Кто такой нейропсихолог и чем он занимается.
Нейропсихолог — это клинический психолог. У пациентов, которыми занимается специалист, есть нарушения функционирования головного мозга. Расстройства могли быть получены вследствие травм или по другим причинам (врождённые аномалии развития, перенесённые инфекционные заболевания и прочее). Нейропсихолог — это специалист, помогающий нормализовать мозговую активность и психическую, стабилизировать эмоциональный фон и улучшить когнитивную деятельность.
Какие экзамены сдавать, чтобы поступить на нейропсихолога
Для получения интересующего образования потребуется выбрать в качестве дополнительной дисциплины при сдаче ЕГЭ биологию. Дополнительные требования к абитуриентам предъявляются отдельными образовательными учреждениями.
Где можно отучиться
Профессия относительно новая на рынке труда. Поэтому соответствующее направление подготовки внедрено только в некоторые вузы страны. Большая часть из них расположена в Москве. Выучиться на нейропсихолога можно за 4-6 лет. Возможные наименования профилей подготовки:
- «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающие обучение»;
- «Психология: современная теория и практика»;
- «Нейропсихология и нейрореабилитация»;
- «Киберпсихология»;
- «Клиническая психофизиология» и т.д.
Жителям регионов разумнее сначала защитить диплом о высшем образовании любого профиля (предпочтительнее – психолога или медика), а потом пройти программу профессиональной переподготовки
Подай заявку на обучение
Я даю согласие на обработку персональных данных, согласен на получение информационных рассылок от Университета «Синергия» и соглашаюсь c политикой конфиденциальности.
Формы обучения
Защитить диплом о высшем образовании можно в интересующем доступном формате – очно или заочно. Программы профессиональной переподготовки реализуются дистанционно. По окончанию обучения выпускники окажутся готовыми к ведению всевозможных видов деятельности в области нейропсихологии:
- психодиагностической;
- консультативной и психотерапевтической;
- преподавательской и экспертной;
- просветительской;
- организационно-управленческой;
- проектно-инновационной.
Важнейшее значение придаётся формированию у студентов адекватной профессиональной позиции, соответствующих установок и социальной ответственности.
Должностные обязанности
Представитель специализации занимается изучением строения и функций мозга, процессы, протекающие в котором влияют не только на развитие и работу внутренних органов и систем, но и личностную сферу, психику, сознание человека, поведение. Нейропсихолог подбирает комплекс упражнений, способствующих коррекции отклонений, стабилизации состояние и купирования тревожных симптомов в долгосрочной перспективе.
Известно, что мозг формируется индивидуально. У каждого человека есть как сильные, так и слабые стороны, сформированные в ходе развития. Нейропсихолог занимается выявлением потенциальных возможностей и требующих коррекции механизмов, чтобы привести их соотношение к относительно балансу. В ходе совместных занятий удаётся улучшить функционирование:
- восприятия;
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- речи и письма;
- координацию движений.
Разрабатываемые нейропсихологом реабилитационные планы включают целый комплекс терапевтических мероприятий.
Где работают нейропсихологи
После окончания учёбы в вузе нейропсихологи могут устроится в государственные учреждения или частные клиники. В медико-психологических центрах востребована должность и педагога-психолога. Специалист может работать как со взрослыми, так и детьми, содействуя развитию, раскрывая потенциал познания, что позволяет благополучно социализироваться в обществе. График обычно предполагается гибкой. Тем не менее, независимо от уровня занятости, доход компетентных сотрудников более, чем достойный.
Личные качества
Соискателю на должность необходимо быть компетентным в теоретических и практических вопросах специфической отрасли. Одновременно с этим приветствуется и набор определённых личностных качеств. Высокая их развитость только помогает нейропсихологу:
- коммуникабельность – в практике приходится непосредственно взаимодействовать не только с самими пациентами, но и представителями смежных областей знаний;
- эмпатия – врач должен быть заинтересован в скорейшем оказании эффективной помощи, сочувствие к пациенту является серьёзной мотивацией;
- доброжелательность – специалист обязан уметь моментально располагать к себе клиента и создавать атмосферу доверия;
- стрессоустойчивость – приходится сталкиваться с людьми с разным характером, среди пациентов и коллег могут быть нетерпимые, агрессивные, нервозные;
- выдержка и терпеливость – работа кропотливая и обычно длительная, в практике могут встречаться не только прогрессы, но и регрессы (важно вовремя предпринимать соответствующие действия и уверенно нести ответственность за решения).
Тот, кто выбрал эту профессию, должен уметь и абстрагироваться от проблем пациентов по возвращению домой после трудового дня. Иначе возрастает риск профессионального выгорания.
