Нейропсихолог это: Нейропсихолог, клинический психолог

Кто такой нейропсихолог и чем он занимается.

Нейропсихолог — это клинический психолог. У пациентов, которыми занимается специалист, есть нарушения функционирования головного мозга. Расстройства могли быть получены вследствие травм или по другим причинам (врождённые аномалии развития, перенесённые инфекционные заболевания и прочее). Нейропсихолог — это специалист, помогающий нормализовать мозговую активность и психическую, стабилизировать эмоциональный фон и улучшить когнитивную деятельность.

Какие экзамены сдавать, чтобы поступить на нейропсихолога

Для получения интересующего образования потребуется выбрать в качестве дополнительной дисциплины при сдаче ЕГЭ биологию. Дополнительные требования к абитуриентам предъявляются отдельными образовательными учреждениями.

Где можно отучиться

Профессия относительно новая на рынке труда. Поэтому соответствующее направление подготовки внедрено только в некоторые вузы страны. Большая часть из них расположена в Москве. Выучиться на нейропсихолога можно за 4-6 лет. Возможные наименования профилей подготовки:

  • «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающие обучение»;
  • «Психология: современная теория и практика»;
  • «Нейропсихология и нейрореабилитация»;
  • «Киберпсихология»;
  • «Клиническая психофизиология» и т.д.

Жителям регионов разумнее сначала защитить диплом о высшем образовании любого профиля (предпочтительнее – психолога или медика), а потом пройти программу профессиональной переподготовки

Подай заявку на обучение

Я даю согласие на обработку персональных данных, согласен на получение информационных рассылок от Университета «Синергия» и соглашаюсь c  политикой конфиденциальности.

Формы обучения

Защитить диплом о высшем образовании можно в интересующем доступном формате – очно или заочно. Программы профессиональной переподготовки реализуются дистанционно. По окончанию обучения выпускники окажутся готовыми к ведению всевозможных видов деятельности в области нейропсихологии:

  • психодиагностической;
  • консультативной и психотерапевтической;
  • преподавательской и экспертной;
  • просветительской;
  • организационно-управленческой;
  • проектно-инновационной.

Важнейшее значение придаётся формированию у студентов адекватной профессиональной позиции, соответствующих установок и социальной ответственности.

Должностные обязанности

Представитель специализации занимается изучением строения и функций мозга, процессы, протекающие в котором влияют не только на развитие и работу внутренних органов и систем, но и личностную сферу, психику, сознание человека, поведение. Нейропсихолог подбирает комплекс упражнений, способствующих коррекции отклонений, стабилизации состояние и купирования тревожных симптомов в долгосрочной перспективе.

Известно, что мозг формируется индивидуально. У каждого человека есть как сильные, так и слабые стороны, сформированные в ходе развития. Нейропсихолог занимается выявлением потенциальных возможностей и требующих коррекции механизмов, чтобы привести их соотношение к относительно балансу. В ходе совместных занятий удаётся улучшить функционирование:

  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи и письма;
  • координацию движений.

Разрабатываемые нейропсихологом реабилитационные планы включают целый комплекс терапевтических мероприятий.

Где работают нейропсихологи

После окончания учёбы в вузе нейропсихологи могут устроится в государственные учреждения или частные клиники. В медико-психологических центрах востребована должность и педагога-психолога. Специалист может работать как со взрослыми, так и детьми, содействуя развитию, раскрывая потенциал познания, что позволяет благополучно социализироваться в обществе. График обычно предполагается гибкой. Тем не менее, независимо от уровня занятости, доход компетентных сотрудников более, чем достойный.

Личные качества

Соискателю на должность необходимо быть компетентным в теоретических и практических вопросах специфической отрасли. Одновременно с этим приветствуется и набор определённых личностных качеств. Высокая их развитость только помогает нейропсихологу:

  • коммуникабельность – в практике приходится непосредственно взаимодействовать не только с самими пациентами, но и представителями смежных областей знаний;
  • эмпатия – врач должен быть заинтересован в скорейшем оказании эффективной помощи, сочувствие к пациенту является серьёзной мотивацией;
  • доброжелательность – специалист обязан уметь моментально располагать к себе клиента и создавать атмосферу доверия;
  • стрессоустойчивость – приходится сталкиваться с людьми с разным характером, среди пациентов и коллег могут быть нетерпимые, агрессивные, нервозные;
  • выдержка и терпеливость – работа кропотливая и обычно длительная, в практике могут встречаться не только прогрессы, но и регрессы (важно вовремя предпринимать соответствующие действия и уверенно нести ответственность за решения).

