Научное мировоззрение характеристика: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Научное мировоззрение

Наука входит в сферу деятельности человека. Она направлена на добывание и осмысление знаний. Научное знание зародилось в Древнем Китае и Древней Индии. Предшественницей астрономии была астрология. Ее объектом изучения было расположение звезд. 

Небесные тела обожествлялись древними астрологами. В период стремительного развития вавилонской астрологии ученые древности смогли открыть некоторые закономерности в движении звезд, в последствие вошедшие в астрономию.

Зарождение науки

Не все практические науки и знания можно причислить к науке. Наука не является простым перечнем наблюдений за природными явлениями. Она формируется в том случае, когда человек осознает универсальные связи между ними. 

Наука – область культуры. Многие философы считают, что местом рождения науки является античная Греция. Именно там она была организована системно и могла научно обосновывать знания о мире. 

Наука имеет некоторые отличия от других ее типов, являясь особым типом постижения реальности. Наука характеризуется тем, что в период ее интенсивного развития, человек начал ставить общие вопросы о мироздании и задумываться над ответами на эти вопросы. Хотя такие вопросы не всегда имели полезность в повседневной жизни, человека они волновали не менее, чем бытовые проблемы. 

Практический навык сопровождается конкретной ситуацией из жизни. Например, когда нужно проявить сноровку для строительства жилья, организовать охоту или провести какой-нибудь ритуал. 

В этом смысле наука находится на противоположной стороне. Человек далеко не всегда задумывается над тем, что непосредственно связано с сиюминутными потребностями.

Например, если первобытный человек случайным образом ударяет камень о камень, появляется искра. Она попадает на сухую траву, и та загорается. Появляется огонь, дающий тепло, на нем можно согреть и еду. Человеку хочется вознести молитву духу-покровителю. Все рады огню. Однако почему появилась искра? Что такое огонь? Как он возникает и почему угасает, если не бросать в него хворост?

Переход от понятных жизненных вопросов к общим, абстрактным вопросам происходит незаметно. Но даже не ставя таких вопросов, огонь приносит тепло. Многие века люди не задумывались над такими проблемами, не связанными с практическими нуждами напрямую.

Потребность в познании чисто человеческая прерогатива, она не заложена в инстинкте стремления к распознаванию мира. Человек ставил отвлеченные вопросы, которые не имели непосредственной, практической пользы. Как происходит движение небесных объектов? Почему день приходит на смену ночи? Почему происходят природные изменения? 

Занимаясь обдумыванием таких отвлеченных вопросов, люди обдумывали законы, помогающие им жить, обустраивать их жизнь, позволяли им преодолевать природные стихии. 

Но появление таких вопросов для рождения науки как новой области культуры и всей духовной жизни людей было еще недостаточно. Для этого понадобилась профессиональная способность людей заниматься познанием. Такие люди были выделены из общей масс в результате разделения труда. Сегодня мы говорим о них как об ученых, но в древние времена, это были пророки, алхимики, маги и жрецы, позже их именовали естествоиспытателями и философами.

Первые ученые

Первые мыслители и философы, следуя своему предназначению, обдумывали общие вопросы. В спектр их вопросов входили такие как: что такое мир, как он возник, куда движется история? и другие. 

Но и тогда нельзя было говорить о рождении науки, так как к этому периоду люди хотя и накопило достаточно знаний о некоторых явлениях и объектах, они не имели никаких конкретных выводах о них. Люди еще не были способны соединить все эти знания в относительно целостную мировоззренческую систему – науку. 

Но с течением времени, интерес к познанию возрастает, становится все более разносторонним. Научная деятельность приобретает все больше черт, характеризующих ее как науку. Люди начинают связывать между собой самые разные проблемы, результаты многочисленных наблюдений и размышлений, делали первые попытки создания некого систематизированного знания. {{ spravochnik_article.html }} 

По мнению немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859–1938) мифологическое мировосприятие включает в себя широкое знание о действительном мире, который познан в своего рода научном опыте. Это знание может быть использовано наукой в дальнейшем. 

При этом Э. Гуссерль писал, что такой тип знания остается практически мифологическим в своем смысловом контексте. Они также говорил, что люди, получившее воспитание воспитанные в мыслительной научной традиции, возникшей в Древней Греции и развившейся в наше время, ошибаются. 

По своей глубине история познания неисчерпаема. В XVII в. появляется естественно-научное знание, вместе с ним применяется математическая теория. Это стало самым поразительным по новизне и по своим неслыханным практическим последствиям в области техники. 

