Непроизвольное внимание это в психологии определение: Непроизвольное внимание | это… Что такое Непроизвольное внимание?

57. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание– это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Существует сложный комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание. Эти причины можно условно разделить на различные группы.

1. Особенности самого раздражителя.

2. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание. Причем значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя (наше внимание привлечет и легкий шорох в полной тишине, и огонек спички в темноте).

3. Новизна, необычность раздражителя. Новизна – одна из наиболее важных особенностей раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания. Всякое новое раздражение, как отмечал еще И.П. Павлов, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочную реакцию. Различают абсолютную новизну (в этом случае раздражитель никогда раньше не присутствовал в нашем опыте) и относительную новизну – необычное сочетание известных раздражителей.

4. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

5. Подвижность объекта: движущиеся предметы.

6. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям.

7. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

8. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

9. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

10. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызовет внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплекс причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Но, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых усилий.

Как уже отмечалось, мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач(например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач.

Хотя мышление и не сводится к решению задач (проблем), лучше всего формировать его именно в ходе решения задач, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы и формулирует их. За последнее время на основе психологических исследований проблемной ситуации и решения задач разрабатываются методы проблемного обучения школьников. Эти методы обучения направлены на то, чтобы поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблем. Например, ученик решает серию задач и в результате сам открывает новую для себя (конечно, не для человечества) теорему, лежащую в основе решения всех этих задач.

Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

Помощь и руководство со стороны педагога состоят не в устранении этих трудностей, а в том, чтобы готовить учащегося к их преодолению.

Эмоции представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми. Даже маленький ребенок, еще не научившись говорить, очень чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих, особенно матери.

Эмоции выполняют функцию отражения не объективных явлений, а субъективного к ним отношения. Объект или событие может вызывать эмоцию, служить ее поводом, но не может являться образцом для ее анализа и описания. Именно поэтому объективного «эталона» при анализе эмоциональных явлений нет. Этот факт крайне затрудняет экспериментальное изучение эмоций и сводит его к исследованию того, что вызывает эмоции и как эти последние влияют на поведение, физиологию или другие психические процессы.

Однако существующие объективные ограничения в изучении эмоций не останавливают исследователей. Напротив, интерес к исследованию эмоций неуклонно растет. Это вызвано тем огромным значением, которое играют эмоции в жизни каждого человека.

Очень часто причиной неудач или ошибок в любой деятельности человека являются эмоции. Можно привести примеры, когда, наоборот, то или иное чувство, то или иное эмоциональное состояние помогает человеку справиться со стоящими перед ним задачами. Важнейшее значение имеют эмоции в личной жизни человека. Именно эмоции являются важнейшими слагаемыми интимно-семейного общения.

Эмоции – психические и/или физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоция – это конкретная форма психического процесса переживания чувств. Например, чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям проявляется в психической жизни людей как поток эмоциональных переживаний, разнообразных по силе, длительности, сложности и даже по своему содержанию.

Основные положения определения развития внимания

Библиографическое описание:

Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 09.07.2023).



 

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данные момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а ко вторичным — колебания, переключаемость внимания.

Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения его концепции внимания сводятся к следующим:

  1.                Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
  2.                По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым.
  3.                В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.
  4.                Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием… Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
  5.                Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
  6.                Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу.
  7.                Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
  8.                «С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий».

Оригинальную психологическую теорию внимания в свое время развивал Т. Рибо. Он считал, что внимание, будь оно слабо или сильно, всегда вызывается аффективным состоянием и связано с ним. Особенно тесную зависимость Т. Рибо усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических основах внимания. Физиологическая интерпретация внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения в психологии. Т. Рибо одним из первых пытался представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилением какого-либо воспоминания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания. Историю его, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать, с его точки зрения, не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Процесс возрастного развития внимания, по А. Н. Леонтьеву, развивавшего идеи Л. С. Выготского, можно представить себе следующим образом.

Из этой кривой следует, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасти, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка разбитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вырывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают к себе внимание ребенка. С другой стороны — это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступает в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

 

Литература:

 

  1.                Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию.-М, 1976.
  2.                Рибо Т. Психология внимания// Там же. — С. 140-142.
  3.                Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Там же. — С. 186.