Тот, кто выбрал эту профессию, должен уметь и абстрагироваться от проблем пациентов по возвращению домой после трудового дня. Иначе возрастает риск профессионального выгорания.

Плюсы и минусы профессии

Способность оказать помощь пациентам, столкнувшимся со сложными жизненными ситуациями, закономерно приносит радость и доставляет удовольствие. Помимо этого достоинства, специализация нейропсихолога характеризуется ещё целым рядом плюсов:

  • востребованность профессии на рынке труда, шанс устроиться на высокооплачиваемую должность даже в самом начале карьерного пути;
  • отсутствие однообразия в практике;
  • возможность собрать нужную информацию для проведения собственных исследований или написания научных работ, публикаций.

Специализация нейропсихолога не лишена и недостатков, сложностей. В первую очередь, это повышенная степень ответственности – перед собой, пациентом и обществом. Малейшая допущенная ошибка способна в разы усугубить ситуацию. В практике нужна исключительная концентрация.

Сложна работа детскихспециалистов. Малыши могут неохотно идти на контакт, отказываться от выполнения упражнений, капризничать – препятствовать проведению терапевтических мероприятий.

Даже опытный человек далеко не всегда в силах оказать соответствующую поддержку. Наука только развивается, и многое пока остаётся неизвестным (преимущественно то, что касается функционирования головного мозга).

Адреса поступления:

Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Телефоны (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11

Время работы

Пн-Пт: 09.00 — 20.00

Сб-Вс: 10.00 — 17.00

Детский нейропсихолог: кто это и когда без него не обойтись

Ребенок долго одевается, с трудом запоминает буквы, часто теряет вещи. Это особенности характера, последствия адаптации в школе или нарушения? Детский клинический психолог, нейропсихолог Юлия Сергеевна Сыроватская, принимавшая участие в разработке курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга», рассказывает, как нейропсихология помогает детям справиться со сложностями и на что надо обратить внимание родителям.

Чем занимается нейропсихолог

Нейропсихология — область психологической науки, которая граничит с медициной и изучает мозговые механизмы работы высших психических функций. То есть то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы и их свойства: способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключаемости внимания, различные виды мышления, речь, эмоции, а также способность к волевой саморегуляции, планированию, контролю ребёнка за собственной деятельностью. Все это нейропсихология рассматривает с опорой на созревание мозговых структур, отвечающих за ту или иную операцию: например, за запоминание слухоречевой информации или способность ребёнка ориентироваться в пространстве листа.

Головной мозг развивается по своим биологическим законам. Понимание механизмов развития мозга позволяет детским нейропсихологам увидеть зону ближайшего развития ребенка, понять причину его учебных трудностей и разработать эффективную модель для развития или коррекции его «слабых сторон».

Причины, по которым одна из познавательных функций ребёнка оказалась недостаточно сформированной, могут быть связаны с осложнениями беременности и родов или приобретёнными ребёнком в раннем возрасте заболеваниями и травмами. Например, хроническая или острая гипоксия плода, травма шейного отдела позвоночника у новорожденного, а также черепно-мозговые травмы, инфекционные и органические заболевания нервной системы у детей становятся преградой к естественному физиологическому созреванию мозга и его психических функций.

Функции памяти, мышления, речи, пространственного, слухового и речевого восприятия в мозге ребёнка (особенно до 9–12 лет) и взрослого человека организованы по-разному. Это отражается на методах коррекционной и развивающей работы нейропсихологов. Взрослый специалист работает с уже созревшим мозгом — диагностирует нарушения в работе мозговых систем и восстанавливает утраченные или ослабленные функции. Детский нейропсихолог взаимодействует с пластичным, активно растущим мозгом, поэтому делает упор на активизацию психической деятельности, стимулирование к развитию психических функций ребёнка, что в конечном счёте улучшает созревание разных отделов мозга как органа.

Как понять, что ребенку нужен нейропсихолог

Детский нейропсихолог работает с ребенком от 0 до 12 лет. Зрелость психических функций, которые он будет оценивать и анализировать, зависит от возраста ребёнка. Например, к 7 годам детский мозг активно растет через движение. А двигательная сфера тянет за собой развитие более сложных функций психики — мышления, речи, высоко координированной деятельности (например, курсивного письма).

Часто к нейропсихологам детей ведут во втором классе. В первый год ребенок опирается на знания и навыки, освоенные ещё до школы, — ведь многие современные родители стараются подготовить будущего первоклассника, чтобы он уже знал алфавит, мог читать по слогам. Ко второму классу в школьной программе появляется новая информация и виды работ, которые ребёнку надо воспринять, усвоить и встроить в собственную учебную деятельность, — тогда и становится понятно, способен он ее освоить или нет. И здесь у школьника либо возникают единичные трудности, которые естественны, либо он сталкивается с систематическими препятствиями, преодоление которых требует помощи специалиста.

