Нлп в психологии что: НЛП – что это такое в психологии?

Что такое НЛП и как это поможет вашему бизнесу

Фото с сайта blognews.am

 

«Если мы вдруг поймем, что все в этой жизни зависит только от нас, мы станем по-настоящему свободными, — уверены Олег Афанасьев и Николай Иняхин, учредители Interim Business Association (США, Польша, Украина, Беларусь). — Только представьте, как это изменит подход собственника к своему бизнесу!»

О механизмах нейролингвистического программирования (НЛП), которые превращают человека в «зомби», и о том, как «раскодироваться» руководителям, чтобы найти подход к своим клиентам, партнерам и коллегам — Олег и Николай рассказали в материале.

Совместно с компанией Interim Business Association мы продолжаем рубрику «Управление компанией во время перемен». Материалы этой рубрики выходят еженедельно в среду. В них вы найдете полезную информацию и практические советы по менеджменту.

Узнать, нужна ли вашей компании помощь в организации более эффективного управления, вы можете прямо сейчас с помощью экспресс-диагностики через специального бота или диагностику на сайте.


Олег Афанасьев
Учредитель международной организации интерим-менеджеров Interim Business Association
Николай Иняхин
Сооснователь международной организации интерим-менеджеров Interim Business Association
   

— В менеджменте мы часто задаемся рядом вопросов, связанных с общением: «Почему  мы никак не можем достигнуть взаимопонимания с клиентами/начальством/коллегами и т.п.? Почему кому-то бывает легко установить первый контакт, добиться взаимопонимания с клиентом и закрывать сделки одну за другой, а кто-то не может войти в доверие к клиенту, к начальнику, найти общую волну с коллегами?»

В таких случаях часто на помощь приходит НЛП.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некоей области, для приобретения их навыков.

Последователи этой теории советуют развивать свою наблюдательность и гибкость ума.

Учиться не просто импонировать собеседнику, но и копировать его позы, жесты, мимику, речевые обороты и даже дыхание, как бы подстраиваясь под манеру его общения.

Результатом таких действий обычно бывает довольно быстрое установление доверия между вами. Предполагается, что собеседник подсознательно должен ощутить, что вы заинтересованы в общении и с уважением относитесь к нему. Так при помощи НЛП вы станете для него значимым. В такой ситуации вам будет намного легче:

  • Привести человека к продаже, если это клиент
  • Договориться о сделке, если это партнер или инвестор
  • Наладить доверительные взаимоотношения, если это коллега, член команды или подчиненный.

Самыми яркими примерами применения НЛП являются презентации продуктов Apple, которые проводил Стив Джобс. Результат известен всему миру. Методы и приемы, которые Джобс применял для завоевания аудитории, подробно описаны и разобраны в книге Кармин Галло «iПрезентация».

Чему бы ни были посвящены ваши рабочие презентации, вы можете быть уверены: применив хотя бы некоторые советы из этой книги, вы заставите аудиторию прислушаться к вам намного внимательнее. Поэтому тем, кто не читал, — очень рекомендуем.

Но если смотреть шире, то идет ли на пользу обществу, предпринимательству, личности применение техники НЛП?

Фото с сайта theoryandpractice.ru

Эпоха «зомби»: как нас лишают себя

Сегодня невозможно смотреть телевизор: репортажи буквально «зомбируют». А потом — люди просто говорят штампованными фразами, повторяют навязанные им идеи. При опросах на улицах наборы слов, которые можно услышать, не сильно отличаются друг от друга.Все это похоже на роман Дж. Оруэлла «1984»: нам говорят, о чем нам думать, чтобы мы не утруждали себя собственными мыслительными упражнениями.Большинство людей (и предприниматели здесь не исключение) живут как бы автоматически, не задумываясь над смыслом происходящего в их жизни и довольствуясь малым.

При этом выученная беспомощность таится за такими фразами: «Зачем об этом думать?», «От меня все равно ничего не зависит», «Похоже, так будет всегда», «Я недостоин этого», «Это моя вина».

Выученная беспомощность — состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего самочувствия или обстоятельств, хотя имеет такую возможность.

Как правило, виной этому — рабская психология жертвы, внушенная с детства посредством идеологических моделей (будь то коммунизм, социализм, либерализм, правые, левые, красные, зеленые и т.п. — это не имеет значения). И если вы хотите эффективно управлять чем угодно — собственным бизнесом или собственной жизнью в принципе, — от нее обязательно нужно избавляться.

Но для начала давайте посмотрим на истоки проблемы — как именно нам навязывается такая психология. Возьмем, к примеру, политтехнологов: чему они учат свои команды? Команды людей, купленных для влияния на нас с вами. Возможно, вы удивитесь, но точно такими же правилами руководствуются в своей работе маркетологи. С их помощью они ежедневно программируют нас делать выбор в пользу того или иного продукта/услуги/бренда.

Интересно то, что правило «информирован — значит вооружен» очень хорошо работает в такой ситуации. Поэтому приведем несколько простых правил, которыми руководствуются в своей работе политтехнологи, чтобы вам было легче распознать их приемы и противостоять манипуляциям:

1. Мозг человека — открытая система. Искажение, подмена естественной среды обитания неотвратимо приводит к болезненному и зачастую опасному нарушению функционирования организма. 

2. Каждая целевая аудитория потребляет информацию (читай: «питает» свой мозг) из определенных источников.

Так, например, олени ходят на водопой в одно и то же место на реке. Этим и пользуются охотники и волки. Так и в обществе: вычислив эти источники и наполнив их нужной информацией, можно получить доступ к подсознанию человека и управлять его поведением.

3. Посылай одни и те же месседжи разными словами. Упаковывай их в «жизненные» истории, анекдоты, шутки. Добирайся до эмоции и, вызвав возмущение или смех, добивай — заставляй делать нужный вывод словами: «Я же говорил, что это правда. Вот простое подтверждение».