Основные термины (генерируются автоматически): внимание, произвольное внимание, внимание ребенка, действие, день жизни ребенка, контроль, непроизвольное внимание, опосредствованное внимание, познавательный процесс, процесс.

Оценка уровня психического

познавательного процесса развития…

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.

На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.

Развитие

внимания младших школьников в учебной деятельности

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Педагогические условия развития

произвольного внимания

Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.

Ключевые слова: концентрированное

внимание, произвольное

Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Память как

познавательный процесс у младших школьников при. ..

Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.

Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

К.Д. Ушинский о нравственном значении

внимания и памяти…

внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.

Психологические особенности развития

познавательных

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

 складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

Игра как средство развития

внимания детей дошкольного возраста

внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале…

Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.

Почему наблюдение за природой улучшает наши когнитивные способности

Если бы кто-то попросил вас описать типичный рабочий день, как бы он выглядел? Для меня ответы на электронные письма, отслеживание проектов, написание новых статей в блоге, чтение последних публикаций на ScienceDirect, анализ и обобщение результатов исследований, подготовка слайдов для предстоящих презентаций, встречи и телефонные конференции с коллегами и клиентами — каждый день выглядит как Занятия кроссфитом для моего мозга! И как только мы добавляем уведомления LinkedIn и Twitter, а также фотографии недавних проектов SageGlass в WhatsApp, текстовые сообщения от моего мужа, напоминания Outlook, приглашения коллег сходить на кофе и т. много направлений, что иногда я не знаю, в какую сторону повернуть! Вам это знакомо?

 

Наши когнитивные ресурсы востребованы как никогда раньше!

Основываясь на доступной литературе и опыте коллег и друзей, многие из нас сегодня имеют многопрофильные профессии, связанные с широким спектром задач, которые могут сильно отличаться друг от друга. Более того, с таким большим количеством информационных каналов, доступных в наш цифровой век, нашему мозгу никогда не приходилось сталкиваться с таким постоянным потоком информации. В рабочей ситуации, подобной описанной выше, в среднем наш мозг переполняется 11 миллионами бит информации в секунду, но мы можем сознательно обрабатывать только 120 бит информации в секунду 1 . В то же время в течение дня нас постоянно отвлекают, многократно перенаправляя наше внимание. В офисной среде эта информационная перегрузка может привести к потере производительности от нескольких минут до нескольких часов в день , как показано на рисунке ниже:

Стоимость перерывов в работе (источник: https://www. visualistan.com/2016/06/how-to-focus-at-work-in-the-age-of-distractions.html)

 

Эта потеря производительности дорого обходится предприятиям: например, в Соединенных Штатах 2 теряется почти 588 миллиардов долларов США в год (помните, что расходы на заработную плату составляют почти 90% затрат на ведение бизнеса). И, согласно некоторым исследованиям 3 , работники компенсируют эти перерывы, работая быстрее, но это дорого обходится, приводя к повышенному стрессу, разочарованию, давлению и усилиям. Также увеличивается риск ошибок.

 

Ограниченные ресурсы, подверженные утомлению

Очень быстрое переключение с одной задачи на другую или в равной степени сохранение концентрации и сохранение сосредоточенности на одной задаче в течение нескольких часов, игнорируя внешние отвлекающие факторы, различая важную информацию и интересное информация и т. д. — все это требует значительных усилий с когнитивной точки зрения 4 . Лично я часто чувствую, что мои нейроны «сгорают» после таких нагрузок! Помню, я чувствовал такую ​​же умственную усталость при прохождении интенсивных учебных курсов, особенно после четырех часов письменных тестов или лекций по топологии нормированных векторных пространств…

Наши когнитивные способности имеют пределы и могут испытывать усталость

Этот вид усталости неудивителен, если учесть, что мозг как мышца потребляет более 20% потребляемой нами энергии в день 5 , т.е. больше, чем любой другой орган тела. Наши когнитивные ресурсы, безусловно, не безграничны и постепенно истощаются со временем. Наше внимание и концентрация находятся на пике в начале дня. Эти способности снижаются в течение дня, увеличивая риск потери концентрации и ошибок.

 

Новый взгляд на внимание

Внимание в его обычном понимании связано с набором процессов, которые позволяют нам выполнять ряд когнитивных задач, таких как планирование, анализ, запоминание, решение проблем, выбор и организация информация. Но хотя значение этого слова на первый взгляд может показаться очевидным, на самом деле существует несколько видов внимания.

