Нарушение экспрессивной речи у детей: Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия

Содержание

Дисфазия. Симптомы, диагностика и лечение.

Помогаем при дисфазии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения. Обучаем не только детей, но и их родителей: работа с ребенком не останавливается за пределами клиники, а родители получают навыки, которые пригодятся им в дальнейшем общении с ребенком.

Дисфазия наступает вследствии поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Эти сбои происходят в период вынашивания ребенка, либо в раннем возрасте, еще до того, как малыш учится говорить.

Причиной внутриутробных нарушений может быть употребление матерью наркотиков, токсинов, алкоголя, курение, перенесенные ею инфекции, например, краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Недостаток йода в организме беременной женщины, исключение из рациона питания некоторых видов продуктов без возмещения недостающих веществ, например, вегетарианство.

Ребенок, получивший травму в процессе родов, также попадает в “группу риска” дисфазии. Сюда же относится асфиксия и аутизм. Более редкий случай, когда задержка в развитии речи связана с наличием аутизма или отставанием в развитии психики.

Отсутствие детского лепета в первый год жизни — один из главных признаков развития дисфазии. Ребенок не только отказывается “разговаривать”, но и не хочет подражать взрослым, копировать язык и жесты. В более позднем возрасте дисфазия характеризуется непониманием ребенком речи окружающих, “белый шум” вместо слов мамы и папы. Ребенок отмалчивается, когда взрослые задают вопросы, часто, вместо попыток что-то сказать, использует жесты. Не всегда верно интерпретирует побуждающие слова родителей, например, не встает со стула, когда его просят, не идет навстречу, если его зовут. Не откликается на свое имя. По нескольку раз повторяет одни и те же слова, до конца не понимая их смысл. Что касается речи, то ребенок с дисфазией меняет в слове буквы и звуки, а слова — в предложении. Может несколько раз повторять один и тот же звук.

Принято разделять сенсорную дисфазию и моторную. Моторная дисфазия имеет место быть, если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает речь, неверно подбирает слова. Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются эти дефекты. Словарный запас пополняется не так интенсивно, как у сверстников. Интеллектуальная “пропасть” между детьми становится все больше.

Сенсорная афазия характеризуется непониманием ребенком того, что говорят. Малыш просто не воспринимает стороннюю речь. Часто чтобы “услышать” говорящего, он пристально смотрит ему в лицо, пытаясь “прочесть” смысл речи. Научившись таким образом “понимать” смысл сказанного матерью, ребенок может не реагировать на то же самое, но сказанное посторонним.

Диагностика и лечение

Диагностика дисфазии начинается с подробного опроса матери. Специалист всегда интересуется употребляла ли женщина во время беременности алкоголь, какие принимала лекарства, чем болела и как питалась; успешно ли прошли роды, не было ли осложнений и кислородного голодания у малыша. Дисфазия может развиваться на фоне недостаточной социализации малыша, нежелания родителей заниматься с ребенком, либо направить его к педагогу.

Ребенка обязательно осматривает невролог, изучая рефлексы маленького пациента и работу его мышц. Нарушения в развитии мозга или явные признаки полученных травм помогают увидеть КТ и МРТ. Большую работу проделывает логопед, оценивая уровень развития речи, возможность или невозможность произнесения звуков и слов, анализ того, правильно ли ребенок расставляет буквы в словах, не путает ли окончания и т.д.

Работа таких специалистов как нейропсихолог, логопед и невролог строится на основе того, что является “слабым звеном” в развитии ребенка: сложность в произношении или в понимании.

Если запустить дисфазию, не привлечь воремя специалистов к решению данной проблемы, то последствия болезни могут остаться на всю жизнь. Это сохранение речевого дефекта, отставание в обучении, замкнутость, неуверенность в себе, сложность нахождения в социуме.

Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

За свою 10-летнюю работу Центр “Акме” помог более 1500 пациентов с проблемами нарушения функций головного мозга, отвечающих за развитие речи. Дети и взрослые ведут активную жизнь, вращаются в обществе, растут, развиваются и строят планы на будущее.

“Центр Акме” выступает за безмедикаментозное лечение, позволяющее максимально снизить лекарственную нагрузку. Лекарственные формы могут применяться только в самых крайних случаях.

Тщательная работа неврологов, логопедов и других смежных специалистов, длительный методически выверенный алгоритм логопедического курса, психологическая помощь пациенту и близким — вот основы нашего успеха. Мы всегда стараемся найти подход к пациенту, который позволит максимально эффективно решить проблему. Никакого насилия и принуждения, только партнерство и доброжелательность.

