Психология как наука
Скачать 1,49 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 53
Связанные:Untitled.FR12
- Навигация по данной странице:
- Предмет психологии.
- Психика
- сознание
- психический факт
С овременные образовательные технологии в социальной сфере ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКАПлан Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы психологии. Предмет психологии. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчётливо и ясно — это восприятие, мысли, чувства, Не подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком психического, то 2независимому от психики, от сознания объекту — другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое- то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика — отражение объективной реальности, существующей вне и независимо от нее; сознание — это осознанное бытие. Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт- Таким образом, Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Скачать 1,49 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 53
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Воображение поможет оправиться от травм и побывать в ситуациях, в которых вы не были
Известная сцена из фильма Кристофера Нолана «Начало», в котором вопрос об играх воображения является одним из центральных. Главный герой пытается убедить героиню вообразить идею, чтобы «поместить» эту идею ей в сознание.
2009 Warner Bros. Entertainment.
Произвольное и непроизвольное воображение
К примеру, мы устали, хотим расслабиться. Закрыли глаза – представили, что находимся на пляже у моря, увидели мысленно волны, услышали шум волн, почувствовали ветер, который веет в лицо.
– Это называется произвольным воображением. Мы сознательно представляем, что, когда и где хотим, – продолжает эксперт. – Есть и непроизвольное воображение, когда образы могут вызываться какими-то ассоциациями, а у нас нет ни малейшего намерения их представить. Есть пример исследования: испытуемым давали картинки чёрно-белых бананов и сказали настраивать цвет (то есть, «окрашивать» банан с помощью фантазии – Прим. Ред.) до тех пор, пока не увидят бананы жёлтыми. Когда они останавливали работу – оказывалось, что по факту банан был чёрно-белым, а они уже воспринимали его как жёлтый. Это говорит о том, что опыт помогает нам «дорисовывать» реальность. Ведь цвет они додумали. Это естественное проявление непроизвольного воображения.
Часто непроизвольное воображение встречается и при различных нарушениях мозга, например, психических заболеваниях.
– Во время посттравматического стрессового расстройства возникают так называемые флешбэки. Этих событий не происходит, но для пациента они вполне реальны. При тревожном расстройстве постоянно возникают плохие сценарии в голове. Во время таких состояний воображение усиленное, интенсивное. Поэтому оно отвлекает и всячески мешает жить, – рассказывает эксперт.
Когда говорят, что у человека нет воображения вовсе, это не так. Представьте его в виде спектра широкого диапазона. На одном полюсе спектра – полное отсутствие воображения, афантазия, на противоположном – способность видеть яркие чёткие фотографические мысленные образы, гиперфантазия. Большинство людей находятся где-то между этими полюсами. Людей с афантазией в мире всего 2%. Лев Яковлев, нейрофизиолог
Модель воображения
Слайд «Модель воображения», на котором представлены основные зоны в мозге: лобная кора, гиппокамп, зрительная кора и теменная.
Лев Яковлев
Произвольное воображение зарождается в лобной (фронтальной) коре. Здесь происходит сознательный выбор того, что мы хотим представить.
– Лобная кора отвечает за общую организацию мысленных образов, – рассказывает Лев. – Мои слова подтверждают исследования с использованием функционально-магнитной резонансной томографии. Дальше цепочка продолжается в гиппокампе. Гиппокамп связан с памятью и восприятием пространства, это наша GPS-карта. Он необходим для формирования сложных мысленных образов и образов, распределённых в пространстве. Если гиппокамп повреждён – это приводит к сложностям в формировании комплексных мысленных образов. Они недостаточно яркие и пространственно-разобщённые.
Следующий этап – сенсорные отделы коры головного мозга.
– Согласно исследованиям, при воображении активируется зрительная кора, – продолжает эксперт. – Это означает, что воображение формируется из картинок, которые мы видим. Таким образом, учёные выяснили, какой «формат» наш мозг использует для кодировки мысленных образов. Зрительная кора отвечает за обработку зрительной информации. Воображение обратно восприятию. А восприятие работает так: картинка попадает в зрительную кору, дальше с помощью гиппокампа записывается в долговременную память, а в лобной коре мы осознаём то, что видим – то есть то же самое, но в обратном направлении!