В их теории восстановления внимания (АРТ) , Рэйчел и Стивен Каплан, исследователи психологии окружающей среды, различают две формы внимания 6 :

  1. Направленное внимание (также называемое «устойчивым» или «произвольным» вниманием)
  2. Непроизвольное внимание (также называемое «спонтанным» или «ненаправленным» вниманием)

Направленное внимание — это ключевой психический ресурс, который позволяет нам оставаться сосредоточенными на задаче, требующей значительных усилий в течение длительного периода, подавляя любые внешние или внутренние раздражители (то есть наши мысли). Он связан с областями «высокого уровня», расположенными в префронтальной коре, которую часто называют исполнительным центром мозга 9.0013 7 .

Префронтальная кора контролирует исполнительные функции, такие как внимание, регуляция поведения и наши эмоциональные реакции внимание — это пассивное внимание, не требующее усилий, автоматическое и вызванное чем-то интересным или захватывающим по своей сути.

Согласно ART, направленное внимание является ограниченным ресурсом , подвержен утомлению после значительного и продолжительного использования 8 . Последствия усталости внимания становятся более легко отвлекаемыми, ограниченной способностью видеть общую картину и принимать решения, повышенным риском совершения ошибок, импульсивным поведением и раздражительностью, более враждебным поведением, снижением самоконтроля и снижением контроля над негативными эмоциями и стрессом. 9 . Итак, представьте себе последствия для компании, если ее сотрудники или даже ее руководители будут упорно продолжать свою работу, несмотря на умственную усталость — они гарантированно выгорят.

 

Факторы «восстановительного» опыта

К счастью для нас, есть решение для восстановления направленного внимания: визуальный контакт с природой. Вместо того, чтобы требовать нашего направленного внимания, взгляд на сцены и пейзажи природы захватывает наше непроизвольное внимание, позволяя нашему направленному вниманию «отдохнуть» и, таким образом, «восстанавливая» нашу способность к вниманию.

Созерцание природы не требует когнитивных усилий и восстанавливает способность внимания

Но нет необходимости ехать в Патагонию, чтобы созерцать восстанавливающие силы пейзажи. В общем, природной среды, с которой мы сталкиваемся каждый день, такой как леса, парки, сады, реки, зеленые насаждения и т. д. – даже в городских условиях – достаточно, чтобы обеспечить эти благотворные эффекты 10 , 11 . И нам нужен только короткий период воздействия, то есть от нескольких секунд до нескольких минут, 12 , 13 , чтобы почувствовать эффект. Посмотрите на дерево за окном, посмотрите на его ветки, покрытые снегом, изменение цвета его листьев, птиц среди его ветвей — все это «восстановительные микропереживания», которые могут восстановить нашу способность к вниманию.

АРТ — одна из наиболее задокументированных на сегодняшний день теорий, объясняющая восстановительные преимущества контакта с природой для человека. Он основан на многочисленных эмпирических исследованиях 14 , проведенных на испытуемых, которые выполняли когнитивные тесты после воздействия окружающей среды, либо через вид через окно, путем прямого погружения в естественную среду, либо путем просмотра фотографий или видео 15 .

Мгновенный взгляд на природу помогает восстановить наши когнитивные ресурсы

Теория снижения стресса 16 — это теория, дополняющая ВРТ, которая стала предметом многочисленных исследований. Теория снижения стресса демонстрирует восстанавливающее действие природы на стресс и эмоции людей. Я расскажу об этом более подробно в следующей статье.

 

Создание «восстановительной» среды

Направленное внимание необходимо для выполнения нашей повседневной деятельности, будь то в профессиональном или личном контексте. Изменения направленного внимания могут привести к неэффективности, неадекватному поведению, стрессу и ошибкам. Поэтому важным вопросом является проектирование внутренних пространств, способствующих восстановлению ресурсов внимания.

Офисная среда особенно часто вызывает утомление внимания, и, как обсуждалось ранее, экономические последствия для организации огромны. Поэтому крайне важно предоставить сотрудникам возможность микровосстановления для улучшения их самочувствия, производительности и мотивации 17 . Большие окна, открывающие панорамный вид на природу, являются хорошим решением, потому что они позволяют нам очень легко мысленно убежать, когда нам нужно в течение дня 18 . Они также являются источником естественного света, и его благотворное влияние на самочувствие и здоровье широко известны. Растения также можно высаживать внутри офисов и оказывать благотворное влияние на тех, кто находится в офисе, хотя это преимущество ниже, чем у более прямого доступа к природе или вида из окна 19 .