Плюсы и минусы профессии
Способность оказать помощь пациентам, столкнувшимся со сложными жизненными ситуациями, закономерно приносит радость и доставляет удовольствие. Помимо этого достоинства, специализация нейропсихолога характеризуется ещё целым рядом плюсов:
- востребованность профессии на рынке труда, шанс устроиться на высокооплачиваемую должность даже в самом начале карьерного пути;
- отсутствие однообразия в практике;
- возможность собрать нужную информацию для проведения собственных исследований или написания научных работ, публикаций.
Специализация нейропсихолога не лишена и недостатков, сложностей. В первую очередь, это повышенная степень ответственности – перед собой, пациентом и обществом. Малейшая допущенная ошибка способна в разы усугубить ситуацию. В практике нужна исключительная концентрация.
Сложна работа детскихспециалистов. Малыши могут неохотно идти на контакт, отказываться от выполнения упражнений, капризничать – препятствовать проведению терапевтических мероприятий.
Даже опытный человек далеко не всегда в силах оказать соответствующую поддержку. Наука только развивается, и многое пока остаётся неизвестным (преимущественно то, что касается функционирования головного мозга).
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Телефоны (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11Время работы
Пн-Пт: 09.00 — 20.00
Сб-Вс: 10.00 — 17.00
Детский нейропсихолог: кто это и когда без него не обойтись
Ребенок долго одевается, с трудом запоминает буквы, часто теряет вещи. Это особенности характера, последствия адаптации в школе или нарушения? Детский клинический психолог, нейропсихолог Юлия Сергеевна Сыроватская, принимавшая участие в разработке курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга», рассказывает, как нейропсихология помогает детям справиться со сложностями и на что надо обратить внимание родителям.
Чем занимается нейропсихолог
Нейропсихология — область психологической науки, которая граничит с медициной и изучает мозговые механизмы работы высших психических функций. То есть то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы и их свойства: способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключаемости внимания, различные виды мышления, речь, эмоции, а также способность к волевой саморегуляции, планированию, контролю ребёнка за собственной деятельностью. Все это нейропсихология рассматривает с опорой на созревание мозговых структур, отвечающих за ту или иную операцию: например, за запоминание слухоречевой информации или способность ребёнка ориентироваться в пространстве листа.
Головной мозг развивается по своим биологическим законам. Понимание механизмов развития мозга позволяет детским нейропсихологам увидеть зону ближайшего развития ребенка, понять причину его учебных трудностей и разработать эффективную модель для развития или коррекции его «слабых сторон».
Причины, по которым одна из познавательных функций ребёнка оказалась недостаточно сформированной, могут быть связаны с осложнениями беременности и родов или приобретёнными ребёнком в раннем возрасте заболеваниями и травмами. Например, хроническая или острая гипоксия плода, травма шейного отдела позвоночника у новорожденного, а также черепно-мозговые травмы, инфекционные и органические заболевания нервной системы у детей становятся преградой к естественному физиологическому созреванию мозга и его психических функций.
Функции памяти, мышления, речи, пространственного, слухового и речевого восприятия в мозге ребёнка (особенно до 9–12 лет) и взрослого человека организованы по-разному. Это отражается на методах коррекционной и развивающей работы нейропсихологов. Взрослый специалист работает с уже созревшим мозгом — диагностирует нарушения в работе мозговых систем и восстанавливает утраченные или ослабленные функции. Детский нейропсихолог взаимодействует с пластичным, активно растущим мозгом, поэтому делает упор на активизацию психической деятельности, стимулирование к развитию психических функций ребёнка, что в конечном счёте улучшает созревание разных отделов мозга как органа.
Как понять, что ребенку нужен нейропсихолог
Детский нейропсихолог работает с ребенком от 0 до 12 лет. Зрелость психических функций, которые он будет оценивать и анализировать, зависит от возраста ребёнка. Например, к 7 годам детский мозг активно растет через движение. А двигательная сфера тянет за собой развитие более сложных функций психики — мышления, речи, высоко координированной деятельности (например, курсивного письма).
Часто к нейропсихологам детей ведут во втором классе. В первый год ребенок опирается на знания и навыки, освоенные ещё до школы, — ведь многие современные родители стараются подготовить будущего первоклассника, чтобы он уже знал алфавит, мог читать по слогам. Ко второму классу в школьной программе появляется новая информация и виды работ, которые ребёнку надо воспринять, усвоить и встроить в собственную учебную деятельность, — тогда и становится понятно, способен он ее освоить или нет. И здесь у школьника либо возникают единичные трудности, которые естественны, либо он сталкивается с систематическими препятствиями, преодоление которых требует помощи специалиста.
