В.С. Мухина. Публикации
Мухина Валерия Сергеевна (1935) — ведущий советский и российский психолог с мировым именем, педагог, философ, писатель. Академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».
В.С.Мухина — специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.
Автор более 400 печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Имеет патенты. Более 50 изданий книг на языках мира
Публикации
- +
—
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле-мы возрастной психологии.
- http://www.zipsites.ru/books/psy_muhina_vosr_ps/
- +
—
Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (1)
Здесь речь будет идти, прежде всего о том, что происходит с личностью, осужденной за совершение насильственных преступлений, помещенной в условия пожизненной изоляции.
- http://www.rl-online.ru/articles/4-02/205.html
- +
—
Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (2)
Потерять навсегда жизненную перспективу — это экстремальная ситуация. Принудительная жизнь в замкнутом пространстве, в состоянии постоянного наказания и бесперспективности — невыносимая для человека ситуация. Человек, лишенный будущего, теряет смысл своего существования. Еще Федор Достоевский в «Преступлении и наказании», ужаснувшись, сказал: «Понимаете, как это ужасно, когда больше некуда идти?» Из общего числа пожизненно заключенных, лишь процентов пять-семь тех, которые стремятся удержать свое чувство личности. Это мнение сотрудников колоний, с которыми мне довелось общаться2. Способность здраво рассуждать и контролировать себя как социального человека сохраняют лишь немногие. Незначительная часть из них осознают экстремальность ситуации, в которую они заслуженно попали. При этом они пытаются сохранить и воссоздать свою личность, что-то предпринять для физического и психического выживания.
// развитие личности №4 / 2003
- http://www.rl-online.ru/articles/4-03/252.html
- +-Психологические проблемы молодежи как электората России[недоступно]
Выбор — всегда деятельность, требующая знаний, сформированной позиции и личной воли. Выбор, производимый в социальном пространстве людей и совершаемый как гражданская акция, обращен к индивидуальному человеку, к личности. Однако выбор человека как социального существа, как человека толпы может происходить помимо его сознательной воли. В XIX в. появляются одна за другой работы, посвященные анализу психологии толпы. Г. Лебон писал о том, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».1 Книгу Г. Лебона «Психология масс», вышедшую в 1895 г., находили в библиотеках Николая II, В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера и во многих других библиотеках диктаторов и либералов.
// Развитие личности №2 / 2000 /
В настояще время публикация
недоступна
.
- http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-problemy-molodezhnogo-elektorata-rossii
- +
—
Реальность социального пространства
// Развитие личности №2 / 2006
- http://rl-online.ru/articles/rl02_06/533.html
- +
—
Феноменологическая сущность мифов и реалий личности
История человеческого рода и современные идеи о человеке как личности, значимая для каждого из нас в отдельности идеология, наши внутренние позиции — все это формирует в нас представления, мифы и чаяния о личности. Можно сказать и иначе: реалии жизни на протяжении всей истории формируют чувство личности и саму личность в нас.
// Развитие личности №3 / 2005
- http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/344.html
См.также
- В.С. Мухина. Персональный сайт
Файл: Мухина В.С. — Возрастная психология. Феноменология развития.pdf — Страницы №№1-5
Раздел 1 Феноменология развития………………………………………………….. …………………………………………………………….. 2
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ………………………………………………………… 3
§ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………………………………….. 3
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. С. МУХИНА
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве
учебника для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям
4-е издание, стереотипное
Москва
ACADEMIA 1999
УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК
88.8я73 М92
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
А. В. Петровский;
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
В. П. Зинченко;
доктор психологических наук
Л. Ф. Обухова
Мухина В. С.
М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд.,
стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с. ISBN 5-7695-0408-0
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского
возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие
человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге
представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам,
а также всем, кого интересуют проблемы возрастной психологии.
УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73
ISBN 5-7695-0408-0
©Мухина В. С., 1997 © Издательский центр «Академия», 1997
Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается
ОТ АВТОРА
Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных
этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью — значит прежде всего хотеть и
уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.
В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание
удивительной поры детства и отрочества — истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в
телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношении и проходит школу социализации в игре, в
ученье, в общении с другими людьми.
