Воображение — Психологос
Фильм «Меч в камне»
Воображение – погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла– изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения».– Такие возможности воображения– основа мысленных экспериментов. См.→
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние– сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника– пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
2.6. Воображение . Психология и педагогика
Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он ранее не встречался.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности.
В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципирующее[7] воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Благодаря этой способности человек может мысленным взором увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Немецкий психолог Ф. Лерш назвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения», которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала, когда исходный образ раздробляется на отдельные элементы. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — второй этап творческого воображения, создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, в том числе желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
схематизация — слияние отдельных представлений, сглаживание различий, вследствие которых четко выступают черты сходства;
типизация —
заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Андрей Вышедский, Произвольное и непроизвольное воображение: неврологические механизмы, пути развития, клинические последствия и эволюционная траектория
Дополнительные параметры загрузки
Андрей Вышедский
Яркий и причудливый сон вызывает в воображении множество новых ментальных образов. Точно такие же образы могут создаваться произвольно в бодрствующем состоянии. Неврологические механизмы этих двух процессов различны. Произвольное комбинирование психических объектов опосредовано латеральной префронтальной корой, и больные с поражением LPFC часто утрачивают эту способность. И наоборот, объединение ментальных объектов в новые образы во время сновидения не зависит от LPFC; LPFC неактивен во время сна, и пациенты, у которых LPFC поврежден, не замечают изменений в своих снах. Ни в разговорном английском, ни в научном жаргоне нет установленного способа сообщить о происхождении созданного мысленного образа; термин «воображение» регулярно используется для описания любого опыта, возникающего внутри, вольно или невольно. Неспособность различать произвольное и непроизвольное воображение приводит к путанице в психологии развития, нейролингвистике и палеоантропологии. Всестороннее понимание различий между произвольным и непроизвольным воображением поможет разработать лучшую терапию для детей с задержкой речи, поможет лучше понять уникальность человеческого языка и позволит более продуктивно обсудить эволюционное происхождение человеческого языка.
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Рефлексивное воображение через художественный опыт: эволюционная траектория, путь развития и возможные функции. Алехандра Вах — 2019 — Эволюционные исследования в образной культуре 3 (2):53-72.
Эволюция воображения: от совершенно непроизвольного к полностью произвольному. Андрей Вышедский — 2021 — Эволюционные исследования в образной культуре 5 (2):65-70.
Непредсказуемое прошлое: количество спонтанных автобиографических воспоминаний превышает количество автобиографических воспоминаний, извлеченных стратегически. Энн С. Расмуссен и Дорте Бернтсен — 2011 — Сознание и познание 20 (4): 1842-1846.
Аквинский об угрозах и искушениях. Пол Хоффман — 2005 —
Согласие на клиническое исследование — достаточно добровольное или под существенным влиянием? S. Hewlett — 1996 — Journal of Medical Ethics 22 (4): 232-237.
Автобиографическая память о стрессовых событиях: роль автобиографической памяти в посттравматическом стрессовом расстройстве. Дэвид С. Рубин, Мишель Ф. Деннис и Джин С. Бекхэм — 2011 — Сознание и познание 20 (3): 840-856.
Текущие проблемы непроизвольной и произвольной автобиографической памяти. Ким Берг Йоханнессен и Дорте Бернтсен — 2010 —
Рикёрская герменевтика самости: о промежуточном звене между непроизвольным и произвольным и нарративной идентичности. Gaëlle Fiasse — 2014 — Philosophy Today 58 (1):39-51.
Исследование произвольного и непроизвольного кондиционирования пальцев.D. Д. Викенс — 1939 — Журнал экспериментальной психологии 25 (2): 127.
Характеристики непроизвольных и произвольных автобиографических воспоминаний у депрессивных и никогда не депрессивных людей. Линн Энн Уотсон, Дорте Бернтсен, Виллем Кайкен и Эд Р. Уоткинс — 2012 — Сознание и познание 21 (3): 1382-1392.
Аквинский о недобровольных действиях. Джеффри Хаус — 2006 — International Philosophical Quarterly 46 (4): 459-475.
Демократическая критика капитализма Марксом и ее последствия для траектории развития Китая. Дэвид Швейкарт — 2005 — Преподавание и исследование 10 (2005): 16-21.