Большинство людей убеждают «примеры из жизни». И чем более они невероятны, тем легче в них верят. Главное — удивить. И в открытое подсознание «посеять» нужное зерно.

Вот, например, жизненная история компании P&G и один из ее принципов, который распространяется на все страны, где есть их представители. Если в кафе или ином общественном месте сотрудник P&G услышал, как сотрудники конкурентных компаний обсуждают свои дела, он должен предупредить их о том, что является представителем компании P&G. 

4. Проверяй эффективность воздействия, проводя социальные опросы и акции. Например, ИТ-компании регулярно проводят социальные опросы всех своих сотрудников и обязательно измеряют их эффективность.

Как правило, в своих опросах они используют провокационные вопросы, чтобы расшевелить аудиторию и докопаться до истины.

5. Если что-то пошло не так — фальсифицируй результаты опросов. Все равно никто не проверит.

По сути, работа политтехнолога отличается от работы обычного маркетолога только предметом продажи. Первый «продает» идеи и кандидатов, а маркетолог продает товар или услугу. 

Но для того, чтобы научиться защищать себя от НЛП, нацеленного на порабощение сознания, давайте посмотрим на то, как можно этим методикам противостоять.

Фото с сайта olympic.kz

Чем отличаются «зомби» от свободных людей

Для того чтобы каждый мог ответить себе на этот вопрос, мы советуем обратиться к Стивену Кови. Это известный американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению. В своей великолепной работе «Семь навыков высокоэффективных людей» он пишет, что наша жизнь состоит из двух кругов:

  • Круг Влияния — это то, на что мы можем повлиять непосредственно. То, что мы можем изменить собственными силами (в основном это наши обязанности: трудовые, домашние и т.д.)
  • Круг Забот — это то, на что мы повлиять не можем, как бы ни старались (сюда относятся, например, стихийные бедствия, общественные социальные явления и пр.).

Так вот телевизор обычно «тащит» нас в Круг Забот — чтобы мы как можно меньше занимались своей собственной жизнью и, не дай бог, не стали слишком успешными. Потому что если мы вдруг поймем, что все в этой жизни зависит только от нас, — мы станем свободными. Мы сможем:

  • Лучше понимать своих клиентов и партнеров
  • Научиться выстраивать теплые доверительные отношения в команде и с подчиненными
  • Это, несомненно, положительно скажется на отношениях с родными и близкими, друзьями и так далее.

Чтобы сделать первые шаги к свободе — вам нужно расширить ваш Круг Влияния и сузить Круг Забот (согласно рекомендации Стивена Кови). О том, как это сделать — далее.

Фото с сайта freepik.com

Как «раскодироваться» и стать свободным?

Чтобы «раскодироваться» (или расширить Круг Влияния), нужно оглядеться вокруг и ответить себе (желательно даже письменно) на несколько простых, но очень важных вопросов:

1. Что для меня лично действительно важно?

2. Какой жизнью я хочу жить?

3. Какие проблемы мне нужно решить, чтобы повысить свой уровень жизни или увеличить ощущение личного счастья?

4. Какие задачи должны вытекать из моих проблем?

5. Какая проблема является самой важной и самой блокирующей мое продвижение вперед?

6. Какая задача, вытекающая из главной проблемы, должна быть решена в первую очередь?

7. Какого результата и когда конкретно я хочу достичь, решая главную задачу настоящего периода?

8. Каков мой план действий?

Ответив на эти вопросы, вы получаете достаточно четкий вектор для собственного развития и сможете проделать очень много важной работы для преодоления Круга Забот. И тогда вы увидите, что ваше восприятие действительности изменится коренным образом:

  • Вы перестанете бездумно «прожигать» день за днем, ища вокруг «хлеба и зрелищ», удела толпы, бедной, несчастной, беспощадной
  • Ваше внимание станет избирательным. Вы начнете искать вокруг себя только то, что будет укреплять ваше движение к собственным целям и отсекать все лишнее и манипулятивное, отвлекающее вас от собственной жизни.
Фото с сайта inosmi.ru

«Обязательная программа» для компаний, которые решили долго и успешно жить

Осознанность в эмоциональных реакциях на все, что нас окружает, — это еще один шаг к внутренней свободе. Оценивая поступки людей и события, мы можем четко определяться с тем, что действительно полезно для нас, и тем, что нас разрушает. И после такого разделения мы получаем выбор: продолжать мучиться или делать что-то иное, следуя принципу удовольствия. 

Удовольствие — это реакция организма на то, что ему действительно необходимо. Оно возникает как ответ на действия человека, точно удовлетворяющего какую-то из своих важнейших потребностей.

И сегодня в мире есть целый ряд компаний, которые успешно функционируют, руководствуясь именно таким принципом. К ним относятся такие известные компании, как Apple, IBM, 3M, P&G и проч. 

Живет ли ваша компания по принципам удовольствия, можно понять, посмотрев на пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, которая ведет нас от физиологических потребностей к потребностям в безопасности, а от них — к потребностям человеческим — в общении, признании и самовыражении.

Первые два уровня Маслоу называл потребностями нужды, вторые три — потребностями роста. Большинство людей, как и компаний, к сожалению, остаются всю свою жизнь в первом уровне. И именно это определяет их положение в социуме или на рынке, которые беспощадно разделяют всех невидимой чертой на бедных и богатых, известных и неизвестных, великих и обычных. Маслоу считал, что никто не может подняться на следующий уровень удовлетворения потребностей, не научившись удовлетворять предыдущий.  Итак, давайте посмотрим на его пирамиду с точки зрения размещения на ее уровнях бизнеса:

1. Физиологические потребности — это стартап, рождение нового бизнеса. Задача каждого члена команды на этом уровне — внести посильный вклад, чтобы компания выплыла и осталась на плаву. Для этого нужно выйти на определенный уровень дохода и удерживать его, чтобы обеспечить всех едой, бензином, сотовой связью и т.д. Когда все это реализовано — у команды есть возможность перейти на следующий уровень.