К «тревожным звоночкам» можно отнести несколько групп проблем:
  • Проблемы психомоторного развития у детей 5–7 лет: ребёнок неловок, неуклюж, часто теряет равновесие, с трудом справляется с пуговицами, шнурками, вырезанием, лепкой, неопрятен, неряшлив, не любит рисовать, во время письма в тетради совершает содружественные движения — например, высовывает язык или затаивает дыхание.
  • Проблемы с концентрацией внимания, общим тонусом и работоспособностью у детей 5 лет и старше: ребёнок быстро истощается, не может 15–20 минут заниматься одной деятельностью — вскакивает, ерзает, сплетает ноги вокруг стула, не держит прямую позу и «стекает» на стуле, быстро становится рассеянным или, наоборот, гипервозбудимым.
  • Проблемы с самоорганизацией и самоконтролем у детей 7 лет и старше: например, ребёнок долго одевается, часто теряет вещи, забывает сделать нужные дела, не чувствует времени, «копается», не знает, с чего начать, не может спланировать приготовление домашнего задания, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
  • Проблемы в овладении учебными навыками у детей 6–7 лет: письмом, чтением, элементарными счетными операциями, — с трудом запоминает состав числа, путает месяцы года, не может запомнить таблицу умножения. Ребенок к началу первого класса еще с трудом распознает буквы, во втором, третьем классе все еще читает по слогам или при письме регулярно зеркалит буквы.

Нейропсихологи рекомендуют при нормативном развитии пройти первое нейропсихологическое тестирование в 5–5,5 лет. Второе — перед школой. Далее — в случае возникновения учебных трудностей. Можно попробовать самостоятельно оценить когнитивные способности ребенка и улучшить их с помощью курса Учи.ру для учеников 1–4-х классов «Уроки для мозга». Программа направлена на развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. Школьников ждут семь уровней с развивающими мини-играми, тренажерами, видеоупражнениями по нейрогимнастике. В создании курса принимали участие преподаватели ВШЭ, эксперты в области нейропсихологии и нейрофизиологии.

Как показали исследования, которые в 2000-х годах провели российские психофизиологи Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М., у 20% до 60% первоклассников есть недоразвитие в психомоторной сфере — это отражается на их учебе: у младших школьников возникают трудности с письмом, счётом, чтением, решением логических и пространственных заданий, у них снижена концентрации внимания.

Методики развития когнитивных способностей

Коррекционная программа — это всегда целый комплекс действий: начиная от режима дня и улучшения качества сна, заканчивая дыхательными и кинезиологическими упражнениями. Важны и разнообразные задачки — мини-игры, тренажеры и видеоупражнения нейрогимнастики: такие, как в новом курсе Учи.ру для учеников 1–4-х классов.

Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален и при наличии выраженных проблем ему по результатам диагностики составляют отдельную коррекционную нейропсихологическую программу, есть общие законы развития мозга, на которые мы можем опираться, воспитывая и развивая малыша.

Мозговые структуры ребёнка вызревают по трём так называемым векторам:

  1. «Снизу вверх» — это развитие и укрепление нервных связей от глубинных структур (отвечают за тонус, жизненные функции жевания, глотания, глазного слежения, дыхания, иммунитет, базовые эмоции) к верхним отделам коры мозга (там расположены центры восприятия и порождения речи, переработки зрительно-пространственной и абстрактно-логической информации).
  2. «От правого полушария к левому» — например, до 5,5–6 лет у ребенка активно работает правое полушарие, которое распознаёт и анализирует зрительную, слуховую, тактильную информацию. Поэтому в дошкольном возрасте ему важно предлагать на ощупывание и визуальное изучение множество реальных предметов живой и неживой природы, цветных картинок, геометрических форм и объёмных фигур, чтобы после 6 лет ребенок легко запоминал буквы и цифры. До 5–6 лет активно знакомить с бытовыми шумами и музыкальными инструментами, интонациями речи, ритмами — чтобы в школе не было сложностей с фонематическим анализом.
  3. «Сзади наперёд» — сначала у ребёнка вызревают участки мозга, отвечающие за разные виды восприятия, а после 7 лет главенствующую роль начинают играть передние отделы коры, отвечающие за произвольную деятельность, саморегуляцию, самоконтроль.

Исходя из этой модели составляется общая нейропсихологическая развивающая программа для детей младшего школьного возраста.

