Нарисуйте несуществующее животное: Тест на самокопание: Рисунок несуществующего животного

Методика «Несуществующее животное»

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.
Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах.»
Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.
После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.
* * *
Интерпретация методики.
Положение рисунка на листе.
Норма — рисунок расположен по центру листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры — ГОЛОВА. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута

влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего-экоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.
Деталь «уши» — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ
— чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.
Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
ГЛАЗА. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.
Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.
Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками —
когтями, щетиной, иглами
— характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).


Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали -энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.

д.).
Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей—только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность.

Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

А.А.Карелин «Психологические тесты» Том 1.

Тест «Несуществующее животное»


Обратная связь

Цель исследования: выявления особенностей эмоционального состояния ученика.

Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питается, к чему стремится (чего хочет).

Обработка результатов: Прежде всего, нужно обратить внимание на размер нарисованного жи­вотного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер, фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней: тре­ти — о заниженных. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеали­зации, о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оцен­ку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, сви­детельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях од са­мые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания не всегда оправ­данны. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т. д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ре­бенка, то есть о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не ста­новятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликт таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они .и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опас­ны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, обеспечить им успех в какой-то деятельности.



О неуверенности тревожности и развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Дети авторы таких рисунков, нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, на­пример на то, как хорошо они что-то нарисовали, или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его при­тязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На ри­сунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может распола­гаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется «агрессией от. тре­воги», весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не; любят, часто наказывают. При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигу­ры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотря­щая влево, может свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требо­ваниями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызван­ной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдви­нутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремле­нии в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также сви­детельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое. Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий, фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит 6 неуверенности, тревожности, а по вертикали — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжа­тые кулаки и т.п., как и ответы детей, что, их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, появляющейся в результате трево­ги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, силь­ная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжени­ем ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штрихов­ка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изоб­ражения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свиде­тельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тре­вожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторон­них людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональ­ности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, час­то связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложив­шейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внима­ние на положение фигуры на листе бумаги, которая показывает, где ребенку хотелось бы оказаться — в прошлом или в будущем. Изображение ребенка антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Тест «Дом-Дерево-Человек»

Нарисуйте дом, дерево и человека в полный рост, постарайтесь изобразить на рисунке какое-то действие. Не рисуйте карикатуру человека. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретация рисунка.

Дерево символизирует жизненную энергию, ваше стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни.

Под порывом ветра дерево склонилось к дому — Вы стремитесь к безопасности и покою в домашней обстановке. Этот образ может означать и замкнутость на прошлом.

Ветки направлены вниз. Такой рисунок делают те, у кого много нерешенных проблем. Рисунок ивы часто означает депрессию и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Если дерево прочно стоит на земле, такой рисунок означает стремящуюся вперед личность, с достаточно удавшейся жизнью, с стремлением к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения. Если ветви, ствол нарисованы одной линией, предполагают стремление человека убежать от неприятностей реальности, отказ реально смотреть на вещи. Ветки, направленные наружу, — такой рисунок обычно делают люди, любящие оказывать помощь другим.

— изобилие веток и зелени на стороне, противоположной от дома. Такая личность стремится пустить энергию в свой собственный рост, отрицая семейные и домашние ценности.

Если пририсованы корни дерева, — вам присуще любопытство, желание видеть спрятанное под землей. Если нарисована ель, — вы склонны к доминированию, стремитесь к власти, проявляете организаторские способности, активность. Если на дереве нарисованы дупла, — признак пережитых психотравм, операций, либо физических травм.

Рисунок дома

— Городской дом, многоэтажное здание — этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, одинокого в своих проблемах.

— Небольшой дом с очень низкой крышей — человек чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

— Замок — такой рисунок дворца, замка раскрывает легкомысленность, несерьезность человека, у которого преувеличенное воображение, но который обычно не успевает справляться со своими реальными обязанностями.

— Просторный сельский дом — стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство. Чем забор, ограда вокруг дома ниже, тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним.

— Дверь. Отсутствие двери на рисунке предполагает психологическую недоступность, замкнутость, трудности при стремлении раскрыться перед другими. Очень маленькие двери — нежелание впускать в свое «Я». Парадные, большие двери — откровенность, общительность, зависимость от других. Двери с замком — мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дверь, расположенная сбоку, означает бегство.

— Дом вдали нарисован — отвергнутость. Дом вблизи — открытость, гостеприимство. Если нарисована проекция дома (сверху) вместо самого дома, — признак серьезных конфликтов, проблем.

— Крыша — сфера фантазии. Если нарисован толстый контур крыши — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией. Труба — акцент на трубе предполагает озабоченность психологической атмосферой в доме, это может также означать мужественность, силу и творческое начало. Отсутствие трубы — признак нехватки психологической теплоты дома.

Водосточные трубы — признак усиленной защиты, мнительности.

Остроконечная крыша означает сильное сознание и чувство вины. Дым густой из трубы — признак значительной внутренней напряженности; если дым тонкой струйкой, — признак недостатка эмоциональной теплоты дома.

— Окна. Отсутствие окон подразумевает замкнутость, в то время как большое количество окон предполагает стремление к хорошим контактам с людьми. Окна сильно открытые — признак развязности, прямолинейности. Занавески подразумевают озабоченность красотой и стремлением сохранить дистанцию в общении. Отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Отсутствие окон на первом этаже — признак враждебности, отчужденности. Окна лишь на верхнем этаже, но их нет на первом этаже — подразумевается «пропасть» между реальной жизнью и фантазией человека. Маленькие окна предполагают стеснительность и психологическую недоступность.

Ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные дорожки означают хорошее чувство контроля за своим поведением и развитое чувство такта в отношениях с людьми. Длинные дорожки или ступени подразумевают чувство дистанции в общении. Дорожка, широкая вначале и сужающаяся у дома, — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

— Погода — если изображена плохая погода, — восприятие среды как враждебной, тучи — признак боязливой тревоги, опасений, депрессии. Фигура человека на ветру — предполагает потребность в любви, заботе.

— Если у вас на рисунке есть другой человек, — ваша жена, или ребенок, или родители — это значит, что имен но он является движущей силой в вашей жизни. Если вы рисуете только себя, — это значит, что вы хорошо контролируете свою жизнь. Если вы находитесь внутри дома, то значит вы нуждаетесь в защите. Если на вашем рисунке дом занимает много места, это значит, что вы стремитесь к достижению материальных благ. Для лучшего понимания рисунка человека см. анализ к «Автопортрету».

Сильно выраженная штриховка рисунка свидетельствует о психологической напряженности.

Диагностика способностей к преодолевающему поведению.

Шкала SАСS С. Хобфолла

Инструкция. «Вам предлагаются 54 утверждения относи­тельно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оце­ните, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого на листе ответов поставьте цифру от 1 до 5, кото­рая наиболее соответствует вашим действиям. Если утвержде­ние полностью описывает ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ — а, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда по­ставьте 1 (ответ— нет, это совсем не так)».

1 — нет, это совсем не так

2 — скорее нет, чем да

3 — затрудняюсь ответить

4 — скорее да, чем нет

5 — да, совершенно верно

Опросник.

1. В любых сложных ситуациях вы не сдаетесь.

2. Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разре­шить ситуацию.

3. Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в вашем положении.

4. Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные ва­рианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).

5. Вы полагаетесь на свою интуицию.

6. Как правило, вы откладываете решение возникшей про­блемы в надежде, что она разрешится сама. Стараетесь держать все под контролем, хотя и не пока­зываете этого другим.

7. Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.

8. Решая неприятные проблемы, выходите из себя и може­те «наломать немало дров».

10. Когда кто-либо из близких поступает с вами несправедливо, Вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствова­ли, что вы расстроены или обижены.

11. Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.

12. Не стесняетесь при необходимости обращаться к дру­гим людям за помощью или поддержкой.

13. Без необходимости не «выкладываетесь» полностью, предпочитая экономить свои силы.

14. Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным явля­ется то решение, которое первым пришло в голову.

15. Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.

16. Для достижения своих целей вам часто приходится «подыгрывать» другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»).

17. В определенных ситуациях вы ставите свои личные ин­тересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.

18. Как правило, препятствия для решения ваших про­блем или достижения желаемого сильно выводят вас из себя, можно сказать, что они просто бесят вас.

19. Вы считаете, что в сложной ситуации лучше действо­вать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.

20. Находясь в трудной ситуации, вы раздумываете о том, как поступили бы в этом случае другие люди.

21. В трудные минуты для вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.

22. Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».

23. Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.

24. Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что, возможно, само по себе рассеется.

25. Позволяете другим людям думать, что они могут по­влиять на вас, но на самом деле вы — крепкий орешек и никому не позволяете манипулировать собой.

26. Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.

27. Вас можно назвать вспыльчивым человеком.

28. Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.

29. Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше дей­ствовать сообща с другими.

30. Вы считаете, что на душе может стать легче, если поде­литься с другими своими переживаниями.

31. Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».

32. Ваша интуиция вас никогда не подводит.

33. В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».

34. Иногда вам приходится немного манипулировать людь­ми (решать свои проблемы, невзирая на интересы других).

35.Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.

36.Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать от­пор тем, кто не согласен с вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».

37.Вы легко и спокойно можете защитить себя от неспра­ведливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.

38. Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит ваш жизненный опыт.

39. Вы полагаете, что поддержка других людей очень по­могает Вам в трудных ситуациях.

40. В трудных ситуациях вы долго готовитесь и предпочи­таете сначала успокоиться, а потом уже действовать.

41. В сложных ситуациях лучше следовать первому им­пульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.

42. До возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за послед­ствия.

43. Для достижения своих заветных целей не грех и не­много полукавить.

44. Ищете слабости других людей и используете их со сво­ей выгодой.

45. Грубость и глупость других людей часто приводят вас в ярость (выводят вас из себя).

46. Вы испытываете неловкость, когда вас хвалят или го­ворят комплименты.

47. Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).

48. Вы уверены, что в трудных ситуациях вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.

49. Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».

50. Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.

51. В конфликтных ситуациях предпочитаете найти ка­кие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим занять­ся решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.

52. Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.

53. Цель оправдывает средство.

54. В значимых и конфликтных ситуациях вы бываете аг­рессивным.

«КЛЮЧ»

Субшкала Номера утверждений
Ассертивные действия 1, 10, 19, 28*, 37, 46*
Вступление в социальный контакт 2, 11,20, 29. 38, 47
Поиск социальной поддержки 3, 12, 21, 30, 39, 48
Осторожные действия 4, 13, 22, 31, 40, 49
Импульсивные действия 5, 14, 23, 32, 41, 50*
Избегание 6, 15 24, 33, 42, 51
   
Непрямые действия 7, 16, 25, 34, 43, 52
Асоциальные действия 8, 17, 26, 35, 44, 53
   
Агрессивные действия 9, 18, 27, 36, 45, 54

 

* Подсчитывается в обратном порядке




Рисование милых существ от Cheishiru — Создай лучшее искусство