2. Потребности в безопасности — стартап устоял и перерос в самостоятельный бизнес. На этом уровне начинается построение процессов, которые обеспечивают безопасность компании. Документооборот, автоматизация, первичная защита персональных данных компании, бухгалтерская и иная фискальная отчетность.

На этих двух уровнях компании представляют собой дружную семью, которую ведет вперед вожак (собственник или лидер группы собственников). Каждый в команде выполняет те функции, которые нужны компании в данный момент, четкого их распределения нет.

Фото с сайта newsko.ru

3. Следующие три уровня — это «обязательная программа» для компаний, которые решили долго и успешно жить, эффективно управляя своей рыночной долей. Для этого нужно, чтобы бизнес-система компании работала очень четко:

  • Процессы внутренние и внешние соответствовали современным вызовам рынка
  • Персонал гордился своей компанией, хотел в ней работать и выполнял стоящие перед ним плановые показатели
  • Клиенты понимали ценность, и эта ценность удерживала их в орбите компании, создавая мощный барьер переключения.

На этих трех уровнях компания из дружной семьи переходит в четко функционирующую систему, где отлажено все:

  • Маркетинговая стратегия
  • Штатная структура
  • KPI для всех подразделений
  • Мотивационная модель
  • Найм, ввод в должность и обучение персонала
  • Регламенты взаимодействия между подразделениями
  • CRM-система (автоматизация внутренних и внешних процессов)
  • Регулярный анализ конкурентов и текущей рыночной ситуации
  • Гибкая ценовая модель для разных каналов сбыта
  • И т. д.

Дружба остается, но — за стенами компании. На работе все оцениваются по KPI, личной эффективности и достижению поставленных целей. Каждый сотрудник и каждое подразделение имеют четко определенные функции и задачи. Ежедневная результативность оценивается в разрезе сотрудник-подразделение-компания. Управление осуществляет собственник или наемный топ-менеджер. Вожака больше нет. Есть управленец, который хочет получить и получает запланированный результат, применяя все лучшие практики менеджмента.

Социальные потребности, потребности в уважении и признании, потребности в творчестве и познании — это ступеньки, которые выводят компанию на плато, на котором она может остаться и не двигаться дальше вверх.

Но не всем компаниям нужен и полезен самый верхний уровень. Как правило, это большой, средний и малый бизнес, которому не нужно мировое господство и признание — они просто качественно выполняют свою работу. Таких примеров очень много в разных сферах: «Сильпо» (украинская сеть магазинов самообслуживания), «Ева» (сеть магазинов с большим ассортиментом товаров для женщин), «Киевстар» (украинская телекоммуникационная компания), А-100 девелопмент (застройщик жилой и коммерческой недвижимости в Беларуси), Группа компаний «Мила» (дистрибьютор крупнейших мировых брендов парфюмерии и косметики), онлайн-гипермаркет 21vek. by, российский универсальный интернет-магазин Ozon и так далее. И это только те, кто всегда на слуху.

4. Про верхний уровень — потребность в самовыражении — совсем кратко: Procter & Gamble, Apple, Microsoft и многим другим мировым компаниям он нужен, чтобы сохранить, не растерять и приумножить глобальное лидерство в своих отраслях. Для этого постоянно развивается мощная корпоративная культура, вокруг которой выстраиваются все бизнес-процессы в компании.

Но в любой глобальной бочке меда есть своя ложка дегтя. Мощную бюрократизацию с ее перегибами никто не отменял.

Изображение предоставлено авторами

Вместо заключения

К сожалению, сейчас некоторые СМИ особенно отвлекают нас от развития наших талантов и успехов, управляя нашим сознанием и подсознанием. Они не дают нам возможности учиться, расти и достигать. Но нам не стоит забывать, что слово «успех» происходит от глагола «успевать».

Поэтому очень важно принимать решения и действовать на основе собственных ощущений, полагаясь на свою интуицию, «чуйку» (как хотите это называйте). Прислушиваясь к первому ощущению и первой эмоциональной реакции своего организма, необходимо очень быстро переходить к действию. И каждое действие обязательно принесет результат, получив который можно двигаться дальше.

Именно сомнение и бездействие порождает так называемых неудачников. А наш девиз таков: «Везет тому, кто везет! А кто не везет, тому и не везет…» Вот во что действительно стоит верить. И чем действительно надо начинать жить немедленно!

Читайте также

  • «„Корабль“, может, и так поплывет, но недостаточно быстро»: 5 способов повысить эффективность компании
  • «Платят — работаю. Не платят — сплю!» Как покончить с эгоизмом сотрудников и сохранить контроль над бизнесом

НЛП, нейролингвистическое программирование — Психологос

01 января 2000 г., 06:33

НЛП, нейролингвистическое программирование — брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями​. По сути, это совокупность технологий, объединенных общим языком и методологией, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладения клиентом расширенного набора поведенческих паттернов​, то есть свободой выбора ответных реакций.

Создатели НЛП — Ричард Бендлер, Джон Гриндер, Фрэнк Пьюселик, Грегори Бейтсон, Роберт Дилтс. В России в развитие и продвижение НЛП большой вклад внесли А. Плигин, Т. Гагин, А. Герасимов, М. Гинзбург, С. Ковалев, М. Пелехатый, Энтони Роббинс.

Для создателей НЛП человек — сложная информационная машина, имеющая свои языки и программы. Аффективная сфера, эмоции, чувства и воля описываются лишь ресурсные или нет состояния, создаваемые теми или иными программами, но не имеющие собственной природы и закономерностей. НЛП работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта, уходя от вопроса об объективности происходящего.

«Карта не равна территории» — один из любимых тезисов НЛП, ориентирующий на изучение того, как человек воспринимает, интерпретирует и структурирует приходящую к нему информацию.

НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Филогенез, онтогенез, формирование личности или психических функций — все это вне интересов НЛП. НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Задача НЛП — реальные личностные изменения, не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него — не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает».

