Непроизвольность внимания и памяти преобладает в: Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Рукоделие
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Сервисы
Размещаем статьи
Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата
Условия выдачи Сертификата
В ТЕЛЕГРАМ
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Новотельнова Ольга Михайловна
22.
02.2016 17:12
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Автор статьи: Новотельнова Ольга Михайловна Место работы: Студентка группы 61/в
Аннотация: В статье рассматриваются условия и содержание развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в трудах российских ученых.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Рассмотрим условия и содержание развития внимания и памяти старших дошкольников.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения [1].
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами.
У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности [2].
Исследования С. Л. Рубинштейна [3] на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза.
Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов [4]
.
Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение. Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее.
Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.
В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.
Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.
Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое.
Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.
Следует согласиться с П. Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.
Л. С. Выготский [5] отметил, что
«с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание»[6].
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому [7] состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя.
Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет».
Универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.
Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию.
Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:
Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.
Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием [8].
Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
значительно возрастает его концентрация, объем;
внимание неустойчиво;
слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:
с развитием речи;
с пониманием значения предстоящей деятельности;
осознанием её цели;
с освоением норм и правил поведения;
с становлением волевого действия;
со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.
Экспериментальные исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методик «Расставь точки» А. Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей, характеризующих внимание детей данного возраста.
Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы:
У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.
Внимание у детей старшего дошкольного возраста еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.
Когнитивные способности у девочек выше, чем у сверстников мальчиков.
В этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т. е. возникает произвольное внимание [9].
С раннего детства процесс памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно заменяется логической. Во- вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных механических приемов и средств. В — третьих, непроизвольное запоминание, доминирующие в детстве, у взрослого человека превращается в непроизвольное. Память, как особый психический процесс, не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере созревания его мозга, в процессе его развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Память теснейшим образом связана с личностью, её* внутренним миром, интересами, образом жизни, поэтому развитие памяти происходит вместе с развитием всего индивидуально-психического обмена человека.
У детей 5—7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка этого возраста — это его интерес. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребенок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом еще и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается [10].
Психолог П. И. Зинченко [11], исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5—7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т. д.)[11].
Но механизмы памяти детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6—7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.
По степени развития произвольной памяти у детей 5 – 7 лет З.М. Истомина предлагает выделять три уровня:
характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать;
наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление;
наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого. Дети 6—7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти [12].
Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребенку создаются условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.
Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано. Экспериментальным путем была выявлена зависимость вычленения мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребенком поручения взрослого. Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать ее выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно использует самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.
В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребенка. Дошкольник постепенно научается подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал. Но необходимо, чтобы выполнение словесного требования запомнить или припомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребенка результата.
Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5—7 лет достаточно высоки [10].
Большую роль в развитии памяти у ребенка 5 — 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной [2].
Высокой степени развития достигает у детей эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.
У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание. Однако детям 6—7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6 — 7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов — 4—8, а из 10 незнакомых всего 1 — 2 слова.
Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения.
Дети этого возраста могут овладеть приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Такое обучение должно проводиться в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [13]:
1-й этап — практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);
2-й этап — речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);
3-й этап — умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группу).
Подводя итог, отметим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:
преобладает непроизвольная образная память;
память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;
складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;
формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания;
развитие памяти включается в развитие личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воротилина А.А. Образная регуляция тревожности студентов (анализ тренинга) // NB: Психология и психотехника. — 2013. -№ 6.-С. 45-65.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1981.
Рубинштейн С.Л. Краткий словарь психологических понятий. М.: Педагогика, 1996. -180с.
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей// Дефектология. 1971. №6. С. 15–19
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -Санкт-Петербург: Союз, 2006. С. 112.
Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз, 2011.
Выгодский, Л.С. Собрание сочинений. т. 5. – М.: Педагогика, 2012.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. С. 460
Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей// Дефектология. 1971. №6. С. 15–19
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд. АПН РСФСР. — М.: 1961.
Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст] // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, — М.: 1981
Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию/ Под
ред. А.Н. Леонтьева и др. М., 1976. С. 220–228.
< Предыдущая
Следующая >
Журнал
«Дошкольник.РФ»
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Details
Просмотров: 23856
Предыдущая статья Восприятие в дошкольном возрасте
Следующая статья Развитие памяти у дошкольников (Эльконин)
Настроить шрифт
Размер
Стиль
Режим чтения
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.
В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с. С. 93-94.
Предыдущая статья Восприятие в дошкольном возрасте
Следующая статья Развитие памяти у дошкольников (Эльконин)
Внимание и долговременная память | Внимание и память: интегрированная структура
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы
Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Коуэн, Нельсон, «Внимание и долговременная память», Attention and Memory: An Integrated Framework , Oxford Psychology Series ( New York , 1998; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2008 г. ), https:// doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195119107.003.0006, по состоянию на 25 мая 2023 г.
В этой главе основное внимание уделяется важности внимания для кодирования и поиска в долговременной памяти. Некоторое внимание, вероятно, необходимо для адекватного восприятия предметов. Кроме того, можно различать память с меньшим и большим вниманием, уделяемым во время кодирования. Если уделяется мало внимания, человек сохраняет только имплицитную память, проявляющуюся в косвенных тестах памяти и в виде процедурной памяти (знание того, как что-то делать, в отличие от знания об этом) или чувство знакомства с материалом. Эти процессы кодируются и извлекаются с относительной автоматизацией. С большим вниманием появляется дополнительная доступность эксплицитной памяти и воспоминаний (включая эпизодическую память или память на события, которые человек пережил). Джейкоби предложил известную модель, в которой знакомство и воспоминание независимы, но в настоящей главе эта точка зрения подвергается сомнению в пользу альтернативного предположения, согласно которому воспоминаемый материал является подмножеством знакомых материалов.
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
Щелкните Войти через свое учреждение.
Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
Щелкните Войти через сайт сообщества.
При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.