Добровольное и непроизвольное: темы из Anscombe.Roger Teichmann — 2014 — Американский католический философский ежеквартальный журнал 88 (3):465-486.
Влияние неврологических расстройств на здоровье костей. Райан Р. Келли, Сара Дж. Сайдлс и Аманда С. ЛаРю — 2020 — Границы психологии 11.
Будущее жизни и что это значит для человечества. Джон Э. Стюарт — 2012 — Основы науки 17 (1): 47-50.
Добавлено в ПП
12.08.2022
Загрузки
1
(#1,523,869)
6 месяцев
1
(#490,746)
Исторический график загрузок
К сожалению, для построения этой диаграммы недостаточно точек данных.
Как увеличить количество загрузок?
Спутанный психоз с воображением
Рональд В. Пайс, доктор медицины
Psychiatric Times Vol 34 No 12
Volume 34 90 003
Выпуск 12
Воображение и психоз — это разные категории переживаний, и их следует не путать и не путать.
В 1934 году писатель Джеймс Джойс обратился за помощью к своей дочери Люсии, страдающей серьезными расстройствами, и привел ее к доктору Карлу Юнгу для анализа. (Вскоре после этого Люсии поставили диагноз шизофрения в психиатрической клинике Бургхёльцли в Цюрихе.) Джеймс Джойс увидел прямую связь между собственным творческим гением и болезнью дочери. «Любая искра или дар, которым я обладаю, были переданы Люсии, — сказала Джойс Юнгу, — и это зажгло огонь в мозгу [Люсии]». 1 Но Юнг заметил важное различие между отцом и дочерью. Он описал их как «двух человек, идущих ко дну реки, один падает, а другой ныряет». 1 Я полагаю, что Юнг подошел к решающему различию: между непроизвольной природой психоза («падением») и произвольным актом творческого воображения («ныряние»).
Все это приходит на ум в свете статьи Марка Лукача, которая недавно появилась в New York Times . 2 Лукач подробно рассказывает о множественных приступах психоза у его жены, которые, как это ни странно, имеют тенденцию повторяться во время или в преддверии Хэллоуина. Луках описывает первый психотический эпизод своей жены следующим образом:
Он появился из ниоткуда. Она нервничала из-за своей новой работы; она потеряла аппетит; она перестала спать; у нее начался бред. Первые заблуждения были обнадеживающими. Она сказала, что говорила с Богом, который сказал ей, что с ней все будет в порядке. Джулия никогда не была очень религиозной, поэтому я был встревожен, но, по крайней мере, она слышала утешительные вещи. Но затем иллюзии повернулись против нее. Голоса говорили, что она не выживет, нет смысла даже пытаться, лучше ей не быть здесь. Так она попала в больницу в первый раз. Ей дали лекарство. Иллюзии в конце концов ушли. После этого она долгое время находилась в депрессии. Ей дали больше лекарств, и ей стало лучше. 2
Когда произошла вторая госпитализация его жены из-за психоза, г-н Лукач начал размышлять о некоторых предполагаемых связях — или, возможно, аналогиях — между ее бредом и воображаемой деятельностью, которой он и его сын наслаждаются. Пишет что:
. . . как родитель, я люблю воображение. Я постоянно верю своему сыну [Джонасу], чтобы сделать мир более захватывающим и интересным. Есть дружелюбный койот Фред, которого мы иногда слышим ночью в близлежащих холмах; чудовищная метла в нашем шкафу, чтобы выметать страшных монстров из дома. . . Может быть, точно так же, как воображаемый мир является местом наслаждения и убежища для Джонаса, в том, что видит Джулия, есть что-то глубокое или даже полезное. Может быть. 2
Воистину жестокосердый читатель не проникся сочувствием к г-ну Лукачу, его жене и сыну. И те из нас, кто столкнулся с бедствием психических заболеваний в своих семьях, включая этого писателя, естественно, с сочувствием отреагируют на «взгляд с хорошей стороны» г-на Лукача на переосмысление психоза его жены. Но я думаю, что в этом взгляде на психоз есть серьезная ошибка. Как понял Юнг во время встречи с Лючией Джойс, существует огромная разница между произвольным, игривым включением воображения и непроизвольным погружением в психоз.