У такого подхода есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы — практичность, здоровый прагматизм, минусы — безразличие к конкретной картине мира, которая по сути внушается клиенту. При использовании шаманских техник, часто используемых в НЛП, клиент материалистическую картину мира меняет на мистическую.

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

​​​​​​​Любопытная особенность приверженцев НЛП — безразличие к разумным обоснованиям и убежденность, что все коммуникативные взаимодействия между людьми есть только и исключительно внушения. И ничего, кроме внушений. Разумные обоснования НЛПеры рассматривают только как разновидность внушений, эффективных для людей с личностным типом «рационал», и в общении с рационалами моделируют разумные обоснования лишь в той мере, насколько эти как бы обоснования убедительно выглядят. «Правда», «логика», «обоснованность», «объективность» и «научная честность» для приверженцев философии НЛП лишь смешные слова для наивных людей, на место которых НЛП ставит «эффективность» и «экологичность».

НЛП стремится к технологичности и использует пошаговое описание процедур изменения, где каждый шаг имеет сенсорно очевидные признаки — это привлекает к нему людей, склонных к инженерно-рациональному подходу. С другой стороны, в психотерапевтической работе НЛП использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник, что создает подходу ореол «волшебства» и привлекает тех, кто любит получать результаты без сознательных усилий.

Коллекция технологических приемов НЛП — почти исключительно приемы воздействия через бессознательное и внушения, действующие скрыто, помимо и вне сознательного контроля. Игнорирование открытых и разумных вариантов взаимодействия психолога и клиента явно обедняет инструментарий НЛП, с другой стороны придавая ему привлекающую многих окраску магии и волшебства.

НЛП в первую очередь технология, прежде всего — инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами — НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только явно неэкологичные варианты.

В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», причем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В этом подходе не используется понятия «поведение правильное» или «неадаптивное поведение» как поведение, есть поведение более или менее подходящее под контекст. Когда-то внимание фокусируется на нежелательном поведении и его коррекции, когда-то — на новых выборах поведения — это не так важно, важно дать возможность конкретному человеку в данном контексте подобрать нечто более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное).

Ориентировка на эффективность и безразличие к ценностям привело к тому, что НЛП стойко ассоциируется с манипулятивными технологиями. Действительно, НЛП придерживается позиции, что манипулируют все и всегда, и ставит лишь задачу делать это более осознанно.

НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т.д. Метод НЛП исходит из того, что если в какой-то области кто-то умеет вести себя успешно, то другие люди могут эту успешность смоделировать и в той или иной мере воспроизвести. Нередко эту идею выдвигают как основу НЛП-подхода, утверждая, что НЛП — это технология моделирования успешности. Выделять это как особенность НЛП оснований нет, поскольку практически все авторы, работающие в практической психологии (Д. Карнеги и Б. Трэйси, Н. Козлов и С. Кови) свои наработки создавали на основе анализа особенностей общения успешных людей, анализа жизни успешных людей и руководителей успешных компаний.

В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы — моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат. НЛП предполагает, что успешная деятельность — это в первую очередь эффективные поведенческие технологии, и если детально изучить структуру поведения (в том числе внутреннего поведения), то другие люди смогут повторить чужой успех.

Идея великолепная, но имеет слабое место. Успех — это не только технологии, это еще и способности, которые у разных людей разные. Если для деятельности дирижера требуется абсолютный музыкальный слух, а у вас его нет, моделирование гениального дирижирования вам поможет в небольшой степени.

Сильная сторона НЛП — выстроенность учебного процесса. Курс обучения (формат: НЛП-интенсив​ и НЛП-регулярный​) включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение полученных навыков в различных областях жизни. Циклы «НЛП-практик», «НЛП-мастер», «НЛП-тренер» хорошо стандартизированы по содержанию и методике обучения, в результате чего изучившие НЛП в одном учебном центре хорошо понимают выпускников другого учебного центра и могут продолжить там свое обучение.

НЛП легко узнается через свой особенный язык, отличается конкретной и техничной терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ общей и абстрактной манере. Процедуры изменений описываются методично, подробно и пошагово, большинство понятий в НЛП стараются ввести в через наблюдаемые или сенсорно очевидные признаки. Другая черта — наукообразность и серьезность языка описания: если что-то можно описать понятно, а можно научно, в НЛП это опишут обязательно научно.

В синтон-подходе состояние, когда человек светится радостью и заряжает радостью окружающих, будет названо Солнышко. На языке НЛП то же самое может быть названо как «Транслируемый ресурс позитива» и описано как ресурсное состояние, визуально калибруемое как метасообщение хорошего настроения.

Очень спорный вопрос — какие приемы и техники считать принадлежащими НЛП. Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. Калибровка, пристройки, глазодвигательные реакции, нейрологические уровни, договор с бессознательным, рефрейминг, якорение — когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП». С другой стороны, многие из техник, которыми пользуются нлперы и считают своими, были созданы людьми, к НЛП отношения не имеющими. Опыт Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Милтона Эриксона был сохранен и донесен до людей усилиями Гриндера и Бендлера, за это им огромная благодарность. С другой стороны, если какой-то специалист разработал качественную психотехнику, а нлпер ее подсмотрел и описал, смоделировал, чья теперь это методика? Моделирование стало со временем способом присвоения чужих разработок по принципу: «То, что описано на языке НЛП, становится НЛП и продается как НЛП».

​Сторонники НЛП причисляют к НЛП все то удачное, что они им понравилось у сторонних специалистов и было ими описано на технологичном нлперском языке. Чаще всего это «фишки» — приемы, которые несложны в освоении, дают быстрый, похожий на «волшебный» эффект и хорошо продаются. Большинство таких фишек использует бессознательное, транс и гипнотические техники.

В НЛП популярен рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение — другая методика НЛП, используемая для ассоциативного связывания приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и якорение могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение многих фобий и иррациональных мыслей в течение одного сеанса.

