Критика деструктивная и конструктивная — Психологос
01 октября 2022 г., 21:34
Фильм «Ликвидация»
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.
Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше.
Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности. Смотри Грамотная критика.
Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.
Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» — несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»
Если не знаете, как критиковать конструктивно — как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь недопустимое, но без критических стрел и обвинений.
Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>
- Виды критики
- Курс — Эффективное влияние
Комментарии (1):
Гость, 17 февраля 2022 г., 21:52
Из-за постоянной деструктивной критики о моей работе, а так же в отношениях и дружбе, сотрудничество, отношения с мужчинами и женская дружба с моей стороны, была целиком и полностью прекращена. Так происходит уже 9 лет, если сложить всё воедино. Будет-ли всё возобновлено? Не уверена. Больше не хочется!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Грамотная критика
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат.Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом
0Подробнее
31 дек. 2005 г.
Критика
Критика — указание на недостатки в том, что было сделано. В более широком понимании критикой (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») называют широкую область, включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков, исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
1Подробнее
01 янв. 2013 г.
Критика Плюс-помощь-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — ПОМОЩЬ — ПЛЮС. Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту. Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Реакция на ошибки
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
0Подробнее
24 февр. 2017 г.
Руководство по правильной критике
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
2Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
Популярные статьи:
- Эти глаза напротив. ..
- Муж секс не выпрашивает
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
- Экстремалы
Хиты недели:
- Дети не должны помогать своим родителям
- Воспитание детей
- Как правильно формулировать цель в работе над собой
- Как влияют на нас гормоны
- Не играю Жертву
Чем страшна неконструктивная критика и что с ней делать
Критиковать можно по-разному: можно сказать, что ребёнок глупый, раз ничего не понимает, а можно максимально корректно объяснить, в чём сильные и слабые стороны его работы. Наш блогер Варвара Котельникова на основе книги «Я — лидер нового поколения» объяснила, какой должна быть критика, чтобы она не обижала ни детей, ни взрослых.
Я стараюсь не использовать понятие «критика». Даже если речь о положительной коннотации с намерением сделать мир вокруг лучше. Больше нравится формулировка «обратная связь». Это разные понятия, но у конструктивной критики и обратной связи много общего.
Какие признаки у обратной связи?
- Цель обратной связи — помочь, а не контролировать или манипулировать.
- Она должна продвигать и побуждать к желаемому действию.
- Допускает описание собственных чувств.
- Должна содержать только информацию и не должна выражать критичное отношение.
- Должна затрагивать не саму личность, а только слова и действия.
- Должна демонстрировать человеку уважение и право на личную позицию.
- Говорится от первого лица: «Я воспринимаю твои действия как…»
- Нет обобщения, разговор про конкретную ситуацию.
- Акцент не на том, что плохо, а на том, что хорошо и что можно улучшить.
Критиковать конструктивно может не каждый. Неправильная критика создаёт эмоциональное давление, которое может трансформироваться в обиду, злость, протест или подорвать самооценку так, что отобьёт желание делать что-либо.
Я встречаю много курсов и практик по развитию личности, умению вести переговоры, доносить нужную информацию до коллег или клиентов. Чаще всего лекции, книги и тренинги адресованы взрослым людям. Нередко тем, кто занимает руководящую должность. Но какая же это грандиозная пропасть во времени — общение в школе и общение по рабочим вопросам. Почему бы нам не набрать в корзину (предпраздничные распродажи в помощь) пару-тройку книг про взаимодействие между людьми и не начать транслировать идеи эффективной коммуникации уже в начальной школе?
Можно сказать, это очевидно. Тогда почему так часто мы сталкиваемся с подавленными обидами и агрессией у детей и уже у взрослых детей, которые живут не в самое простое время?
Вы читали комментарии, которые люди оставляют друг другу в социальных сетях по дискуссионной (и не очень) теме? Это же облачное хранилище негатива!