Теменная кора не всегда участвует в процессе зарождения воображения. Но если участвует – то может подключиться после гиппокампа.
– Если говорить про теменную кору, то ее влияние на воображение пока мало изучено – рассказывает эксперт. – Она отвечает за дополнительные характеристики сложных комплексных мысленных образов. К примеру, поскольку различные двигательные задачи демонстрировали активность этой коры, то она важна для формирования моторного воображения.
Воображение не имеет инстинктивную природу, это свойство, способность головного мозга.
– Инстинкты есть и у животных. Воображение же присуще только человеку, – делится Лев. – У животных воображения нет. Поскольку воображение – способность мозга к манипуляциям с образами, животные вряд ли могут представить, как станут, к примеру, другим животным. Человек по-прежнему остаётся самым интеллектуальным животным. От других живых существ его отличает сильное развитие коры больших полушарий. Кора больших полушарий с извилинами есть у всех млекопитающих: и у собак, и у приматов, и у броненосцев. Но степень развития этих извилин принципиально различается. Если у остальных млекопитающих эти области коры находятся только в зачатке (извилины достаточно слабые), то у человека извилины занимают большую часть коры больших полушарий. В ней образуются сложные связи между клетками, возникает высшая нервная деятельность со всем многообразием сложных психических процессов: речи, воображения и других.
Воображение движений
Благодаря воображению мы можем доставать из памяти эпизоды, вспоминать их, воображать – и это будет похоже на то, словно мы проживаем их в реальности, здесь и сейчас. Воображение, будучи чисто мысленным актом, может приводить к реальным физическим изменениям. Например, представление движения приводит к реальной активации двигательных отделов, что позволяет тренировать спортсменов или проводить реабилитацию после инсульта.
– Когда представляете, что выполняете различные движения, – рассказывает Лев Яковлев, – в мозге активируются двигательные области. И это приводит к изменениям в теле. Таким образом, можно тренироваться и достигать реального эффекта. Чем и пользуются спортсмены и пациенты, которые проходят двигательную реабилитацию.
Воображение движений – состояние, которое легко управляется человеком.
– Подумать о том, как сжимаешь руку, можно и не так сложно, – продолжает эксперт. – В этот момент активируется область коры, которая отвечает за движения. Дело в том, что одна из величайших функций мозга – нейропластичность. Способность отдельных участков мозга принимать на себя функции других участков. Была история, как рабочий разнёс себе ломом пол-лба и жил дальше, функционируя относительно нормально. По факту мозг лишился «большого куска» в результате несчастного случая, и функционал взяли на себя соседние области. Если научным языком сказать, то пластичность – это образование новых синаптических связей. Продолжительные регулярные тренировки с воображением движений приводят к запуску этой пластичности в двигательных участках коры. Смысл реабилитации в том, чтобы эту пластичность активировать. Если при инсульте часть участка в мозге поражена и рука не двигается, то мозг благодаря постоянным тренировкам имеет потенцию это движение восстановить за счёт пластичности. И, конечно, большую роль играет здесь намерение человека.