К «тревожным звоночкам» можно отнести несколько групп проблем:
- Проблемы психомоторного развития у детей 5–7 лет: ребёнок неловок, неуклюж, часто теряет равновесие, с трудом справляется с пуговицами, шнурками, вырезанием, лепкой, неопрятен, неряшлив, не любит рисовать, во время письма в тетради совершает содружественные движения — например, высовывает язык или затаивает дыхание.
- Проблемы с концентрацией внимания, общим тонусом и работоспособностью у детей 5 лет и старше: ребёнок быстро истощается, не может 15–20 минут заниматься одной деятельностью — вскакивает, ерзает, сплетает ноги вокруг стула, не держит прямую позу и «стекает» на стуле, быстро становится рассеянным или, наоборот, гипервозбудимым.
- Проблемы с самоорганизацией и самоконтролем у детей 7 лет и старше: например, ребёнок долго одевается, часто теряет вещи, забывает сделать нужные дела, не чувствует времени, «копается», не знает, с чего начать, не может спланировать приготовление домашнего задания, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
- Проблемы в овладении учебными навыками у детей 6–7 лет: письмом, чтением, элементарными счетными операциями, — с трудом запоминает состав числа, путает месяцы года, не может запомнить таблицу умножения. Ребенок к началу первого класса еще с трудом распознает буквы, во втором, третьем классе все еще читает по слогам или при письме регулярно зеркалит буквы.
Нейропсихологи рекомендуют при нормативном развитии пройти первое нейропсихологическое тестирование в 5–5,5 лет. Второе — перед школой. Далее — в случае возникновения учебных трудностей. Можно попробовать самостоятельно оценить когнитивные способности ребенка и улучшить их с помощью курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга». Программа направлена на развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. Школьников ждут семь уровней с развивающими мини-играми, тренажерами, видеоупражнениями по нейрогимнастике. В создании курса принимали участие преподаватели ВШЭ, эксперты в области нейропсихологии и нейрофизиологии.
Как показали исследования, которые в 2000-х годах провели российские психофизиологи Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М., у 20% до 60% первоклассников есть недоразвитие в психомоторной сфере — это отражается на их учебе: у младших школьников возникают трудности с письмом, счётом, чтением, решением логических и пространственных заданий, у них снижена концентрации внимания.
Методики развития когнитивных способностей
Коррекционная программа — это всегда целый комплекс действий: начиная от режима дня и улучшения качества сна, заканчивая дыхательными и кинезиологическими упражнениями. Важны и разнообразные задачки — мини-игры, тренажеры и видеоупражнения нейрогимнастики: такие, как в новом курсе Учи.ру для учеников 1–4-х классов.
Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален и при наличии выраженных проблем ему по результатам диагностики составляют отдельную коррекционную нейропсихологическую программу, есть общие законы развития мозга, на которые мы можем опираться, воспитывая и развивая малыша.
- «Снизу вверх» — это развитие и укрепление нервных связей от глубинных структур (отвечают за тонус, жизненные функции жевания, глотания, глазного слежения, дыхания, иммунитет, базовые эмоции) к верхним отделам коры мозга (там расположены центры восприятия и порождения речи, переработки зрительно-пространственной и абстрактно-логической информации).
- «От правого полушария к левому» — например, до 5,5–6 лет у ребенка активно работает правое полушарие, которое распознаёт и анализирует зрительную, слуховую, тактильную информацию. Поэтому в дошкольном возрасте ему важно предлагать на ощупывание и визуальное изучение множество реальных предметов живой и неживой природы, цветных картинок, геометрических форм и объёмных фигур, чтобы после 6 лет ребенок легко запоминал буквы и цифры. До 5–6 лет активно знакомить с бытовыми шумами и музыкальными инструментами, интонациями речи, ритмами — чтобы в школе не было сложностей с фонематическим анализом.
- «Сзади наперёд» — сначала у ребёнка вызревают участки мозга, отвечающие за разные виды восприятия, а после 7 лет главенствующую роль начинают играть передние отделы коры, отвечающие за произвольную деятельность, саморегуляцию, самоконтроль.
Исходя из этой модели составляется общая нейропсихологическая развивающая программа для детей младшего школьного возраста.
Поэтому в новом курсе Учи.ру «Уроки для мозга» собраны упражнения, которые, например, стимулируют зрительные функции правого полушария: задания на узнавание контурных изображений или образов с визуальным шумом. Это особенно полезно для школьников с проблемами усвоения образов букв и цифр, поскольку такие сложности зачастую возникают при недостаточной функциональной зрелости затылочных и так называемых ТРО-зон коры мозга.