Широкие виды на природу создают восстанавливающие микро-опыты в помещении

В школах направленное внимание также является наиболее важным ресурсом для поддержания концентрации и обучения, а отсутствие концентрации часто является причиной академической неудачи. Поэтому важно обеспечить, чтобы из классных комнат, коридоров, приемных и обеденных зон открывался вид на зеленые насаждения 20 .

В учреждениях по уходу обеспечение доступа к природе также может быть полезным для пожилых людей с пониженной способностью внимания и для пациентов, страдающих когнитивными расстройствами после серьезной операции, например 21 .

Учитывая, что к 2050 году 70% населения мира будет проживать в городах, эти решения необходимо будет сочетать со стратегиями интеграции природы в жизнь города в будущем городском планировании и проектировании. Ввиду этой растущей урбанизации биофильное движение, основанное на признании потребности человека в контакте с природой и ее различных преимуществ, в последние годы способствовало увеличению создания зеленых насаждений в городах мира. Посадка деревьев, создание городских парков и озеленение крыш, стен и фасадов — это лишь некоторые из стратегий, используемых все большим числом сообществ, архитекторов, предприятий и граждан для улучшения благосостояния, а также реагирования на экологические проблемы. вызовы этого века.

 


 

  1. Организованный разум : прямое мышление в эпоху информационной перегрузки, Дэниел Дж. Левитин 
  2. Спира, Дж. Б., и Файнтух, Дж. Б., Цена невнимательности: как перерывы влияют на производительность работников умственного труда. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basex, Inc., 2005 Глория Марк, Даниэла Гудит, Ультич Клок,
  3. Стоимость прерванной работы : больше скорости и стресса
  4. www.theguardian.com/science/2015/jan/18/modern-world-bad-for-brain-daniel-j-levitin-organized-mind-information-overload
  5. Д. Д. Кларк, Л. Соколофф, Циркуляция и энергетический метаболизм мозга, Базовая нейрохимия: молекулярные, клеточные и медицинские аспекты, Липпинкотт-Рейвен, Филадельфия (1999), стр. 637-669
  6. Каплан, Р. и Каплан, С., Опыт природы: психологическая перспектива. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1989,
  7. .
  8. Эми Ф.Т. Арнстен, Нейробиологическая основа синдрома дефицита внимания/гиперактивности, Первичная психиатрия, 2009 г.,
  9. .
  10. Каплан, С., Восстанавливающие преимущества природы: на пути к интегративной структуре, Журнал психологии окружающей среды (1995) 15, 169-182
  11. Рита Берто, Роль природы в преодолении психофизиологического стресса: обзор литературы о восстановительных способностях, Behav. науч. 2014, 4, 82 -409
  12. 1р. Каплан, С. Каплан, Р. Л. Райан, Думая о людях: проектирование и управление повседневной природой, Island Press, Вашингтон, округ Колумбия (1998)
  13. Дмитрий Карманов, Рональд Хэмел, Оценка восстановительного потенциала современной городской среды (сред): за пределами дихотомии природы и города, Ландшафт и городское планирование 86 (2008) 115–125
  14. Каплан Р., Роль природы в контексте рабочего места, Ландшафтное и городское планирование, 26 (1993) 193-201
  15. Ли К.Е. и др., 40-секундные виды на зеленую крышу поддерживают внимание: роль микроперерывов в восстановлении внимания, Journal of Environmental Psychology 42, 2015
  16. Каплан С., Берман М.Г., Направленное внимание как общий ресурс для исполнительного функционирования и саморегулирования, 2017
  17. Грегори Н. Братман, Дж. Пол Гамильтон и Гретхен С. Дейли, Влияние природы на когнитивные функции и психическое здоровье человека, Ann. Академик Нью-Йорка науч. ISSN 0077-8923
  18. Р.С. Ульрих, Эстетическая и эмоциональная реакция на естественную среду, И. Альтман и Дж. Вольвилл (ред.), Поведение человека и окружающая среда, Том 1.6: Поведение и естественная среда, Нью-Йорк: Пленум, 85-1 25
  19. Кейт Э. Ли, Лейза Д. Сарджент, Николас С. Г. Уильямс, Кэтрин Дж. Х. Уильямс, Связь зеленых микроперерывов с настроением и производительностью: посредническая роль согласованности и усилий, Журнал экологической психологии, 2018 г.
  20. Р. Каплан, Природа вида из дома: психологические преимущества, окружающая среда и поведение, 2001 г.; 33; 507
  21. Адель Неджати, Сьюзан Родик, Марделл Шепли, Использование визуального моделирования для оценки восстановительных качеств доступа к природе в зонах отдыха персонала больницы, Ландшафтное и городское планирование, том 148, апрель 2016 г., страницы 132–138
  22. Dongying Li, William C. Sullivan, Влияние видов школьного ландшафта на восстановление после стресса и умственной усталости, Ландшафтное и городское планирование 148 (2016) 149–158
  23. B Cimprich, Разработка вмешательства для восстановления внимания у больных раком, Уход за больными раком, 16 (19)93), стр. 83-92