Я посвящаю свой труд студенческой молодежи — будущим психологам и педагогам, так как именно в этот период
жизни человек может глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально
«чувство личности», но и свободно действовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззрением
и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических
особенностей возраста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о
закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя.
Декабрь 1996г. Москва
Валерия Мухина
В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные
«расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере
перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в
соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение
самой духовной жизни.
Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как
науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при
освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов,
связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а
также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей,
привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития.
В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н.
Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их
учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных
психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных
представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапе-реда, 3. Фрейда, А.
Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор
счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления
личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не
только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной
психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому подходу при написании
учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо
множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс
истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального
феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются
описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются
реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как
условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни.
Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте
исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к
пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и
бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и
предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.
Раздел 1 Феноменология развития
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития
психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.
В соответствии с этим
выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также
геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей
развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими
особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к возрастной периодизации. С точки
зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-
историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными ви-
дами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием
психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал
психические новообразования,
характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды
развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса — времени, когда происходит качественная пере-
стройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии
личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным
путем.
Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются
ведущие деятельности.
Развитие ведущей
деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях
личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый
отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и
делают возможным то или иное содержание его деятельности»
1
.
В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат
ведущие деятельности, определяющие возникновение
психологических новообразований на конкретном этапе развития.
Рассматриваются отношения продуктивной
деятельности и деятельности общения.
А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет
три фазы вхождения в референтную общность:
адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности
2
.
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей
созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого
человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя
специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая
деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)
3
. Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий
созревания высших психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе
обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность. Л. С.
Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или
запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека по-своему влияют на него на
разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они
преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что
превышает уровень его мышления»
4
.
Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального развития» необязательно совпадают. Ребенок может
опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это
следует считать его индивидуальной особенностью.
В рамках учебника следует определить периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом
развитии в наиболее типичных пределах. Мы будем ориентироваться на следующую возрастную периодизацию:
I. Детство.
Младенчество (от 0 до 12-14 мес).
Ранний возраст (1 до 3 лет).
Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).
II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).
Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и
интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.
Прежде чем мы перейдем к описанию возрастных особенностей психического развития, следует обсудить все
составляющие, определяющие это развитие: условия и предпосылки психического развития, а также значение
внутренней позиции самого развивающегося человека. В этом же разделе следует специально рассмотреть двойную
природу человека как социальной единицы и уникальной личности, а также механизмы, определяющие развитие
психики и собственно личности человека.
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
§ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Исторически обусловленные реальности существования человека.
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Для
понимания закономерностей психического развития человека следует определить пространство человеческой
культуры.
Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии,
используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент.
Культура — явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-
символической форме.
Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем
его культурно-историческом пространстве.
Возрастная психология как наука, анализирующая условия развития человека на разных этапах онтогенеза, требует
выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии.
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно
классифицировать следующим образом: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем;
3) реальность социального пространства; 4) природная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент
имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию людей определенной эпохи следует
рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным
реальностям в конкретный исторический момент.
В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые
вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной стороны, являются
компонентами и достоянием культуры, с другой -выступают условием развития человека на разных этапах
онтогенеза, условием его обыденной жизни.
А. Н. Леонтьев определял деятельность в узком смысле, т.е. на психологическом уровне, как единицу «жизни,
опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует
субъекта в предметном мире»
5
. Деятельность рассматривается в психологии как система, имеющая строение,
внутренние связи и осуществляющая себя в развитии.
Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей (заданной)
культуры в двух видах: 1) «в условиях открытой коллективности- среди окружающих людей, совместно с ними и во
взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром»
6
.
Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловленных реальностей существования человека и
деятельностей, определяющих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.
7.
Реальность предметного мира.
Предмет или вещь
7
в сознании человека есть единица, часть сущего, все то, что
обладает совокупностью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отношении с другими единицами
сущего. Мы будем рассматривать материальный предметный мир, обладающий относительной независимостью и
устойчивостью существования. В реальность предметного мира входят
предметы природы и рукотворные
предметы,
которые человек создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился
создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и предметы для иного назначения), он
сформировал
систему отношений к предмету.
Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в
поведении человека.
В языке категория «предмет» имеет специальное обозначение. В большинстве случаев в естественных языках — это
существительное, часть речи, обозначающая реальность существования предмета.
В философии категория «предмет», «вещь» имеет свои ипостаси: «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе»
означает существование вещи само по себе (или «в себе»). «Вещь для нас» означает вещь, какой она раскрывается в
процессе познания и практической деятельности человека.
В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априори — как данность, как явления природы и как
составная часть культуры.
10
Одновременно они существуют для человека как объекты, которые создаются и уничтожаются в процессе
предметной, орудийной, тпуловой деятельности самого человека. Лишь в отдельные моменты человек
задумывается над кантовским вопросом о «вещи в себе» — о познаваемости вещи, о проникновении познания
человека «во внутренность природы»
8
.
В практической предметной деятельности человек не сомневается в познаваемости «вещи». В трудовой
деятельности, в простом манипулировании он имеет дело с материальной сущностью предмета и постоянно
убеждается в наличии его свойств, поддающихся изменениям и познанию.
Человек создает вещи и осваивает их функциональные свойства. В этом смысле Ф. Энгельс был прав, утверждая,
что «если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его
производим, вызываем его из условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой
«вещи в себе» приходит конец»
9
.
В реальной действительности кантовская идея «вещи в себе» оборачивается для человека не практической
непознаваемостью, а психологической природой человеческого самосознания. Вещь наряду с ее функциональными
особенностями, нередко рассматриваемыми человеком с точки зрения ее потребления, в других ситуациях обретает
черты самого человека.
Человеку свойственно не только отчуждение от вещи для ее использования, но и
одухотворение вещи,
придание ей тех свойств, которыми обладает он сам, идентификация с этой вещью как
родственной человеческому духу. Здесь речь идет об антропоморфизме — наделении предметов природы и
рукотворных предметов человеческими свойствами
10
.
Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человечества обретал антропоморфические черты
благодаря развитию в реальности социального пространства необходимого механизма, определяющего бытие
человека среди других людей, — идентификации.
Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), месяца, луны (лунарные мифы),
звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). Существуют
мифы о перевоплощениях одного существа в другое: о происхождении животных от людей или людей от
животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Севера,
например, эти представления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о превращении людей в животных,
в растения и предметы известны многочисленным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы
о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее известен библейский миф о превращении женщины в
соляной столб.
11
В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы,
им придается значение тотема — предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом
или семьей)
11
. Сюда могут быть отнесены растения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотем-
ных животных — медведя, моржа, а также ворона, камни, части засохших растений).
Одушевление предметного мира — это не только удел древней культуры человечества с мифологическим сознанием.
Одушевление- неотъемлемая часть присутствия человека в мире. И сегодня в языке и в образных системах
человеческого сознания мы находим оценочное отношение вещи, как обладающей или не обладающей душой.
Существуют представления о том, что
неотчужденный труд создает «теплую» вещь, в которую вложили душу, а
отчужденный труд производит «холодную» вещь, вещь без души.
Конечно, «одушевление» вещи современным
человеком отличается от того, как это происходило в далеком прошлом. Но не следует торопиться с выводами о
принципиальном изменении природы человеческой психики.
В различении вещей «с душой» и вещи «без души» отражена
психология человека — его способность
вчувствоваться, отождествлять себя с вещью и способность отчуждаться от нее. Человек творит вещь,
восхищается ею, разделяя свою радость с другими людьми; он же разрушает, уничтожает вещь, низводит ее в
прах, разделяя свое отчуждение с соучастниками.
В свою очередь, вещь представляет человека в мире: наличие определенных, престижных для конкретной культуры
вещей есть показатель места человека среди людей; отсутствие вещей есть показатель низкого статуса человека.
Вещь может занять место
фетиша.
В начале фетишами становились природные вещи, которым приписывались
сверхъестественные значения. Сакрализация предметов через традиционные обряды придавала им те свойства,
которые оберегали человека или группу людей и задавали им определенное место среди других. Так, через вещь из-
древле происходило социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишами
становятся продукты человеческой деятельности. Собственно многие предметы могут стать фетишами: могущество
государства персонифицируется золотым фондом, развитостью и множественностью техники
12
, в частности воору-
жения, полезными ископаемыми, водными ресурсами, экологической чистотой природы, уровнем жизни,
определяемым потребительской корзиной, жильем и др.