Все задания в курсе системные: каждое из них в большей или меньшей степени развивает модально-специфические функции внимания (слуховое, слухо-речевое, зрительное, двигательное), оперативную, рабочую, долговременную память, тренирует логическое (левополушарное) и творческое (правополушарное) мышление. Поэтому общая программа будет полезна каждому ребенку. Но для кого-то один тип заданий будет казаться сложнее, где упор, например, на память, а для кого-то — другой, где в фокусе абстрактное мышление.
Детский мозг до 7 лет наиболее пластичен и может сам войти в норму, поэтому не стоит переживать, если у ребенка возникают единичные трудности. С большой долей вероятности мозговые функции дозреют через образовательную и воспитательную среду. В такой важный этап развития постарайтесь быть внимательными к ребенку, потому как даже стойкие трудности легче всего корректировать до 10 лет.
Зарплата нейропсихолога ‐ CareerExplorer
Средняя зарплата нейропсихолога в США составляет около 102 900 долларов в год.
AVG Зарплата
$ 39,8K нижняя 20%
$ 102,9K Медиана
$ 133,2K TOP 20%
Нейропсихологи зарабатывают средний годичный заработный
Заработная плата обычно начинается с 39 760 долларов и достигает 133 200 долларов .
На 44 % выше среднего показателя по стране ● Обновлено в 2021 г.
В этой статье:
- Сколько зарабатывает нейропсихолог в США?
- Как соотносится заработная плата нейропсихолога с аналогичными карьерами
Заработок нейропсихолога по стажу работы
Приблизительные значения для сегментов с самым высоким и самым низким доходом.
Зарплата нейропсихолога по штатам
Название штата | Средняя заработная плата |
---|---|
Невада | $99 740 |
Оклахома | $99 420 |
Нью-Джерси | |
Индиана | $98 280 |
Вермонт | $98 280 |
Северная Каролина | $96 430 |
Теннесси | $95 990 |
Арканзас | 95 200 долларов США |
Висконсин | 95 200 долларов США |
Айдахо | $92 120 |
Миссисипи | $92120 |
Пуэрто-Рико | 80 280 долларов США |
Мэн | $72 790 |
Мичиган | 64 650 долларов США |
Миннесота | 64 500 долларов США |
Род-Айленд | $62 410 |
Монтана | 55 650 долларов |
Западная Вирджиния | 40 730 долларов США |
Калифорния | 116 490 долларов США |
Мэриленд | |
Айова | 113 630 долларов США |
Вайоминг | 113 630 долларов США |
Коннектикут | 113 570 долларов США |
Аляска | 113 340 долларов США |
Массачусетс | 112 860 долларов США |
Вашингтон | 111 030 долларов США |
Нью-Йорк | 110 550 долларов США |
Южная Каролина | 110 550 долларов США |
Колорадо | $110 070 |
Орегон | 108 160 долларов США |
Вирджиния | 107 630 долларов США |
Пенсильвания | 107 540 долларов США |
Нью-Гэмпшир | 106 060 долларов |
Миссури | 105,9 $60 |
Техас | 105 930 долларов США |
Гавайи | 105 640 долларов США |
Огайо | 105 500 долларов США |
округ Колумбия | 105 300 долларов США |
Аризона | 105 000 долларов США |
Флорида | $104 720 |
Алабама | 104 420 долларов США |
Кентукки | 104 420 долларов США |
Юта | 104 420 долларов США |
Луизиана | 103 040 долларов США |
Канзас | 102 380 долларов США |
Нью-Мексико | 101 980 долларов США |
Иллинойс | 101 600 долларов США |
Северная Дакота | 101 360 долларов США |
Грузия | 101 340 долларов |
Южная Дакота | 101 340 долларов |
Как зарплаты нейропсихолога соотносятся с аналогичными карьерами?
Нейропсихологи зарабатывают на 6% меньше, чем аналогичные специалисты в США. В среднем они зарабатывают меньше, чем фельдшеры, но больше, чем трудотерапевты.
Карьера | Средняя заработная плата |
---|---|
Зарплата помощника врача | 122 000 долларов |
Оклад ассистента анестезиолога | 122 000 долларов |
Зарплата практикующей медсестры | 121 000 долларов |
Зарплата промышленного организационного психолога | 105 тысяч долларов |
Зарплата инженера-биомедика | 97 тысяч долларов |
Зарплата нейропсихолога | 103 тысячи долларов |
Зарплата ученого | 87 тысяч долларов |
Зарплата лучевого терапевта | 83 тысячи долларов |
Зарплата физиотерапевта | 96 тысяч долларов |
Зарплата трудотерапевта | 86 тысяч долларов |
Источник: CareerExplorer (агрегированный)
Далее
загрузка.