Но оно было лишь одним звеном из многих других в процессе познания, которое охватывало все сферы. Первые путешествия вокруг света, великие географические открытия, установление того факта, что при плавании из Европы на Запад «теряется» один день – все это произошло 400 лет назад…

На сегодняшний день нам известно больше, чем знали сами древние греки о начальной стадии истории Греции, об истории Передней Азии и Египта. Каждый год мы углубляем наши знания, роль науки усиливается. Теперь для всех доступны знания об истории Земли и цивилизаций, некогда существовавших. 

Мы можем «путешествовать» во времени, возвращаясь на многие тысячелетия назад, так как обладаем соответствующими знаниями о государствах, правителях, быте людей прошлого. Благодаря открытиям, люди могут открывать тайны мельчайших частиц. Благодаря науке человек раскрывает многое неизвестно о мире. Человек увеличивает свою мощь, умножает собственное материальное и духовное богатство.

Русский религиозный мыслитель С. Соловьев изучал работы французского философа Огюста Конта (1798–1857). В результате этого С. Соловьев описал что нужно для того, чтобы естественные науки действительно образовали некое всеобщее мировоззрение. Он считал, что необходимо объединить науки вместе, а вместе с тем и сделать общими все человеческое сознание. Современная наука находится во взаимосвязи с другими видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским.

Философское мировоззрение 

Философия является способом постижения мира. Ее возникновение произошло не сразу. Перед ней появились другие формы человеческого культурного бытия. 

В первую очередь это был миф. Немецкий философ и культуролог Э. Кассирер считал, что миф и религия трудно подвести под логический анализ. Древнегреческие мыслители доверительно относились к мифам. 

По их мнению, мифы имеют глубинный смысл. Но с течением времени, некоторые мудрецы усомнились в том, что миф можно считать окончательной формой мудрости. Кроме того, что мудрецы подвергли мифы критике, они начали отыскивать в них логические и иные неувязки. Такое критическое отношение к мифу положило начало философии.
Э. Гуссерль считал, что к этому времени в античной Греции появляется новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру. В результате этого формируется абсолютно новый тип духовной структуры. Он быстро развился в системно замкнутую культурную форму. Греки назвали ее философией.

Представление о философии 

Русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) высказывался о представлениях философии как мировоззрении. Он считал положение философа трагичным, так как его никто не любит. На протяжении развития человечества существует некая вражда по отношению к философии, при этом она проявляется с самых разнообразных сторон. Философия является самой незащищенной стороной культуры.

Запросы духа обслуживаются религией. Когда человек испытывает душевные муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни, он обращается к Богу. Если религия способна дать только надежду на чудо, то наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

В случае с философией, то она, скорее отбирает у человека последнее утешение. Она способна выбить человека из жизненной колеи, безжалостно предлагает ему жестокие истины. Философия – это опыт предельно трезвого мышления, практика разрушения социальных иллюзий. Ей по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с трагизмом жизни.
 

  • Ф
    • Философия экономической науки

Научное мировоззрение — определение термина

Термин и определение

мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки, как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия).

Еще термины по предмету «Философия»

Дидро Дени (1713 – 1784)

французский философпросветитель. Претерпел эволюцию взглядов от деизма до механистического материализма и атеизма. Большую роль в познании придавал эксперименту и наблюдению.

Инвариантность

свойство величин, законов оставаться неизменными, сохраняться при определенных преобразованиях координат и времени.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716)

немецкий ученый, философ. Первоначально являлся механистическим материалистом, впоследствии – объективным идеалистом. Развил учение о монадах (неделимых духовных субстанциях). В теории познания – рационалист.

Похожие

  • Мировоззрение
  • Мировоззрение личности
  • Мировоззрение экологическое
  • Мировоззрение ученого-архитектора
  • Пантеистическое мировоззрение, пантеизм
  • Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений
  • Научная (научно-практическая) деятельность
  • Научная и (или) научно-техническая продукция
  • Научное (научно-техническое) направление
  • Научный и (или) научно-технический результат
  • Сборник научных трудов (научные и научно-публицистические журналы)
  • Научная проблема
  • Научное наблюдение
  • Научное издание
  • Научный журнал
  • Научная организация
  • Научная экспертиза
  • Научные методы
  • Естественно-научные
  • Научная методика

Смотреть больше терминов

Научные статьи на тему «Научное мировоззрение»

Типы мировоззрения с точки зрения исторического процесса: Мифологическое Религиозное Научное Это. ..
Научное мировоззрение В $XIX$ веке начинается складываться целостное научное мировоззрение….
Это качественно иная форма организации знаний, включающая в себя синтез различных научных теорий….
возникает Научная картина мира. складывается представление об окружающем мире, основывающееся на всём…
Благодаря научному мировоззрению коренным образом меняется стиль мышления всей европейской и мировой

Статья от экспертов

Дана характеристика проблем, решение которых влияет на становление и развитие научного мировоззрения. Показана связь научных истин и мировоззрения. Приведена характеристика научного метода познания окружающего мира и составляющих его методов научного творчества. Показана взаимосвязь философии, религии и научного познания в формировании научного мировоззрения.