Создатели НЛП мало что создали сами, но научились талантливо моделировать созданное другими, качественно описывать и энергично продавать через систему обучения. Для популяризации практической психологии НЛП сделало больше, чем какое-либо другое направление конца 20 века.

Где можно пройти обучение НЛП в Москве? В тренинг-центре Синтон:

  • Курс НЛП-интенсив
  • Курс НЛП — регулярный
  • НЛП
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (7):

Гость, 01 января 2014 г., 07:32

Высокоуважаемые редакторы сайта «Психологос»! С увлечением прочитал несколько статей на вашем сайте и могу уверенно говорить о том, что данная энциклопедия действительно создана профессионалами для широкого использования. Безусловно, в каждой статье здесь внятные определения основных психологических понятий. Энциклопедическая направленность сайта, стимулирует заинтересовавшихся читателей к дополнительному изучению раскрытых в статьях вопросов, к обращению в специализированную литературу и учебные пособия. Прочитав сегодня на вашем сайте статью про НЛП, а так же про рефрейминг, и изучив некоторую дополнительную литературу, у меня возникли некоторые логические заключения, которые я полагал бы правильным донести до Вас, надеясь на подтверждение правильности или ошибочности моего мнения. Итак: исходя из содержания статьи получается, что рефрейминг – это одна из форм психологической защиты, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Сиречь – рефрейминг — Реакти́вное образова́ние (Реакти́вное формирова́ние), то есть такой вариант защиты, при котором приемлемая часть (позитивная) — гипертрофируется. При этом — реакти́вное образова́ние, как явление, исследуется достаточно подробно еще со времен Фрейда. В ходе многочисленных исследований был установлен характерный признак того, что человек использует реактивное образование. Таким признаком являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту, как правило в виде аффекта. Аффект представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Аффекты могут различаться друг от друга по силе, начиная от наиболее слабых и контролируемых сознательно, заканчивая патологическими, полностью исключающими возможность сознательного контроля. Исходя из изложенного можно сделать вывод, о том что рефрейминг (как Реакти́вное образова́ние) представляет собой опасную для психики структуру. В связи с чем возникают вопросы: 1. Верны ли выводы о том, что Рефрейминг не отличается от Реакти́вного образова́ния? 2. Если на первый вопрос ответ «да», то какие механизмы будут обеспечивать защиту от аффекта при рефрейминге?

Н.И. Козлов, 01 января 2014 г., 14:04

Это неточно. Рефрейминг — не искажение в отборе информации, а переосмысление происходящего, рассмотрение происшедшего в новом контексте и в рамках других задач. Может ли неосознанный рефрейминг сработать как реактивное образование в психоаналитическом понимании? Да, такое возможно тоже. При этом в руках квалифицированного специалиста рефрейминг оказывается высокоэффективным инструментом, как раз предотвращающим накопление аффекта.

Суслов Александр Александрович, 03 января 2014 г., 03:39

Очень бы хотелось понять механизм НЛП, который предотвращает проявления аффекта. Если предположить, что аффект сдерживается усилием/переключением сознания, то значит, причина возбуждения аффекта по силе должна быть мала настолько, насколько очаг ее возбуждения может быть заторможен. Следовательно, к иным случаям рефрейминг не применим. Иначе рефрейминг сильно травмирующих событий должен вызывать аффект. Или в НЛП есть механизм, который будет сдерживать/тормозить очаг аффекта. С точки зрения нейропсихологии, например, А.Р. Лурия писал: «…нет сомнения в том, что каждый аффективный раздражитель мобилизует необычайно большие массы возбуждения. Специфическое в структуре аффекта заключается именно в том, что активированные массы возбуждения столь велики, что даваемая личностью реакция оказывается не в состоянии с ними справиться и они охватывают дальнейшие процессы, нарушая их нормальное течение». Или НЛП дает выход аффекту? Например, позволяет проплакаться и т.д.? Подскажите (если возможно), где про это поподробнее написано. В литературе ничего не нашел. Разговаривал с одним сторонником НЛП — он тоже не знает, придерживается заданной философии: это работает и все. .. Я хочу разобраться, не работает ли это по принципу — одно лечим, другое … хотя с другой стороны, какие варианты предлагают другие направления психологии в рассматриваемом контексте — то же не очень понятно.

1

ответ

Гость, 10 апреля 2020 г., 01:09

В руках каалифицированного специалиста — да. Но на всяких семинарах обучают обычных людей. Которые, используя рефрейминг (и не только), могут впасть в состояние афекта из которого возможно сами потом выбраться не смогут. Я лично вообще против обучению использования техник НЛП массово. Иначе мы можем столкнуться через нное количество лет с толпами людей с искаженным сознание и пониманием, что такое хорошо и что такое плохо. По моему мнению произойдёт полная деморализация общества. Мой комментарий возможно непрофесстонален, но НЛПсты психологи, имеется в виду с образованием в этой области, поймут о чем я.

Суслов Александр Александрович, 03 января 2014 г. , 08:04

Усё. Вот. Кажись, сам нашел… ух. Вот что именно искал: «посттравматическое стрессовое расстройство» ссылка на данном сайте: http://www.psychologos.ru/articles/view/ptsr_dvoe_zn__posttravmaticheskoe_stressovoe_rasstroystvo Цитата: «…Быстрое лечение фобий в стиле НЛП ПОМОГАЕТ ТОЛЬКО ПРИ СЛАБОЙ ВЫРАЖЕННОСТИ ПТСР, десенсибилизация дает хорошие, хотя и не быстрые результаты…».

Суслов Александр Александрович, 03 января 2014 г., 08:32

Абсолютно бесспорно (как и написано в статье про десенсибилизацию), что методика десенсибилизации применяется в классическом психоанализе. Возможно, она оттуда и вышла… С другой стороны, почему тогда нельзя охарактеризовать десенсибилизацию, как длительный рефрейминг? В общем, НЛП в целом – не является универсальным средством на все случаи жизни, как в частности не является таким средством и рейфрейминг. С другой стороны, это легко исправить, включив десенсибилизацию в НЛП и обозвав ее длительным рефреймингом. Спасибо за внимание. Если я где-то (а может и везде) был неточен или не прав – поправьте, пожалуйста. Интересно докопаться до истины, которая где-то рядом, а так же услышать мнение доктора психологических наук. PS: если мои комментарии неуместны в данном разделе или не применимы к данной статье (или их слишком много и не по делу), я прошу Вас их удалить.

