Образное мышление. Развитие образного мышления
Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.
Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.
Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.
Как мы используем образное мышление?
• Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:
1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.
2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?
3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.
• Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.
• Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».
• Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.
Развитие образного мышления
Как же развить образное мышление?
Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:
- Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».
- Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.
- Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.
Образное мышление у детей
Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.
Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.
Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?
- Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.
- Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.
- Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.
- Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.
- Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.
- Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?
Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.
Образное мышление у взрослых
Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.
Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и упражнения для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.
Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.
Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!
Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Образное мышление — Человек в мире творчества
Информация об авторе сайта > Зачем человеку творчество > Творчество как объект психологии > Сущность творческого процесса > В лабиринте извилин > Тайны двух полушарий >
Из миража, из ничего, Из сумасбродства моего — Вдруг возникает чей-то лик И обретает цвет и звук, И плоть, и страсть! (Юлий Ким)
Самым древним видом мышления является наглядно-действенное. У каждого отдельно взятого человека этот вид мышления формируется в самом раннем детстве. Инструментом наглядно-действенного мышления является предмет, и проявляется оно в форме операций с предметами. Несмотря на его примитивность, в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Однако мы с вами на этом типе мышления останавливаться не будем, так как с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий, а это существенно ограничивает возможности его использования.
Более «продвинутым» видом мышления является образное, основные «инструменты» которого — образы. Главная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Способность оперировать образами появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей жизни. Что же такое образ? «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами». (Ж. Пиаже) В психологии мышления – это одна из центральных категорий, в первую очередь, потому, что именно в форме чувственных образов происходит отражение действительности, и хранится в памяти большая часть информации. Изначально, образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Мы можем говорить, например, о зрительных образах или слуховых, тактильных (связанных с осязанием) или вкусовых. Но в человеческом мышлении они более разнообразны и могут воплощать любое даже абстрактное содержание. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, наша психическая реальность. Собственно, образное мышление не очень нуждается в словах. Даже сложное понятие, философская или этическая категория становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образа. Именно так, через образы, осмысливали люди в древности сложный и противоречивый мир абстрактных категорий и человеческих отношений. Наиболее яркие примеры такого осмысления можно найти в мифах разных народов. Главная особенность образного мышления даже не в том, что оно совершает операции с образами, а в том, что этот тип мышления позволяет осмыслить ситуацию или проблему в целом, не дробя ее на отдельные составляющие, детали. В этом огромная ценность образного мышления, ведь не редко увлекаясь деталями, частностями, мы не видим ситуации в целом, то есть, за деревьями не видим леса. Такое целостное осмысление позволяет посмотреть на проблему с другой стороны, установить взаимосвязь проблемной ситуации с какими-то аспектами действительности, которые, как первоначально казалось, никакого отношения к нашей задаче не имеют. Активность образного мышления не означает, что человек перестает пользоваться словами или утрачивает способность нормально формулировать свои мысли. Образное мышление еще довольно мало изученная область нашей психики. Сложность здесь в том, что язык образов не поддается переводу на язык слов. Чтобы рассказать о тех образах, которые рождаются в его сознании, человек должен использовать слова, а облеченные в речевую форму образы неизменно утрачивают свою яркость и специфичность. Да и мир образов значительно превышает словарный запас любого языка. Нам просто не хватит слов, чтобы рассказать о нем. С такой ситуацией сталкивался каждый из нас, когда в попытках передать свои чувства или впечатления от увиденного мы сетовали на бедность языка. Сложность понимания образного мышления еще и в том, что оно связано с подсознанием. О подсознании и бессознательном после З. Фрейда написано столько всего, что разбираясь в этом, можно попасть под лавину информации. Поэтому закапываться в эту лавину мы не будем. Следует отметить только одно: именно там, в подсознании, хранится основная масса образов. Управлять бессознательными процессами человек не может, на то они и бессознательные, поэтому часто у нас как будто ниоткуда возникают совершенно непонятные, а нередко, и невероятные образы. Эти образы приводят нас в недоумение, но часто, именно они несут весьма полезную информацию. Подсознание нам что-то подсказывает, или советует на своем языке, но советов этих мы часто не понимаем.
|
Наглядно-образное мышление это что?
Наглядно-образное мышление – незаурядная способность творческого человека видеть нестандартное в повседневных вещах. Благодаря умению творчески мыслить в мире рождаются новые проекты, совершаются открытия, и жизнь становится не шаблонной, а уникальной для каждого, кто умеет видеть в ней не обычный круговорот событий, действий и предметов.