Место отдельного человека среди других людей реально определяется не только его личностными качествами, но и
обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях
12
(дом квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). Вещный,
предметный мир -специфически человеческое условие бытия и развития человека в процессе его жизни.
Натуралистически-предметное и символическое бытие вещи.
Г. Гегель считал возможным различать
натуралистически-предметное бытие вещи и ее знаковую определенность
13
. Такую классификацию разумно
признать правильной.
Натуралистически-предметное бытие вещи представляет собой мир, созданный человеком для трудовой
деятельности, для обустройства своей обыденной жизни — дом, место работы, отдыха и духовной жизни. История
культуры — это и история вещей, которые сопровождали человека в его жизни. Этнографы, археологи,
исследователи культуры дают нам огромный материал развития и движения вещей в историческом процессе.
Натуралистически-предметное бытие вещи, став знаком перехода человека с уровня эволюционного развития на
уровень исторического развития, стало орудием, преобразующим природу и самого человека, — определило не
только бытие человека, но и умственное его развитие, развитие его личности.
В наше время наряду с освоенным и приспособленным к человеку миром «прирученных предметов» появляются
новые поколения вещей: от микроэлементов, механизмов и элементарных предметов, участвующих
непосредственно в жизнедеятельности организма человека, замещающих его природные органы, до скоростных
лайнеров, космических ракет, атомных электростанций, создающих совершенно иные условия жизни человека.
Сегодня принято считать, что натуралистически-предметное бытие вещи развивается по своим собственным
законам, которые все труднее контролировать человеку. В современном культурном сознании людей появилась
новая идея: интенсивное приумножение предметов, развивающаяся индустрия предметного мира помимо
предметов, символизирующих прогресс человечества, создают поток предметов на потребу массовой культуры.
Этот поток стандартизирует человека, превращая его в жертву развития предметного мира. Да и символы прогресса
предстают в сознании многих людей как разрушители человеческой природы.
В сознании современного человека происходит
мифологизация
разросшегося и развившегося предметного мира,
который становится «вещью в себе» и «вещью для себя». Однако предмет насилует психику человека постольку,
поскольку сам человек позволяет это насилие.
В то же время предметный мир, создаваемый человеком сегодня, явно взывает к психическому потенциалу
человека.
13
Побуждающая сила вещи.
Натуралистически-предметное бытие вещи имеет известную закономерность развития:
оно не только наращивает свою представленность в мире, но и изменяет предметную среду по своим
функциональным характеристикам, по скорости исполнительских действий предметов и по требованиям, обращен-
ным к человеку.
Человек порождает новый предметный мир, который начинает испытывать на прочность его психофизиологию, его
социальные качества. Возникают проблемы проектирования системы «человек — машина» на основе принципов
Анастасия Мухина. Осведомленность о физиологической дифференциации и функциональных особенностях мужчин и женщин у умственно отсталых девочек-подростков.
Анастасия Мухина. Осведомленность о физиологической дифференциации и функциональных особенностях мужчин и женщин у умственно отсталых девочек-подростков.
(2017) Наука и образование, 3, 41-44. Одесса.
. Психологическая коррекция,
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко,
, пл. Гоголя, 1, г. Старобельск, Украина
ОСОЗНАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЖЧИН0 И ЖЕНЩИН6 У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ
РЕЗЮМЕ:
Статья посвящена изучению особенностей процесса формирования половой и полоролевой идентичности у умственно отсталых девочек-подростков. С помощью суммативного эксперимента, включающего организованную беседу и проективную методику «Рисование своего и противоположного пола», определяли уровень их осведомленности о дифференциальных различиях между мужчинами и женщинами, их функциональных особенностях и влиянии гендерной идентичности на социальные ожидания и поведение.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
пол, роль, идентичность, физиологические особенности, мужественность, женственность.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :
ЛИТЕРАТУРА :
, Т. В. Е. 1. (1996). Выхователю про психологию та повединку сексуального развития ребенка. Киев: Институт змисту и методив навчання [на укр.].
2. Заиграева Н.В. (2007). Гендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология – Дефектология, 2, 46-51.