1

ответ

Гость, 27 августа 2019 г., 11:15

НЛП это нечто большое, чем Вы думаете. Вы не так понимаете понятия фрейма. Но это неудивительно, ведь Базовая структура НЛП Не несёт в себе собственного скелета. Для профессионалов НЛП Эта игра слов сказанных в нужное время, в нужный момент. И в зависимости от момента тот же Фрейм Будет иметь разные определения, зависимости от того, Как выгодно это преподнести сейчас. НЛП это квинтэссенция эмоций, чувств, практических навыков и огромного внутреннего мира. Профессиональная наука включает в себя психологию, менталистику, Теория лжи и многое другое. Настоящие НЛП практически невозможно распознать, Так как напротяжении разговора с собеседником основа каждый раз меняется в зависимости От степени подозрения объекта, но всегда приведёт к нужному результату. И НЛП работает на любых стадии фобии, всё дело в профессионализме!

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Чем является, и чем не является НЛП (Алексей Леонтьев)

Вокруг НЛП (Нейро-Лингвистического Программирования) всегда ходило достаточно много разных, как грязных, так и «чистых» слухов, и в связи с этим, мне, как человеку, профессионально занимающемуся этой областью практической психологии, хотелось бы внести в этот вопрос, вынесенный в название статьи, некоторую ясность. В частности, работая на Украине, я часто наблюдаю ситуацию, когда люди собираются на семинары по НЛП со следующими целями — одна половина, чтобы «научиться манипулировать людьми», а вторая половина — для того, чтобы «защищаться от манипуляции». Читая форумы в Интернете, часто встречаешь вопросы людей, которые хотят чему-то научиться в этой области, но боятся, что их будут «зомбировать», «программировать» и т.д.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

НЛП: название и история

НЛП — нейролингвистическое программирование. Одинаково правильно говорить и эн-эл-пэ, и эн-эл-пи. НЛП не следует путать с нейролингвистикой, традиционно научным изучением языка и мозга. Нейро – определяет связь с неврологической системой, т.е. определяет путь использования наших органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Лингвистическое – определяет связь между языком, используемым человеком, и его жизненным опытом. Лексические модели человека являются выражением особенности его мышления и в большей или меньшей степени отражают его внутреннюю сущность.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

НЛП среди других направлений практической психологии

Как направление в практической психологии, НЛП имеет много общих черт с другими популярными направлениями (Гештальт, Психоанализ, Разумный путь, Синтон, Соционика, Трансактный анализ). Основные черты данного направления: НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге и т.д. Курс обучения (формат: НЛП-интенсив​ и НЛП-регулярный​) включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение навыков НЛП в различных областях жизни. (Уникальная характеристика). В любой области НЛП в первую очередь моделирует мастерство, детально изучая структуру поведения (в том числе внутреннего поведения) уже успешных людей. В области психотерапии НЛП моделирует работу лучших психотерапевтов, в области рекламы — моделирует работу лучших рекламистов. (Аналогично — Синтон и многие современные тренеры любого психологического направления).

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Новый Код НЛП

Необходимость создания нового описательного языка НЛП первым начал осознавать Джон Гриндер. Чем его не устраивал старый, классический код? Тем, что он оказался успешным в основном для моделирования структуры вербальных паттернов. Моделирование более сложных и комплексных навыков происходило всё ещё во многом интуитивно — за счёт личных неформализованных навыков Бэндлера и Гриндера. И это был парадокс — НЛП, поднявшее на щит стратегии, алгоритм и структуру, не имело собственной модели моделирования, т.е. своего главного ядра.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вильям Джеймс: отец психологии, дедушка НЛП

Сто лет назад один американский профессор разделил мысленные образы на три типа (визуальный, аудиальный и моторный) и заметил, что люди часто неосознанно отдают предпочтение одному из них. Он обратил внимание, что мысленное представление образов приводит к движению глаз вверх и в сторону, а также накопил обширную коллекцию важных вопросов о том, каким образом человек визуализирует — именно это сейчас называется «субмодальностями» в НЛП. Он изучал гипноз и искусство внушения и описал, как люди хранят воспоминания «на временной линии». В своей книге «Плюралистичное мироздание» он поддерживает идею о том, что ни одна модель мира не является «истинной». А в книге «Разновидности религиозного опыта» он попытался высказать свое мнение о духовных религиозных опытах, ранее считавшихся находящимися за пределами того, что человек может оценить (сравните со статьей Лукаса Деркса и Яапа Холландера в духовном обозрении, в «Вестнике НЛП» 3:ii, посвященном Вильяму Джеймсу).

0Подробнее

Нейролингвистическое программирование (НЛП): оно работает?

Нейролингвистическое программирование — это способ изменить чьи-то мысли и поведение, чтобы помочь им достичь желаемых результатов.

Популярность нейролингвистического программирования или НЛП стала широко распространенной с момента ее появления в 1970-х годах. Его использование включает лечение фобий и тревожных расстройств, а также улучшение производительности труда или личного счастья.

В этой статье будет рассмотрена теория, лежащая в основе НЛП, и доказательства, подтверждающие его практику.

Поделиться на PinterestНЛП можно использовать для личного развития, борьбы с фобиями и беспокойством.

НЛП использует перцептивные, поведенческие и коммуникативные техники, чтобы облегчить людям изменение своих мыслей и действий.

НЛП основан на обработке языка, но его не следует путать с обработкой естественного языка, которая имеет тот же акроним.

НЛП было разработано Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером, которые верили, что можно определить модели мышления и поведения успешных людей и научить им других.

