность поведения учащихся; то, что для учителя выглядит признаком одного мотива, на самом деле может быть признаком какого-то другого мотива для ученика (DeGrandpre, 2000). Если ученик пристально смотрит на учителя, пока она говорит, означает ли это, что ученик мотивирован учиться или только мечтает? Если учащийся постоянно отводит взгляд, пока учитель говорит, означает ли это, что учащийся проявляет неуважение к учителю или что учащийся происходит из семьи или культурной группы, где избегание зрительного контакта показывает больше уважения к говорящему, чем прямой зрительный контакт?
Еще одна проблема, связанная с бихевиористскими взглядами, включая оперантное обусловливание, заключается в том, что они заставляют учителей игнорировать выбор и предпочтения учащихся и «играть в Бога», делая выбор от их имени (Kohn, 1996). Согласно этой критике, различие между «внутренними» мотивами и выражением мотивов во внешнем поведении не исчезает только потому, что педагог (или психологическая теория) предпочитает трактовать мотив и поведенческое выражение мотива как эквивалентные. Учащиеся обычно знают, чего они хотят или желают, и их желания или желания могут не всегда соответствовать тому, что учитель предпочитает усиливать или игнорировать. Это, в новом обличии, снова проблема внутренняя против внешняя мотивация. Утверждается, что исключительно поведенческие подходы недостаточно чувствительны к внутренней самоподдерживающейся мотивации учащихся.
В этом утверждении есть доля правды, если учитель действительно полагается на вознаграждающее поведение, которое он сам выбрал, или даже если он упорно поощряет поведение, которое учащиеся уже находят мотивирующим без внешнего подкрепления. В этих случаях подкрепление может иметь неприятные последствия: вместо того, чтобы служить стимулом к желаемому поведению, подкрепление может стать напоминанием о силе учителя и о том, что ученики не контролируют свои действия. Классическое исследование внутренней мотивации прекрасно иллюстрирует эту проблему. В ходе исследования исследователи вознаграждали студентов университета за два вида деятельности — решение головоломок и написание газетных заголовков, — которые они уже сочли интересными. Некоторым из студентов, однако, было 9 лет.0003 заплатил за эти действия, в то время как другие не платили. В этих условиях студенты, которым платили, имели на 90 003 меньше шансов участвовать в деятельности после эксперимента, чем студенты, которым не платили, даже несмотря на то, что обе группы были одинаково заинтересованы в деятельности с самого начала (Deci, 1971). . Внешнее вознаграждение в виде оплаты, казалось, мешало внутреннему вознаграждению за решение головоломок.
Более поздние исследования подтвердили этот эффект во многих ситуациях, хотя они также выявили определенные условия, при которых внешние поощрения действуют , а не уменьшают внутреннее вознаграждение. Внешние вознаграждения не так вредны, например, если человеку платят «по часам» (то есть по фиксированной ставке), а не по частям (по количеству выполненных задач) (Cameron & Pierce, 1994; Eisenberger & Cameron, 1996). ). Они также менее вредны, если сама задача относительно четко определена (например, решение математических задач или игра в пасьянс) и всегда ожидается высокое качество выполнения. Так что все еще есть случаи и способы, когда внешние подкрепления полезны и эффективны. Однако в целом внешнее вознаграждение достаточно часто подрывает внутреннюю мотивацию, поэтому его необходимо использовать избирательно и вдумчиво (Deci, Koestner, & Ryan, 2001). Как оказалось, помощь в том, чтобы быть избирательным и вдумчивым, можно найти в других, более когнитивно-ориентированных теориях мотивации. Они используют цели, интересы и убеждения учащихся как способы объяснения различий в мотивах учащихся и в том, как эти мотивы влияют на взаимодействие со школой. Далее мы обратимся к этим когнитивно-ориентированным теориям, начиная с тех, которые ориентированы на цели учащихся.
Размышления
Кэмерон, Дж. и Пирс, В. (1994). Подкрепление, вознаграждение и внутренняя мотивация: метаанализ. Review of Educational Research, 64 , 363–423.
Деси, Э. (1971). Влияние внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию. Журнал личности и социальной психологии, 18 , 105–115.