Воображение при аутизме: шанс улучшить речевую терапию на ранних этапах
Сверхселективность стимулов при аутизме, синдроме Дауна и типичном развитии. Являюсь. Дж. Интеллект. Дев. Инвалид. 2016;121:219–235. doi: 10.1352/1944-7558-121.3.219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Ловаас О.И., Кегель Р.Л., Шрайбман Л. Сверхселективность стимулов при аутизме: обзор исследований. Психол. Бык. 1979;86:1236–1254. doi: 10.1037/0033-2909.86.6.1236. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Плуг Б.О. Сверхселективность стимулов четыре десятилетия спустя: обзор литературы и его последствия для текущих исследований расстройств аутистического спектра. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2010;40:1332–1349. doi: 10.1007/s10803-010-0990-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Schreibman L. Диагностические признаки аутизма. Дж. Чайлд Нейрол. 1988;3:S57–S64. doi: 10.1177/0883073888003001S11. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
5. Уилсон С.М., Дронкерс Н.Ф., Огар Дж.М., Джанг Дж., Гроудон М.Е., Агоста Ф., Генри М.Л., Миллер Б.Л., Горно-Темпини М.Л. Нейронные корреляты синтаксической обработки при небеглом варианте первичной прогрессирующей афазии. Дж. Нейроски. 2010;30:16845–16854. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2547-10.2010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Уилсон С.М., Галантуччи С., Тарталья М.К., Райзинг К., Паттерсон Д.К., Генри М.Л., Огар Дж.М., ДеЛеон Дж., Миллер Б.Л., Горно -Темпини М.Л. Синтаксическая обработка зависит от дорсальных языковых трактов. Нейрон. 2011;72:397–403. doi: 10.1016/j.neuron.2011.09.014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Скейде М. А., Брауэр Дж., Фридеричи А.Д. Мозговые функциональные и структурные предикторы языковой производительности. Церебр. кора. 2015;26:2127–2139. doi: 10.1093/cercor/bhv042. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Moseley R.L., Correia M.M., Baron-Cohen S., Shtyrov Y., Pulvermüller F., Mohr B. Уменьшение объема дугообразного пучка у взрослых с высокофункциональным аутизмом Спектральные условия. Передний. Гум. Неврологи. 2016;10:214. дои: 10.3389/fnhum.2016.00214. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Zhang L., Li K., Zhang C., Qi X., Zheng N., Wang G. Дугообразный пучок при расстройствах аутистического спектра у детей раннего возраста с Языковая регрессия. Открытая мед. 2018;13:90–95. doi: 10.1515/med-2018-0014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Фридеричи А.Д. Мозговая основа обработки речи: от структуры к функции. Физиол. 2011; 91:1357–1392. doi: 10.1152/physrev.00006.2011. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
11. Вышедский А., Махапатра С., Данн Р. Дети с языковой недостаточностью: метаанализ опубликованных исследований подчеркивает важность раннего использования синтаксического языка для нормального развития мозга. Рез. Идеи Результаты. 2017; 3 doi: 10.3897/rio.3.e20696. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Вышедский А., Данн Р., Пирятинский И. Нейробиологические механизмы невербальных тестов IQ: значение для обучения невербальных детей с аутизмом. Рез. Идеи Результаты. 2017;3:13239. дои: 10.3897/рио.3.e13239. [CrossRef] [Google Scholar]
13. Вышедский А. Произвольное и непроизвольное воображение: неврологические механизмы, путь развития, клинические последствия и эволюционная траектория. Эвол. Стад. Имагинат. Культ. 2020; 4:1–17. [Google Scholar]
14. Вышедский А. Нейробиология воображения и значение для эволюции гоминидов. Дж. Карр. Нейробиол. 2019;10:89–109. [Google Scholar]