Несмотря на отсутствие эмпирических данных, подтверждающих это, Бэндлер и Гриндер опубликовали две книги, Структура магии I и II , и НЛП стало популярным. Его популярность отчасти объясняется его универсальностью в решении множества разнообразных проблем, с которыми сталкиваются люди.

Различные интерпретации НЛП затрудняют его определение. Он основан на идее, что люди оперируют внутренними «картами» мира, которые они изучают через сенсорный опыт.

НЛП пытается обнаружить и изменить бессознательные предубеждения или ограничения индивидуальной карты мира.

НЛП — это не гипнотерапия. Вместо этого он действует через сознательное использование языка, чтобы вызвать изменения в чьих-то мыслях и поведении.

Например, центральной особенностью НЛП является идея о том, что человек склонен к одной сенсорной системе, известной как предпочтительная репрезентативная система или ПРС.

Терапевты могут определить это предпочтение через язык. Такие фразы, как «Я понимаю вашу точку зрения», могут сигнализировать о визуальном PRS. Или «Я слышу вашу точку зрения» может сигнализировать о слуховом PRS.

Практикующий НЛП определяет PRS человека и основывает на нем свою терапевтическую схему. Структура может включать в себя установление взаимопонимания, сбор информации и постановку целей с ними.

НЛП — это широкая область практики. Таким образом, практикующие НЛП используют множество различных техник, в том числе следующие:

Поделиться на PinterestОдной из техник НЛП является попытка удалить негативные мысли и чувства, связанные с прошлым событием.

  • Анкеровка : Превращение сенсорных переживаний в триггеры определенных эмоциональных состояний.
  • Взаимопонимание : Практикующий настраивается на человека, сопоставляя его физическое поведение, чтобы улучшить общение и реакцию через эмпатию.
  • Взмах паттерна : Изменение паттернов поведения или мысли, чтобы прийти к желаемому, а не к нежелательному результату.
  • Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) : Попытка избавиться от негативных мыслей и чувств, связанных с прошлым событием.

НЛП используется как метод личного развития посредством развития таких навыков, как самоанализ, уверенность и общение.

Практики применяют НЛП в коммерческих целях для достижения рабочих целей, таких как повышение производительности или продвижение по службе.

Более широко он применяется в качестве терапии психологических расстройств, включая фобии, депрессию, генерализованные тревожные расстройства или ГТР, а также посттравматическое стрессовое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.

Поделиться на PinterestДо сих пор не проводилось серьезных исследований, доказывающих эффективность НЛП.

Определить эффективность НЛП сложно по нескольким причинам.

НЛП не подвергалось такому же стандарту научной строгости, как более известные методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-поведенческая терапия.

Отсутствие формального регулирования и коммерческая ценность НЛП означают, что заявления о его эффективности могут быть анекдотичными или исходить от поставщика НЛП. Поставщики НЛП будут финансово заинтересованы в успехе НЛП, поэтому их доказательства трудно использовать.

Более того, научные исследования НЛП дали смешанные результаты.

Некоторые исследования выявили преимущества, связанные с НЛП. Например, исследование, опубликованное в журнале Counseling and Psychotherapy Research , показало, что у пациентов психотерапии улучшились психологические симптомы и качество жизни после НЛП по сравнению с контрольной группой.

Однако обзор 10 доступных исследований по НЛП, опубликованный в The British Journal of General Practice , был менее благоприятным.

Он пришел к выводу, что существует мало доказательств эффективности НЛП в лечении состояний, связанных со здоровьем, включая тревожные расстройства, управление весом и злоупотребление психоактивными веществами. Это произошло из-за ограниченного количества и качества доступных исследований, а не из-за доказательств того, что НЛП не работает.

В 2014 году в отчете Канадского агентства по лекарственным средствам и технологиям в области здравоохранения не было обнаружено клинических доказательств эффективности НЛП при лечении посттравматического стрессового расстройства, ГТР или депрессии.

Тем не менее, дальнейший обзор исследований, опубликованный в 2015 году, показал, что терапия НЛП оказывает положительное влияние на людей с социальными или психологическими проблемами, хотя авторы заявили, что необходимы дополнительные исследования.

Теоретическая основа НЛП также подвергалась критике из-за отсутствия доказательной базы.

В статье, опубликованной в 2009 году, сделан вывод о том, что спустя три десятилетия теории, лежащие в основе НЛП, все еще не заслуживают доверия, а доказательства его эффективности были лишь анекдотичными.

В обзорном документе 2010 года была предпринята попытка оценить результаты исследований, касающихся теорий, лежащих в основе НЛП. Было обнаружено, что из 33 включенных исследований только 18 процентов поддерживают теории, лежащие в основе НЛП.

Итак, несмотря на более чем 4 десятилетия его существования, ни эффективность НЛП, ни обоснованность теорий не были четко продемонстрированы солидными исследованиями.

Кроме того, стоит отметить, что исследования в основном проводились в терапевтических учреждениях, и лишь немногие изучали эффективность НЛП в коммерческих условиях.

Изучение того, насколько хорошо работает НЛП, также сопряжено с рядом практических проблем, которые усугубляют отсутствие ясности в этом вопросе. Например, трудно напрямую сравнивать исследования, учитывая диапазон различных методов, методов и результатов.

С годами НЛП стало очень популярным. Эта популярность, возможно, была вызвана тем фактом, что практики могут использовать его во многих различных областях и контекстах.

Однако широкие идеи, на которых построено НЛП, и отсутствие формального органа для наблюдения за его использованием, означают, что методы и качество практики могут значительно различаться. В любом случае четких и беспристрастных доказательств его эффективности еще предстоит найти.

Возможно, по этим причинам хороший маркетинг также способствовал широкой популярности НЛП, особенно в коммерческом секторе.

Нейролингвистическое программирование (НЛП): оно работает?

Нейролингвистическое программирование — это способ изменить чьи-то мысли и поведение, чтобы помочь им достичь желаемых результатов.