Научный журнал

Creative Commons

Поэтому, в некоторых

научных источниках мифологическое и религиозное мировоззрения считается одним целым. ..
религиозного мировоззрения….
В науке нет единого научного авторитета, нет непогрешимого научного голоса, в отличие от религиозных…
Для науки всё, что имеет значение, — это доказательства и научные аргументы….
Ибо в научном сообществе огромное внимание уделяется доказательствам.

Статья от экспертов

Научный журнал

Creative Commons

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек

«Научные взгляды на развитие» становятся теоретическим руководством КПК

Коммунистическая партия Китая (КПК) в четверг перешла к повышению статуса «Научного взгляда на развитие» на положение, подобное теории Дэн Сяопина, в качестве теоретического руководства для партии, приказав больше чем 82 миллиона членов партии, чтобы придерживаться его в течение длительного времени.

В своем докладе на 18-м Всекитайском съезде КПК, открывшемся в четверг, китайский лидер Ху Цзиньтао назвал «Научный взгляд на развитие» самым важным достижением КПК за последнее десятилетие.

«Вместе с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и важными идеями трех представительств, научный взгляд на развитие является теоретическим руководством, которого партия должна придерживаться в течение длительного времени», — сказал Ху около 2300 делегатам на открытие съезда.

За последние десять лет Китай продвинулся во вторую по величине экономику мира с шестого места в мире. Значительно возросли ее производительные силы, экономическая и научная и техническая мощь. Его общая национальная мощь, международная конкурентоспособность и влияние также значительно возросли.

Ху сказал, что эти исторические успехи связаны с правильным руководством основной теории партии, линии, программы и опыта.

С момента своего основания в 1921 году КПК всегда стремилась выдвигать теоретические новшества, чтобы направлять членов партии в решении ключевых практических задач в соответствии с последними изменениями внутри партии и страны.

Научная перспектива развития была предложена ЦК КПК 16-го созыва в 2003 году на фоне быстрого экономического роста и ряда проблем, включая чрезмерное потребление ресурсов, серьезное загрязнение окружающей среды и увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными.

Концепция защищает интересы людей и выступает за всестороннее, скоординированное и устойчивое развитие. На 17-м Всекитайском съезде партии, состоявшемся в 2007 г., «Научный взгляд на развитие» впервые был включен в Конституцию КПК.

«Научный взгляд на развитие» был создан путем интеграции марксизма с реальностью современного Китая и глубинными чертами нашего времени и полностью воплощает марксистское мировоззрение и методологию развития, сказал он.

«Эта теория дает новые научные ответы на основные вопросы о том, какого развития должен достичь Китай в новых условиях и как страна должна этого добиться», — сказал Ху.

«Научный взгляд на развитие» — это кристаллизация коллективной мудрости Коммунистической партии Китая и «мощное теоретическое оружие» для руководства всей работой партии и страны, сказал Ху.

Он отметил, что «в нашей работе еще много возможностей для улучшения» и «на нашем пути впереди много трудностей и проблем», отметив, что несбалансированное, нескоординированное и неустойчивое развитие «остается большой проблемой».

«На пути к будущему всестороннее применение «Научного взгляда на развитие» имеет большое непосредственное значение и далеко идущее историческое значение для отстаивания и развития социализма с китайской спецификой. Мы должны применять его на всем протяжении модернизации и во всех ее аспектах. партийного строительства», — сказал он.

Применяя «Научную перспективу развития», вся партия должна более целенаправленно сделать содействие экономическому и социальному развитию главным приоритетом, поставить людей на первое место в качестве основного требования, сделать стремление к всестороннему, сбалансированному и устойчивому развитию основным требованием и принять целостный подход. подход как основной способ.

Ху сказал, что отличительными чертами «Научного взгляда на развитие» являются освобождение ума, поиск истины на основе фактов, шаг в ногу со временем, реалистичность и прагматичность.

Он призвал всю партию смело заниматься практикой и вносить изменения и инновации, откликаться на зов времени, следовать чаяниям народа, следить за тем, чтобы партия всегда была полна энергии, а Китай всегда был движущей силой. сила для развития, чтобы через созидательную практику партии и народа открыть светлое будущее для развития социализма с китайской спецификой.