15. Вышедский А., Хохлович Э., Данн Р., Файсман А., Элгарт Дж., Локшина Л., Ганкин Ю., Островский С. , Деторрес Л., Эдельсон С.М., и др. Новое вмешательство префронтального синтеза улучшает речь у детей с аутизмом. Здравоохранение. 2020;8:566. дои: 10.3390/здравоохранение8040566. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Вышедский А., Данн Р. Ментальный синтез предполагает синхронизацию независимых ансамблей нейронов. Рез. Идеи Результаты. 2015;1:e7642. doi: 10.3897/rio.1.e7642. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Вальс Дж.А., Ноултон Б.Дж., Холиоак К.Дж., Бун К.Б., Мишкин Ф.С., Сантос М.Д., Томас К.Р., Миллер Б.Л. Система реляционных рассуждений в префронтальной коре человека. Психол. науч. 1999; 10:119–125. дои: 10.1111/1467-9280.00118. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Драгой О., Акинина Ю., Дронкерс Н. К функциональной нейроанатомии семантической афазии: история и десять новых случаев. кора. 2017; 97: 164–182. doi: 10.1016/j.cortex.2016.09.012. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Фомбонн Э. Эпидемиологические исследования аутизма и других распространенных нарушений развития: обновление. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2003; 33: 365–382. doi: 10.1023/A:1025054610557. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
20. Вышедский А., Ради К., Дюбуа М.С., Магфорд Э., Маслова В., Браверман Дж., Пирятинский И. Новый тест лингвистической оценки префронтального синтеза (LEPS) измеряет приобретение префронтального синтеза у нейротипичных детей и прогнозирует высокий функциональное и низкофункциональное назначение классов у людей с аутизмом. заявл. Нейропсихология. Ребенок. 2020: 1–16. doi: 10.1080/21622965.2020.1758700. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Beglinger L.J., Smith T.H. Обзор подтипов при аутизме и предлагаемой модели размерной классификации. Дж. Аутизм Дев. Беспорядок. 2001; 31: 411–422. doi: 10.1023/A:1010616719877. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Boucher J., Mayes A., Bigham S. Память, речь и интеллектуальные способности при низкофункциональном аутизме. В: Буше Дж., Боулер Д.М., редакторы. Память при аутизме. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 2008. [Google Scholar]
23. Кристофф К., Габриэли Дж. Д. Фронтополярная кора и человеческое познание: свидетельство рострокаудальной иерархической организации в префронтальной коре человека. Психобиология. 2000; 28: 168–186. [Академия Google]
24. Дункан Дж., Берджесс П., Эмсли Х. Жидкий интеллект после поражения лобной доли. Нейропсихология. 1995; 33: 261–268. doi: 10.1016/0028-3932(94)00124-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Баттер С.М., Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Являюсь. Дж. Психол. 1968; 81:464. дои: 10.2307/1420653. [CrossRef] [Google Scholar]
26. Фустер Дж. Префронтальная кора. 4-е изд. Академическая пресса; Кембридж, Массачусетс, США: 2008. [Google Scholar]
27. Бейкер С., Роджерс Р., Оуэн А., Фрит С., Долан Р., Фраковяк Р., Роббинс Т. Нейронные системы, вовлеченные в планирование: А. ПЭТ-исследование задачи Лондонского Тауэра. Нейропсихология. 1996;34:515–526. doi: 10.1016/0028-3932(95)00133-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Браун А.Р., Балкин Т.Дж., Весентен Н.Дж., Карсон Р.Е., Варга М., Болдуин П., Селби С., Беленький Г., Херскович П. Регионарный мозговой кровоток на всем протяжении цикл сна-бодрствования. Исследование ПЭТ с h3(15)O. Мозг Дж. Нейрол. 1997; 120:1173–1197. doi: 10.1093/мозг/120.7.1173. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Siclari F., Baird B., Perogamvros L., Bernardi G., Larocque J.J., Riedner B., Boly M., Postle B.R., Tononi G. Нейронные корреляты мечтать. Нац. Неврологи. 2017;20:872–878. doi: 10.1038/nn.4545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Солмс М. Нейропсихология сновидений: клинико-анатомическое исследование. Издательство Lawrence Erlbaum Associates; Mahwah, NJ, USA: 1997. [Google Scholar]
31. Пирсон Дж. Человеческое воображение: когнитивная нейробиология визуальных мысленных образов. Нац. Преподобный Нейроски. 2019;20:624–634. doi: 10.1038/s41583-019-0202-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Romeo R.R., Segaran J. , Leonard J.A., Robinson S.T., West M.R., Mackey A.P., Yendiki A., Rowe M.L., Gabrieli J.D.E. Воздействие языка связано со структурной нейронной связью в детстве. Дж. Нейроски. 2018; 38:7870–7877. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0484-18.2018. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Американская ассоциация по изучению речи, языка и слуха Объем практики в патологии языка и речи. [(по состоянию на 8 ноября 2020 г.)]; 2016 г. Доступно в Интернете: www.asha.org/policy/