Детям уютно в наших стенах, а взрослые чувствуют, что пришли “по адресу”, знают, что получат высококвалифицированную помощь и поддержку.

Центр “Акме” всегда работает в связке с родителями маленького пациента: “домашняя работа” также важна как и занятия внутри кабинета. Небезразличие родителей к проблеме малыша всегда находит поддержку наших специалистов. Партнерская работа дает стабильный результат, а ребенок не чувствует себя брошенным родителями.

Чтобы ваш малыш как можно раньше начал правильно говорить, грамотно строить речь, активно общаться в кругу сверстников – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Характеные признаки нарушения развития речи у ребенка

3 мая, 2018


Некоторые родители выражают сильное беспокойство, что малышу уже год, а он не говорит. В то же время другие совсем не переживают, что их трехлетний сын не разговаривает. В каких случаях стоит волноваться, а в каких – нет? Одним из поводов беспокоиться является так называемая «темповая задержка».

Однако для начала отметим, что у каждого ребенка своя скорость формирования психических процессов, в том числе и способности объясняться с окружающими. Но существуют определенные нормы речевого становления, которые берутся за основу специалистами. Родителям стоит обеспокоиться развитостью речи детей, если они:

  • В 4 месяца в ответ на улыбку мамы не улыбаются, не гукают в ответ на ласковое обращение взрослых.
  • В 8-9 месяцев не произносят  простых звукокомплексов: «ба», «па» и т.п., а также не выполняют по словесной просьбе несложные действия.
  • В 1,5 года не выговаривают простые слова; не знают как называются окружающие предметы, не могут ответить, как его зовут; не способны выполнять простую команду, например, «покажи где у тебя носик».
  • В 2,5 года имеют маленький лексикон; не запоминают названия предметов; не умеют составлять простые предложения хотя бы из 2-ух слов.
  • В 3 года имеют очень бедный словарный запас  и их с трудом понимают даже близкие; не могут составить предложение из трех слов; предпочитают использовать жесты; не понимают объяснений взрослых; разговаривают очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания.

Что такое темповая задержка?

Темповая задержка речевого развития – это временная остановка развития речи у ребенка по сравнению со сверстниками. Если у него присутствует именно эта проблема, а не более серьезная логопедическая, он тоже начнет говорить, только чуть позже, чем ровесники. Данный термин принято использовать для детей в возрасте до 3-ех лет.

Почему она возникает?

Можно выделить следующие причины темповой задержки речи:

  • медленное формирование различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного;
  • недостаточная развитость интеллекта;
  • наследственный фактор медленного созревания речевой функции;
  • болезненность, которая замедляет формирование всех психических функций;
  • социальная среда, в которой не созданы  условия, необходимые для улучшения способности: например, коммуникация преимущественно по поводу его плохого поведения, во всех остальных случаях «партнером» по общению являются гаджеты или телевизор;
  • гипер-опека, когда папа и мама предугадывают все желания своего чада и ему уже нет надобности что-то говорить.

В некоторых семьях родители сопровождают свои высказывания чрезмерной жестикуляцией, и малыш приучается реагировать на жесты, а не на слова. В таком случае тоже возможно возникновение определённых трудностей.

Избыточная словесная среда так же вредна для крохи, как и недостаточная. Если дома постоянно включен телевизор и радио, гаджеты, где взрослые непрерывно общаются друг с другом, то маленький привыкает не концентрироваться на смысловой нагрузке этих слов и воспринимает все в качестве фона. Он даже может имитировать услышанное и произносить сложные псевдофразы. Но он не придает значения тому, что произносит, и воспринимает язык как нечто вторичное, поэтому становление возможности осмысленно разговаривать у него будет задерживаться.

Характерные признаки
  • Ваше чадо понимает, когда ему что-то говорят. В 2 года он хорошо понимает простые инструкции: «иди ко мне», «дай куклу», «посади мишку на стул».
  • Он активно откликается  на свое имя. Позовите маленького, когда он вас не видит или прикройте рот ладонью: он должен поворачиваться на звук собственного имени.
  • Он проявляет слуховое внимание. Он оборачивается на источник звука, узнает и различает звонок телефона, пение птицы, шуршание фантика.

Если эти признаки характерны для вашего ребенка, возможно, мы имеем дело как раз с данной проблемой.

Может быть, мой ребенок сам начнет разговаривать?

Малыш, для которого характерна такая проблема, в какой-то момент может заговорить неожиданно и активно. Бывает, что разговорный уровень у такого ребенка резко возрастает и от отдельных фраз он спонтанно переходит к говорению целыми предложениями.
Однако большинству детей с такой проблемой нужен «катализатор», чтобы начать говорить. Занятия с логопедом и становятся таким «катализатором», который позволяет совершить своеобразный прорыв.