Деси, Э., Кестнер, Р., и Райан, Р. (2001). Внешние вознаграждения и внутренняя мотивация в образовании: еще раз пересмотрено. Review of Educational Research, 71 (1), 1–27.
ДеГранпре, Р. (2000). Наука о значении: может ли бихевиоризм привнести смысл в психологическую науку? Американский психолог, 55 (7), 721–736.
Айзенбергер Р. и Кэмерон Дж. (1996). Пагубные последствия вознаграждения: реальность или миф? Американский психолог, 51 , 1153–1166.
Кон, А. (1996). Без конкурса: Дело против конкуренции . Бостон: Хоутон Миффлин.
Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Психологические потребности и мотивация – Мотивация
Обзор модуля
Завершив обсуждение личности, мы обратим внимание на психологические потребности.
Внешний вид модуля
- 8.1. Основы для понимания потребностей
- 8.2. Потребность в принадлежности
- 8.3. Потребность в силе
- 8.4. Потребность в познании
- 8.5. Потребность в достижениях
- 8.6. Потребность в автономии
- 8.7. Потребность в компетентности
- 8.8. Необходимость закрытия
- 8.9. Потребность в смысле
Результаты обучения модуля
- Сравните иерархию потребностей Маслоу с теорией мотивированного поведения Халла.
- Перечислите, определите и оцените исследования восьми потребностей, рассматриваемых в этом модуле.
8.1. Основы понимания потребностей
Раздел Цели обучения
- Пересмотрите иерархию потребностей Маслоу.
- Объясните теорию потребностей Халла.
8.1.1. Иерархия потребностей Маслоу
В разделе 1.2.2.1 мы обсуждали иерархию потребностей Маслоу как один из способов понять мотивацию и, в частности, толчок мотивированного поведения. Согласно Маслоу, существует пять типов потребностей, расположенных в иерархии или, более того, в виде пирамиды. Потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем могут быть удовлетворены потребности более высокого уровня. Внизу находятся
Концепция человеческих потребностей Маслоу не лишена критики. Как я отметил в Модуле 1, у многих студентов колледжей возникают проблемы с удовлетворением низших потребностей, особенно в течение семестра, когда у них заканчивается энергия адаптации (см. Модуль 4), но они могут удовлетворить потребности среднего уровня, такие как самооценка и, возможно, любовь и любовь. потребности принадлежности. Несмотря на это и смысл этого модуля, Маслоу показал, что наши потребности носят не только психологический характер, но и физиологические потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы мы выжили. Помните, эволюционная теория говорит, что мы будем вести себя так, чтобы гарантировать сохранение вида и наше собственное выживание. Таким образом, вполне логично, что Маслоу сделал физиологические побуждения основой своей теории. Мы обсудим физиологические влечения в модулях 13 и 14.
8.1.2. Hull’s Drive Theory of Needs
Я хотел также обратить внимание на тот факт, что Кларк Леонард Халл (1943) представил теорию, объясняющую, как мотивированное поведение возникает из биологических потребностей или нашего желания удовлетворить недостатки. Эти недостатки не являются приятными состояниями и вызывают напряжение или возбуждение, и, таким образом, человек или животное будут совершать любое поведение, необходимое для уменьшения напряжения, которое Халл назвал драйвом . Он сказал, что есть два типа дисков. Первичные побуждения связаны с врожденными состояниями потребностей, такими как пища, вода, кислород, мочеиспускание, активность и т. д., и необходимы для выживания. Вторичные диски изучаются и благодаря их связи с сокращением первичных дисков сами становятся дисками. По сути, вторичный диск вызывает реакцию, аналогичную реакции, вызванной первичным диском. Допустим, вы коснулись горячей плиты и впоследствии обожглись. Наше основное побуждение говорит о том, что боль, полученная от ожога, приведет к мотивированному поведению, направленному на облегчение боли. Наше вторичное побуждение говорит о том, что в будущем, просто видя плиту, мы можем вообще избегать ее. Один только вид печи является стимулом для страха, который мы испытываем, который представляет собой приобретенный драйв (обычно мы не боимся печей). В этом случае дополнительный диск стал основным.