 

Что такое внимание и зачем его развивать | журнал изг | Июн, 2023

7 минут чтения

·

3 июня

Как работает внимание

Мы живем в субъективном мире, который каждый воспринимает по-своему. Внимание, являясь высшей психической функцией и основой всех сознательных процессов, является строительным материалом этого мира: если внимания не хватает, мозг додумывает образ до целого, но на самом деле в таком завершении уже больше фантазия, чем реальная обстановка.

Гештальтпсихология выделяет две ключевые функции внимания: выделять фигуру на фоне, удерживать на ней концентрацию.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Фигурой может быть любой предмет: кружка на столе, музыка, мысль об отпуске, эмоция. Фоном становится все остальное, что выпало из внимания, расплылось, стало неясным: смотрим на кружку — не замечаем тарелок, слушаем музыку — остальные звуки приглушаются. Помните ролик с баскетболистами и медведем? В нем мяч стал фигурой, а медведь выпал из поля зрения и остался незамеченным.

Что такое внимание

По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание импульсивно и рефлексивно: мы не решаем, куда его направить, но что-то внешнее тянет нас за собой. Человек с непроизвольным вниманием действует как механизм, который подчиняется правилам (и недалеко уходит от собаки Павлова). Вы занимались чем-то важным, но уже пять минут думаете о посторонней мысли или не можете выкинуть из головы тот эклер из кондитерской. Так ты живешь в парадигме «хочу», где внешнее владеет сознанием, желанием, намерением.

Лень, апатия, упадок сил, хаос в голове — следствие непроизвольного внимания

Когда внимание выходит из-под вашего контроля, это результат реактивного, дремлющего сознания. При реактивном сознании, следующем за вниманием, ваши действия, мысли, эмоции выходят из-под контроля, они становятся результатом реакции на раздражитель. Нас хвалили — мы начали, ругали — мы поникли. Люди ждут мотивации, внешнего стимула, чтобы начать действовать, и в результате получают лень, апатию и прокрастинацию.

Произвольное внимание

Произвольное внимание – это самостоятельный контроль над всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения. Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное удержание произвольного внимания вызывает большее утомление, чем при физической работе.

Полный контроль над своим вниманием и волей предполагает активное сознание — это то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию на собственные цели, мы живем в парадигме «хочу» — так начинается рост, развитие и создание чего-то ценного.

Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда голова в порядке, мы тратим гораздо меньше умственной энергии, поэтому мытье посуды иногда может быть более расслабляющим, чем зависание в социальных сетях.

Постпроизвольное внимание (Поток)

Внимание, которое идет в заданном субъектом направлении, но уже не требует постоянной поддержки волей, называется постпроизвольным вниманием. Организм начинает работать в оптимальном режиме и ограничен только естественной усталостью и истощением своих ресурсов.

О подобных опытах мне рассказывали нейрохирург, который проводит девятичасовые операции, спортсмен-экстремал и кондуктор, который по несколько часов не отходит от пульта. Феноменологию состояния хорошо описал психолог Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток: психология оптимального опыта», но он мало говорит о том, как в него войти. Изучение методологии входа в состояние потока является одним из основных вопросов, которые в настоящее время находятся в центре внимания.