Работаем с проблемой

Если в 2-3 года кроха совсем не разговаривает, родителям не стоит выжидать, когда он заговорит нормально. Лучшее, что можно предпринять, это в 2-3 года отвести его к неврологу и логопеду. Они оценят его общую развитость и его разговорный уровень, и если необходимо, порекомендуют специальные занятия. Занятия с логопедом позволят сократить отставание в развивании всех психических функций. Работа над улучшением способностей общаться и передавать свои мысли, особенно своевременная, – важнейшее условие становления полноценной психики и личности крохи.

Кроме занятий и наблюдения специалистов в период роста важную роль играет общение родителей с их чадом, игры, которые требуют взаимодействия на основе словесного общения и которое нельзя заменить гаджетами. Подобная коммуникация способствует формированию эмоционально-волевой, интеллектуальной, речевой и социальной сфер воспитания крохи, то есть создают прочный фундамент для его дальнейшей взрослой жизни.

Консультация у специалистов

Если вы хотите протестировать словесную развитость крохи, диагностировать наличие проблем или их отсутствие, пройдите первичную консультацию в Центре Развития Речи «Говоруша». Как проходит первая встреча? Логопед — дефектолог:

  • знакомится с вами и будущим маленьким учеником,
  • изучает медицинские документы,
  • узнает, как развивался и рос малыш,
  • выясняет, что беспокоит близких своего маленького подопечного,
  • определяет есть ли задержка речевого развития,
  • дает необходимые рекомендации,
  • составляет программу индивидуального сопровождения для малыша.

Далее вы сможете следовать рекомендациям специалиста и при желании записаться на наши развивающие занятия.

Записаться на консультацию к логопеду- дефектологу в ЦРР «Говоруша» можно по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 642-05-13 (ул. Пулковская, дом 2, корпус 1)

Обследование и ведение ребенка с задержкой речи

АЛЕКСАНДР К.С. LEUNG, M. B.B.S., И C. PION KAO, M.D.

Семейный врач. 1999;59(11):3121-3128

См. соответствующий информационный материал для пациента о ребенке с задержкой речи, написанный авторами этой статьи.

Задержка речевого развития может быть симптомом многих расстройств, в том числе умственной отсталости, потери слуха, расстройства экспрессивной речи, психосоциальной депривации, аутизма, факультативного мутизма, рецептивной афазии и церебрального паралича. Задержка речи может быть вторичной по отношению к задержке созревания или двуязычию. Знакомство с факторами, на которые следует обращать внимание при сборе анамнеза и проведении физического осмотра, позволяет врачам быстро поставить диагноз. Своевременное выявление и раннее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и улучшить исход.

Речь — это моторный акт общения посредством артикуляции вербального выражения, тогда как язык — это знание системы символов, используемой для межличностного общения.

1 В целом считается, что ребенок имеет задержку речевого развития, если речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста. Речевое развитие ребенка с задержкой речевого развития типично для нормально развивающегося ребенка младшего хронологического возраста; Навыки ребенка с задержкой речи приобретаются в нормальной последовательности, но медленнее, чем обычно. 2

Задержка речи долгое время вызывала озабоченность у врачей, ухаживающих за детьми. Беспокойство вполне обосновано, поскольку задержка речи сопровождается рядом проблем развития. Кроме того, задержка речи может иметь значительное влияние на личную, социальную, академическую и, позднее, профессиональную жизнь. Раннее выявление и соответствующее вмешательство могут смягчить эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит этой инвалидности и могут улучшить исход.

Нормальное развитие речи

Чтобы определить, есть ли у ребенка задержка речи, врач должен иметь базовые знания об этапах развития речи. Нормальная речь проходит через стадии воркования, бормотания, эхолалии, жаргона, слов и словосочетаний и формирования предложений. Нормальная картина развития речи показана в таблице

1 . 3

Возраст Достижение
от 1 до 6 месяцев Гудение в ответ на голос
6-9 месяцев Лепча
10-11 месяцев Имитация звуков; говорит «мама/папа» без смысла
12 месяцев Говорит «мама/папа» со смыслом; часто имитирует двух- и трехсложные слова
13–15 месяцев Словарный запас от четырех до семи слов в дополнение к жаргону; < 20% речи понимают незнакомцы
от 16 до 18 месяцев Словарный запас 10 слов; немного эхолалии и обширного жаргона; от 20% до 25% речи понимают незнакомые люди
19-21 месяц Словарный запас 20 слов; незнакомцы понимают 50% речи
22–24 месяца Словарный запас > 50 слов; фразы из двух слов; отказ от жаргона; Незнакомцы понимают от 60% до 70% речи
От 2 до 2,5 лет Словарный запас 400 слов, включая имена; фразы из двух-трех слов; использование местоимений; уменьшение эхолалии; 75% речи понимают незнакомцы
от 2,5 до 3 лет Использование множественного числа и прошедшего времени; знает возраст и пол; правильно считает три предмета; от трех до пяти слов в предложении; незнакомцы понимают от 80% до 90% речи
от 3 до 4 лет От трех до шести слов в предложении; задает вопросы, беседует, делится опытом, рассказывает истории; незнакомые люди понимают почти всю речь
4-5 лет Шесть-восемь слов в предложении; называет четыре цвета; правильно считает 10 копеек