Поведение, снижающее влечение, будет повторяться, поскольку оно служит подкреплением поведения. Отрицательное подкрепление — это когда мы убираем что-то аверсивное (в данном случае влечение), что приводит к такому же поведению в будущем, когда аверсивный стимул снова присутствует. Халл называет это законом первичного подкрепления. Он включает в себя первичные подкрепляющие факторы или «вещи» в нашем окружении, которые естественным образом обладают подкрепляющими свойствами и на которые нам не нужно учиться реагировать. Еда и вода являются примерами. Халл также упомянул то, что он назвал закон вторичного подкрепления, или когда влечение снижается из-за вторичного подкрепления, такого как деньги или похвала, которые можно использовать для получения первичных подкреплений. При оперантном обусловливании усваиваются вторичные подкрепления, а не то, на что мы автоматически реагируем.
Критики отмечают, что вторичные подкрепления не должны быть частью теории, поскольку сами по себе они не могут ослабить влечение, и что теория Халла не объясняет, почему мы, например, едим, когда не голодны. Вы когда-нибудь были с друзьями и ели только потому, что ели ваши друзья? По словам Халла, вы не должны были заниматься таким поведением.
И, наконец, Халл говорил о том, что он назвал силой привычки или усилением связей между стимулом и реакцией (называемых S-R единицами) за счет количества произошедших подкреплений. Подумайте, когда вы учитесь. Если вы повторяете определение снова и снова, ваше запоминание определения при представлении с термином будет лучше, чем если бы вы просто повторили его один раз. В Модуле 13 мы будем называть это механической репетицией.
Примечание. В оставшейся части этого модуля я познакомлю вас с некоторыми из наших психологических потребностей и некоторыми исследованиями, демонстрирующими их влияние на мотивированное поведение. Это не будет исчерпывающим обсуждением, но даст вам отправную точку для вашего собственного самоанализа и исследования. Наше внимание будет сосредоточено на статьях, опубликованных только с 2010 года.
8.2. Потребность в членстве
Раздел Цели обучения
- Определить необходимость принадлежности.
- Сообщите, что в литературе говорится о необходимости присоединения.
Потребность присоединяться/принадлежать является нашим мотивом для установления, поддержания или восстановления социальных отношений с другими, будь то индивидуально или через группы (McClelland & Koestner, 1992). Важно отметить, что мы присоединяемся к людям, которые принимают нас, хотя в целом безразличны, в то время как мы склонны принадлежать людям, которые действительно заботятся о нас и к которым мы привязаны. С точки зрения первого, вы связаны со своими одноклассниками и людьми, с которыми вы работаете, в то время как вы принадлежите к своей семье или преданным отношениям со своей второй половинкой или лучшим другом. В литературе показано, что:
- Лидеры с высокой потребностью в принадлежности больше заботятся о потребностях своих последователей и вовлечены в более трансформационное лидерство из-за того, что принадлежность сдерживает взаимодействие потребностей в достижениях и власти (Steinmann, Otting, & Maier, 2016).
- Кто хочет пройти онлайн-курсы? Seiver and Troja (2014) обнаружили, что люди с высокой потребностью в принадлежности с меньшей вероятностью захотят пройти еще один онлайн-курс, в то время как те, кто нуждается в автономии, с большей вероятностью. В их выборку вошли студенты колледжей, записавшиеся на очные курсы, которые прошли хотя бы один онлайн-курс в прошлом.
- Хотя наша потребность в принадлежности универсальна, она возникает не в каждой ситуации, и могут учитываться индивидуальные различия и характеристики цели. Одним из таких различий является религиозность. ван Каппеллен и др. (2017) обнаружили, что религиозность была положительно связана с социальной принадлежностью, за исключением случаев, когда личностью объекта принадлежности манипулировали, чтобы он был угрожающим членом чужой группы (атеистом). В данном случае религиозность не предсказывала аффилиативное поведение.
- Риск исключения из группы (отсутствие членства) приводил к тому, что люди с высокой потребностью во включении/присоединении к участию в неэтичном поведении в пользу группы, но не в защиту себя (Thau et al. , 2015).
- Когда цели аффилиации имеют для человека центральное значение, он воспринимает предполагаемое межличностное расстояние между собой и другими людьми как меньшее по сравнению с участниками, которым были заданы контрольные слова (Stel & van Koningsbruggen, 2015).