Жене г-на Лукача, по-видимому, поставили диагноз биполярного расстройства. Переосмысление ее психоза как «чего-то глубокого или даже полезного» — это понятная, но ошибочная романтизация психического заболевания. Это отражение более широкой модели рационализации, которая представляет серьезное психическое заболевание просто как альтернативный способ видения мира или даже как глубоко творческое столкновение со вселенной. Как отметил мой коллега Джозеф Пьер, доктор медицинских наук, в своем критическом анализе отчета Британского психологического общества (BPS):
. . . отчет BPS выходит за рамки благонамеренной попытки дестигматизировать психоз, вступая на территорию его романтизации. В нем говорится о положительных аспектах психоза, историческом почитании психотических симптомов в шаманских культурах и потенциальной связи между психозом и творчеством. Опять же, это звучит хорошо, но для человека, страдающего психотическим расстройством, в этом мало плюсов. Психотические расстройства по определению связаны с нарушениями, а не с преимуществами. И, к сожалению, несмотря на связь между творчеством и биполярным расстройством, творческая искра слишком часто угасает у больных шизофренией. 3
Также заманчиво — даже для клиницистов — рассматривать «творчество» и артистизм в том, что по сути является психотическим мыслительным процессом.4 Мы видим пример этого в произведениях французского драматурга и поэта Антонена Арто (1896 г. ). -1948). Арто страдал от серьезных психических проблем на протяжении большей части своей жизни и временами, похоже, был откровенно психотическим. 5 В одном из своих писем Арто пишет: «Мой разум открыт насквозь, и снизу он нагромождает темные, невыразимые знания, полные подземных приливов, вогнутых глыб и застывших вихрей». 6 Важно отметить, что затем он добавляет: «Не путайте это с изображениями». Я полагаю, что Арто выразил словами свой непосредственный опыт психоза, а не участвовал в воображаемом действии, прибегая к ярким метафорам. 4 Как заметил психиатр д-р Альберт Ротенберг:
В техническом смысле прямое излияние бессознательных процессов является непременным условием шизофрении, потому что люди, страдающие этим состоянием, неспособны выстроить защиты и другие адаптивные формы мастерства, которые держите эти процессы в секрете для большинства из нас. Если бы поэзия действительно была результатом прямого излияния бессознательных процессов, шизофрения и поэтическое творчество были бы эквивалентны. 7
Конечно, они далеко не эквивалентны. Психотическое состояние также не относится к игривому и творческому творчеству, как у Марка Лукача и его сына. Для ясности: многие люди с психотическими заболеваниями могут быть чрезвычайно творческими и «творческими», как описывает Марк Лукач, иногда черпая вдохновение в периодах своего психоза. Но эти творческие акты обычно происходят в периоды ремиссии или выздоровления. Как заключает д-р Ротенберг в своей важной книге о творчестве, «. . . полное психологическое здоровье и ясность сознания были бы оптимальными для всех видов творчества». 8
Короче говоря, воображение и психоз — это разные категории переживаний, и их не следует путать или смешивать. Действительно, я считаю, что самая полезная часть статьи г-на Лукача находится ближе к концу, когда он пишет: «Мы надеемся, что психоз никогда не вернется к Джулии. Это ужасный, дезориентирующий опыт, и я рада, что мы знаем, какие лекарства помогут ей пережить этот шторм». 2
Эта статья была опубликована 3 ноября 2017 г. и с тех пор обновлялась.
Ссылки:
1. Acocella J. Пожар в мозгу. Трудности быть дочерью Джеймса Джойса. Житель Нью-Йорка . 9 декабря 2003 г. http://arlindo-correia.com/140504.html. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
2. Лукач М. Когда воображаемый мир слишком реален. Нью-Йорк Таймс . 27 октября 2017 г. https://www.nytimes.com/2017/10/27/well/family/when-the-make-believe-world-is-all-too-real.html. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
3. Пьер Ж. Психоз отстой! Антипсихиатрия и романтизация психических заболеваний. Психология сегодня . 5 марта 2015 г. https://www.psychologytoday.com/blog/psych-unseen/201503/psychosis-sucks. По состоянию на 3 ноября 2017 г.
4. Pies RW. Поэзия и шизофрения. В: Психиатрия и литература . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса; 1985: 13-23.