Эпидемиология

Трудно получить точные данные, которые документировали бы распространенность задержки речевого развития у детей, из-за запутанной терминологии, различий в диагностических критериях, ненадежности неподтвержденных родительских наблюдений, отсутствия надежных диагностических процедур и методологических проблем при отборе проб и поиске данных. Однако можно сказать, что задержка речи является распространенной детской проблемой, которая затрагивает от 3 до 10 процентов детей. 4–6 Заболевание в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 5,7

Этиология

Задержка речи может быть проявлением многочисленных нарушений. Причины проблемы перечислены в таблице 2 .

Умственная отсталость
Потеря слуха
Задержка созревания (задержка развития речи)
Расстройство экспрессивной речи (развивающаяся экспрессивная афазия)
Билингвизм
Психосоциальная депривация
Аутизм
Избирательный мутизм
Рецептивная афазия
Детский церебральный паралич

УМСТВЕННАЯ ЗАДЕРЖКА

Умственная отсталость является наиболее распространенной причиной задержки речи, на которую приходится более 50 процентов случаев. 8 У умственно отсталого ребенка наблюдается общая задержка речи, а также задержка восприятия на слух и задержка использования жестов. В целом, чем тяжелее умственная отсталость, тем медленнее овладение коммуникативной речью. Речевое развитие у умственно отсталых детей задерживается относительно больше, чем другие области развития.

Примерно у 30-40% детей с умственной отсталостью причину задержки установить не удается даже после тщательного обследования. 9 Известные причины умственной отсталости включают генетические дефекты, внутриутробную инфекцию, плацентарную недостаточность, медикаментозное лечение матери, травмы центральной нервной системы, гипоксию, ядерную желтуху, гипотиреоз, отравления, менингит или энцефалит и нарушения обмена веществ. 9

ПОТЕРЯ СЛУХА

Неповрежденный слух в первые несколько лет жизни жизненно важен для развития языка и речи. Потеря слуха на ранней стадии развития может привести к глубокой задержке речи.

Потеря слуха может быть кондуктивной или нейросенсорной. Проводниковая потеря обычно вызывается средним отитом с выпотом. 10 Такое снижение слуха носит непостоянный характер и составляет в среднем от 15 до 20 дБ. 11 Некоторые исследования показали, что дети с кондуктивной тугоухостью, связанной с жидкостью среднего уха в течение первых нескольких лет жизни, подвержены риску задержки речи. 4,11 Однако не все исследования обнаруживают эту связь. 12 Кондуктивная тугоухость также может быть вызвана пороками развития структур среднего уха и атрезией наружного слухового прохода.

Нейросенсорная тугоухость может быть результатом внутриутробной инфекции, ядерной желтухи, ототоксических препаратов, бактериального менингита, гипоксии, внутричерепного кровоизлияния, некоторых синдромов (например, синдрома Пендреда, синдрома Ваарденбурга, синдрома Ушера) и хромосомных аномалий (например, синдромов трисомии). Нейросенсорная тугоухость, как правило, наиболее выражена на высоких частотах.

ЗАДЕРЖКА ЗРЕЛЕНИЯ

Задержка созревания (задержка языкового развития) является причиной значительного процента поздних заговорщиков. В этом состоянии происходит задержка созревания центрального неврологического процесса, необходимого для воспроизведения речи. Заболевание чаще встречается у мальчиков, и в семейном анамнезе часто присутствует «позднее цветение». 13 Однако прогноз для этих детей благоприятный; они обычно имеют нормальное речевое развитие к возрасту поступления в школу. 14