8.3. Потребность в силе
Раздел Цели обучения
- Определите потребность в энергии.
- Сообщите, что литература говорит о необходимости власти.
Потребность во власти – это желание оказывать влияние на других, быть ответственным, быть замеченным и достичь высокого статуса (Winter, 1988). Но почему люди хотят власти? Действительно ли это желание быть господином над другими, как это подразумевает необходимость, или может действовать другой мотив? Интересное исследование Lammers et al. (2016) показали, что мотив обладания властью проистекает из желания овладеть собственными владениями или распоряжаться своей судьбой, а не желанием властвовать над другими. Эффект сохранялся и на разных культурах/континентах (Европа, США и Индия). Что еще показывает литература?
- Люди с высокой потребностью во власти имеют более высокую точность распознавания сердитых лиц, чем нейтральных, и потребность модулирует обработку гневных лиц от кодирования до извлечения (Wang et al., 2017).
- Исследование имплицитного мотива власти, или бессознательного получения удовольствия от контроля над другими, показывает, что те, у кого высокий мотив, принимают решения в пользу доминирующих лиц в качестве внутригрупповых лидеров и подчиненных лиц в качестве внегрупповых лидеров (Исследование 1) и выбирать людей с доминирующим видом в качестве лидера в группе и людей с подчиненным видом в качестве членов в группе (Исследование 2). Авторы объясняют, что поведение, как правило, предсказывается предполагаемой возможностью достижения влияния на других (Stoeckart et al., 2018).
- Лидеры с высокой потребностью во власти воспринимаются как сильные лидеры (Winter, 2010).
- Рамзи и др. (2016) попросили 149 студентов бакалавриата заполнить анкеты, измеряющие их намерение начать предпринимательскую, профессиональную или руководящую карьеру, а также их неявную мотивацию. Результаты показали, что потребность во власти положительно предсказывала предпринимательские намерения, в то время как отрицательно предсказывала профессиональные намерения, и что более высокая потребность во власти была положительно связана с выбором лидерства и предпринимательской карьеры.
- Возможно ли, что некоторые люди с высокой потребностью во власти демонстрируют подчиненное, а не доминирующее поведение, когда они также сильно нуждаются в принадлежности/присоединении? Риос, Фаст и Грюнфельд (2015) исследовали этот вопрос и обнаружили, что социальная самобытность, связанная с властью, угрожала людям, которые хотели присоединиться, и побуждала их к подчиненному поведению, которое преуменьшало их власть, тем самым уменьшая их самобытность.
8. 4. Потребность в познании
Раздел Цели обучения
- Определить потребность в познании.
- Сообщите, что в литературе говорится о необходимости познания.
потребность в познании — это желание понять и осмыслить мир опыта (Cacioppo & Petty, 1982; Cohen et al., 1955). Те, у кого высокая потребность в познании, наслаждаются аналитическим мышлением и с меньшей вероятностью поддаются убеждению других. Уотт и Бланшар (1994) также обнаружил, что люди такого типа менее подвержены скуке. Потребность оценивается с помощью шкалы потребности в познании (Cacioppo & Petty, 1982). Что показывает литература?
- Как реакция других читателей на новости на интернет-сайтах может повлиять на восприятие человеком общественного мнения, убеждение о влиянии средств массовой информации и на его личное мнение? Ли и Джанг (2010) обнаружили, что люди с высокой потребностью в познании больше полагались на рейтинги одобрения, чем на отдельные сообщения, чтобы оценить влияние СМИ на широкую публику. Комментарии других оказали наибольшее влияние на личное мнение участников, когда у них была низкая потребность в познании.
- Было обнаружено, что лидеры с более высокой потребностью в познании менее подвержены предвзятости при принятии решений в исследовании лидеров высокого уровня с учетом компетентности в принятии решений и личностных шкал (Carnevale, Inbar, & Lerner, 2011).
- Feist (2012) обнаружил, что интерес к науке предсказывается личностными чертами открытости опыту, добросовестности и интроверсии, а также высокой потребностью в познании, хотя последняя объясняет большую изменчивость, чем три личностные черты вместе взятые.