Почему важно развивать нестандартное мышление?
Каждый из нас рождается уникальным человеком. Общество и рамки личностного роста когда-то в прошлом веке делали людей единым и сплоченным коллективом, рабочий и средний класс жили в рамках режима и минимально необходимых проявлений своих потребностей, но творческие люди всегда выделялись из толпы — в В 19 веке этот тип людей составлял Высшее общество, затем творческая братия (бомонд) перестала быть аристократической ячейкой, потому что туда стремился попасть каждый поэт. Но сегодня наглядно-образный тип мышления – это особое состояние души, присущее людям, которые нужны миру. В настоящее время способность видеть мир в его собственных проекциях не ограничивается рисованием, переводами и писательским талантом, хотя в должной степени и эти качества очень ценятся. Компьютерные технологии и развитие различных сфер деятельности, где только приветствуется свобода стиля и самовыражения, привели к развитию качеств нестандартного мышления. Что это значит? Какие качества для успешно развивающейся творческой компании сделают ваше резюме выдающимся и не имеющим конкурентов?
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление это:
• Прежде всего творчество. Такой подход к любой задаче позволяет найти пути художественного, нестандартного, творческого восприятия. Спонтанность и неординарность сопровождают творческое мышление.
• Не менее важна способность полностью погружаться в процесс создания новых и разнообразных идей. Это терпение, чтобы довести дело до конца, и упорство, чтобы противостоять всем невзгодам. История знает примеры великих, которые не были признаны и считались самыми средними, а спустя столетия весь мир пользуется их изобретениями или восхищается их шедеврами: Эдисон, Моцарт, Рембрандт, Пикассо, Шекспир — гении своего времени.
• Динамичность. Это отличает творчество живого человека от вариантов генерации компьютера. Мозг творческого человека представляет собой динамическую систему со своей системой закономерностей деятельности. Он развивается вместе с миром и его потребностями, а значит, знает, какие тренды сейчас популярны. Революционные решения изобретает не компьютер, а человек, и поэтому наглядно-образное мышление является одним из факторов, открывающих огромное количество возможностей и перспектив перед творческой личностью (дизайнером, кутюрье, художником, поэтом, музыкантом, так далее.).
Как развить нестандартное мышление?
• Постоянно развиваться, интересоваться новинками и внутренними технологиями процессов, получать глубокие знания о том, что составляет сферу ваших интересов.
• Потренируйтесь изображать на бумаге мысли, которые не могут быть воплощены в формы: как возникает любовь, страх, как происходит фотосинтез, что такое движение и так далее.
• Не ищите правильности или обоснованности своих решений. Реальность неоднозначна. Одно и то же может выглядеть так:
— Так;
— не сюда;
— Иначе: миллионы других версий.
• Не зацикливайтесь на одной форме выражения мыслей – это первый шаг назад. Не отчаивайтесь, если вас не поняли: ищите другие пути. Уолта Диснея, ныне известного во всех уголках земного шара, однажды уволили из журнала за отсутствие воображения. Дерзайте и не останавливайтесь в развитии.
• Формула самовыражения: «Ты не видишь вещи правильно или неправильно. Ты видишь их такими, какими видишь». Учиться видению мира и интерпретации явлений и предметов у детей.
Дети — гении нестандартных решений
Творческие способности ребенка не нужно развивать. Главное их не испортить. В детских поступках и решениях нет ни аналитики, ни логики, их ответы на каверзные вопросы чаще всего искренние и прямые, но каждый из них — правда и творчество чистейшей воды.
Как устроен механизм детского восприятия? Приходя в мир, маленький человек бесконечно и постоянно познает все окружающее его пространство. Огромный объем информации для новорожденного и темпы развития мозга на протяжении нескольких лет охватывают все сферы жизни. Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления являются неизбежными процессами самосознания и познания окружающего мира. Психологи считают, что нестандартное мышление у детей до четырех лет носит наглядно-действенный тип (когда ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, что внутри, почему она легкая или мягкая), а после четырех, когда малыш становится личностью и можно предположить, что он шумит внутри автомобиля или пылесоса, начинает развиваться образно-образное мышление.
Мнение психологов
У детей младшего и дошкольного возраста наглядно-образное мышление — процесс в психологии, позволяющий ребенку, не умеющему говорить на равных со взрослым, оперировать другими средствами для удовлетворения своих потребности. В дальнейшем, когда его первоначальный словарный запас и понятия уже достаточны для того, чтобы их нельзя было объяснить жестами, воображение ребенка становится и интуитивной энциклопедией знаний, и генератором идей для решения задач.