НАРУШЕНИЕ ВЫРАЖИТЕЛЬНОЙ ЯЗЫКА

Дети с расстройством выразительной речи (развивающаяся экспрессивная афазия) не могут развить использование речи в обычном возрасте. Эти дети имеют нормальный интеллект, нормальный слух, хорошие эмоциональные отношения и нормальные навыки артикуляции. Первичный дефицит, по-видимому, представляет собой дисфункцию мозга, которая приводит к неспособности переводить идеи в речь. Понимание речи соответствует возрасту ребенка. Эти дети могут использовать жесты, чтобы дополнить свое ограниченное вербальное выражение. В то время как у поздно раскрывшегося ребенка со временем разовьется нормальная речь, у ребенка с расстройством экспрессивной речи этого не произойдет без вмешательства. 13 Иногда бывает трудно, если не невозможно, в раннем возрасте отличить позднего ребенка от ребенка с расстройством экспрессивной речи. Задержка созревания, однако, является гораздо более распространенной причиной задержки речи, чем расстройство экспрессивной речи, на которое приходится лишь небольшой процент случаев. Ребенок с расстройством экспрессивной речи подвержен риску нарушения обучаемости на основе речи (дислексии). Поскольку это расстройство не самокорректируется, необходимо активное вмешательство.

ДВУЯЗЫЧИЕ

Двуязычная домашняя среда может вызвать временную задержку в развитии обоих языков. Однако двуязычный ребенок понимает два языка нормально для ребенка того же возраста, и ребенок обычно овладевает обоими языками в возрасте до пяти лет.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Физическая депривация (например, бедность, плохие жилищные условия, недоедание) и социальная депривация (например, неадекватная языковая стимуляция, отсутствие родителей, эмоциональный стресс, отсутствие заботы о детях) отрицательно влияют на развитие речи. У детей, подвергшихся жестокому обращению, которые живут со своими семьями, не наблюдается задержки речи, если они также не подвергаются пренебрежительному отношению. 15 Поскольку жестокие родители чаще, чем другие родители, игнорируют своих детей и реже используют вербальные средства для общения с ними, у детей, подвергшихся жестокому обращению, чаще наблюдается задержка речи. 16

АУТИЗМ

Аутизм — это нарушение развития, обусловленное неврологическими причинами; начало происходит до достижения ребенком возраста 36 месяцев. Аутизм характеризуется задержкой и девиантным развитием речи, неспособностью развивать способность общаться с другими людьми, а также ритуальным и компульсивным поведением, включая стереотипную повторяющуюся двигательную активность. Описаны различные речевые аномалии, такие как эхолалия и перестановка местоимений. Речь некоторых аутичных детей имеет атоничный, деревянный или певучий характер. Аутичные дети, как правило, не в состоянии установить зрительный контакт, социально улыбаться, реагировать на объятия или использовать жесты для общения. Аутизм в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ

Элективный мутизм — это состояние, при котором дети не говорят, потому что не хотят. Как правило, дети с факультативным мутизмом говорят, когда они одни, с друзьями, а иногда и с родителями, но они не разговаривают в школе, на публике или с незнакомцами. Заболевание несколько чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. 17 Значительная часть детей с факультативным мутизмом также имеют артикуляционные или речевые нарушения.

В основе мутизма обычно лежит семейная психопатология. Избирательно немые дети обычно проявляют другие симптомы плохой адаптации, такие как плохие отношения со сверстниками или чрезмерная зависимость от родителей. Как правило, эти дети негативисты, застенчивы, робки и замкнуты. Расстройство может сохраняться в течение месяцев или лет.

РЕЦЕПТИВНАЯ АФАЗИЯ

Нарушение понимания устной речи является основной проблемой при рецептивной афазии; производственные трудности и задержка речи связаны с этой инвалидностью. Дети с рецептивной афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители. Их родители часто описывают таких детей как «не слушающих», а не «не слышащих». Речь этих детей не только замедлена, но и скудна, аграмматична и нечетка в артикуляции. 18 Большинство детей с рецептивной афазией постепенно приобретают собственный язык, понятный только тем, кто с ними знаком.

Церебральный паралич

Задержка речи часто встречается у детей с церебральным параличом. Задержка речи чаще всего возникает у лиц с атетоидным типом детского церебрального паралича. Следующие факторы, по отдельности или в сочетании, могут быть причиной задержки речи: потеря слуха, нарушение координации или спастичность мышц языка, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга.

Клиническая оценка

Сбор анамнеза и физикальное обследование важны при оценке детей с задержкой речи. Полученная информация поможет врачу выбрать соответствующие исследования для дальнейшей оценки (таблицы 3 и 4) .