34. Акс Дж. Б. Условная дискриминация во внутривербальных отношениях: обзор и рекомендации для будущих исследований. Анальный. Вербальное поведение. 2008; 24: 159–174. doi: 10.1007/BF03393064. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Michael J., Palmer D.C., Sundberg M.L. Множественный контроль над вербальным поведением. Анальный. Вербальное поведение. 2011; 27:3–22. дои: 10.1007/BF03393089. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Eikeseth S., Smith D.P. Анализ контроля вербальных стимулов в интравербальном поведении: значение для практики и прикладных исследований. Анальный. Вербальное поведение. 2013;29:125–135. doi: 10.1007/BF03393130. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Ловенкрон Б. Контроль суставов и выбор стимулов из их описания. Анальный. Вербальное поведение. 2006; 22: 129–151. doi: 10.1007/BF03393035. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Liu X., Han D., Somel M., Jiang X., Hu H., Guijarro P., Zhang N., Mitchell A., Halene T., Ely J.J., et al. Нарушение эволюционно нового паттерна синаптической экспрессии при аутизме. PLoS биол. 2016;14:e1002558. doi: 10.1371/journal.pbio.1002558. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Hartshorne J.K., Tenenbaum J.B., Pinker S. Критический период для овладения вторым языком: данные 2/3 миллионов носителей английского языка. Познание. 2018; 177: 263–277. doi: 10.1016/j. cognition.2018.04.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Крал А. Слуховые критические периоды: обзор с точки зрения системы. Неврология. 2013; 247:117–133. doi: 10.1016/j.neuroscience.2013.05.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Куль П.К., Уильямс К.А., Ласерда Ф., Стивенс К.А., Линдблом Б. Лингвистический опыт изменяет фонетическое восприятие у младенцев в возрасте 6 месяцев. Наука. 1992; 255: 606–608. doi: 10.1126/science.1736364. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Вартенбургер И., Хекерен Х.Р., Абуталеби Дж., Каппа С.Ф., Виллрингер А., Перани Д. Ранняя настройка грамматической обработки в двуязычном мозгу. Нейрон. 2003;37:159–170. doi: 10.1016/S0896-6273(02)01150-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Ким К.Х., Релкин Н.Р., Ли К.-М., Хирш Дж. Отдельные корковые области, связанные с родным и вторым языками. Природа. 1997; 388: 171–174. дои: 10.1038/40623. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Snow CE, Hoefnagel-Höhle M. Критический период для овладения языком: данные изучения второго языка. Детский Дев. 1978; 49: 1114–1128. дои: 10.2307/1128751. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
45. Таллал П., Миллер С.Л., Беди Г., Байма Г., Ван Х., Нагараджан С.С., Шрайнер С., Дженкинс В.М., Мерцених М.М. Понимание языка у детей с нарушением способности к обучению языку улучшилось с помощью акустически модифицированной речи. Наука. 1996; 271:81–84. doi: 10.1126/science.271.5245.81. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Kilgard M.P., Merzenich M.M. Пластичность обработки временной информации в первичной слуховой коре. Нац. Неврологи. 1998; 1: 727–731. дои: 10.1038/3729. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Филдс Р.Д. Белое вещество при обучении, познании и психических расстройствах. Тренды Нейроси. 2008; 31: 361–370. doi: 10.1016/j.tins.2008.04.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Бейтсон П. Кратковременное воздействие нового стимула во время импринтинга у цыплят и его влияние на последующие предпочтения. Учиться. Поведение 1979; 7: 259–262. doi: 10.3758/BF03209281. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Кнудсен Э., Кнудсен П., Эстерли С. Критический период для восстановления точности локализации звука после монауральной окклюзии у сипухи. Дж. Нейроски. 1984;4:1012–1020. doi: 10.1523/JNEUROSCI.04-04-01012.1984. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Broad K.D., Curley J.P., Keverne E.B. Связь матери и младенца и эволюция социальных отношений млекопитающих. Филос. Транс. Р. Соц. Б биол. науч. 2006;361:2199–2214. doi: 10.1098/rstb.2006.1940. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Хорн Э.Р. «Критические периоды» в вестибулярном развитии или адаптация сенсорных систем гравитации к измененным гравитационным условиям? Арка итал. биол. 2004; 142:155–174. [PubMed] [Академия Google]