Даже в комментариях у «детских блогов» все эти взрослые/приличные/умные/уважаемые (нужное подчеркнуть) люди пишут жестокие вещи. У меня пока нет детей, но я считаю, что вещать «c высоты своего полёта» в адрес ребёнка — некорректно и запредельно.
Вещать некорректно — запредельно не только в адрес ребёнка. Зачем множить желчь
Я неплохо знаю современный сленг. Когда меня «бомбит», предпочитаю промолчать. Точнее, вымолчать время. Потом отпускает. Всегда. Дискуссия — это хорошо. Речь исключительно про «зашквар».
Теперь выходим из онлайна в офлайн. Новости. Буллинг в школе. Конфликты между учениками. Конфликты между учениками и учителями. Конфликты между учителями и родителями. Неблагоприятные последствия для психики. Трагические последствия для жизни. Нужно понимать, что в основе лежит не «холодная молчаливая война». Конфликты между людьми начинаются со слов, которые мы в состоянии выбирать и фильтровать (особенно когда пишем). Конфликты начинаются с «плохой» критики. Ведь критика это, по сути, что? Способ донести то, что нам не нравится и с чем мы не согласны.
Возвращаясь к началу, я не претендую на использование и закрепление формулировки «обратная связь», но транслирую идею изменить смысл, посыл и направление. Пусть фокус внимания будет направлен на возможности человека и благодарность. Прошу прощения за экспрессию.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Rawpixel.com)
Разрушительный Против. Конструктивная критика: научитесь видеть разницу
Умение принимать критику, возможно, не входит в ваш список желаний, но с точки зрения психологии ее, вероятно, следует признать продвинутой формой искусства, на освоение которой уходят годы. Потому что это тяжело. Когда мы слышим критику от других, в зависимости от нашей самооценки и характера комментария, мы можем уйти в себя, став своими собственными, даже более резкими, критиками. В равной степени вредно то, что мы также можем затаить обиду на тех, кто указал на наши недостатки, независимо от того, действительны они или нет.
Но не всякая критика создается одинаково: психологи признают как конструктивную, так и деструктивную критику двумя различными формами вербальной обратной связи. Хотя и то, и другое может выявить наши недостатки, конструктивная критика может способствовать более позитивному мышлению роста. Деструктивная критика, с другой стороны, может быть эмоционально разрушительной, но ее нельзя избежать на 100%. Самое главное, является ли критика, которую мы даем или получаем, конструктивной или деструктивной, наша способность практиковать самопринятие определяет наши отношения с критикой.
Взгляните на источник критикиКритика заставляет нас переосмыслить хотя бы некоторые аспекты самих себя, то, что мы могли упустить из виду, и дает возможность для саморазвития. По сути, это означает, что мы должны быть в состоянии проверять себя на наличие ошибок, не слишком сомневаясь в себе в процессе. Имея это в виду, никто не может полностью избежать критики, и страх перед ней может начать разъедать вашу самооценку и даже привести к психическим заболеваниям или другим проблемам.
Возможно, вы слышали старую поговорку: «Учитывай источник»; критика ничем не отличается. Критика может принимать разные формы и может исходить от семьи, друзей, партнеров, наших детей, коллег, начальников и соседей. Способность отличить конструктивную критику от деструктивной может начаться с:
- Самостоятельная проверка перед ответом: Если вы автоматически реагируете в обороне, вы не сможете определить, был ли комментарий деструктивным. или конструктивной критики. На самом деле, согласно исследованиям, вы можете даже не полностью усвоить то, что они сказали, если в ответ отключитесь.
- Оценка эмоционального состояния человека, высказывающего критику: Те, кто чувствует гнев, неуверенность или ревность, скорее всего, начнут деструктивную критику в адрес других, пытаясь удовлетворить собственное угрюмое настроение. Если вы получаете деструктивную критику, проверьте, злится ли человек, беспокоится или испытывает стресс из-за не относящейся к делу ситуации или предмета. Но если то, что они говорят, дружелюбно, нейтрально и указывает на проблему (или, что еще лучше, предлагает решение, которое вы, возможно, упустили из виду), поблагодарите их за то, что они поделились своим мнением.