- Учащиеся с высокой потребностью в познании, как правило, участвовали в глубоком обучении и использовали такие стратегии, как критическая обработка, связь и структурирование, по сравнению со студентами с низкой потребностью в познании, которые занимались только запоминанием и повторением (Cazan & Indreica, 2014). .
- Студентов попросили сообщить о своей неуверенности в себе и потребности в познании, прежде чем оценивать предполагаемого прототипического или нетипичного студенческого лидера. Результаты показали, что учащиеся с высокой потребностью в познании меньше полагались на прототипичность как эвристику по сравнению с их сверстниками с низкой потребностью в познании, когда была повышена неопределенность (Rast, Hogg, & Tomory, 2014).
- Было показано, что потребность в познании относительно стабильна на протяжении всей жизни и связана с такой чертой личности, как открытость опыту (Soubelet & Salthouse, 2016).
8.5. Потребность в достижениях
Раздел Цели обучения
- Определите потребность в достижениях.
- Сообщите, что литература говорит о необходимости достижения.
потребность в достижении определяется как желание делать что-то хорошо, превосходить других и преодолевать препятствия (McClelland et al., 1953). Он основывается на нашем собственном внутреннем стандарте совершенства (McClelland, 1961), и те, кто сильно в этом нуждается, хотят хорошо справляться со всеми задачами.
На потребность в достижениях влияют три фактора. Во-первых, мотив успеха — это степень, в которой вы хотите добиться успеха. Однако успех относителен, то есть зависит от человека. Во-вторых, ожидание успеха — это предполагаемая вероятность успеха в выполнении задачи. Наконец, поощрительная ценность успеха указывает на то, что поощрение связано с важностью и уровнем сложности задачи. Интересная особенность стимулирующей ценности заключается в том, что она обратно пропорциональна сложности задачи. Аткинсон (1957/1983) сказал, что чем сложнее задача, тем выше ее стимулирующая ценность. Подумайте о том, чтобы поиграть в видеоигру. При запуске игры вам будет предложено выбрать уровень сложности. Большинство игр допускают легкий, нормальный или сложный. Если вы решите играть в игру на легком уровне сложности, вы не будете чувствовать себя таким удовлетворенным и успешным, как если бы вы играли в игру на обычном или сложном уровне.
Итак, что еще литература говорит о потребности в достижениях?
- Студенты бакалавриата с высокой потребностью в достижениях с меньшей вероятностью испытывали эмоциональное истощение, цинизм и снижение эффективности, все признаки выгорания, и, таким образом, с меньшей вероятностью бросали свою программу обучения (Moneta, 2011).
- Чен, Су и Ву (2012) исследовали, как потребность в достижениях и образовании влияет на принятие риска. Результаты показали, что предприниматели с высокой мотивацией к успеху (Ms) и получившие высшее образование более склонны к риску, чем предприниматели с низкой Мотивацией избежать неудачи (Maf) и не получившие высшего образования.
- Было также обнаружено, что потребность в достижениях предсказывает реакцию кортизола, когда перед человеком ставится сложная задача, поскольку сложность является сигналом к вознаграждению за мастерство (Schultheiss, Wiemers, & Wolf, 2014).
8.6. Потребность в автономии
Раздел Цели обучения
- Определите потребность в автономности.
- Сообщите, что в литературе говорится о необходимости автономии.
потребность в автономии — это желание чувствовать контроль над своими действиями, а не по прихоти внешних сил, быть независимым и самостоятельным. Ван Иперен, Вортлер и Де Йонге (2016) исследовали условия, при которых может возникнуть рабочая перегрузка, включая предполагаемую возможность работать как дома, так и в офисе. Используя выборку из 657 работников из различных отраслей, они обнаружили, что работники с высокой потребностью в автономии не возражали против повышения требований к работе и сохраняли внутреннюю мотивацию к работе, если был шанс, что их работодатель позволит им работать хотя бы из дома. часть времени. Авторы предполагают, что это эффективный ресурс выживания, по крайней мере, для тех, кто обладает высокой автономией.
8.7. Потребность в компетентности
Раздел Цели обучения
- Определите потребность в компетентности.