Данные анамнеза Возможная этиология 7
Задержка языковых вех Задержка речи
Задержка моторных вех Детский церебральный паралич
Генерализованная задержка в основных вехах развития Умственная отсталость
Болезнь матери во время беременности
Внутриутробная инфекция (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инклюзия) Потеря слуха, умственная отсталость
Материнская фенилкетонурия Умственная отсталость
Гипотиреоз у матери Умственная отсталость
Употребление матерью наркотиков (например, алкоголя) Психические
Плацентарная недостаточность Умственная отсталость, детский церебральный паралич
Перинатальная история
Дородость Церебральный паралич
Гипоксия Ментальная отсталость, церебральный паразоль, потеря слуха. 0047
Родовая травма Детский церебральный паралич
Внутричерепное кровоизлияние Умственная отсталость, тугоухость, детский церебральный паралич 9 0047
Ядерная желтуха Умственная отсталость, потеря слуха, детский церебральный паралич
Кормление трудности, чрезмерное слюнотечение ДЦП
Прошлые болезни
Энцефалит, менингит Умственная отсталость, потеря слуха
Рецидивирующий средний отит Потеря слуха
Паротит Потеря слуха
Гипотиреоз Умственная отсталость, потеря слуха
Черепно-мозговая травма Умственная отсталость, потеря слуха
Судороги Детский церебральный паралич, умственная отсталость
Прием лекарств
Ототоксические препараты Потеря слуха
Психосоциальный анамнез
Психосоциальный стресс, семейные конфликты 9004 7 Психосоциальная депривация, элективный мутизм
Ненормальная социальная игра, отсутствие эмпатии, неспособность общаться другим Аутизм
Более чем один язык, на котором говорит ребенок Билингвизм
Семейный анамнез
Задержка речи Задержка созревания, умственная отсталость
Хромосомные аномалии Умственная отсталость
Синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Ушера Потеря слуха
Прадер-Вилли синдром, синдром Вильямса, синдром Барде-Бидля Умственная отсталость

900 33 9 900 46 Пятна цвета кофе с молоком
Физикальные данные Возможная этиология
Низкорослость, ожирение, гипогонадизм Синдром Прадера-Вилли
Микроцефалия, макроцефалия Умственная отсталость, детский церебральный паралич, тугоухость
Деформации ушной раковины или наружного слухового прохода Потеря слуха
Увеличение ушной раковины, макроорхизм Синдром ломкой X-хромосомы
Синдром Дауна
Зоб Синдром Пендреда
Нейрофиброматоз
Аденома кожного сала, шагреневые пятна, гипопигментированные пятна Туберозный склероз
Белый чуб, гипопигментация кожи, гипертелоризм, гетерохромия Синдром Ваарденбурга 9
Пигментный ретинит, ожирение, гипогонадизм, полидактилия
Хориоретинит Врожденный токсоплазмоз, врожденный цитомегаловирус
Отсутствие зрительного контакта , стереотипная повторяющаяся двигательная активность Аутизм
Спастичность, гиперрефлексия, клонус, разгибательная подошвенная реакция, контрактуры ДЦП
Атетоз, хореоатетоз, атаксия ДЦП
Дизартрия ДЦП си

ИСТОРИЯ

Подробный анамнез развития с особым вниманием к языковым вехам чрезвычайно важен для постановки диагноза. Врач должен быть обеспокоен, если ребенок не лепечет в возрасте от 12 до 15 месяцев, не понимает простых команд в возрасте 18 месяцев, не говорит в возрасте двух лет, не составляет предложений в возрасте трех лет или с трудом рассказывает простую историю к четырем-пяти годам. 4,18 Врач также должен быть обеспокоен, если речь ребенка в значительной степени неразборчива после трехлетнего возраста или если речь ребенка запаздывает более чем на год по сравнению с нормальными моделями речевого развития. Генерализованная задержка во всех аспектах вех развития предполагает умственную отсталость как причину задержки речи у ребенка.

Медицинский анамнез должен включать любые заболевания матери во время беременности, перинатальные травмы, инфекции или асфиксию, гестационный возраст при рождении, массу тела при рождении, состояние здоровья в прошлом, использование ототоксичных препаратов, психосоциальный анамнез, язык(и), на котором разговаривал ребенок, и семейная история серьезных заболеваний или задержки речи.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И СКРИНИНГОВЫЕ ТЕСТЫ

Необходимо точное измерение роста, веса и окружности головы ребенка. Просмотр соответствующего параметра на графике роста также может помочь в раннем выявлении некоторых типов задержки речи. Любые дисморфические признаки или аномальные физические данные должны быть отмечены. Необходимо провести полное неврологическое обследование, которое должно включать оценку зрения и слуха.