Это может произойти только тогда, когда у нас есть сильное, но гибкое чувство собственного достоинства, которое позволяет нам слушать, не отступая мысленно, или возводить эмоциональные стены, чтобы избежать столкновения с трудными мыслями. Мы не всегда можем рассчитывать на конструктивную критику со стороны других, и даже в деструктивной критике заложены некоторые зерна правды. Принимая себя, мы можем поощрять себя спокойно относиться ко всем формам критики, честно оценивая комментарии со стороны на предмет их истинной ценности.
Саморазвитие — это процесс, очень похожий на садоводство; отпустите ситуацию на месяц, и вы обнаружите, что то, что когда-то было управляемым, быстро вышло из-под контроля. Правда, скорее всего, в том, что никто не любит непрошенную критику, если только он не чувствует себя достаточно хорошо, чтобы выдержать критику. Не чувствуйте себя неполноценным, если вы работаете над принятием себя: это процесс на всю жизнь для всех.
Попробуйте:
- Устраните негативное влияние в своей жизни: Некоторые люди не просто критичны, они ядовиты. Независимо от того, хотят ли они этого или просто не уверены в себе, самопринятия будет трудно достичь, когда вас тянет вниз ядовитая социальная сеть.
- Практика повторных утверждений: Этот тип положительного подкрепления означает, что когда вы сталкиваетесь с конструктивной критикой, вы можете сказать себе: «Я могу использовать эту обратную связь, чтобы стать лучше». Когда кто-то предлагает вам деструктивную критику, вы можете напомнить себе: «Мои недостатки не определяют меня».
- Используйте терапию замещения мыслей, чтобы направить себя в нужное русло: Если вы обнаружите, что критика имеет тенденцию вызывать у вас глубоко критические, резкие или даже вредные мысли по отношению к себе, ваш мысленный «тревожный звоночек» должен зазвенеть. Что бы вы ни думали о себе в негативном состоянии ума, оно не сбалансировано. Хотя может быть трудно увести себя от ментальной ямы, начните с малого. Замена этих мыслей может заключаться в том, чтобы просто замечать их, напоминая себе, что критику можно использовать и предлагать конструктивно — возможно, вы слишком остро реагируете.
Когда роли поменялись местами, может быть одинаково сложно честно исследовать, как вы относитесь к критике. Точно так же, как вы можете получать критику из множества источников, вы, вероятно, берете на себя столь же разнообразный набор титулов в жизни других: партнер, родитель, ребенок, брат или сестра, коллега, член сообщества (или даже лидер). В каждой из этих ролей, которую вы играете, критика, которую вы предлагаете, вероятно, влияет на тех, на кого она направлена, больше, чем вы думаете. И вы можете помочь сделать так, чтобы влияние было максимально положительным.
Предлагая критику, оставайтесь:
- Помните о своем эмоциональном состоянии. Если вы чем-то расстроены (даже если это связано с чем-то), попробуйте проверить свой темперамент или тон. Вы почувствуете себя лучше, если ваша критика предложит решение другой стороне.
- Осознаете, с какой целью вы делитесь критикой: Надеетесь ли вы помочь другому человеку что-то улучшить или заметить, как его действия или выбор могут неосознанно влиять на других? Имея в виду позитивную цель, вы с меньшей вероятностью начнете набрасываться на них с деструктивной критикой.
- Зная о ваших отношениях с человеком, которого вы критикуете: Хорошо это или плохо, мы вряд ли будем критиковать нашего начальника так, как мы могли бы критиковать нашего партнера. Но пример показывает, что наши отношения с человеком, на которого мы направляем критику, почти всегда вступают в игру. Быть эмоционально ближе к кому-то не должно быть возможностью сбить его с ног. Члены семьи, партнеры и близкие друзья часто являются людьми, с которыми мы говорим наиболее резко, но мы не можем ожидать от них конструктивной критики, если сами ее не высказываем.