52. Каннингем М.А., Бейкер М. С. Обучение вокалу у белоголовых воробьев: чувствительная фаза и певческие диалекты. Поведение Экол. Социобиол. 1983; 13: 259–269. doi: 10.1007/BF00299673. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Шерман С.М., Спир П.Д. Организация зрительных путей у нормальных и слабовидящих кошек. Физиол. 1982; 62: 738–855. doi: 10.1152/physrev.1982.62.2.738. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Лоренц К. Эволюция и модификация поведения. Издательство Чикагского университета; Чикаго, Иллинойс, США: 1965. [Google Scholar]
55. Берарди Н., Пиццоруссо Т., Маффеи Л. Критические периоды сенсорного развития. Курс. мнение Нейробиол. 2000; 10: 138–145. doi: 10.1016/S0959-4388(99)00047-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Леннеберг Э.Х. Биологические основы языка. Хосп. Практика. 1967; 2: 59–67. doi: 10.1080/21548331.1967.11707799. [CrossRef] [Google Scholar]
57. Вышедский А. О происхождении человеческого разума. Три теории: уникальность человеческого разума, эволюция человеческого разума и неврологическая основа сознательного опыта. Мобильный справочник; Бостон, Массачусетс, США: 2008. [Google Scholar] 9.0003
58. Джегги С. М., Бушкуль М., Джонидес Дж., Перриг В. Дж. Улучшение подвижного интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти. проц. Натл. акад. науч. США. 2008; 105:6829–6833. doi: 10.1073/pnas.0801268105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Даймонд А. Исполнительные функции. Анну. Преподобный Психолог. 2013; 64: 135–168. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Восс М.В., Нагамацу Л.С., Лю-Амброуз Т., Крамер А.Ф. Упражнения, мозг и познание на протяжении всей жизни. Дж. Заявл. Физиол. 2011; 111:1505–1513. doi: 10.1152/japplphysiol.00210.2011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Пирс Дж. Э., Сенгас А. Язык способствует ложному пониманию: свидетельство изучающих новый язык жестов. Психол. науч. 2009; 20:805–812. doi: 10.1111/j.1467-9280.2009.02377.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Данн Л.М., Данн Д.М. ППВТ-4: Словарный тест в картинках Пибоди. 4-е изд. оценки Пирсона; Блумингтон, Миннесота, США: 2007. [Google Scholar]
63. Williams K.T. Тест на экспрессивную лексику, второе издание (EVTTM 2) J. Am. акад. Ребенок-подросток. Психиатрия. 1997;42:864–872. [Google Scholar]
64. Циммерман И.Л., Штайнер В.Г., Понд Р.Е. PLS-5: Дошкольная языковая шкала. 5-е изд. Психологическая корпорация; Сан-Антонио, Техас, США: 2011. [Google Scholar]
65. De Renzi E., Vignolo L.A. Маркерный тест: чувствительный тест для выявления нарушений восприятия у афазиков. Мозг Дж. Нейрол. 1962; 85: 665–678. doi: 10.1093/мозг/85.4.665. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. De Renzi E., Faglioni P. Нормативные данные и эффективность скрининга сокращенной версии Token Test. кора. 1978;14:41–49. doi: 10.1016/S0010-9452(78)80006-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Контрольный список ImagiRation Mental Synthesis Evaluation (MSEC) [(по состоянию на 8 ноября 2020 г. )]; Доступно на сайте: http://imagiration.com/
68. Браверман Дж., Данн Р., Вышедский А. Разработка контрольного списка для оценки умственного синтеза (MSEC): инструмент родительского отчета для оценки умственного синтеза у детей с Языковая задержка. Дети. 2018;5:62. doi: 10.3390/дети5050062. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Римланд Б., Эдельсон С. Контрольный список для оценки лечения аутизма (ATEC) Научно-исследовательский институт аутизма; Сан-Диего, Калифорния, США: 1999. [Google Scholar]
70. Контрольный список для оценки лечения аутизма (ATEC) Исследовательского института аутизма [(по состоянию на 8 ноября 2020 г.)]; Доступно на сайте: www.autism.org
