Невербально: Я вижу, о чем вы думаете, или Способы невербального общения – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)

Скрытые сообщения: как научиться понимать невербальные сигналы

Скрытые сообщения: как научиться понимать невербальные сигналы | Большие Идеи Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Ребекка Найт
Иллюстрация: BEASTFROMEAST/GETTY IMAGES

Обычно во время рабочего разговора происходит как открытое общение — говорящие обмениваются репликами, — так и невербальное. Чтобы добиться успеха, важно понимать смысл такого скрытого разговора и уметь считывать реакцию его участников. Как научиться распознавать эти едва заметные подсказки? Каких сигналов ожидать? Как можно влиять на динамику невербального общения?

Что говорят эксперты

Умение читать между строк — один из ключевых навыков, считает старший научный сотрудник Пенсильванского университета и автор книги «How to Be Happy at Work» Энни МакКи.

«Вы должны понимать других людей — их желания и опасения, страхи, надежды, мечты и мотивы. Так вы завоюете доверие. А доверие — основа успешной работы», — говорит она. Кроме того, как отмечает соавтор книги «How Will You Measure Your Life?» Карен Диллон, нужно иметь представление о своем влиянии на окружающих. «Постоянно оценивайте реакцию других людей на ваши действия. Некоторым это понятно на интуитивном уровне и дается легко. Для других это сложная задача», — уточняет она. Однако этот навык поддается развитию. Вот что можно предпринять.

Наблюдайте

Лучший способ прочитать обстановку — уделить пристальное внимание людям, а не только их словам. «Полагаясь исключительно на слова, вы увидите только половину картины», — утверждает МакКи. Она рекомендует в начале совещания «окинуть взглядом присутствующих и отметить, кто рядом с кем находится, кто улыбается, а кто нет, кто стоит, кто сидит и насколько близко люди друг к другу». Затем постарайтесь уловить «практически незаметные сигналы о настроении людей», внимательно наблюдая за «выражениями их лиц, позами и языком тела».

Внимательно отслеживайте микромимику: мимолетную улыбку, поднятые брови или чуть нахмуренный лоб. Бдительное наблюдение поможет добыть информацию, необходимую для понимания групповой динамики. Диллон рекомендует выбрать примеры для подражания, чтобы в дальнейшем повышать свою социальную осознанность. «Подумайте, чьим умением понимать настроение людей вы восхищаетесь. Выделите несколько приемов, которыми они пользуются, и постарайтесь их перенять», — советует она.

Не говорите слишком много

Наблюдать не получится, если большую часть времени вы будете говорить. По мнению Диллон, нужно уметь слушать: «Следите за тем, как много вы говорите». Независимо от того, выступаете ли вы перед большой аудиторией, маленькой группой или разговариваете с коллегой один на один, почаще делайте паузы, чтобы успевать «обдумывать сказанное собеседником» и отслеживать невербальные сигналы. Не нужно просто ждать своей очереди, чтобы высказаться. В молчании нет ничего постыдного.

Когда разговор более личный, нужно стараться «дать собеседнику почувствовать, что его услышали». Проявите участие, покажите заинтересованность, установите зрительный контакт. Держитесь так, чтобы вас не перебивали. Пусть остальные будут уверены в том, что сейчас вы действуете сообща. После того, как кто-нибудь высказался, перескажите его слова, чтобы показать свое внимательное отношение. Точно так же, «если человек вас не слушает и вы понимаете, что говорите параллельно с ним, задайте вопрос о том, что вы только что сказали», — добавляет Диллон. Используйте открытые вопросы, например: «Что вы думаете о…?», «Каковы будут последствия…?» или «Вы когда-нибудь сталкивались с…?». Ответы на эти вопросы помогут понять, как обстоят дела на самом деле.

Интерпретируйте свои наблюдения

После того как вы «уловите эмоции и энергию собравшихся», можно начинать «извлекать смысл из того, что вам удалось выяснить», считает МакКи. Она советует «выстроить несколько гипотез о том, как обстоят дела».

Взгляните на присутствующих более широко и подумайте о возможных причинах их личного и коллективного эмоционального настроя. Что сейчас происходит в их жизни? Как идут дела на работе? Что вы знаете об этих людях? Если вам известно не так много, это будет непросто, но все равно можно делать предположения о том, что движет этими людьми. В то же время не следует проецировать свои чувства на других. «Контролируйте свои эмоции», — говорит Макки. Для этого, отмечает она, нужны «исключительные навыки и самоконтроль». Например, если чувствуется напряженная атмосфера, не допускайте, чтобы «негативная энергия охватила вас» и не поддавайтесь «естественному порыву испугаться и разозлиться». Кроме того, помните, что эти эмоции не относятся лично к вам. Скорее всего, вы здесь совершенно ни при чем.