3. Нугаева О.Г. (2002). Определение понятия «нарушения половой идентификации». Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми в специальных учреждениях – Совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми, посещающими специальную школу. В. Коркунов (ред.). Екатеринбург [на русском языке].
4. Сынов В.М., Матвиева М.П., Хохлина О.П. (2008). Психология разумово видсталой жизни: Пидручник. Киев: Знание [на укр.].
5. Шипицына Л.М. (2005). «Необучаемые дети в семье и обществе». Москва; СПб.: Речь.
6. Носов Н.Н. (1991). Формирование неадекватной самоидентичности и агрессивности. Вопросы психического здоровья детей и подростков. Проблемы психического здоровья детей и подростков. 1. Просвещение.
7. Романова В.Г. (2000). Особенности состояния полоролевых стереотипов подростков. Практическая психология та социальная робота – Практическая психология и социальная работа, 8, 39–43 [на украинском языке].
Особенности терапии рисованием в коррекции тревожности у младших школьников
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 113, 2021 Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое обеспечение успешной карьеры» (МЦТФ 2021) | |
---|---|---|
Номер статьи | 00054 | |
Количество страниц) | 8 | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300054 | |
Опубликовано онлайн | 25 июня 2021 г. |
- ОЙ. Моурер, Анализ тревоги по стимулу и реакции и ее роль в качестве подкрепляющего агента, Psychol, 46 (6), 553-565 (1939). [Google Scholar]
- ОЙ. Маурер, Теория обучения и поведение (1950). [Google Scholar]
- Дж. Доллард, Л.В. Дуб, Н.Э. Миллер, О.Х. Моурер, Р. Р. Сирс, Разочарование и агрессия (1939) [Перекрестная ссылка] [Google Scholar]
- Р. Мэй, Значение тревоги (2001) [Google Scholar]
- Дж. А. Тейлор, Шкала выраженной тревоги личности, Abnormal and Social psych, 48, 285–290 (1953). [Google Scholar]
- В.М. Астапов, Функциональный подход к изучению состояния тревоги, Прикладная психология, 1, 41-47 (1999) [Google Scholar]
- В.М. Астапов, Тревога у детей (2004) [Google Scholar]
- Ю. Л. Ханин, Краткое руководство по использованию шкалы личностной и реактивной тревожности (1976). [Google Scholar]
- ЯВЛЯЮСЬ. Прихожан, Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект) (19).96) [Google Scholar]
- ЯВЛЯЮСЬ. Прихожан, Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика (2000). [Google Scholar]
- ДО Н. Э. Мухина, Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество (1998). [Google Scholar]
- В.Р. Кисловская Взаимосвязь между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном взаимодействии (19).72) [Google Scholar]
- А.И. Захаров, Как помочь нашим детям избавиться от страха (1995) [Google Scholar]
- КАК. Спиваковская, Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция (1988). [Google Scholar]
- Н. В. Имедадзе, О методике изучения уровня тревожности (1971) [Google Scholar]
- CD. Спилбергер, Теория и исследования тревоги. Тревога и поведение, 3-20 (1966) [Перекрестная ссылка] [Google Scholar]
- CD. Спилбергер, Тревожное состояние и моторное поведение, Jour at Motor Beh, 3, 265–279 (1971). [Перекрестная ссылка] [Google Scholar]
- CD. Спилбергер, Природа и измерение тревоги, 3–12 (1976). [Google Scholar]
- Я. Мусина, К вопросу об оптимуме тревоги (1988) [Google Scholar]
- Л. И. Божович, Избранные психологические труды: Психология формирования личности (1995). [Google Scholar]
- Н. Д. Левитов, Психическое состояние тревоги, тревоги, Вопросы психологии, 1, 131-138 (19).69) [Google Scholar]
- И.Г. Крохина, Исследование причин тревожности студентов, 1, 3 (2013) [Google Scholar]
- Т. В. Драгунова, Проблема конфликта в подростковом возрасте, Вопросы психологии, 2, 25-39 (1972) [Google Scholar]
- О.Б. Фролова, Психологические особенности тревожности фрустрирующих ситуаций и их психологическая коррекция у детей с ЗПР младшего школьного возраста (2001) [Google Scholar]
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии (2003 г.) [Google Scholar]
Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.