71. Тухман Р., Куккаро М., Алессандри М. Аутизм и эпилепсия: историческая перспектива. Мозг Дев. 2010;32:709–718. doi: 10.1016/j.braindev.2010.04.008. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
72. Ким Х.-Дж., Чо М.-Х., Шим У.Х., Ким Дж.К., Чон Э.-Ю., Ким Д.Х., Юн С. -Ю. Дефицит аутофагии в микроглии нарушает синаптическое сокращение и вызывает дефекты социального поведения. Мол. Психиатрия. 2017; 22:1576–1584. doi: 10.1038/mp.2016.103. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Дрентхен Г.С., Барендсе Э.М., Альденкамп А.П., Ван Венендал Т.М., Путс Н.А., Эдден Р.А., Зингер С., Тоонен Г., Хендрикс М.П., Кессельс Р.П. и др. Измененный метаболизм нейротрансмиттеров у подростков с высокофункциональным аутизмом. Психиатрия рез. Нейроимаг. 2016; 256:44–49. doi: 10.1016/j.pscychresns.2016.09.007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Courchesne E., Gazestani VH, Lewis N.E. Пренатальные истоки РАС: когда, что и как развивается РАС. Тренды Нейроси. 2020; 43: 326–342. doi: 10.1016/j.tins.2020.03.005. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Эволюционные истоки человеческого воображения
Вы можете легко представить себя едущим по небу на велосипеде, хотя на самом деле это не то, что может произойти. Вы можете представить, что делаете что-то, чего никогда раньше не делали, например, катаетесь на водных лыжах, и, возможно, даже представляете себе лучший способ сделать это, чем кто-либо другой.
Воображение включает в себя создание мысленного образа чего-то, что не существует для обнаружения вашими чувствами, или даже чего-то, чего нет где-то в реальности. Воображение — одна из ключевых способностей, делающих нас людьми. Но откуда оно взялось?
Я нейробиолог, изучаю, как у детей развивается воображение. Меня особенно интересуют неврологические механизмы воображения. Как только мы определим, какие структуры и связи мозга необходимы для мысленного конструирования новых объектов и сцен, ученые вроде меня смогут оглянуться на ход эволюции, чтобы увидеть, когда появились эти области мозга и, возможно, породили первые виды воображения.
От бактерий к млекопитающим
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
После того как около 3,4 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь, организмы постепенно усложнялись. Около 700 миллионов лет назад нейроны организовались в простые нейронные сети, которые затем развились в головной и спинной мозг около 525 миллионов лет назад.
В конце концов, около 240 миллионов лет назад появились динозавры, а млекопитающие появились несколько миллионов лет спустя. Несмотря на общий ландшафт, динозавры очень хорошо ловили и поедали мелких пушистых млекопитающих. Однако динозавры были хладнокровными и, подобно современным хладнокровным рептилиям, могли эффективно двигаться и охотиться только в дневное время, когда было тепло. Чтобы избежать хищничества динозавров, млекопитающие наткнулись на решение: днем прятаться под землей.
Однако под землей растет немного еды. Чтобы поесть, млекопитающим приходилось путешествовать над землей, но самым безопасным временем для кормления была ночь, когда динозавры представляли меньшую угрозу. Эволюция до теплокровности означала, что млекопитающие могли передвигаться ночью.
Нашим млекопитающим предкам приходилось находить в 10 раз больше пищи во время их короткого бодрствования, и они должны были находить ее в темноте ночи. Как они справились с этой задачей?
Чтобы оптимизировать свой поиск пищи, млекопитающие разработали новую систему для эффективного запоминания мест, где они нашли пищу: связь части мозга, которая записывает сенсорные аспекты ландшафта — то, как место выглядит или пахнет, — с частью мозга который управляет навигацией. Они кодировали особенности ландшафта в неокортексе, самом внешнем слое мозга. Они кодировали навигацию в энторинальной коре. И вся система была связана между собой мозговой структурой, называемой гиппокампом. Люди до сих пор используют эту систему памяти для запоминания объектов и прошлых событий, таких как ваш автомобиль и место, где вы его припарковали.