Шкала вех раннего языка (рис. 1) — это простой инструмент, который можно использовать для оценки развития речи у детей младше трех лет. 19 Тест фокусируется на выразительной, рецептивной и визуальной речи. Он основывается в первую очередь на отчете родителей с периодическим тестированием ребенка. Тест можно сделать в кабинете врача, и его проведение занимает всего несколько минут. 7 Для детей в возрасте от 2,5 до 18 лет: Словарный тест в картинках Пибоди – пересмотренная версия 20 — полезный инструмент для проверки понимания слов. Если ребенок двуязычен, важно сравнить его языковую успеваемость с успеваемостью других двуязычных детей аналогичного культурного и языкового происхождения.

Необходима всесторонняя оценка развития, поскольку задержка речевого развития является наиболее частым ранним проявлением общих интеллектуальных нарушений. Денверский скрининговый тест развития является наиболее популярным клиническим тестом для младенцев и детей младшего возраста. 9,21

Детям, чьи результаты указывают на ненормальное состояние, требуется более точное тестирование с помощью одного из стандартизированных и утвержденных тестов интеллекта. Наиболее широко используемыми тестами интеллекта для оценки интеллектуального и адаптивного функционирования ребенка являются шкала интеллекта Стэнфорда-Бине, шкала развития младенцев Бейли, пересмотренная шкала интеллекта Векслера для детей (WISC-R), а также шкала Векслера для дошкольных и школьных учреждений. Первичная шкала интеллекта (WPPSI).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Всех детей с задержкой речи следует направлять на аудиометрию, независимо от того, насколько хорошо ребенок слышит в условиях офиса, и независимо от того, связаны ли другие нарушения речи с задержкой речи. 8 Специальные наушники, отключающие фоновый шум, могут улучшить результат исследования. Тимпанометрия является полезным диагностическим инструментом. В сочетании с результатами чистотональной аудиометрии измерение податливости барабанной перепонки с помощью тимпанометра помогает идентифицировать потенциальный проводящий компонент (например, выпот в среднем ухе), который иначе можно было бы пропустить. Слуховая реакция ствола мозга обеспечивает окончательный и количественный физиологический способ исключить периферическую потерю слуха. 22 Это особенно полезно для младенцев и детей, отказывающихся от сотрудничества. 22 На слуховую реакцию ствола мозга не влияет седация или общая анестезия.

Дополнительные анализы следует назначать только в том случае, если они показаны в анамнезе или физикальном обследовании. У детей с фенотипическим проявлением синдрома ломкой Х-хромосомы следует рассмотреть вопрос о кариотипе на хромосомные аномалии и тесте ДНК. Электроэнцефалограмму следует рассматривать у детей с судорогами или со значительными нарушениями рецептивной речи. Последнее иногда может быть связано с субклинической судорожной активностью в височной доле. 4

Ведение

Ведение ребенка с задержкой речи должно быть индивидуальным. Медицинская бригада может включать врача, логопеда, аудиолога, психолога, эрготерапевта и социального работника. Врач должен предоставить команде информацию о причине задержки речи и нести ответственность за любое лечение, которое доступно для исправления или минимизации инвалидности.

Логопед играет важную роль в формулировании планов лечения и целевых целей. Основная цель языковой коррекции состоит в том, чтобы научить ребенка стратегиям понимания разговорной речи и надлежащего языкового или коммуникативного поведения. Логопед может помочь родителям научиться поощрять и улучшать коммуникативные навыки ребенка.

Детям с потерей слуха могут быть показаны такие меры, как слуховые аппараты, слуховая тренировка, обучение чтению по губам и миринготомия; иногда может потребоваться реконструкция наружного слухового прохода, реконструкция слуховых косточек и кохлеарная имплантация. Использование регистра высокого риска, а также всеобщий скрининг слуха могут помочь выявить потерю слуха в раннем возрасте.

Психотерапия показана ребенку с элективным мутизмом. Также рекомендуется, когда задержка речи сопровождается чрезмерным беспокойством или депрессией. У аутичных детей сообщалось об улучшении овладения речью с помощью поведенческой терапии, включающей оперантное обусловливание.

Родители и опекуны, работающие с детьми с задержкой речевого развития, должны знать о необходимости приспособить свою речь к уровню конкретного ребенка. Учителя должны рассмотреть возможность использования обучения в малых группах для детей с задержкой речи. 23

Расстройство экспрессивной речи у детей

Расстройство экспрессивной речи затрудняет выражение детьми своих мыслей и идей. Дети понимают, что говорят другие люди, но у них возникают проблемы с использованием языка, когда они говорят. Это может иметь большое влияние на их способность заводить друзей, общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Это также может повлиять на них в школе. Из-за расстройства экспрессивной речи детям может быть сложнее участвовать в обсуждениях в классе или даже писать то, что они знают. Но при правильной поддержке они могут улучшить навыки и повысить самооценку.