Популярность нейролингвистического программирования или НЛП стала широко распространенной с момента ее появления в 1970-х годах. Его использование включает лечение фобий и тревожных расстройств, а также улучшение производительности труда или личного счастья.

В этой статье мы рассмотрим теорию, лежащую в основе НЛП, и доказательства, подтверждающие его практику.

Поделиться на PinterestНЛП можно использовать для личного развития, борьбы с фобиями и беспокойством.

НЛП использует перцептивные, поведенческие и коммуникативные техники, чтобы облегчить людям изменение своих мыслей и действий.

НЛП основан на обработке языка, но его не следует путать с обработкой естественного языка, которая имеет тот же акроним.

НЛП было разработано Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером, которые верили, что можно определить модели мышления и поведения успешных людей и научить им других.

Несмотря на отсутствие эмпирических данных, подтверждающих это, Бэндлер и Гриндер опубликовали две книги, Структура магии I и II , и НЛП стало популярным. Его популярность отчасти объясняется его универсальностью в решении множества разнообразных проблем, с которыми сталкиваются люди.

Различные интерпретации НЛП затрудняют его определение. Он основан на идее, что люди оперируют внутренними «картами» мира, которые они изучают через сенсорный опыт.

НЛП пытается обнаружить и изменить бессознательные предубеждения или ограничения индивидуальной карты мира.

НЛП — это не гипнотерапия. Вместо этого он действует через сознательное использование языка, чтобы вызвать изменения в чьих-то мыслях и поведении.

Например, центральной особенностью НЛП является идея о том, что человек склонен к одной сенсорной системе, известной как предпочтительная репрезентативная система или ПРС.

Терапевты могут определить это предпочтение через язык. Такие фразы, как «Я понимаю вашу точку зрения», могут сигнализировать о визуальном PRS. Или «Я слышу вашу точку зрения» может сигнализировать о слуховом PRS.

Практикующий НЛП определяет PRS человека и основывает на нем свою терапевтическую схему. Структура может включать в себя установление взаимопонимания, сбор информации и постановку целей с ними.

НЛП — это широкая область практики. Таким образом, практикующие НЛП используют множество различных техник, в том числе следующие:

Поделиться на PinterestОдной из техник НЛП является попытка удалить негативные мысли и чувства, связанные с прошлым событием.

  • Анкеровка : Превращение сенсорных переживаний в триггеры определенных эмоциональных состояний.
  • Взаимопонимание : Практикующий настраивается на человека, сопоставляя его физическое поведение, чтобы улучшить общение и реакцию через эмпатию.
  • Взмах паттерна : Изменение паттернов поведения или мысли, чтобы прийти к желаемому, а не к нежелательному результату.
  • Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) : Попытка избавиться от негативных мыслей и чувств, связанных с прошлым событием.

НЛП используется как метод личного развития посредством развития таких навыков, как самоанализ, уверенность и общение.

Практики применяют НЛП в коммерческих целях для достижения рабочих целей, таких как повышение производительности или продвижение по службе.

Более широко он применяется в качестве терапии психологических расстройств, включая фобии, депрессию, генерализованные тревожные расстройства или ГТР, а также посттравматическое стрессовое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.

Поделиться на PinterestДо сих пор не проводилось серьезных исследований, доказывающих эффективность НЛП.

Определить эффективность НЛП сложно по нескольким причинам.

НЛП не подвергалось такому же стандарту научной строгости, как более известные методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-поведенческая терапия.

Отсутствие формального регулирования и коммерческая ценность НЛП означают, что заявления о его эффективности могут быть анекдотичными или исходить от поставщика НЛП. Поставщики НЛП будут финансово заинтересованы в успехе НЛП, поэтому их доказательства трудно использовать.

Более того, научные исследования НЛП дали смешанные результаты.

Некоторые исследования выявили преимущества, связанные с НЛП. Например, исследование, опубликованное в журнале Counseling and Psychotherapy Research , показало, что у пациентов психотерапии улучшились психологические симптомы и качество жизни после НЛП по сравнению с контрольной группой.

Однако обзор 10 доступных исследований по НЛП, опубликованный в The British Journal of General Practice , был менее благоприятным.

Он пришел к выводу, что существует мало доказательств эффективности НЛП в лечении состояний, связанных со здоровьем, включая тревожные расстройства, управление весом и злоупотребление психоактивными веществами. Это произошло из-за ограниченного количества и качества доступных исследований, а не из-за доказательств того, что НЛП не работает.

В 2014 году в отчете Канадского агентства по лекарственным средствам и технологиям в области здравоохранения не было обнаружено клинических доказательств эффективности НЛП при лечении посттравматического стрессового расстройства, ГТР или депрессии.

Тем не менее, дальнейший обзор исследований, опубликованный в 2015 году, показал, что терапия НЛП оказывает положительное влияние на людей с социальными или психологическими проблемами, хотя авторы заявили, что необходимы дополнительные исследования.

Теоретическая основа НЛП также подвергалась критике из-за отсутствия доказательной базы.

В статье, опубликованной в 2009 году, сделан вывод о том, что спустя три десятилетия теории, лежащие в основе НЛП, все еще не заслуживают доверия, а доказательства его эффективности были лишь анекдотичными.

В обзорном документе 2010 года была предпринята попытка оценить результаты исследований, касающихся теорий, лежащих в основе НЛП. Было обнаружено, что из 33 включенных исследований только 18 процентов поддерживают теории, лежащие в основе НЛП.

Итак, несмотря на более чем 4 десятилетия его существования, ни эффективность НЛП, ни обоснованность теорий не были четко продемонстрированы солидными исследованиями.

Кроме того, стоит отметить, что исследования в основном проводились в терапевтических учреждениях, и лишь немногие изучали эффективность НЛП в коммерческих условиях.

Изучение того, насколько хорошо работает НЛП, также сопряжено с рядом практических проблем, которые усугубляют отсутствие ясности в этом вопросе.

Добавить комментарий