Проблемы с вниманием

Клиповое мышление и СДВГ

Внимание все время собрано и фрагментировано (даже у тех, кто занимается управлением вниманием), его переключение каждые 30–90 секунд — естественное свойство. Само тело побуждает нас отвлекаться, высвобождая дофамин, гормон удовольствия, когда мы переключаемся на новую информацию. Дофаминовая зависимость — награда за отвлечение — формирует клиповое мышление, или стремление получать информацию урывками.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также говорит о кризисе контроля внимания. Короче говоря, люди с СДВГ — это разносторонние личности, которые ничего не делают. Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но сразу же теряют интерес, когда накал переживаний спадает.

Внешняя среда

Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир также постоянно нас отвлекает. Например, многие специалисты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса повышения квалификации. Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть.

Испытания проявляются как ситуации неопределенности: например, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь отобрать у нас контроль над вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все труднее ясно видеть и эффективно действовать.

Внимание — ограниченный ресурс

Ресурс внимания имеет ограниченный объем, и мы расходуем его во всех сознательных процессах: когда работаем, слушаем музыку, смотрим фильм и даже во время легкого сна. Напрасно растрачивая ресурс внимания, мы отнимаем силы, чтобы сконцентрироваться на главном, не можем доделать важные дела до конца и испытываем стресс.

Внимание — это валюта

Где есть внимание, там есть активность, энергия, проявление. Внимание можно обменять на работу, эмоции, деньги, поэтому умение владеть им и самостоятельно определять, куда его направить, является своего рода роскошью. Мы часто разоряемся каждый день, и ставка в этой игре — жизнь, но не та, которая заканчивается с возрастом: речь идет о том, чтобы быть в моменте, осознанно проживая каждую секунду.

В будущем именно умение концентрироваться на протяжении многих часов, активная позиция и умение выходить за рамки стереотипного мышления будут определять лидеров и профессионалов в любой области.

Как развивать внимание

Мы помним, что цель внимания — выделение фигур на заднем плане: это и называется концентрацией. Но есть и обратный процесс, рассредоточенность, настороженность, когда фигуры нет, а только фон, полностью заполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы впадаем в состояние сродни потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы к своему идеальному действию. Как можно привлечь внимание?

Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры

Плюсы: Дают хорошие результаты в начале, когда перед мозгом еще стоит новая задача — стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.

Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в освоении тренажеров продолжается, но навык не переносится в жизнь. Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, но он не поставит ваш мозг в активное положение: снаружи просто нет предмета, который привлекал бы ваше внимание к себе.

Тем не менее, симуляторы эффективно работают в сочетании с формальными (возникающими в отдельных ситуациях) и неформальными (возникающими в реальных ситуациях) практиками.

Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)

Плюсы: Медитация по-прежнему остается самым эффективным инструментом работы с вниманием.

Минусы: осознанные занятия йогой и цигун накладывают определенные идеологические ограничения, которые для некоторых людей могут быть неприемлемыми

Неформальные практики

Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также разыгрывание реальных ситуаций с активацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание.

Минусы: без систематической работы результат быстро пропадает.

Таким образом, несопоставимые практики, идеологии и эзотерики, а также культурные ограничения могут в целом замедлять работу массового внимания. Для его масштабирования требуется специальная инженерная методика, имеющая научное обоснование и доказавшая свою эффективность на крупных проектах.

Волевые техники

Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика нацелена на результат и творчество и поэтому подходит для активной жизни целеустремленного человека.

Минусы: нужно самостоятельно искать подход, который будет работать на вас, регулярность тоже играет ключевую роль.

Слово «воля» имеет прямое отношение к вниманию, можно смело сказать, что одно вытекает из другого. Именно занимая волевую позицию, вы начинаете управлять своим вниманием и жить в парадигме «хочу». Примером может служить случай Натальи Молчановой, рекордсменки по фридайвингу, которая с помощью силовых практик решила проблему блэкаута — потери сознания и ориентации в пространстве при глубоких погружениях. Волевая позиция предполагает наблюдение за механизмами сознания и позволяет корректировать его работу даже в таких экстремальных ситуациях.

Что получает внимательный человек

Можно сказать, что тот, кто владеет вашим вниманием, владеет вами, поэтому я предлагаю вам взять свое внимание под личный контроль и начать вкладывать его в то, что для вас важно.

Овладев навыком управления вниманием — концентрацией и деконцентрацией — человек получает быстрый доступ к мастерству в любой области.

Добавить комментарий