- Сообщите, что в литературе говорится о необходимости компетентности.
Потребность в компетентности — это желание чувствовать, что мы можем справиться с задачами, и когда мы это делаем, чувствовать удовлетворение. Компетентность связана с самоэффективностью или верой в то, что мы можем достичь наших целей, и мастерство или знание того, что мы можем получить необходимые навыки и преодолеть все препятствия для достижения наших целей.
Одно исследование изучало потребность сотрудников в компетентности и обнаружило, что чем больше задач остается незавершенными в течение недели, тем ниже уровень удовлетворенности потребности в компетентности ощущают сотрудники. По мере того, как компетентность падала, росло количество размышлений о работе в выходные дни. Пагубное влияние незавершенных задач на удовлетворение потребностей в компетентности было уменьшено, когда сотрудник вел активную работу. Другими словами, они меньше занимались размышлениями (Weigelt, Syrek, Schimtt, & Urbach, 2018).
В другом исследовании Sailer, Hense, Mayr и Mandl (2016) обнаружили, что для геймеров значки, списки лидеров и графики производительности положительно влияли на удовлетворение потребностей в компетентности, в то время как содержательные истории, наличие товарищей по команде и аватары положительно влияли на людей с высоким уровнем в социальной родственности , или потребности иметь теплые отношения с другими людьми. Авторы предполагают, что определенные элементы игрового дизайна имеют определенные психологические элементы, заслуживающие изучения. Если хотите знать, я, как геймер, нахожу это исследование особенно интересным и правдивым. У меня есть высокая потребность в компетентности, которая мотивирует мое поведение в играх, и мне нравится, например, видеть процент завершенных трофеев, когда я играю в игру. А вы?
8.8. Потребность в когнитивном закрытии
Раздел Цели обучения
- Определите потребность в когнитивном закрытии.
- Сообщите, что в литературе говорится о необходимости когнитивного закрытия.
Потребность в когнитивном закрытии отражает наше желание иметь ответы, предсказуемость, порядок и структуру, быть решительными и избегать неопределенности и измеряется шкалой потребности в закрытии (Webster & Kruglanski, 19).94). Как потребность работника в когнитивном закрытии может взаимодействовать с потребностью руководителя во власти? Беланже и др. (2015) исследовали это, используя выборку из 290 сотрудников из шести различных итальянских организаций. Результаты показали, что сотрудники с высокой потребностью использовали более ориентированные на решение стратегии управления конфликтами, чтобы иметь дело с руководителями, которые использовали тактику жесткой силы, в то время как сотрудники с низкой потребностью в закрытии использовали те же стратегии, но когда менеджер полагался на тактику мягкой силы. Результаты также показали, что, когда руководитель использовал тактику жесткой силы, его сотрудники полагались на стратегии управления конфликтами, ориентированные на контроль, особенно если они не нуждались в закрытии.
В другом исследовании исследователи обнаружили, что, когда неуверенность становилась заметной, дискриминация в отношении членов чужой группы усиливалась среди людей с низкими потребностями, но не среди людей с высокой когнитивной закрытостью. Люди с высокой когнитивной закрытостью уже были более дискриминационными, независимо от неопределенности. Авторы приходят к выводу, что выраженность неопределенности заставляет людей с низким уровнем когнитивной закрытости вести себя как люди с высоким уровнем потребности (Brizi, Mannetti, & Kruglanski, 2015).
8.9. Потребность в значении
Раздел Цели обучения
- Определить потребность в значении.
- Сообщите, что литература говорит о необходимости смысла.
И, наконец, потребность в осмыслении — это наше желание придать смысл своей жизни, и оно может проявиться в личных трагедиях. Как и следовало ожидать, религиозность (тема Модуля 9) положительно связана со смыслом. Когда нашему смыслу угрожает опасность, религиозность возрастает (Abeyta & Routledge, 2018), но мы также более склонны к магическим, злым атрибуциям с более высоким уровнем религиозности (аналогично, когда наш уровень воспринимаемого смысла низок; Routledge, Abeyta, & Ройланс, 2016).
Краткое описание модуля
Как и биологические потребности, психологические потребности могут быть недостаточными, и возникает стремление восстановить равновесие.