Критика бывает двух основных форм — деструктивная и конструктивная критика. Мы не всегда можем определить характер получаемой нами критики, но наша реакция на нее полностью зависит от нас. Самопринятие, которое приходит со временем и усилиями, облегчает этот процесс. Мы даже можем помочь себе, взращивая отношения, предлагающие нам конструктивную критику: научившись сами предлагать этот тип обратной связи.
Ваша критика конструктивна или вредна? 13 способов оценить свой стиль обратной связи
В какой-то момент вашей профессиональной жизни — может быть, чаще, чем вам хотелось бы — вам придется оставить кому-нибудь негативный отзыв о его работе. Для многих лидеров это незавидная задача: если получатель вашей критики не воспримет ее хорошо, вы будете нести ответственность за смягчение эмоционального ущерба.
Во многих случаях можно избежать крупного скандала, если тщательно спланировать и вдумчиво подойти к критике. Это начинается с понимания того, действительно ли ваша обратная связь и способ ее подачи являются конструктивными, или они действительно могут принести больше вреда, чем пользы.
Согласно совету тренеров Forbes, вот как вы можете определить разницу между полезной и вредной критикой и предложить отрицательный отзыв наиболее эффективным способом.
Все изображения предоставлены членами Совета Forbes.
1. Каково восприятие получателя?
Единственным различием между вредоносной и конструктивной критикой является восприятие человека на принимающей стороне. Ваше намерение никогда не является отличительной чертой. Давая совет, убедитесь, что вы принимаете во внимание точку зрения другого человека. Как они могут воспринять вашу критику? Как лучше всего сообщить им о своих наблюдениях? Каков ваш желаемый результат? — Индира Херес, INNERtia Project
2. Чего вы хотите добиться от своего отзыва?
Прежде чем кому-либо дать отзыв, спросите себя: «Чего я хочу добиться от этого отзыва?» Установите намерение и спросите себя, помогут ли тон и метод вашей обратной связи достичь этой цели. Если ответ отрицательный, отрегулируйте. И, как правило, никогда не давайте обратную связь, когда вы испытываете негативные чувства (гнев, разочарование, обиду), потому что это не будет выглядеть конструктивно. — Жан Али Мюльбауэр, The Muhlbauer Companies, LLC
3. Это правда, полезно и применимо?
Один из способов предугадать, будет ли ваша критика полезной или вредной, — это спросить себя: «Была ли она навязана?» Если да, действуйте осторожно. Если нет, спросите себя, что мотивирует ваши намерения. Если это правда, полезно и то, что человек может действовать, вперед и предложить свое мнение. Сказать коллеге, что ее наряд нелестный и нет времени переодеться, жестоко, даже если это правда. — Джули Колбрезе, Коучинг по горячему кофе
4. Вы предлагаете решение, а не проблему?
Помните фразу «исправьте, а затем прямо». Это должен быть процесс, который вы используете при устранении ошибок сотрудников и клиентов. Когда кто-то, кого вы тренируете или нанимаете, совершает ошибку, покажите ему проблему, причину проблемы и способы ее решения. Большинство людей указывают на ошибки и обвиняют. Нужно указать на недостатки и предложить улучшения. — Райан Стьюман, Hardcore Closer LLC
Совет тренеров Forbes – это сообщество ведущих бизнес- и карьерных коучей, доступное только по приглашению. Имею ли я право?
5. У вас прочные фундаментальные отношения и установка на рост?
Валентность отношений — это линза, через которую другие воспринимают вашу обратную связь. Когда они увидят в вас союзника, влияние будет положительным, даже если подача не была идеальной. Кроме того, это помогает использовать установку на рост, чтобы сообщить о своей вере в их способность учиться и расти. Вместо того, чтобы говорить: «Вы потерпели неудачу», попробуйте сказать что-то вроде «Вы еще не достигли цели», чтобы показать, что они могут добиться цели. — Юджин Дилан, психолог, DILAN Consulting Group
6. Является ли ваша критика личной?