Ху Анган, видный экономист из Университета Цинхуа, сказал, что «Научный взгляд на развитие», созданный в Китае, представляет собой классическое обобщение «Китайского пути» нового периода.

«Это будет тема, которой мы должны следовать, и фундаментальный принцип, который будет определять различные области в течение довольно долгого времени», — сказал Ху Анган, также делегат национального конгресса КПК, в интервью агентству Синьхуа в кулуарах конгресс.

«Мы должны не только неукоснительно придерживаться Научного взгляда на развитие, но и дополнительно обогащать и интерпретировать теорию в соответствии с будущей практикой», — сказал экономист.

Профессор ожидал, что теория научного развития будет развиваться дальше, выделяя инновации и способствуя развитию, которое будет экологически безопасным, скоординированным, инклюзивным для 1,3 миллиарда человек и укрепит взаимовыгодные отношения с другими странами.

Научный взгляд на развитие

(xinhua/chinadaily.com.cn/people.com.cn)

Обновлено: 08.09.2010 15:59

Научный взгляд на развитие означает, что Китай должен отказаться от чрезмерной зависимости от дешевой рабочей силы сила, средства и природные ресурсы для хорошо образованных рабочих и совершенствование науки и техники, режим развития, который ценит не только количество и скорость, но также высокое качество и энергосбережение.

Концепция была поднята Ху во время посещения провинции Гуандун во время кризиса атипичной пневмонии с 10 по 15 апреля 2003 г., когда он попросил людей обратить внимание на гармоничное развитие экономики и общества, устойчивое и всестороннее развитие.

В июне того же года Ху поднял научный взгляд на развитие на встрече в Пекине, посвященной борьбе с атипичной пневмонией. Через год она была включена в выступления на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва.

Научный взгляд на развитие означает ставить людей на первое место и стремиться к всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию.

Чтобы поставить людей на первое место, мы должны брать интересы людей в качестве отправной точки и опоры всей нашей работы, прилагать постоянные усилия для удовлетворения различных потребностей людей и способствовать общему развитию людей.

Для всестороннего развития необходимо ускорить темпы строительства социалистической политической и духовной цивилизации, постоянно совершенствуя социалистическую рыночную экономику и поддерживая скоординированное, здоровое экономическое развитие, создавая таким образом структуру, характеризующуюся взаимным улучшением и общим развитием материального, политического и духовные цивилизации.

Для обеспечения скоординированного развития мы должны способствовать сбалансированному росту между городскими и сельскими районами, различными регионами, экономическими и социальными предприятиями, человеком и природой, а также внутреннему прогрессу и открытости миру.

Для обеспечения устойчивого развития необходимо способствовать гармонии человека и природы, решать проблемы, связанные с экономическим строительством, ростом населения, использованием ресурсов и охраной окружающей среды, подталкивать общество к пути цивилизованного развития с растущим производством, богатым образом жизни и звуковая экосистема.

Ху: «Научный взгляд на развитие» часть теорий социализма с китайской спецификой

Ху Цзиньтао в своем программном докладе на 17-м Национальном конгрессе Коммунистической партии Китая (КПК) в понедельник заявил, что «Научный взгляд на развитие» инициирован ЦК КПК 16-го созыва в 2003 году является частью теорий социализма с китайской спецификой, которые стоят рядом с теорией Дэн Сяопина и важной идеей о трех представительствах.

«Теории социализма с китайской спецификой составляют систему научных теорий, включая теорию Дэн Сяопина, важную мысль о трех представительствах, научный взгляд на развитие и другие важные стратегические мысли», — сказал Ху.

Эта система представляет собой приверженность партии марксизму-ленинизму и идеям Мао Цзэдуна и их развитие, а также воплощает в себе мудрость и упорный труд нескольких поколений китайских коммунистов, ведущих народ в неустанных исследованиях и практиках, сказал Ху.

«Это новейшее достижение в адаптации марксизма к условиям Китая, бесценное политическое и интеллектуальное достояние партии и общая идеологическая основа для совместных усилий людей всех этнических групп. Это открытая система, которая продолжает развиваться», — сказал Ху.

Он отметил, что практика после публикации «Коммунистического манифеста» почти 160 лет назад доказала, что только тогда, когда марксизм интегрирован в условия конкретной страны, идет в ногу со временем и связан с судьбами народа, он может продемонстрировать свою сильную жизненную силу, креативность и привлекательность.

Добавить комментарий