Творческий ребенок — успешная и многогранная личность
Любознательность, живой интерес, удивление и развивающийся интеллект невозможно втиснуть в рамки, если вы хотите видеть в ребенке творческую личность, а не трафарет собственных убеждений. Фундамент этого опыта впоследствии неоднократно станет основой успеха во взрослой жизни. Головоломки, ребусы, рисование и загадки — дети очень любят такие игры, а суть их проста: благодаря им они приобретают навыки пространственного и наглядно-образного мышления, связи причин и следствий событий и действий.
Наглядно-образное мышление дошкольников – это способность решать задачи в уме благодаря умению применять образы накопленных схем и алгоритмов. Это начало формирования абстрактно-логического мышления, а затем — способности рассуждать, понимать, воспринимать, запоминать, анализировать и т. д.
что это такое в психологии и что из этого следует? Формирование у дошкольников и младших школьников
мышление
- Особенности
- Комбинация
- Трансформационный
- Почему это важно?
- Как формировать?
- Методы разработки
Когда много лет спустя встречается друг детства, мысленные манипуляции с образами позволяют человеку воспроизвести некоторые необходимые детали информации и распознать в изменившейся внешности черты школьного друга. В этот момент срабатывает наглядно-образное мышление.
Особенности
В психологии этот тип мышления называют символическим актом мышления, при котором проблема моделируется и решается с помощью представлений. Это включает умственную работу с обращением с объектами и визуальными образами. Этот тип мыслительного процесса помогает субъекту воссоздать многообразие различных характеристик того или иного явления или предмета, установить их необычное сочетание.
Наглядно-образное мышление неразрывно связано с реальными действиями и предметами. Этим оно отличается от воображения, в котором образ воссоздается по памяти. Этот тип мыслительного процесса подчинен восприятию или представлению.
Преобладает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Дети мыслят зрительными образами и не знают понятий.
Приведем пример. Ребенку показывают два совершенно одинаковых шарика из теста. Он визуально осматривает их, оценивает объем. Затем из одного шарика делается лепешка. Объем не увеличился, но форма изменилась. Тем не менее теперь торту нужно много места на столе, а значит, по словам малыша, в нем больше теста, чем в шарике. У детей этот вид мыслительной деятельности подчинен восприятию, поэтому им трудно абстрагироваться от того, что сразу бросается в глаза.
Для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста характерен также образно-образный мыслительный процесс. Когда учитель при объяснении нового материала подкрепляет информацию демонстрацией предмета или его изображения, то он использует наглядно-образное мышление школьников.
Овладение ручным трудом достигается за счет этого типа мышления. В развитых формах такое мышление свойственно людям творческих профессий. Писатели, поэты, дизайнеры, модельеры, художники, скульпторы, музыканты, актеры умеют ярко и образно изображать те или иные предметы, явления или события.
Сочетание некоторых элементов предмета, их движение, умение выделять в уме основные признаки создают основу для формирования наглядно-образного мыслительного процесса. Для этого разработаны специальные задания.
Комбинация
Это упражнение позволяет ребенку создать новый объект на основе набора определенных изображений. Исходным материалом могут быть цифровые и буквенные символы, математические знаки, геометрические фигуры. Например, ребенка просят изобразить кошку или собаку из цифровых персонажей. Часто малышу предоставляется полная свобода действий и смотрят, в каком направлении он направляет свою фантазию.
Поиск и восстановление недостающей части также относится к комбинированной группе упражнений. Также используется игра «Шахматная доска». Суть игры сводится к созданию поля из различных элементов, при этом необходимо чередовать частицы.
Постепенно увеличивайте размер полей и время их воспроизведения.
Трансформационный
Для этого вида упражнения возьмите готовое готовое изображение и предложите ребенку изменить его, создать что-то совершенно новое . Обычно используются спички или палочки, из которых складывается определенная фигурка. Малыш должен переложить несколько спичек, чтобы получился новый предмет. Иногда предлагается убрать несколько палочек, чтобы изменить изображение.
Покраска — это испытание на скорость. Например, всем участникам игры выдаются листочки с изображенными на них двадцатью буквами «М». Каждый графический знак нужно превратить в новый объект, но так, чтобы все 20 созданных изображений могли быть узнаваемы окружающими. Затем обсуждают оригинальность и узнаваемость изображенных предметов.