Возможно, вы еще не знаете, страдает ли ваш ребенок этим пожизненным расстройством речи. Но чем больше вы понимаете проблемы, тем лучше вы можете поддержать своего ребенка.

Расстройство экспрессивной речи связано с развитием, поэтому оно начинается в детстве. Первое, что замечает большинство родителей, это то, что их ребенок поздно начинает говорить или все еще говорит отдельными словами в раннем возрасте. Но признаки сохраняются на протяжении всего детства, и сначала вы можете их не распознать.

Исследуйте темы, выбранные нашими экспертами

  • Говоря и понимание

  • Корнесные причины

, если ваш ребенок часто использует неправильное слово или говорит о предложения . Но некоторые признаки расстройства экспрессивной речи не так очевидны. Вы можете заметить поведение, которое, по-видимому, не имеет прямого отношения к языку, или может быть признаком многих вещей.

Вот некоторые распространенные признаки расстройства экспрессивной речи у детей.

  • Начинают говорить позже, чем большинство детей
  • Часто говорят «гм» ​​и «ха»
  • Имеют ограниченный словарный запас по сравнению с детьми того же возраста
  • Используют короткие фразы или предложения
  • Мало говорят, но понимают, что говорят
  • Проблемы с подбором правильных слов
  • Использование определенных фраз снова и снова
  • Избегание социальных ситуаций
  • Отсутствие участия в беседах
  • Выглядит замкнутым или незаинтересованным

Разочаровывает то, что ты не можешь поделиться своими мыслями. Вот почему некоторые дети с расстройством экспрессивной речи вообще избегают говорить. Это может иметь большое влияние на самооценку, поэтому некоторые дети могут замкнуться в себе.

Узнайте больше о признаках расстройства экспрессивной речи.

Выяснение того, есть ли у вашего ребенка расстройство экспрессивной речи

Люди, которые диагностируют расстройство экспрессивной речи, являются логопедами (SLP). Их также называют логопедами.

Ваш ребенок может бесплатно пройти языковую оценку в школе. Это часто делается как часть полной оценки, которая рассматривает широкий спектр навыков обучения.

Многие дети, которым трудно использовать язык, также не понимают его. Комбинация называется смешанным расстройством экспрессивно-рецептивной речи . (Узнайте о расстройстве рецептивной речи у детей.)

Некоторые SLP работают вне школы и проводят частные языковые оценки. Врач вашего ребенка может дать вам направление. Эти оценки не бесплатны. Но колледжи, которые обучают SLP, иногда предлагают недорогие или бесплатные оценки.

Во время оценки SLP попробует стратегии, которые могут помочь вашему ребенку развить навыки. Специалист также может взять у вас интервью, чтобы лучше понять, как выглядят проблемы вашего ребенка дома.

Как специалисты могут помочь при расстройстве речи

Основным методом лечения расстройств речи является речевая терапия. Чем раньше дети начнут, тем лучше. Дети получают терапию в школе в рамках специального плана обучения, называемого IEP.

SLP в школах работают с детьми один на один или в небольшой группе детей со схожими проблемами. Они используют стратегии и занятия, отвечающие потребностям и интересам детей. Детям с языковыми проблемами также могут быть полезны группы социальных навыков.

Узнайте, как работает речевая терапия.

Как вы можете помочь при расстройстве экспрессивной речи

Существует множество забавных способов помочь вашему ребенку развить коммуникативные и разговорные навыки. Вы можете вместе читать книжки с картинками и называть предметы. Или называйте объекты, когда вы едете или идете.

Расскажите о персонажах книг или телепередач и сюжетах. Попросите ребенка объяснить, что произошло в фильме, который вы только что посмотрели. Можно просто: «Какие три части были самыми захватывающими?»

Ролевые игры — еще один отличный способ развить разговорные навыки. Разыграйте ситуацию и поменяйте части на полпути. Или пусть ваш ребенок сыграет репортера новостей, дающего интервью, или спортивного комментатора, описывающего игру.

Если ваш ребенок говорит что-то бессмысленное или использует неправильное слово, вы можете в игровой форме указать на это и попросить ребенка сказать это по-другому.

Очень важно помочь вашему ребенку улучшить языковые навыки. Но не менее важно помочь ребенку повысить самооценку.

Изо всех сил пытаясь выразить свои мысли, дети могут чувствовать разочарование и стыд. И хотя это не проблема с интеллектом, проблемы с использованием языка могут заставить их чувствовать, что они не умны.

Скажите ребенку, что каждый с чем-то борется, и это нормально. Объясните, что с работой языковые навыки могут улучшиться, и что вы будете рядом, чтобы помочь.

Добавить комментарий