Группы нейронов в неокортексе кодируют эти воспоминания об объектах и прошлых событиях. Воспоминание о чем-то или эпизоде реактивирует те же самые нейроны, которые изначально его закодировали. Вероятно, все млекопитающие могут вспоминать и заново переживать ранее закодированные объекты и события, повторно активируя эти группы нейронов. Эта система памяти на основе неокортекса и гиппокампа, развившаяся 200 миллионов лет назад, стала первым ключевым шагом к воображению.
Следующий строительный блок — это способность создавать «память», которой на самом деле не было.
Непроизвольные придуманные «воспоминания»
Простейшая форма воображения новых объектов и сцен возникает во сне. Эти яркие, причудливые непроизвольные фантазии связаны у людей со стадией быстрого сна (REM).
Ученые предполагают, что виды, чей отдых включает в себя периоды быстрого сна, также видят сны. У сумчатых и плацентарных млекопитающих есть БДГ-сон, но у млекопитающих, откладывающих яйца, ехидны, нет, что позволяет предположить, что эта стадия цикла сна развилась после того, как эти эволюционные линии разошлись 140 миллионов лет назад. На самом деле, запись со специализированных нейронов в мозге, называемых клетками места, показала, что животные могут «мечтать» о посещении мест, которые они никогда раньше не посещали.
У людей решения, найденные во сне, могут помочь решить проблемы. Существует множество примеров научных и инженерных решений, спонтанно визуализируемых во сне.
Нейробиолог Отто Лоуи мечтал об эксперименте, доказывающем, что нервные импульсы передаются химическим путем. Он сразу же отправился в свою лабораторию, чтобы провести эксперимент, позже получив за это открытие Нобелевскую премию.
Элиас Хоу, изобретатель первой швейной машины, утверждал, что главное нововведение, размещение отверстия для нити рядом с кончиком иглы, пришло к нему во сне.
Дмитрий Менделеев описал увиденный во сне «стол, где все элементы встали на свои места как надо. Проснувшись, я сразу же записал это на листе бумаги». И это была периодическая таблица.
Эти открытия были сделаны благодаря тому же механизму непроизвольного воображения, впервые приобретенному млекопитающими 140 миллионов лет назад.
Преднамеренное воображение
Разница между произвольным и непроизвольным воображением аналогична разнице между произвольным мышечным контролем и мышечным спазмом. Произвольный мышечный контроль позволяет людям сознательно комбинировать мышечные движения. Спазм возникает спонтанно и не поддается контролю.
Точно так же произвольное воображение позволяет людям сознательно комбинировать мысли. Когда вас просят мысленно соединить два одинаковых прямоугольных треугольника вдоль их длинных ребер или гипотенуз, вы представляете себе квадрат. Когда вас просят мысленно разрезать круглую пиццу двумя перпендикулярными линиями, вы визуализируете четыре одинаковых ломтика.
Эта преднамеренная, отзывчивая и надежная способность комбинировать и рекомбинировать ментальные объекты называется префронтальным синтезом. Он основан на способности префронтальной коры, расположенной в самой передней части мозга, контролировать остальную часть неокортекса.
Когда наш вид приобрел способность префронтального синтеза? Каждый артефакт, датированный до 70 000 лет назад, мог быть создан создателем, у которого не было этой способности. С другой стороны, начиная примерно с этого времени появляются различные археологические артефакты, однозначно указывающие на его присутствие: составные фигуративные предметы, такие как человек-лев; костяные иглы с ушком; Луки и стрелы; музыкальные инструменты; построенные жилища; украшенные погребения, свидетельствующие о верованиях в загробную жизнь; и многое другое.
Несколько типов археологических артефактов, однозначно связанных с префронтальным синтезом, появляются одновременно около 65 000 лет назад в разных географических точках.