Поэтому в новом курсе Учи.ру «Уроки для мозга» собраны упражнения, которые, например, стимулируют зрительные функции правого полушария: задания на узнавание контурных изображений или образов с визуальным шумом. Это особенно полезно для школьников с проблемами усвоения образов букв и цифр, поскольку такие сложности зачастую возникают при недостаточной функциональной зрелости затылочных и так называемых ТРО-зон коры мозга.

Все задания в курсе системные: каждое из них в большей или меньшей степени развивает модально-специфические функции внимания (слуховое, слухо-речевое, зрительное, двигательное), оперативную, рабочую, долговременную память, тренирует логическое (левополушарное) и творческое (правополушарное) мышление. Поэтому общая программа будет полезна каждому ребенку. Но для кого-то один тип заданий будет казаться сложнее, где упор, например, на память, а для кого-то — другой, где в фокусе абстрактное мышление.

Детский мозг до 7 лет наиболее пластичен и может сам войти в норму, поэтому не стоит переживать, если у ребенка возникают единичные трудности. С большой долей вероятности мозговые функции дозреют через образовательную и воспитательную среду. В такой важный этап развития постарайтесь быть внимательными к ребенку, потому как даже стойкие трудности легче всего корректировать до 10 лет.

Зарплата нейропсихолога ‐ CareerExplorer

Средняя зарплата нейропсихолога в США составляет около 102 900 долларов в год.

$ 39,8K нижняя 20%

$ 102,9K Медиана

$ 133,2K TOP 20%

Нейропсихологи зарабатывают средний годичный заработный
Заработная плата обычно начинается с 39 760 долларов и достигает 133 200 долларов .

На 44 % выше среднего показателя по стране ● Обновлено в 2021 г.

В этой статье:

  1. Сколько зарабатывает нейропсихолог в США?
  2. Как соотносится заработная плата нейропсихолога с аналогичными карьерами

Заработок нейропсихолога по стажу работы

Приблизительные значения для сегментов с самым высоким и самым низким доходом.

Зарплата нейропсихолога по штатам

Название штата Средняя заработная плата
Невада $99 740
Оклахома $99 420
Нью-Джерси
$98 680
Индиана $98 280
Вермонт $98 280
Северная Каролина $96 430
Теннесси $95 990
Арканзас 95 200 долларов США
Висконсин 95 200 долларов США
Айдахо $92 120
Миссисипи $92120
Пуэрто-Рико 80 280 долларов США
Мэн $72 790
Мичиган 64 650 долларов США
Миннесота 64 500 долларов США
Род-Айленд $62 410
Монтана 55 650 долларов
Западная Вирджиния 40 730 долларов США
Калифорния 116 490 долларов США
Мэриленд
114 050 долларов США
Айова 113 630 долларов США
Вайоминг 113 630 долларов США
Коннектикут 113 570 долларов США
Аляска 113 340 долларов США
Массачусетс 112 860 долларов США
Вашингтон 111 030 долларов США
Нью-Йорк 110 550 долларов США
Южная Каролина 110 550 долларов США
Колорадо $110 070
Орегон 108 160 долларов США
Вирджиния 107 630 долларов США
Пенсильвания 107 540 долларов США
Нью-Гэмпшир 106 060 долларов
Миссури 105,9 $60
Техас 105 930 долларов США
Гавайи 105 640 долларов США
Огайо 105 500 долларов США
округ Колумбия 105 300 долларов США
Аризона 105 000 долларов США
Флорида $104 720
Алабама 104 420 долларов США
Кентукки 104 420 долларов США
Юта 104 420 долларов США
Луизиана 103 040 долларов США
Канзас 102 380 долларов США
Нью-Мексико 101 980 долларов США
Иллинойс 101 600 долларов США
Северная Дакота 101 360 долларов США
Грузия 101 340 долларов
Южная Дакота 101 340 долларов

Как зарплаты нейропсихолога соотносятся с аналогичными карьерами?

Нейропсихологи зарабатывают на 6% меньше, чем аналогичные специалисты в США. В среднем они зарабатывают меньше, чем фельдшеры, но больше, чем трудотерапевты.

Карьера Средняя заработная плата
Зарплата помощника врача 122 000 долларов
Оклад ассистента анестезиолога 122 000 долларов
Зарплата практикующей медсестры 121 000 долларов
Зарплата промышленного организационного психолога 105 тысяч долларов
Зарплата инженера-биомедика 97 тысяч долларов
Зарплата нейропсихолога 103 тысячи долларов
Зарплата ученого 87 тысяч долларов
Зарплата лучевого терапевта 83 тысячи долларов
Зарплата физиотерапевта 96 тысяч долларов
Зарплата трудотерапевта 86 тысяч долларов

Источник: CareerExplorer (агрегированный)

Далее

загрузка.

Добавить комментарий