Почему это важно?
Этот тип мышления ярко проявляется в дошкольном возрасте. На этом этапе происходит накопление различных зрительных, тактильных, звуковых проявлений, с помощью которых малышу легче взаимодействовать с окружающим миром. В мыслительном процессе, осуществляемом с помощью образов, активно используются воображение, пространственное восприятие, логическое построение структурных цепочек, оценка ситуации. Ребенок развивает способность визуализировать объект, не имея его в поле зрения.
Психологи рекомендуют уделять большое внимание развитию наглядно-образного мыслительного акта, так как этот процесс способствует овладению ребенком объемным отображением, пространственным мышлением.
Использование изображений формирует эстетическую составляющую личности, развивает творческое мышление, ускоряет решение логических и математических задач.
Как придать форму?
Активное формирование такого мышления начинается с трехлетнего возраста. Постепенно формируются определенные образы, накапливается информация, полученная в раннем детстве путем ощупывания и исследования вещей. Тогда детское воображение быстро развивается, и малыш способен домыслить или представить себе явление, предмет, целостную ситуацию. Необходимо научить ребенка мысленно видеть предметы в различном пространственном положении, изменять в сознании их расположение.
Для диагностики необходимой степени развития наглядно-образного мыслительного процесса психологи используют различные методики.
- Есть способ работать с нелепыми изображениями. Малышу предлагается картинка с персонажем, оказавшимся в необычной ситуации, когда герой должен совершить необычное для него действие. Например, вместо птенца в гнезде сидит лягушка, а птица приносит ей в пищу косточку. Ребенок объясняет, почему изображение не соответствует действительности. Он должен определить, как это происходит в природе, и предложить свою версию развития событий. Если ребенок хорошо справился с 7 заданиями из 10, то его наглядно-образное мышление находится на высоком уровне развития.
- Метод построения включает рисование изображения. Оценивается скорость и точность реакции. Малышу даются картинки с нарисованными знакомыми животными, игрушками, геометрическими фигурами. Он должен завершить рисунок за полторы минуты. Важна скорость выполнения задачи.
- Техника «Собери картинку» предполагает восстановление цельного изображения из знакомых фрагментов. Критерии оценки определяются скоростью выполнения. При хорошем образном мышлении ребенок должен потратить несколько минут на сборку картинки. За это время малыш подключает воображение, память и применяет метод исключения.
- Также существует методика, основанная на поиске лишнего изображения. Малышу дается несколько картинок, похожих по некоторым группам признаков. Он должен найти принт, не соответствующий основной композиции сгруппированных изображений.
Методика развития
Трехлетнему ребенку необходимо сборно-разборных игрушек … Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем к ним добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры предметов, различать оттенки. Важно заинтересовать ребенка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Прежде чем рисовать или строить башню, ребенок должен рассказать о своих следующих шагах.
Дети 5-6 лет отлично развивают образный мыслительный процесс с помощью
У старших дошкольников развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует использование следующих методов и приемов:
- наблюдение за явлениями природы с последующим описанием и изображением увиденной или услышанной информации;
- сборка пазлов;
- решение головоломок, ребусов, загадок;
- зарисовки по памяти;
- изображение на листе понятий, не имеющих наглядных признаков: веселье, радость, звук, дружба, мелодия, мысль;
- лепка из пластилина, глины;
- посещение музеев, выставок, экскурсий;
- создание различных приложений.
Развитие дошкольников включает следующие основные этапы обучения:
- демонстрация;
- объяснение;
- совместная работа;
- самостоятельных действий по образцу и творчеству, не ограниченных определенными рамками.
Формированию мыслительного процесса ребенка с образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат солнца, каплю росы, массажную щетку или любые другие явления и предметы. Упражнения с варьированием палочек или спичек, переворачиванием некоторых символических знаков, например, буквы «Е», широко используются для получения другой буквы: «Ш».
Квесты с костями очень эффективны в плане развития наглядно-образного мышления. Упражнение осваивается поэтапно. Сначала из 27 обычных кубиков строятся 7 элементов.
- На первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть их и найти сходство с некоторыми предметами или формами. Чем больше ассоциаций найдено, тем лучше.
- Второй этап предполагает аккуратное соединение двух элементов.
- На третьем этапе малышу советуют, внимательно осмотрев фигурки, сначала расчленить их, а затем сложить части обратно в точно такой же предмет, каким он был.