Проверяйте гипотезы

Сделав несколько предположений о том, какая сложилась обстановка, проверьте их. Это можно сделать, продолжив собирать информацию. Смотрите открыто на то, что вы видите и чувствуете, чтобы не стать жертвой предвзятого отношения. Также МакКи отмечает, что можно спросить людей напрямую, оставшись с ними наедине. Например, в личном разговоре можно задать такой вопрос: «На совещании вы нахмурились, когда речь пошла о проекте Х. Что вы о нем думаете?» Скорее всего, коллеге будет приятно, что вы это заметили. Когда вы обращаете внимание на эмоции и реакции людей, они чувствуют ваше внимательное отношение. Еще одна тактика, которой предлагает воспользоваться МакКи, — поговорить с коллегой, которому вы доверяете, наставником или коучем. «Расскажите о своих наблюдениях, но не делайте из этого сплетню. Воспринимайте это как возможность узнать что-то новое. Поделитесь с кем-то своими соображениями, спросите: «Как думаете, что происходит с этим человеком (или с этой группой)?»

советуем прочитать

Результаты встречи компании NUTRICIA с командами

Венчурные капиталисты: что для них важно на самом деле

Ловушка Facebook: что может разрушить компанию Марка Цукерберга

Энди У

«Вы с нами?»: как не забыть о сотрудниках, работающих удаленно

Эрика Дхаван

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Стоять на своем и проиграть

Владимир Рувинский

Лучший совет в моей жизни

Пелузо Мишель

29 октября состоялась Совместная встреча профессиональных Клубов

Глава Bolthouse Farms: как мы сделали морковку модной

Данн Джеффри

Сигналы и контекст: пять секретов эффективной невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация — это взаимодействие без использования слов. Она обладает не меньшей важностью, чем вербальное общение. Эти пять советов помогут сделать ее более продуктивной

Обращайте внимание на невербальные сигналы

Люди могут передавать информацию множеством способов, поэтому обращайте внимание на разные сигналы тела:

  • движения;
  • зрительный контакт;
  • интонацию;
  • жесты;
  • позу.

Все эти сигналы могут передать важную информацию, которую невозможно выразить словами. Например, зрительный контакт способен помочь определить, насколько человек внимателен. Тон голоса может намекнуть на эмоциональное состояние собеседника. Даже поза может продемонстрировать, насколько человек заинтересован и вовлечен в разговор.

Ищите несоответствие

Стоит обращать внимание, соответствуют ли слова человека невербальным сигналам, которые он посылает. Например, человек может рассказывать, как он счастлив в отношениях, но при этом хмуриться и смотреть себе под ноги. Психотерапевты используют такие несоответствия, чтобы выяснить, что клиент по-настоящему чувствует во время сеанса. Но нужно помнить, что несоответствие может быть вызвано и другими факторами. Например, физические проблемы могут повлиять на способность человека передавать невербальные сигналы.

Используйте зрительный контакт

Хороший зрительный контакт — еще один важный навык невербального общения. Когда люди не смотрят другим в глаза, может показаться, что они уклоняются от ответа или пытаются что-то скрыть. С другой стороны, слишком долгий зрительный контакт может показаться агрессивным и отпугивающим.

Некоторые эксперты в области коммуникации рекомендуют смотреть собеседнику в глаза не больше трех-четырех секунд. Эффективный зрительный контакт должен быть естественным и комфортным для вас и другого человека.

Используйте сигналы для усиления слов

Помните, что вербальное и невербальное общение работают вместе. Соответственно, можно использовать язык тела, чтобы создать нужный образ и подкрепить то, что вы говорите. Это может быть особенно полезно при проведении презентаций или выступлении перед большой группой.

Например, вы сможете выглядеть более уверенно, если будете:

  • твердо стоять на одном месте,
  • держать плечи отведенными назад,
  • сохранять равновесие на обеих ногах — не качаться на ступнях.

Учитывайте контекст

Когда общаетесь с другими, всегда учитывайте ситуацию, в которой происходит разговор. Контекст может требовать более формального поведения, которое может быть истолковано совершенно иначе в любой другой обстановке. Например, стиль невербальной коммуникации, который вы используете на бизнес-встрече, сильно отличается от тех сигналов, которые вы подавали бы в пятницу вечером с друзьями в баре. Стремитесь привести свои невербальные сигналы в соответствие с ситуацией, чтобы убедиться, что вы передаете нужное сообщение.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Как произносится невербально ?