Конструктивная критика фокусируется на поведении и влиянии и связывает его с ожиданиями, которые были установлены ранее. Он также фокусируется на новом поведении, которое может оказать положительное влияние. Вредная критика часто направлена на комментарии о человеке, и на нее влияет предвзятость поставщика услуг. Это вредно, потому что обычно не сочетается с новым конструктивным действием, которое человек может предпринять. — Марси Шваб, Вдохновленное лидерство
7. Готов ли получатель выслушать мою критику?
Конструктивная критика — это знание, когда кто-то готов услышать правду и желает внести изменения. Вредная критика означает, что вы не сочувственно оцениваете состояние другой стороны. Жесткая любовь иногда необходима, чтобы прорваться через чью-то систему отрицания, но если у другого человека нет истинного желания что-то изменить, она становится скорее вредной, чем полезной. — Линда Зандер, Супер-успех
8. Сочувствуете ли вы?
Конструктивная критика начинается с сопереживания. Понимание и обмен своими мыслями и чувствами создает основу для разговора. Начиная с эмпатии, вы создаете доверие и возможности для изменений. Освободитесь от любых суждений или предположений, которые могут омрачить вашу способность помочь другому человеку. Будьте открыты для изучения того, чем другой человек делится с вами. — Алан Триведи, Trivedi Coaching & Consulting Group
9. Сосредоточены ли вы на желаемом будущем?
Наиболее эффективная обратная связь сосредоточена на том, что вы хотите видеть, а не на том, что не так. Например, если коллега постоянно перебивает других на собраниях, вы, вероятно, хотите, чтобы они меньше говорили. Эффективной обратной связью может быть: «Не могли бы вы более внимательно слушать других на наших собраниях? Это может означать ожидание, пока другие закончат свои мысли, и задавать вопросы, чтобы они чувствовали себя понятыми». — Лиза Зигарми, Проект Сознания, ООО
10. Для кого на самом деле предназначена эта обратная связь?
Когда вы даете отзыв, есть верный способ узнать, конструктивный он или вредный. Спросите себя, для кого предназначена обратная связь? Если обратная связь действительно ценна для другого человека, то она конструктивна. Если ваша обратная связь только заставляет вас чувствовать себя лучше, то обратная связь вредна. Делайте это о них, а не о вас. — Дин Майлз, Bridgepoint Coaching & Strategy Group
11. Правильно ли я формулирую свой отзыв?
Вы должны правильно сформулировать свой отзыв и исходить из места заботы о человеке, которому вы даете отзыв. Это сложно, если вы какое-то время сдерживали это. Вместо этого поделитесь своим мнением, как только произойдет что-то, с чем вы не согласны. — Клаудио Тояма, Toyama&Co.
12. Почему мне нужно дать эту критику?
Прежде чем говорить, спросите себя, почему вы считаете нужным критиковать. Вы спешите судить кого-то, с кем у вас не было времени познакомиться поближе? Совершали ли вы ошибки на своем жизненном пути? Как бы вы хотели получить конструктивную критику? Если вы все еще чувствуете необходимость дать совет, сначала спросите разрешения и предложите человеку поделиться советом о поведении, которое вы могли бы улучшить. — Шери Назим, Центр исполнительского мастерства
13. Вы помогаете доставить кого-то отсюда туда?
Обратная связь, положительная или конструктивная, необходима для того, чтобы перевести людей с одного уровня производительности на другой. Проверяя, полезна ли ваша критика, убедитесь, что вы излагаете известные вам факты и то, как они влияют на конечный результат. Например: «Когда вы используете Х-поведение, оно влияет на Y-человека Z-образом». Вы передаете кому-то критику, которая действенна и основана на фактах, и начинаете дискуссию.